- 5 самых диких племен Африки и Амазонки: жизнь за гранью цивилизации
- Пираха
- Корубо
- Каяпо
- Мурси
- Хамер
- Дикие племена Бразилии – жестокие каннибалы Корубо, аборигены Синта ларга и Гуарани
- Корубо – дикое племя каннибалов
- Исчезающие индейцы Бразилии: Синта ларга
- Затерянные племена амазонии: люди-ягуары. Путевые заметки по Перуанской Амазонии
5 самых диких племен Африки и Амазонки: жизнь за гранью цивилизации
Самые дикие и странные племена, сохранившиеся на нашей планете, сегодня можно встретить в амазонских лесах и африканских пустынях. К таким народностям относятся мурси, пираха, корубо, каяпо. У каждого племени свои обычаи и уклад жизни, которые они ревностно охраняют от постороннего вмешательства.
Цивилизованный мир сильно отличается от среды обитания дикарей. Их обычаи, привычки, взгляды на жизнь, традиции сформировали определенные уклады, сильно отличающиеся от наших. Нам кажется, что жить вне времени сложно. Но они так не считают. Дело в том, что дикие племена живут своей жизнью и от этого счастливы.
Пираха
В джунглях вокруг Амазонки проживает интересное племя аборигенов — пираха. Их мироощущение настолько удивительно, что поражает своей оригинальностью. Дело в том, что живет этот дикий народ вне времени. У них нет возраста, они не разделяют времени суток. Сон, как таковой, не признается из-за своей ненужности. Отдыхают периодически по 20-30 минут, по мере того, как это нужно индивидуально каждому организму.
В свободное от такого кратковременного отдыха время они путешествуют, играют с детьми, мастерят, сидят у костров. Прием пищи не является обязательным ритуалом. Поймали добычу — съели, нет — и так сойдет. Тем более речь не идет о каких-то запасах.
Речь пираха бедна словами, например, нет местоимений, цифр, наречий, выражающих эмоции. Дикарям неведом стыд, обида или чья-то вина. Они не думают, плохие или хорошие вокруг происходят события. Они просто живут сегодняшним днем, не вспоминая прошлое и не планируя будущих событий. В своем беззаботном существовании они видят счастье и спокойствие. Не переживают из-за смерти, но боятся ходить в лес. По их мнению, там полно злых духов.
Себя пираха считают самыми красивыми и умными. Других они характеризуют не иначе как «мозги набекрень».
В отличие от других диких племен они не украшают свое тело рисунками и побрякушками. Не думают над игрушками для своих детей.
Корубо
На нашей планете, как ни странно, существуют племена людоедов. Ярким примером являются корубо. Живут они в Бразилии, по направлению к перуанской границе. Характер имеют воинственный и агрессивный. С целью пропитания охотятся на диких животных, но могут совершать каннибалические набеги на соседние деревни.
Нравственных ценностей для них не существует. В племени бытует принцип: выживает сильнейший. Новорожденных детей с дефектами развития лишают жизни, больных инфекционными болезнями изолируют, убивают.
Орудия охоты несовременные: используются дубинки и отравленные стрелы. Но стреляют корубо метко и четко. Двигаясь бесшумно в джунглях, они в 100% случаев добьются своей цели.
По половому признаку привилегий в племени нет. Женщину будут почитать только в том случае, если она старше по возрасту. Это же касается мужских привилегий.
Для жизни им многого не нужно. Построив самую примитивную хижину и накрыв ее пальмовыми листьями, они прячутся здесь от дождя и солнца, пережидают непогоду.
Чаще ходят голыми, на теле рисуют иероглифы. В контакт с внешним миром стараются не вступать, предпочитают жить самостоятельно и изолированно.
Каяпо
Индейская народность, которая проживает на востоке Бразилии и имеет самопридуманное название «мебенгокре» («народ источника»), — это каяпо.
Добывать пропитание они научились с помощью охоты и рыбалки. Женщины занимаются собирательством и выращиванием кукурузы. Существует у каяпо ремесло: они искусно плетут корзины.
Поселяются в природе семьями. Несмотря на то, что практикуется полигиния, семья немногочисленна. По традиции дома располагаются по кольцу вокруг центрального жилища сильного мужчины и имеют прямоугольную форму без острых углов.
Поддерживают обычай ходить голыми. Но можно встретить и таких, которые не против заменить набедренные повязки шортами или бриджами. Любят разукрашивать себя красками, которые получают из сока орехов, растений, природных смол.
В пищу употребляют овощи, мясо, рыбу. Научены запекать блюда в земляной печи.
Интересна особенность прокалывать уши независимо от половой принадлежности. Серьги изготавливают из всего, что попадется под руку: дерево, металл, хлопок. Численность племени сегодня — 7 000 человек.
Мурси
Африканский континент — родина одного из интересных диких племен — мурси. Обитают они на юге Эфиопии, вдоль долины Омо.
Узнать их по внешности просто: у женщин в нижней губе вставлена большая тарелка из глины. Ритуал этого действия можно назвать ужасным: в 15-16-летнем возраста девочкам выбивают два зуба, надрезают нижнюю губу и вставляют пластину. Со временем кожа губы растягивается, и размер пластины увеличивают. Чем больший диаметр будет у такого «украшения», тем ценнее невеста, а, значит, больший выкуп получит семья на свадьбе.
Существуют и традиции украшать тела узорами из шрамов, которые остаются не только после ссадин или порезов. В место искусственного разреза могут вставлять различные предметы, насекомых, даже ядовитые материалы. Чем ярче будет заживляющая реакция организма, тем результативнее процесс.
Распределение обязанностей в племени неординарно. Женщины отвечают за строительство и содержание дома, еду, поиски воды, воспитание детей. Мужчины — защитники жилища и скотоводы. Выпасая животных, они часто вступают в межличностные конфликты, решение которых также лежит на них.
Хамер
Одной из этнических народностей Эфиопии является хамер. Повышенный интерес к ней обусловлен рядом особенностей. Так, внешне это высокие симпатичные люди, щедро украшающие свои тела всяческими побрякушками. Медные ожерелья, яркие крупные бусы, разнообразные детали костюмов — это делает их неординарными туземцами, привлекающими путешественников. Скелет лица отличается высокими скулами и широким носом, комплекция статная и утонченная.
По опубликованным данным, количество хамеров составляет от 35 до 50 тысяч. Их история сравнительно стара: первые представители племени были замечены в 5-м веке нашей эры.
Народ очень дружелюбный, любимое занятие — пчеловодство. Показателем достатка является количество коров в семье. Такого же вида обменная валюта.
Не придают значения хамеры таким формальностям, как имя, возраст, паспорт и другие документы. Их не интересуют блага цивилизации, хотя, как отмечают некоторые туристы, у многих мобильные телефоны все-таки есть.
Девочка взрослеет рано, по мере появления вторичных половых признаков она выходит замуж. В семье многоженство, жены покупаются мужчиной в обмен на коров. Наиболее важным делом хамеры считают рождение детей. Молодая жена не перестает рожать, пока ее организм не истощается. Затем мужчина женится вновь. Однако обязанности у мужа все-таки есть: он должен построить для каждой жены дом, куда она принесет свое «приданое».
Обожают хамеры пиво, изготавливают его самостоятельно, используя кукурузу и манилу.
Часто спины и ягодицы женщин исполосованы шрамами. Они считают, что удары мужчин свидетельствуют о большой любви.
Ставьте лайки, если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, у нас еще много удивительных фактов. Задавайте вопросы в комментариях и делитесь статьей в соц. сетях.
Источник
Дикие племена Бразилии – жестокие каннибалы Корубо, аборигены Синта ларга и Гуарани
На нашей планете ещё достаточно мест, в которых обитают дикие племена, не желающие вступать в контакт с внешним миром. Им удалось на протяжении тысячелетий сохранить свою уникальность, самобытный уклад и культуру. Для существования им вполне хватало даров щедрой природы.
Корубо – дикое племя каннибалов
Это дикое бразильское племя обнаружили недавно, в 1996 году. Среди всех аборигенов выделяются своей чрезвычайной агрессивностью. За привычку постоянно носить при себе боевую дубинку, которой они виртуозно владеют, их называют «сносителями голов».
Часто нападают на соседей, причем в таких набегах принимают участие женщины наравне с мужчинами. Очевидно это потомки легендарных амазонок .
Пленных могут и скушать. Есть предположение, что индейцы корубо практикуют каннибализм. Не щадят даже своих детей, рожденных с патологией или родовой травмой – сразу убивают. Такая же участь ожидает больных соплеменников.
Такая традиция существовала и у других народов. Это практиковали аборигены в засушливых пустынях Австралии и северная народность – эскимосы.
Чаще убивали девочек, роль мужчин, как добытчика, была важнее. В Японии, при рождении близнецов, оставляли в живых только мальчиков.
Отличительной чертой от соседних аборигенов является своеобразная прическа. Челка спереди и коротко выстриженный затылок. Татуировки и рисунки на теле не практикуют.
В основном занимаются охотой на обезьян , ленивцев и птиц. А также ловлей рыбы и земледелием. В племени полное равноправие всех членов, как женщин, так и мужчин. Все возникающие вопросы решают сообща. Семьи полигамные (многоженство).
Традиционное жилище индейцев корубо – длинное строение из пальмовых листьев с несколькими выходами. В нем могут проживать одновременно до сотни соплеменников.
Внутренние перегородки разделяют пространство дома на несколько отдельных «комнат». Это похоже на коммунальную квартиру с сотней соседей.
Исчезающие индейцы Бразилии: Синта ларга
Когда-то численность этого народа достигала более пяти тысяч человек. Сейчас осталось около 1,5 тысячи.
К несчастью для этого индейского племени они обитали в джунглях, где росли каучуковые деревья. И это «давало право» собирателям каучука уничтожать аборигенов, чтобы не мешали их промыслу.
Источник
Затерянные племена амазонии: люди-ягуары. Путевые заметки по Перуанской Амазонии
Дни 1й и 2й. Трое в Барахасе, или Салюдос, Мирафлорес!
31 мая и 1 июня. Москва — Мадрид – Лима
Наверное, у каждого путешественника есть голубая мечта — забраться в самые дебри южноамериканских джунглей, так манящие своей дикой природой с диковинными анакондами, ягуарами и броненосцами и, конечно же, затерянными индейскими племенами, о которых никому ничего не известно в этом двадцать первом веке. Об этом написана масса книг и снято множество фильмов, но путешественник меня поймёт, что оказаться в таком месте и прочувствовать всё это — не сравнится ни с какой, даже самой интригующей, кинолентой.
Самое удивительное, что племена эти и по сей день существуют. Ни массовая вырубка амазонской сельвы в ряде стран, ни оголтелая добыча углеводородов в других, ни возведение гигантских гидроэлектростанций не может лишить индейцев возможности укрыться на бесконечных просторах бассейнов рек Амазонки и Ориноко. Именно здесь, наряду с болотистыми джунглями Западного Папуа, ещё существуют отдельные общины, ведущие абсолютно изолированный от внешнего мира образ жизни. Так называемые неконтактные племена чаще всего осознанно избрали свой путь затворничества. Считается, что племён, попросту затерявшихся в непроходимой глуши, куда не ступала нога белого человека, уже не существует.
Бразилия представляет собой пример страны, где защита традиционного образа жизни неконтактных и малоконтактных племён является важной частью государственной политики. Здесь сильны не только позиции правительственной организации по защите индейских племён FUNAI, но и меры государственного принуждения. Даже если ты являешься известным учёным и преследуешь цели исключительно изучения и популяризации традиционной индейской культуры, путь в ряд племён тебе заказан, государство никогда не выдаст официальное разрешение на их посещение. Попасть туда контрабандой — авантюра очень рискованная, которая грозит значительным тюремным сроком. Без поддержки большого количества местных, таких как вожди соседних племён, мотористы, рыбаки, военные и прочие хелперы, в настоящую глушь не забраться. Для них для всех помощь белым авантюристам означает пособничество в преступлении, а посему такой риск требует огромных финансовых вложений со стороны путешественника и чаще всего заканчивается отказом местных продолжать путь.
Другие страны, как например Венесуэла, Колумбия или Перу, придерживаются более мягкой политики в отношение посещения удалённых территорий, населённых малоконтактными племенами. Разумеется, доступ туда предполагает получение официального разрешения властей, которое при проявлении достаточной степени настойчивости и наличии правильных контактов организовать зачастую можно. Стоит ли говорить, что это Латинская Америка, и получение разрешения здесь не исключает фактических рисков возникновения трений с военными или с самими племенами на местах, а значит, не означает возможность реального выполнения маршрута и цели экспедиции.
Последние десять лет, разъезжая по самым уникальным местам на планете, изучая различные культуры, от пигмеев леса Итури до бушменов Окаванго, от последних оленеводов Ямала до живущих на деревьях короваев в Папуа, я всегда понимал, что в Амазонию, ту Амазонию, о которой я мечтал, я поеду, когда смогу позволить себе три-четыре недели на это путешествие.
Всё в жизни меняется, я кардинально изменил свою профессиональную деятельность, а судьба свела меня с замечательным человеком, учёным-этнологом, бесспорно лучшим в России специалистом в области изучения южноамериканских индигенных племён, Андреем Матусовским.
Андрей совершил 14 научных экспедиций в различные племена пяти стран и продолжает свои полевые исследования. Мои экспедиции, нацеленные на популяризацию уникальных малых культур, пересеклись с целями Андрея.
Так в наших головах, одержимых страстью к этнографии, родилась идея об экспедиции к матсес, называемым «людьми-ягуарами» за их традицию ношения «усов», напоминающих кошачьи.
Матсес, расселенные большей частью на территории современной Бразилии, сохранились и на левом берегу Жавари, то есть на территории Перу.
Андрей говорит, что почти все перуанские матсес более не живут полностью традиционным укладом и покинули свои большие общинные дома — малоки. Однако есть те, что предпочли сохранение собственной культуры западной цивилизации и ушли выше по течению притоков Жавари. Именно туда мы и держим путь. Наша экспедиция продолжительностью три с половиной недели преследует цели глубокого изучения традиционного образа жизни, культуры и обычаев индейцев матсес.
Мы все летим разными рейсами. Лёша вылетел пораньше, но у него целый день пересадка в Мадриде. Таня вообще летит с Самуи в Куала-Лумпур, оттуда в Амстердам и далее в Лиму. И без ночёвки сразу в Икитос. У неё там дела с шаманом, заказала церемонию аяваски. Мы с Андреем летим вместе через Мадрид.
Кто бы мог подумать, что двухчасовая стыковка в Барахасе может стать проблемой. После получасовой рулёжки по ВПП и долгой выдачи багажа, оказалось, что Аэрофлот привёз нас в первый терминал, а вылет в Лиму у нас из четвёртого. Тётка на автобусе гнала как могла, и мы приехали на регистрацию на рейс ровно за час.
На регистрации мы были абсолютно одни, получили свои посадочные и инструкцию о том, как пройти на контроли и посадку. Перед нами на табло было указано, что до нашей стойки 23 минуты. Мы долго удивлялись, что же такое должно было быть по дороге, чтобы в пустом аэропорту мы добирались 23 минуты до стойки. Километры пешком, десятки тревалаторов и эскалаторов и подземная электричка. — Наконец, мы прибыли в очередное бесконечных размеров здание Барахаса на паспортный контроль. Забавно, но все перемещения по аэропорту мы совершали в полном одиночестве, пока, наконец, не догнали девушку, летящую в Эквадор. Так втроём и ходили по пустынным зданиям аэропорта. В какой то момент складывалось впечатление, а не одни ли мы вообще летим 🙂
На деле оказалось, что рейс LATAMa заполнен на три четверти. Сидящая со мной испанская бабушка пошла к своим подружкам и освободила мне второе кресло.
Ночью здорово дуло, и Андрей заработал себе насморк. Я спал как убитый почти 7 часов, заняв два кресла.
Аэропорт Хорхе Чавеса принял нас в 6 утра по местному времени, то есть в 14 часов по Москве. По-латиноамерикански долгая выдача багажа и заранее заказанное такси с табличкой «Mzungu», и в половине восьмого мы оказались в отеле Villa Molina в туристическом районе Мирафлорес. До времени регистрации оставалось ещё несколько часов, свободных номеров, чтобы заселить нас раньше как booking.com genius-путешественника не получилось. Поэтому любезная бабка, разговаривающая со мной через аудио-переводчик google на телефоне, предоставила нам бесплатный завтрак.
Завтрак, кстати, очень вкусный, с выпеченными ими самими булочками, папайевым Френки и очень сладкими арбузом и дыней.
По возврату с завтрака, наша бабушка на ресепшн продолжала крутить в руках большую доску с таблицей бронирований номеров в их отеле на текущую неделю. Андрей пошутил, что вот так тут выглядит электронная регистрация booking.com.
Утренняя прогулка по району Мирафлорес показала, что район это не представляет собой ничего, за что бы мог зацепиться взгляд путешественника. Стандартная бесформенная южноамериканская архитектура, минимум исторических мест и зелёных насаждений. Центральный парк имени Джона Кеннеди в Мирафлорес размерами лишь вдвое больше народного сквера у меня на Шелепихе. Цены в местных едальнях почти московские.
Приглянулись местные менялы, просто стоящие в центре города с пачкой купюр в руках. Сделали им профит. Курс в центре лучше чем в аэропорту.
Разведка боем определила, чем мы займёмся в ближайшие два дня в Лиме, прежде чем улетим в Икитос.
Хоть в сон и не клонило из-за джетлага, решили до приезда Лёши немного поспать. Лёша приехал в половине шестого. Надо бы как следует подкрепиться. Соответствующее место с большим присутствием местных мы нашли заранее. — Севичерия на проспекте Ангамос яркими картинками из меню предлагала нам типичное местное блюдо — севиче. Этим сейчас никого не удивишь, в Москве это блюдо готовят очень прилично в правильных местах. Севиче — порезанная крупными кубиками сырая рыба или морепродукты, немного промаринованные в уксусе. По сути, севиче — это способ нарезки, так же как карпаччо или тар-тар.
Каждому досталась огромная тарелка рыбного севиче с луком и кукурузными «орешками», которые мы с трудом осилили под местно белое пиво «Cuzquena».
Наш отель находится всего в четырёхстах метрах от Уака Пукайяна — древней пирамиды, ныне откопанной и представляющей собой музей под открытым небом.
Посещение этого музея рекомендуется в ночное время, когда огромные террасы пирамиды подсвечиваются при помощи искусственного освещения. Нашу ознакомительную этнографическую программу мы начали именно с Уака Пукайяны.
Пирамида эта была воздвигнута около 7 века до нашей эры цивилизацией Лима, населявшей прибрежную полоску на территории современного Перу. Лима построили пирамиду как место проведения важных мероприятий и жертвоприношений. В жертву часто приносили молодых девушек.
Интереса технология строительства. Для этого использовалась местная светлая глинистая почва, в которую для прочности добавлялись речная вода и морские ракушки. Из глины формировались кирпичики, которые подсушивались на солнце и выкладывались вертикально. Поэтому конструкция получила название «библиотеки». Не знаю, уникальна ли эта технология, но я ничего подобного больше нигде в мире не видел.
Строили на совесть, как нам объяснил экскурсовод. Во время последнего серьёзного землетрясения та часть пирамиды, что была восстановлена, развалилась полностью, а оригинальная осталась незыблема. Можно только представить, какое количество землетрясений пережило это сооружение за свои две с половиной тысячи лет.
Сытые и довольные мы отправились в самый центр Мирафлореса, в район парка Кеннеди, пропустили в местном баре по коктейлю кайперинья. Кайперинья — вообще то бразильская тема на основе бразильской же кашасы с добавлением сока лайма и тростникового сахара. Надо сказать, весьма напоминает кислый перуанский коктейль писко сауэр. И хотя писко — это дистиллят виноградного сока, кашаса делается из сахарного тростника, представляя собой по сути традиционный бразильский ром.
К концу длинных, двойных, суток жутко хочется спать. По Москве почти девять утра.
1. 2.
3. 4.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник