Юг Италии — эксклюзивный маршрут. Бери и воплощай!
Собрались мы как то поехать на юг Италии, до этого уже были трипом с Рима до Милана, через Флоренцию, Болонью, Венецию и Доломитовые Альпы. Решили ехать в апреле, чтоб не жарко ни не холодно, и чтоб народа не много)
Так вот прилетели в Бари, в аэропорту берем в аренду автомобиль , но не простой, а без крыши) Кабриолет. В аренду авто берем всегда заранее, процедура эта обычная и расписывать подробности не имеет смысла.
Из аэропорта сразу отправляемся еще южнее, в сторону Лечче.
По дороге заезжаем в магазин, Мммм. Вкуснота, все свежее, колбасу нарезали, оливки выловили, хлеб, вино и апероль мы сами взяли. Посмотрите видео из магазина
Заехали за магазин, сидим смакуем. Смотрим на церковь)
Далее едем в городок Альберобелло — это достопримечательности, которых нет больше нигде в мире. Именно этот город состоит из Труллов — небольшие белоснежные домиками с высокими конусообразными крышами, сложенными из известняковых камней. По одной из легенд, эти дома так строили, чтоб было можно быстро разрушить. Когда кто-то приезжал из проверяющих (местная власть), чтоб платили налоги, жители разрушали свои домики, потянув за один камень. Нет дома- нет налогов.
Красивый городок, планируйте на посещение его 3-4 часа, смысла останавливаться и ночевать в этом городе нет, все расположено близко, сам старый центр с площадью как 2 стадиона.
Лайфхак по парковке, бесплатно можно припарковаться возле отеля Residenza De Leonardis, до центра идти минут 5.
Далее отправляемся в сторону Лечче, и устраиваем пикник на крутейшей полянке. Ветряные мельницы, полевые цветы. Очень и очень красиво.
Также по дороге заезжаем в город Остуни. Остуни — город белый. Белый цвет сливает все дома городка в единое сооружение. К сожалению заехав в город, мы не смогли там припарковаться, на платных парковках не хотелось, а бесплатные были заняты. Улочки в городе очень узкие, много одностороннего движения, назад выехали еле как)
Далее мы едем в Лечче. Лечче — это южная Флоренция. Местные говорят. что если бы не расположение, то Лечче был бы самым популярным городам мира). Еще Лечче часто называют жемчужиной барокко. Это совсем не удивительно. Барочный стиль царит на улицах исторического центра повсюду. Действительно, очень много достопримечательностей и отличный шопинг, в принципе как и везде в Италии. Но так как здесь туристов меньше, чем в Риме или Флоренции, то и ваших размеров значит больше)
Источник
Путешествие по каблуку итальянского сапога. Часть I (отчет Владимира)
Южная Италия меня не сильно привлекала. Тем более, что с островной – Сицилия, Сардиния, Искья – Италией я уже был к этому времени знаком… Калабрия, Апулия, Кампанья… Казалось, что это будет повторением виденного… Да, в Неаполе побывать хотелось… Особенно в юности, после знакомства с трагикомичными пьесами Эдуардо де Филиппо и фильмом «Операция Святой Януарий».
La Porta Vecchia
Большое спасибо за рассказы, присланные на конкурс “История моего путешествия” мне на e-mail: venagid.ru@ya.ru.
Сегодня Руденко Владимир расскажет о путешествии по Южной Италии.
Часть I: От Неаполя до Лечче через Бари
Южная Италия меня не сильно привлекала. Тем более, что с островной – Сицилия, Сардиния, Искья – Италией я уже был к этому времени знаком… Калабрия, Апулия, Кампанья… Казалось, что это будет повторением виденного… Да, в Неаполе побывать хотелось… Особенно в юности, после знакомства с трагикомичными пьесами Эдуардо де Филиппо и фильмом «Операция Святой Януарий». Но позднее, когда появилась возможность совершать поездки за рубеж, отдал предпочтение Центральной и Северной Италии… Тоскане, Ломбардии и Джулии-Венеции-Фриули…
Как водится, помог случай… Целью моей поездки на юг Италии был город Бари, что в регионе Апулия. Однако при планировании поездки стало понятно, что ее можно сделать гораздо интересней, чем простой перелет до Бари и обратно. Это была хорошая возможность прокатиться по «каблуку итальянского сапога» и, например, самому проверить, насколько истинна убежденность тех же тосканцев в том, что в отношении вина «чем ближе к каблуку, тем больше палева…». А заодно и отгулять хотя бы часть накопившихся за годы работы отпусков, к чему настойчиво призывала меня кадровая служба компании последние пару лет…
Так родилась идея автомобильного маршрута Неаполь — Бари — Лечче — Неаполь. Ну, а время – вторая половина декабря – определилось тем, что 19 декабря – день Святого Николая Угодника, чьим именем освящен храм в Бари…
По закону жанра надо бы вначале рассказать об этапе планирования и подготовки поездки, что обычно предполагает более-менее детальный рассказ о том, где и как бронировать билеты, гостиницы, машину… Но, я, пожалуй, воздержусь… Сегодня только совсем уж ленивый не знает, как проделать все это с помощью Интернета и разнообразных, что называется, на любой вкус, сайтов-агрегаторов услуг…
А, вот, о чем стоит сказать пару слов, так это о машине. Мой опыт поездок по Италии на автомобиле заставил меня обращать внимание и выбирать машину, исходя из двух параметров: размера машины и наличия в ней навигатора. «Размер имеет значение» — гласит популярная реклама, и это истинная правда, особенно для Италии с ее крайне узкими улицами, к тому же плотно заставленными машинами… Всевозможные царапины щедро «украшают» итальянские автомобили наподобие того, как шрамы «украшают» мужчину… Так что, гольф-класс – это проверенный опытом максимум того, что необходимо для поездок по Италии.
Без навигатора, только по карте, еще как-то осмысленно можно передвигаться по центральным улицам итальянских городов. Но вот въехать в город или выехать из него – здесь карта практически бесполезна… Равно, как и метод опроса местных жителей, результативность которого и в родной-то стране, на родном языке не очень высока… Темперамент итальянцев, стремительно возрастающий в направлении к югу страны, и их доброжелательность, конечно, подкупают. Но понять что-то из потока слов, льющихся на вас, а тем более вычленить нечто рациональное в этом потоке совершенно невозможно…
Мне, конечно, можно возразить. Дескать, и машины совсем немаленькие гоняют по Италии и ее городам, и навигатор есть в каждом смартфоне… Все это так, но… Во-первых, гоняют-то люди местные, знающие где и как проехать с учетом габаритов своей машины. Во-вторых, навигаторы смартфонов, на мой взгляд, не очень удобны в машине, если нет с собой специальных приспособлений. Ну, и наконец, я попробовал проверить свой смартфон в довольно жестких условиях, возвращаясь из Сорренто в Неаполь практически ночью… Мнения обоих сервисов – автомобильного и телефонного – довольно сильно разошлись в вариантах возвращения… Но если автомобильный навигатор оказался предсказуем, предлагая возвратиться той же извилистой и пугающе-мрачноватой в ночи дорогой, но уже знакомой. То навигатор смартфона предложил новый путь, уже в самом начале которого пришлось бы круто спускаться куда-то вниз, к морю, в абсолютную темноту, да еще и по узкой дорожке, усыпанной галькой… Признаюсь, было не до экспериментов…
Ну, вот, собственно, и все, что касается, так сказать, теоретической части поездки. А дальше…
Маршрут выстроился следующим образом:
Неаполь | Бари | Бриндизи | Лечче | Галиполи | Отранто | Неаполь |
Неаполь | 270 км | |||||
Бари | 120 км | |||||
Бриндизи | 38 км | |||||
Лечче | 35 км | |||||
Лечче | 65 км | |||||
Лечче | 430 км |
Факультативно в памяти было еще два адреса: города Альберобелло и Сорренто.
Перелет
В принципе, можно было лететь в Бари непосредственно из Москвы, правда, с пересадкой где-нибудь в Риге или Франкфурте… И там уже брать машину. Но такой, сугубо утилитарный в своей основе вариант, меня как-то не очень привлекал. Да и времени на эту декабрьскую поездку оказалось у меня неожиданно много: надо было срочно отгуливать отпуска. Так что, экономить время не приходилось. А потому наиболее предпочтительных вариантов перелета набралось два: лететь через Рим, либо через Неаполь.
Первый вариант настоятельно рекомендовали друзья. Да и в целом, соблазн лететь через Рим был чрезвычайно велик. Итальянская столица чертовски хороша в любое время года… Но такой маршрут, учитывая его протяженность, был целесообразен только в том случае, если бы конечной точкой путешествия был Бари. А поскольку планы были несколько шире визита в собственно Бари, то «римский» вариант быстро отпал и остался Неаполь. Сразу скажу, что я нисколько не пожалел, что из этого путешествия исключил итальянскую столицу. Рим – это тот город, который легко и непринужденно захватит гостя хоть на три дня, хоть на неделю… И ты даже не заметишь, как пройдет это время…
Таким образом, оставив Рим, что называется, на другой раз, я взял билеты до Неаполя, предвкушая знакомство с культовым для верующих Бари; с великолепным Лечче, который часто называют столицей южноитальянского барокко и даже южноитальянской Флоренцией; с таинственным Отранто; с другими апулийскими городами…
Неаполь (Napoli or Naples)
Мой транзит в Бари не предполагал обстоятельного знакомства с Неаполем в начале путешествия. По сути, я успевал только взять машину, поужинать где-нибудь в городе и, переночевав в отеле, ранним утром двинуться к цели. Зато на обратном пути я отвел себе целых 3 дня на то, чтобы познакомиться с Неаполем поближе. Забегая вперед, скажу, что трех дней оказалось маловато… Город за это время лишь слегка приоткрылся, вызвав жгучее желание вернуться сюда еще раз…
Первое знакомство с Неаполем произошло, естественно, в аэропорту – компактном, утопающим в зелени, несмотря на декабрь. Вот только за машиной пришлось идти с вещами добрых километра полтора, поскольку rent-a-car офис находился не в здании аэропорта, как это принято во многих других крупных городах Европы (Неаполь, между прочим, третий по величине город Италии после Рима и Милана), а на автостоянке… Впрочем, это был не самый большой сюрприз за тот короткий срок, который мне предстояло пробыть в Неаполе…
Следующим сюрпризом оказался вопрос парковки автомобиля на ночь. По счастью, у моего отеля есть на этот счет договоренность с бизнес-центром, находящимся сравнительно недалеко от отеля.
То есть, совсем недалеко, если идти пешком, — каких-нибудь минут 5-7. Но, вот, доставить туда машину оказалось совсем не просто… Для водителя, впервые попавшего в Неаполь, это город хаотического (это очень мягко говоря) движения. Что-то еще можно понять на главных улицах города. Но в глубине кварталов автомобили двигаются по одним им известным траекториям и алгоритмам, которые к ПДД имеют, кажется весьма отдаленное отношение…
Добраться до гаража мне удалось только с третьей попытки. И то только потому, что найдя в очередной раз названный портье ориентир, догадался выйти из машины и задать вопрос мужской компании, одним из участников которой был полицейский. Он-то и указал нужный путь, но… если бы все было так просто… Чтобы въехать в гараж, к слову, подземный, что большая редкость в Неаполе, надо было свернуть на дорогу одностороннего встречного движения. И проехать-то предстояло метров 50 всего, но… По встречной… На мой немой вопрос полицейский развел руками, дескать, не менять же давно сложившуюся схему движения по кварталу в зависимости от одного, построенного недавно здания с подземным паркингом… В общем, надо подождать пару-тройку минут, пропустить встречные машины, дождаться разрыва между автомобилями, а потом юркнуть в образовавшийся разрыв… Ну, или на худой конец, просто энергично жестикулировать, призывая встречные автомобили остановиться и пропустить…
Зато с чем совсем не было проблем, так это с поисками ресторана. В Европе поужинать никогда не было проблемой, если только вы успеете добраться до ресторана до его закрытия, часов до 23… Ну, а в моем случае очень неплохое заведение обнаружилось в паре сотен метров от отеля.
Il Pomodorino Restorante
Это был рекомендованный портье (да и путеводители его упоминают) ресторан Il Pomodorino — типичный во всем представитель обильной южноитальянской кухни с раблезианских размеров порциями, совершенно обязательными томатами и моцареллой и простым интерьером… Кстати сказать, только в Неаполе я понял секрет популярности помидора в названиях ресторанов итальянской кухни. Это главный ингредиент большинства южноитальянских блюд. А если учесть тот факт, что Неаполь – это родина сыра моццарелла, который восхитительно сочетается именно с помидорами, а также пиццы, в которой томаты играют далеко не последнюю роль, то что ж удивляться многочисленным гастрономическим заведениям, в названиях которых слово «помидор» присутствует в различных вариациях…
Лирическое отступление: таких вкусных помидоров, как в городах Кампаньи и Апулии пробовать не приходилось нигде. Разве что, на Сицилии и Капри, но это все та же, Южная Италия…
Переночевав в Неаполе – отель, к слову, оказался очень достойным, и я не пожалел, что заказал его для возвращения, хотя изначально было желание пожить в двух разных отелях, — ранним декабрьским утром в гараже забираю машину, в отеле – багаж и трогаюсь в путь. Выезд из Неаполя благоразумно доверил навигатору, хотя и по карте, вроде бы, все было понятно. Уже через 20 минут стало понятно, что именно, «вроде бы»… Ни за что не догадаешься, что путь из города в сторону Бари будет пролегать по узким улочкам с редкими указателями, на которых можно прочитать все что угодно, только не то направление, которое нужно тебе. А уж процесс пересечения развязок иначе как искусством и назвать нельзя. Ведь в их хитросплетении каждый находит свой путь, ориентируясь не на ПДД, а на интуицию и умение красноречиво и энергично жестикулировать. В общем, если бы не навигатор GPS процесс покидания города мог бы затянуться не на один час…
Неаполь — Бари
Путь выглядел неблизким, но мне, закаленному еженедельными поездками из Москвы в Ярославль на протяжении трех лет, эти 270 км. дороги не казались чем-то из ряда вон… Машина – Мерседес А-класса – если чем-то и выделялась из потока, то только выразительностью форм и трехлучевым логотипом. В основном же, на дороге встречались многочисленные утилитарные и компактные представители итальянского автопрома…
Погода была сухая и в плюсе и солнечные лучи время от времени пробивались из-за неплотных облаков, оживляя и расцвечивая и так-то нескучный пейзаж, в котором преобладала яркая, почти изумрудная зелень…
«Дороги. Ну, как у нас, в Крыму…»
«…а из-за поворота… низкий белый фиат… ну, что-то вроде нашего «Запорожца»…». Прав был герой старой советской комедии «Три плюс два»: дороги в Италии хороши…
Впрочем, если быть точным, то это просто нормальные – без выбоин, заплат и колейности — дороги. Какими они, собственно, и должны быть… И какие мы в России встречаем куда реже, чем хотелось бы… крохотных фиатов тоже, естественно, хватает… И дорожное полотно не ставит перед ними невыполнимых задач…
В общем, езда по пусть и не широкополосным, но гладким и ровным шоссе Кампаньи и Апулии, доставляла удовольствие, граничащее с физическим наслаждением… Прибавим к этому предусмотрительно и рационально сделанные «карманы» для машин, где можно остановиться, осмотреться, передохнуть, даже перекусить, если провизия предусмотрительно взята с собой, не рискуя при этом быть сбитым проходящей по трассе машиной… Это чертовски удобно…
Говоря «осмотреться», я, конечно, имел в виду пейзажи. Для москвича декабрь – это всегда унылая, беспробудно серая пора с холодами и гнетущей монохромностью… А здесь… Холмы, покрытые словно ковром, изумрудно-яркой зеленью…
Ухоженные поля, словно по ним прошлись гигантской расческой…
Живописнейший горизонт…
«- Дотянешься до горизонта, а там и конец дороги…
— Джеймс Джойс?
— Нет. Мой дядя Клайв. Но сказано неплохо… Не находишь. »
Бари (Bari)
Бари оказался небольшим, очень просто и без затей спроектированным городом.
Corso Vittorio Emanuele
Если не считать исторический центр (Storico Centro), все остальное – это четкая сетка улиц пересекающих друг друга под прямым углом. Можно было бы назвать его курортным, но… Что-то не позволяет поставить его в один ряд с действительно курортными городами вроде Римини или Лидо ди Езоло, где практически вся городская жизнь подчинена интересам индустрии туристического сервиса…
Бари самодостаточен и живет по своим законам. Пара пешеходных улиц — это практически вся дань, которую город отдал туристам… В остальном это уютный, ухоженный и тихий провинциальный городок, где в ресторанах не усредненная средиземноморская кухня, рассчитанная на невзыскательный вкус массового туриста, а добротная аутентичная региональная кухня со множеством апулийских специалитетов; где набережная – это не столько гостевой променад, сколько место отдыха горожан…
Corso Vittorio Emanuele
Старый город (Centro Storico, как говорят в Италии) – это привычное уже по другим итальянским городам хитросплетение узких улочек, где дома не слишком отличаются от крепостных стен.
Впрочем, Storico Centro Бари — это живой и совсем не музейный квартал, но при этом ухоженный, по которому приятно гулять, наблюдая повседневную жизнь, которая часто выплескивается на улочки развешанным для сушки бельем, разговорами соседей за кофе в кофейне с парой столиков…
По этим же улочкам разбросаны маленькие магазинчики с сувенирами ручной работы, небольшие кафе, продуктовые лавки с огромными апельсинами, сладкими помидорами, массой других свежайших овощей и фруктов…
Но с наступлением темноты жизнь в нем практически замирает, если не считать ресторанов и кафе…
Но, конечно, старый город в Бари – это, прежде всего, собор Святого Николая Угодника или Basilica San Nicola, как называют этот храм в Италии… Собор не так просто найти. Он находится в глубине квартала и ничем не выдает своего присутствия, пока, в буквальном смысле слова, не упрешься в него. Как позже выяснилось, это довольно типичная для городов Южной Италии картина. Зная центральную и северную Италию, ожидаешь увидеть грандиозное, богато декорированное строение, его и ищешь…
Basilica San Nicola
А находишь скромный по внешнему убранству и по средневековому массивный собор, более похожий на монастырский храм…
Внутреннее убранство тоже, отнюдь, не поражает пышностью… Во всем главенствует аскеза…
Basilica San Nicola
Зато в храме много света и воздуха, то есть, всего того, что, обычно, не входит в перечень достоинств православных церквей…
Органической часть старого города является норманнская крепость (Castello Normanno Svevo) – впечатляющая демонстрация оборонительной силы и мощи – хорошо сохранившаяся до сего дня…
Castello Normanno Svevo
Крепость образует любопытный контраст с парком, дорожки которого пролегают вдоль крепостных рвов, заросших травой, и фортов… И уже не воспринимается как действительное оборонительное сооружение, а скорее, как декорация к историческому фильму…
Castello Normanno Svevo
Настоящей гордостью Бари является набережная или променад (Lungomare Imperatore Augusto) – популярнейшее место прогулок и отдыха. По крайней мере, в названии этой части береговой линии Бари присутствует именно слово «променад» (Lungomare). И именно отсюда удобней всего добраться до Собора Св. Николая Угодника, надо только нырнуть в арку…
Lungomare – это не только место отдыха горожан и гостей города, съезжающихся сюда с наступлением весны, но и место работы тех, кто готовит свежайшие морепродукты для многочисленных ресторанов…
А чайки лениво поджидают своей доли утреннего улова…
Фонари, украшающие променад «Императора Августа», являются признанным символом Бари, растиражированным в открытках, значках, магнитиках… Заметное место они занимают в рисунках местных художников.
Они и вправду классически эстетичны и эффектно освещают по вечерам неярким желтовато-теплым светом пустынную в это время года набережную, по которой свободно и вольготно гуляет ветер, насыщая воздух влагой моря и тонким ароматом йода…
Все то же самое можно сказать и о самом городе Бари, ренессансно-классический облик которого запоминается сразу и надолго… Как и атмосфера спокойствия и уюта, заставляющая мысленно возвращаться в него…
Бари-Монополи (Monopoli)
Дальнейший мой путь лежал в сторону города Лечче, по, так называемой, «Земле Бари» — обширной части региона Апулия – холмистой, зеленой с небольшими, но очень симпатичными городками, разбросанными то там, то сям по всеми побережью. В один из таких городков — как раз на полпути из Бари в Лечче — с названием «Монополи» я и заехал по пути.
Монополи – оказался крохотным городом с непременной крепостью, на этот раз Арагонской (Aragonese Castello), расположившимся, как водится, близ моря…
Собственно, весь город в точности повторяет особенности Storico Centro в Бари: узкие улочки, мощеные каменной плиткой…
Старые дома, плотно прижавшиеся друг к другу…
Источник