Путешествие в страну словообразования
презентация урока для интерактивной доски по логопедии (3 класс)
Путешествие с мудрой Совой в страну словобразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie.zip | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в страну Словообразования »
для обучающихся 3 классов
Цель: Создание условий для формирования у детей интереса к родному языку.
- Способствовать пробуждению потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формировать учебные компетенции;
- воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку.
1.Ведущий: « Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем внеклассное мероприятие по русскому языку, которое называется «Путешествие в страну Словообразования». ( слайд 1 ). А что называют словообразованием? А словоизменением? (слайд2 ).
А путешествовать будем с мудрой Совой, которая принесла для нас карту этой страны. Ребята рассматривают карту. ( слайд 3 ). Оценивать работу будем в маршрутном листе урока. За каждое задание можно поставить себе : + или +_ или -.
Итак , прошу начать наш путь с разминки.
2.Пора причалить на первый остров в море , главной части родственных слов, в которой заключено их общее значение.( остров корней ). Задание: выбрать из карточек родственные слова к тому, которое я назову. Учитель называет слова: голова, дорога и земля. Ученики в конце ставят себе за ответы значки в маршрутный лист.
3.На острове беда: родители-животные потеряли своих малышей, давайте им поможем. Будем называть правильно детенышей животных. ( слайд 3 ) Все ли пары слов родственные слова? ( нет, некоторые не имеют одинаковых корней, хотя блики по значению).
4.Следующий остров части слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов .( приставка). На карте мы видим деревья, и мы попадаем в лес. ( слайд 5 ). Прочитайте про себя текст. Что вы прочитали? (загадку) Кто отгадал ее? С чем сравнивает тучу автор? Прочитайте выразительно. Спишите загадку, вставляя пропущенные гласные в приставки. Доп. Задание: придумайте родственные глаголы с другими приставками. Затем ученик называет приставки в словах, остальные проверяют, отмечают в маршрутном листе урока результат.
4. Новый остров части слова, которая служит для образования новых слов и стоит после корня .( суффикса). Нас ждет гора восхождения. ( слайд 6 ). Кто догадался: какое задание нужно выполнить? Списать, вставить гласные, выделить суффиксы. Самопроверка по образцу. Результат в маршрутный лист урока.
5. А теперь на дорогу открытий ! Составьте и запишите 3 слова, пользуясь таблицей. (слайд 7). Корень нужно взять у слов 1 столбика и добавить суффикс 2 столбика. Запишите.Какой общий суффикс? Есть ли слова близкие по смыслу? Подчеркните. Значит, суффикс указывает на значение слова. У вас на партах карточки : составьте еще 3 слова суффиксальным способом. Приготовьтесь отвечать по плану. ( слайд 8).
6. Путешествие подходит к концу, пора возвращаться. Прочитаем стихотворение. (слайд 9). Покажите, кому понравился урок. (смайлики).
7. Подведем итоги : работа по маршрутному листу. Назовите тему урока, цели и результаты урока, оцените себя.
Источник
Урок русского языка «Путешествие в страну Словообразование»
Выбранный для просмотра документ Путешествие в страну Словообразование.doc
Подробный конспект урока.
Путешествие в страну Словообразование
Автор урока (ФИО, должность)
Никитина Наталья Андреевна учитель русского языка и литературы
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22
Красноярский край г.Красноярск
Повторение и закрепление изученного
систематизировать, закрепить и проконтролировать знания, полученные по словообразованию в 6 классе.
создать предпосылки для обогащения словарного запаса учащихся и усвоения условий выбора правильных буквенных написаний в приставках, корнях и суффиксах на основе знаний, полученных при изучении раздела «Словообразование»
способствовать развитию творческих способностей учащихся; развивать речевые навыки
выработать навыки групповой работы, умение объективно оценивать свои знания и знания своих товарищей,
воспитывать чувство товарищества и ответственности не только за себя, но и за других
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
Актуализируется и закрепляются знания терминов по словообразованию, значение морфем, однокоренные слова. Повторят и закрепят ЗУН по темам «Чередование гласных в корне слова» и «Буквы И/Ы после приставок»
Повторение и закрепление ЗУН по морфемному и словообразовательному разборам, умение работать со словообразовательной моделью слова
Повторение пунктуации. Развитие творческих способностей и речевых навыков.
Вырабатываются навыки групповой работы, оценки работы товарищей и самооценки.
Необходимое оборудование и материалы
проектор, компьютер; раздаточный материал: карточки и маршрутные листы
Подробный конспект урока
Ребята! Запишите число и классная работа в тетради.
Я предлагаю вам, отправится в путешествие-исследование, цель его – исследовать страну, имя которой Словообразование, Будем учиться ориентироваться на местности в этой лингвистической стране. Компасом будут служить ваши знания…
Ход и содержание урока
— Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Какое это предложение? Как вы понимаете это высказывание?
Перед началом путешествия проверим ваше лингвистическое здоровье, смекалку умение быстро работать.
Что такое словообразование?
Что такое морфема? (Это значимая часть слова.)
Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.)
Какие морфемы используются для образования новых слов, а какие для изменения форм слова? (Для образования новых слов используются приставка и суффикс, для изменения форм слова – окончание)
Назовите способы русского словообразования. (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ с соединительной гласной, сложение основ без соединительной гласной)
Какие морфемы почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (приставка и суффикс различаются местоположением по отношению к корню)
Учитель: Лингвистическое здоровье проверено, путешествие-исследование разрешается всем. Мы отправляемся в путь. Вот и первый пункт – остров Морфемы. Слайд 2 — 3
И, чтобы освежить наши знания, предлагаю вам послушать этюд «Душа слова» и угадать о какой части слова идет речь . А так же ответить на вопрос: Почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова? Слайд 4
Встретились части речи на стали рассказывать о себе:
«Слово с моем представление – это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце – это Я. Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющие тепло улыбаться. А другие – таят в себе зло, равнодушие, корысть и зависть», — говорит одна часть слова. Как вы думаете, какая часть слова может называть себя сердцем слова? (корень) Почему? (в корне заключено лексическое значение слова)
Другая часть слова сказала: «Я голова слова! Я все время думает, как помочь сердцу слова лучше выразить значение слова. Трудно сердцу без головы. Вот смотрите: шел, шла, шли. Куда, зачем – попробуй, догадайся! А если впереди встану Я , много становится ясным: пришел, пошел, зашел, обошел… Вот что значит слово «с головой»!». Какая часть слова может считаться головой слова?
« А Я – это руки! Да, волшебные руки! Я могу все! Изменить размер и рост! Со мной не просто дом, а маленький домик, домишко, или огромный домина, домище! Я способен даже превратить здание в человека. Не верите?», — заявила еще одна часть слова. Как можно превратить здание в человека? (Подсказка для учащихся: в каком здании мы находимся? Школа – школьник.) «Да что здание – целый город. Город – горожанин. Правда, здорово? Маленький, да удаленький !» — продолжала хвастаться часть слова. Что это за часть слова? (суффикс)
Последняя часть слова грустно промолвила: «А что же такое Я? Смысла не изменяю, значит, я только одежда? Как ни «нарядить» слово, все равно оно будет обозначать то же самое».
« Зато ты помогаешь спастись слову от одиночества. Был один товарищ — появились товарищи», — успокоили ее другие части слова. «Сколько нас, самых разных! Что ж, слова, как и мы, люди, стремятся разнообразно и модно одеваться», — продолжила часть слова. Какую часть слова можно считать «одеждой» слова?
Вот мы и узнали о душе слова.
Итак, почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова?
А бывает так, что суффикс управляет корнем? (чередование)
А приставка может изменить корень? (правописание И\Ы после приставок)
А вы помните правописание таких слов? Давайте проверим. Вставьте пропущенные буквы в слова и запишите их в тетрадь. Слайд 5 Проверка слайд 6
Учитель: Жители острова предлагают вам решить шарады. Шарада — это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов. Сложив вместе отгаданные части, получаем искомое слово. Ваша задача – собрать слово и объяснить его правописание.
Командам раздаются карточки
Корень извлечь из НАЧИНКИ не сложно,
Приставка в СОСУДЕ хранится надёжно,
Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь,
Вместе на темы различные пишешь.
(Сочинение)
Корень тот же, что в слове ОТДАВАТЬ
Приставка взята из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА
Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ
Корень мой в СКАЗКЕ найдёте,
Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте,
Приставка та же, что в слове РАСХОД,
Целым я излагаю событий ход.
(Рассказчик)
В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень
Суффиксы в СОБРАНИИ встретите вскоре,
В слове РАССКАЗ вы приставку найдёте,
В целом по мне на уроки пойдёте.
(Расписание)
Запишите получившиеся слова в тетрадь, выделите в них орфограммы. (Вызвать к доске)
Учитель. Находясь на острове Морфемы, мы познакомились с трудолюбивыми жителями этого населенного пункта, повторили значение морфем и их месторасположение в слове. Можем продолжать наш путь. А для этого надо встать. Сейчас у нас физкультминутка. Но не простая. Читая стихи и выполняя упражнения вам надо обратить внимание на морфему, которая помогает вырасти слову ДОМ.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА слайд 7
Ходит Суффикс по дорожке
И играет на гармошке…
Вот домишко. Это домик.
Где-то здесь гуляет гномик.
Вот домище великана,
Великана Истукана…
Побежали от него,
чтоб не тронул никого.
ходьба на месте 3-4 сек.
руки перед грудью, рывки руками
наклониться, разогнуться
повороты головы
подняться на носочки, руки вверх,
потянуться
бег на месте 2-3 сек.
Слайд 8 Дорога привела нас в деревню Родственники. Здесь живут родственные слова.
Какие слова мы называем родственными? (Слова, имеющие один и тот же корень, но разное лексическое значение.)
Жители деревни предлагают вас следующие задания: прочитать тексты и ответить на вопрос: “Являются ли однокоренными выделенные слова?” Свой ответ нужно обосновать.
Слайд 9 Выписать в тетради только те слова, которые являются однокоренными.
Молвил слон, подставив бок:
Прислонись ко мне, сынок?
Прислонясь к слону, слонёнок
Отдохнул, набрал силёнок,
И задолго до луны
Дальше двинулись слоны.
(Я. Козловский)
Дождик льёт – кругом вода,
Мокнут столб и провода.
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода,
От бегущих быстрых вод
Задрожал водоотвод.
(Л. Яхин)
– Я – гусь, это – гусыня, это наши гусята. А ты кто?
— А я ваша тётя – гусеница.
Если б дали берёзе расчёску
Изменила б берёза причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
(И. Токмакова)
Молодцы! С заданием справились легко. А сейчас я предлагаю вам прочитать и записать в тетрадь интересное высказывание Рыбникова: «Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаенный смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек!» слайд 14
Учитель: Продолжим наше путешествие.
Учитель. А вот нас уже кто-то встречает. Посмотрите, морфемы выстроились в ряд. Что бы это могло означать? Ребята, вы знаете? (Они показывают словообразовательную модель.)
— Что такое словообразовательная модель? (Схема, по которой построено слово.)
По-видимому, прежде чем попасть в следующий населённый пункт командам нужно выполнить задание.
Предлагается на каждую словообразовательную модель придумать слова.
Все успешно справились с заданием. Путь открыт. Мы прибыли в поселок Словомодель.
Продолжим путешествие по лингвистической стране.
Учитель: Кто первый соберет слово:
Корень у слова БОРЕЦ,
Приставку возьмите у слова РАЗДУТЬ,
Окончание у слова ПЕНЬ (разбор)
Учащиеся определяют на слух части слова, а получившееся слово появляется на экране по щелчку мыши.
Учитель: Какие виды разбора вы знаете? У вас есть памятки о словообразовательном и морфемном разборах? Используйте их для выполнения следующего задания.
Группа 1. Из данных слов выпишите те, которые образованы приставочным способом. Узаконить, сверхмощный, тишь, каблучок, лётчик-испытатель, первый (ученик в классе), звукозапись, подгруппа, новизна, (вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить, больной (на приёме у врача), спецкор, желтоватый, загородный, дописать, физкультура, двадцать
Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов.
Группа 2 . Из данных слов выпишите те, которые образованы суффиксальным и бессуффиксным способом. Узаконить, сверхмощный, тишь, каблучок, лётчик-испытатель, первый (ученик в классе), звукозапись, подгруппа, новизна, (вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить, больной (на приёме у врача), спецкор, желтоватый, загородный, дописать, , физкультура, двадцать
Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов.
Группа 3. Из данных слов выпишите те, которые образованы приставочно-суффиксальным способом. Узаконить, сверхмощный, тишь, каблучок, лётчик-испытатель, первый (ученик в классе), звукозапись, подгруппа, новизна, (вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить, больной (на приёме у врача), спецкор, желтоватый, загородный, дописать, , физкультура, двадцать
Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов.
Группа 4. Из данных слов выпишите те, которые образованы путём перехода из одной части речи в другую.Узаконить, сверхмощный, тишь, каблучок, лётчик-испытатель, первый (ученик в классе), звукозапись, подгруппа, новизна, (вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить, больной (на приёме у врача), спецкор, желтоватый, загородный, дописать, , физкультура, двадцать
Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов.
Учитель. Хорошо, и с этим заданием все справились. Наше путешествие подходит к концу. Мы побывали во многих населенных пунктах страны Словообразование, познакомились с ее достопримечательностями.
Учитель обращает внимание учащихся на слайд 19
СЛОВА, ДРУЖИЩЕ, – ЭТО КАК ЛИСТЬЯ НА ДЕРЕВЕ, И, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, ПОЧЕМУ ЛИСТ ТАКОВ, А НЕ ИНОЙ, НУЖНО ЗНАТЬ, КАК РАСТЁТ ДЕРЕВО, НУЖНО УЧИТЬСЯ. М. ГОРЬКИЙ
Учитель. Какова основная мысль высказывания? (Ответы учащихся). Путешествие наше подошло к концу, но на карте страны осталось ещё несколько не исследованных территорий. Наше путешествие мы продолжим в 7 классе. А сейчас, давайте вспомним, чем мы занимались на уроке?
Учитель: Предлагаю вернуться к нашему эпиграфу: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково» Как вы понимаете эти слова? Нужно ли знать части слова и как слово образовано, чтобы написать его правильно?
Проверка и оценивание ЗУНКов
Фронтальный опрос по терминам и вопросам
Практическое задание на правила «Чередование гласных в корне слова», «Приставки ПРИ- ПРЕ», «Правописание И/Ы после приставок»
Решение шарад – умение выделять морфемы в словах. Контроль работы у доски
Физминутка – выделение суффиксов
Найти однокоренные слова и обосновать свой выбор. Повторение омонимичных корней. Устный ответ
Умение составлять слова по словообразовательной модели. Устный ответ
Морфемный и словообразовательный разбор. Контроль у доски
Подведение итогов в командах. Самооценка.
Рефлексия деятельности на уроке
Путешествие наше подошло к концу, но на карте страны осталось ещё несколько не исследованных территорий. Наше путешествие мы продолжим в 7 классе. А сейчас, давайте вспомним, чем мы занимались на уроке?
Составить шарады на составление слов из разных частей
Дополнительная необходимая информация
В помощь учителю
Использованные источники и литература (если имеются)
Волина В.В. Веселая грамматика. – М.:Знание, 1995
Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – Л: Просвещение, 1967
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить
Использование презентации добавляет наглядности уроку, т.к. выбрана форма путешествия. На уроке была использована электронная физкультминутка для глаз, созданная учащимися.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
Данный урок последний в теме «Словообразование» в 6 классе.
Источник