Путешествие по тропинкам родного края

Игра по теме «Путешествие по лесной тропинке родного края»

Цель:

  • развивать познавательную активность детей, экологическое мышление и культуру,
  • развивать любознательность, творческие способности, закрепить знания об окружающей среде,
  • сформировать ценностное отношение к природе,
  • воспитать желание охранять природу и помогать ей,
  • систематизировать и углубить знания учащихся по темам “Растения” и “Животные”;

Оборудование:

  • наборы карточек с заданиями по каждому конкурсу;
  • подбор загадок
  • жетоны в виде различных рыбок, зверей, цветов.

Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете растительный и животный мир нашего поселка и района. В игре победит та команда, участники которой действительно хорошо знают природу, умеют правильно вести себя, готовы ее оберегать.

I. Организационный момент.

Учащиеся делятся на две команды. Каждая команда должна иметь свое название, девиз, эмблему.

(это задание дается детям заранее – за 2 недели до проведения игры).

Команды выполняют задания конкурсов, получают определенное количество фишек за правильные ответы. Команда, победившая в очередном конкурсе, получает право выбора следующего конкурса. Побеждает команда, выигравшая большее количество конкурсов.

Конкурс “Корзина цветов”

Золотая середина, и лучи идут кругом.
Это может быть картина: солнце в небе голубом.
Нет, не солнце на бумажке,
На лугу цветы. (Ромашки)

Подрастет – нарядится в беленькое платьице,
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
А пока стоит одетый в желтый сарафанчик.
А зовут его, ребята, просто . (Одуванчик)

Эта травка больно жжется,
В руки детям не дается.
Да, колючая на диво
Та зеленая. (Крапива)

В траве густой, зеленой он выглядит нарядно,
Но с пашни, как сорняк, он изгнан беспощадно.
Головка голубая и длинный стебелек –
Ну кто ж его не знает, ведь это . (Василек)

Зеленые кусточки, алые цветочки;
Когти – коготочки, стерегут цветочки.
И ограда в саду, и закуска дрозду,
И от хвори настой – душистый, густой (Шиповник)

Дерево с корою белою,
Робкое, очень несмело
Средь листьев сережки, как слезы,
У ласковой, кроткой. (Березы)

Конкурс “Маленькие тайны природы”

Команды отвечают на вопросы. За правильный ответ команда получает один балл-жетон.

  1. Куда исчезают лягушки и жабы зимой? (Спят)
  2. Какая птица подбрасывает свое яйцо в другие гнезда? (Кукушка)
  3. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
  4. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
  5. Почему снегиря так назвали? (Прилетает с первым снегом)
  6. Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы, змеи)
  7. Почему растение мать – и – мачеха так назвали? (Потому что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой — мягкий, теплый, как мать.)

Учитель зачитывает ряд слов, команды по очереди определяют лишнее слово и объясняют свое решение.

  • Собака, рысь, коза, корова, лошадь
  • Чайка, буревестник, рыбный филин, скворец
  • Пчела, муха, саранча, колорадский жук
  • Медведь, белка, барсук, бурундук, пчела.
  • Олень, кабан, лось, рысь.

Конкурс “Живая буква”

Записать названия цветов, деревьев, насекомых, рыб, птиц, зверей обитающих в нашем районе (на одну и ту же букву).

Букву можно предложить учителю, а можно предложить выбрать в ходе конкурса, непосредственно участникам игры — команде).

За 2–3 минуты заполнить таблицу

О М К
Цветок Одуванчик
Дерево Ольха
Насекомое Овод
Рыба Окунь
Птица Орел
Зверь Олень

Конкурс “Прогулка в лес”

Представьте, что вы собрались устроить пикник на лесной поляне. Какие правила поведения нужно помнить? За каждый правильный ответ – 1 фишка.

На рисунке представлены следы животных (лось, заяц, медведь, волк). Определить где, чьи следы.

Источник

Тропинками родного края
методическая разработка (6 класс) по теме

Игра-путешествие, данные можно использовать для викторины

Скачать:

Вложение Размер
tropinkami_rodnogo_kraya_-_konkurs_puteshestvie.doc 125 КБ

Предварительный просмотр:

Составила: Иванова Н.Ф.

«ТРОПИНКАМИ РОДНОГО КРАЯ»

Здравствуйте, дорогие друзья! Мы надеемся, что в этом зале собрались дети,очарованные природой и неравнодушные к ее судьбе! Сегодня мы поговорим о зверях, птицах и растительном мире нашей Родины. Наша игра будет путешествием в мир природы.

Я загадаю вам, ребята, непростые загадки. Кто любит и знает животных, отгадает их быстрее всех, потому что загадки эти — зоологические: про птиц и зверей, рыб и насекомых. А если не догадаетесь — не беда. Не всех же животных вы знаете. Их так много на Земле — больше миллиона разных видов.

Наш первый конкурс — Блиц-турнир «Про наших птиц»

Птицы обитают рядом с нами, а все же как мало мы их знаем! Давайте попробуем познакомиться с ними поближе.

  1. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвина.)
  2. Какая птица в течение года имеет три разных окраски? (Белая куропатка.)
  3. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла — 15 см.)
  4. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
  1. Когда температура тела воробья ниже — зимой или летом? (Одинакова.)
  2. Птица, истребляющая грызунов? (Сова.)
  3. Птица с абсолютно черным оперением? (Ворон.)
  4. Какая птица не умеет летать? (Страус.)
  5. Как зову птицу, которая питается змеями? (Змееед.)
  6. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)
  7. Назовите пять певчих птиц? (Соловей, жаворонок, дрозд, синица, зяблик.)
  8. О какой птице люди говорят: красота ангела, голос дьявола, поступь злодея?

Жюри подводит итоги.

А сейчас мы проведем мини-викторину «Из какой сказки эта птица?»

  1. Ласточка (Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»);
  2. Лебедь (Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»);
  1. Гусь (С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса. «;
  2. Сова (А. Милн «Винни — Пух и все-все-все»);
  3. Воробей (К. Чуковский «Тараканище»);
  4. Галчонок (Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот»);
  5. Попугай ( Г. Остер. «Зарядка для хвоста»);
  6. Петушок (А. С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)

Жюри подводит итоги.

А теперь, ребята, будьте внимательны ! Шуточная мини-викторина!

  1. Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)
  2. Петух снес яйцо, кому достанется оно? (Петухи яиц не несут)
  3. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)
  4. Как сорвать ветку, чтобы не вспугнуть птицу? ( Надо подождать, когда птица улетит).
  5. Что будет делать ворона, прожив три года? (Будет жить четвертый).
  6. Отчего гусь плавает ? ( От берега).
  7. Почему птицы летают? (По воздуху)
  8. Сколько раз нужно взять букву «а», чтобы получить птицу? (сорок «а» — сорока)
  9. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя ? ( На мокрое).
  10. Отчего петух, когда поет, закрывает глаза? ( Хочет показать, что поет наизусть).

Жюри подводит итоги.

Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского.Ведущие говорят под музыку.

Г. Х. Андерсен написал: » Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе. И дома, и на работе, весной, и в лютый холод — цветы необходимы. Без их красоты беднее становится жизнь. И сейчас мы с вами поговорим о цветах. Ведь чем больше мы знаем о родной природе, тем бережнее к ней относимся.

Итак, конкурс «Что это за цветок?»

  1. Угадайте, что это за цветок? По легенде он вырос из пылинки, упавшей со

звезды. Это наидревнейшее растение у древних греков считалось амулетом.

Его цветки — как последняя улыбка осени. Они красивы и неприхотливы —

расцветают чуть ли не зимой, выдерживая морозы до семи градусов (Астра).

  1. В народе этот цветок зовут полевыми слезками, искорками, звездочками,

зорьками и девичьей травой. Пахнет, как заморская пряность. Он — символ

борьбы и свободы (Гвоздика).

  1. Листья этого цветка похожи на листья тюльпана, на стебле — множество

цветочков. Его название по-гречески означает «цветок дождей», греки

считали его вестником печали и горя. Это комнатное и садовое растение,

цветущее ранней весной (Гиацинт).

  1. Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнана из рая, шел

сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть ее своим

вниманием, несколько снежинок превратилось в цветы. Увидев их, Ева

повеселела, у нее появилась надежда, потому этот цветок стал символом

надежды. Расцветая в окружении снегов, он и сам похож на снежинку и

выдерживает 10- градусный мороз. Он, как и ландыш, занесен в Красную

  1. Этот цветок — символ весны, олицетворяющий пробуждение природы. Венки из

этих цветов надевали на головы детям, прожившим 3 года, как бы говоря, что

миновала самая беззаботная, самая ранняя пора их жизни. Занесен в Красную

  1. Предание говорит, что когда на Земле появились первые люди, природа

позаботилась о том, чтобы они не только охотились, но и спокойно отдыхали.

Однако ночью люди продолжали бодрствовать. Тогда природа послала сон и

воткнула в землю свой жезл. Сновидения окутали жезл воздушными грезами,

ночь вдохнула в него жизнь, и жезл пустил корни, зазеленел и раскрылся

красивыми цветами. Так на Земле появился цветок грез. (Мак).

Жюри подводит итоги.

А сейчас у нас — загадки о цветах!

  1. Меня называют царицей цветов.За цвет и за запах моих лепестков.

Хоть куст мой зеленый вас ранить готовНо кто ж не простит мне колючих шипов?

  1. Знакома с детства каждому Их белая рубашка.

С срединой ярко-желтою Веселая . (Ромашка)

  1. Головка голубаяИ длинный стебелек.

Ну кто его не знает? Это. ( Василек)

  1. Погляди-ка, погляди-ка,Что за красный огонек? Эта алая . (Гвоздика)
  2. Жаркий празднует денек. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)

Жюри подводит итоги.

Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов — этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего на земле поэтичнее и живописнее цветов — этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат как гимн природе, нежности, любви.

И сейчас для вас, ребята, викторина «Все о цветах»

  1. Как звали человека, который очень хотел сделать каменный цветок?
  1. В каком произведении герои летали на воздушном шаре в Цветочный город?

(Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей).

  1. Какой необыкновенный цветок описал С. Т. Аксаков? (Аленький цветочек)
  2. Героиня какой книги произносила слова: «Лети, лети, лепесток, через запад

на восток. (Катаев В. П. Цветик-семицветик)

  1. От какого цветка приходил в ужас тигр Шерхан? (От огненного цветка)
  2. Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка)
  3. Какой цветок имеет прямое отношение к царю зверей? (Львиный зев)
  4. Как называется универсальное средство для определения степени влюбленности молодого человека в девушку? (Гадание на ромашке)
  5. Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцисс)
  6. Какой известный писатель и в какой сказке заставил цвести подснежники в

январе? (С. Я. Маршак. Сказка «Двенадцать месяцев»)

  1. Какой цветок полицейские всего мира считают врагом номер один? (Мак)
  2. Как назывался напиток древнегреческих богов, сделанный из цветочной

Жюри подводит итоги.

Каждый год к нам в гости приходит золотая волшебница Осень. Летят, кружатся листья: золотые, зеленые, темно-красные, багровые. А потом шуршат под ногами, создавая неповторимый звук.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Сейчас, ребята, мы проведем с вами конкурс —

биологическую экспертизу «Чьи это листья?»

На столиках лежат листья липы, черемухи, малины, шиповника, репейника и др. Вызываются участники конкурса, им выдаются карточки с названиями растений, листья которых лежат на столиках. Выигрывает тот, кто быстро и правильно угадает все листья.

Жюри подводит итоги.

Как часто мы называем природу чудесницей. Она полна тайн и загадок.

Ты раскрой мне, природа, объятия,

Чтоб я слился с красою твоей!

Ты, высокое небо, далекое,

Беспредельный простор голубой!

Ты, зеленое поле широкое!

Только к вам я стремлюся душой!

Дорогие ребята, давайте вместе побываем в гостях у чудесницы-природы, попытаемся разгадать ее тайны.

  1. Кто на себе свой домик носит? ( Улитка, черепаха)
  2. Кто из птиц вместо гнезд роет норы? (Зимородок, ласточка-береговушка)
  3. Какие птицы сами говорят, как их зовут (Галка — «галя», кукушка — «ку-ку»)
  4. Кто ногами слышит? ( Кузнечик)
  5. У какой рыбы обезьяний хвост? (У морского конька)
  6. У кого оба глаза на одном боку? (У камбалы)
  7. Зеленый поясок в траве затерялся. Кто это? ( Ящерица, гусеница)
  8. Мастер шубу себе сшил, а иглу вынуть забыл. Кто это? (Ерш, еж)
  9. У кого впереди шильце, сзади вильце, а на груди белое полотенце? (У ласточки)
  10. Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. Кто я? (Верблюд)
  11. Не птица, а летает. С хоботом, а не слон. Никто не приручал, а на нос садится. Про кого так говорят? (Про муху)
  12. Кто модница крылата, платье полосато, Ростом хоть и кроха, укусит — будет плохо? (Оса)
  13. Мой хвост не отличишь от головы, меня всегда в земле найдете вы. О ком это?

Жюри подводит итоги.

А сейчас у нас конкурс актерского мастерстваВам надо будет изобразить пантомимой кошку и собаку. В конкурсе принимают участие 2 человека.

Вот и закончилось наше путешествие в мир природы. Надеюсь, что вам захочется вспомнить прочитанное, понаблюдать еще раз за поведением птиц и зверей, послушать повнимательнее песенки соловья и жаворонка. И очень может быть, что сегодня вы открыли для себя что-то необыкновенное.

Человек никогда не удовлетворится лицезрением самой дивной красоты, если она не заключена в его сердце. Ты гляди на самые прекрасные деревья, броди по самым распрекрасным лесам, нюхай самые душистые цветы, лицезрей самые очаровательные зори, восхищайся самыми изумительными пейзажами — рекой, горой, опушкой, но если их нет в твоем сердце, они не тронут тебя. И если, глядя на небо, ты увидел звезду и залюбовался ею и у тебя нет сил оторвать о нее глаз, ты готов стоять день-два, хоть всю жизнь, как перед самой недоступной красавицей, — значит, ты не просто встретил ее, а еще раньше имел в своем сердце. Лес, звезды, река — все красоты мира — это не что иное, как отражение того, что живет в нашем сердце, в нашей душе.

Источник

Читайте также:  Поселки крыма для отдыха 2020
Оцените статью