Морские путешествия викингов: эпоха викингов
Прежде чем говорить по поводу морских путешествий викингов, нужно дать краткую характеристику самой народности викингов.
Викинги – скандинавские народы раннего средневековья, совершающие с восьмого по одиннадцатый века серию морских путешествий и терроризирующие в это время побережье Англии, Франции и ряда других европейских государств.
Период с восьмого по одиннадцатый век также принято называть «эпохой викингов». В латинских источниках викингов также называют норманнами. В Киевской Руси викингов называли варягами, где они служили как профессиональные наемники. Кроме того, основатель династии киевских князей – Рюрик, предположительно мог быть варягом, однако подтверждения этому нет.
Викингов следует разделять три группы:
– датчане или даны;
– шведы;
– норвежцы;
Каждая из этих групп имела свой путь морских походов, о которых речь пойдет ниже.
Причины морских походов викингов
Экспансия викингов или морские путешествия, как считает большинство, основывалась не только в желании обогатиться, путем грабежа прибережных территорий. Главной причиной морским путешествий принято считать: голод на территории Скандинавских островов и резкое увеличение населения. В связи с этим, на и без того бедной скандинавской земле стало еще меньше пригодных наделов, появился дефицит продовольствия, и нужно было искать альтернативные источники пропитания.
Кроме этого, между скандинавами всегда бушевала война за власть и за наследство и те, кто проиграл эту борьбу, должен был отравиться в море, чтобы там попытать свою удачу, на родной земле им уже не было чего ожидать, а значит, необходимо освоить новые земли.
Викинги также изобрели отличные корабли, способные плавать не только у побережье и по рекам, но и выходить в открытый океан. Эти корабли назывались дракарами. Это было небольшое судно, имевшее парус и небольшое количество гребцов.
Главные пути морских путешествий
Первые экспедиции были немногочисленными, в них участвовали приблизительно 200-300 викингов на нескольких дракарах. Затем это уже были группы более чем в 500 викингов, а на последнем этапе это уже была масштабная экспансия (1 тыс. и более викингов).
Как уже говорилось, всех викингов разделяют на три группы и каждая из этих групп имела свой путь путешествий.
Даны или датчане путешествовали в следующих направлениях: сначала они освоили территорию Британских островов, в том числе и Ирландию, атаковали побережья Франции, Испании, некоторые государства на берегах Средиземного моря и территорию Восточной Европы (Киевская Русь, Византия).
Шведы контролировали практически все побережье Балтийского моря, ходили набегами на государства Центральной и Восточной Европы.
Норвежцы совершали свои набеги по всему побережье Северной Атлантики, высадились на Фарерские острова, где основали несколько поселений, грабили и осваивали Ирландию, закрепились в Исландии, открыли и основались на Гренландии и были первыми европейцами, которые высадились на территории Америки.
Как видим, в своих путешествиях, викинги не только грабили прибрежные территории, но и были опытными мореплавателями и первооткрывателями. Именно викинг – Эрик Рыжий стал человеком, открывшим Америку, Гренландию и ряд других островов.
В ходе экспансии, викинги основывали собственные королевства. Так на Востоке Англии был создан целый ряд мощных королевств, просуществовавших до завоевания Англии Вильгельмом Завоевателем в 1066 году. Именно в этом году и закончилась «эпоха викингов», да и уже в конце одиннадцатого века, викинги практически перестали совершать набеги из-за укрепления прибрежных территории и отсутствием кораблей, способных совершать еще более далекие плаванья.
Источник
Парусно-весельный флот. Народы корабелы
Англичане. Ввиду мелководности своих портов, голландцы оказались не в состоянии строить такие большие военные суда, как англичане и французы, которые позволяли себе спускать на воду корабли водоизмещением 2000 тонн. Вторым кораблем-кругосветником был галион английского пирата Френсиса Дрейка «Золотая лань». Цель его кругосветного путешествия (1577—1580) состояла не только в борьбе с испанскими колониями, в нападении на них там, где они этого менее всего ожидали — на американских берегах Тихого океана, но и в поиске пути в Китай. Когда Дрейк уже вернулся в Англию, испанцы решили положить конец британскому пиратству и снарядили в 1588 году свою «Непобедимую Армаду», двинув ее на Британию. Но Армада погибла в проливе Ла-Манш. Для поддержания и развития постоянных связей с колониями потребовались суда новой конструкции — галионы. Это были как раз те корабли, которые требовались для колонизации: они были крупнее и прочнее карак, несли больше вооружения и имели несколько палуб, как ниже главной палубы, так и над ней, на специальных опорах. У галионов были более высокие мачты, они несли много удлиняющих элементов, так что число парусов было изрядно увеличено, что придавало судну повышенную скорость. Появление множества малых парусов вместо одного большого существенно повысило управляемость и маневренность судов. Таким образом, с начала XVIII века борьба за владычество на морях шла уже только между Англией и Францией. Это соперничество было решительным образом закончено в 1805 году, когда англичане при Трафальгаре полностью уничтожили объединенный франко-испанский флот и стали безраздельными властелинами морей и океанов.
Библосцы. Эблаиты. Археологические раскопки 1975 г. показали, что в XXV—XXIII вв. до н. э. на территории Северной Сирии и Ливана существовало могущественное государство со столицей в г. Эбла — крупнейшем торговом центре Передней Азии. Эблаиты овладели Библосом и совершали оттуда на кораблях — библосцах (длина более 50 м) плавания вдоль побережья Передней Азии. Предполагают, что они по островному мосту Родос — Карпатос достигли Крита, т.е. стали первооткрывателями материка Европа.
Венеция. В 1453 г. турки нанесли окончательный удар по Византии, осадив и взяв Константинополь. Теперь хозяевами морской торговли стали итальянские города-республики, и первая из них — Венеция. И господство этих республик на Средиземном море продолжалось до XVII века. Для исследования восточных рынков Венеция снарядила в 1255 г. братьев Поло в Китай. Они взяли с собой сына одного из них и племянника второго — Никола Марко Поло, которому было тогда 17 лет. Экспедиция вернулась в Венецию только в 1295 г. Марко Поло провел много времени при особе китайского императора и оставил ценнейшие записи о трехлетнем морском путешествии за счет китайской казны вокруг Суматры, Индии и Персии. Плыли они на китайских джонках. Записи Марко Поло вдохновили Гете, который назвал его вторым Геродотом. Но венецианцы недоверчиво отнеслись к этим записям: европейскому мышлению такие приключения были непонятны. Началась новая, последняя эра борьбы за господство на знаменитом море. Венецианские верфи спустили на воду новые галеры и галеасы, на которых в 1571 г. объединенный флот итальянских городов-республик, Испании и Папской области разгромил турецкие галеры при Лепанто. И эта победа при Лепанто второй раз спасает Средиземное море от покорения азиатами. На верфях Венеции и Генуи строилось много и торговых судов, которые назывались нава.
Византия. После падения Западной Римской империи Восточная Римская (или Византийская) империя, возникшая в 395 г., сохранилась почти без потерь. Это была классическая морская держава. На протяжении V и VI вв. н.э. византийский флот по-хозяйски бороздил Средиземное море, потому что уже ни пираты, ни какая-либо иная сила не могли ему угрожать. Сильного военного флота Византия не имела, так как он ей был не нужен. Но когда арабы после падения Рима стали хозяевами Западного Средиземноморья, они попытались вторгнуться и в Восточное. В 674 г., когда арабские корабли подошли к Константинополю, столице Византийской империи, было пущено в ход византийское военное изобретение — «греческий огонь», который бросали с военных судов — дромонов. Только это спасло Византию от катастрофы. Но она все равно скоро погибла под ударами арабов, турок и крестоносцев, которых поддерживали города-республики Венеция, Генуя, Амальфи и Пиза, предоставлявшие свои флоты для перевозки крестоносцев. В 1453 г. турки нанесли окончательный удар по Византии, осадив и взяв Константинополь. Теперь хозяевами морской торговли стали итальянские города-республики, и первая из них — Венеция. И господство этих республик на Средиземном море продолжалось до XVII века.
Викинги. Викинги начали грабительские набеги на берега Галлии и Англии еще в III веке, но кульминация их грабительских походов приходится на VIII — XI вв. Датские викинги нападали на западных славян и на франков. Франки даже вынуждены были уступить им Нормандию, откуда в 1066 г. викинги вторглись в Англию. Шведские викинги кинулись на восток, спустились по Днепру и по Волге, основали ряд колоний и провели множество военных и торговых экспедиций вплоть до самой Византии. В России они были известны под именем варягов. Норвежские викинги оккупировали север Англии, Исландию и в Х в. под командованием Лейфа Эриксона достигли Канады, точнее — острова Баффин в канадских водах. Они назвали этот остров Хеллуленд. Потом достигли Лабрадора, дав ему наименование Маркленд, а затем добрались и до Ньюфаундленда (этот остров они называли Винленд). И это масштабное путешествие не выглядит экспедицией: это была запланированная серия открытий, опирающаяся на багаж опыта прежних плаваний, приведших к открытию Гренландии Эриком Рыжебородым. Корабли викингов представляли собой барки с одним квадратным парусом. Небольшая осадка позволяла им подниматься от моря высоко по руслам рек. В 836 г. викинги добрались до Лондона, в 845 г. — до Парижа, а потом уже они не один раз бывали и в Париже, и в Лондоне, не пощадили испанские берега и итальянские — тоже. Дошли даже до Константинополя! Дело кончилось тем, что викинги влились в состав тех народов, к которым пришли в свое время как завоеватели. Это положило конец опасности агрессий с их стороны. А вот на Балтике появились славянские корабли. Их главной базой был Волин в устье Одера. Славяне Балтийского побережья были активны на море в течение XI — XII вв. В XII в. их вытеснила из морской торговли немецкая Ганза. Суда Ганзы — вначале это были нефы, когги и гулки, а потом их сменили караки — стали преобладающим флотом на Балтийском и Северном морях. И оставались там хозяевами вплоть до XVII в.
Галлы. Великая Франкская империя, возникшая на развалинах Римской империи, не очень рвалась в морские просторы, хотя и получила богатое наследство — багаж навигационных и кораблестроительных знаний от древних кельтов (галлов), которые в III в. до н. э. господствовали на всем побережье от устья Эльбы до испанского Гвадалквивира. Кодекс мореплавания кельтов лучше всего сохранился в Ирландии, именно там существует масса легенд о древних морских экспедициях святого Брэндана в начале VI в., который, по легендам (вполне правдоподобным), достигал американских берегов. Одним из результатов плаваний ирландских монахов в Атлантике было открытие Исландии в конце VIII века, то есть задолго до ее открытия викингами в 60 — 70-е гг. IX века.
Ганзейцы. В XII в. славян вытеснила из морской торговли немецкая Ганза. Суда Ганзы — вначале это были нефы, когги и гулки, а потом их сменили караки — стали преобладающим флотом на Балтийском и Северном морях. И оставались там хозяевами вплоть до XVII в. Формирование Ганзы как торгового и политического союза городов Любека и Гамбурга восходит к 1 241 г. Затем к союзу присоединились, один за другим. Бремен, Висмар, Росток, Штрапьзунд и другие. Цепью конфедерации торговых городов было отстаивание независимости перед лицом феодальных сил и противостояние зарубежной конкуренции, а также совместная борьба с пиратами. Торговая деятельность Ганзы охватывала прежде всего перевозку грузов без упаковки, навалом, а такой вид торговых морских перевозок требовал нового типа судов — с большим водоизмещением и большой ширины. Ведь именно для такого использования создавались португальцами и испанцами каравеллы, караки и галионы. Моделями для этих конструкций служили арабские и норманские корабли.
Голландцы. Новый тип торгового судна явил голландский флейт. Это судно имело очень широкий корпус и малую осадку по сравнению с галионом — при том же тоннаже. Повышенная ширина и уменьшенная осадка объяснялись мелководьем голландских портов. Голландцы строили свои суда по тщательно выверенным расчетам и чертежам. В ту эпоху они безусловно держали первенство в конструировании и постройке кораблей. Маленькая страна Голландия имела самый многочисленный торговый флот в мире. Начиная с XVII в. она царила на морях и океанах до той поры, пока англичане и французы не стали спускать на воду более мощные суда, в особенности военные. Ввиду мелководности своих портов, голландцы оказались не в состоянии строить такие большие военные суда, как англичане и французы, которые позволяли себе спускать на воду корабли водоизмещением 2000 тонн. Таким образом, с начала XVIII века борьба за владычество на морях шла уже только между Англией и Францией.
Города-республики. Со времени первого крестового похода (1096—1099) эти города-республики начали закладывать верфи на оккупированных территориях. По просьбе венецианцев крестоносцы во время четвертого крестового похода в 1204 г. осадили и захватили Константинополь. С этого момента Венеция становится ведущим посредником в торговле между Востоком и Западом, это то положение, за которое шла безуспешная борьба начиная с VII века. В 1453 г. турки нанесли окончательный удар по Византии, осадив и взяв Константинополь. Теперь хозяевами морской торговли стали итальянские города-республики, и первая из них — Венеция. И господство этих республик на Средиземном море продолжалось до XVII века.
Греки. Древние греки в IX в до н. э. научились у финикийцев строить отличные для того времени суда. В VIII— VI вв. до н. э. они совершали походы по Средиземному морю и основали поселения на его западных берегах, в Италии, на берегах Малой Азии, на северном побережье Черного моря. Грандиозным для того времени было плавание грека Пифея, описавшего его в книге „Об океане», в IV в. до н. э. В VIII в. до н. э. греческая колонизация, которая до тех пор ограничивалась западными берегами Малой Азии, распространилась на Западную Грецию и Черноморье. В ходе колонизаторских морских экспедиций греки, в противоположность финикийцам, тщательно собирали и классифицировали все приобретаемые знания по географии, составляя картину известного им мира, то есть бассейнов Средиземного и Черного морей. В V в. до н. э. Геродот изложил основы истории и географии. Эти основы послужили отправной точкой развития греческой культуры и колонизаторской активности. Прежде всего грекам пришлось отразить агрессию персидского царя Ксеркса, и им это удалось в морском сражении при Саламине в 480 г. до н. э. Эта победа спасла Грецию и все средиземноморские страны от азиатского ига. Великая роль в той победе была сыграна греческими триерами, построенными по науке финикийцев и критян. Совершая свой грандиозный индийский поход, Александр Македонский собрал бригаду критских плотников, которые в 326 г. до н. э. построили ему флот из тридцати баркасов и более мелких судов. Флот строился на реке Инд, под руководством критянина Неарха. Построенный флот, состоявший из 150 судов, вышел из устья Инда, имея на борту 5000 воинов. Они прошли вдоль персидского берега и вошли в устье Евфрата, где встали на якоря в 324 г. до н.э. После смерти Александра наступившие среди его наследников раздоры ослабили греков до такой степени, что римляне без труда вытеснили их. Но окончательное владение Средиземным морем римлянам пришлось завоевывать в войнах с Карфагеном.
Египтяне. Во втором тысячелетии до н. э. Египет был одной из крупнейших морских держав тогдашнего мира. Египетские корабли бороздили не только средиземное море, они выходили в Индийский океан по специально прорытому каналу к Красному морю (канал прорывали с 2000-го по 1700-й год до н. э.). Но по причине медленного прогресса кораблестроения и нехватки навыков морской навигации египтяне — народ главным образом сельскохозяйственный — вынуждены были уступить первенство народам, более искусным в кораблестроении. За египтянами на первый план вышли финикийцы, ставшие на несколько веков главными мореплавателями в Средиземном море и державшие монополию торговли между Западом и Востоком.
Зигиты. На греческой триере гребцы второго яруса назывались зигитами (32 с каждой стороны). Вёсла всех трех ярусов имели одинаковую длину. Если рассмотреть вертикальный срез триеры, то окажется, что таламиты, зигиты и траниты расположены не на одной вертикали, а на кривой, которая образована бортом триеры. Таким образом, лопасти весел всех ярусов достигали воды, хотя и входили в нее под разными углами.
Индийцы. В VII в. до н. э. древние индийцы открыли Южно-Китайское море, изучив более 6500 км побережья. В конце I тыс. до н. э. они обладали огромным флотом, освоили кораблевождение и с полуострова Индостан по островному мосту в Малаккском проливе переправились на Суматру — крупнейший на земле архипелаг, затем на острова Ява и Лусон в Филиппинском архипелаге. Малайцы, ещё более превосходные моряки, доходили в своих плаваниях до Новой Гвинеи. В XVI—XV вв. до н. э. критяне, открыв узкий пролив Геллеспонт (Дарданеллы). проникли в Пропонтиду (Мраморное море), а затем, через еще более узкий Босфор,— в Понт (Черное море). Колонизация греками Черноморского побережья началась позднее, в VIII в. до н. э.
Индонезийцы. Колыбелью парусных кораблей был Индонезийский архипелаг. Парусные пироги Южной Азии состояли из выдолбленного ствола и бокового поплавка, жестко с ним соединенного, а катамараны представляли собой две пироги, соединенные перемычкой. Эти корабли проникали в самые отдаленные области Тихого океана еще до того, как европейцы стали выходить в море. Возможно, и до того, как по Нилу потянулись суда, груженные тяжелыми каменными блоками для строительства пирамид, а это было за 6000 лет до н. э.
Испанцы. Еще до открытия Америки Колумбом португальцы и испанцы на каравеллах и караках пускались на поиски Индии и огибали Африку. Вдохновителем этих многочисленных экспедиций был португальский принц Энрике. В истории он остался под именем Генриха Мореплавателя, хотя сам лично ни разу в жизни не выходил в море. В 1418 г. этот человек основал в своем замке Сагрес на юге Португалии первую в истории академию мореплавания. В этой своей академии он более сорока лет, до самой смерти, последовавшей в 1460 г., преподавал и провозглашал основные принципы будущих морских экспедиций. В 1468 г. португальский моряк Фернандо По достиг Гвинейского залива. Другой португальский мореплаватель, Диего Као, в 1482 г. пересек экватор в поисках устья реки Конго. В 1485 г. он с помощью Мартина Бехайма из Нюренберга, ученика знаменитого Региомонтануса, преподававшего мореплавание по картам, доплыл до Китовой бухты (сегодня она называется Свакопмунд). И все эти путешествия оказались возможными благодаря каравеллам — тем кораблям, которые могли идти против ветра и научились преодолевать силу пассатов с северо-востока (ранее эти ветры нередко не позволяли мореплавателям вернуться домой, в Европу). А в 1487 г. Бартоломеу Диаш, португальский навигатор, сумел дважды обойти мыс Доброй Надежды, а потом и войти в Лондонский порт.
Карфагенцы. Карфаген — финикийская колония, была заложена в 814 г. до н. э., стала независимой и уже сама основала свои колонии в Западном Средиземноморье. Карфагеняне всегда заявляли, что они были первооткрывателями Канарских островов, острова Мадейра. Можно допустить, что северовосточные ветры помогали им достигать и Америки. На рубеже VI и V вв. до н.э., около 500-го года, карфагеняне организовали большую торговую и колонизаторскую экспедицию к берегам Западной Африки. Под командованием навигатора Ханнона (Ганнон) пошли шестьдесят больших судов, каждое из которых имело по 50 весел. Тридцать тысяч мужчин и женщин были доставлены на берег Камеруна. Поселения создавались на всем пути следования флотилии, и так она дошла до залива Камерун (где с судов видели извержение вулкана), а затем вернулась назад. В конце V в. до н. э. Карфагеном была установлена блокада Гибралтара. В Средиземном море финикийцы были главными торговцами, на его берегах они основали торговые и портовые центры. Главным из этих центров был Карфаген, основанный в период апогея финикийской торговли на Средиземном море, в конце IX в. до н. э. Карфагеняне первыми стали строить суда с двумя ярусами гребцов. Но греки научились строить большие и более совершенные боевые корабли — триеры, и вытеснили финикийцев со Средиземного моря. Финикийцы плавали еще долго, но господство на этом море перешло к соперничающим между собой грекам и карфагенянам.
Кельты. Великая Франкская империя, возникшая на развалинах Римской империи, не очень рвалась в морские просторы, хотя и получила богатое наследство — багаж навигационных и кораблестроительных знаний от древних кельтов (галлов), которые в III в. до н. э. господствовали на всем побережье от устья Эльбы до испанского Гвадалквивира. Кодекс мореплавания кельтов лучше всего сохранился в Ирландии, именно там существует масса легенд о древних морских экспедициях святого Брэндана в начале VI в., который, по легендам (вполне правдоподобным), достигал американских берегов. Одним из результатов плаваний ирландских монахов в Атлантике было открытие Исландии в конце VIII века, то есть задолго до ее открытия викингами в 60 — 70-е гг. IX века.
Критяне. Критяне научили финикийцев строить корабли. С 2100 по 1450 гг. до н.э. морская мощь Крита простиралась до Геркулесовых Столпов (нынешний Гибралтар), но там уже господствовал флот Тартессоса, и критская торговля стала клониться к упадку. Финикийцы умело воспользовались полученной от критян и микенцев морской наукой, научились строить корабли с килем и шпангоутами и боевые корабли с носовым тараном. Совершая свой грандиозный индийский поход, Александр Македонский собрал бригаду критских плотников, которые в 326 г. до н. э. построили ему флот из тридцати баркасов и более мелких судов. Флот строился на реке Инд, под руководством критянина Неарха. Построенный флот, состоявший из 150 судов, вышел из устья Инда, имея на борту 5000 воинов. Они прошли вдоль персидского берега и вошли в устье Евфрата, где встали на якоря в 324 г. до н.э.
Месопотамия. Шумеры. Речной и морской транспорт имел важное значение хорошо развитого древнего общества — шумерских городов-государств (позднее царства) в Месопотамии, расположенных в бассейне двух великих рек Тигра и Евфрата (территория современного Ирака). Шумерское судостроение было высоко развито. Об этом говорят дальние плавания не только на восток, в Индию, но и на запад, к Африканским берегам. Месопотамские моряки, по-видимому, научили египтян пользоваться парусом.
Народы моря. Ахейцы, этруски, ливийцы, филистимляне. Эпизоды битвы народов моря с египтянами можно увидеть на египетском рельефе ХІІ в. до н.э. Это была битва при Пелузиуме между флотом фараона Рамсеса III и судами народов моря. Это сражение остановило натиск народов моря на Египет. Народы моря хрониками Нильского царства именуются племенные союзы ахейцев, этрусков, ливийцев. Ахейцы в свое время завоевали остров Крит и Трою в Малой Азии; позднее древнейшие из эллинов сами были вытеснены северным народом — дорийцами. Изгоняемые из своих владений, ахейские и другие племена покидали Балканский полуостров и шли все дальше на Юг. Они продвигались вдоль побережий Сирии и Ханаана, прикрываемые с моря многочисленными флотилиями. Ахейские и этрусские суда были украшены на носу и на корме фигурками аистов. Народы моря (ахейцы и этруски) уничтожили старинную державу хеттов, разрушив, при этом, ее столицу — Хаттушаш; Финикия и Сирия сдались без боя и потому избежали разорения. Затем переселенцы ворвались в северные провинции Египта. Рамсесу III удалось оттеснить их, — но потомки Ахиллеса и Агамемнона прочно осели на землях Ближнего Востока. По египетским источникам, одно из племён называлось «Пелесет», библейские филистимляне, жившие на территории нынешней Палестины. В конце-концов, Рамсес III разрешил народам моря селиться на северных границах своего государства.
Персы. Ок. 517 г. до н. э. персидский царь Дарий организовал экспедицию под командованием грека Скилака Кариандского, морехода и военачальника. Нужно было выяснить, существует ли прямое морское сообщение между западной и восточной окраинами Персидской империи. Суда, способные выдержать морское плавание, спустились по реке Кабул до Инда. Обследовав почти 1500 км Инда до устья, Скилак вышел в Аравийское море, прошел вдоль берегов Азии и Аравии 7500 км и в 514 г. до н. э. достиг Суэцкого залива (на Суэцком перешейке обнаружена наскальная надпись, рассказывающая об этом плавании, высеченная по приказу Дария). Именно Скилак (по Геродоту) доставил первые точные известия об Индии. По указанию Дария исследовано также Каспийское море и даны верные сведения о том, что это — замкнутый водоем. Однако еще до II в. н. э. античные географы полагали, что оно сообщается либо с Азовским и Черным морями, либо с Северным Ледовитым океаном По приказу Дария было обследовано также юго-восточное, побережье Европы по Средиземному морю от Босфора до залива Таранто (Южная Италия) на протяжении почти 3000 км.
Пираты. После окончательного разгрома Карфагена в 146 г. до н.э. римляне стали неоспоримыми хозяевами Средиземноморья. Но вот в этом море, которое римляне называли «Наше море» (Mare Nostrum), снова появляются претенденты на господство — пираты. Уже в 1 в. до н.э. пираты владели в Средиземном море почти 1500 кораблями. Такого флота не имела в то время ни одна страна. Напрасно Рим предпринимал многочисленные экспедиции против пиратов. Все было тщетно, пока в 67 г. до н.э. не явился Помпей — он применил не только большие триремы, но и очень маневренные либурны. Вслед за победой Помпея над пиратами римляне царили в Средиземном море до падения Западной Римской империи, то есть до 476 г. н. э.
Португальцы. Все типы кораблей до 16 века годились только для плавания в Средиземном море — для океанских просторов нужны были суда иного типа. Первыми создали такие корабли и вышли на них в океан португальцы.
Рим. Римляне начали морскую войну с Карфагеном за владение Сицилией, производившей очень много зерна. Не имея еще никакого флота, римляне свои первые десанты отправляли на плотах. Посередине плота монтировали кабестан, приводящийся в движение тремя быками. От кабестана приводились во вращение колеса с лопастями. Рулей эти плоты не имели и двигались буквально по воле волн. Но счастливый случай оказался на римской стороне. В 261 г. до н. э. карфагенская пентера потерпела крушение у берегов Северо-Восточной Сицилии, и римляне скопировали ее конструкцию, причем за несколько месяцев они построили сто шестьдесят судов. Трудно управляемые, эти пентеры в первом же морском сражении стали жертвами мощных ударов карфагенских острых таранов. В 260 г. до н.э. во втором сражении у Милаццо, на северо-западе Мессинского пролива, римляне победили карфагенский флот, применив новую тактику: абордаж с помощью падающих мостиков на палубе. Карфагеняне, совершенно не привыкшие к этой новой тактике, потерпели поражение. И в дальнейших морских сражениях эта римская тактика неизменно приносила победы. После окончательного разгрома Карфагена в 146 г. до н.э. римляне стали неоспоримыми хозяевами Средиземноморья. Но вот в этом море, которое римляне называли «Наше море» (Mare Nostrum), снова появляются претенденты на господство — пираты. Уже в 1 в. до н.э. пираты владели в Средиземном море почти 1500 кораблями. Такого флота не имела в то время ни одна страна. Напрасно Рим предпринимал многочисленные экспедиции против пиратов. Все было тщетно, пока в 67 г. до н.э. не явился Помпей — он применил не только большие триремы, но и очень маневренные либурны. Вслед за победой Помпея над пиратами римляне царили в Средиземном море до падения Западной Римской империи, то есть до 476 г. н. э. Эпоха, начавшаяся в 476 г. н. э. и закончившаяся открытием Америки в 1492 г., именуется средневековьем.
Славяне. После викингов на Балтике появились славянские корабли. Их главной базой был Волин в устье Одера. Славяне Балтийского побережья были активны на море в течение XI — XII вв. В XII в. их вытеснила из морской торговли немецкая Ганза. Суда Ганзы — вначале это были нефы, когги и гулки, а потом их сменили караки — стали преобладающим флотом на Балтийском и Северном морях. И оставались там хозяевами вплоть до XVII в.
Финикийцы. Ряд факторов привел финикийцев, бывших кочевников, в конце четвертого тысячелетия до н.э. на землю нынешнего Ливана, где они превратились в самый корабельный народ на Средиземноморье. Финикийцы были жителями маленьких городов-государств, расположенных на восточном берегу Средиземного моря в предгорьях Ливанских гор. Одним из этих факторов было использование кедра для кораблестроения, вторым — приход в упадок Крита и Микен. Критяне научили финикийцев строить корабли. С 2100 по 1450 гг. до н.э. морская мощь Крита простиралась до Геркулесовых Столпов (нынешний Гибралтар), но там уже господствовал флот Тартессоса, и критская торговля стала клониться к упадку. о финикийцев главными мореходами на Восточных побережьях Средиземного моря были египтяне. Финикийцы умело воспользовались полученной от критян и микенцев морской наукой, научились строить корабли с килем и шпангоутами и боевые корабли с носовым тараном. Они на несколько веков стали главными мореплавателями в Средиземном море, получив в свои руки морские торговые пути между Востоком и Западом. Научившись плавать в открытом море, они углубили свои познания в навигации и стали предлагать транспортные морские услуги египтянам, ассирийцам, персам и израильтянам. Финикийцы сыграли важную роль в освоении новых морских путей. Во II тыс. до н. э. Финикия являлась торговым посредником между Египтом и Вавилонией и подчинялась то той, то другой стране, добывая им рабов, металл и прочее. Финикийский флот играл в Средиземноморье первостепенную роль уже во втором тысячелетии до н.э. Финикийцы были не только предприимчивыми торговцами, но и пиратами. Захваченных людей они обращали в рабство и, по-видимому, первыми стали использовать гребцов-невольников. Торговый и военный флот Финикии во втором тысячелетии до н.э. был опорой флота египетских фараонов. Они строили большие гребные суда со шпангоутами, килем и сплошной палубой, из волокон конопли плели канаты, обладавшие большой прочностью. При попутном ветре корабли могли ходить под парусами (их шили из плотной пурпурной ткани). Гребцами были рабы. При ближнем плавании финикийцы использовали преимущественно легкие торговые суда, имевшие весла и прямой рейковый парус. Значительно внушительнее выглядели суда, предназначенные для дальнего плавания, и военные корабли. Финикия, в отличие от Египта, имела очень благоприятные природные условия для строительства флота: вблизи побережья на склонах Ливанских гор росли леса, в которых преобладали знаменитые ливанские кедр и дуб, а также другие ценные породы деревьев. Считается, что именно финикийцы полностью исследовали Средиземное море. В XV в. до н. э. они начали посещать Крит, двигаясь на запад, открыли центральный бассейн Средиземного моря, от островов Эгейского моря перешли к южным берегам Балканского полуострова, достигли Эгейского и Верхнего (Адриатического) моря, открыли острова Сицилия и Мелита (Мальта), затем двинулись на запад вдоль берегов Северо-Западной Африки и дошли до Столбов Мелькарта (Гибралтарского пролива), впервые получив данные о протяженности Средиземного моря— 3700 км. Двигаясь вдоль берегов Африки, финикийцы открыли устья многих рек, тщательно изучили побережье и наметили места будущих поселений, в частности, здесь, на берегу Тунисского залива, был заложен Карфаген (825 г. до н. э.). Финикийцы одни из первых применили при постройке судов набор, состоявший из крепко соединенных киля и шпангоутов, к которым прикреплялась деревянная обшивка. В снаряжение судов входили канаты, свитые из волокна конопли, и, по всей вероятности, простые блоки. Напоминавшие формой корпуса скорлупку, эти суда были легче, подвижнее и грузоподъёмнее тяжеловесных судов египтян. В XIII веке до н. э. Финикия испытала нашествие кочевников-семитов. Ряд городов, в том числе Сидон, были разрушены и пришли в упадок. При этом ослаб Египет, что привело к независимости и возвышению Финикии, где главную роль стал играть Тир. Финикийцы начали строить большие (30 м длиной) килевые корабли с тараном и прямым парусом. Тогда же финикийцы изобрели свою письменность. В XII веке до н.э. финикийцы основали колонии Кадис (Испания) и Утика (Тунис). Затем колонизации подверглась Сардиния и Мальта. На Сицилии финикийцы основали город Палермо. Помимо усовершенствования морских судов финикийцы оставили еще одно примечательное наследие — слово «галера», которое вошло, вероятно, во все европейские языки. Финикийцы первыми вышли в Атлантический океан, на западном африканском побережье в XII—XI вв. до н. э. основали 2 колонии: Танчик (Танжер) и Лике (Лараш). Таким образом, они хотели закрепиться на важнейших торговых путях и осуществлять их охрану, а кроме того, по свидетельству римского историка I в. до н. э. Гая Саллюстия, пустить здесь корни „.одни ради уменьшения населения на родине, а другие из жажды власти». Затем была колонизирована часть Пиренейского полуострова. Финикийские суда отправлялись в плавание из больших портовых городов Сидона, Угарита, Арвада, Гебала и др., где находились также крупные судостроительные верфи. Имеются сведения, что они совершали походы и до берегов Англии, вывозя оттуда олово. Финикийцы строили корабли для своих соседей, владевших берегами Красного моря и Персидского залива, поступали к ним на службу, участвовали в экспедициях: в Пунт—для египтян, в страну Офир—для израильско-иудейского царя Соломона и др. В начале первого тысячелетия до н.э. благодаря плаваниям больших торговых, работорговых и военных судов расширяется и усиливается влияние Финикии в восточной и западной частях Средиземного моря. В эту пору основывались на побережьях финикийские колонии, которые не только стали центрами торговли, но также составили сеть опорных морских баз, необходимых финикийскому флоту для осуществления дальних морских Экспедиций. Одна из этих колоний, знаменитый Карфаген, находившийся на территории современного Туниса, сыграла значительную роль и в истории мореплавания. Как рассказывает Геродот, в 609 г. до н. э. египетский царь Нехо II послал финикийцев на кораблях исследовать берега Африки. Они вышли из Красного моря, поплыли вдоль берега по Южному (Индийскому) океану Осенью приставали к берегу, обрабатывали землю, дожидались сбора урожая и плыли дальше. Таким образом они обогнули Африку и через Гибралтарский пролив на 3-й год вернулись назад, доказав впервые, что Африка окружена морем. В VIII веке до н. э. Финикия была захвачена Ассирией. В 538 г. Финикия перешла под власть персов. В результате финикийские колонии западного Средиземноморья получили независимость и объединились под началом Карфагена.
Шумеры. К началу III тыс. до н.э. шумеры имели тесные торговые связи со страной Мелухха, находившейся в долине реки Инд, они осуществлялись морем по Персидскому и Оманскому заливам и вдоль берегов Аравийского моря. . Речной и морской транспорт имел важное значение и для другого развитого древнего общества — шумерских городов-государств (позднее царства) в Месопотамии, расположенных в бассейне двух великих рек Тигра и Евфрата (территория современного Ирака). Не подлежит сомнению, что шумерское судостроение было высоко развито. Об этом говорят дальние плавания не только на восток, в Индию, но и на запад, к Африканским берегам. Месопотамские моряки, по-видимому, научили египтян пользоваться парусом. В это же время отличными моряками считались хараппанцы — народ, живший в бассейне реки Инд. Путешественники и торговцы, они первые освоили прибрежное судоходство по Аравийскому морю и Оманскому заливу, в широтном направлении — в зоне периодической смены ветров, дующих перпендикулярно берегу, т. е., по сути, они открыли Индийский океан от устья Инда на запад на протяжении 1500 км. Можно предполагать что они продвинулись и дальше, до южной оконечности полуострова Индостан, и к югу от него открыли остров Ланку (Шри-Ланка). Интересен факт, что для навигационных целей хараппанцы использовали специально тренированных птиц и имели четкое представление о муссонах.
Источник