Пути путешествия морских народов

Морские путешествия викингов: эпоха викингов

Прежде чем говорить по поводу морских путешествий викингов, нужно дать краткую характеристику самой народности викингов.
Викинги – скандинавские народы раннего средневековья, совершающие с восьмого по одиннадцатый века серию морских путешествий и терроризирующие в это время побережье Англии, Франции и ряда других европейских государств.
Период с восьмого по одиннадцатый век также принято называть «эпохой викингов». В латинских источниках викингов также называют норманнами. В Киевской Руси викингов называли варягами, где они служили как профессиональные наемники. Кроме того, основатель династии киевских князей – Рюрик, предположительно мог быть варягом, однако подтверждения этому нет.

Викингов следует разделять три группы:
– датчане или даны;
– шведы;
– норвежцы;
Каждая из этих групп имела свой путь морских походов, о которых речь пойдет ниже.

Причины морских походов викингов

Экспансия викингов или морские путешествия, как считает большинство, основывалась не только в желании обогатиться, путем грабежа прибережных территорий. Главной причиной морским путешествий принято считать: голод на территории Скандинавских островов и резкое увеличение населения. В связи с этим, на и без того бедной скандинавской земле стало еще меньше пригодных наделов, появился дефицит продовольствия, и нужно было искать альтернативные источники пропитания.
Кроме этого, между скандинавами всегда бушевала война за власть и за наследство и те, кто проиграл эту борьбу, должен был отравиться в море, чтобы там попытать свою удачу, на родной земле им уже не было чего ожидать, а значит, необходимо освоить новые земли.
Викинги также изобрели отличные корабли, способные плавать не только у побережье и по рекам, но и выходить в открытый океан. Эти корабли назывались дракарами. Это было небольшое судно, имевшее парус и небольшое количество гребцов.

Читайте также:  Луксор или каир экскурсия

Главные пути морских путешествий

Первые экспедиции были немногочисленными, в них участвовали приблизительно 200-300 викингов на нескольких дракарах. Затем это уже были группы более чем в 500 викингов, а на последнем этапе это уже была масштабная экспансия (1 тыс. и более викингов).
Как уже говорилось, всех викингов разделяют на три группы и каждая из этих групп имела свой путь путешествий.
Даны или датчане путешествовали в следующих направлениях: сначала они освоили территорию Британских островов, в том числе и Ирландию, атаковали побережья Франции, Испании, некоторые государства на берегах Средиземного моря и территорию Восточной Европы (Киевская Русь, Византия).
Шведы контролировали практически все побережье Балтийского моря, ходили набегами на государства Центральной и Восточной Европы.
Норвежцы совершали свои набеги по всему побережье Северной Атлантики, высадились на Фарерские острова, где основали несколько поселений, грабили и осваивали Ирландию, закрепились в Исландии, открыли и основались на Гренландии и были первыми европейцами, которые высадились на территории Америки.
Как видим, в своих путешествиях, викинги не только грабили прибрежные территории, но и были опытными мореплавателями и первооткрывателями. Именно викинг – Эрик Рыжий стал человеком, открывшим Америку, Гренландию и ряд других островов.
В ходе экспансии, викинги основывали собственные королевства. Так на Востоке Англии был создан целый ряд мощных королевств, просуществовавших до завоевания Англии Вильгельмом Завоевателем в 1066 году. Именно в этом году и закончилась «эпоха викингов», да и уже в конце одиннадцатого века, викинги практически перестали совершать набеги из-за укрепления прибрежных территории и отсутствием кораблей, способных совершать еще более далекие плаванья.

Источник

§9 Путешествия морских народов — Ответы, ГДЗ, рабочая тетрадь 5 класс (Домогацких)

Тестовые задания.

Читайте также:  Архыз самые интересные места

1. В древности на Руси жителей Скандинавского полуострова назы­вали

2. За сколько веков до Колумба викинги открыли Америку?

3. В каком родстве находились Эйрик и Лейв?

б) Эйрик был сыном Лейва

в) Эйрик был отцом Лейва

г) Эйрик был дедом Лейва

4. Для того чтобы добраться из Исландии в Америку через Гренлан­дию, викинги должны были плыть

а) сначала на восток, а потом на север

б) сначала на запад, а потом на юг

в) сначала на восток, потом на юг

г) сначала на запад, потом на север

5. Об открытии викингами Америки говорится в

б) «Саге о гренландцах»

в) «Саге об американцах»

6. Заполните пропуски в тексте.

Викинги заселили сначала всё побережье Скандинавского полуостро­ва, потом заняли остров Исландия . Позднее они от­крыли и начали осваивать огромный остров, который назвали Гренландия . Через несколько лет сыну Эйрика Рыжего, которого звали Лейв , удалось найти обширную землю, которую викинги стали называть Счастливый Винланд .

Тематический практикум.

Перед вами три отрывка из «Саги о гренландцах». Расставьте их в правильном порядке и ответьте на вопросы.

1. Эйрик нашёл страну, которую искал, и подошёл к земле у ледни­ка, который он назвал Средним. Он назвал страну, которую открыл, Гренландией (Зелёной страной), ибо считал, что людям скорее захо­чется поехать в страну, если у неё будет хорошее название.

2. Однажды пропал один человек, а потом пришёл и принёс виноград­ную лозу. И Лейв назвал страну по тому, что в ней было хорошего: она получила название Виноградной страны или Винланда. Было это примерно в 1000 году. И Лейва после возвращений все стали называть Лейвом Счастливым.

3. Жил человек по имени Торвальд. Он был сыном Асвальда, сына Бы­чьего Торира. Торвальд и его сын Эйрик Рыжий покинули Ярд из-за убийств, совершённых ими в распре, и уехали в Исландию.

1. Мыс на юге Африки долгое время называли мысом Бурь. Португаль­ский король Жуан II переименовал его в мыс Доброй Надежды. Как вы думаете, что сближает Лейва Счастливого с королём Жуаном II?

Думаю, что оба были на мысе с доброй надеждой.

2. Кем приходился Эйрику Рыжему Бычий Торир?

Бычий Торир был прапрадедом Эйрика Рыжего.

Картографический практикум.

Проследите по карте путь плавания викингов (норманнов) и назо­вите географические объекты, через которые он проходил.

Источник

Путешествия морских народов

Урок 7. География 5 класс ФГОС

Конспект урока «Путешествия морских народов»

Тысячу лет тому назад на севере Европы, на юге Скандинавского полуострова, жили люди, называвшие себя викингами, что означает «люди моря». Все остальные народы называли их норманнами, то есть людьми с севера. А на Руси викингов называли варягами. Все эти названия одинаково правильны и точны. Викинги всегда приплывали с севера, и их появление вызывала панику у народов, живших на побережье. И это было понятно – викинги были морскими разбойниками, и ничего хорошего от их визитов ждать не стоило. Никто и не ждал. Едва только на горизонте показывался силуэт драккара – так викинги называли свои корабли, – как из прибрежных поселений все жители уходили подальше в лес. Они знали, что люди моря лес не любили, боялись его и глубоко в лес не ходили. Но всё, что оставалось на берегу, викинги забирали, а если удавалось захватить в плен людей, то эти несчастные превращались в рабов.

Жители Скандинавии знали мореходство с незапамятных времён. Они хорошо изучили морские пути, и умело передвигались вдоль берегов узкими и извилистыми заливами – фьордами. Норманны были прекрасными судостроителями, а их корабли тогда считались наилучшими. С VIII века скандинавы уже строили парусные многовесельные корабли, длина которых достигала более 20 метров, а ширина от 4 до 5 метров. Такие суда вмещали до 150 человек. В случае необходимости их можно было перенести на руках. Корма и нос корабля имели заострённую форму, поэтому, чтобы изменить курс, достаточно было только переставить вёсла. Корабль имел четырёхугольный парус, обычно, красного или красно-белого цвета.

Викинги держали в страхе все прибрежные народы Европы, их знали даже в Африке. У викингов был неуживчивый характер, они часто ссорились между собой, поэтому не любили жить вместе. Каждая семья старалась селиться так, чтобы не видеть своих соседей. За рубежом викинги выступали как грабители, завоеватели и торговцы, а на родине в основном обрабатывали землю, охотились, ловили рыбу и разводили скот. Во всех слоях скандинавского общества были сильно развиты родственные связи, и в важных делах его члены обычно действовали совместно с родственниками.

Женщины в семье играли важную роль. Они могли владеть собственностью, самостоятельно решать вопросы о вступлении в брак и о разводе с неподходящим супругом. Однако за пределами семейного очага участие женщин в общественной жизни оставалось незначительным.

Во времена викингов большинство людей питалось два раза в сутки. Основными продуктами были мясо, рыба и зерна злаков. Мясо и рыбу обычно варили, реже жарили. Для хранения эти продукты сушили и солили. Из злаков использовали рожь, овёс, ячмень и несколько видов пшеницы. Обычно из их зёрен варили кашу, но иногда выпекали хлеб. Овощи и фрукты ели редко. Из напитков потребляли молоко, пиво, ферментированный медовый напиток, а в более высших классах общества – импортное вино.

Крестьянские жилища обычно представляли собой простые однокомнатные дома, построенные или из плотно подогнанных вертикальных брусьев, или чаще из плетёной лозы, обмазанной глиной. Состоятельные люди обычно жили в большом прямоугольном доме, где размещалась многочисленная родня. Крыши обычно настилали из торфа. Иногда внутри дома вдоль стен устанавливали в ряд столбы, поддерживавшие крышу, а отгороженные таким образом боковые помещения использовались как спальни.

В конце VIII в. в Скандинавии насчитывалось не более 2 миллионов жителей. Однако с начала IX в. населения начинает расти. Этот прирост, а также связанный с ним недостаток средств существования, побуждали скандинавов нападать на соседние земли. С насиженных мест их гнала также жажда познания и приключений. Такие походы организовывали и возглавляли выходцы из знатных семей. Весной они готовили корабли и оружие, набирали отряд отважных воинов и отправлялись в далёкое плавание. Часто перед отплытием кверху подбрасывали топор и по направлению его падения определяли путь будущего похода.

Так викинги заселили сначала остров Исландия. До них этот остров был необитаем. Позднее викинги открыли и начали осваивать огромный остров, лежащий к западу от Исландии. Они назвали его Гренландией. Открыл Гренландию викинг по имени Эйрик в конце X века. Фамилий у викингов не было, вместо них были прозвища. Их называли или по отцу (например, Торвальдсен – сын Торвальда, Ларсен – сын Ларса), или по внешним признакам. У Эйрика было прозвище – Рауди, то есть Рыжий.

Жизнь в Гренландии была очень скудная. Грабить было некого, викингам пришлось работать. Весь остров был покрыт льдом, и только на самом юге на берегу океана были участки земли, свободные от льда. Летом на них зеленела трава, викинги разводили овец и коз, дававших шерсть и молоко. Из молока делали сыр. Он был твёрдый, как камень, но зато никогда не портился. В море ловили рыбу и промышляли добычей тюленей и моржей. Но очень много в Гренландии не хватало или совсем не было. Гренландские викинги нуждались в овощах, древесине и железе. Но страшнее всего было отсутствие соли — без неё любая еда была невкусной.

Викинги надеялись, что к югу от Гренландии должна быть более благодатная земля, и даже несколько раз пытались достичь её. Но посчастливилось только одному – сыну Эйрика Рыжего, которого звали Лейф. Со своими товарищами он нашёл обширную землю в начале XI века. Там они провели почти год и убедились в том, что нашли замечательное место. Здесь было гораздо теплее, чем в Гренландии. Сильных морозов зимой не было, трава оставалась зелёной, и не нужно было заготавливать на зиму корм для скота. В реках было много рыбы. На этой земле рос даже дикий виноград, и Лейф назвал её Винланд — Виноградная Земля.

Когда закончилась зима Лейф с друзьями вернулся домой. После этого путешествия у него появилось прозвище – Счастливый. Многие гренландцы захотели переселиться в Винланд. Некоторое время существовали и помогали друг другу, поселения в Гренландии и в Винланде. Но потом что-то случилось и связь с Винландом прервалась. А ещё позже начал меняться климат Гренландии — стало совсем холодно. Викингам пришлось вернуться в Исландию. Те же, кто решил остаться, погибли.

Никто, кроме викингов, ничего не знал об этих открытиях. Письменности у них не было, книжек они не писали, с чужими людьми особенно не общались. Но викинги очень любили занимательные истории. У них было множество саг – так викинги называли устные высказывания. Была среди них и «Сага о гренландцах», в которой рассказывалось и об Эйрике, и о Лейфе, и о Винланде. Вот только где точно находилась эта земля, в саге не говорилась. Современные учёные по содержащимся в саге описаниям сделали предположение, что Лейф Счастливый открыл берега Америки, опередив Колумба на 500 лет. Недавно в Америке были обнаружены остатки их поселений, они проникли в глубь материка до Великих озёр и верховьев Миссисипи. К сожалению, открытия норманнов не привлекли внимание учёных и не оказали фактически никакого влияния на развитие географических представлений того времени.

Однако имя Лейфа не забыто и увековечено в истории. В американском городе Сиэтле Лейфу Счастливому поставлен памятник. Памятник Лейфу Эрикссону поставлен и в самом Рейкьявике, причём на постаменте прямо сказано: «открывателю Америки». В 1887 году в Бостоне был воздвигнут памятник викингу. Каждый год 9 октября в США проводится день Эрикссона.

Источник

Конспект урока по географии на тему «Путешествия морских народов»

«Детский санаторий «Берёзка»

Урок открытия нового знания

«Путешествия морских народов»

учитель географии Шевченко Е.И.

Оборудование: Физическая карта полушарий (с.10), Важнейшие географические открытия (с. 32), атлас «География. Введение в географию. Физическая география. 5-6 кл.», ноутбук, проектор, презентация к уроку, смайлики, маршрутные листы, картографический практикум, карточки рефлексии «Мишень успеха».

Учебник: Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков «География. Введение в географию. 5 кл.», — М.: «Русское слово», 2014г. (пар. 9, с. 45-47)

Жаклин Симпсон «Викинги. Быт, религия, культура», 290 стр., 96 ил.

Г.В. Ласкавый «Викинги. Походы, открытия, культура», 2004.

А.Я. Гуревич « Походы викингов », М., 1996.

Определять причины и следствия географических путешествий и открытий, маршруты их плаваний;

Узнать, кто такие викинги, познакомиться с их бытом;

Описывать географические открытия викингов;

Выявлять особенности природы характерные для о. Исландия,

Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки.

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

Выявлять причинно-следственные связи открытия и заселения о. Исландия, о.Гренландия, территории Винланда;

Определять критерии для сравнения природы вновь открытых викингами земель;

Научиться вести диалог, вырабатывая общее решение.

Учащиеся смогут: сформировать личностное мнение по вопросу расселения людей по материкам и островам.

Технологическая карта урока ( системно-деятельностный подход)

Самоопределение к деятельности;

Включение в деловой ритм. Устное сообщение.

Проверка готовности учащихся к уроку; определение «настроения» урока.

Методический приём «Настроение урока» : учащимся предлагается выбрать смайлик (грустный или весёлый). Вместе выбираем настроение урока.

Подготовка к работе на уроке.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

Подготовка учащихся к проектировочной деятельности

актуализация знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;

тренировка соответствующих мыслительных операций;

в завершении этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

Выполнение задания по материалу прошлого урока: учащимся предлагается показать маршруты путешествий финикийцев, Пифея;

(коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие, беседа)

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Создание проблемной ситуации

Почему некоторые народы называют морскими?

Сегодня мы познакомимся с людьми моря.

Что нам необходимо о них узнать?

Тысячу лет тому назад на Скандинавском п-ве жили викинги, что означает «люди моря».

Как вы думаете, любознательность или необходимость влекла викингов в путешествия?

Участвуют в диалоге:

т.к. живут на побережьях, занимаются морской торговлей, совершают плавания, …

Кто такие? Какие плавания совершали? Где и как жили?

Что побуждало их к путешествиям?

Общеучебные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели;

Личностные: развитие этических и моральных чувств понимания напряжения первопроходцев; понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

«Открытие» учащимися нового знания

Учитель организует коллективную деятельность учащихся по группам, в форме организации путешествия по маршрутным листам, описании быта викингов

в соответствии с содержанием урока.

1 группа: «Жизнь викинга на родине» (уч. с.45-46);

2 группа: «Путешествие Эйрика Рыжего» (уч. с.46-47);

3 группа: «Путешествие Лейва Эйриксона» (уч. с.47)

Учитель создаёт игровую ситуацию – каждая группа работает с документами, материалы которых были перепутаны в архивах. Задача группы: восстановить тексты исторических документов, фрагменты карт путешественников, иллюстраций к быту викингов.

Приложение 1. Маршрутные листы.

По ходу работы групп учитель направляет учащихся.

На данном этапе учащимся предлагается определить содержание темы урока (работа с текстом учебника и выделение смысловых частей темы)

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Познавательные: вычитывать все уровни текстовой информации; преобразовывать информацию из одного вида в другой; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Устанавливает осознанность восприятия.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

По ходу работы групп и их выступлений, учитель направляет учащихся, обращает их внимание на физическую карту и правильность показа географических объектов. Во время ответов учащихся, учитель демонстрирует слайды презентации.

Здоровьесберегающая организация учебной деятельности (20-я минута урока): проведение физкультминутки:

Учащиеся встают, поворачиваются боком к партам, берутся за руки и, поднимая поочерёдно руки вверх, изображают волну, по которым викинги бороздили моря и океаны. Собрался однажды отважный отряд
И в путь он отправился морем преград.
Драккары плывут, паруса шелестят,
Щиты на боках у драккара висят.
Под ритм барабанов, что смелость дает

Отряд свой корабль вперед уведет.
Гребите, викинги, гребите
Мы вышли на простор морей.
Рубите, викинги, рубите
Отважней нет нас, и смелей!

В форме коммуникативного взаимодействия – работе в группе, решают типовые задания на новый способ действий с проговаривание установленного алгоритма во внешней речи при представлении результатов своей работы.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Коммуникативные: управление поведением соратника – контроль, коррекция, оценка его действий;

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний;

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, и сами оценивают её. В результате организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контроль процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность (проводится географический практикум ; Приложение 2.

В маршрутном листе учащимся предлагается сделать отметку – выбрать значок урока «понял», «возникли трудности», «совсем не понял».

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Ученик, работая над заданием, проводит самооценку своего труда. После задания есть отметка о выполнении, куда ученик заносит свой результат.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке.

Домашнее задание даётся с элементами выбора, творчества:

нарисовать викинга, дать ему имя;

нарисовать викинга, дать ему имя, написать о нём сагу.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты урока.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Источник

Оцените статью