Конспект урока «Великие географические открытия»
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему
Конспект урока «Великие географические открытия»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikie_gegoraficheskie_otkrytiya_7_klass_istoriya.docx | 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь 2016 г.
Тема урока: Великие географические открытия
— выяснить причины Великих географических открытий, дать им общую характеристику;
— ознакомить учащихся с мореплавателями-первооткрывателями, дать общее представление о завоеваниях испанцев и португальцев и оценку этим завоеваниям;
— выявить последствия и значение Великих географических открытий;
— развивать у учащихся умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений, умение конкретизировать события;
Основные понятия: колония, метрополия, конкиста.
Оборудование урока: мультимедийный проектор и экран, карта “Великие географические открытия”, учебник Всеобщая история 7 класс/ В.В. Носов, Т.П. Андреевская
I. Проверка выполнения домашнего задания.
Перед тем, как мы начнем изучать новую тему, давайте вспомним, какой период истории, мы начали с вами изучать?
Каковы его хронологические рамки?
Вы уже знаете, что Великие географические открытия стали одним из событий, от которых ведет свой отсчет Новое время. И сегодня в конце урока мы должны будем объяснить, почему именно Великие географические открытия стали отправной точкой отсчета нового периода в истории человечества, который, мы называем Новое время?
И почему их назвали Великими?
II. Изучение нового материала.
План изучение нового материала
1. Новые изобретения и усовершенствования.
2. Причины Великих географических открытий.
3. Великие географические открытия и великие мореплаватели-первооткрыватели.
4. Значение Великих географических открытий.
1 . Изобретения, благодаря которым стали возможны дальние океанские плавания.
Итак, как вам уже известно, еще в эпоху средневековья были сделаны важные изобретения в технике кораблестроения и навигационного искусства, благодаря которым стали возможны дальние океанские плавания.
К ним относятся появление: — кормового руля , сменившего рулевые весла.
— каравелл – судно нового хорошо управляемого типа. Хорошее управление достигалось тем, что они были обеспечены не только квадратным парусом, но и косым парусом , дававшим возможность маневрирования и плавания при встречном ветре. Судно имело достаточно места для экипажа, хранения запасов пресной воды и пищи.
— навигационные приборы , важнейшим из которых стал компас , астролябия – прибор для определения широты и долготы.
Благодаря новым изобретениям, моряки с большой точностью научились определять положение корабля в открытом море. Именно невозможность определиться привязывала мореходов к берегам, теперь эта причина отпала.
— навигационные карты на которых обозначались очертания берегов, местонахождения портов (портолан – название навигационных карт), встречающиеся на пути препятствия.
Все это подготовило и сделало возможным Великие географические открытия.
2. Причины Великих географических открытий (Слайд 7 ).
В эпоху Средних веков общество не ощущало потребности в открытии новых земель. Люди редко путешествовали и мало знали о дальних краях.
Почему в 15 веке манили новые земли, т.е. выявить причины Великих географических открытий?
В 15 в. Европа оказалась отрезанной от товаров, прибывавших с Востока. Ткани, сахар, красители, пряности перестали поступать на европейские рынки. Особенно остро ощущался недостаток перца. Ведь в 15 в. он мог заменять деньги при торговых сделках, мог выступать в качестве преданного для невест. Это произошло из-за того, что освоенные европейцами торговые пути в Азию через Средиземное море перекрыла сильная Османская империя .
Для покупки предметов роскоши и пряностей, привозимых с Востока, нужны были деньги. Но денег в Европе не хватало : драгоценных металлов добывалось мало. При этом золото и серебро веками вывозили на Восток в обмен на ткани, ювелирные изделия, пряности и благовония. Стремление получить золото , необходимое для чеканки монет, овладело на исходе Средневековья в Европе всеми – дворянами, купцами, королями.
Поэтому остро встал вопрос: нет ли другого пути к богатствам Востока? Искались, прежде всего, морские пути, т.к. они дают возможность установить прямые связи, торговать без посредников и не зависеть от сухопутных конфликтов и войн . Дух предпринимательства, жажда обогащения, вера в возможности человека делали осуществимыми самые смелые планы.
Традиционно торговля с Востоком велась через порты Средиземного моря. Завоевания турок-османов, которые захватили Балканы, весь ближний Восток и Северную Африку, отсекли Европу от традиционных рынков. Начался поиск новых торговых путей на Восток. Исследовались два пути: вокруг Африки, который прокладывали португальцы, и западный, где главную роль играла Испания.
Португалия и Испания первыми среди европейских стран предприняли поиски морских путей. Удобное географическое положение. Португалия находилась на краю Европы, западные границы которой омывались Атлантическим океаном. Страна имела удобные порты, куда заходило много судов из разных государств. С давних времен португальцы плавали вдоль северного побережья Африки, они были самыми опытными мореплавателями в Европе.
В открытии этих путей были заинтересованы различные слои населения, но прежде всего — дворяне, идальго – военные мелкопоместные дворяне, купцы, духовенство, короли.
3. Великие географические открытия и великие мореплаватели- первооткрыватели.
Выступление учащихся в сопровождении работа склассом. По ходу остальные учащиеся должны записать в тетрадь даты Великих географических открытий.
Даты записаны на доске, ребята по ходу рассказа должны заполнить их значение.
Испанец Христофор Колумб
Португалец Васко да Гама
Открыл морской путь к Индии
Доказал, что открытые Колумбом земли – новый материк, который был назван в его честь Америкой.
Португалец Фернан Магеллан
Совершает первое в мире кругосветное плаванье,
Представление о шарообразности Земли породило идею о возможности добраться до Индии западным путем. Тогда думали, что этот путь короче, чем путь вокруг Африки.
Первым попытался это сделать генуэзец на испанской службе Христофор Колумб .
Рассказ ученика. (Смолякова Дарья)
Новый материк, открытый Колумбом, вначале стали называть Вест-Индией, т.е. Западной Индией. Лишь позднее его назвали Америкой. Почему так случилось, расскажет нам следующий выступающий.
Путь в Индию вокруг Африки открыл португальский мореплаватель – Васко да Гама.
Следующий мореплаватель совершает первое в мире кругосветное плаванье, в котором он доказал что земля – шар! Это был. Фернан Магеллана
Работа с терминами. (запись в тетрадях)
Все вновь открытые земли объявлялись владениями испанской и португальской короны. Завоеванные страны они превратили в колонии. Колония – страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства, лишенная самостоятельности.
Метрополия – страна, владеющая колониями.
Таким образом, начался период захвата и колонизации Америки (15–16 вв.) – конкиста. Золото – могущественный металл, заставивший испанских и португальских колонизаторов покорить огромный континент с населением, значительно превышавшим население Пиренейского полуострова.
Завоевания испанцев и португальцев
Давайте найдем по карте колонии Испании и Португалии.
Работа с картой.
В 1519 г. Испания начинает завоевание Мексики, где находилось весьма богатое государство ацтеков. Отряды конкистадоров (испанских завоевателей, колонизаторов), вторгшихся в так называемый Новый Свет, уничтожая местное население, обогащались.
В течение нескольких десятилетий испанцы покорили государство ацтеков, города народа майя, империю инков, расположенную на территории современных Перу и Боливии.
Португальцы захватили земли в Бразилии, в Африке, ими были завоеваны колонии в Анголе и Мозамбике.
4. Значение Великих географических открытий.
Работа с классом, обсуждение и по ходу работы записываются значение Великих географических открытий.
Почему географические открытия на рубеже Средневековья и Нового времени называют Великими? Попробуем ответить.
1. Изменение представлений о мире и людях. В результате Великих географических открытий рушились старые представления о мире, их сменили новые. Выяснилось, что европейская цивилизация далеко не единственная в мире, что существует множество других цивилизаций и народов. Получила подтверждение мысль о шарообразности Земли, более точными стали представления о ее размерах и живущих на разных континентах людях.
2. Новые открытия дали толчок в развитии наук: географии, истории, астрономии.
3. Расширение торговли, начинает складываться единый мировой рынок, устанавливались связи с разными странами и континентами.
4. Географические открытия положили начало созданию первых колониальных империй (Португалией, Испанией, Голландией, Англией, Францией).
5. Развитие работорговли. Освоение новых владений требовало большого числа рабочих рук. Поэтому уже с начала XVI в. начинается ввоз чернокожих рабов из Африки в испанские и португальские колонии в Америке. Работорговля процветала вплоть до середины XIX в.
6. Изменилась повседневная пища европейцев (картофель, томаты, фасоль, чай, кофе, шоколад).
Таким образом, великие географические открытия нарушили изоляцию двух миров, сблизили два общества — зарождающееся индустриальное и традиционное .
Так давайте ответим на 2 вопроса, которые были поставлены в начале урока.
Почему их назвали Великими?
Люди во все времена путешествовали и совершали открытия, но исторически период с конца 15 до сер. 17 вв. был настолько насыщен географическими открытиями, которые имели огромный масштаб и исключительное значение для судеб Европы и всего мира, что этот период принято называть эпохой Великих географических открытий.
Почему именно ВГО стали отправной точкой отсчета нового периода в истории человечества, который мы называем Новое время?
Новая история – начало 16 в. – 20-е гг. 20 в. в это время происходит быстрое развитие европейской цивилизации. Западная Европа превратилась в регион, влияющий на судьбы далеких стран и народов.
Кто такие конкистадоры? Каков их девиз? Объясните его смысл.
Христофор Колумб (1451-1506). X. Колумб, итальянец из города Генуи, в поисках морского пути в Индию и Китай решил идти не на восток (вокруг Африки), а на запад, пересекая неведомый Атлантический океан. Это был вызов традиционному решению этой задачи.
Колумб был убежден, что земля имеет форму шара, а раз так, то, плывя на запад, можно попасть в Индию.
В августе 1492 г. три каравеллы Колумба — “Санта-Мария”, “Нинья” и “Пинта” отправились в плавание от берегов Испании.
Плавание было очень трудным. Моряки часто выражали недовольство, несколько раз пытались поднять мятеж. Наконец 12 октября 1492 г. с каравеллы Пинта раздался выстрел – это был сигнал. Матрос увидел огонь – костер, горевший на берегу неизвестной земли, оказавшейся небольшим островом, который Колумб назвал Сан-Сальвадор (Святой Спаситель). За ним последовали острова Карибского моря: Куба, Гаити и др. Колумб не сомневался, что это Индия, с легкой руки Колумба местное население стали называть индейцами.
В результате следующих трех экспедиций были открыты Центральная Америка и северное побережье Южной Америки. До конца своей жизни Колумб верил, что проложил новый путь в Индию. Сам Колумб скоро попал в немилость при королевском дворе и умер в полной безвестности, всеми забытый и больной. Признание заслуг пришло к мореплавателю через несколько десятилетий после его смерти.
Мореплаватель Америго Веспуччи , итальянец на испанской службе (1454-1512) — участник нескольких экспедиций к берегам Америки, названным им “Новым Светом”. Впервые высказал предположение, что это новая часть света. В 1507 году она была названа в его честь Америкой.
Васко да Гама (1469-1524) — португальский мореплаватель, завершивший поиски морского пути из Европы в Индию. После восьмимесячного плавания вдоль берегов Африки в 1498 году он привел корабли своей флотилии в индийский порт Калькутту. Установив торговые и дипломатические отношения с индийскими правителями, Васко да Гама вернулся в Лиссабон. Это путешествие доказало, что путь на Восток через Индийский океан существует.
Фернан Магеллан (1480-1521). Осенью 1519 г. из Испании на 5 каравеллах отправилась многочисленная экспедиция (265 человек), возглавлял которую мореплаватель Фернан Магеллан.
Его цель — отыскать пролив в Южной Америке, т.е. более короткий путь из Испании в богатейшие страны — в Индию и на острова Пряностей (Индонезию). Магеллан был уверен, что такой пролив есть.
Через год, в 1520 г., корабли вошли в узкий пролив (впоследствии его назвали Магелановым проливом) и, пройдя по нему, вышли в огромное водное пространство. Это был неизвестный океан. Он встретил мореплавателей солнцем и тишиной, моряки не видели бурь, поэтому Магеллан назвал этот океан Тихим.
Один корабль утонул. Другой взбунтовался и повернул назад в Испанию. Трем кораблям, оставшимся от флотилии, предстояло пересечь океан. Этот переход на запад длился почти четыре месяца. Запасы продуктов и воды не хватало. Моряки умирали от голода и болезней. Наконец корабли достигли неизвестных островов. Позднее эти острова были названы Филиппинскими. Здесь оборвалась жизнь великого мореплавателя. Он погиб, в стычке с жителями одного из островов. После его смерти эскадра продолжила путь через Индийский океан в Испанию. Гибель Магеллана тяжело отразилась на всей экспедиции. Начались разлад и смятение. Экспедиция лишилась еще двух кораблей, и лишь один корабль “Виктория” добрался до родной гавани. На судне находился бесценный груз пряностей и 18 похожих на призраков матросов. Такова цена этого Великого географического открытия.
Первое в мире кругосветное путешествие имело большое значение для науки. Эта экспедиция подтвердила, что Земля — шар. Впервые европейцы прошли Тихий океан.
Источник
Урок-игра «Великие географические открытия»
Презентация к уроку
Обучающая: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках по теме “Великие географические открытия”, обобщить материал как систему знаний, создать образ путешествия, используя нетрадиционную форму обучения.
Развивающая: продолжить формирование умения работать с творческими заданиями, анализировать карты атласа, развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.
Воспитывающая: создать условия для реальной самооценки учащихся, воспитывать чувство товарищества, дружбы, умении е работать в группах — воспитывать взаимоуважение и активное участие всех учеников на уроках географии.
Тип урока: обобщающий.
Оборудование: интерактивная доска.
Перед началом урока класс делится на команды.
Урок-игра проводится с использованием интерактивной доски, на которой ученики должны нанести маршрут путешествия мореплавателей-путешественников.
Игра состоит из 8 туров. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
1 тур игры называется — О чем идет речь? (Слайд 2).
1 тур состоит из 7 вопросов.
1 вопрос — Красивые рослые люди с медно-красной кожей встречали Колумба в Индии. Кто они? (Индейцы). (Слайд 3, 4).
2 вопрос — В 1488 году этот мыс Бартоломео Диаш назвал «мысом Бурь», т.к. матросы на себе испытали силу бури, были измучены полугодовалым плаванием и отказались плыть дальше. Как называется этот мыс сейчас? (Мыс Доброй Надежды). (Слайд 5, 6).
3 вопрос — Этот путешественник вновь отплыл в Индию и стал вице-королем владений, которые португальцам удалось захватить в этой стране. В Индии в 1524 г. он и умер Васко да Гама (слайд 7, 8).
4 вопрос — О первой половине его жизни известно мало. Считают, что родился в 1451 г. в семье ткача в Генуе. Именно с ним в 1492 Фердинанд и Изабелла испанские подписали договор, согласно которому в случае удачи он бы назначался «Вице-королём всех островов, которые он откроет. Совершил 4 путешествия (Христофор Колумб). (Слайд 9, 10).
5 вопрос — По-португальски его фамилия звучит “ Магальяйнш”. Его флотилия состояла из 5 кораблей. Самый большой из них не превышал размерами Колумбову “Санта- Марию” (Фернан Магеллан), (слайд 11, 12).
6 вопрос — Как открытые земли в Центральной Америки и северного побережья Южной Америки назвал Колумб? (Индия), (слайд 13, 14).
7 вопрос — Чего никогда не видели индейцы до вступления на их землю испанцев? (Оружие), (слайд 15, 16).
2 тур называется — Вопрос-ответ (слайд 17).
Какой географический объект назван в честь Фернандо Магеллана? (Слайд 18)
Ответ — Магелланов пролив (слайд 19).
Прибор, изобретенный китайцами и способствовавший развитию мореплавания? (Слайд 20).
Ответ – Компас (слайд 21).
Первая кругосветная экспедиция была организована (слайд 22).
Ответ – Фернандо Магеллан (слайд 23).
В честь какого путешественника названа Америка? (Слайд 24)
Ответ — Америго Веспуччи (слайд 25).
В Средние века судно, способное плавать на большие расстояния (слайд 26).
Ответ – каравелла (слайд 27).
3 тур называется — Найдите 10 отличий (слайд 28).
Перед вами изображена первая встреча Христофора Колумба с местным населением Америки – индейцами. Необходимо найти и нанести все отличительные черты с помощью интерактивной ручки (слайд 29).
4 тур называется – Установите соответствие (слайд 30).
Васко да Гама | Открыл путь в Индию |
Магеллан | Открыл Америку |
Кук | Открыл м. Бурь |
Колумб | Кругосветка |
Диаш | Погиб на островах |
Тасман | Был на Северном полюсе |
Скотт | Был на Южном полюсе |
Пири | Открыл Новую Зеландию (слайд 31). |
Васко да Гама | Открыл путь в Индию |
Магеллан | Кругосветка |
Кук | Погиб на островах |
Колумб | Открыл Америку |
Диаш | Открыл м. Бурь |
Тасман | Открыл Новую Зеландию |
Скотт | Был на Южном полюсе |
Пири | Был на Северном полюсе (слайд 32). |
5 тур – Черный ящик (слайд 33).
Древние майя знали несколько сортов этого растения. А когда европейцы увидели его, то сказали вот что: “ На полях росли какие-то странные растения высотой больше 1 метра, плоды из чистого золота, листья из серебра (слайд 34).
Ответ — кукуруза (слайд 35).
6 тур называется Затерянное письмо (слайд 36). Необходимо вставить пропущенные знаки и цифры и сказать при каких обстоятельствах было написано это письмо и кем?
“Мы шли на р..ск. Обстоят…ва р..к..вым образом поверн….сь против н..с…. Никто на св..те не м..г ожидать так..й тем..е..а..у..ы и того состояния пути, как..е мы встр….ли в это в..емя го..а . У н..с дово..но рег..л..рно дн..м было – 3 С, ноч..ю – 4 С при пост..ян..ом противном ве..ре…” (слайд 37).
Ответ — “Мы шли на риск. Обстоятельства роковым образом повернулись против нас…. Никто на свете не мог ожидать такой температуры и того состояния пути, какие мы встретили в это время года. У нас довольно регулярно днем было – 34 С, ночью – 44 С при постоянном противном ветре…”. (Слайд 38). Запись из дневника Скотта во время открытия Южного полюса.
7 тур называется Гравюра (слайд 39).
На слайде 40 изображена гравюра 16 века. Внимательно посмотрите на гравюру и ответьте на вопрос – Какие события способствовали эпохе Великих географических открытий.
8 тур – работа на карте (слайд 41).
На слайде 42 изображена контурная карта, на которой необходимо нанести с помощью интерактивной ручки маршрут путешественников по заданию учителя.
Источник