Путешествие по тундре для школьников

Занятие «Путешествие по тундре»

Презентация к уроку

Цель: формирование целостного взгляда о растительном и животном мире тундры и участие человека в ее изучении и сохранении жизни на ней.

Задачи:

  • Познакомить обучающихся с особенностями растительного и животного мира тундры.
  • Расширить представление о деятельности людей по охране природы.
  • Воспитывать любовь к окружающему миру.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие по тундре.

Скажите, пожалуйста, что вы знаете о тундре (проверка домашнего задания, мини-сочинений «Что я знаю о тундре»)

На Севере России, в Сибири, раскинулись тундровые просторы трех полуостровов: Ямальского, Гыданского и Тазовского. Их омывают воды Обской губы и Карского моря.

Слово «тундра» произошло от финского «тунтури», что значит «безлесная равнина».

Слайд «Тундра»

Чтобы отправится в путешествие нам необходимо выбрать вид транспорта. Как вы думаете, на каком транспорте легче путешествовать по тундре?

Сначала полетим на вертолете и посмотрим на тундру с высоты.

Слайд «Вертолет над тундрой»

Звучит стихотворение о вертолете.

Чтец:

Мы глядим во все глаза:
Из металла – стрекоза!
У нее забавный вид:
На спине не крылья – винт:
Как невиданный цветок,
лопасть-это лепесток.
Вот цветок из лопастей
Закрутился. Все быстрей,
Превращаясь в светлый круг!
«Стрекоза» качнулась вдруг
И взлетела в небеса!
Вот какие чудеса!
Начинается полет.
До свиданья, вертолет!
Прокопий Явтысый

II. Основная часть.

Теперь необходимо определить наш маршрут. (Работа с картой) В какой части планеты расположена тундра? Назовите, где мы находимся.

Слайд «Карта России».

Тундровая зона простирается на севере нашей страны непрерывной полосой от Кольского полуострова до Чукотки. Южная граница тундровой зоны совпадает с полярным кругом. В Восточной Сибири она резко отодвинута к северу, а на крайнем востоке, напротив, спускается далеко к югу, доходя до побережья Охотского моря. В соответствии с особенностями рельефа и почвы различают тундры болотистые, песчаные, каменистые, равнинные, горные.

Звучит песня «Увезу тебя я в тундру»

Внимание, внизу стойбище оленей. А вот и чум.

Давайте мы с вами выберем место для посадки.

Природа тундры разнообразна, красива, поэтому мы должны гордиться нашим Ямалом.

Слайд «Растения тундры»

Климат тундры суровый: зима длится 6-8 месяцев, часты морозы, доходящие до -500 С, сильные холодные ветры, переходящие в снежные бури. Лето в тундре короткое и холодное. Заморозки бывают даже в самый разгар лета, а снег ложится иногда уже в августе.

Из-за сурового климата в тундре обитает сравнительно мало видов растений и животных.

Слайд «Отличия растений тундры»

Чем отличаются растения тундры от обычных растений?

Отличие тундровых растений от обычных:

  • короткие корни, т.к. многолетняя мерзлота;
  • растения низкорослые, т.к. сильные ветры;
  • многие стелются по земле, т.к. у поверхности земля теплее;
  • короткий период цветения и созревания плодов, поэтому растения тундры долгую зиму переносят либо в семенах, либо вообще не замерзая;
  • мелкие листья.

Слайд «Ребусы»

Задание: «Отгадай ребусы»

Слайд «Животные тундры»

А теперь пересядем на оленьи упряжки.

Чтец:

Эй, беги, беги, олень,
Через тундру веселей!
Пусто горит весенний день
Ярким солнцем, эйя-эй! Хэй! Хэй!

Куропатка. Улетай
С нашей тропки поскорей!
В заполярный едем край,
Едем быстро, эйя-эй! Хэй! Хэй!

Едем мы уже полдня.
У меня в руке хорей.
Гость на нарте у меня-
В сердце радость, эйя-эй! Хэй! Хэй!

(Повторяя за педагогом, дети выполняют физкультминутку )

Слайд «Загадки о животных»

Всю зиму до самого лета
В наряд белоснежный одета.
Глаза, как зеленые блюдца,
Не плачут и не смеются.
При солнце таится и спит,
Во тьме на охоту летит (сова).

По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове.
Рогами защищается-
От врагов спасется (олень).

Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгоняет
И на охоте помогает (собака).

Кто в жестокую пургу
Роет норку в снегу,
В снежок зарывается,
От холода спасается? (куропатка).

Слайд «Угадай кто это»

Задания для определения зверей по описанию.

  1. Эти животные – обитатели Крайнего Севера. Живут они по берегам Ледовитого океана, на его островах и огромных пространствах океана, покрытые льдами. Масса достигает 700 кг, а длина туловища превышает порой 205 м. Питаются они главным образом тюленями, ловят и рыбу (белый медведь).
  2. Серые небольшие мышевидные грызуны. Окраска у некоторых из них желтоватая с темными и светлыми пятнами. Очень интересно они проводят свой день. Один час кормятся, два часа спят. Ими питаются многие животные тундры (лемминги).
  3. За бесшумный полёт, способность видеть в темноте, острый слух, мгновенную реакцию в народе ее прозвали «пернатой кошкой». Как и кошки, питается грызунами. В тундре таким является лемминг. Отличается от своей лесной сестры окраской перьев: они у нее белого цвета.
    Размах крыльев – до 160 см, вес – 2,5 кг. Нападает на куропаток и даже ловит рыбу (сова).
  4. Одно из немногих животных способных переносить сильные морозы и снежные ураганы. У него очень плотная шерсть на подошвах, особенная густая зимой. Очень острое обоняние помогает ему находить мелких зверьков даже под толстым слоем снега толщиной более 3-х метров. Белая шерсть делает его незаметным на снегу (песец).
  5. Это удивительно красивая птица: совершенно белая с черными концами крыльев, красным клювом и красными ногами. Гнездится только в России и только в двух местах – в тундре на севере Якутии и на болотах в низовьях Оби (стерх или белый журавль).

Педагог читает, а дети угадывают о ком идет речь. При отгадке проектируется фото животного.

Слайд «Экологическая страничка»

Ребята, пока мы с вами путешествовали по тундре, вы заметили, что там, где были люди, осталось много мусора: это и бутылки, вышедшая из строя техника, бочки из-под топлива и другое. То есть одним словом можно сказать, что тундра в опасности, ее нужно спасти.

Для того, чтобы спасти ее, вы должны знать главные беды тундры, знаете ли вы их?

Дети перечисляют беды.

  • От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают. Для их восстановления потребуются годы.
  • На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое.
  • Местность загрязняется нефтью во время ее добычи.
  • Большой вред животному миру тундры наносит и незаконная охота – браконьерство.

Знать проблемы мало, надо уметь их решать. Какой путь вы выбираете?

Рисование рисунка – плаката в защиту тундры.

Защита плаката

III. Подведение итогов занятия.

Вопросы для повторения:

  • Как переводится слово тундра?
  • Покажите на карте России тундровую зону.
  • С какими животными тундры вы познакомились?
  • Чем отличаются растения тундры от других растений?
  • Какие опасности грозят для тундры?
  • Чем мы можем помочь тундре в ее беде?

Педагог: Итак, наше путешествие закончилось. Сегодняшнее занятие хочется закончить словами местного поэта Леонида Лапцуя.

Будь милостив к природе, человек!
Берешь – бери не более чем нужно.
Тогда и звери свой клыкастый век
С тобой, разумным, скоротают дружбе.
Подарите потомкам землю,
Непорочную, как вначале.

IV. Релаксация.

Педагог предлагает детям проанализировать свое настроение. На выходе висит картина: на одной половине нарисовано солнышко – день, на второй половинке нарисованы луна и звезды – ночь. Уходя, каждый воспитанник должен наклеить на ватман человечков:

  • если настроение веселое, приклеивают на ту сторону, где день;
  • если грустное, то где ночь.

Источник

Конспект занятия «Путешествие по тундре»

Нонна Агишева
Конспект занятия «Путешествие по тундре»

Цель: знакомство детей с особенностями жизни жителей тундры.

1. Познакомить детей с образом жизни, бытом коренных жителей тундры, особенностями их одежды.

2. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей, мышление, речь.

3. Воспитывать уважение к людям другой культуры.

Материалы к занятию: поделки — изображения жителя Севера, фотографии тундры, чума, оленеводов, аудиозаписи гимна Воркуты и песни «Увезу тебя я в тундру», листочки формата А5 для каждого ребёнка.

Структура занятия

1. Вводная часть.

— Здравствуйте, ребята! Давайте проверим, правильно ли мы сидим. Проверяем спинки, ножки, ручки. Глазки приготовились смотреть? Ушки приготовились слушать?

Тогда сейчас мы с вами послушаем музыку, а вы потом мне расскажете, какой у неё характер. Готовы?

(Играет гимн Воркуты).

— Кто уже готов сказать, какой характер у этой музыки? (Музыка серьёзная, грозная).

Можно ещё одним словом охарактеризовать эту музыку. Она — торжественная. Можно? А называется она – гимн Воркуты.

2. Постановка мотивации.

— Посмотрите, что ещё я приготовила для нашего занятия. Кто уже догадался, что мы сегодня будем делать? (Говорить про тундру).

— Правильно. А если быть точнее, о её жителях. Так о чём и о ком мы сегодня поговорим? (Воспитатель показывает поделку «Оленевода»). (О жителях тундры).

3. Актуализация личного опыта.

• Как вы думаете, чем могут заниматься эти люди?

• Могут ли они выращивать хлеб или овощи? Почему нет?

• Могут ли разводить коров, овец, свиней?

— Давайте вместе подумаем, что нужно коренному жителю тундры? А чтобы вам было легче догадаться, отгадайте загадку.

Пасется целый день

Кто же это? (Олень).

Рассказ и беседа об одежде.

— Молодцы! Из оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь и не вспотеешь, даже если целый день за оленями идти будешь. Делают одежду из двух слоев меха, причем внутренний слой обращен мехом к телу, чтобы удержать тепло у самой кожи. И украшают ее очень красиво, каждый на свой лад, разноцветными полосками кожи, моржовой костью, пушистыми кисточками.

• Как она называется? (Малица).

• А какую обувь делают из шкур оленя? (Пимы).

• Пимы, а ещё унты.

• А что носят на голове жители тундры? (Шапки из меха).

— Правильно. Видите, как много можно сделать из шкур оленя. Оттого, что жители тундры выращивают оленей и используют их для своих нужд, их называют оленеводами.

Рассказ и беседа о пище и жилище.

— В далекие времена жители тундры использовали мех везде, делали даже дома. На жерди натягивали шкуры, стелили их на пол, внутри разжигали костер — вот и получался дом.

— Вы знаете как называется такой дом? (Чум). Такой дом называется «чумом». Он легко разбирается, теплый и легкий. Вечером вся семья собирается вместе — отдыхают, рассказывают сказки, поют песни, танцуют. -Давайте попробуем представить как жители тундры танцуют.

Дети выполняют танцевальные движения под музыку «Увезу тебя я в тундру».

Рассказ и беседа о промыслах.

— Ещё вечерами северяне вырезают фигурки из моржовой кости. Этот промысел передается из поколения в поколение, а фигурки, вырезанные мастером, кажутся живыми! Послушайте стихотворение об этом.

Резьба по кости.

Расскажи нам, дядя Костя,

Как умеешь резать ты

Из моржовой белой кости

Вещи сказочной красы?

Море, скалы, острова.

Вот песец в снегах играет,

Кружит белая сова.

Мчатся белые олени,

Гонит их пастух вперед,

Улеглись на гладкий лед.

Кажется, что стужей веет

Ветер Арктики седой.

И встает морозный Север

Перед нами как живой.

— Изделия искусных мастеров-резчиков по кости украшают многие музеи не только России, но и всего мира.

— Многие народы тундры издавна занимаются рыболовством. Что такое рыболовство? (Ловят рыбу). А так же и оленеводством. Они пасут стада прирученных северных оленей, перегоняют их с пастбища на пастбище. Когда животные съедают корм вокруг, они переходят на другое место. Зимой олени кочуют на юг тундры, летом, спасаясь от полчищ мошкары, на север. Следом за ними двигаются и оленеводы. Переезжают на новое место и строят новое жилище. Вы запомнили как оно называется?

Рассказ о средствах передвижения.

— Давайте вместе подумаем, как жители тундры передвигаются по бесконечным заснеженным просторам, если один поселок отделяют от другого сотни километров? (На лыжах). В основном на лыжах. Посмотрите на лыжи, которыми пользуются жители Севера. Чем они отличаются от тех, на которых катаемся мы? (они короткие)Они более короткие и широкие. Как вы думаете почему? На Севере людям приходится ходить на лыжах не по проложенной лыжне, а по нетронутому, глубокому снегу. И широкие лыжи позволяют им не проваливаться в снег.

Лыжи у жителей Крайнего Севера снизу подбиты оленьим мехом.У меха есть интересное свойство: если гладить его в одну сторону, то мех ложится гладко и рука по нему идет свободно. Если провести по меху рукой в другую сторону, то он «встает дыбом», гладить его в эту сторону сложно (дайте детям погладить натуральный мех — воротник или шубу из жесткого меха). Поэтому мех на лыжах расположен так, что ехать по ровному месту на них легко, а если попадается горка, то забираться на нее помогает «вставший дыбом» мех. (Дети гладят мех в разных направлениях).

— А вот для очень дальних поездок и перевозок грузов серные жители используют нарты – что это такое? (Санки-называют по картинке). Легкие сани, в которые впрягают ездовых собак или оленей.

В упряжку собирают 10-14 северных собак — лаек. Кстати, народы Севера перемещаются на нартах не только зимой,но и летом: нарты легко скользят по заболоченной поверхности, не повреждая растительного покрова.

4. Самостоятельная изобразительная деятельность.

— Давайте попробуем его нарисовать. Посмотрите, как это можно сделать. А каким цветом его можно раскрасить? Вы видели оленей? Какого цвета у них шкура?

Дети обводят трафарет и раскрашивают.

5. Итог занятия.

— Итак, давайте вспомним, как живут коренные народы Севера? (Тепло одеваются, выращивают оленей). Они одеваются в теплые и легкие одежды из меха, питаются рыбой и олениной, живут в удобных и непродуваемых чумах, а передвигаются по снегу и заболоченной тундре на легких санях — нартах. Рыболовство, охота, оленеводство — основные занятия северян.

Игра «Исправь ошибки».

• Малица нужна чтобы не провалиться в снег. (Чтобы не замёрзнуть).

• Пимы нужны, чтобы не замёрзли руки. (Чтобы не замёрзли ноги).

• В чуме живут олени. (Оленеводы).

• Нарты нужны, чтобы на них спать. (Кататься).

-Вам понравилось занятие? Что нового вы узнали? Что было самое интересное? Наше занятие закончено, я хочу вас похвалить, вы меня внимательно слушали и поэтому очень много запомнили.

Фотоотчёт о занятиях «Путешествие в страну Эмоций» и «Путешествие на остров Дружбы» Этим летом для детей были проведены Большие Психологические Игры для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Идея проведения.

«Путешествие в Индию». Физкультурно-познавательное занятие «Путешествие Почемучек» (подготовительная группа) Задачи: 1. Расширить представление детей о животном мире (знакомство с животными Индии). 2. Развитие основных движений мелкой моторики.

Конспект НОД по развитию экологических представлений для детей подготовительной группы «Путешествие по тундре» Конспект НОД по развитию экологических представлений для детей подготовительной группы «Путешествие по тундре» Задачи: -Знакомить детей.

Конспект НОД «Путешествие в лес» Задачи: Продолжать обогащать словарный запас детей. Упражнять детей в правильном названии предметов. Активно использовать дидактические.

Конспект НОД «Путешествие в лес» Программные задачи: Дать детям представление о лесе, как о едином целостном организме, в котором всё взаимосвязано между собой. Вызвать.

Игра-путешествие с математическим содержанием «Путешествие по загадочным островам» Конспект непосредственно образовательной деятельности. Игра-путешествие с математическим содержанием по теме: «Путешествие по загадочным.

Путешествие. Мое хобби. Добрый день! Просматривая ваши фотоотчеты о путешествиях я как-будто сама бывала там вместе с вами. Моя мечта-это не заграница, не моря,.

Игра-путешествие для младших школьников «По страницам любимых сказок» Для детей 9-10 лет Описание игры: Игра проходит в стенах библиотеки, в ней принимают участие 2 команды по 10-15 человек. Команды придумывают.

«Путешествие в Африку». Использование технологии «Путешествие по карте» Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего.

Конспект занятия по рисованию на основе национально-регионального компонента «Олени пасутся в тундре» Непосредственно образовательная деятельность – рисование. Старший дошкольный возраст Тема: «Олени пасутся в тундре» (гуашь) Составил воспитатель.

Источник

Читайте также:  Путешествие квартета по амстелу
Оцените статью