Презентация Путешествуем с археологами (4 класс)
Историческое прошлое нашей планеты и жизни на ней человека открывается ученым из письменно-рисуночных источников, а также в ходе изучения живых свидетелей истории – ископаемых предметов, найденных археологами. Созданные людьми изделия или кости древних животных – все это дает нам необходимые знания о тех временах, когда еще не существовало книг и даже тех, кто мог бы их написать. Презентация на этой странице поможет рассказать о работе археологов учащимся начальной школы в увлекательной форме, дающей глубокие знания и мотивацию к изучению родной истории.
В рамках 26-ти страниц пособия предлагаются сведения:
— Задания на повторение понятий предыдущей темы,
— Виды исторических источников, рассказывающих о прошлом,
— Первый историк, оставшийся в памяти потомков,
— Археология – помощница ученых-историков,
— Объекты, относящиеся к археологическим памятникам,
— Начало истории скифов и первая держава Скифии,
— Вещевые свидетельства жизнедеятельности скифов,
— Археологический музей-заповедник Танаис,
— Тематический толковый словарь.
Подробные данные на слайдах могут стать как основой программного занятия в классе, так и источником для самостоятельной подготовки – к домашнему заданию или при дистанционном получении знаний.
Источник
Презентация «Путешествуем с археологами» (4 класс) по окружающему миру – проект, доклад
Презентацию на тему «Путешествуем с археологами» (4 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Окружающий мир. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 26 слайд(ов).
Слайды презентации
Путешествуем с археологами
Окружающий мир 4 класс
Автор: Северина Ольга Анатольевна учитель начальных классов г. Ростова-на-Дону МБОУ «Школа №107»
Определите в каком веке произошли эти исторические события:
Соедините понятие и определение:
Как человек узнает о прошлом
Отцом современной истории называют Геродота. Он написал «Историю» посвященную греко-персидским войнам
Много следов своей деятельности оставляет на земле человек. Старые камни с надписями, пожелтевшие листы бумаги с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, разбитые черепки посуды и много других замечательных вещей издревле находил в земле человек. Но находки надо заставить заговорить. Тогда на помощь приходят археологи, нумизматики, этнографы….
Кто ж нашел следы столетий? Кто в историю влюблён ? Кто сложил в витрины эти Драгоценности времен ? Это опытные руки Археологов страны. Мы ревнителям науки Благодарны быть должны Наталья Кончаловская . Наша древняя столица
Кто такие археологи?
Загляните в раскоп ..
Чтобы не запутаться в раскопе, его поверхность делят на квадраты 10х10 метров. Такие же квадраты ,только в сантиметрах , наносят на бумагу. Это делается для того, чтобы все найденные вещи были тщательно зарисованы. Когда надо вынимать большое количество земли, используют технику, но как только доходят до находок — здесь в работу вступают лопата, нож, совок и даже кисточка.
Найденные археологами на раскопках вещи затем попадают в руки к реставраторам. Они соберут из груды черепков вазу, кувшин, очистят монету , восстановят развалившийся доспех. Монеты, найденные в древних кладах , попадут на стол к нумизматам. Нумизматы- это люди, которые изучают старые монеты, разбирают надписи на них.
Реставраторы и нумизматы
К археологическим памятникам относятся поселения, курганы, городища, стоянки, …
В долинах Горного Алтая до сих пор возвышаются большие и малые курганы, сооружения из земли и камней. В последние годы наиболее известным стал курган, расположенный в долинах Ак-Алака. Археологи установили, что в курганах похоронены люди, жившие две с половиной тысячи лет назад. Курганы известны не только в горах, их много и на равниной части Алтайского края.
Начало истории скифов и Скифии — VIII век до н. э. Скифы разделялись на несколько крупных племен:
царские скифы скифы-кочевники скифы-земледельцы эллино-скифы алазоны скифы-пахари
Скифы как основное племя Северного Причерноморья были известны в античности как кочевой скотоводческий народ, живший в кибитках, питавшийся молоком и мясом скота, имевший жестокие воинственные нравы, позволившие им снискать славу непобедимых. Скифы стали олицетворением варварства.
Скифы торговали скотом, хлебом, мехами и рабами. Власть царя была наследственной и обожествлялась.
К IV в. до н. э. наступает расцвет. Это проявляется в сооружении «царских курганов», достигавших в высоту более 20 м. В них были погребены цари и их дружинники Погребения сопровождались захоронением умерщвленных жен или наложниц, слуг (рабов) и лошадей. Воинов хоронили с оружием.
Между 280-260 гг. до н. э. держава скифов значительно сократилась под натиском родственных им сарматов, пришедших из-за Дона. Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. н.э. и было уничтожено готами. Скифы растворились среди племен Великого переселения народов.
Бой славян со скифами. В. М. Васнецов
Сцены борьбы зверей
Пирующие скифы, изображение на вазе
Заповедник Танаис — один из крупнейших в России археологических музеев-заповедников. Это самый северный пункт древнегреческой цивилизации.
Как археологический объект Танаис был открыт в 1823 году членом-корреспондентом Парижской академии полковником И. А. Стемпковским. По личному указанию Николая I, интересовавшегося, в первую очередь, сокровищами курганов, раскопки в Танаисе впоследствии проводил профессор Московского университета П. М. Леонтьев.
Танаис основан в III в. до н. э. греками на правом берегу в прошлом основного рукава устья реки Танаис (ныне Дон) — Мёртвого Донца, по имени которой город получил своё название. В течение многих веков Танаис был крупным экономическим, политическим и культурным центром Подонья-Приазовья.
Древние географы и историки проводили от Танаиса границу между Европой и Азией. Город постепенно приобретал черты, характерные для образа жизни местных племен. Танаис вёл борьбу за независимость от боспорских правителей. В 237 г. н. э. он был разрушен готами. Восстановленный через 140 лет сарматами, Танаис постепенно превратился в центр земледельческого и ремесленного производства, но в начале V века пришёл в запустение.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам. Предание – переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда. Раскопка — работы по вскрытию пластов земли в поисках памятников, предметов древности, а также место, где ведутся такие работы. Курган — древний могильный холм, а также вообще небольшая возвышенность. Издревле – с древних времен, издавна. Палеолит — ранний период каменного века ( примерно до 10 тысячелетий до н. э. Скифы – древне ираноязычные племена, за несколько веков до н. э. кочевавшие или жившие оседло в Северном Причерноморье и прилегающих к нему областях Экспонат – экспортируемый предмет, животное.
Источник
А.А.Плешаков. Окружающий мир 4 класс, УМК «Перспектива» Тема урока «Путешествие с археологами»
А.А.Плешаков. Окружающий мир 4 класс, УМК «Перспектива»
Тема урока «Путешествие с археологами»
Тип урока: изучение нового материала.
Формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.
1. Показать роль археологии, как науки помощницы истории, значение архитектурных памятников в изучении прошлого человечества ; познакомить с историческими источниками на примере находок в скифских курганах, с тем, как, ведутся археологические исследования, на примере деятельности А.П.Окладникова
2. Формировать умение решать теоретические и практические вопросы в соответствии с возрастом школьников; развивать хронологические и картографические предметные умения, универсальные учебные действия
3. Воспитывать интерес в истории, уважение к предкам, бережное отношение к историческим памятникам.
познакомить с особенностями работы археологов
показать значение труда археологов для познания прошлого.
научить описывать внешний вид археологических находок, соотносить археологические находки с историческим временем
развивать умения работать с текстом учебника и иллюстрациями,
использовать ранее полученные знания при изучении нового материала,
давать определение понятиям : культурный слой, археология
понимать значение знаний для человека и принимают их
оценивают собственную учебную деятельность.
Основные методы обучения:
методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, работа с познавательными и документальными текстами; организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация.
методы закрепления полученных знаний: беседа, повторение, выполнение заданий, ответы на вопросы на воспроизводящий и преобразующий уровень познавательной деятельности.
Формы работы учащихся – фронтальная беседа, работа с книгой, работа в паре, самостоятельная работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации.
I. Организационный момент
Приветствие, проверка подготовки к уроку.
II Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1.Фронтальный опрос ( уч-ся отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя»)
-Кто такой Геродот?
-Покажите на ленте времени.
-Как узнаём о истории?
-Какие исторические источники служат нам?(Вещ. Памятники, письм., устное тв-во, произв. исск.)
-А как ориентируются во времени историки? (река времени )
-Как устроена река времени? (две части, века)
-Как по дате определить век?
2 . Индивидуальное задание (диктант).
Определите и запишите, в каком веке произошли эти исторические события.
-1812г. Отечественная война с французской армией во главе с Наполеоном
-1961г. Полёт Ю.Гагарина в космос
-1380г. Победа в Куликовской битве во главе с Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками
-1242г. Победа русских воинов князя Александра Невского
над немецкими рыцарями на Чудском озере
-2000г. 125 лет назад умер Х.К.Андерсен, датский писатель, поэт, драматург
— Век, в котором вы родились
III. Самоопределение к деятельности
— Вы когда-нибудь делали секретики? (ответы учеников) Это такая игра, когда в земле делается углубление, составляют узоры из фантиков, старых маминых бус и т.п., а потом это закрывают стеклышком. Секретик засыпают сверху землёй. Его показывают близким друзьям. А можно никому не показывать и просто приходить и любоваться. Иногда секретик находят другие ребята, и это становится для них сюрпризом. А есть такие люди, которые всю жизнь ищут старинные клады. Такие люди получают профессию «археолог» и занимаются наукой археологией .
— Вы догадались о ком и о чем пойдет речь на уроке? (об археологии)
IV. Работа по теме урока. Изучение нового материала.
1.Работа по учебнику
— Читаем 1 и 2 абзацы.
— Что находят в земле при раскопках?
— Какое это наследие? вещественное
— Какие исторические вещественные источники находят археологи?
— В чём преимущество этих источников?
— Как дополняются добытые археологами сведения?
— В каком музее мы сейчас заочно побываем?
— Кто бывал в этом музее?
— Кто такие скифы? Древнейший народ населявший Азию
— Кто о них написал? Геродот
— Что такое курганы? С.И. Ожегов: курган – древний
— Рассмотрите иллюстрации археологических находок с. 9.
— Сравните внешний облик скифов и современных людей.
— Что вы можете сказать о произведениях искусства скифов?
— Подумайте, о чём говорят фигурки оленей в музейной коллекции?
— Читаем последний абзац
— Где кочевали скифы? По Великому степному коридору из
— В какое время? С 7 по 3 век до н.э.
Работа в рабочей тетради
С.6 № 1 работа в паре
-Рассмотрите иллюстрации археологических находок.
-Эти изящные произведения искусства говорят о высоком уровне развития этой цивилизации, о любви скифов к прекрасному, к науке, о наличии своих богов, верований, традиций. По находкам можно узнать, какой образ жизни вели люди, как был организован их быт.
— Подумайте: о чем говорят фигурки оленей в музейной коллекции?
2.Выполнение заданий в рабочей тетради, работа по карте.
VI. Закрепление изученного материала
1.Работа по учебнику
-Прочитайте статью учебника «Вслед за оленем Золотые Рога»
-Ответьте на вопросы Уч.с.11 в. 1-5
VII. Подведение итогов урока
1.Проверочная работа ( по карточкам в паре)
Соедините понятие и определение:
Летопись Наука, занимающаяся изучением человека и его деятельности в прошлом
История Промежуток времени в сто лет
Век Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам
После выполнения задания проводится самопроверка;
2.Вывод ( Уч.с.11 «Сделаем вывод» — прочитать, ответить на вопросы)
Я доволен (а) своей работой на уроке, потому что…
Я не знал(а), а теперь знаю…
Домашнее задание .Учебник: прочитать статьи стр.8-11; ответить на вопросы.
Карточка 1.Фамилия _____________________________ имя __________________________
Карточка 2 Фамилия __________________________ имя _____________________________
Соедините понятие и его определение
—Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам
—Монах Киево – Печёрского монастыря, составивший «Повесть временных лет»
—«Отец» истории, древнегреческий путешественник
Карточка 1.Фамилия _____________________________ имя __________________________
Карточка 2 Фамилия __________________________ имя _____________________________
Соедините понятие и его определение
—Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам
—Монах Киево – Печёрского монастыря, составивший «Повесть временных лет»
—«Отец» истории, древнегреческий путешественник
Источник