Путешествие сознания во времени

Содержание
  1. ТРЕТЬЕ СВОЙСТВО СОЗНАНИЯ: ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ
  2. Читайте также
  3. Ориентация в пространстве
  4. Перемещение в Портланд
  5. ПЕРВОЕ СВОЙСТВО СОЗНАНИЯ: «СОЗНАВАНИЕ»
  6. ВТОРОЕ СВОЙСТВО СОЗНАНИЯ: ЭНЕРГИЯ
  7. Основное свойство пространства фазы
  8. Ясновидение в пространстве
  9. Внутренняя тишина – естественное свойство подлинного Я
  10. ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ
  11. Глава 5. Первый метод астральной проекции: общее перемещение сознания
  12. Общее перемещение сознания
  13. Шаг 6а Обнаружение зоны «приятно» в виртуальном пространстве сознания
  14. Шаг 6б Обнаружение зоны «неприятно» в виртуальном пространстве сознания
  15. 7 Передача Света Вечного во времени и пространстве
  16. Путешествие сознания во времени
  17. Как путешествовать во времени: все способы и парадоксы
  18. Разбудите, когда наступит будущее
  19. Быстрее света
  20. Причина или следствие?
  21. О сериале
  22. «Тьма»: атмосферный триллер по-германски
  23. Раздвоение времени
  24. Смотрите также
  25. Параллельные миры в науке и фантастике
  26. Как работает машина времени
  27. Чего сделать нельзя
  28. О фильме
  29. «Твоё имя»: шедевр Макото Синкая
  30. Парадокс на парадоксе
  31. Смотрите также
  32. Фильмы, похожие на «День сурка»
  33. О фильме
  34. Грань будущего
  35. Крутим время

ТРЕТЬЕ СВОЙСТВО СОЗНАНИЯ: ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ

ТРЕТЬЕ СВОЙСТВО СОЗНАНИЯ: ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ

Мы понимаем, что это, возможно, самое сложное для понимания свойство сознания: ваше сознание продолжается за пределами вашего физического тела и мозга. Это свойство чаще всего ассоциируется с продолжением жизни сознания после смерти, с верой, что у нас есть душа или некая присущая нам жизненная энергия, которая покидает тело и продолжает существовать в ином измерении времени и пространства.

Последние исследования этого свойства сознания проводились медиками и учеными с целью разобраться с невероятными сообщениями об испытанных переживаниях вне тела. Больные, перенесшие операцию на сердце, сообщали, что их сознание поднималось к потолку и наблюдало за их же телом, глядя сверху на макушки хирургов. Иногда они сообщали и о более дальних путешествиях. Весьма впечатляющий пример этого явления описан доктором Ларри Досси в его книге «Возвращение души».[33] После операции женщина в реанимации рассказала врачу и медсестре, что во время операции она «путешествовала» по больнице. В том числе — видела мониторы за пределами операционной и ординаторскую дальше по коридору. Самое удивительное в этой истории, что женщина была слепой от рождения.

Читайте также:  Путешествие по детской периодике

Наверное, самый известный и наиболее широко освещенный из всех подобных феноменов — это предсмертное переживание. Возросшее число сообщений о подобных переживаниях объясняется тем, что, с одной стороны, в результате достижений в области экстренной медицинской помощи все больше людей благополучно воскрешаются из состояния клинической смерти, и они сообщают о том, что пережили. С другой стороны, количество публикаций об этом феномене позволяет еще большему числу людей рассказывать о своих предсмертных переживаниях, не боясь, что их будут считать чудаками или безумными.

Классическое описание предсмертного переживания начинается с травматического события — остановки сердца, автокатастрофы, операции или иной физической критической ситуации. Человек неожиданно обнаруживает себя вне тела — он движется с большой скоростью по тоннелю, несется к яркому свету. Этот свет обладает особыми свойствами. Он настолько ярок, что вы не можете на него смотреть, и все же он не причиняет вашим глазам никакого вреда. Кроме того, он словно бы является живым, любящим присутствием. Человек, летящий к нему, чувствует себя окутанным им, он в безопасности и в полном покое. Данте описывает это состояние как «небеса чистого света… свет, полный любви».

Затем предсмертное переживание принимает одно из двух направлений. Усопшие родственники или друзья отсылают умершего обратно продолжать свою жизнь, или человек, испытывающий предсмертные переживания, «видит» свою жизнь, проглядывая серию мелькающих образов.

Благодаря ли умершим родным или жизненным образам, человек в предсмертном состоянии получает сведения о том, как много (или как мало) любви он отдал миру.

Хотя большинство переживаний, связанных с отстранением от тела, рассказывают люди, побывавшие при смерти, их также можно испытать в очень приятных обстоятельствах, например в глубокой медитации. Одна из наших учениц Ребекка имела обыкновение посещать групповые медитации, которые проводились в дзэнском саду. Обычно медитации для нее были очень спокойным и уединенным занятием. Но как-то раз она ощутила, как ее вытолкнуло вверх и она словно поплыла над садом. С этой выигрышной позиции она могла видеть сад и других людей из ее группы в совершенно ином ракурсе. Потом, как только она стала осознанно понимать исключительность происходящего с ней, она почувствовала, как ее втянуло обратно в собственное тело. Результатом этого переживания, по ее словам, стало то, что она сильно приободрилась, потому что почувствовала себя свободной от ограничений своего физического тела. Она начала ходить в сад медитаций, поскольку пережила смерть близкого друга, и переживание отстранения от тела открыло ей возможность глубинной связи не только с ее другом, но и с другими людьми, которых она потеряла в жизни. Полностью вернувшись в тело, Ребекка почувствовала свое единство с деревьями и цветами и радостно погрузилась в волны птичьих песен.

Читайте также:  Приэльбрусье красивые места зимой

Всякий раз, когда кто-нибудь переживал подобное расширение сознания, он обычно ощущал двойственное последствие — большую свободу от страха и удивление, как подобный опыт вообще мог произойти. Сознание — часть нас, которая может передвигаться за пределами нашего тела, и обнаружение этого таинственного свойства сознания говорит нам, что нам предстоит гораздо больше узнать о нашей реальности.

Читайте также

Ориентация в пространстве

Ориентация в пространстве Описание места для практики йоги в древних текстах относится к ситуации отшельничества: оно должно быть тихим, ровным, сухим и безветренным. Сейчас йога стала уделом городских жителей, которые ищут в ней спасение от гиподинамии, и для них такие

Перемещение в Портланд

Перемещение в Портланд Седьмого октября Раджниша перевезли в Портланд через шесть аэропортов, включая Сиэтл.Они лгали мне на каждом из них. Я был удивлен, почему они мне столько лгут, они перевозили меня из одной тюрьмы в другую и говорили мне, что везут меня в аэропорт,

ПЕРВОЕ СВОЙСТВО СОЗНАНИЯ: «СОЗНАВАНИЕ»

ПЕРВОЕ СВОЙСТВО СОЗНАНИЯ: «СОЗНАВАНИЕ» Для большинства людей сознание — то же самое, что сознавание. «Я осознал» означает, что я сознаю что-то, заметил, видел. Когда мы направляем сознание на предмет, мы сознаем его.В случае, который мы рассматривали в предыдущей главе,

ВТОРОЕ СВОЙСТВО СОЗНАНИЯ: ЭНЕРГИЯ

ВТОРОЕ СВОЙСТВО СОЗНАНИЯ: ЭНЕРГИЯ Сознание — это осязаемая энергия. Все духовные и целительские традиции, изучающие жизненную энергию, которая течет в нас и одушевляет нас, знают это. Это жизненная энергия, которая называется по-разному: ци (как в тай-ци, цигун и в

Основное свойство пространства фазы

Основное свойство пространства фазы Практически все методики управления пространством фазы берутся из одного его главного правила: степень изменчивости пространства фазы обратно пропорционально зависит от глубины фазы и стабильности его объектов. То есть, чем глубже

Ясновидение в пространстве

Ясновидение в пространстве Существуют различные способы, при посредстве которых люди с повышенными психическими способностями и оккультисты могут наблюдать людей, предметы, места и происшествия, находящиеся на большом расстоянии от наблюдателя и далеко за пределами

Внутренняя тишина – естественное свойство подлинного Я

Внутренняя тишина – естественное свойство подлинного Я Остановить бесконечный неконтролируемый поток мыслей будет гораздо проще, если мы поймем, что внутренняя тишина – это и есть наша истинная суть. Это свойство Сущего, из которого мы все вышли и связь с которым не

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ Мы с мужем решили снять отдельную квартиру без мебели на длительный срок, чтобы потихоньку обзаводиться собственным хозяйством. Со временем мы планировали приобрести собственную квартиру. У нас уже был печальный опыт неудачной аренды жилья —

Глава 5. Первый метод астральной проекции: общее перемещение сознания

Глава 5. Первый метод астральной проекции: общее перемещение сознания Общий смысл астральной проекции заключается в перемещении сознания, или нашей внутренней точки обзора, в другое место. Вполне понятное объяснение, правда? Так должно быть, но вы удивитесь, сколько

Общее перемещение сознания

Общее перемещение сознания Метод астральной проекции, включающий в себя общее перемещение сознания, будет успешной альтернативой. Это основа остальных методов, описанных далее в этой книге. Общее перемещение сознания является как самостоятельным методом, так и

Шаг 6а Обнаружение зоны «приятно» в виртуальном пространстве сознания

Шаг 6а Обнаружение зоны «приятно» в виртуальном пространстве сознания Давайте напряжем память и отыщем там несколько приятных воспоминаний. Это могут быть воспоминания радостные, веселые или просто воспоминания о тех моментах жизни, когда вы чувствовали себя комфортно

Шаг 6б Обнаружение зоны «неприятно» в виртуальном пространстве сознания

Шаг 6б Обнаружение зоны «неприятно» в виртуальном пространстве сознания А теперь, покопавшись в памяти, отберем несколько неприятных воспоминаний – это могут быть воспоминания, неприятные физически, страшные, грустные, отвратительные… То есть связанные с любыми

7 Передача Света Вечного во времени и пространстве

7 Передача Света Вечного во времени и пространстве Свет Вечного можно отправить каждому, кто захочет его получить, даже если этот человек физически отделен от вас расстоянием. Чтобы это сделать, поверните руки ладонями от себя и мысленно попросите Свет Вечного сойти на

Источник

Путешествие сознания во времени

Обычно под машиной времени понимается перенос сознания в прошлое или будущее таким образом, чтобы Ваше текущее сознание могло испытывать эмоциональные ощущения и мысли, связанные с моментом, который Вы переживали в прошлом или переживете в будущем. Обсуждение возможности изменений прошлого или будущего при этом не имеет смысла, так как любые возможные изменения, которые вы можете произвести в прошлом или будущем, делают невозможным настоящее, из которого вы отправляетесь в путешествие в прошлое или будущее.

Этому парадоксу посвящено множество научно-популярных статей, книг и фильмов, самыми лучшими из которых, по моему скромному мнению, являются работы Стивена Хокинга.

Однако я сейчас не об этом – не о физической замене реальности, которая, как известно физикам, возможна только в миниатюрном масштабе и экстраординарных условиях. Я про настоящее, осуществимое путешествие во времени. Про возможность ощутить в настоящем существенную часть того, что вы ощущаете в прошлом или ощущаете в будущем. Что для этого нужно сделать:

1. Понять, что путешествие во времени возможно в нашем сознании.

2. Путешествие во времени на самом деле всегда происходит одновременно в прошлое и будущее в настоящем.

3. Чтобы прочувствовать настоящее путешествие во времени нужно быть здоровым. Это значит, что Ваше текущее сознание не отождествлено в данном моменте с деятелем и происходящими вокруг событиями – и Ваш организм в автоматическом режиме делает то, что он и должен (согласно нашим научным физиологическим знаниям) делать, – то есть повторяет лучший опыт жизни, изучая ее новые проявления.

4. Реально Вы можете ощутить мысли и эмоции, которые Вы ощущали, например, в недавнем прошлом. Это легко сделать в эксперименте – для этого Вам потребуется любое видеоустройство – например, компьютер с веб-камерой или телефон с видеокамерой.

5. Возьмем обычный день, например, выходной. Совершенно очевидно, что, например, когда я пишу этот пост, у меня на часах 16 часов 45 минут. Ровно через 15 минут я окажусь в будущем, в котором будет 17 часов. Я могу сейчас, в 16-45 записать видео – приветствие от “я” из своего прошлого к “я” в своем будущем. При этом, записывая это видео, я могу действительно честно обратиться к самому себе в будущем – и, например, прочувствовать, что почувствует будущий, более опытный и мудрый “я”, уже участвующий в эксперименте “вашей локальной машины времени”, получив это послание, в этот момент можно прочуствовать то, что вы почувствуете в будущем, просматривая это послание самому себе – и прочувствуете вы это ровно в том настоящем, в котором Вы это видео будете записывать.

6. Таким образом, в момент записи видео, о котором я только что сказал, для Вашего мышления на очень короткое время (время, пока вы общаетесь с самим собой) сформируется туннель, соединяющий в моменте настоящего, Ваше прошлое и Ваше будущее – у всех вас “троих”, участвующих в этом эксперименте – настоящего, прошлого и будущего будут одинаковые переживания… И весьма, кстати, сказать, оригинальные. Очень интересно таким образом познакомиться с самим собой.

7. Ну и, наконец, самое главное. Чтобы это получилось, нужно, чтобы между всеми “троими” участниками эксперимента – “я-настоящего”, “я-прошлого” и “я-будущего” – были честные отношения – если вы договорились об эксперименте – нужно его выполнить – и в означенное время, “я-настоящий” должен привести Вашу машину времени в действие, когда настанет будущее и “я-настоящий” будет проживать “я-будущего” – именно в это время “я-настоящий” должен обязательно просмотреть видеопривествие.

Так получится временная петля – с помощью “я-настоящего” вы переживете в своем настоящем два интересных момента своей жизни – в первом – вы сможете отправиться в настоящем из прошлого в будущее, а во втором – вы завершите эксперимент и прочувствуете из будущего настоящего свое прошлое. Поэкспериментируйте – ничего страшного – просто очень интересный мыслительный эксперимент, открывающий дверь в настоящую природу мышления и его значение для Вашей жизни. Как только научитесь путешествовать на короткие психические расстояния, перед Вами распахнутся двери в настоящие путешествия – и чудеса станут реальностью.

Источник

Как путешествовать во времени: все способы и парадоксы

20 минут на чтение

Идея, что можно попасть в прошлое или будущее, породила целый жанр хронофантастики, — и кажется, что все возможные парадоксы и подводные камни нам давно известны. Теперь мы читаем и смотрим такие произведения не ради того, чтобы взглянуть на другие эпохи, а ради путаницы, которая неизбежно возникает при попытках нарушить ход времени. Какие же фокусы со временем лежат в основе всех хроноопер и какие сюжеты можно собрать из этих кирпичиков? Давайте разбираться.

Разбудите, когда наступит будущее

Самая простая задача для путешественника во времени — попасть в будущее. В таких историях можно даже не продумывать, как именно устроен временной поток: поскольку будущее на наше время не влияет, сюжет почти не будет отличаться от полёта на другую планету или в сказочный мир. В каком-то смысле все мы и так путешествуем во времени — со скоростью одна секунда в секунду. Вопрос только в том, как увеличить скорость.

В XVIII-XIX веках одним из фантастических явлений считались сновидения. Летаргический сон приспособили для путешествий в будущее: Рип ван Винкль (герой одноимённого рассказа Вашингтона Ирвинга) проспал двадцать лет и очутился в мире, где все его близкие уже умерли, а его самого успели забыть. Такой сюжет сродни ирландским мифам о народе холмов, который тоже умел манипулировать временем: тот, кто провёл под холмом одну ночь, возвращался через сотню лет.

Этот метод «попадания» не устаревает

С помощью снов писатели того времени объясняли любые фантастические допущения. Если рассказчик сам допускает, что диковинные миры ему привиделись, какой с него спрос? К такой хитрости прибегнул Луи-Себастьен де Мерсье, описывая «сон» об утопическом обществе («Год 2440»), — а это уже полноценное путешествие во времени!

Впрочем, если путешествие в будущее нужно правдоподобно обосновать, сделать это без противоречий с наукой тоже несложно. Прославленный «Футурамой» метод криогенной заморозки в теории может сработать — поэтому сейчас многие трансгуманисты стараются сохранить свои тела после смерти в надежде, что медицинские технологии будущего позволят их оживить. Правда, по сути это просто адаптированный под современность сон ван Винкля, поэтому сложно сказать, считать ли это «настоящим» путешествием.

Быстрее света

Для тех, кто хочет всерьёз поиграть со временем и углубиться в дебри физики, лучше подойдёт путешествие со скоростью света.

Теория относительности Эйнштейна позволяет на околосветовых скоростях сжимать и растягивать время, чем в фантастике с удовольствием пользуются. Знаменитый «парадокс близнецов» гласит, что если долго носиться по космосу на околосветовой скорости, за год-другой таких полётов на Земле пройдёт пара веков.

Более того: математик Гёдель предложил для уравнений Эйнштейна такое решение, при котором во вселенной могут возникать временные петли — нечто вроде порталов между разными временами. Именно этой моделью воспользовались в фильме «Интерстеллар», сперва показав разницу в течении времени возле горизонта чёрной дыры, а потом и прокинув с помощью «кротовой норы» мостик в прошлое.

Все сюжетные повороты, которые сейчас придумывают авторы хроноопер, уже были у Эйнштейна и Гёделя (снято на iPhone 5)

Можно ли таким образом попасть в прошлое? Учёные в этом сильно сомневаются, но фантастам их сомнения не мешают. Достаточно заявить, что превышать скорость света запрещено только простым смертным. А Супермен может сделать вокруг Земли пару оборотов и вернуться в прошлое, чтобы предотвратить гибель Лоис Лейн. Да что там скорость света — даже сон может работать в обратном направлении! А у Марка Твена янки получил ломом по голове и стал «попаданцем» при дворе короля Артура.

Конечно, в прошлое летать интереснее — как раз потому, что оно неразрывно связано с настоящим. Если автор вводит в историю машину времени, он обычно хочет как минимум запутать читателя временными парадоксами. Но чаще всего главная тема в таких историях — борьба с предопределением. Можно ли изменить собственную судьбу, если она уже известна?

Причина или следствие?

Ответ на вопрос о предопределении — как и сама концепция путешествия во времени — зависит от того, по какому принципу устроено время в конкретном фантастическом мире.

Терминаторам законы физики не указ

В реальности главная проблема с путешествием в прошлое не скорость света. Если отправить назад во времени что угодно, хотя бы сообщение, это нарушит фундаментальный закон природы: принцип причинности. Даже самое захудалое пророчество — уже в каком-то смысле путешествие во времени! Все известные нам научные принципы строятся на том, что сперва происходит событие, а потом у него возникают последствия. Если следствие опережает причину, это ломает законы физики.

Чтобы «починить» законы, надо придумать, как мир реагирует на такую аномалию. Тут-то фантасты и дают волю воображению.

Если жанр фильма — комедия, то риска «сломать» время обычно нет: все поступки героев слишком малозначительны, чтобы повлиять на будущее, и главная задача — выпутаться из собственных проблем

Можно заявить, что время — единый и неделимый поток: между прошлым и будущим как бы натянута нить, по которой можно перемещаться.

Именно в такой картине мира возникают самые известные петли и парадоксы: например, если в прошлом убить своего дедушку, можно исчезнуть из вселенной. Появляются парадоксы из-за того, что эта концепция (философы называют её «Б-теорией») утверждает: прошлое, настоящее и будущее столь же реальны и неизменны, как и привычные нам три измерения. Будущее пока что неизвестно — но рано или поздно мы увидим тот единственный вариант событий, который должен произойти.

Такой фатализм порождает самые ироничные истории о путешественниках во времени. Когда пришелец из будущего пытается исправить события прошлого, он внезапно обнаруживает, что сам стал их причиной, — более того, так было всегда. Время в таких мирах не переписывается — в нём просто возникает причинно-следственная петля, и любые попытки что-то изменить лишь закрепляют изначальный вариант. Этот парадокс одним из первых подробно описал Роберт Хайнлайн в новелле «По собственным следам» (1941), где оказывается, что герой выполнял задание, полученное от самого себя.

Герои мрачного сериала «Тьма» от Netflix отправляются в прошлое, чтобы расследовать преступление, но поневоле вынуждены сами совершать поступки, которые к этому преступлению ведут

О сериале

«Тьма»: атмосферный триллер по-германски

Первый немецкий сериал от Netflix часто сравнивают с «Очень странными делами». На самом деле это совершенно разные истории…

Бывает и хуже: в более «гибких» мирах неосторожный поступок путешественника может привести к «эффекту бабочки». Вмешательство в прошлое переписывает разом весь временной поток — и мир не просто меняется, а напрочь забывает, что изменился. Обычно только сам путешественник помнит, что раньше всё было иначе. В трилогии «Назад в будущее» за прыжками Марти не мог уследить даже док Браун — но он хотя бы полагался на слова товарища, когда тот описывал изменения, а обычно таким историям просто никто не верит.

В общем, однопоточное время — штука запутанная и безысходная. Многие авторы решают себя не ограничивать и прибегают к помощи параллельных миров.

Сюжет, в котором герой оказывается в мире, где его рождение кто-то отменил, пошёл от рождественского фильма «Эта прекрасная жизнь» (1946)

Раздвоение времени

Эта концепция не только позволяет избавиться от противоречий, но ещё и захватывает воображение. В таком мире возможно всё: каждую секунду он делится на бесконечное множество похожих друг на друга отражений, отличающихся парой мелочей. Путешественник во времени на самом деле ничего не меняет, а лишь скачет между разными гранями мультиверсума. Такой сюжет очень любят в сериалах: почти в любом шоу найдётся серия, где герои оказываются в альтернативном будущем и пытаются вернуть всё на круги своя. На бесконечном поле и резвиться можно бесконечно — и никаких парадоксов!

Сейчас в хронофантастике чаще всего используют модель с параллельными мирами (кадр из «Звёздного пути»)

Смотрите также

Параллельные миры в науке и фантастике

Идея, что наша Вселенная не одна, может показаться фантастикой, но сегодня она принимается как научный факт.

Но самое интересное начинается, когда авторы отказываются от «Б-теории» и решают, что фиксированного будущего не бывает. Может, неизвестность и неопределённость и есть нормальное состояние времени? В такой картине мира конкретные события происходят только на тех отрезках, на которых есть наблюдатели, а остальные моменты — всего лишь вероятность.

Прекрасный пример такого «квантового времени» показал Стивен Кинг в «Тёмной башне». Когда Стрелок невольно создал временной парадокс, он едва не сошёл с ума, потому что помнил одновременно две линии событий: в одной он путешествовал в одиночку, в другой со спутником. Если герою попадались на глаза свидетельства, напоминавшие о прошлых событиях, воспоминания об этих точках складывались в одну непротиворечивую версию, но промежутки были словно в тумане.

Квантовый подход в последнее время популярен — отчасти благодаря развитию квантовой физики, а отчасти потому, что он позволяет показывать ещё более запутанные и драматичные парадоксы.

Марти Макфлай едва не стёр себя из реальности, помешав своим родителям познакомиться. Пришлось срочно всё исправлять!

Взять, например, фильм «Петля времени» (2012): как только молодое воплощение героя совершало какие-то действия, пришелец из будущего тут же их вспоминал — а до того в его памяти царил туман. Поэтому он старался не вмешиваться лишний раз в своё прошлое — например, не показывал молодому себе фотографию будущей жены, чтобы не сорвать их первую неожиданную встречу.

«Квантовый» подход виден и в «Докторе Кто»: раз Доктор предупреждает спутников о специальных «фиксированных точках» — событиях, которые нельзя изменить или обойти, — значит, вся остальная ткань времени подвижна и пластична.

Впрочем, даже вероятностное будущее блекнет по сравнению с мирами, где Время обладает собственной волей — или на его страже стоят существа, подстерегающие путешественников. В такой вселенной законы могут работать как угодно — и хорошо ещё, если со стражами можно договориться! Самый яркий пример — лангольеры Стивена Кинга, которые после каждой полуночи съедают вчерашний день вместе со всеми, кому не повезло там оказаться.

Как работает машина времени

На фоне такого разнообразия вселенных сама техника путешествий во времени — вопрос второстепенный. Со времён Герберта Уэллса машины времени не изменились: можно придумать новый принцип действия, но вряд ли это повлияет на сюжет, и со стороны путешествие будет выглядеть примерно одинаково.

Машина времени Уэллса в экранизации 1960 года. Вот где стимпанк!

Чаще всего принцип работы вообще не объясняют: человек залезает в кабинку, любуется гудением и спецэффектами, а потом выбирается уже в другом времени. Этот способ можно назвать мгновенным скачком: ткань времени словно прокалывается в одной точке. Нередко для такого прыжка сперва надо разогнаться — набрать скорость в обычном пространстве, а техника уже переведёт этот импульс в скачок во времени. Так поступали и героиня аниме «Девочка, покорившая время», и док Браун на знаменитом DeLorean из трилогии «Назад в будущее». Видимо, ткань времени — из тех препятствий, которые штурмуют с разбега!

DeLorean DMC-12 — редкая машина времени, которая вправе называться машиной (JMortonPhoto.com & OtoGodfrey.com [CC BY-SA 4.0] )

Суровее всего с такими «статичными» путешествиями обошлись в фильме «Детонатор» (2004): там машина времени проматывала ровно минуту за минуту. Чтобы попасть во вчерашний день, надо было просидеть в железной коробке целых 24 часа!

Иногда модель, в которой больше трёх измерений, трактуют ещё хитрее. Вспомним теорию Гёделя, согласно которой между разными временами можно прокладывать петли и тоннели. Если она верна, через дополнительные измерения можно попробовать пробраться в другое время — чем и воспользовался герой «Интерстеллара».

В более ранней фантастике по схожему принципу работала «воронка времени»: некое подпространство, куда можно попасть специально (на TARDIS Доктора Кто) или случайно, как произошло с экипажем эсминца в фильме «Филадельфийский эксперимент» (1984). Полёт по воронке обычно сопровождается головокружительными спецэффектами, а выходить из корабля не рекомендуется, чтобы не потеряться во времени навсегда. Но по сути это всё та же обычная машина времени, доставляющая пассажиров из одного года в другой.

Внутри временных воронок почему-то всегда бьют молнии и иногда летают титры

Если же авторы не хотят углубляться в дебри теорий, аномалия времени может существовать сама по себе, без всяких приспособлений. Достаточно войти не в ту дверь, и вот герой уже в далёком прошлом. Тоннель это, точечный прокол или магия — кто его разберёт? Главный вопрос — как выбраться обратно!

Чего сделать нельзя

Впрочем, обычно фантастика всё-таки работает по правилам, пусть и вымышленным, — поэтому для путешествий во времени часто придумывают ограничения. Например, можно вслед за современными физиками заявить, что перемещать тела быстрее скорости света (то есть в прошлое) всё-таки нельзя. Но в некоторых теориях есть частица под названием «тахион», на которую это ограничение не действует, потому что у неё нет массы… Может, сознание или информацию всё-таки можно отправить в прошлое?

Когда за путешествия во времени берётся Макото Синкай, у него всё равно получается трогательная история о дружбе и любви («Твоё имя»)

О фильме

«Твоё имя»: шедевр Макото Синкая

Ещё одна волшебная притча — возможно, лучшая в карьере режиссёра. И самое кассовое аниме в Японии.

В реальности, скорее всего, так смухлевать не получится — всё из-за того же принципа причинности, которому до типа частиц нет дела. Но в фантастике «информационный» подход кажется более правдоподобным — да ещё и оригинальным. Он позволяет герою, например, оказаться в собственном молодом теле или отправиться в путешествие по чужим сознаниям, как происходило с героем сериала «Квантовый скачок». А в аниме Steins;Gate поначалу умели отправлять в прошлое только SMS — попробуй измени ход истории с такими ограничениями! Но от ограничений сюжеты только выигрывают: чем сложнее задача, тем интереснее смотреть, как её решают.

Гибрид телефона с микроволновкой для связи с прошлым (Steins;Gate)

Иногда дополнительные условия накладывают и на обычные, физические путешествия во времени. Например, зачастую машина времени не может отправить никого в прошлое раньше того момента, когда она была изобретена. А в аниме «Меланхолия Харухи Судзумии» путешественники во времени разучились отправляться в прошлое дальше определённой даты, потому что в этот день произошла катастрофа, повредившая ткань времени.

И тут начинается самое интересное. Незамысловатые скачки в прошлое и даже временные парадоксы — это лишь вершина айсберга хронофантастики. Если время можно изменить или даже повредить, что ещё с ним можно сделать?

Парадокс на парадоксе

Путешествия во времени мы любим за путаницу. Даже простой скачок в прошлое порождает такие завихрения, как «эффект бабочки» и «парадокс дедушки», — в зависимости от того, как устроено время. Но на этом приёме можно строить куда более сложные комбинации: например, прыгнуть в прошлое не единожды, а несколько раз подряд. Так создаётся стабильная временная петля, или «день сурка».

— У вас бывает дежа-вю?
— А разве ты меня об этом уже не спрашивала?

Смотрите также

Фильмы, похожие на «День сурка»

Обзор фильмов о «петле времени» — многократном повторении одних и тех же событий. Обзор фильмов о «петле времени» — многократном повторении одних и тех же событий. Обзор фильмов о…

Зациклить можно один день или несколько — главное, чтобы всё заканчивалось «сбросом» всех изменений и путешествием обратно в прошлое. Если мы имеем дело с линейным и неизменным временем, такие петли сами возникают из причинно-следственных парадоксов: герой получает записку, отправляется в прошлое, пишет эту записку, отправляет самому себе… Если же время каждый раз переписывается или порождает параллельные миры, получается идеальная ловушка: человек раз за разом переживает одни и те же события, но любые изменения всё равно заканчиваются сбросом на исходную позицию.

Чаще всего такие сюжеты посвящены попыткам разгадать причину временной петли и вырваться из неё. Иногда петли завязаны на эмоции или трагические судьбы персонажей — особенно этот элемент любят в аниме («Девочка-волшебница Мадока», «Меланхолия Харухи Судзумии», «Когда плачут цикады»).

Но у «дней сурка» есть несомненный плюс: они позволяют за счёт бесконечных попыток рано или поздно добиться успеха в любом начинании. Недаром Доктор Кто, попав в такую ловушку, вспоминал легенду о птичке, которая за многие тысячи лет по крошке сточила каменную скалу, а его коллега Стивен Стрэндж ухитрился своими «переговорами» довести до белого каления внеземного демона! В таком случае разрушить петлю можно не геройским поступком или прозрением, а обычным упорством, — и по пути научиться паре-тройке полезных навыков, как случилось с героем «Дня сурка».

В «Грани будущего» инопланетяне используют временные петли в качестве оружия — чтобы просчитать идеальную тактику боя

О фильме

Грань будущего

Умный и ироничный боевик с претензией на оригинальность — нечасто такие встретишь в наше время.

Ещё один способ построить из обычных прыжков более сложную конструкцию — синхронизировать два отрезка времени. В фильме «Люди Икс: Дни минувшего будущего» и в «Разведчике времени» Роберта Асприна временной портал умели открывать только на фиксированное расстояние. Грубо говоря, в полдень воскресенья можно переместиться в полдень субботы, а час спустя — уже только в час дня. При таком ограничении в истории о путешествии в прошлое появляется элемент, которого там, казалось бы, не может быть — цейтнот! Да, можно отправиться назад и попытаться что-то исправить, но в будущем время идёт своим чередом — и герой, например, может опоздать вернуться.

Чтобы усложнить путешественнику жизнь, можно сделать прыжки во времени случайными — отобрать у него контроль над происходящим. В сериале «Остаться в живых» такая беда случилась с Десмондом, который слишком плотно взаимодействовал с временной аномалией. Но ещё в 1980-х на той же идее построили сериал «Квантовый скачок». Герой постоянно оказывался в разных телах и эпохах, но не знал, сколько продержится в этом времени, — и уж тем более не мог вернуться «домой».

Крутим время

Героиня игры Life is Strange встаёт перед трудным выбором: отменить все правки, которые она вносила в ткань времени ради спасения подруги, или погубить целый город

Второй приём, с помощью которого разнообразят путешествия во времени, — изменение скорости. Если можно промотать пару лет, чтобы оказаться в прошлом или будущем, почему бы, например, не поставить время «на паузу»?

Как показал ещё Уэллс в рассказе «Новейший ускоритель», даже замедление времени для всех, кроме себя — очень мощный инструмент, а уж если его совсем остановить, можно куда-нибудь тайно проникнуть или выиграть дуэль — причём совершенно незаметно для противника. А в веб-сериале «Червь» один супергерой умел «замораживать» предметы во времени. С помощью этого нехитрого приёма можно было, например, пустить под откос поезд, поставив у него на пути обычный лист бумаги, — ведь застывший во времени объект не может измениться или сдвинуться!

Застывшие во времени враги — это очень удобно. В шутере Quantum Break в этом можно убедиться лично

Скорость можно изменить и на отрицательную, и тогда получатся знакомые читателям Стругацких контрамоты — люди, живущие «в обратную сторону». Такое возможно только в мирах, где работает «Б-теория»: вся временная ось уже предопределена, вопрос только в том, в каком порядке мы её воспринимаем. Чтобы ещё сильнее запутать сюжет, можно запустить в разных направлениях двух путешественников во времени. Так случилось с Доктором и Ривер Сонг в сериале «Доктор Кто»: они скакали по эпохам туда-сюда, но первая (для Доктора) их встреча для Ривер была последней, вторая — предпоследней, и так далее. Чтобы избежать парадоксов, героине приходилось следить, чтобы случайно не проспойлерить Доктору его будущее. Потом, правда, порядок их встреч превратился в полную чехарду, но героям «Доктора Кто» к такому не привыкать!

Миры со «статичным» временем порождают не только контрамотов: нередко в фантастике появляются существа, которые одновременно видят все точки своего жизненного пути. Трафальмадорцы из «Бойни номер пять» Курта Воннегута благодаря этому относятся к любым злоключениям с философским смирением: для них даже смерть — всего лишь одна из многочисленных деталей общей картины. Доктор Манхэттен из «Хранителей» из-за такого нечеловеческого восприятия времени отдалился от людей и ударился в фатализм. Абраксас из «Бесконечного путешествия» регулярно путался в грамматике, силясь понять, какое событие уже произошло, а какое будет завтра. А у инопланетян из рассказа Теда Чана «История твоей жизни» возник особенный язык: все, кто его выучил, тоже начинали одновременно видеть прошлое, настоящее и будущее.

Фильм «Прибытие», снятый по мотивам «Истории твоей жизни», начинается с флешбэков… Или нет?

Источник

Оцените статью