Путешествие знакомство с библиотекой

«Путешествие в страну Читалию» Конспект занятия – экскурсии в библиотеку.

«Путешествие в страну Читалию»

Конспект занятия – экскурсии в библиотеку.

Цель:

  • Познакомить детей с библиотекой.
  • Познакомить детей с профессией библиотекарь, заинтересовать детей на регулярное посещение библиотеки.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать у детей реалистические представления о труде библиотекаря, показать значимость библиотеки.
  • Дать основы библиографических знаний (абонемент, читальный зал, библиотекарь, разделы книг).
  • Рассказать о том, какой книга была в древности.
  • Закрепить на практике знания ПДД, при переходе через перекресток.

Развивающие:

  • Обогащение словарного запаса: библиотекарь, стеллаж, книжные полки.
  • Активизация словаря: читатели, книги, журналы, иллюстрации.

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к книге, бережное отношение, любознательность.
  • Воспитывать уважение к труду библиотекаря.
  • Воспитывать культуру общения.
  • Воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.

Ход экскурсии:

1. Вводная часть.

Воспитатель загадывает детям загадки о книгах и библиотеке .

А все расскажет. (Книга)

  • С наружи смотришь — дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем,

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными. ( Библиотека )

Воспитатель : — Ребята что такое библиотека ?

Дети : — Дом, где живут книги.

Воспитатель : — Ребята, а зачем нам нужна библиотека ?

Дети :Библиотека нам нужна для того чтобы взять книги во временное пользование в группу.

Воспитатель : — А какие книги бывают в библиотеке ?

Дети : — Книги бывают самые разные : веселые, грустные, юмористичные, учебные, старинные.

2. Введение в тему занятия. Дети с воспитателем идут в библиотеку .

Воспитатель: Вот мы и пришли в библиотеку, давайте с вами вспомним правила поведения в библиотеке.

Дети:

— надо внимательно слушать

— разговаривать можно только шепотом

— если хочешь, задать вопрос нужно поднять руку

— взял посмотреть, положи на место

Воспитатель: Молодцы ребята, все правила помните, тогда приглашаю вас в дом, где живут книги.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь книг! Какие книги вам знакомы?

— А если у вас нет книги, которую вам хотелось бы почитать, где её можно взять?

Ответы детей: У друга попросить, купить.

Воспитатель: Конечно, книгу можно купить, попросить у товарища, а можно взять в библиотеке.

Воспитатель: Я приглашаю вас в волшебную страну –Читалию, то есть в школьную библиотеку.

Воспитатель : Кто самый главный в библиотеке ?

Дети :Библиотекарь .

Воспитатель : — Правильно. А чем занимается в библиотеке библиотекарь он нам сейчас расскажет и покажет.

3. Основной этап.

Библиотекарь: Здравствуйте дети! Есть такой дом на свете, в котором собраны для вас путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он…

Давайте попробуем отгадать загадку:

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай. (Библиотека)

Библиотекарь: Молодцы, конечно, это библиотека! « Библио » по-гречески – книга, « тека » -хранилище. Меня зовут___________________, и я работаю в этом удивительном доме библиотекарем.

Библиотекарь: А зачем нужно читать книги?

Ответы детей.

Библиотекарь: Молодцы, ребята! Я убедилась, что вы хотите стать умными, хотите много узнать нового. Итак, библиотека – это дом книги.

В библиотеке очень много книг, журналов и все это называется книжным фондом. Для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, она должна стоять на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. В ящиках — каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу ( библиотекарь показывает карточки, дети рассматривают ). А вот это, ребята, читательский формуляр ( показывает ), куда записываются все книги, которые вы прочтете.

Посмотрите, сколько здесь красочных книжек. И все они стоят в определённом порядке, на своих полочках с указателями. Например, на указателе написано: «Про пернатых и косматых». Какие книги стоят на этой полке?

Дети: Про птиц и животных.

Библиотекарь: А вот – «Про седую старину, про героев и войну».

Библиотекарь: О чём эти книги?

Библиотекарь: Правильно, прочитав их, вы узнаете много нового и интересного из истории нашей Родины, о воинах и их славных подвигах. А вы любите стихи?

Дети: читают стихи.

Библиотекарь: Молодцы! На этих полочках вы найдёте много стихов. А каких поэтов вы знаете?

Дети: К. Чуковский, А. Барто, С. Михалков и др.

Библиотекарь: Ну, а сказки вы любите? Посмотрите, какой «Теремок сказок»! На этой книжной выставке представлены сказки – на любой вкус. Какие сказки вы знаете? (Ответы).

Библиотекарь: Когда вы записываетесь, на каждого заводится карточка. (формуляр), где указывается ваша фамилия, имя, класс.

Библиотекарь: Дети отгадайте загадку?

У стены большой и важный

Шкаф стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильжов прочли уже. (Книжный шкаф )

Библиотекарь: Правильно ребята все книги в библиотеки хранятся на книжных полках, затем шкафах. Нужно прочитывать книгу до конца. Можно рассматривать картинки. Нужно пользоваться специальными закладками.

Библиотекарь: Ребята, где можно прочитать редкие экземпляры книг?

Дети : — В читальном зале.

Библиотекарь: Книги из него на дом не выдаются, они постоянно должны находиться в библиотеке. Вы спросите почему? Потому что есть книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Это энциклопедии, справочники, редкие книги.

В читальном зале тишина нам особенно нужна.

Уходите. Разговоры, в вестибюли, коридоры!

Не мешайте нам читать, фантазировать, мечтать…

Библиотекарь: В этом зале, взяв в руки любую книгу, например сказки, вы сможете встретиться с любыми сказочными героями. С кем бы вы хотели встретиться?

Библиотекарь: Сейчас я задам вам вопросы по сказкам, будьте внимательны!

Вопросы викторины:

1. Как звали сына царя Салтана? (Гвидон)

2. Какие волосы были у Мальвины? (Голубые)

3. Кто одолел Тараканище? (Комар)

4. Кто доставил Айболита в Африку? (Орёл)

5.Кто произносил эти слова: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» (Царевна)

6. Кто спас Дюймовочку от крота и мыши? (Ласточка)

7. Что несла бабушке Красная шапочка? (Пирожки и горшочек масла)

8. Где спрятался седьмой козлёнок в сказке «Волк и семеро козлят»? (В печке)

9. Кто говорил волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению»? (Емеля)

10. В кого превратился Гадкий утёнок? (В лебедя)

Библиотекарь: Книги – как люди: рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится.

— Ребята чтобы такого не случилось с вашими книжками, помните правила пользования книгой:

Библиотекарь: Ребята как нужно обращаться с книгой?

Правила обращения с книгой

  • Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
  • При чтении книг пользуйся закладкой.
  • Не загибай книжные страницы.
  • Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.
  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
  • Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.
  • Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.

Библиотекарь: А, как нужно правильно читать книгу?

Дети : — Нельзя читать лежа, нельзя загибать листы, нельзя читать при плохом освещении.

Библиотекарь. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать как нужно вести себя в библиотеке.

«Правила пользования библиотекой»

  • В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
  • Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
  • С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.
  • Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
  • Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Я хочу задать вопросы заведующей школьной библиотеки…

— Люди, каких профессий работают у вас в библиотеке?

— Много детей записаны в вашей библиотеке?

— А вам нравится ваша профессия?

— А как можно записаться в вашу библиотеку?

— Кто привозит вам книги?

— Откуда их привозят?

— Дети всегда вовремя сдают книги?

— Как долго можно читать книги? На сколько дней они даются?

Библиотекарь: Кто желает записаться в нашу библиотеку, милости просим. Здесь вас ждут интересные книги, а значит знания, увлекательные путешествия, открытия и приключения. До новых встреч!

4. Итог экскурсии. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, какие новые слова вы сегодня узнали? Ребята повторяют (прием словарной работы) .

Воспитатель и библиотекарь: Молодцы, ребята! Вы, так себя хорошо вели, а самое главное вы запомнили, как нужно вести себя в библиотеке, в читальном зале?

Дети: Тихо, не шуметь!

Воспитатель: Ребятки, а что же вы узнали о профессии библиотекарь?

Дети отвечают.

Библиотекарь. Ребята, на этом наша экскурсия подошла к концу. Я всегда рада видеть вас в нашей библиотеке.

Воспитатель и дети благодарят библиотекаря за интересную, познавательную экскурсию и прощаются.

Источник

Библиотечный урок в 1 классе «Знакомство с библиотекой»

Библиотечный Урок в 1 классе

«Знакомство с библиотекой»

Тема: Первое посещение библиотеки.

Цель: Знакомство с библиотекой (абонементом и читальным залом), с правилами пользования библиотекой и оформлением записи в библиотеку.

Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотеке, обучить правилам пользования библиотекой.

Форма проведения: Путешествие в «книжный город». Билетом на поезд могут послужить красочные открытки с текстом адресованные детям.

Сегодня ты совершил путешествие в «книжный город».

Приглашаем тебя побывать у нас еще раз, где ты познакомишься с такими героями как Буратино, Винни-Пух, Незнайка, дядя Степа, Крокодил Гена и многими, многими другими увлекательными героями сказок, рассказов и стихов. Книги ты можешь взять домой и почитать с родителями, с братьями и сестрами.

Мы ждем тебя каждый день с 8.00 до 16.00 часов.

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в «книжный город», в котором живут самые сказочные, самые добрые, самые интересные герои. Поезд поведу я. Но для того чтобы мы с вами могли отправиться в путешествие нам нужны билеты. А билеты мы получим после того как отгадаем следующие загадки:

Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
(Книга.)

Тридцать три Богатыря
К нам пришли из букваря.
Каждый ростом не велик,
А учиться всем велит.
Расскажут детям,
О всём на свете.
(Буквы.)

У стены большой и важный

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже.

Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто её открывает –
Многое знает.
(Книга.)

Если хочешь умным стать,

Нужно много книг читать.

Чтоб найти все книги века

Достанет книги все для нас,

Любой рассказ она нам даст.

Где книга каждая стоит,

Она покажет, объяснит.

Конечно, это не аптекарь, а школьный наш…

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам.

На одном таком листе

Много разных новостей

И так ребята, билеты у нас в руках и мы отправляемся в путь. Во время путешествия ведем себя тихо, так как наш поезд сказочный и волшебный, и если мы будем шуметь, то от нас убегут все сказочные герои. Вот так вы должны себя вести всегда, когда будете посещать нас «книжный город».

Ребята, как называется «книжный город», в который мы с вами отправились? – (ответ: Библиотека)

А кто живет в данном городе? (ответ: Книги, газеты, журналы)

Правильно ребята, этот город называют библиотекой , и в нем живут самые интересные книги, красочные журналы и газеты. Слово «библиотека» означает книгохранилище. Библиотеки появились давно, с тех пор, как люди научились писать. Все что они узнавали нового о жизни на земле, они доверяли книгам. Поэтому в библиотеках сохранилось очень много интересных книг. Посмотрите на них, молчаливые они тихо стоят на полках и ждут своего читателя, который подойдет, откроет страницу и унесется в сказочный и волшебный мир, в котором живут добрые и злые волшебники, веселые и озорные девчонки и мальчишки.

И вот наша первая остановка, которая называется « Абонемент ». Если вы хотите взять книгу домой, то обязательно должны на абонементе записаться и уже можете взять любую книгу на дом на 10 дней.

Ребята, ответьте на вопрос: Как называют профессию людей, работающих в библиотеке? (ответ: библиотекарь)

Библиотекарь поможет вам найти нужную книгу, посоветует, что взять, познакомит вас, где найти нужные книги о природе, о дружбе, о приключениях, сказки, рассказы, стихи. У каждой книги есть свое место на полке и только библиотекарь знает где она стоит, как ее найти, и куда ее поставить.

Библиотекарь не может запомнить всех ребят, но хочет знать, кто же стал читателем «книжного города». Поэтому на каждого из вас заводиться вот такая книжечка, которая называется книжный формуляр . На первой странице я записываю ваше фамилию, имя, класс, возраст, и домашний адрес. А на второй и третьей странице записываю книгу, которую вы хотите взять домой почитать.

Посмотрите ребята, какая книжная выставка нас здесь встречает? (Оформлены книжные выставки «Что за чудо эти сказки», «Здравствуй, новый читатель!» где представлены яркие, расписные книжки – панорамы, книжки – игрушки, книжки — великаны, книжки – малютки).

С выставки книжки вы можете полистать, посмотреть, если вам понравилась какая, то книжка вы можете взять ее домой.

Вы ребята наверно знаете, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

· Не рисовать, не писать ничего в книгах;

· Не вырывать листы, не вырезать картинки;

· Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

· Не читать книги во время еды;

· Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

А теперь ребята, мы отправляемся дальше. Следующая наша остановка — это читальный зал . Это комната в библиотеке, где всегда тихо и все читают. Книги из читального зала домой не выдаются, их вы можете почитать только здесь. Здесь вы можете познакомиться с энциклопедиями и справочниками. Это книги, которые знают всё, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка» (показать).

А здесь ребята посмотрите, какая выставка? Оформлена выставка «Мои любимые журналы».

Эти журналы вы можете посмотреть и почитать в читальном зале, посидеть и отгадывать кроссворды, порешить ребусы.

Наше путешествие по сказочному «книжном городу» заканчивается, сегодня ребята, вы познакомились с удивительным «книжным городом», которая называется библиотекой, посмотрели наши выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой.

Давайте с вами проведем не большую игру «Что такое, как называется?»

Комната в библиотеке, где всегда тихо, и все читают? (Читальный зал)

Как называется дом, в котором живут книги? (Библиотека)

Что за книжечка, где записывают книгу, которую вы взяли почитать домой? (Книжный формуляр)

Где вы можете взять книжку на дом? ( На абонементе)

Человек, работающий в библиотеке, который вам поможет, найти нужную книгу? (Библиотекарь)

А теперь ребята, кто из вас желает быть читателем волшебного «книжного города» (Запись в библиотеку).

Источник

Читайте также:  Путешествие по сибирским городам
Оцените статью