Путешествие по стране устное народное творчество

Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну «Устное народное творчество»
методическая разработка на тему

Внеклассное мероприятие для начальных классов

Скачать:

Вложение Размер
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx 22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам».

Конспект внеклассного мероприятия для начальных классов на тему:

« Путешествие в страну « Устное народное творчество»

Учитель начальных классов: Доронина М.Ю.

Цель: формировать знания об устном народном творчестве.

Задачи:
Образовательные:
• Уточнить знания обучающихся о жанрах русского народного творчества.
Коррекционно-развивающие :
• развивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышление;
• корригировать и развивать связную речь;
• корригировать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;
• коррекция двигательных нарушений;
Воспитательные:
• воспитывать положительную учебную мотивацию;
• доброжелательное отношение друг к другу.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, игровая.

Оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам, карта с жанрами, пословицы, поговорки, сказки, частушки, колыбельные песни, потешки, прибаутки, презентация, музыкальное сопровождение.

1. Вступительная часть.

— Что означают слова «Русь», «Россия»?
— Каждый человек должен любить, уважать традиции, культуру народа, чтить, ценить людей, совершавших подвиги, знать историю…
— Сегодня мы узнаем частицу нашей истории и для этого отправимся в путешествие в страну «Устное народное творчество». Кто из вас знает, что такое «Устное народное творчество»?
Устное народное творчество — это «народная мудрость». Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки, прибаутки, потешки. В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа. Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам.
Вот почему произведения, которые передавались устно «из уст в уста» – и называются устное, создавал эти произведения народ — поэтому народное, творил, придумывал — поэтому творчество.
Целыми веками жили эти произведения в народной памяти. Только в конце XVIII века ученые начали понимать ценность устного народного творчества и стали его собирать и записывать. Теперь мы с вами можем читать русские народные сказки, отгадывать загадки, проговаривать скороговорки.
— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну «Устное народное творчество». Мы разделимся на 3 команды . Не забывайте, работать в команде вы должны дружно, помогать друг другу. Тогда все препятствия мы преодолеем.

2. Основная часть.

1 остановка: Пословицы.

«Без пословицы не проживёшь», – говорит старинная пословица, с этим трудно не согласиться. Пословицы складывались на Руси задолго до того, как появилась грамота. Старинные пословицы и поговорки живут в нашем родном языке и сегодня. Они украшают нашу речь, делают её ярче, живее, остроумнее. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. В народных пословицах отразились все стороны жизни народа.
Предлагаю вашему вниманию конкурс «Паутина пословиц». Каждая команда получает конверт с заданием. Нужно соединить начало и конец пословицы.
1 команда
Нет друга — ищи , а нашёл — береги.
2 команда
Труд кормит, а лень портит.

3 команда
Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Конкурс «Закончите пословицы».
1 команда
Старый друг лучше…(новых двух).
2 команда
Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей)

3 команда
Ученье свет, …(а неученье тьма).

2 остановка: Поговорки

Каждая команда получает конверт с заданием. Вам нужно найти конец поговорки на картинке.

Труслив как… заяц.

Голоден как… волк.

Колючий как…ёж.

3 остановка: Скороговорки
— Когда ребёнок уже умеет говорить, но ещё не все звуки у него получаются, тут на помощь ему приходят скороговорки или чистоговорки. Скороговорка – весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Вся прелесть скороговорки в том, что её с первого раза ни за что не проговоришь. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет. Недаром в народе говорится: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».
— Сегодня мы предлагаем вам произнести некоторые из них.

Скороговорки:
1 команда:
1)Все бобры для своих бобрят добры.
2)Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

2 команда
1)Иней лег на ветви ели
Иглы за ночь побелели.

2)Слишком много ножек у сороконожек
3 команда:
1)Белые бараны били в барабаны.
2)Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.

4 остановка: Загадки.
-Ум, знания, сообразительность подрастающий ребёнок должен был проявить в отгадывании загадок. Загадка – это мудрёный вопрос, данный человеку для того, чтобы развивать в нём догадливость. Для загадок нет мелочей, нет ничего неинтересного. Загадка – игра на узнавание, отгадывание. Разоблачение того, что спрятано и скрыто.
— Предлагаем вам конкурс «Загадочная загадка».

1. Тёплый, мягкий и блестящий,

С тёмной корочкой хрустящей.

Спросим мы у детушек-

Что же это? ( хлебушек)

2. Сделан он из молока,

Но тверды его бока.

В нём так много разных дыр.

Догадались? Это…( сыр)

3. Что за белая водица

С фермы к нам в бидонах мчится?

Мы ответ нашли легко.

Это просто….( молоко).

4. В белом мешочке жёлтый камушек ( яйцо)

5. Что за белые крупинки?

Не зерно и не снежинки.

Скисло молоко — и в срок

Получили мы. (творог)

6. Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться? ( каша).

5 остановка: Русские народные сказки.
В сказках наши предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям.
А сейчас мы попадем на самую любимую всеми остановку “Сказка”. Я уверена, что её любят не только дети, но и взрослые. Проверим, как вы знаете сказки.

1 конкурс « Назови сказку» по иллюстрации. Дети отгадывают название сказки по иллюстрации.

2 конкурс. «Узнай сказку и её героев»
Сказки просят:
— А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!
1) Отворили дверь козлята
И… пропали все куда – то!
(«Волк и семеро козлят»)
2) В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня,
Реченька, спаси меня!
(«Гуси – лебеди)
3) Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом…
(«Лиса и журавль»)
4) Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка.
(«Снегурочка»)
5) Румяный круглый паренек,
Сбежал из дома на денек.
С веселой песенкой бродил
И все напасти обходил.
До той поры пока в лесу
Не встретил хитрую лису.
( «Колобок».)
6) Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал-
И с тех пор забот не знал.
( «По щучьему веленью» )

3.Конкурс
Капитаны должны вставить в названия сказок пропущенные слова. (Задания для капитанов одинаковые)
Кто из капитанов выполнит задание правильно и быстро..
1. Поди туда – не знаю куда, __________ то – не знаю что.
2. Сестрица __________ и братец Иванушка.
3. Иван – царевич и ___________волк.
4. У страха _________ велики.
5. _________ из топора.
Слова для справок: принеси, серый, ясный, каша, Алёнушка, глаза.

Следующее задание « Исправь ошибку»

Иван-царевич и зелёный волк.

Мальчик с кулачок.


Наше занятие подошло к концу, но не закончилось наше путешествие по стране устного народного творчества. Сегодня мы прикоснулись к малой частичке этого волшебного искусства. Я предлагаю вам прочитать эти интересные книги (показ выставки книг) и продолжить знакомство с устным народным творчеством.
Большое спасибо всем участникам!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал предназначен для внеклассного мероприятия в рамках проведения математической недели.

Это мероприятие проводилось в 1-2 классах.

Прививает любовь к устному народному творчеству, расширяет кругозор учащихся.

Игра – путешествие по стране«Устное народное творчество».

Материал содержит разработку и презентацию к уроку внеклассного чтения для 2 — 4 классов. В игровой форме материал позволит обобщить знания учащихся о видах устного народного творчества. Э.

Данные материалы позволяют познакомить учащихся с национальными играми Хакасов.

Внеклассное занятие для начальных классов по литературному чтению.

Источник

Внеклассное занятие Путешествие в страну «Устное народное творчество»
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Внеклассное занятие для начальных классов по литературному чтению.

Скачать:

Вложение Размер
vneklassnoe_zanyatie_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx 35.73 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в страну

«Устное народное творчество»

Учитель начальных классов: Пригорнева Татьяна Александровна

Цель: формировать знания об устном народном творчестве.

  • Уточнить знания обучающихся о жанрах русского народного творчества.
  • развивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышление;
  • корригировать и развивать связную речь;
  • корригировать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей;
  • коррекция двигательных нарушений;
  • воспитывать положительную учебную мотивацию;
  • доброжелательное отношение друг к другу;

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, игровая.

Оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам, карта с жанрами, пословицы, поговорки, сказки, частушки, колыбельные песни, потешки, прибаутки презентация.

1. Вступительная часть.

— Что означают слова «Русь», «Россия»?

— Каждый человек должен любить, уважать традиции, культуру народа, чтить, ценить людей, совершавших подвиги, знать историю…

— Сегодня мы узнаем частицу нашей истории и для этого отправимся в путешествие в страну «Устное народное творчество» . Кто из вас знает, что такое «Устное народное творчество»?

У стное народное творчество — это «народная мудрость». Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки, прибаутки, потешки. В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа. Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам.

(2 слайд) Вот почему произведения, которые передавались устно «из уст в уста» – и называются устное, создавал эти произведения народ — поэтому народное, творил, придумывал — поэтому творчество.

Целыми веками жили эти произведения в народной памяти. Только в конце XVIII века ученые начали понимать ценность устного народного творчества и стали его собирать и записывать. Теперь мы с вами можем читать русские народные сказки, отгадывать загадки, проговаривать скороговорки.

— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну «Устное народное творчество» . А путешествовать мы будем двумя командами. Мы разделимся на две команды 1 и 4 классы — Знайки , 2 и 3 классы — Читалки.

Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно сказать волшебное заклинание:

( встаем у своих мест и сопровождаем слова движениями)

( 4 слайд) В ладоши хлопни раз — два — три!

Руки к солнцу протяни.

Вправо — влево наклонись

И соседу улыбнись!

-Молодцы! Теперь тихо садимся на свои места. Мы отправляемся в путешествие.

— Вот перед вами карта этой удивительной страны « Устное народное творчество» , где обозначены города этой страны. (На доске вывешивается карта).

2. Основная часть.

1 остановка: Колыбельные песни ( 5слайд)

-Устное народное творчество сопровождает человека на протяжении всей жизни. Знакомство с ним начинается с самых первых дней жизни человека на Земле.
Название песни «колыбельная» происходит от слова «колыбель». Колыбель – это кроватка для младенцев, которую можно покачивать. Мама покачивала ребёнка и пела песенку. Эта песенка как будто соединялась с покачиванием, и ребёнок быстрее засыпал. Колыбельные песни наполнены материнской любовью. Сыну или дочери сулят они грядущие удачи и благополучие: «Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить».
— Задание для команд: конкурс «Лучшая колыбельная». Каждой команде исполнить колыбельную песню. (каждая команда исполняет по колыбельной песенке). Бербенцев В.

Купим сыну валенки

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет наш сынок ходить

Новы валенки носить.

2 остановка: Потешки и прибаутки ( 6 слайд)

Потешки — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки сопровождают игры с малышом. У него вырабатывается привычка соблюдать гигиенические нормы: мыть руки, расчёсывать волосы, пользоваться носовым платком. « Водичка, водичка, умой моё личико.» Потом начинаются самые первые игры, потешки: «Идёт коза рогатая. », «Ладушки».

( 7 слайд) Прибаутки – стихотворная, короткая, весёлая история, которая рассказывала мама своему ребёнку. Это маленькие сказочки, доступные детям в раннем возрасте. В них рассказывается незамысловатая история с элементарным сюжетом.

Загорелся кошкин дом.

Бежит курочка с ведром —

Заливать кошкин дом.

И сейчас я объявляю «Потешно-прибауточный марафон» . Приглашаем для участия знатоков потешек и прибауток.

Бербенцев С. Петушок, петушок,

Что ты рано встаешь?

Деткам спать не даёшь?

— Я медведя поймал!

— Да он меня не пускает!

3 остановка: Скороговорки (8 слайд)

— Когда ребёнок уже умеет говорить, но ещё не все звуки у него получаются, тут на помощь ему приходят скороговорки или чистоговорки. Скороговорка – весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Вся прелесть скороговорки в том, что её с первого раза ни за что не проговоришь. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет. Недаром в народе говорится: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».

— Сегодня мы предлагаем вам произнести некоторые из них. Приглашаются по 3 человека от команды посоревноваться в произнесении скороговорок. Итак, объявляем «Бой скороговорок» ( 9 слайд) Участники команд должны по очереди проговорить предложенные им скороговорки в быстром темпе. ( по 3 человека)

Скороговорки:
1 команда:

1)Все бобры для своих бобрят добры.

2) Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

3)Иней лег на ветви ели

Иглы за ночь побелели.

1)Белые бараны били в барабаны.

2)Слишком много ножек у сороконожек.

3)Кошка Крошка на окошке

Кашку кушала по крошке.

4 остановка: Пословицы (10 слайд)

«Без пословицы не проживёшь», – говорит старинная пословица, с этим трудно не согласиться. Пословицы складывались на Руси задолго до того, как появилась грамота. Старинные пословицы и поговорки живут в нашем родном языке и сегодня. Они украшают нашу речь, делают её ярче, живее, остроумнее. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. В народных пословицах отразились все стороны жизни народа.

Предлагаю вашему вниманию конкурс « Паутина пословиц». Приглашаются по 2 человека – знатока пословиц. Нужно соединить начало и конец пословиц. У кого быстрее это получится, тот и станет победителем.

а стоять не велит.

Нет друга, так ищи , и вода не течёт.

Под лежачий камень а нашёл, так береги.

Семь раз отмерь, коли делать нечего.

Скучен день до вечера, один раз отрежь.

— А сейчас мы отдохнем (9 слайд)

Конкурс «Закончите пословицы» (по 2пословицы каждой команде)

Старый друг лучше…(новых двух).

Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей).

Терпение и труд…(всё перетрут).

Ученье свет, …(а неученье тьма).

5 остановка: Загадки ( 10 слайд)

-Ум, знания, сообразительность подрастающий ребёнок должен был проявить в отгадывании загадок. Загадка – это мудрёный вопрос, данный человеку для того, чтобы развивать в нём догадливость. Для загадок нет мелочей, нет ничего неинтресного. Загадка – игра на узнавание, отгадывание. Разоблачение того, что спрятано и скрыто.

— Предлагаем вам конкурс « Загадочная загадка»
1. Начинаем с загадок о человеке:
— Их не сеют, не сажают –
Они сами вырастают. (Волосы)

-Два братца через дорогу живут,

А друг друга не видят (глаза)

— Тридцать два молотят,

Один поворачивает. (зубы и язык)
— Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут. (ноги)
2 . О доме:
— Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
— Никого она не обижает, а все её толкают. (Дверь)

3. Загадки про огород.
— Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках,
Кто его потрогает, тот и заплачет. (Лук)

— Закутан ребенок в сто пеленок. (капуста)

— Красный нос в в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (морковь)

— Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (тыква)

4. О диких животных:

— Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом (белка)

— На овчарку он похож.

Что ни зуб-то острый нож!

Он бежит оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

— У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (заяц)

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой (медведь)

4.О природных явлениях
— Крашеное коромысло

Над рекой повисло (радуга)
— Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

И сады и огороды

Всей округи полила.(гроза)
— Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно всё сошло. (Снег)

— И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (иней)

6 остановка: Частушки ( 11слайд)

— Частушка — ещё один интереснейший жанр устного народного творчества, короткая русская народная песня (четверостишие) юмористического содержания, передаваемая обычно устно. И сейчас я приглашаю вас на « Частушечный переполох».
( дети исполняют частушки)

Бербенцев С. Бербенцев В.

С горки ехала Иришка Поленился утром Вова

Самой быстрою была! Причесаться гребешком

Ира даже свои лыжи Подошла к нему корова

По пути обогнала! Причесала языком!

7 остановка: Русские народные сказки

В сказках наши предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям.

А сейчас мы попадем на самую любимую всеми остановку “Сказка”. Я уверена, что её любят не только дети, но и взрослые. Проверим, как вы знаете сказки.

1 конкурс « Назови сказку» по иллюстрации .(12 слайд)

2 конкурс. «Узнай сказку и её героев»

1) Отворили дверь козлята

И… пропали все куда – то!

(«Волк и семеро козлят»)

2) В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Реченька, спаси меня,

Реченька, спаси меня!

3) Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом…

4) Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка.

5) Румяный круглый паренек,
Сбежал из дома на денек.
С веселой песенкой бродил
И все напасти обходил.
До той поры пока в лесу
Не встретил хитрую лису.
( «Колобок».)

6) Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал-
И с тех пор забот не знал.
( «По щучьему веленью» )

3. Конкурс капитанов

Капитаны должны вставить в названия сказок пропущенные слова. (Задания для капитанов одинаковые).

  1. Поди туда – не знаю куда, __________ то – не знаю что.
  2. Сестрица __________ и братец Иванушка.
  3. Иван – царевич и ___________волк.
  4. У страха _________ велики.
  5. _________ из топора.

Слова для справок: принеси, серый, ясный, каша, Алёнушка, глаза.

3. Итог занятия. (13 слайд)

-А теперь подведём итог нашего путешествия, ребята сосчитайте, сколько у вас снежинок. Победители награждаются медалями 1 и 2 место

Наше занятие подошло к концу, но не закончилось наше путешествие по стране устного народного творчества. Сегодня мы прикоснулись к малой частичке этого волшебного искусства. Я предлагаю вам прочитать эти интересные книги (показ выставки книг) и продолжить знакомство с устным народным творчеством.

Большое спасибо всем участникам!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие с участием родителей, которое расширеяет кругозор детей об истории и быте русского народа.Это мероприятие закрепляет знания учащихся о жанрах устного народного творчества.

Мероприятие для проведения в классе или параллели. Полностью продумано, подобранный материал полностью соответствует данному возрасту. Позволяет воспитывать в детях личностные качества такие как любов.

Это занятие прошло в форме посиделок, способствует воспитанию патриотических качеств: любви к истории, культуре своего народа, его обрядам, быту; способствовует реализации талантов каждого ребёнка на .

Занятие кружка «Литературное творчество».

Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну Устного ненецкого народного творчества» . Мероприятие знакомит с творчеством ненецкого народа.

Народное творчество на уроках рисования 2класса.

Данную презентацию можно использовать для обобщения изученного материала.

Источник

Читайте также:  Поздравления от других стран
Оцените статью