Путешествие со своим велосипедом

Как путешествовать на велосипеде

Что такое bikepacking? Это путешествие на велосипеде разной сложности и продолжительности. Хотите попробовать? Мы расскажем, как.

В последние годы набирают популярность путешествия на велосипеде, или bikepacking. Поводов отправиться в дальнюю поездку на двухколесном друге много. Для одних это способ проверить свою выносливость, для других — лучше изучить местность, а некоторые просто хотят разнообразить уже привычные пешие походы и увеличить дальность и скорость передвижения.

Главная прелесть перемещения на велосипеде — это большая свобода выбора. Можно на ходу корректировать маршрут, менять запланированное место и время стоянки, а то и вовсе заехать в город и передохнуть денек-другой в гостинице, что особенно важно в случае неблагоприятной погоды или технических неполадок. В экстренной ситуации можно пересесть на общественный транспорт, упаковав велосипед в багажное отделение автобуса или взяв с собой в электричку, поезд и даже самолет.

В этой статье мы расскажем о выборе экипировки и оборудования, а также об организации велопутешествия.

Куда едем?

Дальние поездки можно условно разделить на три типа: автономные, полуавтономные и неавтономные.

Полностью автономные велопоходы подразумевают отрыв от цивилизации и инфраструктуры на несколько дней или даже недель. В такие путешествия, как правило, отправляются уже опытные походники и велосипедисты, которые спокойно справятся с поиском воды и ночлега и без проблем решат технические неполадки даже “на коленке”, посреди безлюдной трассы.

Полная автономность требует большего количества снаряжения и умения его правильно разместить на велосипеде. Как правило, такие поездки имеют большую дальность — 500 км и выше. Например, многие путешествуют по России и Средней Азии, где расстояния между городами гораздо больше, чем в Европе. Особой популярностью, в том числе среди иностранцев, пользуется Шелковый Путь — древний торговый маршрут в Китай через Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан и Монголию.

Читайте также:  Экскурсии по ночному адлеру

Полуавтономные поездки наиболее сбалансированы по соотношению интересности к трудозатратности. В таких походах вы ночуете в палатке, преодолеваете достаточно большие расстояния за день, но в пути каждый день встречаются небольшие города, в которых можно запастись продуктами и необходимыми расходниками, а в экстренной ситуации найти ночлег. Снаряжения в такие поездки надо брать значительно меньше, уставать за день будешь не так сильно, да и денег в пути тратиться будет не очень много, т.к. основную массу еды вы готовите сами и не тратитесь на гостиницы.

Протяженность таких походов тоже может быть очень большой, главное — хотя бы примерно наметить маршрут, чтобы не оказаться в незаселенной части страны без еды и воды. Идеально подойдут страны Европы и западные регионы России, в которых более высокая плотность населения.

Неавтономные поездки максимально комфортны, так как подразумевают ночевки только в городах или на турбазах. Набор необходимого снаряжения для таких поездок минимален, некоторые даже практикуют так называемые “Credit card tour”, когда с собой — минимум сменной одежды и кредитка, больше ничего не надо. Главное — позаботиться о том, чтобы места ночевок попадались в пути почаще, а денег на гостиницы и хостелы всегда хватало.

Существенно сэкономить, а так же разнообразить путешествие позволят сайты для путешественников, например couchsurfing.com или warmshowers.org, через которые можно познакомиться с местными жителями, готовыми бесплатно принять у себя. Правда, вероятность найти ночлег на них не стопроцентная, да и предварительно опробовать их в обычных поездках не помешает. Идеальное направление такой поездки — Европа, где инфраструктура очень хорошо развита и даже в небольших городах, как правило, есть гостиницы, хостелы и веломастерские.

Выбирая маршрут для себя, в первую очередь отталкивайтесь от расстояния, которое вы преодолеваете за один день. Чтобы узнать свои способности, попробуйте провести весь день в седле — отправьтесь в ближайший пригород, держите комфортный темп, делайте частые, но короткие передышки. Оценив уровень усталости в процессе на следующий день после заезда, вы сможете объективно спланировать ежедневный пробег для грядущего велотура.

Выбираем велосипед

Главный помощник в велопутешествии — это, разумеется, велосипед. Именно от него зависит, насколько легко вы будете преодолевать большие расстояния и насколько удобно вам будет переносить снаряжение.

Главный критерий при выборе велосипеда — это маршрут. Ждут ли нас большие перепады высоты, по асфальту мы поедем, или по грунтовым дорогам, сколько места нам надо под запасы провизии — всё это важно знать, чтобы правильно выбрать.

Для регионов с асфальтовым покрытием или хорошими грунтовыми дорогами идеально подойдет туринговый или гравийный шоссейный велосипед. Малый вес и хороший накат позволят легко преодолевать большие расстояния, а увеличенный диапазон скоростей позволит с легкостью забираться в гору. Такие велосипеды, как правило, имеют места для установки багажника и дополнительные точки крепления флягодержателей.

Хороший пример такого велосипеда — Triban 500. Более бюджетный вариант универсального шоссейного велосипеда — Triban 100. Он также имеет более широкие покрышки с неглубоким протектором, а для тех, кому непривычна форма шоссейного руля, есть вариант с прямым рулём.

В качестве более бюджетного и универсального варианта подойдут и гибридные велосипеды, например, Riverside 120. Форма их рамы и руля больше напоминает горный велосипед, вес больше, зато цена значительно ниже, а посадка более привычна для большинства пользователей. Некоторые варианты гибридных велосипедов оснащаются амортизационными вилками, их стоит рассматривать, если не весь маршрут пролегает по хорошим дорогам.

Для выездов по пересеченной местности, в зависимости от сложности рельефа, могут подойти как гравийный велосипед, так и полноценный горный. Если по маршруту часто встречаются проселочные дороги и пересеченная местность, хорошо подойдут велосипеды из линейки Rockrider Sport Trail — модели ST 520, ST 540 и ST 560. Они оснащены дисковыми тормозами, прочными ободами и позволяют установить багажник, а амортизационная вилка позволит комфортно преодолевать неровные участки пути. На моделях ST 540 и ST 560 есть опция блокировки вилки, что существенно увеличивает накат на участках с ровным дорожным покрытием.

Если выбрать велосипед специально для поездки нет возможности и приходится ехать на том, что уже имеется, имеет смысл слегка модернизировать его для конкретных задач этого путешествия. Например, если в пути вас ждут только хорошие дороги, а ваш велосипед горный, можно сменить покрышки с грунтовых на более узкие “слики” для меньшего сопротивления и лучшего сцепления на асфальте.

Если же вас занесет в холмистую местность, а велосипед имеет малый диапазон передач, стоит поменять кассету на вариант с большим разбросом размеров звезд. Это позволит значительно сократить ваши усилия на подъемах.Такие модернизации не потребуют больших вложений и сделают поездку более комфортной.

Отдельно стоит отметить контактные педали. Их удобство становится тем более очевидным, чем больше времени вы проводите в седле. Они не только уменьшают вероятность соскальзывания ног с педалей, но и увеличивают эффективность педалирования.

На первый взгляд кажется, что покупка отдельной пары обуви и педалей влетит в копеечку, но на самом деле удобные и универсальные велотуфли можно купить за 2999 рублей, а педали обойдутся в 1699 рублей. В качестве совсем бюджетной замены подойдут педали с туклипсами — они менее удобны и эффективны, зато подходят любой повседневной обуви.

Снаряжение

Теперь, когда мы определились, куда и на чем ехать, пора решить, что мы берем с собой. Выбор необходимого набора снаряжения тоже зависит от дальности и степени автономности поездки.

Базовый набор, который должен всегда иметь при себе любой велосипедист, остается неизменным — шлем, сменные камеры или заплатки, монтажные лопатки, насос, мультиинструмент.

Для дальних поездок так же стоит взять с собой одну-две сменные покрышки (модели с мягким бортом, которые компактно складываются), запасную цепь и инструмент для ее замены (съемник замка цепи или выжимку), спицевой ключ для исправления восьмерок, смазку для цепи.

Чем более автономна ваша поездка, тем больше запасных частей имеет смысл брать с собой. Если же вы уверены, что по пути будет много городов с веломагазинами, можно обойтись минимальным запасом.

Вторая часть набора снаряжения касается ночевок.

Палатку стоит брать максимально легкую и компактную. Идеальный вариант одноместной палатки — Quechua 900 Ultralight, на двоих или троих подойдут модели Quickhiker 2 и Quickhiker 3 соответственно. Треккинговые палатки имеют очень малый объем в сложенном состоянии, а вес в пересчете на одного человека составляет в районе 1,2-1,5 килограмм.

Если же хочется поехать совсем налегке, а на улице достаточно тепло, можно обойтись легким тентом. Он занимает меньше места, чем любая палатка, но от сильного ветра под ним не спрячешься.

Спальные мешки также подойдут треккинговые. Их вес и объем намного меньше, чем у простых походных, но и стоят они дороже. Для холодного сезона идеальным выбором будут пуховые спальники с лимитом до нуля градусов. Даже если днем температура +10°, по ночам она может опускаться до околонулевых значений. Летом можно обойтись и компактным синтепоновым спальным мешком с лимитом +10-15°. Объем треккинговых спальников колеблется от 5 до 7 литров в сложенном состоянии, а их вес, как правило, менее килограмма.

Не стоит забывать о коврике для сна. Вес обычных ковриков или пенок сам по себе невелик, но вот объем в скрученном виде — достаточно ощутимый. Поэтому имеет смысл взять с собой надувной коврик — его объем всего 2,5 литра, к тому же он гораздо мягче и комфортнее.

Последняя часть походного снаряжения касается готовки. Полноценные приемы пищи в начале и в конце дня очень важны, так что не стоит пренебрегать газовыми горелками. Самые компактные из них рассчитаны на резьбовые газовые баллоны и имеют вес всего 75 грамм. Наборы посуды на одного или на двоих содержат в себе всё необходимое и компактно складываются, а также имеют очень малый вес — всего 300 и 400 грамм соответственно.

Для более комфортной поездки и в целях безопасности имеет смысл позаботиться о необходимых гаджетах. В качестве навигатора подойдет обычный смартфон, но отдельный GPS-навигатор может быть значительно удобнее и сохранит заряд телефона. Для обеспечения бесперебойного питания всей электронике можете взять с собой Power Bank, желательно литий-полимерный — их емкость и скорость заряда выше, чем у литий-ионных.

Для удобства зарядки в городах, когда есть доступ к розеткам, не помешает взять с собой небольшой тройник — так вы сможете быстро зарядить несколько гаджетов от одной розетки. Для автономщиков будут полезны солнечные батареи. Хотя их компактность оставляет желать лучшего, а эффективность зависит от погодных условий, даже минимальный заряд в экстренной ситуации может очень помочь.

Теперь, когда набор снаряжения собран, надо разместить его на велосипеде. Сразу забудьте о рюкзаках — давление на спину во время езды на велосипеде от них гораздо выше и при длительных поездках это особенно ощутимо. На спину можно повесить разве что небольшой рюкзачок на три, шесть или десять литров со встроенной питьевой системой. В такой рюкзак можно сложить легкие вещи первой необходимости (деньги, документы, гаджеты), а литровый мешок с водой гораздо удобнее для питья на ходу, чем фляги. Основной вес размещается только на раме велосипеда.

Если вы едете налегке, то можно использовать компактные сумки объемом 5-15 литров под седло, внутрь рамы и на руль. Если же путешествие длительное, идеальным выбором станет надежный багажник, выдерживающий нагрузки до 20-25 кг. Если ваш велосипед не имеет специальных отверстий для крепления такого, есть модели с креплением за подседельный штырь. Они устанавливаются на любой велосипед, но нагрузку держат меньшую.

Для багажников существует широкий ассортимент сумок разного объема и конструкции, некоторые из них защищены от дождя. Закрепив сумки с боков можно спокойно поместить часть поклажи сверху багажника, дополнительно закрепив резинками. Не забывайте, что нагружать боковые сумки надо равномерно, а вещи, которые нужны будут реже, паковать глубже. Вещи, предназначенные для сна (спальный мешок, сменную одежду), стоит дополнительно упаковать в герметичные мешки или полиэтиленовые пакеты.

Одежда

Настало время поговорить об одежде. Выбор одежды очень важен, так как во время езды необходимо обеспечить вентиляцию и отвод влаги, а во время стоянок — защиту от холода. На прогнозы погоды в длительных поездках тоже рассчитывать не стоит и защиту от дождя надо брать в любом случае.

Идеальным выбором станет специализированная велоэкипировка. Ее крой адаптирован для использования во время езды, а вес и объем очень невелики. Однако, если приобретать полный комплект одежды для редких выездов не позволяет кошелек, можно использовать аналоги, предназначенные для походов, треккинга или бега.

В долгих поездках очень важно обеспечить комфорт ягодицам при долгом контакте с седлом. Для этого используют шорты и тайтсы со специальной мягкой подкладкой — так называемым “памперсом”. Если вам комфортнее в повседневных брюках, чем в велосипедных тайтсах, можете использовать нижние шорты в паре с любой парой штанов.

Традиционные велотайтсы бывают разных видов: без лямок, с лямками, утепленные и так далее. Каждый сможет подобрать себе подходящий вариант под свой бюджет — цены начинаются от 799 рублей.

Для отвода пота нам понадобится хорошее термобелье для велоспорта, но можно воспользоваться и более недорогими аналогами для бега и футбола. Их форма не так хорошо адаптирована для езды на велосипеде, но отвод влаги тоже на высоком уровне. В межсезонье стоит рассмотреть утепленные джемпера для шоссейного велоспорта.

Для защиты от дождя и ветра подойдут куртки-дождевики. Они бывают как сверхлегкими, так и более плотными и недорогими. Если у вас уже есть хорошая мембранная куртка, можно использовать ее, но в весе она, как правило, будет уступать. Для защиты ног от воды и холода существуют специальные велобахилы, которые созданы для контактных велотуфель, но некоторые модели могут быть использованы и с обычной обувью. Не стоит забывать и о многофункциональных повязках — они помогут защитить шею от продувания, а в жару их можно носить на голове под шлемом, чтобы пот не попадал в глаза.

Дополнительный комфорт ладоням и крепкий хват обеспечат качественные перчатки — незаменимая вещь в первом путешествии, когда ваши руки еще не привыкли быть на руле по 6-8 часов в день.

Если по ночам температура опускается до 0 градусов, для утепления на стоянках имеет смысл взять с собой компактный треккинговый или альпинистский пуховик, ведь после интенсивных нагрузок тело охлаждается гораздо быстрее. Они очень компактны и весят около 300-500 грамм. В летний период можно обойтись хорошей походной толстовкой.

Питание

Питание для велосипедиста так же важно, как заправка для автомобиля.

В процессе интенсивной и долгой езды мы сжигаем огромное количество углеводов, и если их запас в организме подойдет к концу, усталость проявит себя гораздо быстрее и сильнее.

Первое правило — полноценный горячий завтрак из медленных углеводов. Отлично подойдут каши, рис, макароны и т.д. После завтрака стоит дать организму 30-40 минут на усвоение (идеальное количество времени, чтоб собрать лагерь и упаковать поклажу по сумкам) — и можно отправляться в путь.

В процессе езды не стоит забывать о перекусах. Заведите простое правило — небольшая порция быстрых углеводов каждые 10-15 километров. Можно заранее подготовить энергетические батончики, бананы, сухофрукты в маленьких порциях. Даже если вы еще не успели проголодаться, небольшая порция быстрой энергии позволит вам дольше продержаться на плотном завтраке.

Энергетические гели — тоже хороший источник энергии, так как декстроза усваивается за считанные минуты, но не стоит путать их с обычной пищей. Гели лучше приберечь для последних 10-20 километров, на случай, если усталость возьмет верх за полчаса-час до ночевки. .

Аналогичное правило действует с водой. Если вы чувствуете жажду, значит, ваш организм уже на первых стадиях обезвоживания. Чтобы не допустить этого, можно точно так же употреблять небольшое количество воды с короткими интервалами, например, один глоток из фляги каждые пять километров.

Если вы решили сделать остановку на обед, запомните два простых правила. Первое — не объедаться. После долгой работы педалями может возникнуть желание поесть как в последний раз в жизни, но постарайтесь не поддаться ему, ешьте медленно и, когда почувствуете, что наелись, не продолжайте. Остатки можно взять с собой и разогреть на горелке на ужин или употребить в качестве короткого перекуса.

Второе важное правило — дайте организму время на переваривание. Не стоит отправляться в путь прямо из-за стола, лучше переждать хотя бы 30-40 минут — питательные вещества начнут усваиваться, ощущение тяжести в животе спадет и ехать дальше будет гораздо легче.

В конце дня, когда маршрут уже пройден, есть два главных искушения — как можно быстрее поесть и как можно быстрее лечь спать. Какому из них поддаться в первую очередь? Наиболее верной практикой будет повременить и с тем, и с другим.

В первую очередь, необходимо заполнить так называемое “белково-углеводное окно”. Этим термином называют 20-40 минут после интенсивных нагрузок, когда организм значительно быстрее усваивает белки и углеводы. В этот период будет очень полезным небольшой перекус, состоящий из продуктов, содержащих белок и быстрые углеводы. Например, хорошее сочетание (как по составу, так и по вкусу) — обезжиренный творожок и банан. В качестве быстрого источника углеводов так же хорошо подойдут сухофрукты.

Само собой, такой перекус стоит подготовить заранее, например, купить в городе по пути. Прикрыв это “окошко”, можно приступать к подготовке места ночевки: разбить палатку, переодеться в более теплые и сухие вещи. Это даст вам достаточную паузу, чтобы оценить, насколько вы на самом деле голодны и нужен ли плотный ужин.

Исключением будут походы в холодный сезон. Перед сном в холодную погоду настоятельно рекомендуется употребить некоторое количество медленных углеводов в составе горячей пищи, такой ужин будет греть вас изнутри во время сна до самого утра.

Чек-лист для велопутешествия

Велоснаряжение:

  • Шлем
  • Перчатки
  • Фляги для воды и/или питьевая система
  • Велофонари и светоотражатели
  • Мультиинструмент
  • Запасные камеры
  • Запасная покрышка
  • Монтажные лопатки
  • Насос
  • Запасная цепь
  • Инструмент для цепи
  • Смазка для цепи
  • Спицевой ключ

Походное снаряжение:

  • Палатка или тент
  • Спальный мешок
  • Коврик для сна
  • Набор посуды
  • Горелка и газовый баллон
  • (Опционально) Навес или чехол от дождя для велосипеда
  • Аптечка первой помощи

Одежда в летний сезон:

  • Велотайтсы
  • Легкие дышащие футболки или термобелье
  • Джемпер или толстовка
  • Непромокаемая куртка или дождевик
  • Смена белья

Одежда в межсезонье:

  • Велотайтсы
  • Термобелье
  • Верхние утепленные непродуваемые штаны
  • Толстовка, желательно типа Softshell
  • Непромокаемая куртка или дождевик
  • Легкая пуховая куртка
  • Теплые перчатки
  • Велобахилы
  • Теплые носки
  • Набор пассивного термобелья для сна

КУРТКА ДЛЯ ВЕЛОСПОРТА ТЕПЛАЯ ВОДОНЕПРОНИЦАЕМАЯ ЖЕНСКАЯ 540

Рюкзак транспортировочный XC RACE BAG

Детский велошлем Teen 520 XS желтый

Горный велосипед ST30 W 26″

КУРТКА ДОЖДЕВИК ДЛЯ ВЕЛОСПОРТА ДЛЯ ГОРОДА 540 ЖЕНСКАЯ СЕРТИФИКАТ ЗАМЕТНОСТИ СИЗ

ВЫНОС РУЛЯ ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДА PERFORMANCE

ДЕТСКИЙ ГОРНЫЙ ВЕЛОСИПЕД ROCKRIDER ST 500 20 ДЮЙМОВ 6‒9 ЛЕТ

НАРУКАВНИКИ ДЛЯ ХОЛОДНОЙ ПОГОДЫ

Велокресло детское SLEEPY

Футболка для велоспорта с длинными рукавами женская 900

ШЛЕМ ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДА ПОДРОСТКОВЫЙ 520

Велоджерси с длинным рукавом женское 100 розовое

Футболка с длинными рукавами для велоспорта женская 500

Детский велосипедный шлем 500

ТОРМОЗНОЙ ТРОС ДЛЯ ГОРН. ИЛИ ГОРОД. ВЕЛОСИПЕДА УНИВЕРС. ИЗ НЕРЖ. СТАЛИ

Корзина велосипедная детская

ВЕЛОСИПЕДНОЕ КРЕСЛО ДЕТСКОЕ 100 BCLIP

Покрышка 12×1,75 с жесткими бортами для дет. велосипеда / Etrto 44-203

ЖИЛЕТ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ КАТАНИЯ НА ВЕЛОСИПЕДЕ ДЕТ.

Источник

Оцените статью