Путешествия по дорогам севера

12-дневное путешествие по зимнику на север России (31 фото)

Далее предлагаем отправиться в 12-дневное путешествие по зимнику на арктический север России. Нашим гидом станет водитель грузовика, перевозящего различные грузы, в отдаленные уголки нашей необъятной страны.

Каждую зиму реки, в теплое время года покрывающие огромные пространства Сибири, замерзают. Когда холода становятся суровыми, жизнь большинства людей начинает протекать в закрытых помещениях. Но для кого-то покрытые льдом реки — знак того, что по ним могут ехать грузовики, а значит, — до тех пор, пока держится лед, — может идти торговля. Весенние температуры уже начинали разъедать зимнюю трассу, когда фотограф RFE/RL Амос Чаппл присоединился к одному молодому водителю в 12-тидневном путешествии на арктический север России.

Встречайте Руслана Дороченкова, ему 28 лет, он отец двух маленьких мальчиков. Уже восемь лет он ездит на своем «Камазе» по замерзшей Индигирке, отвозя продукты в арктический город Белая гора. Он получает хорошие деньги — около 600 долларов за поездку. Но каждая поездка — это «особенное приключение», и, как я понял на своем опыте, опасности сибирских зимников очень реальны.

Каждая поездка начинается здесь — в гараже на окраине Якутска. В машину загружают товары, делают последние приготовления. Груз бывает разным, в этот раз он большей частью состоял из продовольствия: в грузовик Руслана поместили 12 тонн макарон, масла для готовки и безалкогольных напитков, даже пару килограммов шоколадных круассанов. Нам помогает загружать машину парень по имени Гарик, он уезжает из Якутска к семье на север. Руслан предложил подвезти его в обмен на помощь во время поездки.

Читайте также:  Путешествие по россии с финляндией

Собакам в гараже сейчас мало что перепадает. Весна берет свое, а значит, все мысли сосредоточены на тех нескольких днях, после которых закроются зимники. Руслан (справа) разговаривает по телефону с другим водителем, спрашивает у него о состоянии льда. Подготовка шла не быстро, но, наконец, поздним вечером Руслан отправляется в путь. Путь в Белую гору начинается с Колымского шоссе, которое построили с использованием труда заключенных в сталинскую эру. Мы проезжаем участок, на котором в феврале грузовик съехал с дороги. Машина и ее злосчастный водитель пролетели 70 метров. Это первая из нескольких историй, заставивших меня нервничать из-за предстоящей поездки. Около полуночи все ложатся спать. Двигатель и обогрев кабины на ночь оставляют включенными. Даже с работающим двигателем ночью может замерзнуть несущий вал. Водители грузовиков берут с собой огнеметы на случай, если придется размораживать части двигателя.

Руслан смотрит вперед, в то место, где Колымское шоссе поворачивает налево среди гор. Ясное солнечное утро, мы хорошо проводим время. До поры до времени. Мы встречаем друга Руслана Андрея, который тоже направлялся в Белую гору, но попал в аварию на своем минивэне. Мы перегружаем содержимое его грузовичка в нашу машину, Андрея приглашают присоединиться к нам. В кабине, рассчитанной на двух человек, нас теперь четверо. Примерно в середине пути наш грузовик съезжает на лед. Следующие 730 километров мы будем ехать по замерзшей Индигирке в сторону Арктики. Во многих участках реки течение настолько быстрое, что летом по ней не пройдешь на лодке. Зимой же река, подобно волшебному ковру, открывает доступ в области республики Саха, в которые практически невозможно добраться другим способом.

В узких местах лед стал очень гладким из-за образовавшихся здесь воронок. Вода просматривается на несколько метров в глубину, где поток несет осколки льда. Когда перед нами появилась прогалина, по форме напоминавшая грузовик, Руслан резко нажал на тормоз и начал разворачиваться, чтобы найти другой маршрут. «Свежая», — только заметил он. Руслан показывает фотографию грузовика коллеги. «Ему повезло. Если сначала будет заливать кабину, то все, конец». Мы едем дальше и проезжаем место, где в декабре сломались три грузовика. Один водитель умер чудовищной смертью, оказавшись подо льдом. Руслан рассказывает, как все произошло: «Ехало три грузовика конвоем, между ними было по 100-200 метров. Вдруг второй водитель потерял первый грузовик из виду. Не понял, что происходит. Когда он увидел воду [от первого грузовика, после того, как тот провалился под лед], нажал на тормоза. Первый на 9 метров ушел под лед, старик [водитель] утонул. Второй жал на тормоза, пытался остановиться, но тоже упал под лед. Температура −45°. Молодой парень, 23 года. У него в кабине был молоток, он разбил окно, вылез из воды и увидел третью машину. Он весь мокрый проходит 50 метров, пытается помахать третьему водителю, а температура −45° — на нем все [одежда] замерзает, пока он идет. Третий водитель не сразу понимает, что он ему пытается показать. Колеса скользят, машина наполовину уходит по воду. Но кабина остается наверху, и он выпрыгивает. Они идут пешком в Белую гору, которая от них в 25 километрах, но повезло — их подобрал человек на снегоходе. Молодой парень серьезно обморозился».

Вскоре и нам приходится столкнуться с тонким льдом. В некоторых участках реки талая вода, которая появляется близко к поверхности, даже в самые холодные зимние месяцы не дает образоваться толстому слою льда. Когда Руслан попытался проехать от одного берега прогалины до другого, мы услышали, как лед начал хрустеть. Я сидел у пассажирской двери и начал беспокоиться, что, если грузовик опрокинется на мою сторону, я окажусь под водой — с тремя людьми надо мной, которые будут пытаться найти выход. Я видел, что лед был хрупким, поэтому приоткрыл свою дверь и приготовился выпрыгнуть. Грузовик неожиданно накренился в мою сторону. Когда Руслан нажал на газ, он накренился еще сильнее. Я открыл дверь и выпрыгнул, в надежде преодолеть хрупкий лед, прежде чем грузовик обрушится на меня. Но лед выдержал. С помощью цепей Руслану удалось задним ходом выехать из прогалины. Еще дважды в этот день мы проезжали участки с пугающе тонким льдом.

Эту ночь я проводил в полной глуши, приговоренный к путешествию, которое начинало казаться ошибкой, но вдруг произошло нечто очень важное. В три часа утра небо передо мной начало зажигаться зеленым. Полярное сияние охватило всю линию горизонта. Кроме меня, его никто не увидел, — все остальные спали. Не могу объяснить это логически, но пока я смотрел на небо, меня покинуло чувство ужаса. Я почувствовал, что, что бы ни случилось, все будет хорошо.

Следующее утро было ясным, а дорога — твердой, как скала. Когда я рассказал о пережитом Руслану, русский воспринял аспект «послания от Вселенной» серьезно. Несмотря на его любовь к грязному языку и тяжелой музыке, Руслан глубоко религиозен. Маленькая Зашиверская часовня — к ней приходят водители, проезжающие по зимнику. Руслан — во время каждой своей поездки. По его словам, Бог всегда помогал ему в сложные моменты на реке. У водителей есть и уникальные суеверия. Одно из них — нельзя справлять нужду рядом перед грузовиком: аналог убийству альбатроса. Руслан набирает питьевую воду из проруби, а мы приближаемся к одной из целей нашего пути. Вода удивительно чистая, даже если посмотреть на свет. Однако, несмотря на чувство гордости, которое вселяет в водителей грузовиков вид девственной природы, большинство, в том числе и Руслан, бросают мусор прямо на лед.

В городах и деревнях, окружающих Белую гору, начинаются проблемы с доставкой продуктов и с автомобилем. Руслан останавливается и для того, чтобы помочь каждому водителю, который встречается нам по пути. Поездка длится уже неделю — это неделя из 12-16-тичасовых дней, без душа и смены белья. Наконец, грузовик разгружен, и на горизонте появляется Белая гора. Большей частью город и его две тысячи жителей обеспечивают себя за счет рыбной ловли. Все, что осталось теперь, — безопасно вернуться в Якутск. Но сначала надо принять ванну. Руслан говорит, что он «будто заново родился».

В магазинах Белой горы на удивление много продуктов, но цены здесь значительно выше, чем в крупных российских городах. 100 грамм орешков кешью в одном магазине стоили 18 долларов (1150 рублей — прим. пер.). Поездка сильно отклонилась от графика, дороги официально закроются всего через несколько дней, поэтому на обратном пути Руслан едет быстро, иногда не останавливается и ночью. Грузовик пуст, но на улице становится теплее, а значит, дорога быстро исчезает. Начинается весеннее таяние, и уровень воды в реках начинает подниматься. Вода проходит сквозь лед и образовывает слой хрупкого льда над замерзшей рекой. Мы опаздываем на несколько дней и едем по тающему льду. Руслан останавливается, чтобы помочь еще одному водителю грузовика. Он берет на буксир сломавшуюся машину и предлагает водителю подвезти его до Якутска. Руслан говорит, что взаимопомощь на льду — это то, что «ты просто делаешь и все», и добавляет: «Традиции „обмани и ограбь“ сюда еще не добрались».

Когда мы снова оказываемся на твердой почве — Колымском шоссе, настроение улучшается — мы попадаем в яркие лучи весеннего солнца. Мы это сделали, Руслан успешно завершил еще одну поездку — за несколько дней до того, как ледяная дорога закроется до следующего сезона. Но, оказывается, Руслан не совсем закончил с зимниками. Он проведет три дня в Якутске, а затем попробует совершить путешествие еще один, последний в этом году, раз. «Тебе надо поехать со мной! — говорит он мне. — Воды будет по шею». Но на сей раз Руслан поедет один. Такие игры с ледяным шоссе — только для специальной породы людей: для тех, у кого зимник, как говорит Руслан, — «в крови».

Источник

Провел месяц в путешествии по Русскому Северу. Проехал 7500 км, подвожу итоги.

Отправиться в большое путешествие на Север хотелось давно. Это один из немногих регионов России, где еще осталась самобытность и деревянное зодчество. Но дороги там, чаще всего, просто ужасные, грунтовки, которые после дождей сильно разбивает. Да так, что не всегда можно проехать. Но нас это не пугает, пусть нестабильно, зато интересно путешествовать. Ведь такие приключения запомнятся надолго.

За этот месяц путешествия, я для себя вновь открыл уже знакомые и не знакомые места. Пинежье – удивительный край, где время остановилось. Деревянное зодчество, деревни и зароды сена, красота. Во многих деревнях до сих пор нет сотовой связи, про интернет тоже можно забыть.

Северная Двина, в который раз удивила простором, шикарными дикими пляжами и непредсказуемостью . Какой контраст, когда после жары +30, температура может упасть до +8 с дождем.

Ещё Двина это самая большая река Русского Севера. Ближе к Архангельску она часто разветвляется на множество русел с островами. На одном из островов родина Ломоносова, но её мы оставили на следующий раз. Даже за месяц не успеть все осмотреть.

Вначале была непогода , потом штормовое Белое море с опасными медвежьими пляжами . Вообще лето в этот год былое плохое , солнечных и теплых дней мало. Не то, что в предыдущие годы. С другой стороны это плюс для фотографов. На стыке перемены погоды — лучшие моменты для съёмки.

Побывали мы на Онеге. Очень красивый край, где среди лугов и тайги возвышаются деревянные церкви. Вот, где настоящая культура!

За месяц мы накатали 7500 километров, из них грунтовки составили около 2000 км. Весьма немало, представьте, если проехать от Питера до Москвы и еще останется 500 км. Кто ездил по местным грунтовкам, тот поймет. Кому-то они очень не нравятся, а по мне это хорошо.

Есть в этом романтика и изюминка путешествия. Скучно ездить по асфальту. Пока Пинежские дороги заняли первое место, как самые худшие в Архангельской области. Был же я практически во всех районах области. Спасибо Mitsubishi Pajero Sport , что не подвел. Для тех дорог, то, что нужно.

Вот так выглядит трасса в Архангельск. На фото еще вполне ничего, но местами ужас. Почему так все плохо с дорогами? Нам местные жители говорили, что подвеска долго не выдерживает, у кого-то машины стоят дома, ждут, пока придут запчасти. Дороги мешают развивать туризм на севере. Ведь это неудивительно, пока приедет турист в деревню, то вытрясет так, что не захочет возвращаться.

Плюс непредсказуемость погоды и дорог. Когда мы уезжали, понтонный мост топило, но еще можно было проехать. Пройдет время, и мост совсем затопит. Такое было не раз, и не только здесь, на Мезени и в других районах области такие же проблемы.

Плюс после дождей дороги может развести так, что не проехать. В общем, Русский Север непредсказуем. Нельзя гарантировать, что во все места точно попадете. За этот месяц мы вдоволь накатались по переправам : паромы 12 раз и 8 раз понтоны .

Напоследок Русский Север подарил нам шикарные сюжеты . Снято очень много хороших кадров. Всего привезли 210 гигабайт фотографий, после обработки и разбора вышло 6500 кадров.

Куда в следующий раз? Конечно же, снова на Русский Север, для меня этот регион более всего интересен. К тому же продолжу снимать фото проект «Пять рек Русского Севера», а значит надо побывать не только летом, но и во все другие сезоны. Зимой мы кстати уже съездили, вот можете посмотреть видео.

Серия рассказов о Русском Севере будет продолжаться. Подписывайтесь, чтобы не пропустить! Свежие фотографии смотрите в Instagram @di_artphoto и skazkatravel в Telegram. Все публикации с путешествия вы можете найти по хэштегу # пятьрекрусскогосевера.

Источник

Путешествие по северу России. Общая информация по маршруту

Приветствую всех любителей дорог, дальних странствий и приключений!

На связи Вячеслав. Хочу рассказать о нашем автопутешествии по городам и весям Русского Севера, которое мы совершили своей дружной семьей летом 2015 года.

А чтобы сразу было понятно куда нас носило, начну рассказ с небольшого блока статистики. Итак…

Маршрут: Пермь – Кулига – Балезино – Глазов – Киров – Великий Устюг – Архангельск – Северодвинск – Малые Корелы – Плесецк – Каргополь – Пудож – Пяльма – Челмужи – Кемь – Соловецкие острова – Кемь – Кировск – Хибины – Мурманск – Муста-Тунтури – Териберка – Кандалакша – Умба – Терский берег – Варзуга – Умба – Беломорские петроглифы – Медвежьегорск – Гирвас – Кивач – Кондопога – г.Сампо – Марциальные воды – Петрозаводск – Кижи – Петрозаводск – водопады Карелии – Рускеала – Сортавала – Ландепохья – Приозерск – Выборг – Санкт-Петербург – Петергоф – Кронштадт – Ладога – Старая Ладога – Вологда – Киров – Пермь. Вкратце так, может чего и пропустил.

Время: 12/06/2015 – 02/07/2015, ровно 21 день.

Транспорт: а/м Nissan Qashqai+2 (1.6, 2WD, 2010 г.в.), а также т/х «Василий Косяков» и «Метеор»-241.

Общий пробег по одометру автомобиля 9362 км.

Топливо – израсходовано 798 л. Средний расход 8,52 л/100 км.

Экипаж – семейная пара 44/43 л. и двое детей 11/5 л.

Финансовые затраты 115 тыс.руб., из них 31% на экскурсии и развлечения, 28% на жилье, 24% на топливо, 13% на питание, 4% на сувениры и прочее.

За время нашего путешествия по северу России мы побывали на трех морях: Белом, Баренцевом и Балтийском (3 «Б»), двух больших озерах – Ладожском и Онежском. Видели горы, болота, тайгу, тундру, пустыню и много еще разного.

Четыре раза пересекли линию Северного полярного круга.

Самая северная точка нашего путешествия – перешеек полуострова Средний на Кольском полуострове (69°38’09″N). Самая западная точка – Замковый остров в городе Выборг (28°43’38″Е). Самая восточная и южная точка – наш город Пермь, начало и конец маршрута. Самая низкая точка — 28 метров ниже уровня моря – в тоннеле под Финским заливом. Самая высока не установлена, возможно, 400 метров над уровнем моря где-то в Хибинах

Схема маршрута путешествия по северу России

Еще несколько строк о том, какие были предпосылки, чтобы провести отпуск именно таким необычным образом?

Первая причина, безусловно, финансовая. Российский рубль сильно сдал против евро и доллара, а зарплату в нашей стране индексировать не принято. Поэтому условий для заграничного отдыха остается все меньше. Правительство РФ говорит о необходимости развития внутреннего туризма в России. Но кроме слов, никаких конкретных действий с его стороны, кроме снижения курса национальной валюты, я не вижу.

Вторая причина семейная. Дети подрастают. Дочери уже 11, сыну 5 с половиной. Просто так сказать им – сидите на даче, а мы с мамой съездим отдохнем – язык не поворачивается. В течение года не удается много общаться, да еще и летом отдыхать порознь – что же это за семья? Ведь учить детей нужно не только словами, но и делами, личным примером. И где еще проявится взаимовыручка, понимание и помощь, как не в совместном путешествии? Здорово, конечно, было бы съездить всем вместе за границу, но тут, как говорится, смотри пункт первый.

Третья причина личная. Когда только в глубинах сознания зародилась идея совершить путешествие по северу России, на просторах интернета наткнулся я на рассказ одной девушки о поездке на Кольский полуостров, на Муста-Тунтури, Средний и Рыбачий (www.travel.drom.ru/32434/). Она сама, за рулем дизельного УАЗа проехала по этим диким местам. Потом сумела так просто и красочно описать свои впечатления, что я потерял покой, а в голове часто вертелось такое загадочное слово «Муста-Тунтури».

Вот три основные причины, которые привели к тому, что в апреле я всерьез задумался проехать на автомобиле по городам Русского Севера. Не могу сказать, что решение это было однозначным и бесповоротным.

Можно назвать еще и четвертую причину – мистическую. Ну, тянет меня на север что-то. Не знаю, может быть в прошлой жизни я там жил? А в этой уже два раза ездил по Скандинавскому полуострову, и Норвегия оставила самые неизгладимые впечатления. Природа, люди, города, искусство – все это так мне близко и приятно.

Периодически ужасаясь авантюризму своего плана, я начинал колебаться, но потом возвращался к мысли, что везде люди живут, по асфальтовым дорогам ездят, и не так страшен черт, как его малюют.

Определенную долю забот вызвала необходимость принятия решения о покупке на крышу автомобиля багажника-бокса. Вещь эта не дешевая, но весьма редко используемая. В 2012 году мы ездили на юг вчетвером и вполне обошлись без такой надстройки, которая к тому же съедает некоторую часть топлива. Но на юг теплых вещей не надо, а багажник был заложен доверху. Куда же девать все то, что могло нам пригодится в поездке по Заполярью? От палатки и спальных мешков до зимней обуви и теплых курток. Вещи не тяжелые, но достаточно объемные. В результате долгого и мучительного выбора был заказан бокс «Ветлан-460», который делают у нас же в городе. Но его изготовление растянулось почти на месяц. Багажник я получил буквально накануне отъезда и проверить его в деле не было никакой возможности. Поставили, загрузили и в путь!

Что еще можно рассказать о планировании нашего маршрута? Я попытался составить расписание поездки по дням – куда едем, где ночуем, что смотрим. Конечно, дорога вносит свои изменения, но нужно отметить, что почти всю поездку, особенно ее первую часть нам удавалось придерживаться установленного графика движения. В крупных городах я планировал снимать однокомнатные квартиры и задерживаться на 2-3 дня, чтобы иметь возможность совершать выезды по окрестностям. В остальных пунктах по маршруту транзитное жилье предполагалось искать на месте. На самый крайний случай у нас была с собой палатка. Да и в салоне машины при необходимости можно было устроиться на ночлег. Сразу скажу, что до этого у нас не дошло. Палатка осталась не востребована, а все двадцать ночей нашего путешествия мы находили достаточно комфортное жилье и постель.

Про подготовку машины рассказывать особенно нечего. Я своевременно выполняю все ТО, а «Кашкайчик» взаимно радует своей надежностью. На старте одометр показывал 80188 км.

Мы готовы отправиться в путь и приглашаем читателя вместе с нами день за днем вспомнить все этапы этого запоминающегося путешествия по северу России…

Источник

Оцените статью