Путешествие по вологодским деревням

Что обязательно посмотреть на Вологодчине? — наш эксклюзивный неизбитый маршрут

Люди путешествуют по-разному. Кто-то последовательно едет из одного намеченного пункта в другой, пока весь запланированный маршрут не одолеет. Кто-то приезжает в одно место и изучает его «от и до». А кто-то выбирает принцип альпинистов: добирается до условного «базового лагеря» — в нашем случае крупного населенного пункта — и сначала осваивается там, а потом отправляется в «радиалки» — выезжает в окрестные интересные места налегке с последующим возвращением на «базу».

Предлагаем вам именно такой вариант знакомства с Вологодчиной. Мы подобрали для вас не только «раскрученные» туристические места, но и настоящий эксклюзив! Небольшие села, удаленные деревни, заброшенные монастыри, которых вы не найдете в растиражированных путеводителях, но знакомство с которыми дадут вам реальное представление Вологодской земле и Русском Севере.

Вологда и окрестности

Вологда — Вологодский кремль (Софийский собор, Архиерейский двор, колокольня), Музей кружева, Дом-музей Петра I, Дом Засецких, множество храмов, в том числе — храм Александра Невского, храм Николая Чудотворца, храм Сретения Господня, церковь Дмитрия Прилуцкого, храм Константина и Елены, Рождественский кафедральный собор, Воскресенский собор, церковь Иоанна Златоуста, памятники, набережная…

Читайте также:  Составьте географический маршрут по достопримечательностям

«Семёнково» — архитектурно-этнографический музей, основан в 1979 году, на территории в 12 га более двадцати построек: дома, ледник, амбары, баня, часовня и так далее. Есть оригинальные строения и новоделы, этнографическая экспозиция рассказывает о быте северян;

Спасо-Прилуцкий монастырь — основан в 1371 году преподобным Дмитрием Прилуцким в излучине реки Вологды. Один из самых древних и больших монастырей Русского Севера. В центре архитектурного ансамбля — Спасский собор;

Спасо-Каменный монастырь — основан белозерским князем Глебом Васильковичем около 1260 года, расположен в 45 км к северо-западу от Вологды на острове Каменном на Кубенском озере в Усть-Кубинском районе. Один из древнейших монастырей Русского Севера. Остров называют Спас-Камень и Вологодский Афон: игумен Дионисий Грек из Константинополя, постриженник горы Афонской, установил на острове строгий афонский устав. Монастырь был закрыт и снесен при советской власти. Сейчас восстанавливается;

Спасское-Куркино — усадьба помещиков Резановых-Андреевых. Расположена в 20 км к северо-западу от Вологды. В XIX веке — один из крупнейших и красивейших на Вологодчине историко-архитектурных ансамблей провинциальной усадебной культуры.

2

Белозерск и окрестности

Белозерск — Белозерский кремль, включающий Спасо-Преображенский собор и Белозерский земляной вал, коллекция «Традиционные лодки Белозерского края», церкви — Спаса Всемилостивого, Успения, Богоявления, краеведческий музей, Музей Белого озера, Музей рыболовецкого промысла;

Белое озеро и Белозерский канал — канал был построен как часть Мариинской водной системы для обхода Белого озера. Его протяженность 66,8 км, ширина — 32,7 м. Канал проходит от реки Ковжи до реки Шексны вдоль западного и южного берега Белого озера, частично через территорию города Белозерска;

деревня Чистый Дор — 4 км от трассы Р-5 (Вологда-Вытегра), место, описанное писателем Юрием Ковалем, характерная северная деревянная архитектура, церковь Николая Чудотворца 1767 г.;

село Ухтома — берег Белого озера, архитектурный комплекс в центре села: деревянный и кирпичный храмы, деревянная церковь на кладбище — все разрушается, успейте посмотреть;

усадьба «Хвалевское» — усадьба Качаловых построена в середине XIX века в селе Борисово-Судское. Парк разбит на территории в 40 га. Усадьба восстановлена потомками бывших владельцев, территория облагорожена, в усадьбе устроен местный культурный центр.

3

Великий Устюг и окрестности

Великий Устюг — Соборное дворище, кафедральный собор Прокопия Устюжского, собор Успения Пресвятой Богородицы, памятники Ерофею Хабарову, Семену Дежнёву, Николаю Кузнецову, набережная Сухоны, Михайло-Архангельский монастырь, ансамбль Спасо-Преображенской и Сретенско-Преображенской церквей, собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, еще множество храмов и памятников, Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Этнографический музей, фондохранилище, Музей древнерусского искусства;

Троице-Гледенский монастырь— упоминается с XVI века, не действующий, славится уникальным иконостасом — золоченым с резьбой разных видов и стилей;

урочище Опоки — уникальный памятник природы на берегу реки Сухоны, 70 км от Великого Устюга по дороге в Тотьму, разноцветные «полосатые» берега высотой более 60 метров, разлом, леса, артезианский фонтан, очень красиво. А еще здесь была зона ГУЛАГа.

4

Тотьма и окрестности

Тотьма — тотемское барокко, Входо-Иерусалимская церковь, церковь Рождества Христова, памятник Николаю Рубцову, Спасо-Суморин монастырь, открытое хранение фондов, Краеведческий музей, монумент «60-я параллель», Музей мореходов, Музей церковной старины, Дом-музей И. А. Кускова, творческое пространство «АнтреСоль»;

село Никольское — место, где прошло детство поэта Николая Рубцова, музей Рубцова;

деревня Усть-Печеньга (Устье-Печенгское) — от трассы Чекшино —Тотьма 17 километров, храм Покрова Пресвятой Богородицы 1781 года, великолепный иконостас, подлинный интерьер, смотровая площадка колокольни, северная деревянная архитектура;

деревня Пожарище (100 км от Тотьмы по направлению к Великому Устюгу, 14 километров от села Нюксеницы) — Национальная деревня Русского Севера, архаика, ручное ткачество, северная национальная кухня, песни, пляски, мастер-классы, живая традиционная культура, жилые дома и крестьянские постройки середины — конца XIX века. Приезжайте сюда летом, на праздник Троицкого заговенья — фестиваль «Живая старина». Деревня Пожарище в 2009 году стала одним из победителей конкурса «Чудеса земли Вологодской».

5

Кириллов и окрестности

Кириллов — Трапезная палата, Преображенская надвратная церковь, церковь Кирилла, церковь Епифания, церковь Иоанна Предтечи, церковь Архангела Гавриила;

Кирилло-Белозерский монастырь— основан преподобным Кириллом Белозерским в 1397 году, стоит на берегу Сиверского озера в черте города Кириллова. В XV–XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера;

Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — основан в 1398 году святым Ферапонтом, расположен в 20 километрах на северо-восток от Кириллова, на холме между Бородаевским и Спасским озерами, уникальный по красоте архитектурный ансамбль, собор Рождества Богородицы расписан выдающимся представителем московской иконописной школы Дионисием и его сыновьями;

«Древнерусское поселение Сугорье» — находится недалеко от города Кириллова, на берегу Шексны. На территории комплекса — княжеский двор и хозяйственные постройки, вдоль берега курсирует ладья, есть «Дом викингов», экспозиция «Из глубины веков», проходят фольклорные и реконструкторские мероприятия;

Национальный парк «Русский Север» — находится в Кирилловском районе между озерами Белое, Воже, Кубенское на площади 1664 квадратных километра. Озера, луга, лес, много археологических и исторических памятников, особенно на реках Модлона и Порозовица, уникальный лесной массив Сокольский бор — популярное место отдыха;

Горицкий Воскресенский монастырь — основан в 1544 году. Основу комплекса составляют три церкви и хозяйственные постройки. Воскресенский собор — ровесник обители. Покровская церковь и Троицкий собор появились ближе к середине XIX века. Главные ворота крепостных стен выходят на берег реки Шексны. Часть стены обвалилась и нуждается в восстановлении.

6

Устюжна и окрестности

Устюжна — Краеведческий музей, Казанская церковь, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы;

Музей-усадьба Батюшковых и А. И. Куприна — поселок Даниловское, 15 километров от города Устюжны. Деревянный одноэтажный усадебный дом XVIII века с мезонином, флигелем и открытой галереей — единственное сохранившееся на территории России родовое поместье дворян Батюшковых, памятник истории и культуры федерального значения;

Троице-Благовещенская Синеозерская пустынь — мужской монастырь Череповецкой епархии Русской Православной Церкви, расположенный на восточном берегу Синичьего озера на юго-восточной окраине деревни Пустынь Чагодощенского района Вологодской области. Основан преподобномучеником Евфросином Синеозерским в 1594 году. Старые строения не сохранились. В настоящее время на территории пустыни устроен деревянный храм Петра и Павла. Первое богослужение в возрождающемся монастыре состоялось в январе 2020 года.

7

Верховажье и окрестности

Верховажье Верховажский исторический музей, Центр традиционной народной культуры;

Шелоты — куст деревень на самом севере Верховажского района Вологодской области, в деревне Макаровская — красивейший Троицкий храм 1798 года, приезжайте сюда на праздник Троицы;

дендропарк Дудорова — окрестности деревни Харитоновской Верховажского района. Илларион Дудоров в 1986–2000 годах в одиночку высадил здесь более 100 видов интродуцированных деревьев и кустарников.

8

Череповец и окрестности

Череповец Музей металлургической промышленности, Воскресенский собор;

Усадьба Галльских — историко-этнографический музей, архитектура XIX века, сохранившиеся хозяйственные постройки, полноценная усадьба в черте города Череповца, экспозиция рассказывает историю знатных родов Череповца;

село Сизьма — церковь Николая Чудотворца второй половины XIX века, в храме — каменный крест, по преданию, приплывший сюда против течения, самообновляющаяся икона Казанской Божией Матери, часовня Ксении Петербургской, Музей истории села Сизьма, источник святого Пантелеймона, Музей пива, Музей крестьянского быта;

город Шексна — церковь Рождества Христова в Запогостье, Шекснинская ГЭС;

Дарвинский заповедник — земли заповедника расположены на полуострове на северо-западном берегу Рыбинского водохранилища. Административный центр — деревня Борок. Особо охраняемая природная территория. Многие растения и животные занесены в Красную книгу. Особенности местности — торфяные острова.

9

Грязовец и окрестности

Грязовец — купеческая застройка центра города конца XIX — начала XX века;

Павло-Обнорский монастырь — основан в 1414 году на берегу реки Нурмы святым Павлом Обнорским. Один из самых древних и в прошлом больших монастырей Русского Севера;

Корнилиево-Комельский монастырь — основан в 1497 году преподобным Корнилием Комельским, недействующий, расположен на реке Нурме в 50 километрах от Вологды и в 5 километрах от Грязовца;

Арсениево-Комельский Ризоположенский монастырь (Сухарусова пустынь) — основан в 1530 году преподобным Арсением Комельским, недействующий, расположен в поселке Бушуиха Грязовецкого района;

усадьба Брянчаниновых — дворянская усадьба начала XIX века в селе Покровском Грязовецкого района. В ней родился и вырос Дмитрий Брянчанинов, будущий епископ Кавказский и Черноморский Игнатий, канонизированный Русской Православной Церковью в лике святителей. Сейчас в усадьбе культурно-просветительский и духовный центр и музейная экспозиция. На территории усадьбы, кроме главного дома, находятся церковь, некрополь, сад с прудами, конюшня, погреб, ландшафтный парк.

Вытегра и окрестности:

Вытегра — музей «Подводная лодка Б-440», музей «Водные пути Севера»;

гора Андома — памятник природы на берегу Онежского озера на территории Андомского сельского поселения Вытегорского района, абсолютная высота около 85 метров, великолепные виды, красивые песчаные пляжи;

водопад Падун — находится в полутора километрах от деревни Сперово Вытегорского района, на реке Тагажме. Высота небольшая — полтора метра, но красиво, водится хариус;

Саминский Погост — чудо деревянного зодчества в 45 километрах от Вытегры, храмовый ансамбль (храм Ильи Пророка начала XVIII века, зимний храм Тихвинской иконы Божией Матери конца XIX века — руины) и рядом — мост через речку Самину, старинные деревянные дома. Все разрушается, торопитесь увидеть, пока полностью не исчезло.

Источник

eastofvologda

Восток Вологодчины. Необычная глубинка

То редкое место в России, где люди живут с удовольствием

Tag: Деревня

Адский труд, голод и смерть. Почему люди бросили «Японию»?

На карте России тысячи населенных пунктов, которых, на самом деле, уже нет. Современная история страны, это история свертывания пространства жизни. Этот процесс продолжается уже по крайней мере, целое столетие, поэтому, мы не заметили, как заросли лесом миллионы гектаров пространств, освоенных когда-то нашими предками для нашей будущей хорошей жизни. Стареющей нации, потенциала которой не хватает для обслуживания территорий, доставшихся в наследство, эти земли оказались не нужны.

День деревни

Летом один за другим проходят дни деревень. Никаких особых «традиционностей» в этой истории нет. Просто пока еще, в отличие от многих других областей, живо в основном первое поколение людей, покинувших свои деревни. Они возят детей, внуков. Потом конечно, живая связь будет теряться. Но летом по полупустым деревням бывает шумно. Кто женился, кто родился, кто поднялся, а кто упал. Все слухи и сплетни последних лет, одним словом.

Япония

Наш следующий большой текст будет о последнем жителе деревни, которую принято называть в этих краях «Японией». Очень интересный человек. Но текст не только об этом, но и о том, как постепенно сворачивается пространство жизни большой страны. Рекомендуем.

Кому-нибудь нужны стационарные телефоны в деревне?

Бывает, деревни уж давно нет, но таксофонная будка стоит, и часто работает. Вообще интересно, есть ли одна деревня в России, где не было бы такого аппарата? И еще интересно, когда-нибудь было ли СМИ интересно, зачем их расставили. Во-первых, Ростелеком опоздал на целую эпоху, время, когда стационарная телефония была нужна деревне как воздух, давно прошло. И деревень многих тех уже нет. В том числе и потому что не было телефона.
Если поднять трубку, раздаются протяжные гудки, но услуга платная, нужно покупать карту. Продаются ли они вообще, не ясно. Скорее всего нет, ибо никому не нужны. Хотя бы уж сделали бы для стариков эту услугу бесплатной, чтобы могли они своим детям звонить иногда. В структуре бюджета — статистическая погрешность. В итоге, по сути, видимо, вполне себе распилочная акция. Или может есть примеры, когда это кому-то нужно?

Про 131 сосну

Мы еще с лета 2013 года следим за тем, как восстанавливают деревянный храм в деревне Ромашево, в Тарногском районе. Здесь мы писали об Александре Пешковой, которая является инициатором этого процесса.
За этой работой интересно следить и с чисто технологической стороны.
Вот, например, сейчас. С большим трудом удалось добыть лес. 131 сосна, это примерно пять грузовиков. Лес нужен для реставрации первого этажа церкви. Находится в полусотне километров от Ромашево.

Заготовили его еще осенью. До марта, пока лежал снег, вывезти не успели. В марте дороги закрыли. Сейчас открыли, но сути дела это не меняет — 100 метров непролазной грязи. Лужи высохнут, но надо подождать. Но и кора деревьев за это время присохнет намертво — не оторвать. Выход один — ехать на место и корить деревья там. Что собственно и планируется сделать 21 мая.
Процесс восстановления в целом действительно, очень трудоемкий, финансовоемкий, и требует колоссального терпения.

Жизнь пока есть. Некоторые «интересности» о демографии востока Вологодчины

Для человека, не погруженного в тему, восточные районы Вологодской области, лишь длинная, бесконечная дорога в лесу. Но на самом деле, помимо того, что это интересное пространство для жизни, это еще и очень разное пространство.
Современная российская социология знает восток Вологодчины. Но в основном, изучает его с позиции социальной географии. Как удаленные, довольно труднодоступные места, где жизнь сохраняется вопреки инфраструктурным и прочим проблемам. Это, разумеется, важно. Но почти никто (если есть обратные примеры, будем благодарны ссылкам в комментариях) не исследует регион с точки зрения социальной культуры, организации жизни вообще. Мы, конечно, не можем ликвидировать тут этот пробел, но некоторые данные будем публиковать.
Мы занимаемся Тотемским, Тарногским и Нюксенским районами, но это не весь восток Вологодчины. Есть еще Великий Устюг, один из редких в России примеров успешного развития бренда территории с нуля. Есть и очень колоритные Кичгородецкий и Никольский районы. Есть Бабушкинский район, в котором находится деревня Логдуз, жемчужина, которую надо исследовать.

Из центра области, от Вологды, в регион ведет одна автомобильная дорога. Вологду и Великий Устюг, самый крупный город этой части области отделяют примерно 450 километров, это по здешним дорогам, часов шесть-семь езды на машине, или около девяти часов езды на автобусе.

Местность совсем не густо населена. Депопуляция сельских населенных пунктов идет в среднем теми же темпами, что и в других регионах европейской России. Важное отличие при этом заключается в том, что здесь исторически сложился иной, нежели в более южных регионах алгоритм расселения. Поселения «хуторского» типа, или «кусты деревень», как чаще тут говорят. То есть, расположенные близко друг к другу очень малочисленные деревни. Значительная часть их уже опустела.
Важным отличие от многих малых городов более южных областей, является сравнительная сохранность демографического потенциала районных центров. Население Тотьмы, например, с 2002 года сократилось примерно на 6%. Нюксеница и того меньше — около 2.5%. Тарногский Городок — примерно 4%. Это хорошие по нынешним меркам показатели. Депопуляция во многих малых городах и районных центрах таких областей как Владимирская, Тверская, Новгородская и т.д. носит существенно более масштабный характер. В Тверской области есть города(Бологое, Осташков и т.д.), демографические потери которых составляют 25-35%.

Однако сокращение численности населения в селах районов, о которых мы пишем, намного масштабнее, нежели в райцентрах. Отчасти районные центры выполняют роль «пылесосов», втягивающих это население. Тотемский район с 2002 года потерял больше 10% населения, а Нюксенский за это же время, почти четверть. Уровень урбанизации немного выше, чем в среднем по стране. В Тотьме и районных центрах сконцентировалось немногим меньше половины всего населения этих районов.

Внутри районов, в отдельных случаях есть села, которые аккумулируют демографический потенциал окрестных территорий. Это процесс давний, начавшийся еще в советские времена. Например, в Тотемском районе, село Никольское, известное в России благодаря поэту Николаю Рубцову, по местным меркам довольно густо населено(около 500 жителей). За счет округи, ныне уже в основном, давно опустевших деревень, многие из которых и в лучшие времена были крохотными — буквально по десятку дворов. Если остановиться в этих местах больше, чем на день, и прогуляться по округе, то можно обнаружить следы недавно совсем еще жилых деревень, к которым ведут только тропинки или тропы, но к которым никогда не вели дороги в современном смысле этого слова, ни грунтовые, ни тем более асфальтированные. То есть, жители неизбежно передвигались к соседним селам, либо к дороге пешком, обычно 2-3 километра. Понятно, что как только у этих людей возникала возможность, они переезжали ближе к центру или к дорогам, по которым ходил общественный транспорт.

Вообще, состояние дорог, в этих районах фактор, прямо влияющий на демографию, и больше, вообще на перспективы сохранения жизни в этих местах. Состояние даже центральной автодороги, ведущей от Вологды к Тотьме, а здесь разделяющейся на два ответвления — в Никольск и в Великий Устюг, оставляет желать лучшего. Многие внутрирайонные дороги в намного худшем состоянии.
Мы позже будем писать о маршруте, который позволил бы значительно сократить расстояние между Москвой и востоком Вологодской области, и позволил бы туристам на автотранспорте добираться в Великий Устюг, Тотьму, Нюксеницу и т.д. на несколько часов быстрее, чем сейчас. Речь идет о дороге Солигалич — Тотьма, которая пересекает границу Костромской и Вологодской областей в лесах в районе Монзенской железной дороги, хорошо известного среди российских путешественников объекта. 12-километровый участок дороги на легковом транспорте можно преодолеть только зимой. Вся дорога, а это больше 120 километров между Тотьмой и Солигаличем, в плохом состоянии. Но экономический эффект, в случае, если здесь построить нормальную дорогу, трудно переоценить. Этим летом у нас есть планы пройти по этому маршруту и сделать фотоотчет.

Большая проблема так же с речными переправами. Там, где нет мостов, и не действуют паромные переправы, а передвигаться через Сухону можно только в период ледостава, численность населения деревень сокращается значительно быстрее, чем там, куда можно добраться по дороге в любое время года.
В Нюксенском районе такая проблема актуальна для населенных пунктов левобережья Сухоны. Автомобильная трасса Чекшино-Великий Устюг проходит по правобережью реки. И жизнь здесь если и не кипит, то есть. Деревни же на левом берегу реки, если сравнивать статистику, угасают быстрыми темпами. Население правобережных деревень, как правило, от 150 до 450 человек, это население самого крупного здесь поселка Матвеево. На левом берегу реки с такой численностью населения деревень нет вообще, хотя прежде, пока работали паромы, численность населения по обе стороны реки была не столь заметно разной.

Хотя опять-таки запрос на новое качество жизни, здесь может быть заметнее, чем где-бы то ни было еще, повлиял на демографию. Все в том же Нюксенском районе есть деревня Ягрыш, она расположена на левобережье Сухоны, но не на берегу реки, а в трех с половиной километрах от нее. По словам местных жителей сейчас здесь осталось семь человек, хотя еще полтора десятилетия назад, было больше тридцати. В советское время это была полноценная деревня. В теплое время года добраться сюда можно так. Сначала на машине до расположенных на правобережье населенных пунктов. Потом на лодке на левый берег. А дальше 4-5 километров как придется, причем, многое зависит от погоды. Дороги как таковой нет, можно увязнуть в грязи. Добирались раньше и пешком, и на подводе. Понятно, что в наше время, населенный пункт, окруженный бездорожьем, не имеет перспектив.

Источник

Оцените статью