Путешествие по живой клетке 5 класс

Презентация по теме: Путешествие в растительную клетку.
презентация к уроку по биологии (5 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
puteshestvie_v_rastitelnuyu_kletku.pptx 2.57 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Путешествие в растительную клетку Презентацию выполнил: Учитель биологии ГБОУ СОШ № 2088 Фаттахетдинова Э.А.

Цель урока : сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма. Задачи урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: раскрыть особенности строения растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемых функций на примере органоидов. РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ: продолжить развитие умений учащихся работать с микроскопом, делать схематические зарисовки, продолжить развитие наблюдательности и внимания в ходе лабораторной работы. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: воспитание интереса к познанию живой природы, воспитание патриотических чувств, гордости за учёных, внёсших вклад в развитие биологии.

Растительная клетка под микроскопом 1665 год. Роберт Гук – исследовал клетки пробки, обнаружил ячейки. Ввел термин «клетка» А для чего мы изучаем клетку? Почему нам это важно при изучении биологии?

Растительная клетка и ее органоиды Нажимая на органоиды клетки, вы узнаете много нового . 7 12 11 4 9 8 10 5 2 1 3 6 Из каких частей состоит клетка? Давайте представим, что живой организм – это многоэтажный дом, а клетка – это квартира

Клеточная стенка Плазматическая мембрана Строение и функции Клеточная стенка из целлюлозы. Придает клетке форму и размеры. Выполняет транспортную функцию и защитную. Плазматическая мембрана защищает содержимое клетки от воздействия внешней среды. Стена дома – придает форму. Входная дверь — впускает в квартиру только своих. Вот плазмолемма поверх клетки; Является она барьером крепким, И пропускает в клетку то, Что клетка ждет уже давно.

Цитоплазма Строение и функции Внутреннее убранство квартиры Внутренняя среда клетки. Состоит из вязкого полужидкого вещества. Связывает между собой органоиды. Обеспечивает перемещение различных веществ.

Шероховатая и гладкая эндоплазматическая сеть (ЭПС) Строение и функции Состоит из сети многочисленных мелких канальцев и полостей, соединенных между собой. Связывает все части клетки между собой. Участвует в образовании и транспортировке питательных веществ Коридор соединяет все помещения между собой. Вот эндоплазматическая сеть. На гранулярной — рибосомы есть, Что синтезируют белки, Эластичны и гибки.

Аппарат Гольджи Строение и функции Комплекс Гольджи – аппарат, Что любой работе рад. Склад органических веществ Представляет собой стопку уплощенных мембранных мешочков – полостей. Накапливаются и сортируются различные вещества. Образуются лизосомы (мелкие пузырьки)

Рибосомы Строение и функции Здесь готовится вкусная и необходимая еда для нашего организма Рибосома – аппарат, “Жизнь” создающий агрегат. Здесь синтезируют белок; Он для клетки царь и бог. Мелкие округлые тельца. Обеспечивают сборку белков.

Лизосомы Строение и функции Средства защиты от бактерий и пыли Лизосомы на посту – Соблюдают чистоту. Лизосомы – это маленькие пузырьки. Внутри клетки переваривают пищевые частицы. Уничтожают отслужившие органоиды. Это чистильщики клетки.

Митохондрия Строение и функции Центральное отопление дает квартире тепло и жизнь. Две мембраны в оболочке, Рибосомы, словно точки. Кристы , матрикс, ДНК Это митоходрия Состоят из двух мембран. Внутренняя имеет выросты – кристы . Митохондрии главные энергетические станции клеток.

Хлоропласты Строение и функции Комнатные растения дают нам кислород и органические вещества Зеленые пластиды, содержат пигмент хлорофилл, придающий листьям зеленый цвет. В хлоропластах образуются органические вещества при помощи энергии Солнца.

Хромопласты Строение и функции Пластиды, которые содержат красно-желтый пигмент. Обеспечивают многообразие окрасок цветов и плодов растений . Разнообразные по окраске фрукты на столе

Лейкопласты Строение и функции Бесцветные пластиды. В них накапливаются запасные питательные вещества – крахмал.

Вакуоль Строение и функции Вода из крана нам необходима. Канализация нужна для утилизации вредных веществ. Крупный пузырек, заполненный клеточным соком. Накапливает питательные вещества и ненужные продукты жизнедеятельности. . Посмотрите пузырек Он содержит важный сок.

Ядро Строение и функции Все белки очень важны, Клеткам все они нужны. И кого из них создать, Клетке форму как придать, Где расти, где умирать, И кому какой секрет отдать – Все решает заодно Клетки центр – ее ядро! . Хозяин квартиры – следит за порядком Важнейшая часть клетки. Ядро состоит из двух мембран, имеет поры и ядрышко Отвечает за наследственную информацию клетки.

Главные части клетки Оболочка Ядро Цитоплазма Вакуоль

Отличительные признаки растительной клетки Наличие клеточной стенки из целлюлозы Наличие пластид Наличие крупной вакуоли

Выводы из урока: 1. Клетка – это сложная многофункциональная структура всех живых организмов. 2. Из клеток — состоят все растения и живые организмы. 3. Клетка — обладает всеми признаками живого организма (питание, дыхание, рост, развитие, размножение, выделение, обмен веществ.)

Домашнее задание Параграф № 3 ответить на вопросы в конце параграфа По выбору: – выполните модель растительной клетки; — решите кроссворд

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная презентация может быть использована в 6 классе при изучении темы «Поездка классом по Германии».

Понятие натуральных волокон растительного происхождения: хлопок и лен.Процесы производства хлопка и льна.Схема производства ткани.Профессии ткацкого производства.Отличительные признаки нитей осн.

Пояснительная записка. В образовательном процессе всё чаще используются нестандартные формы урока. Одной из таких форм является дидактическая игра. От обычной игры дидактическая игра отличается т.

Подробная технологическая карта урока №2 «Особенности строения растительной клетки» в теме «Клеточное строение растений» в 6 классе.

Цели: создать у учащихся представление об особенностях строения клетки;охарактеризовать процессы, происходящие в клетке;выделить и охарактеризовать роль клеточного ядра.

Презентация может использоваться на вводном уроке по разделу Цитология.

(Программа Пасечник Биология .Бактерии. Грибы . Растения . Издательство «Дрофа»)Тема урока: «Строение растительной клетки»Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний.

Источник

Тема: Путешествие в мир клетки, или Что общего между клеткой и космическим кораблем?
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Цели: создать у учащихся представление об особенностях строения клетки;

охарактеризовать процессы, происходящие в клетке;

выделить и охарактеризовать роль клеточного ядра.

Скачать:

Вложение Размер
urok_5_kl_puteshestvie_v_mir_kletki.zip 903.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии 5 класс.

Тема: Путешествие в мир клетки, или Что общего между клеткой и космическим кораблем?

Цели: создать у учащихся представление об особенностях строения клетки;

охарактеризовать процессы, происходящие в клетке;

выделить и охарактеризовать роль клеточного ядра.

Оборудование: табл. «Клетка», схема внутреннего устройства космического корабля, учебник.

1. Организационный момент.

Дорогие ребята! давайте сядем поудобнее, посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Я рада, что вас хорошее настроение, а это значит, что мы с вами сегодня активно и дружно поработаем. А скажите, вы сегодня хотите активно поработать или просто быть слушателем на уроке?

Мы с вами изучаем раздел «По ступеням «лестницы жизни».

и вы знакомы с понятием «система»

— Что такое система?

— Из чего состоит система?

— Какое главное свойство существования системы?

— Назовите биологические системы, которые мы с вами изучили?

на доске таблица «уровни организации»

-Посмотрите, что мы с вами еще не изучали? Клетку

Живет на свете человек, но ,сколько ни смотри.

Не разглядишь ты и вовек, что у него внутри.

И, люди побеждая рок, пытались отгадать, что с вами за один урок,

должны мы здесь узнать.

Возьмем, к примеру, дом стоит из тысяч кирпичей,

И мир природы состоит из маленьких частей.

Вам кажется, мала она, но в микроскоп взгляните,

Ведь это целая страна как в натуральном виде.

О чем идет речь в этом отрывке стихотворения.

Клетка. Что это такое или кто она такая?

Назовите тему сегодняшнего урока

Записываем тему урока в тетради.

Как вы думаете: какова цель сегодняшнего урока?

Что нам надо для того чтобы изучить клетку?

ЗВУК РАКЕТЫ. слайд.

Мы сегодня совершим путешествие на космическом корабле.

Скажите, а космический корабль это сложная система?

Как вы думаете, космическая станция — это надежная система?

Давайте рассмотрим устройство космической станции. (слайд).

топливные баки- энергия

солнечные батареи – поглощение солнечной энергии

камера для отходов – удаление вредных веществ.

Клетку можно сравнить с космическим кораблем?

для этого нам надо изучить строение клетки и функции ее частей.

перед вами «Клетка», таблица, рис.65, стр.98

Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит —
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Поможет вам узнать больше о клетке: учебник, ваше желание и стремление, которые вы возьмете с собой в дальнейшее путешествие

Самостоятельная работа с учебником стр.98-101.

прочитать текст и заполнить таблицу (шаблон на листке)

Источник

Презентация по биологии на тему «Путешествие в мир клеток» (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Номер материала: ДБ-316360

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

«Путешествие в мир клетки»

План-конспект урока на тему «Путешествие в мир клетки»

Название раздела: «По ступеням лестницы жизни», №20

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки

-показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь, из более мелких образований;

-дать понятие о том, что клетки дышат, питаются, растут, делятся;

-учить анализу, созданию образов и понятий.

освоение УУД (формируются умения работать с различными источниками информации, таблицами, рисунками); овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения;

применять полученные знания при работе с микроскопом, терминами

соблюдение правил работы с микроскопом

формирование понятия о строении клетки и ее частей.

формирование представления о единстве всего живого, целостного мировоззрения

воспитание культуры поведения на уроке, развивать познавательный интерес к биологии;

уметь реализовывать теоретические познания на практике.

Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную;

Умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);

Умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона ( в соответствии с поставленными задачами);

Умение работать индивидуально;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль, выполнять практические упражнения;

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Определение цели своего обучения

Устанавливание причинно-следственных связей строения организмов и единства их происхождения

Анализировать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую: читать текст, выполнять задания, отвечать на вопросы.

Основные понятия: клетка, клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, хромосомы, вакуоль, митохондрия.

Основные: 1.В.А.Самкова, Д.И.Рокотова, В.И.Лапшина, А.М.Шереметьева, В.А.Дубынин-Биология. 5 класс: учеб.для общеобразовательных учреждений (Академкнига)-2015год

2.Уроки биологии. В.А.Самкова, Д.И.Рокотова, В.И.Лапшина 5кл.:пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Академкнига-2015год

2.Дополнительные: компьютер с видеопроектором, магниты и школьная доска, презентация «Строение клетки», микроскопы, микропрепараты.

Приветствие учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

«Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Встало солнышко давно

Заглянуло к нам в окно.

На урок торопит нас,

Напоминание о правилах проведении урока, этапах и времени на каждом этапе.

Подготовка тетрадей, учебников, принадлежностей.

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

Цель: настрой обучающихся на урок.

Настроиться на совместную работу и общение с одноклассниками и учителем.

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

2.Актуализация знаний учащихся

1.Что нужно для строительства красивого кирпичного дома?

2.Что нужно, чтобы составить предложение?

3.Из чего состоят слова?

4.А из чего состоят тела растений, животных, грибов?

Предполагаемые ответы учащихся:

1.Кирпичи -это основа строительства дома

2.Слова, которые составляют основу предложений

3.Из слогов, которые складываются из букв- буквы, это основа слогов

Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка.

Цель: изучить определение понятия клетка, как строительного материала для тел живых организмов

Познавательные УУД: ориентироваться в системе знаний

Планируют учебное сотрудничество с учителем и обучающимися

3.Мотивация на учебную деятельность

РЕБЯТА! Вспомните все, что мы говорили и чему будет посвящен наш урок?

Как же мы назовем тему урока? А что именно будем говорить о клетке?

Запишем тему в тетради.

Как вы думаете: какова цель урока?

Сегодня будем говорить о клетках.

Впервые клетки увидел англ. Естествоиспытатель Р.Гук в 1665 году. Рассматривая тонкий срез коры пробкового дуба, он заметил большое число ячеек. «Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень маленьких ячеек…» писал Роберт Гук. Эти ячейки получили название «КЛЕТКИ». Позднее ученые установили, что тела растений, животных, грибов, бактерий состоят из клеток. И мы с вами как представители царства животных состоим из клеток.

Клетки различны по форме, размерам и той роли, которую они выполняют в организме.

Цель: обеспечение мотивации и включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Ориентироваться в системе знаний.

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

4.Первичное открытие новых знаний

Ребята! Живые существа,населяющие нашу планету, очень разнообразны, но все они имеют клеточное строение, исключение-вирусы. Тело растения, животного, гриба построено из клеток, словом кирпичиков.

Клетка- наименьшая единица живого; основная единица строения и развитиявсех живых организмов.Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, цитоплазму, ядро.

Заполнить таблицу (учебник стр.98-99)

Клеточная мембрана (ограничивает внутреннее содержимое клетки,защищает, форма, обмен веществ)

Оболочка (наружный скелет, форма, проницаемость)

Цитоплазма (полужидкое содержимое клетки; объединяет клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие);

Ядро (небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме; в нем находятся хромосомы-наследственность, ядрышки;

Митохондрии («энергетические станции»)

В растительных клетках присутствуют особые органоиды- хлоропласты, в которых образуются органические вещества из углекислого газа и воды и вакуоли с клеточным соком- питательном веществом. В клетках животных организмов есть сократительная вакуоль для удаления ненужных веществ.

Последнее время клетку сравнивают с космическим кораблём. Найдите и вы сходство в строении клетки и во внутреннем устройстве космического корабля. Используйте рис.65 стр. 98 учебника.

Корпус, обшивка корабля — это клеточная мембрана

Отсек управления – ядро

Приборно-агрегатный отсек с топливными баками-митохондрия

Камера для отходов — сократительная вакуоль.

Молодцы, ребята! Вы отлично поработали.

Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки

Определение понятий темы, синтез значимости каждой из частей клетки, читать текст, выполнять задания, отвечать на вопросы.

Составлять элементы таблицы с помощью текста, работать в паре, слушать и понимать других.

Упражнение выполняют стоя, для мышц рук и спины.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ку, ну-ка,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад).

Разминаем руки, плечи

Чтоб сидеть нам было легче.

Чтоб писать, сгибать, читать

И совсем не уставать.

(рывки руками перед грудью)

Голова устала тоже

Так давайте ей поможем

Вправо-влево, раз и два

Думай, думай головой.

Хоть зарядка коротка.

Отдохнули мы слегка.

(Дети садятся за парты)

Цель: проводится физкультминутка для предупреждения сколиоза, снятия усталости и напряжения

Использовать упражнения для снятия усталости.

6. Первичная проверка понимания

Цель: формирование понимания строения клетки и функций её органоидов.

Задание 1. Работа с компьютером. Презентация «Строение клетки»

Ребята! Постарайтесь запомнить название органоидов клетки и их функции.

Задание 2. Рассмотреть под микроскопом готовый препарат «Кожица лука», зарисовать и подписать главные органоиды.

Проверка выполнения заданий.

Все клетки – живые.

Они дышат, питаются, растут, делятся. Из одной образуется две. Затем, из каждой новой, когда она растет,- еще две. Благодаря этому растет весь организм.

Анализировать информацию и преобразовывать из одной формы в другую

Умение работать индивидуально, выполнять практические упражнения.

7. Первичное закрепление

На доске воссоздадим рисунок из составляющих клетки (цветная бумага).

Цель: проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и применять её в измененной ситуации.

Анализировать информацию и преобразовывать её из одной формы в другую

Выполнять практические упражнения

Проведем небольшое исследование, как поняли материал, о котором говорили на уроке сегодня.

Какие утверждения верны? («+» или « -»)

Вопросы для закрепления нового материала:

1.Клетка — основная единица строения живых организмов

2.Оболочка, цитоплазма и ядро- главные части клеток

3. Лупа — самый сильный увеличительный прибор

4. Живые клетки только питаются

5. Клетки одинаковы по форме и размерам

6.Организм человека состоит из клеток

Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки.

(Ответы выводятся через проектор).

Предполагаемые ответы учащихся (взаимоконтроль):

Цель : добиться качества при выполнении учебной деятельности

осуществлять анализ объектов труда в связи с поставленной задачей.

осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

анализировать и оценивать выполненную работу.

9. Рефлексия (Светофор)

Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы ставили на уроке?

Изучить строение клетки, узнать о её органоидах.

Вы достигли цели?

Проверим с помощью сигнальных карточек (Светофор) как прошел наш урок

Красный – урок прошёл хорошо, мне всё понятно

Желтый-некоторые задания вызвали затруднения;

Зелёный — задания были трудные, многое не понял.

Саморефлексия: оцените свою работу и работу всего класса.

Выставление и комментирование оценок учителем

Цель: рационально распределять время на уроке при выполнении практической работы.

Осуществлять анализ объектов труда в связи с поставленной задачей.

Осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Анализировать и оценивать выполненную работу.

10. Домашнее задание

Учитель консультирует и объясняет домашнее задание: п.19 читать и пересказывать, устно ответить на вопросы стр.101.

На творческом уровне: сделать модель клетки из пластилина или цветной бумаги, подготовить сказку «Мир клетки», составить кроссворд (по выбору).

Источник

Читайте также:  Как не заблудится во время путешествий
Оцените статью