- Театр имени Наталии Сац
- Синяя птица
- Датой рождения театра считают 21 ноября 1965 года, когда состоялось первое представление — премьера оперы М.И. Красева «Морозко».
- Необычен театр и внутри: просторные вестибюли с диванчиками, ажурные мостики над фойе, дверные ручки в виде скрипичного ключа, мелодичный звонок.
- Детский музыкальный театр имени Наталии Сац
- История театра
- Детский музыкальный театр имени Наталии Сац
- Детский музыкальный театр им. Н. И. Сац
- Афиша Театра имени Натальи Сац
- Залы Детского Музыкального театра Сац
- Большая сцена
- Малый зал
- Репертуар
- Как добраться
Театр имени Наталии Сац
Синяя птица
На проспекте Вернадского находится Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Наталии Сац. Это первый в СССР музыкальный театр для детей.
Датой рождения театра считают 21 ноября 1965 года, когда состоялось первое представление — премьера оперы М.И. Красева «Морозко».
Наталия Сац мечтала создать театр в память отца — композитора Ильи Сац. Сначала собственной сцены у труппы не было, но вскоре она обосновалась в здании бывшей гостиницы Славянский базар» на Никольской улице. А уже в 1979 году театр Сац переехал в здание на проспекте Вернадского. Его спроектировали специально для театра и назвали «восьмым чудом света».
Стандартный проект из стекла и бетона Наталья Сац отвергла, так как хотела построить для детей настоящую сказку. Во время зарубежных гастролей она отмечала понравившиеся детали, а затем воплотила их в здании из ракушечника. Камень для театра привезли из Казахстана.
Здание венчает скульптура Синей птицы на арфе — это символ театра: музыку к спектаклю по пьесе Метерлинка написал Илья Сац.
Необычен театр и внутри: просторные вестибюли с диванчиками, ажурные мостики над фойе, дверные ручки в виде скрипичного ключа, мелодичный звонок.
В верхних фойе — просторный зал со скульптурами Леля, играющего на дудочке, Бояна, перебирающего струны гуслей и Орфея с кифарой. А рядом Палехская комната с панно в рост человека со сценами из «Руслана и Людмилы» М. Глинки, «Снегурочки» Н. Римского-Корсакова, «Волшебной флейты» Моцарта, «Ромео и Джульетты» У. Шекспира. Эти уникальные работы создали по заказу Натальи Сац. Здесь же вольер для птиц. Наталья Сац считала лучшей певицей синицу, поэтому решила, что в ее театре должны быть птицы.
В здании театра Сац два зала. В большом зале на 1 100 мест три сцены. Дизайн зрительного зала выполнен в морском стиле. Малый концертный зал рассчитан на 300 зрителей. Есть в театре и мемориальный кабинет Натальи Сац. Сотрудники сохранили его таким, как он был при Наталье Ильиничне.
Театр Натальи Сац — это синтетический театр, где актеры должны одновременно хорошо петь, танцевать, говорить, фехтовать, исполнять трюки.
В 2003 году, в день столетия Наталии Сац, перед зданием установили памятник основательнице работы Александра Белашова. Скульптор запечатлел Наталью Ильиничну с двумя детьми в образах Красной Шапочки и Волка.
Источник
Детский музыкальный театр имени Наталии Сац
История театра
Детский музыкальный театр имени Наталии Сац
21 ноября 1965 года. В этот день на сцене Московского театра эстрады состоялась премьера оперы М. Красева «Морозко», ознаменовавшая собой День рождения совершенно нового – Первого в мире профессионального театра оперы, балета и симфонической музыки для детей.
Первые 15 лет жизни этого уникального явления культуры, несмотря на всю его значимость, были чрезвычайно сложными: у театра не было своего помещения, где можно было бы осуществлять полномасштабные спектакли, по существу, это были годы скитаний.
И все-таки именно в эти годы были сформированы творческие и организационные принципы нового театра, появился целый ряд спектаклей, завоевавший творческий авторитет и любовь зрителей. Авторами большинства из них стали современные композиторы, создавшие новые детские оперы и балеты в тесном творческом содружестве с самим театром. Так рождались в 60-70 годы «Белоснежка» Э. Колмановского, «Мальчик-великан» Т. Хренникова, «Сёстры» Д. Кабалевского, «Три толстяка» В. Рубина, «Красная шапочка» М. Раухвергера, «Левша» Ан. Александрова, «Максимка» Б. Терентьева и др.
Параллельно с репертуаром формировалась и труппа, в основном, из выпускников музыкального института им. Гнесиных, ГИТИСа и других музыкально-театральных ВУЗов. Галина Свирбилова, Евгения Ушкова, Иветта Лаптева, Наталия Макарова – все они через несколько лет получили звания заслуженных, были в числе самых первых солистов оперы, а чуть позже Валентин Тучинский, Виктор Богаченко, Святослав Калганов, также удостоенные этого звания, Людмила Петровичева, режиссёр Ксения Осколкова и поныне ведущий солист оперы народный артист РФ Геннадий Пискунов.
Балетный коллектив как самостоятельный творческий организм сформировался несколько позднее, но несколько выпускников Ленинградского и других хореографических училищ – Игорь Чирков, Ирина Макарова (ныне заслуженная артистка РФ, балетмейстер-репетитор), Геннадий Козлов, Жанна Магаляс, Александр Царёв уже влились в коллектив и своим искусством расцвечивали и обогащали оперные спектакли.
В 1965-1968 годах сформировался и руководящий состав: на должность главного дирижёра был приглашён Виктор Михайлович Яковлев, впоследствии народный артист РФ, он вскоре привёл в театр ещё одного дирижёра – Леопольда Абрамовича Гершковича, ныне заслуженного деятеля искусств РФ. Директором-распорядителем был утверждён Виктор Петрович Проворов, помощником Н.И. Сац по художественному руководству – заслуженный деятель искусств РФ Виктор Борисович Рябов, главным балетмейстером – заслуженный деятель искусств РФ Борис Фёдорович Ляпаев, всю работу литературно-педагогической части в то время осуществляли Роксана Николаевна Сац, заслуженный учитель РФ, и Зинаида Дмитриевна Мясникова, заслуженный работник культуры.
Уже в эти годы театр гастролировал не только по стране, но и за рубежом: 1978 г. – Канада, Бельгия; 1979 г. – Австрия, Венгрия; 1981-1982 гг. – Франция, Италия, Япония, Югославия… С каждым годом число гастролей увеличивалось, и с каждой новой поездкой, новым спектаклем росла популярность театра.
Но, вместе с тем, росли трудности, связанные с отсутствием своего постоянного дома. И в конце концов наступил момент, когда жить в таком режиме стало невозможно… И вот тогда Н.И. Сац положила на стол Министра культуры заявление, в котором уведомляла, что, если не будет найден выход из этой ситуации, она отказывается от руководства созданным ею театром. Ответом явилось решение правительства о строительстве на Юго-Западе Москвы Дворца музыки для детского театра. Его возведение стало поистине всенародной стройкой. Авторами проекта были ведущие архитекторы под руководством А.А. Великанова, бессменным консультантом на протяжении всего проектирования и строительства – Наталия Ильинична Сац.
В конце 1979 г. в Международный год ребёнка было завершено строительство и состоялось открытие уникального здания театра, увенчанного скульптурой Синей птицы, которое и сегодня производит огромное впечатление на всех, кто хоть раз в нём побывал.
Все здесь призвано вводить ребенка в мир музыки и дарить ему радость. Даже дверные ручки здесь в форме скрипичного ключа. А скульптуры легендарных музыкантов древности – Леля, Орфея, Баяна?… А зал для бесед о музыке, расписанный знаменитыми мастерами палехской живописи?… Висячие мостики, с которых герои сказок приветствуют зрителей… С самых первых минут сама атмосфера театра призвана погружать ребёнка в мир гармонии, настраивать его на восприятие музыкального спектакля.
Первой премьерой на своей сцене стала «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини в постановке Н.И. Сац, партии главной героини и Пинкертона исполнили Татьяна Глухова и Юлий Глубоков, оба – заслуженные артисты РФ. Огромный успех имела эта постановка не только на сцене театра, но и на гастролях в США в 1982 году. Своё здание, своя сцена дали начало полнокровной театральной жизни балетному коллективу, осуществившему постановку балета «Синяя птица» на музыку И. Сац и М. Раухвергера в постановке Б. Ляпаева.
В 80-ые годы самыми значительными постановками стали «Джунгли» («Маугли») – опера Ш. Чалаева, постановка В. Рябова, дирижёр В. Яковлев, исполнитель главной партии – заслуженный артист РФ Виталий Ивин, и патриотические оперы А. Флярковского «Отважный трубач» и «Время таять снегам», также постановка В. Рябова, дирижер В. Яковлев. Образ главного героя, вокруг которого развёртывается действие в обеих операх, замечательно создал Валерий Барский, заслуженный артист РФ.
Всё чаще в это время театр обращается к классике. Вслед за «Мадам Баттерфляй» театр осуществляет постановку «Волшебной флейты» В.-А. Моцарта (руководитель постановки Н. Сац, режиссёр А. Леонов, дирижёр А. Яковлев). В репертуаре балетного коллектива появляется «Золушка» С. Прокофьева (балетмейстер Б. Ляпаев, дирижёр Л. Гершкович), создаётся ряд классических концертных программ, в исполнении Наталии Сац и симфонического оркестра под управлением Андрея Яковлева постоянно звучит «Петя и волк» – симфоническая сказка С. Прокофьева.
Всё ярче, всё многограннее, всё насыщеннее с каждым годом становится творческая жизнь театра, всё популярнее его спектакли, искусство Первого в мире музыкального театра для юных приобретает поистине всемирную известность. Как вдруг… 1993 год. В августе в самой торжественной обстановке отмечается 90-летие Наталии Ильиничны Сац, создателя и бессменного руководителя Детского музыкального театра. А в декабре театр осиротел.
После ухода из жизни Н.И. Сац театр возглавил директор театра Виктор Петрович Проворов. Главным режиссёром стал заслуженный деятель искусств РФ В.Б. Рябов. Балетный коллектив возглавил народный артист РФ В.П. Кириллов. Как известно, 90-ые и начало 2000-х годов были особенно трудными для всей страны, большие трудности, прежде всего материальные, выпали и на долю театра. Помогли выстоять сплоченность и любовь к своему делу коллектива, а также постоянная поддержка и помощь Московского правительства.
И в эти годы театр продолжал вести многогранную эстетическую работу просветительского характера, осуществил постановку многих новых спектаклей как на Большой, так и на Малой сценах. В частности, благодаря спонсорской помощи авиакомпании «Трансаэро» на сцене театра появилась опера Е. Подгайца «Дюймовочка», по итогам 1997 г. признанная лучшим детским спектаклем города Москвы. Этапной также стала постановка другого произведения этого же композитора – рок-классик оперы «Повелитель мух», адресованная наиболее трудной подростковой аудитории. Спектакль был отмечен высокой премией Правительства России, лауреатами стали режиссёр В.Г. Меркулов, дирижёр А.В. Яковлев, артисты К. Ивин и М. Усачев.
Целый ряд спектаклей, созданных в этот период – «Снежная королева» А. Флярковского, «Двенадцать месяцев» С. Баневича, «Дитя и волшебство» М. Равеля, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Незнайка» А. Шелыгина, «Русалочка» Т. Камышевой, «Женитьба» А.Т. Гречанинова, «Волшебник Изумрудного города» И. Якушенко и сегодня в репертуаре театра.
“ПЕРВЫЙ В МИРЕ” СЕГОДНЯ
В 2010 году художественным руководителем и директором театра стал заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии «Золотая маска» Георгий Исаакян. Это, несомненно, явилось новым импульсом дальнейшего всестороннего и, прежде всего, творческого развития театра.
Только за последние два сезона (2010–2011, 2011–2012) было выпущено 13 премьер. Крупнейшие мастера оперного и балетного искусства – Владимир Васильев, Николай Цискаридзе, Андрис Лиепа, Дмитрий Бертман стали постановщиками новых спектаклей театра.
Сегодня в текущем репертуаре театра более 30 названий. Разная тематика. Разные жанры. Разный возрастной адрес. Репертуар театра – лучшее свидетельство широты и масштабности его творческой деятельности.
Стремясь как можно раньше приобщить детей к оперному и балетному искусству, театр за последнее время осуществил ряд постановок, которые будут интересны и доступны детям 5-6 лет («Королевский бутерброд», «Айболит», «Чиполлино») и даже 3-х летнего возраста («Кошкин дом»).
Одновременно раздвигается и верхняя планка зрительского восприятия, создаются новые спектакли для подростков и юношества, знакомящие их с шедеврами оперного и балетного искусства. На сцене театра зазвучала прославленная опера С.С. Прокофьева «Любовь к трём апельсинам», впервые показана детям «Иоланта» П.И. Чайковского, в новой редакции осуществлены постановки балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» и оперы Ш. Чалаева «Маугли», состоялась премьера одноактных балетов И. Стравинского «Жар-птица» и «Петрушка», а также балет-шутка «Балда» на музыку Дм. Шостаковича. Событием стала постановка «Пиноккио», осуществлённая в 2011 году крупнейшим деятелем мирового театра Мартином Дунканом (Великобритания) на основе оперы современного английского композитора Дж. Доува.
Всё большую популярность у зрителей приобретает и Детская филармония. Все чаще в самых разных уголках театра – в ротонде, верхнем фойе, на сцене Малого зала или в зале Палеха, – можно услышать старинную или народную музыку, познакомиться с различными вокальными коллективами и самыми разными музыкальными инструментами. Но главная деятельность филармонии – ежемесячные выступления в Большом зале крупнейших мастеров современного театра и кино (таких, как народные артисты России Ирина Муравьёва, Георгий Тараторкин, Александр Филиппенко и др.), которые в сопровождении симфонического оркестра знакомят юных слушателей с выдающимися произведениями мировой литературы.
Одной из важных задач театра с первых дней его существования является стимулирование и развитие творческого начала самих детей. В 2010 году при театре была открыта детская студия.
Выставки рисунков и отзывов зрителей, беседы о музыке в Палехском зале, зрительские конференции и многое другое ежедневно осуществляют театральные педагоги, однако размах этой деятельности значительно шире. Ежегодно в дни весенних школьных каникул проходит фестиваль-смотр «Москва – Театр – Школа», в котором принимают участие школьные театры Юго-Запада Москвы, а раз в два года – Всероссийский фестиваль самодеятельных детских любительских коллективов, посвященный памяти Наталии Сац.
Источник
Детский музыкальный театр им. Н. И. Сац
Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Натальи Ильиничны Сац — известного в свое время советского и российского театрального культурного деятеля — считается одним из первых постоянных и профессиональных театров музыкальной направленности для детей.
Театр Сац был основан в самом конце 1965 года, тогда на сцене Московского театра эстрады прошла премьера первого и единственного на тот момент спектакля детского музыкального театра по произведению Михаила Ивановича Красева — «Морозко» (кстати, эта постановка до сих пор находится в репертуаре театра).
Театр Натальи Сац достаточно продолжительное время выступал на различных площадках города, пока ему не был выделен собственный дом на улице Никольская — в здании бывшей гостиницы «Славянский базар». Чуть позже, в 1979 году, Музыкальный театр Сац наконец переехал в специально спроектированное и возведенное для него строение на проспекте Вернадского, где он и располагается на сегодняшний день.
В 1987 году Детский театр Сац официально заслужил звание академического театра. В 2003 году на территории театра был установлен памятник его основательнице — известному театральному режиссеру Наталье Сац, которой в том году исполнилось бы 100 лет со дня ее рождения, — в виде этой уникальной женщины, рядом с которой стоят двое маленьких актеров в образах Красной Шапочки и Серого Волка. В 2010 году главным худруком и директором Детского музыкального театра Сац был назначен театральный режиссер Георгий Исаакян, имеющий звание заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, а также лауреата множества различных государственных премий России.
В настоящее время под эгидой Театра Сац проходит огромное количество самых разнообразных мероприятий, событий и фестивалей. Здесь организуются выставки рисунков, конференции среди зрителей театра, беседы о музыке. Весной в театре проходит ежегодный фестиваль школьных театров «Москва — Театр — Школа». Также любительские детские труппы могут поучаствовать во Всероссийском фестивале самодеятельных коллективов один раз в два года.
Несмотря на разнообразную деятельность коллектива Театра Сац, охватывающую множество областей культуры и искусства, его главной задачей всегда была постановка уникальных по своему профессионализму музыкальных спектаклей, силами профессиональной труппы артистов, мощного оснащения и отличного руководства. Цель театра — развитие творческого начала в каждом приходящем сюда ребенке, для чего в 2010 году при Музыкальном детском театре даже началу работу специальная оперная студия для детей.
Афиша Театра имени Натальи Сац
На сегодняшний день в афише Театра Сац можно увидеть больше 50 различных постановок по разнообразным сказочным, а также классическим балетным и раритетным оперным сюжетам, в которых задействованы взрослые актеры. Спектакли театра рассчитаны на малышей и подростков, но на них с удовольствием приходят и взрослые зрители. На большой сцене театра выступают мастера мировой оперы, а в малом зале проходят инструментальные вечера.
Афиша на официальном сайте театра Сац размещена на текущий месяц и два последующих. Спектакли здесь проходят в будние дни (среда, четверг и пятница) и в выходные (суббота и воскресенье). На неделе постановки начинаются обычно в вечернее время — 19:00, а в выходные и праздничные дни спектакли идут весь день — в 11, 12, 13, 16, 17 и 18 часов.
С Музыкальным театром для детей также ведут работу такие мастера современного искусства, как Андрис Лиепа, Николай Цискаридзе, Эндрю Лоуренс-Кинг и другие звезды. Театр Сац гастролирует не только по всей территории России, но и за рубежом (Лондон, Париж, Дубай и т. д.), а также участвует в различных местных, российских и международных театральных фестивалях, получает множество наград различного уровня: «Золотая Маска», «Арлекин», International Opera Awards и другие.
Залы Детского Музыкального театра Сац
В современном здании Музыкального детского театра расположено два зала: большой и малый.
Большая сцена
Большой зрительный зал имеет вместимость 1100 человек. Здесь находятся целых три сцены — центральная и боковые (правая и левая). Главная достопримечательность большой сцены — уникальный занавес, выполненные по сюжету оперы Римского-Корсакова «Садко».
Здесь проходит большая часть спектаклей Театра Сац для самых маленьких посетителей, зрителей постарше, их родителей, а также групп школьников. Места здесь установлены в виде полукруга, а сцену хорошо видно как из партера, расположенного в непосредственной близости от оркестровой ямы, так и с балкона или амфитеатра.
Малый зал
Малая концертная сцена рассчитана на небольшое количество зрителей — от 130 до 300 человек. В этом зале достаточно уютная, спокойная и необычная атмосфера. Места здесь оборудованы с двух сторон от малой сцены.
Стоимость билетов на спектакли Театра Сац составляет от 200 до 5500 руб., в зависимости от спектакля, зала и места в зрительном зале.
Билеты на представления театра можно приобрести несколькими способами:
- в кассе театра по адресу Вернадского, 5, телефон +7 (495) 1202515 (добавочный 1), часы работы: ежедневно 12:00—19:00 (в дни утренних спектаклей — с 11:00), перерыв 14:30—15:00 и 16:30—17:00. Билет можно бесплатно забронировать заранее, а можно купить непосредственно перед началом спектакля;
- купить электронный билет на официальном сайте театра Сац.
Каждому посетителю театра Сац, независимо от его возраста, необходимо приобретать отдельный входной билет.
Льготным категориям граждан (и их сопровождающим) предоставляется скидка 25% при покупке билетов на спектакли при предъявлении соответствующего документа, подтверждающего льготу:
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и Герои Социалистического Труда;
- полные кавалеры ордена Славы;
- инвалиды I и II группы;
- инвалиды и Ветераны Великой Отечественной войны;
- труженики тыла во время Великой Отечественной войны;
- жители блокадного Ленинграда и лица, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- члены многодетных семей (родители и дети);
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- военнослужащие по призыву.
Репертуар
Репертуар Театра Сац очень разнообразен и подходит практически для всех групп населения — начиная от малышей, дошкольников и школьников, заканчивая подростками и взрослыми. В репертуаре театра находятся разнообразные драматические постановки, балет и опера:
- 0+: «Мойдодыр» (опера для самых маленьких в одном действии);
- 6+: опера «Ночь перед рождеством», детская оперетта-сказка «Белоснежка», опера-сказка «Снежная королева», балет-феерия «Щелкунчик», мюзикл «Волшебник Изумрудного города» и многие другие;
- 12+: мюзикл «Жизнь и необыкновенные приключения Оливера Твиста», детектив-балет «Шерлок Холмс», балет «Лебединое озеро».
Театр Сац на Яндекс-панорамах
Как добраться
Музыкальный детский театр имени Натальи Сац находится на границе микрорайонов Раменки и Гагаринский в Юго-Западном административном округе Москвы, в городском парке имени 40-летия ВЛКСМ, рядом с Большим Московским цирком на проспекте Вернадского.
Ближайшая к театру станция московского метро называется «Университет», она расположена на Сокольнической линии. После выхода со станции необходимо будет пройти по проспекту Вернадского в сторону центра около 10 минут.
В непосредственной близости от Театра Сац находится две одноименных остановки наземного городского транспорта — «Детский музыкальный театр» на улице Николая Коперника, где останавливается автобус № С10 и «Детский музыкальный театр» на проспекте Вернадского, где проходит автобус № т28.
При групповом посещении Детского музыкального театра нужно учитывать, что рядом с его зданием нет организованных парковок для автомобилей или туристических автобусов.
До Театра Сац также можно доехать на местном такси, вызвав машину с помощью приложений: Яндекс.Такси, Uber, Gett, Maxim, такси Везет и других подобных, или заказать трансфер у местных перевозчиков: такси Дешево, Недорогое такси, Москва-24, Старое Такси, Бонус, Ситимобил, Ритм, Мегаполис, Ё-такси, ЛогиТакси, такси 956 и многих других.
Видео про Детский музыкальный театр имени Сац
Источник