Как проехать через всю Россию на поезде и не умереть
Транссиб: личный опыт туриста
Транссибирская магистраль – самый длинный железнодорожный маршрут в мире и самый длинный туристический маршрут в России. Мало кто из россиян рискнёт проехать по нему из конца в конец, при этом Транссиб давно и прочно вошёл в список must see у интуристов. Колумнист HotLine.travel Сергей Чумичёв совершил железнодорожное путешествие из Москвы во Владивосток незадолго до Восточного экономического форума и теперь считает, что Транссиб определенно стоит мессы. Оказалось, что поездка по нему дарит множество интересных открытий и вовсе не так выматывает, как принято считать. Кроме того, вояж может оказаться достаточно бюджетным, если ехать на обычных поездах, а не на роскошных круизных экспрессах.
Стереотипный вид из окна поезда Москва – Владивосток
Предложение прокатиться по Транссибу из конца в конец, т. е. от Москвы до Владивостока (или в обратном направлении), у большинства, конечно, вызовет реакцию в спектре от лёгкого недоумения («Это же очень далеко и долго!») до откровенной усмешки («Ты совсем больной?!»). Страна наша большая, но расстояния людей пугают. В самом деле, ну что хорошего в том, чтобы неделю трястись в душном замкнутом пространстве и наблюдать за окном лишь бесконечную защитную лесополосу? Ни поесть нормально, ни помыться, ни, простите, в туалет спокойно сходить. Такая поездка – настоящий подвиг!
Из-за подобных стереотипов один из интереснейших внутренних туристических маршрутов по сей день остаётся далеко не самым востребованным, не в пример турам по Золотому кольцу, Москве и Подмосковью, Питеру и окрестностям, Поволжью, Крыму или Черноморскому побережью Кавказа. А преодолеть весь путь в 9 288 км отваживаются в основном иностранцы. Например, в первой половине этого года во Владивосток поездом прибыло несколько сотен туристов из одной только Германии – в среднем три-четыре немца в день. Выходит, что немцу хорошо, то русскому – смерть?
Байкал за бортом! (недалеко от Иркутска)
Недавно мне, жителю Владивостока, пришлось по делам слетать в Первопрестольную, а возвращаться я решил уже не самолётом, а поездом. Фанаты железнодорожного транспорта приведут тысячи причин, по которым поезд лучше самолёта, но главное отличие заключается в том, что самолёт – это просто скоростной транспорт из точки А в точку Б, а передвижение на поезде – уже самое настоящее путешествие и даже приключение.
«В этом есть своя романтика, друг мой. Посмотрите – вокруг нас люди всех классов, всех национальностей, всех возрастов. В течение трёх дней эти совершенно чужие друг другу люди неразлучны – они спят, едят под одной крышей. Проходит три дня, они расстаются с тем, чтобы никогда больше не встретиться, и каждый идет своим путем», – эти слова Агата Кристи вложила в уста одного из персонажей «Восточного экспресса». На аналогах «Восточного экспресса» – фешенебельных составах «Императорская Россия» и «Золотой орёл» – можно и сегодня проехать по Транссибирской магистрали, правда, такой вид отдыха недёшев: от 5 300 € в первом случае и от 15 000 € – во втором (трёхразовое питание и экскурсионка included).
Привокзальная площадь в Красноярске (примерно середина Транссиба)
Я роскошествовать не стал и отправился во Владивосток обычным поездом, а чтобы избежать появления пролежней от недельной дружбы с полкой сделал две остановки – по две ночи каждая. Вообще, при вояже по Транссибу это даже не столько необходимость, сколько важная составляющая самого путешествия. Магистраль связывает крупные старинные (и не очень) города Европы, Урала, Сибири и Дальнего Востока, в которых вы, скорее всего, никогда не бывали, и едва ли поедете туда просто так, на «экскурсию выходного дня». Вы наверняка предпочтете им какую-нибудь Прагу или Стамбул, где были уже не раз.
Пермь – город смелого современного искусства, сочных пельменей и военных заводов
А вот проезжая по Транссибу на поезде, уже просто грех не заглянуть, например, в Пермь, Омск или Иркутск. Тем более что это ещё и чертовски интересно само по себе.
Иркутск – город классической архитектуры разных эпох, а также резных наличников и байкальского омуля
Мне же в этот раз захотелось посмотреть Новосибирск – третий по численности населения город России – и столицу Бурятии Улан-Удэ, поскольку, к примеру, в Перми или Иркутске я бывал ранее на различных мероприятиях. Первое плечо я преодолел с комфортом, в купейном вагоне – за двое суток и 6 100 рублей (билет в плацкарте при этом стоил несильно дешевле). Уютный «домашний» хостел в Новосибирске обошелся в 1 000 рублей за две ночи.
Новосибирск – заповедник непугано-брутального конструктивизма и странных скульптур, город музеев, театров и науки, динамично развивающийся и стремящийся ввысь мегаполис на берегах великой сибирской реки Обь
Учитывая постоянно растущий уровень качества обслуживания в поездах РЖД, второй отрезок пути – от Новосибирска до Улан-Удэ – я не побоялся проехать в плацкартном вагоне. Лайфхак: если поезд старый, то надо брать места в крайнем отсеке, через стенку от туалета. Туалеты сейчас постоянно моют, вони нет, зато рядом в коридоре есть розетки для подзарядки мобильных устройств – при этом гаджеты будут у вас в поле зрения и можно не опасаться, что их украдут. В новых же поездах розетки есть в каждом втором отсеке прямо под столом.
Улан-Удэ – город гостеприимный. Здесь тоже любят картины Серова, впрочем, Ленин любит вообще всех, потому что его голова самая большая в мире и весит 42 т, а на национальном театре вместо Аполлона – Красная конница…
А ещё в Улан-Удэ есть особый вид «открытых» мантов – буузы (или позы), главным смотрителем краеведческого музея является кот, ламы не умирают, да и вообще тут творится полный чан-чунь!
За билет до столицы Бурятии я заплатил 3 860 рублей, время в пути – сутки и 16 часов – т. е. примерно как от Москвы до Адлера. Хостел в Улан-Удэ стоил 700 рублей за две ночи (с Адлером, конечно, уже не сравнить!).
Финальное плечо – от Улан-Удэ до Владивостока – обошлось мне в 5 485 рублей, ехал я тоже в плацкарте (после первого раза совсем не страшно), заняло это чуть менее трех суток. Итого стоимость всего маршрута, с учётом хостелов, составила 17 145 рублей. Если добавить сюда, допустим, три ночи в хорошем хостеле во Владивостоке (
2 100 рублей) и обратный перелёт до Москвы (13 200 рублей + 230 рублей за электричку в аэропорт), то на круг выйдет порядка 33 тысяч рублей за 17–18 дней.
Впрочем, для туристов, далёких от бэкпэкерского стиля путешествий, в Москве продают и готовые пакеты с трансферами, отелями и программой. Так, к примеру, 17-дневный тур с проездом в купейных вагонах на нижних полках, экскурсиями и проживанием в 3-4-звёздочных отелях в Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Иркутске / Листвянке, Улан-Удэ, Чите (с рыбалкой), Благовещенске и Владивостоке, а также с обратным перелётом до Москвы обойдется вам примерно в 200 000 рублей на человека (при условии поездки как минимум двух человек).
Из минусов долгих переездов можно отметить, что в вагонах нынче нельзя ни курить, ни распивать. Зато в вагонах-ресторанах каждый день пекут пирожки (80 руб./шт.) и риск отравиться некачественной едой, купленной с рук на платформе, сводится к минимуму.
Так что, если соберётесь в такую поездку – ЗОЖ вам в помощь! Вооружайтесь хорошими книжками – и вперед, покорять просторы Евразии.
Источник
Путешествие на поезде по России, какие маршруты есть.
Россия огромная страна, где переплелось несколько часовых поясов. Преодолеть их можно любым видом транспорта, кроме разве что водного. В данной статье речь пойдет о таком виде отдыха, как путешествие на поезде по России.
Варианты поездок
Романтика железной дороги заключается в размеренном постукивании колесной пары по рельсам, мелькании за окном бесконечных пейзажей и возможности познать глубину российской глубинки (пускай даже поверхностно).
Транссиб
Через какие города проходит Транссибирская магистраль?
Все начинается в западной части страны и это участок включает в себя такие крупные города, как:
Далее, эстафету перенимает Центральная часть, и на пути следования путешественникам встретятся:
Конечно же, без сибирских городов никуда, и это:
Кстати, за Тайшетом начинается ответвление на Байкало-Амурскую магистраль, о которой будет сказано ниже.
В Забайкалье поезд проследует, через:
И наконец, Дальний Восток, где поезд проходит через такие важные города, как:
А Хабаровский край еще и знаменит огромным мостом через реку Амур. Естественно, он не сравним с мостом на полуостров Крым, но, посмотреть там есть на что.
Естественно, помимо перечисленных выше городов по пути следования будут встречаться более мелкие городки, деревни и поселки.
Многих интересует цена путешествия на поезде по Транссибирской магистрали, а цены, примерно следующие:
- плацкарт — 10300–11500;
- купе — 14000 — 24000;
- СВ (Люкс) — 64000 — 67000;
Из советов, которые можно дать путешественникам, выделим самые важные:
- подружитесь с проводником;
- возьмите с собой влажные салфетки;
- не пренебрегайте чисткой зубов;
- не нужно забивать чемодан скоропортящейся едой;
- будьте готовы, что не на каждой станции будут продавать еду (да и вообще, ее качество не особо хорошее).
БАМ пересекает Транссиб в районе Тайшета, но, несмотря на это он короче на 500 км.
Железная дорога проходит, через:
- Братск.
- Усть-Илимск.
- Северобайкальск.
- Тында (считается столицей БАМа).
- Февральск.
- Комсомольск.
- Ванино.
- Советская Гавань.
Цены на поезд по маршруту Тайшет — Советская Гавань, следующие:
- плацкарт — 6500–7500;
- купе — 10000–11000;
- СВ (Люкс) — 20000–24000.
Кругобайалка
Веселый маршрут проходит как раз вдоль берега озера, а комфортабельные вагоны позволяют в полной мере наладиться великолепными пейзажами.
Есть два варианта:
- скоростной электропоезд;
- паровоз на паровой тяге.
Жители Иркутска, как один дают положительные отзывы данному туру. Байкальский железнодорожный маршрут отправляется каждый день, правда, почетным дням поезд следует через Слюдянку, а по нечетным в обратную сторону и перед конечным пунктом, поезд останавливается в той же Слюдянке.
Билет на поезд стоит от 3500 рублей до 5 тыс. рублей. Самый дорогой — цена для иностранных граждан, а самый дешевый для ребенка. В среднем, для взрослого российского жителя билет обойдется в 4 тыс. рублей в одну сторону.
Поездка на Юг
Но, никуда не делись и старые вагоны, которые хорошо известны российскому пассажиру. Тут может случиться самый худший из вариантов: окно закрыто, кондиционер не работает, так еще и туалет заперт.
Значимый для южного поезда пункт — кондиционер. При покупке рекомендуем переплатить несколько сотен рублей, но выбирать лучше вагон с ним.
Лайфхаки
Существуют определенные лайфхаки, используя которые ваша поездка заиграет новыми красками. Итак, перед отправлением:
- если в вашем билете есть одна ошибка в Ф. И. О. или номере документа, проводник допустит вас в вагон (главное, чтобы ошибок было не больше одной, в противном случае — меняйте);
- случается так, что болезнь застает врасплох, а ехать надо. Не надо! Получайте в больнице официальный документ — справку и вам перенесут дату отправления в кассе;
- если перестарались и приехали на вокзал сильно рано, можете уехать на другом поезде — обратитесь в кассу и попросите сделать отметку в билете;
- по пути следования. Вы вправе выйти на любой станции и через 10 суток продолжить путь по тому же билету, правда, нужно отметиться в билетной кассе той станции, где вы вышли.
В вагоне
Проводник должен разбудить вас по требованию, позвать сотрудника вагона-ресторана, если вам требуется сделать заказ.
Если у вас верхнее место, то вещи свои придется хранить над головой, увы, согласно правилам, пассажир нижней полки имеет право на весь объем под своим сиденьем.
Что можно получить в поезде бесплатно:
- стакан и ложку;
- настольные игры;
- швейные принадлежности;
- медицинские принадлежности.
Если вы хотите получить в личное пользование купе «повышенной комфортности», а по простому купе проводников, то иногда в продажу выставляют 37 и 38 места, именно они и являются купе, с двумя кроватями. Из минусов, там тесно, зато народу в два раза меньше.
Не перепутайте, 37 и 38 место в Платцкарте — это боковушки у туалета, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Итак, путешествие на поезде по России, является интересным и захватывающим приключением, при условии нормальных вагонов и адекватных проводников.
Источник