- Путешествие по стране «Имя существительное» план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок-путешествие «Имя существительное» презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Урок русского языка «Путешествие в царство Имени существительного»
Путешествие по стране «Имя существительное»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цель: способствовать развитию орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развивать память, внимание, смекалку, речевую культуру, воображение, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать коллективизм и навыки работы в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_strane_imya_sushchestvitelnoe.docx | 48.54 КБ |
puteshestvie_po_strane.pptx | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие по стране «Имя существительное»
Учитель: Ручко Алевтина Анатольевна.
Тема. « Обобщение знаний об имени существительном»
- Цель урока: 1. Проверять знания учащихся об имени существительном: изменение по родам, по числам, по падежам; правописание корней; написание мягкого знака как показателя рода имён существительных.
- 2. Способствовать развитию орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развивать память, внимание, смекалку, речевую культуру, воображение, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать коллективизм и навыки работы в группе
- Оборудование к уроку: мультимедийная доска, компьютер, презентация, наглядный материал.
1. Положительная мотивация к уроку.
— Добрый день! Ребята, поприветствуйте наших гостей. Сели тихонько девочки, а теперь мальчики.
— Ответьте, пожалуйста, как вы настроены сегодня работать на уроке?
— Мы не волшебники, а только учимся,
но у нас обязательно всё получится!
— Итак, урок русского языка. Он сегодня необычен. Я приглашаю вас в путешествие.
— Ребята, а вы любите путешествовать?
-А что нам надо взять с собой для путешествия на уроке? (Багаж знаний). — Как называется раздел науки который изучает части речи? (Морфология)
-А с какой частью речи мы с вами знакомились на предыдущих уроках?
Путешествие наше будет интересное, так как имя существительное нам приготовило много разных заданий, с которыми я надеюсь вы справитесь очень быстро. И так, отправляемся в путь!
2. Начнём мы наш путь по реке «Чистописания» ( слайд 2)
— Ребята, скажите пожалуйста, какой сейчас месяц? (Февраль).
— Что вы знаете об этом месяце? ( Февраль – последний месяц зимы. «Дотяни до весны». Он самый короткий. Его прозвали коротышка. А еще месяц февраль в народе прозвали «бокогрей». Чуть солнышко припекло, и опять морозы и метели возвратятся. В феврале иногда стоит лютый холод. Говорят про него люди «Лютень». Месяц переменчивый, обманчивый.)
— Прописываем заглавную букву Ф со строчной ф в соединении.
— Прочитать орфоэпически, орфографически поговорку. (слайд 3)
— К какой части речи относятся слова?
— На какие вопросы отвечают имена существительные?
— Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? что?
3. Продолжаем наше путешествие и попадаем в село Орфографическое ( слайд 4)
-Что изучает орфография? (Это раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов)
— Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Распределите их на группы.
В…лна, утю…, сер…це.в…дро, кни…ка, со…нце,к…вёр, тра…ка, мес…ность, стр…ла, яго…ка,вес…ник, пл…сун, улы…ка, наез…ник.
— Сколько групп у вас получилось? Какие орфограммы?
Рефлексия (У кого правильно нарисуйте ,у кого есть ошибки нарисуйте . Молодцы!
4.Теперь высаживаемся на остров Численный (слайд 5)
-Как изменяются имена существительные? (по числам)
-Что при изменении у них изменяется? (окончание)
— Чем отличаются имена существительные в ед. числе от имён существительных во мн. числе?
-Вот мы и сейчас посмотрим, как вы знаете число имён существительных? Запишите имена существительные в два столбика. (ед.ч и мн.ч)
Зебра, еноты, санки, нить, абзац, игрушки, небо, листья, апельсины, интерес.
-Подчеркните первую букву каждого слова и прочитайте поговорку . (Знание-сила)
— Объясните смысл поговорки.
5. Продолжаем наше путешествие и попадаем на озеро Родовое (слайд 6)
— Какой род имеют имена существительные?
-Как определить род имён существительных?
-У всех ли имён существительных можно определить род?
Отгадайте загадки и запишите отгадки в 3 столбика.
Друг за дружкой, чередой, Прыгает ловко,
Мирно ходят брат с сестрой, Любит морковку
Братец будит весь народ, (Заяц)
А сестра наоборот- Если ей работу дашь
Спать немедленно зовёт. Зря трудился карандаш.
(День, ночь) (Резинка)
От кого, мои друзья, Межи деревянные,
Убежать никак нельзя? А поля стеклянные.
Неотвязно в ясный день (Окно)
Рядом с нами бродит….(тень) Над домом, над дорожкой
Где упрётся хвостом Висит пол-лепёшки.
Станет дырка потом. (Месяц)
(Шило) Дождь от солнышка привёз
Без рук,без топорёнка Малым детямкалачи,
Построена избёнка. И остались от колёс
(Гнездо) Семицветные лучи.
Ты не клюй меня, дружок Стены позолочены,
Голосистый петушок! Ставни заколочены.
В землю тёплую уйду Ходит дом ходуном
К солнцу колоском взойду, На столбе золотом.
В нём тогда таких, как я, (колос)
Будет целая семья.(Зерно)
6. Сейчас мы очутимся в республике Склоняемая (слайд 7)
— Сколько в русском языке падежей?
-Что такое изменение по падежам?
Стихи о падежах
Я — Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы — кто? и — что?
Ни с чем не спутает никто.
А я — падеж Родительный,
Характер мой общительный.
Кого? Чего? И вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
И «с», и «до», и «у», и «из»,
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный бываю иногда,
но в тексте различите вы два падежа всегда.
Я- называюсь Дательным,
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом «к» порой дружу.
Но и один гулять хожу.
А я Винительный падеж,
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них пятёрки я ловлю.
Кого позвать? Во что играть?
Готов ребятам подсказать,
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
— А я Творительный падеж
Исполнен всяческих надежд.
Творите!- Чем? Творите! -С кем?
Я подскажу вам, нет проблем.
Предлогом «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад.
А я падеж Предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём? я говорил?
Ах да, нужны предлоги,
без них мне нет дороги.
Пусть будет «в», и «о», и «при»-
ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять
Самостоятельная работа по рядам.
1-ряд берёза, грач
3-ряд волк, осина
Игра на мультимедийной доске. Определи картинки с их склонением .
— Ребята, наше путешествие по стране «Имя существительное» подошло к концу.
Источник
Урок-путешествие «Имя существительное»
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему
Форма : дидактическая игра-путешествие.
Тип урока : повторение и обобщение изученного
Оборудование : карточки , презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_3.pptx | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок-путешествие Тема: Имя существительное Класс 6 . Учитель : Окольздаева Лилия Васильевна. Форма : дидактическая игра-путешествие. Тип урока : повторение и обобщение изученного Оборудование : карточки , презентация.
Цели: образовательная – повторить и обобщить знания учащихся по теме развивающая — развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте имена существительные, определять их грамматические признаки, развитие речи учащихся воспитательная — воспитывать любовь к родному языку, интерес к русскому языку. к оррекционная — исправлять звуки, речь детей, развивать мыслительную деятельность.
Дата Двадцать шестое ф е враля. Кла сс ная р а бота. Имя существительное.
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня. Меткий, как стрелы. Певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью А.Н.Толстой
Проверка домашнего задания «Речевой треугольник» 1.Дай определение имени существительного. 2.Назови признаки имени существительного. 3.Какая роль у имени существительного в предложении? 4.Расскажи про одушевленные и неодушевленные имена существительные. 5.Какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными? 6.На какие группы делятся имена существительные?
Проверка карточки А в тобус, ч е модан, рю к зак, б и лет, в а гон, в е лос и пед, к о ндуктор, автом о биль. «5» — нет ошибок «4» — 1 -2 ошибк и «3» — 3-4 ошибки
Придумай с одним словом предложение. Запиши его. Подчеркни имена существительные.
Определи соответствия (проложи путь) Значение слова предмет 1) люди; 2) животные; 3) вещи; 4) вещества; 5) явления природы; 6) события; 7) признаки, качества; 8) действия. Примеры имен существительных снегопад, медведь, синева, отвага, тракторист, бег. зеркало, молоко, война,
Искусство -музыка, живопись, архитектура. Репродукция -фотография картины. Долина -поле между гор или холмов.
Репродукция картины З.Е.Серебряковой «На кухне. Портрет Кати». Имена существительные: Кувш и н, дев о чка, К атя, блу з ка, с а р а фан, к о рзина, ов о щи, свёкла, м о рковь, рыба, г о л о ва, гл а за, в о л о сы, пальц ы , о чки , н о жницы…
Падежи существительных. И.п. Кто? Что? Р.п. Кого? Чего? Д.п. Кому? Чему? В.п. Кого? Что? Т.п. Кем? Чем? П.п. О ком? О чём?
? ? ? Она, моя Он, мой Оно, моё
Ж.р. М.р. Ср.р. Она, моя Он, мой Оно, Моё Род
Склонение Род в И.п.едч. оканчивается на Примеры примерыприприпри 1 М.р. Ж.р. -а, -я 2 М.р. Ср.р. согласный, — о, -е 3 Ж.р. согласный с Ь на конце
что? кто? неживые предметы живые предметы неодушевлённые одушевлённые Имена существительные
Игра «Обратный путь» Дом, дверь, Омск, школа, Лилия Васильевна, река, улица, Иртыш, 17 Рабочая.
Собственные имена существительные пишутся с большой буквы . Они обозначают названия стран, городов, рек, морей, имена, фамилии, клички и др.Все остальные имена существительные относятся к нарицательным и пишутся с маленькой буквы.
Домашнее задание. На «4» и «5». Карточка 1-2. На «3». Карточка 3. при выполнении домашнего задания. Прочитайте выразительно. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните и посчитайте имена существительные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок построен в форме путешествия по улицам и дорогам имени существительного. На уроке дается теоретический материал в занимательной форме с использованием презентации. Для учащихся пре.
Данный урок проводился в 5 классе во время изучения темы «Имя существительное». Материал урока позволяет не только обобщить и систематизировать ранее полученные знания о существительном как част.
Тема урока «Повторение изученного об имени существительном» (6 класс)Данная тема занимает №84 в общей системе уроков русского языка в 6 классе и стоит последней в разделе изучения им.
Сказочное путешествие для ребят и учителей.
1. Способствовать закреплению изученного материала по теме : «Имя существительное».2. Проверить качество знаний.3. Развивать навыки работы в коллективе.4. Помочь становлению нравственной к.
Урок , разработанный в игровой форме , поможет пятиклассникам обобщить знания , умения и навыки по одной из сложных тем русского языка «Буквы О-Ё после шипящих в разных морфемах существительных».
Урок-путешествие в 6 классе коррекционной школы «Проверка безударных окончаний имен существительных в единственном числе» с презентацией.
Источник
Урок русского языка «Путешествие в царство Имени существительного»
Цель урока:
- обобщение и углубление знаний об именах существительных;
- развитие умений распознавать имена существительные: одушевленные и неодушевленные;
- имена существительные мужского, женского и среднего рода;
- имена существительные единственного и множественного числа;
- изменение имен существительных по вопросам.
Оборудование: мультимедийный экран, мяч, ребусы, ручки, тетради, карточки.
Ход урока
1. Орг. момент.
Слайд 3.
Прозвенел веселый звонок.
Начинается вновь урок.
Любознательные дети
Знать хотят про всё на свете.
2. Введение в тему урока.
Слайд 4.
Имя Существительное
Очень удивительное.
На вопрос кто? и что?
Отвечать оно должно.
— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в царство Имени Существительного.
Слайд 5. (Царство Существительного)
Но перед началом путешествия мы с вами вспомним:
— Что такое имя существительное? На какие вопросы отвечает? Что обозначает? (предметы, вещи, явления природы, действия и признаки).
— Приведите примеры таких существительных. (оттепель, наводнение, молния, доброта, аккуратность, храбрость, стук, ходьба).
— Как изменяется существительное? (по родам, числам, вопросам)
Слайд 6.
— Во время путешествия мы будем находить имена существительные, определять их категории. А помогут нам в этом – дедушка Имя Существительное и его слуга Тимофей.
3. Упражнения по закреплению материала.
Слайд 7.
Первая наша остановка в замке «Словария».
Вот какое первое задание приготовил для вас дедушка Имя Существительное.
П…тух, т…традь, л…пата, дев…чка, к…рова, ябл…ко, л…сица, гор..д
— Перед вами слова , в которых пропущены буквы (у каждого ребенка своя карточка).
— Вставить пропущенные буквы, поставить ударение.
— Далее. Запишите слова в тетрадь в два столбика : одушевленные , неодушевленные.
Слайд 8.
А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили работу.
Одушевлённые
Неодушевлённые
Слайд 9.
Следующая остановка в замке «Род существительных».
— А теперь дедушка Имя Существительное приготовил для вас следующее задание.
«Назовите существительные» (определение рода существительного).
— В стихотворении Владимира Лифшица «Труд» найдите имена существительные.
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож.
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И караваи хлеба —
Всё это сделано трудом,
И не свалилось с неба.
— Назовите существительные женского рода. Запишите в тетрадь: кровать, тетрадь, тарелка, вилка, ложка, лыжи.
— Назовите существительные мужского рода. Запишите в тетрадь: стол, нож, гвоздь, дом, хлеб, труд, каравай.
— Встречаются ли в тексте существительные среднего рода? Запишите: небо. Приведите примеры других существительных среднего рода.
— Как узнать род существительного?
Физкультминутка.
Слайд 10.
«Подбери пару»
— Слуга Тимофей приготовил для вас следующее задание. Игра «Подбери пару».
Даны существительные мужского рода, обозначающие людей и животных. Вы должны подобрать к существительному мужского рода парное существительное женского рода, например: ученик- ученица.
Слайд 11 (рисунки существительных). Написание ь знака у существительных мужского и женского рода после шипящих.
— Следующее задание приготовил для вас дедушка Имя Существительное.
— Запишите существительные, изображенные на рисунке, поставьте их в ед. число. Объясните правописание мягкого знака после шипящих. На какое правило были даны слова?
Ежи — ёж, ужи — уж, камыши — камыш, мыши — мышь, ножи — нож, ландыши — ландыш, карандаши — карандаш.
— Запишите ещё два существительных женского рода с шипящим на конце (дочь, печь).
Слайд 12. Изменение существительного по вопросам.
— Прочитайте стихотворение А.Грачева «Про кота».
У норы добычи ждет,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
А теперь и за версту
Не приблизиться к коту.
Крыса старая и та,
Видя старого кота,
Удерет в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте.
— Какое слово в тексте повторяется. Выпишите из предложений словосочетания с существительным кот.
(Кто?) кот, вырываясь (от кого?) от кота, не приблизиться ( к кому?) к коту, видя (кого?) кота, не встретиться (с кем?) с котом, вспоминает (о ком?) о коте.
— Что происходит с окончание в слове кот? От чего зависит окончание существительного?
(От вопроса и от слова с которым оно связано).
Гимнастика для глаз и пальчиков (под музыку).
Загадки дедушки Существительного
Найдите спрятавшиеся слова. Распределите их в два столбика.
Игра: «Лови не зевай, род существительного называй».
4. Итог урока.
Слайд 13.
— И в конце, давайте прочитаем стихотворение про Имя Существительное.
Имя существительное, мы с тобой дружны.
Разные предметы называешь ты.
Очень удивительное Имя Существительное.
Трудно будет без него, если пропадет оно.
Чтобы всё отличным стало, существительных немало.
Всюду будем замечать
И к месту в речи их вставлять.
— Сегодня вы хорошо поработали. Дедушка Имя Существительное благодарит вас и просит назвать ключевые слова нашего сегодняшнего урока.
Слайд 14.
Одушевленное и неодушевленное.
Муж. род, жен. род, сред. род.
Единственное число, множественное число.
— Молодцы, ребята. Я открою вам тайну. Это ещё не все категории имени существительного. На следующем уроке мы познакомимся с новыми категориями.
Источник