- Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы Беседа по теме «Путешествие по Уссурийской тайге»
- Ход занятия: Вносится глобус.
- Путешествие в тайгу план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы Беседа по теме «Путешествие по Уссурийской тайге»
Ирина Игнатенко
Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы Беседа по теме «Путешествие по Уссурийской тайге»
Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы.
Беседа по теме «Путешествие по Уссурийской тайге«
Тема: «Путешествие по Уссурийской тайге»
Цели: Познакомить детей с редкими и лекарственными растениями Уссурийской тайги, подчеркнуть важную роль растений по внешним признакам и вкусовым качествам. Дать четкое представление о различии между глобусом и картой.Закрепить у детей понятия: Родина, планета Земля, Россия, горы Сихотэ-Алинь, река Уссури. Развивать воображение детей.
Пособия: Глобус, карта нашей страны, карта Приморья, карта города Уссурийск. Слайды гималайского и бурого медведя, птицы кедровки, женьшеня, зарослей папоротника. Спил бархата амурского, листья, береста березы, ветка кедра, шишка кедра, косточки и лиана лимонника.
Ход занятия: Вносится глобус.
-Интересно,на что похожа наша Земля (шар, арбуз, мяч)
-А есть ли начало и конец у шара и мяча? Есть ли край?
Значит, Земля наша бескрайняя
-Дети, а в какие цвета окрашен глобус?
(Рассмотреть с детьми глобус. Найти океаны и моря, материки, объяснить,что означают разные цвета. Найти на глобусе нашу страну
-Дети как называется наша страна?
Но наша страна Россия занимает не весь земной шар. Значит,она не бескрайняя. У нее есть границы- южная,северная, западная и восточная.
-А что такое граница?
(Вниманию детей предлагается карта страны. Выясняются ее отличия от глобуса. Находится на карте наш край. Отдельно показывается карта края, карта города. Выясняются их отличия друг от друга, о которых может рассказать карта)
-Ребята,как называется наш край?
Он расположен на восточной границе,у берегов Тихого океана. И большую часть его занимает горный хребет Сихотэ-Алинь.
Сихотэ-Алинь. Какое-то удивительное название.В переводе с языка древних обитателей этих мест означает : горы длинных западных рек. В крае около двух тысяч рек, а самые длинные из них текут на запад (Уссури, Бикин, Иман).
Горные хребты сбегают к берегу Японского моря небольшими горами-сопками. А на сопках растут….
-Какие вы знаете деревья?
Все они растут в тайге.
-Ребята, а кто из вас знает, как называется наша тайга? (Уссурийская)
-Почему? Потому что в этих местах протекает большая река Уссури.
Деревья в тайге растут густо, сплошной стеной. Под большими, высокими –деревья поменьше,внизу кустарник, а в просветах между древесными стволами и ветвями кустарника зеленеют травы. Его широкие резные листья похожи на перья огромных зеленых птиц. Ползет,крадучись, между ними лесная кошка, а листья лишь слегка покачиваются.
-А какой в тайге воздух! Представьте, что стоим мы сейчас с вами на глухой лесной опушке. Закрыли глаза и вдыхаем лесной аромат.
— Чем пахнет в лесу?
Оказывается, по аромату таежного воздуха можно определить время года. Ведь в каждое время года,даже в определенный месяц, тайга пахнет по-особенному. Очень пахучи хвойные деревья, листья березы,клена, липы, маньчжурского ореха, листья многих таежных трав. А вот цветы в тайге пахнут слабо.
Много в лесу деревьев высоких и красивых,с толстым прямым стволом. Ветви их пушистые от длинных иголок. И круглый год зеленые.
(Детям показываю ветку кедра-сосны корейской)
-Что это за дерево?
-Чем пахнут кедровые иголки?
(Дети нюхают веточку и определяют,что она пахнет смолой. Если есть,можно рассмотреть и шишку,капельки застывшей смолы на ней)
Смола у кедра и других хвойных деревьев волшебная. В старину ее называли живицей. Если ею помазать резаную рану, то рана не загноится и быстро заживет. А если в кедровом бору подольше походишь – от простуды вылечиться сможешь. Не любят микробы гриппа аромата хвои,простудные микробы погибают.
Люди в старину любили из древесины кедра строить. По-особенному легко они чувствовали себя в таких домах.
На верхних ветках кедра большие шишки вырастают. Осенью в них орехи поспевают.
-А вы любите такие орешки?
-Дети,а вы замечали,что если съешь горсть очищенных кедровых орешков, то совершенно не хочется больше есть?
Оказывается,орешки не просто вкусны,но еще и очень полезны и сытны, так как в них очень много масла. Эти замечательные плоды кедра любит не только человек, но и зверье лесное.
-Дети,а кто из лесных обитателей не прочь полакомиться плодами кедра?
(Белка, бурундук, медведь,кабан,птицы)
Показать детям слайд гималайского медведя
Очень любит шишки.
Где тайга кедровая,
Там его столовая
Этого медведя еще часто называют черным или белогрудым.
-Дети,а еще какого медведя,живущего в нашей тайге,вы знаете?
-Верно, бурый (показать слайд бурого медведя)Он тоже не прочь полакомиться вкусными орешками.
-Дети,а что умеет делать этот медведь?
-Где вы за ним наблюдали? (В цирке)
Хоть и косолапый,но этот мишка очень ловкий и хитрый. А самые большие любители кедровых орешков среди птиц –кедровки (слайд)
-Почему кедровку часто называют помощником лесовода?
-Ну, а сколько же лет живет кедр?
Есть в тайге великаны, которым по 500 лет. Еще и наших бабушек на свете не было,а эти кедры были почти такими же, как сейчас. Много видали они на своем веку. А сколько тайфунов они выдержали!
-Дети,вы слышали такое слово? Что оно означает?
Это китайское слово. В переводе на русский язык –большой ветер. Но это не только большой,очень сильный ветер, это и дождь сплошной, потоками,от которого страшные наводнения бывают.
Много интересного могли бы порассказать нам старые кедры, надо только постараться услышать среди лесного многоголосья их шепот. А кому-то,может быть, их голос покажется тихим звоном,особенно если прижаться к нему ухом и затаиться.
В заключении игровой момент.
Дети становятся в круг. Первый ребенок,например,становится землей. В руке у него клубок (впереди)веревки. Кто-нибудь называет то, что растет на земле (кедр).Первый,держа в руке конец веревки,кидает клубок другому. Третий называет того,кто ест кедровые орешки. Клубок кидают к нему. И так далее. Желательно вовлечь в игру 10-15 детей. Потом внезапно исчезают одно-два из звеньев образовавшейся цепи (например,срубили кедр, застрелили птиц)Тот,кто выбывает, отпускает веревку,биологическая цепь рушится. Такие цепи могут быть разные. Дети видят единство и взаимозависимость всего живого в мире.
Итог занятия. Анализ.
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы «Что такое лес?» Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы. по теме: «Что такое лес?» Цели и задачи: — расширять представления.
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Свойства воды» для детей средней группы Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса. 2. Совершенствовать знания детей о значении.
Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы «Земля — наш общий дом» Конспект непосредственной образовательной деятельности: «Земля – наш общий дом». Подготовительная группа. Образовательная область: Познавательное.
Конспект открытого занятия по ФЭМП подготовительной группы «Путешествие в страну Математики» Конспект открытого занятия по ФЭМП подготовительной группы по теме «Путешествие в страну Математики» Цель: формирование элементарных математических.
Конспект открытого занятия «Новости экологии» по экологическому воспитанию детей подготовительной группы Цель: закрепить нравственные понятия, связанные с отношением человека к природе. Задачи: создать условия для выражения детьми эмоций и действий.
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «В гостях у Лесовика» Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, здоровье, физкультура, безопасность. Цель: осуществление комплексного подхода.
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей средней группы «Путешествие в весенний лес» Цели: Коррекционно-образовательные: Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе (прибавление светового дня, количество.
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Мы друзья природы» в подготовительной группе Программное содержание: Образовательная: расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе; Развивающая: развивать диалогическое общение,.
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Давайте птицам помогать» в подготовительной группе Цель: формирование основ экологического воспитания. Задачи: учить детей делать кормушки из бросового материала, отгадывать загадки, упражнять.
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе «Путешествие в осенний лес» Конспект занятия Тема: Путешествие в осенний лес. Образовательная область: Познание. Интеграция обр. областей: Здоровье, коммуникация, социализация,.
Источник
Путешествие в тайгу
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_taygu_2013.docx | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 166 г. Чебоксары
непосредственной образовательной деятельности
в старшей группе
«Путешествие в тайгу»
воспитатель Алексеева В.В.
г. Чебоксары, 2013
Познавательно-исследовательская деятельность – «Здравствуй, мир!»
Тема: «Путешествие в тайгу»
Познакомить детей с особенностями природных условий тайги, формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания, закрепить умения располагать изображение на всем листе, учить передавать в рисунке различия хвойных деревьев.
Образовательные задачи: обогащать и расширять словарный запас детей, обобщать знания детей о хвойных деревьях, учить видеть характерные особенности тайги в зимнее и летнее время, воспринимать красоту природы, передавать окраску и строение хвойных деревьев.
Развивающие задачи: развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, умение рассуждать, совершенствовать координацию движений.
Воспитательные задачи: воспитывать экологическую культуру и любовь к природе, умение внимательно слушать своих товарищей и воспитателя, создавать положительный эмоциональный фон.
Задачи по развитию речи: обогащать словарь детей прилагательными, упражнять в словообразовании.
Интеграция образовательных областей : коммуникация, художественное творчество, двигательная деятельность, музыка, безопасность.
Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Оборудование : ноутбук (слайды), музыкальный центр (звуки природы), иллюстрации хвойных деревьев, оборудование для опыта (коробка, 3 картонки разной длины и одинаковой ширины, снег из пенопласта), ковер, мольберты, бумага для рисования А4 тонированная, гуашь, карандаши цветные, фломастеры, акварельные краски, баночки с водой, кисти, подставки, салфетки.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Воспитатель: А на чем можно путешествовать?
Дети: На машине, поезде…
Воспитатель: А как раньше путешествовали, когда не было ни машин, ни самолетов?
Дети: На лошадях, пешком…
Воспитатель: А как вы думаете, а в сказках герои путешествовали?
Воспитатель: А на чем они путешествовали?
Дети: В ступе, на ковре-самолете…
Воспитатель: А вот мы с вами находимся в д/с. Тут нет ни машин, ни самолетов. На чем мы с вами можем путешествовать?
Дети: На ковре-самолете.
Воспитатель: С каким средством передвижения его можно сравнить?
Дети: Самолетом, вертолетом.
Воспитатель: Чем они похожи?
Дети: Летают, вмещают много человек…
Воспитатель: Чем отличаются?
Дети: У самолета есть крылья, а у ковра-самолета нет… , может приземляться в любом месте.
Воспитатель: Да, ребята, можно сказать, что ковер-самолет – это экологически чистый транспорт. Он не выпускает в окружающую среду выхлопные газы, перемещается бесшумно. А еще он может приземлиться в любом месте.
Давайте мы тоже с вами отправимся в путешествие на сказочном ковре-самолете.
Давайте представим, что наш ковер волшебный, а у каждого ковра – самолета есть волшебные слова, которые помогают ему взлететь. А у нашего ковра вот такие слова: «Ковер поднимись».
Садитесь все на ковер, скажем волшебные слова: «Ковер, поднимись».
Ребята, давайте вспомним где же мы остановились в прошлый раз.
Воспитатель: (показ слайдов) Посмотрите нас в тундре встречают наши друзья, Таня, Ваня и Доктор Айболит. Помашите им. Летим над тундрой. Посмотрите, под нами проплывают бескрайние просторы тундры, оленьи стада, собачьи упряжки. Но вот картина стала меняться, появились высокие деревья. Как вы думаете, почему здесь появились высокие деревья, а в тундре их не было.
Дети: В тундре деревьям мешала вечная мерзлота.
Воспитатель: В тундре не было высоких деревьев от того, что к корням растений мешала вечная мерзлота. Значит, в этих местах нет вечной мерзлоты. Почему же здесь нет вечной мерзлоты, как вы думаете?
Дети: Наверное, здесь зимы не такие холодные и суровые.
Воспитатель: Правильно, здесь зимы хоть и холодные, но не такие долгие и суровые.
И вот уже лес стоит сплошной стеной. Приземляемся. Скажем волшебные слова: «Ковер, опустись». (дети выходят)
(Стоит панорама тайги)
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Мы оказались на краю огромного леса. Давайте вспомним правила поведения в лесу.
Дети: не уходить далеко от взрослых и т.д.
Воспитатель: Какие деревья вы здесь видите?
(Воспитатель называет незнакомые детям деревья, объясняет их различия – кедр, пихта, лиственница).
Ребята, а вы здесь видите дуб, березу или другие лиственные деревья. Почему же их здесь нет?
Дети: зима холодная…
Воспитатель: Посмотрите еще раз на эти деревья, что у них общего?
Дети: Иголки, хвоя…
Воспитатель: Как одним словом можно назвать эти деревья?
Воспитатель: В этих местах могут расти только хвойные деревья потому ,что жесткие иголки этих деревьев надежно защищены от суровых морозов оболочкой.
А чем еще похожи хвойные деревья ? Посмотрите на форму деревьев ,на какое геометрическое тело они похожи?
Воспитатель: У них конусообразная форма кроны. Повторите.
Воспитатель: Ребята ,в природе нет ничего случайного. Так почему же у хвойных деревьев такая крона?
Дети: Чтобы снег сползал по веткам вниз и своей тяжестью не ломал их.
Воспитатель: Мы уже ведь сказали, что человек учится у природы, а как использует такую конусообразную форму кроны хвойных деревьев. Особенно это видно в деревнях в строительстве домов.
Дети: в строительстве крыши домов.
Воспитатель: Да, в строительстве крыши домов. Такие крыши называются двухскатными. Как вы понимаете это слово?
Дети: С двух сторон скатывается.
Воспитатель: Давайте мы с вами тоже построим дом с двускатной крышей. Это у меня стена дома, а крыши у него нет. Тут рядом лежат картонки разной длины, из них нужно построить крышу.
Вика, возьми, пожалуйста, самую длинную картонку и сложи пополам. А теперь поставь ее на стены. Давайте проверим, будет ли скатываться снег с такой крыши. Максим, возьми снег и попробуй посыпать сверху.
Дети:Снег не задерживается на крыше, скатывается вниз.
(Тоже самое и с другими двумя картонками . Сыпем пока снег не перестанет сползать по крыше)
Воспитатель: Теперь скажите, какую бы вы крышу себе выбрали для дома. Обоснуйте свой ответ.
Юля: Я для своего дома сделала бы двухскатную крышу, т.к. снег сползает вниз.
Воспитатель: Итак, мы с вами ребята, где сейчас находимся, в каком лесу?
Дети: В хвойном лесу.
Воспитатель: Такой лес называется тайга. В тайге растут разные хвойные деревья. Назовите их.
Дети: Ель, сосна, пихта, кед и лиственница.
Воспитатель: А как же называется лес, состоящих из одних елей?
Воспитатель: А если в нем растут только сосны?
Дети: Сосновый бор.
Воспитатель: Ребята, если мы сейчас с вами путешествуем по тайге, как вы думаете, что у нас будет под ногами?
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Потому что сейчас зима и у нас и в тайге.
Воспитатель: Давайте встанем на лыжи и покатаемся немного. ( Имитация движения на лыжах)
Молодцы, покатались, отдохнули. ( Показ слайдов)
Ребята, а посмотрите сюда. Это летняя тайга. Посмотрите, как в тайге сумрачно, темно, почему же?
Дети: Хвойные деревья густые солнечные лучи не могут проникнуть через них.
Воспитатель: Да через густую хвою свет проникает совсем не много. Посмотрите, под ногами лежит хвойная подстилка. Много ли растений кустов, трав, цветов между деревьями?
Дети: Солнечного света мало, поэтому растений мало.
Воспитатель: Правильно, мало света бедная почва, т.к. иголки гниют медленно. Только теплолюбивые грибы, мхи, лишайники, папоротники и черника могут расти на хвойной подстилке. (Магнитофонная запись . Звуки комаров , мух.)
В теплые летние дни лес наполнен жужжание комаров, слепней, мошек. Это паразиты.
Они прокалывают или прокусывают кожу животного или человека и насыщаются его кровью.
Представьте, что вы оказались летом в тайге и на вас напали полчища комаров и мошек?
Что вы станете делать? Покажите. (Дети отмахиваются)
Дети: Птицы. (Слайды)
Воспитатель: На хвойных деревьях какие плоды растут?
Воспитатель: А кто питается ими?
Дети: Белки, бурундуки, клесты, дятлы.
Воспитатель: А теперь мы попрощаемся с нашими друзьями и отправимся обратно в наш детский сад. Сели на ковер. (Музыкальный фон “ Ковер — самолет” минусовка) Скажем, “Ковер поднимись”. Давайте поиграем в игру. Придумаем к слову “тайга” определение, какая она?
Дети: Большая, Огромная, удивительная.
Воспитатель: Вот и прилетели. Скажем, “Ковер опустись”.
Ребята, давайте поможем Тане и Ване нарисовать открытку о тайге своим родителям. Поможем?
Организованная образовательная деятельность завершена. Далее она плавно переходит в свободную деятельность детей по интересам.
Воспитатель: Вы можете выбрать бумагу, краски или карандаши. Что вы нарисуете в своем рисунке?
Дети: Хвойные деревья.
Воспитатель: Вспомните: у елки куда шишки смотрят?
Воспитатель: А у пихты?
Воспитатель: Ствол у сосны или кедра темные?
Дети: У кедра темный ствол.
Воспитатель: Сели удобно, проверили, все ли у вас готово, можете приступать.
(Рисование только по желанию, остальные дети могут перейти к игре, дети рисуют, в конце рассказывают о своих рисунках и в конверте отправляют родителям Тани и Вани, чтобы они узнали о путешествии Тани, Вани и Доктора Айболита).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Путешествие в тайгу». Программное содержание. Обобщить, систематизировать знания детей о родном крае, коренных жителях Югры — ханты и манси. Воспитывать патриотические чувства, .
Интегрированное занятие совместно с учителем-логопедом.
Проект «Путешествие в Тайгу»Актуальность: Экологическое образование дошкольников формирует экологическую культуру , экологическое сознание детей, способность понимать и любить окружающий м.
конспект образовательной деятельности «Путешествие в тайгу» подготовительная группа.
Задачи:· Расширять и закреплять знания детей о диких животных.· Рассказать детям о профессии егеря.·.
Создание условий для познавательного развития детей через ознакомление с природой тайги, с использованием здоровьесберегающей технологии.
Знакомство детей второй младшей группы с сибирским кедром.Познакомить детей с природой и животным миром Прибайкалья.
Источник