Путешествие про имя существительное

Путешествие по стране «Имя существительное»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Цель: способствовать развитию орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развивать память, внимание, смекалку, речевую культуру, воображение, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать коллективизм и навыки работы в группе.

Скачать:

Вложение Размер
puteshestvie_po_strane_imya_sushchestvitelnoe.docx 48.54 КБ
puteshestvie_po_strane.pptx 2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Путешествие по стране «Имя существительное»

Учитель: Ручко Алевтина Анатольевна.

Тема. « Обобщение знаний об имени существительном»

  • Цель урока: 1. Проверять знания учащихся об имени существительном: изменение по родам, по числам, по падежам; правописание корней; написание мягкого знака как показателя рода имён существительных.
  • 2. Способствовать развитию орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развивать память, внимание, смекалку, речевую культуру, воображение, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать коллективизм и навыки работы в группе
  • Оборудование к уроку: мультимедийная доска, компьютер, презентация, наглядный материал.

1. Положительная мотивация к уроку.

— Добрый день! Ребята, поприветствуйте наших гостей. Сели тихонько девочки, а теперь мальчики.

— Ответьте, пожалуйста, как вы настроены сегодня работать на уроке?

— Мы не волшебники, а только учимся,

но у нас обязательно всё получится!

— Итак, урок русского языка. Он сегодня необычен. Я приглашаю вас в путешествие.

— Ребята, а вы любите путешествовать?

-А что нам надо взять с собой для путешествия на уроке? (Багаж знаний). — Как называется раздел науки который изучает части речи? (Морфология)

-А с какой частью речи мы с вами знакомились на предыдущих уроках?

Путешествие наше будет интересное, так как имя существительное нам приготовило много разных заданий, с которыми я надеюсь вы справитесь очень быстро. И так, отправляемся в путь!

2. Начнём мы наш путь по реке «Чистописания» ( слайд 2)

— Ребята, скажите пожалуйста, какой сейчас месяц? (Февраль).

— Что вы знаете об этом месяце? ( Февраль – последний месяц зимы. «Дотяни до весны». Он самый короткий. Его прозвали коротышка. А еще месяц февраль в народе прозвали «бокогрей». Чуть солнышко припекло, и опять морозы и метели возвратятся. В феврале иногда стоит лютый холод. Говорят про него люди «Лютень». Месяц переменчивый, обманчивый.)

— Прописываем заглавную букву Ф со строчной ф в соединении.

— Прочитать орфоэпически, орфографически поговорку. (слайд 3)

— К какой части речи относятся слова?

— На какие вопросы отвечают имена существительные?

— Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? что?

3. Продолжаем наше путешествие и попадаем в село Орфографическое ( слайд 4)

-Что изучает орфография? (Это раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов)

— Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Распределите их на группы.

В…лна, утю…, сер…це.в…дро, кни…ка, со…нце,к…вёр, тра…ка, мес…ность, стр…ла, яго…ка,вес…ник, пл…сун, улы…ка, наез…ник.

— Сколько групп у вас получилось? Какие орфограммы?

Рефлексия (У кого правильно нарисуйте ,у кого есть ошибки нарисуйте . Молодцы!

4.Теперь высаживаемся на остров Численный (слайд 5)

-Как изменяются имена существительные? (по числам)

-Что при изменении у них изменяется? (окончание)

— Чем отличаются имена существительные в ед. числе от имён существительных во мн. числе?

-Вот мы и сейчас посмотрим, как вы знаете число имён существительных? Запишите имена существительные в два столбика. (ед.ч и мн.ч)

Зебра, еноты, санки, нить, абзац, игрушки, небо, листья, апельсины, интерес.

-Подчеркните первую букву каждого слова и прочитайте поговорку . (Знание-сила)

— Объясните смысл поговорки.

5. Продолжаем наше путешествие и попадаем на озеро Родовое (слайд 6)

— Какой род имеют имена существительные?

-Как определить род имён существительных?

-У всех ли имён существительных можно определить род?

Отгадайте загадки и запишите отгадки в 3 столбика.

Друг за дружкой, чередой, Прыгает ловко,

Мирно ходят брат с сестрой, Любит морковку

Братец будит весь народ, (Заяц)

А сестра наоборот- Если ей работу дашь

Спать немедленно зовёт. Зря трудился карандаш.

(День, ночь) (Резинка)

От кого, мои друзья, Межи деревянные,

Убежать никак нельзя? А поля стеклянные.

Неотвязно в ясный день (Окно)

Рядом с нами бродит….(тень) Над домом, над дорожкой

Где упрётся хвостом Висит пол-лепёшки.

Станет дырка потом. (Месяц)

(Шило) Дождь от солнышка привёз

Без рук,без топорёнка Малым детямкалачи,

Построена избёнка. И остались от колёс

(Гнездо) Семицветные лучи.

Ты не клюй меня, дружок Стены позолочены,

Голосистый петушок! Ставни заколочены.

В землю тёплую уйду Ходит дом ходуном

К солнцу колоском взойду, На столбе золотом.

В нём тогда таких, как я, (колос)
Будет целая семья.(Зерно)

6. Сейчас мы очутимся в республике Склоняемая (слайд 7)

— Сколько в русском языке падежей?

-Что такое изменение по падежам?

Стихи о падежах

Я — Именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы — кто? и — что?

Ни с чем не спутает никто.

А я — падеж Родительный,

Характер мой общительный.

Кого? Чего? И вот он я!

Предлоги часто мне друзья.

И «с», и «до», и «у», и «из»,

До неба вверх и с неба вниз.

Похож я на винительный бываю иногда,

но в тексте различите вы два падежа всегда.

Я- называюсь Дательным,

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

С предлогом «к» порой дружу.

Но и один гулять хожу.

А я Винительный падеж,

И я во всём виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них пятёрки я ловлю.

Кого позвать? Во что играть?

Готов ребятам подсказать,

Не прочь с предлогами дружить,

Но и без них могу прожить.

— А я Творительный падеж

Исполнен всяческих надежд.

Творите!- Чем? Творите! -С кем?

Я подскажу вам, нет проблем.

Предлогом «перед», «под» и «над»

В любой момент я очень рад.

А я падеж Предложный.

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём? я говорил?

Ах да, нужны предлоги,

без них мне нет дороги.

Пусть будет «в», и «о», и «при»-

ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чём мечтать и в чём гулять

Самостоятельная работа по рядам.

1-ряд берёза, грач

3-ряд волк, осина

Игра на мультимедийной доске. Определи картинки с их склонением .

— Ребята, наше путешествие по стране «Имя существительное» подошло к концу.

Источник

Урок-путешествие «Имя существительное»
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Форма : дидактическая игра-путешествие.
Тип урока : повторение и обобщение изученного
Оборудование : карточки , презентация.

Скачать:

Вложение Размер
prezentaciya_3.pptx 1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок-путешествие Тема: Имя существительное Класс 6 . Учитель : Окольздаева Лилия Васильевна. Форма : дидактическая игра-путешествие. Тип урока : повторение и обобщение изученного Оборудование : карточки , презентация.

Цели: образовательная – повторить и обобщить знания учащихся по теме развивающая — развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте имена существительные, определять их грамматические признаки, развитие речи учащихся воспитательная — воспитывать любовь к родному языку, интерес к русскому языку. к оррекционная — исправлять звуки, речь детей, развивать мыслительную деятельность.

Дата Двадцать шестое ф е враля. Кла сс ная р а бота. Имя существительное.

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня. Меткий, как стрелы. Певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью А.Н.Толстой

Проверка домашнего задания «Речевой треугольник» 1.Дай определение имени существительного. 2.Назови признаки имени существительного. 3.Какая роль у имени существительного в предложении? 4.Расскажи про одушевленные и неодушевленные имена существительные. 5.Какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными? 6.На какие группы делятся имена существительные?

Проверка карточки А в тобус, ч е модан, рю к зак, б и лет, в а гон, в е лос и пед, к о ндуктор, автом о биль. «5» — нет ошибок «4» — 1 -2 ошибк и «3» — 3-4 ошибки

Придумай с одним словом предложение. Запиши его. Подчеркни имена существительные.

Определи соответствия (проложи путь) Значение слова предмет 1) люди; 2) животные; 3) вещи; 4) вещества; 5) явления природы; 6) события; 7) признаки, качества; 8) действия. Примеры имен существительных снегопад, медведь, синева, отвага, тракторист, бег. зеркало, молоко, война,

Искусство -музыка, живопись, архитектура. Репродукция -фотография картины. Долина -поле между гор или холмов.

Репродукция картины З.Е.Серебряковой «На кухне. Портрет Кати». Имена существительные: Кувш и н, дев о чка, К атя, блу з ка, с а р а фан, к о рзина, ов о щи, свёкла, м о рковь, рыба, г о л о ва, гл а за, в о л о сы, пальц ы , о чки , н о жницы…

Падежи существительных. И.п. Кто? Что? Р.п. Кого? Чего? Д.п. Кому? Чему? В.п. Кого? Что? Т.п. Кем? Чем? П.п. О ком? О чём?

? ? ? Она, моя Он, мой Оно, моё

Ж.р. М.р. Ср.р. Она, моя Он, мой Оно, Моё Род

Склонение Род в И.п.едч. оканчивается на Примеры примерыприприпри 1 М.р. Ж.р. -а, -я 2 М.р. Ср.р. согласный, — о, -е 3 Ж.р. согласный с Ь на конце

что? кто? неживые предметы живые предметы неодушевлённые одушевлённые Имена существительные

Игра «Обратный путь» Дом, дверь, Омск, школа, Лилия Васильевна, река, улица, Иртыш, 17 Рабочая.

Собственные имена существительные пишутся с большой буквы . Они обозначают названия стран, городов, рек, морей, имена, фамилии, клички и др.Все остальные имена существительные относятся к нарицательным и пишутся с маленькой буквы.

Домашнее задание. На «4» и «5». Карточка 1-2. На «3». Карточка 3. при выполнении домашнего задания. Прочитайте выразительно. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните и посчитайте имена существительные.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок построен в форме путешествия по улицам и дорогам имени существительного. На уроке дается теоретический материал в занимательной форме с использованием презентации. Для учащихся пре.

Данный урок проводился в 5 классе во время изучения темы «Имя существительное». Материал урока позволяет не только обобщить и систематизировать ранее полученные знания о существительном как част.

Тема урока «Повторение изученного об имени существительном» (6 класс)Данная тема занимает №84 в общей системе уроков русского языка в 6 классе и стоит последней в разделе изучения им.

Сказочное путешествие для ребят и учителей.

1. Способствовать закреплению изученного материала по теме : «Имя существительное».2. Проверить качество знаний.3. Развивать навыки работы в коллективе.4. Помочь становлению нравственной к.

Урок , разработанный в игровой форме , поможет пятиклассникам обобщить знания , умения и навыки по одной из сложных тем русского языка «Буквы О-Ё после шипящих в разных морфемах существительных».

Урок-путешествие в 6 классе коррекционной школы «Проверка безударных окончаний имен существительных в единственном числе» с презентацией.

Источник

Урок русского языка «Путешествие в царство Имени существительного»

Цель урока:

  • обобщение и углубление знаний об именах существительных;
  • развитие умений распознавать имена существительные: одушевленные и неодушевленные;
  • имена существительные мужского, женского и среднего рода;
  • имена существительные единственного и множественного числа;
  • изменение имен существительных по вопросам.

Оборудование: мультимедийный экран, мяч, ребусы, ручки, тетради, карточки.

Ход урока

1. Орг. момент.

Слайд 3.

Прозвенел веселый звонок.
Начинается вновь урок.
Любознательные дети
Знать хотят про всё на свете.

2. Введение в тему урока.

Слайд 4.

Имя Существительное
Очень удивительное.
На вопрос кто? и что?
Отвечать оно должно.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в царство Имени Существительного.

Слайд 5. (Царство Существительного)

Но перед началом путешествия мы с вами вспомним:

— Что такое имя существительное? На какие вопросы отвечает? Что обозначает? (предметы, вещи, явления природы, действия и признаки).

— Приведите примеры таких существительных. (оттепель, наводнение, молния, доброта, аккуратность, храбрость, стук, ходьба).

— Как изменяется существительное? (по родам, числам, вопросам)

Слайд 6.

Во время путешествия мы будем находить имена существительные, определять их категории. А помогут нам в этом – дедушка Имя Существительное и его слуга Тимофей.

3. Упражнения по закреплению материала.

Слайд 7.

Первая наша остановка в замке «Словария».

Вот какое первое задание приготовил для вас дедушка Имя Существительное.

П…тух, т…традь, л…пата, дев…чка, к…рова, ябл…ко, л…сица, гор..д

— Перед вами слова , в которых пропущены буквы (у каждого ребенка своя карточка).

— Вставить пропущенные буквы, поставить ударение.

— Далее. Запишите слова в тетрадь в два столбика : одушевленные , неодушевленные.

Слайд 8.

А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили работу.

Одушевлённые

Неодушевлённые

Слайд 9.

Следующая остановка в замке «Род существительных».

— А теперь дедушка Имя Существительное приготовил для вас следующее задание.

«Назовите существительные» (определение рода существительного).

— В стихотворении Владимира Лифшица «Труд» найдите имена существительные.

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож.
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И караваи хлеба —
Всё это сделано трудом,
И не свалилось с неба.

— Назовите существительные женского рода. Запишите в тетрадь: кровать, тетрадь, тарелка, вилка, ложка, лыжи.

— Назовите существительные мужского рода. Запишите в тетрадь: стол, нож, гвоздь, дом, хлеб, труд, каравай.

— Встречаются ли в тексте существительные среднего рода? Запишите: небо. Приведите примеры других существительных среднего рода.

— Как узнать род существительного?

Физкультминутка.

Слайд 10.

«Подбери пару»

— Слуга Тимофей приготовил для вас следующее задание. Игра «Подбери пару».

Даны существительные мужского рода, обозначающие людей и животных. Вы должны подобрать к существительному мужского рода парное существительное женского рода, например: ученик- ученица.

Слайд 11 (рисунки существительных). Написание ь знака у существительных мужского и женского рода после шипящих.

— Следующее задание приготовил для вас дедушка Имя Существительное.

— Запишите существительные, изображенные на рисунке, поставьте их в ед. число. Объясните правописание мягкого знака после шипящих. На какое правило были даны слова?

Ежи — ёж, ужи — уж, камыши — камыш, мыши — мышь, ножи — нож, ландыши — ландыш, карандаши — карандаш.

— Запишите ещё два существительных женского рода с шипящим на конце (дочь, печь).

Слайд 12. Изменение существительного по вопросам.

— Прочитайте стихотворение А.Грачева «Про кота».

У норы добычи ждет,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
А теперь и за версту
Не приблизиться к коту.
Крыса старая и та,
Видя старого кота,
Удерет в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте.

— Какое слово в тексте повторяется. Выпишите из предложений словосочетания с существительным кот.

(Кто?) кот, вырываясь (от кого?) от кота, не приблизиться ( к кому?) к коту, видя (кого?) кота, не встретиться (с кем?) с котом, вспоминает (о ком?) о коте.

— Что происходит с окончание в слове кот? От чего зависит окончание существительного?

(От вопроса и от слова с которым оно связано).

Гимнастика для глаз и пальчиков (под музыку).

Загадки дедушки Существительного

Найдите спрятавшиеся слова. Распределите их в два столбика.

Игра: «Лови не зевай, род существительного называй».

4. Итог урока.

Слайд 13.

— И в конце, давайте прочитаем стихотворение про Имя Существительное.

Имя существительное, мы с тобой дружны.
Разные предметы называешь ты.
Очень удивительное Имя Существительное.
Трудно будет без него, если пропадет оно.
Чтобы всё отличным стало, существительных немало.
Всюду будем замечать
И к месту в речи их вставлять.

— Сегодня вы хорошо поработали. Дедушка Имя Существительное благодарит вас и просит назвать ключевые слова нашего сегодняшнего урока.

Слайд 14.

Одушевленное и неодушевленное.

Муж. род, жен. род, сред. род.

Единственное число, множественное число.

— Молодцы, ребята. Я открою вам тайну. Это ещё не все категории имени существительного. На следующем уроке мы познакомимся с новыми категориями.

Источник

Читайте также:  Знаменитые фразы про путешествия
Оцените статью