Путешествие по южной америке 7 класс география таблица природные зоны

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ
методическая разработка (география, 7 класс) по теме

ОТКРЫТЫЙ УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТЕМЕ

«ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ» (7 класс)

Цели урока:

Формировать знания учащихся о природных зонах Южной Америки, выяснить, что характерно для каждой природной зоны; как происходит изменение природы материка под влиянием деятельности человека; совершенствовать умение сравнивать, составлять описание, давать характеристики компонентам природы и природных комплексов.

Продолжить формирование умений работать с картами, таблицами, текстом учебника, дополнительной источниками информации.

Развивать научный кругозор в области географии.

Задачи урока:

— обучающие: показать взаимосвязь компонентов природы материка, влияние рельефа, климата и внутренних вод на развитие органического мира Южной Америки;

развивающие: продолжить формирование умений и навыков работы с картографическим материалом, проводить анализ этого материала; развивать способности устанавливать причинно-следственные связи;

воспитательные: воспитывать трудолюбие, максимальную работоспособность на уроке; развивать товарищескую взаимопомощь и поддержку; сформировать у школьников бережное отношение к природе.

Оборудование: флипчарт, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, атласы, учебники, тетради, раздаточный материал, видеофрагмент.

Ход урока

І. Организационный момент

Ребята! Сегодня у нас будет очень интересный урок, но не совсем обычный. Мы с вами сегодня отправляемся путешествовать на знакомый вам материк – Южную Америку. Мы познакомимся с природными зонами материка.

ІІ. Домашнее задание: §44. Ответить на вопросы в конце параграфа

ІІI. Повторение изученного материала.

Демонстрация флипчарта с последующим комментарием страниц.

Вопросы: — В каких климатических поясах расположена Южная Америка?

(Экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом, южном умеренном поясах).

-Что такое природная зона? — Это крупный ПТК, обладающий взаимосвязью температуры, увлажнения, почв, растительного и животного мира.

— Чем обусловлено образование природных зон? — (Климатом,- соотношением тепла и влаги.)

— Определить по картам атласа какие природные зоны соответствуют климатическим поясам? (зона влажных экваториальных лесов, саванны, субтропические степи (пампы), переменно-влажные леса, полупустыни и пустыни (Патагония).

— Сравните набор природных зон в Южной Америке и Африке. В чём проявляются сходства и различия? С чем это связано?

ІІІ. Изучение нового материала.

В связи с преобладанием влажного климата в Южной Америке широко распространены леса и сравнительно мало пустыни и полупустыни. По обе стороны от экватора в Амазонии простираются постоянно влажные вечнозеленые леса, сменяющиеся к северу и югу на нагорьях переменно-влажными листопадными тропическими лесами, редколесьями и саваннами, особенно обширными в южном полушарии. На юге материка расположены степи и полупустыни. Узкая полоса в пределах тропического климатического пояса на западе занята пустыней Атакамой. Как и Австралия, Южная Америка выделяется среди материков своеобразием органического мира. Длительная изоляция от других континентов способствовала формированию в Южной Америке богатого и во многом эндемичного растительного и животного мира. Она – родина каучуконоса гевеи, шоколадного дерева, красного дерева, хинного дерева, виктории — регии, а также многих культурных растений – картофеля, томата, фасоли. Среди эндемиков животного мира следует назвать муравьедов, броненосцев, ленивцев, широконосых обезьян, лам, водосвинок –капибара, шиншилл.

Нам сегодня и предстоит узнать, какие природные зоны встречаются на континенте. А для этого необходимо вспомнить, из каких компонентов состоит природная зона и как они взаимосвязаны между собой.

Сейчас вы просмотрите видеофрагмент по природным зонам Южной Америки. Будьте внимательны. Затем вам предстоит выполнить задания, используя материал данного фрагмента.

Видеофрагмент. Физкультминутка

ІV. Закрепление изученного материала. Работа в группах

— Составление таблицы и характеристика природных зон.

— Выполнение эвристического задания (мини проектов).

V. Подведение итогов.

Приложение 1

Природная зона

Представители растительного мира

Представители животного мира

Влажные экваториальные леса (сельва)

Сейба, дынное дерево, какао, гевея и др.

Обезьяны, ленивцы, анаконда, тапиры, водосвинка капибара, колибри и др.

Кебрачо, низкорослые деревья и кустарники

Олени, свиньи -пекари, броненосцы, муравьеды и др.

Субтропические степи (пампа)

Травы (ковыль, дикое просо и др.)

Пампасская кошка, пампасский олень, ламы

Злаки, колючие вечнозеленые кустарники

Грызуны (вискаша), нутрия (болотный бобр), броненосцы

Приложение 2

Раздаточный материал

Эвристическое задание «Экспедиция по природным зонам Южной Америки»

  • Представьте, что вас отправили в экспедицию по природным зонам Южной Америки.
  • Цель экспедиции: изучение животного и растительного мира природных зон.
  • Перечислите представителей животного и растительного мира одной из природных зон Южной Америки.
  • (По выбору учителя)
  • Результаты экспедиции оформите в виде таблицы
  • Оформить газету по результатам экспедиции

Природная зона

Представители растительного мира

Представители животного мира

Источник

Природные зоны Южной Америки – список с таблицей для урока в 7 классе

Южная Америка – континент, который отличается удивительным природным разнообразием. Хотя большая часть его находится в экваториальном и тропическом поясах. Природные зоны Южной Америки расположены неравномерно. Это связано с особенностями рельефа материка, восточная часть которого резко отличается от западной части.

Введение

Климат на материке тёплый, влажный, резких перепадов температур не наблюдается. Это связано с тем, что большая его часть находится в экваториальном, субтропическом и тропическом поясах. Более умеренный климат на юге материка, в горах же довольно холодно (каждый километр подъёма характеризуется снижением температуры на 6 градусов). Высокий уровень влажности (особенно в восточной части материка) обеспечивают воздушные массы с Атлантического океана.

Рис. 1 Карта Южной Америки

Животный мир и растительный мир также удивительно разнообразны.

На материке добываются практически все известные науке полезные ископаемые:

  • нефть;
  • газ;
  • угль (каменный и бурый);
  • руды (металлические и неметаллические).

Рис. 2 Геологическая карта Южной Америки

Географическое положение Южной Америки

Материк полностью расположен в западном полушарии, широты – экваториальные и тропические. К этому материку относятся:

  • Мальвинские острова (Атлантический океан);
  • остров Тринидад;
  • остров Тобаго;
  • Огненная Земля (отделена от материка Магеллановым проливом, длина которого 550 км).

Крупнейшее озеро материка, Маракайбо, соединено с Венесуэльским заливом Карибского моря.

Геология и рельеф материка

Весь материк, который стоит на Южно-Американской докембрийской платформе, можно разделить на две основные зоны:

Гористая зона находится на западе материка. Здесь находятся Анды – одна из самых высоких и самая длинная горная цепь на Земле. Общая её протяжённость – 9 т. км. Эта же горная цепь и одна из самых древних, она начала формироваться ещё в палеозое, хотя движения происходит до сих пор. Можно сказать, что эта зона одна из самых активных, постоянно наблюдаются землетрясения и извержения вулканов. Также здесь расположились Гвианское и Бразильское нагорья (на щитах, приподнятых участках платформы) и так называемая сьерра или глыбовые горы.

Там, где древняя платформа прогибается, образовались Амазонская, Оринокская и Ла-платская равнины (низменности). Амазонская низменность – самая большая. Она занимает территорию от Анд до Атлантического океана, с севера и с юга ограничена Гвианским и Бразильским нагорьями.

Таблица природных зон Южной Америки и их характеристика

Основные природные зоны материка:

  • влажные экваториальные леса (сельва);
  • саванны (льянос);
  • редколесья (льянос);
  • субтропические степи (пампа);
  • полупустыни (Патагония);
  • пустыни (Патагония);
  • леса умеренного пояса;
  • зона высокой поясности (Анды).

Рис. 3 Карта природных зон Южной Америки

Основные характеристики каждой из зон представлены ниже, в таблице (ей можно пользоваться на уроке). Важно помнить, что все основные характеристики зон связаны между собой. Так от типа почв зависит растительность, а от рельефа – наличие или отсутствие полезных ископаемых.

Название зоны Географическое расположение Флора (эндемичные* виды) Фауна (эндемичные виды) Почва Полезные ископаемые
Сельва (гилеи) Амазонская низменность (по обе стороны от экваториального пояса) фикусы, сейбы (уникальные растения высотой более 80 м), дынное дерево,

древовидные папоротники, каучуковые деревья, шоколадные деревья, лианы, орхидеи

ягуар, анаконда, колибри, пираньи, обезьяны, тапиры, ленивцы, капибары, туканы, дикобразы,

насекомые (очень крупные, наиболее распространены муравьи)

Ферралитные (влажные) нефть, газ, алюминий
Льянос (кампос) Оринокская низменность,

Гвианское нагорье (к югу и северу от экваториальных лесов)

пальмы, мимозы,

акации, злаковые культуры, бутылочное дерево, бобовые культуры, разнотравье, араукариевий лес (на юго-востоке Бразильского нагорья)

страус, пума, броненосец, муравьед, свинки-пекари, олени, ягуары (в этой местности много малярийных комаров) Ферраллитные (сухие), исключение лишь юго-восток Бразильского нагорья, здесь очень влажно, почвы плодородные нефть, уголь, железо, олово, алмазы
Пампа Ла-платская низменность разнотравье, ковыль пампасский олени, грызуны, пампасская кошка, ламы, гуанако, страус нанду Чернозём (гумус) уран, вольфрам, висмут
Патагония плато и равнины около пустыни Атакама, пустыня Атакама кактусы и злаковые культуры, финиковые пальмы грызуны, магелланова собака, страус Дарвина, скунсы Бурые (бедные, так как Анды перекрывают путь влажным воздушным массам) нефть, газ, железо, медь, селитра, йод
Леса умеренного пояса (гемигелеи) предгорья Анд бамбук, папоротники, магнолии, южный бук, чилийские кипарисы, араукарии ламы, медведи, шиншиллы Подзолистые и лесные бурозёмы нефть, газ, уголь

*эндемичные – наиболее распространённые в этой природной зоне виды животных и растений.

*животный мир экваториального леса удивительно разнообразен и размещается вертикально, в зависимости от уровня освещенности (некоторые животные, например, всю жизнь проводят на деревьях).

Так как материк обладает большим разнообразием рельефа очень трудно сказать, какая из зон обладает наибольшим влиянием.

Характеристика зоны высокой поясности

Зона высокой поясности отличается разнообразием. Климат и прочие характеристики зависят от высоты:

  • 1500 метров – экваториальные леса или «жаркая земля»;
  • 2800 метров – леса умеренного пояса или «умеренная земля»; данная зона характеризуется богатой флорой, здесь растут: хинное дерево, бамбук, кока, древовидные кустарники, хвойные пароды;
  • 3800 метров – криволесье и низкорослые высокогорные леса;
  • 4500 метров – высокогорные луга или парамос.

На высотах свыше 4500 метров лежат вечные снега, много ледников.

Что мы узнали?

Тема о природные зонах Южной Америки для 7 класса обширна и разнообразна. Размещение материка в западном полушарии оказало влияние на климат, флору и фауну. Размещение на древней, докембрийской платформе, оказало влияние на наличие большого рода полезных ископаемых.

Тропические леса Амазонки в настоящее время требуют особо внимательного отношения. Учёные выяснили, что систематическое уничтожение данного лесного массива приводит к изменениям во всех природных зонах Южной Америки.

Источник

Разработка урока географии 7 класс «Природные зоны Южной Америки»
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Разработка урока по географии для 7 класса

Скачать:

Вложение Размер
prirodnye_zony_yua.docx 33.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЫСОКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Конспект урока по географии

«ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ»

Федоркова Светлана Владимировна

Тема: Природные зоны Южной Америки.

Цель: познакомить учащихся с природными зонами Южной Америки,

сформировать представление о растительном и животном мире.

Задачи: вспомнить уже изученные и разобрать новые термины и понятия;

показать взаимосвязь компонентов природы материка, влияние

рельефа, климата на развитие органического мира

продолжить формирование умений работы с картами;

развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

формировать умение работать в группах:

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник В.А. Коринской «География материков и океанов»;

атласы для 7 класса; мультимедийная презентация;

«Природные зоны Южной Америки»; видеоролик «Пустыня

Атакама»; физическая карта

Южной Америки, карта природных зон мира.

Тип урока : комбинированный

Форма обучения : фронтальная, индивидуальная групповая.

Методы: словесные, наглядные, практический, проблемный.

Наглядные пособия: иллюстрации и текст учебника, таблица,

Место проведения: кабинет географии.

1. Организационная часть:

— проверка посещаемости урока;

— проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с природой Южной Америкой, но

сначала давайте вспомним, то что мы уже знаем.

1. Найди «лишнее» и объясни свой выбор:

А. Амазонская низменность, Оринокская низменность, Бразильское

плоскогорье Восточно-Африканское плоскогорье.

Б. В Андах имеются руды – меди, железа, угля.

В. На побережье озера Маракайбо найдены – нефть, газ, алмазы.

2. В каких климатических поясах расположена Южная Америка?

3.О каком климатическом поясе идет речь?

1. В каком климатическом поясе зимой и летом высокая температура (+24, + 27),

Осадки выпадают на протяжении всего года. (Экваториальный)

2. В каком климатическом поясе расположены Оринокская низменность и

Бразильское нагорье? (Субэкваториальном)

3. В каких климатических поясах выделяют по три климатические области?

(Тропический: западная – сухая, центральная – Анды, восточная – влажная;

Субтропический: западная – средиземноморский, центральная-

континентальная, восточная – муссонный)

4. Вставьте пропущенные слова.

  1. Южная Америка — самый влажный материк Земли, и не такой жаркий , как Африка. Причин тому несколько.
  2. Большая часть материка лежит в экваториально-тропических широтах и получает большое количество солнечного тепла .
  3. Так как континент хорошо нагревается, давление воздуха над ним всегда ниже, чем над окружающими океанами, с которых пассаты и западные ветры умеренных широт приносят много влаги.
  4. Теплые течения у берегов увеличивают влажность воздуха, поступающего на материк. Анды являются непреодолимой преградой для воздушных масс, способствуют выпадению осадков из воздушных масс, приносимых с океанов.
  5. Материк открыт влиянию Атлантического океана и изолирован от влияния Тихого .

3. Изучение нового материала.

3.1. Посмотрите на слайд и сформулируйте тему урока.

(Природные зоны Южной Америки).

3.2. Актуализация знаний.

— Что называют природной зоной?

— Как изменяются природные зоны Южной Америки?

— Как называется изменение природных зон при движении с севера на юг?

Широтная зональность – это изменение природных зон при движении с

Какой ученый обосновал широтную зональность? (В.В. Докучаев)

4. Анализ карты (природные зоны Ю.Америки стр. атласа 31)

— Дайте характеристику карты «Природные зоны Ю. Америки»

— Назовите природные зоны Южной Америки?

— Какие природные зоны занимают наибольшую площадь?

(сельва и саванны).

— Какие природные зоны занимают небольшие площади?

( пустыни и полупустыни). Почему?

6. Практическая работа в группах.

Используя карты атласа и текст параграфа 44 определите особенности каждой природной зоны. Результаты занесите в таблицу.

В таблице укажите характерное для Ю. Америки название природных зон.

1- группа — экваториальный лес

2 – группа – саванны

3 – группа – степи

4 – группа – пустыни и полупустыни

Природные условия и компоненты

Экваториальный лес- сельва

Область пустынь и полупустынь на юге материка-

1. Географическое положение.

Оринокская низменность, большая часть Гвианского и Бразильского плоскогорий

К югу от саванн

На юге материка в умеренном климате.

От 2000 до 3000

От 1000 до 2000

Бурые полупустынно-степные и пустынные

Проверка результатов работы групп. Сообщения учащихся о животных.

— Сравните площади экваториальных лесов Африки и Ю.Америки?

— Почему в Южной Америке экваториальные леса занимают большую площадь?

— Видовой состав флоры и фауны Ю. Америки богаче или беднее?

— Чем отличается животный мир саван Ю.Америки от животного мира Африки?

— Почему в пампах очень мало животных?

— Почему в Патагонии температура воздуха может опускаться до -33 градусов?

Сделайте вывод : от чего зависит образование природных зон?

(образование природных зон в первую очередь зависит от климата данной территории: если для территории характерны высокие температуры и большое количество осадков, как на экваторе, то это будет способствовать развитию богатой растительности, здесь будут формироваться плодородные почвы, развиваться растительность и богатый животный мир).

— Докажите, что все компоненты в природной зоне связаны между собой.

6. Задание на установление причинно-следственных связей.

Просмотр видеоролика «Пустыня Атакама»

Мы с вами дали характеристику природным зонам восточной и центральной частей материка.

— Покажите на карте природную зону названную в фильме.

— Объясните, почему на побережье океана образовалась пустыня.

Дожди в пустыни Атакама. (Сообщения учащихся)

3 июля 2010 года в пустыне Атакама случилось аномальное явление — выпал снег, завалило сугробами и несколько городов. Временно приостановилась работа одной из крупнейших обсерваторий, нарушилось дорожное сообщение и энергоснабжение. Но пока взрослые расчищали дороги и осваивали экстремальное зимнее вождение, дети учились лепить снеговиков.

Это необыкновенно редкое природное явление ученые связывают с прохождением над территорией этой части Южной Америки холодного фронта. Всего за несколько дней в пустыне выпало 80 сантиметров снега.

22 апреля 2011 года. Климатический феномен Эль-Ниньо, приходящий на Тихоокеанское побережье Южной Америки каждые шесть или семь лет, принес в этом году в самую сухую пустыню в мире дожди, необходимые для прорастания луковицы и корневища, которые могут находиться в «спящем» режиме долгие годы. «Это исключительный год, в 2011 выпало более чем 50 мм осадков. Цветы начинают расти в пустыне от 15 мм в год. Помимо интенсивности осадков, на растительную жизнь в Атакаме влияет их регулярность и сила зимних морозов. В случае благоприятного сочетания всех факторов, цветение в пустыне может длиться с сентября по декабрь.

7. Работа с учебником. Анализ рисунка 76 на стр. 177.

На материке большую площадь занимают области высотной поясности.

— Чем это объясняется? (на материке расположены самая протяженная цепь

— Что называют высотной поясностью?

— Кто обосновал высотную поясность? (А. Гумбольдт)

— Что можно сказать о высоте этих гор? (Анды относятся к высоким горам).

— Какая существует закономерность между высотой гор, их ГП, сменой

(чем выше горы и чем ближе они к экватору, тем разнообразнее природные

1. У подножия гор располагаются влажные экваториальные леса;

2 . С поднятием вверх они сменяются листопадными или переменно влажными

3. На высоте 2-3 км переходят в хвойные горные леса.

4. Далее начинаются альпийские луга, горная тундра

5. На высоте 4.500 м. зона оледенения.

— Что служит причиной изменения природных зон в горах? (климат-изменение

соотношения тепла и влаги)

9. Обобщение по уроку.

Природа Ю. Америки – это уникальный мир с растениями и животными,

которые еще мало известны науке. Здесь много:

реликтов: броненосцы, летучие мыши-вампиры, очковый медведь

эндемики — пираньи, ленивцы, ламы;

растения – сейба, какао, каучуконосы-гевеи

К сожалению, многие виды животных и растений материка уже исчезли и еще исчезнут с лица земли в результате хищнического отношения человека к природе.

10. Домашнее задание

П. 44, сообщения о национальных парках.

Влияние деятельности человека на природу Южной Америки

Источник

Читайте также:  Экскурсии по окружающему миру могут быть
Оцените статью