Пути развития стран латинской америки во второй половине 20 века

Латинская Америка во второй половине XX века

Латинская Америка во второй половине XX века — фото

Страны Латинской Америки после Второй мировой войны претерпели колоссальные изменения и более других стран «третьего мира» продвинулись в модернизации. Это, конечно же, связано с тем, что эти страны раньше других получили независимость. Кроме того, для Латинской Америки модернизация не означала цивилизационного шока: она была частью европейской (западной) цивилизации.

Национал-реформизм

Сразу после войны экономическое положение стран Латинской Америки было весьма благоприятным. Как и после первой мировой войны, они имели накопленные золотовалютные резервы, их доля в мировой торговле увеличилась. К тому времени латифундисты уже в значительной степени утратили свое ведущее положение в большинстве стран Латинской Америки. Их место заняли представители национального капитала, усилившиеся в годы благоприятной экономической конъюнктуры военного времени. Они стремились к упрочению независимости, которая мыслилась тогда как дальнейшее развитие с помощью государства импортзамещающей индустриализации. Вместе с тем, они были сторонниками социальных реформ, большей социальной справедливости. Это политическое течение в послевоенной Латинской Америке назвали национал-реформизмом. В Бразилии такой курс осуществлял вернувшийся в 1951 году к власти Жетулиу Варгас. Одним из самых важных его достижений была национализация нефтяной промышленности. В 1954 году военные потребовали его отставки. И тогда он покончил жизнь самоубийством. В Аргентине политику национал-реформизма проводило правительство Хуана Доминго Перона.

США в этот период были озабочены лишь одним: чтобы СССР не проник в Западное полушарие. Для предотвращения этого упор делался на усиление военно-политического сотрудничества Латинской Америки с США. Был заключен договор о коллективной безопасности (1948 год), создана Организация американских государств (1948 год). Американцы перевооружили местные армии и создали практически новую военную элиту, прошедшую подготовку в США. При этом их мало беспокоило внутреннее положение в странах Латинской Америки, если там не было непосредственной угрозы прихода к власти коммунистов. Хотя руководителям Соединенных Штатов удавалось находить общий язык и с такими деятелями, как Хуан Перон или Варгас с их антиамериканской риторикой, они все же предпочитали более послушных политиков типа Фульхенсио Батисты на Кубе или Анастасио Сомосы в Никарагуа.

Читайте также:  Европейские страны куда поехать

Новая полоса развития

Конец 50-х — начало 60-х годов положили начало новой полосе социально-экономического развития Латинской Америки. Ресурсы для проведения импортозамещающей индустриализации были исчерпаны, государственные финансы обременены необходимостью поддерживать громадный государственный сектор экономики. Прорехи в бюджетах возникали и в связи с реализацией амбициозных проектов. Бразилия в 1957 году начала строительство новой столицы вдали от перенаселенного Рио-де-Жанейро. Это был ультрасовременный город, построенный на пустом месте и названный Бразилиа. Он должен был символизировать будущее страны. Мексика добилась права проведения в своей столице — Мехико — Олимпийских игр 1968 года, что заставило полностью реконструировать многомиллионный город. Следствием перенапряжения государственных бюджетов стало начало инфляции, деньги обесценивались; бразильский крузейро «похудел» в 5 раз только за 1961-1964 годы. Повсеместно выросла социальная напряженность.

Два пути развития

Так возникли предпосылки для пересмотра национал-реформизма. В странах Латинской Америки развитие пошло в двух направлениях. В одном случае на гребне массового недовольства к власти приходили левые силы и пытались найти выход из положения на известных уже путях «строительства социализма», т.е. усиления государственного регулирования экономики за счет свертывания рыночных отношений. Так развивались события на Кубе. Партизанская война закончилась в начале 1959 года падением проамериканского режима. Лидер повстанцев — 32-летний Фидель Кастро — возглавил правительство. Поначалу он не был коммунистом. Свою задачу Кастро видел в укреплении независимости Кубы от США. Но натолкнувшись на их сопротивление, он национализировал всю американскую собственность и пошел на сближение с СССР. Москва так дорожила вновь обретенным союзником, что для сохранения власти Кастро пошла даже на риск ядерной войны в 1962 году (Карибский кризис). Сближение с СССР способствовало быстрому превращению Кастро в ревностного коммуниста.

Читайте также:  Страны африки по уровню полезных ископаемых

После того, как во время Карибского кризиса лидеры сверхдержав договорились за спиной Кастро, советско-кубинские отношения на время ухудшились. Кастро попытался по примеру Китая тех лет ускорить развитие Кубы, одновременно строя социализм и коммунизм. Это свелось к отмене товарно-денежных отношений, государственные предприятия в промышленности и народные имения (госхозы) в сельском хозяйстве были обязаны обмениваться своей продукцией напрямую. Это вызвало невероятный хаос и привело к параличу экономики. Кастро был вынужден прибегнуть к помощи СССР, чтобы выйти из этого кризиса. С тех пор Кастро стал верным союзником СССР, а Куба — одним из крупнейших его должников.

В стране началось «строительство социализма» по советскому образцу. Вся экономика стала плановой. Экономические связи были переориентированы на СССР. На Кубе сформировался однопартийный режим, а коммунизм стал государственной идеологией, — утвердился тоталитарный социализм. Однако решить экономические проблемы, стоящие перед страной, этому режиму так и не удалось. Отсталость не была преодолена, производство сахара остается, как и ранее, главной отраслью экономики.

Кастро и его соратники верили в то, что революция, начавшись на Кубе, должна переброситься на все страны Латинской Америки. Свой долг они видели в помощи левым силам по всему континенту. Наиболее последовательным сторонником этой идеи был Эрнесто Гевара, прозванный «Че», что означает «дружище».

В Чили попытку «построить социализм» предприняло правительство президента Сальвадора Альенде в 1970—1973 годах, состоявшее из коммунистов и левых социалистов. В отличие от Кастро, Альенде пришел к власти конституционным путем и пытался проводить свой курс в рамках конституционной законности. Каскад преобразований, включая национализацию всей медной промышленности — ведущей отрасли экономики, вызвал в стране настоящий хаос и массовое недовольство. Воспользовавшись этим, генерал Аугусто Пиночет с одобрения США сверг Альенде, который погиб при штурме президентского дворца.

Таким образом, второй путь развития наметился, когда в условиях политической нестабильности, как это было в Чили, к власти приходили военные хунты. В 60—70-х годах такие хунты оказались у власти в Аргентине, Боливии, Бразилии, Гватемале, Гондурасе, Эквадоре. Беспощадно расправляясь с левыми силами, военные хунты по примеру Пиночета отказывались от национал-реформистского курса. Для выхода из экономических трудностей они всячески поощряли ввоз иностранного капитала, ликвидировали все препятствия на пути развития внешней торговли. Это действительно привело к некоторому ускорению развития, но еще более усложнило проблему внешней задолженности. К тому же в большинстве случаев военные хунты не трогали государственный сектор экономики, тяжелым бременем лежавший на бюджете. Это подстегивало инфляцию. При этом устанавливались репрессивные авторитарные режимы, которые были шагом назад по сравнению с национал-реформистскими.

Политика США

США, со своей стороны, после неожиданной победы Кастро также отреагировали на рост социальной напряженности в 50-60-х годах. Президент Кеннеди провозгласил в 1961 году новый курс в отношениях со странами Латинской Америки — «Союз ради прогресса». США предлагали свою помощь в преодолении отсталости, советуя делать упор на социальные реформы. В 70-х годах они фактически поддерживали антидемократические хунты, видя в них залог стабильности и оплот в борьбе против левых сил. США сыграли важную роль в организации, например, переворота в Чили в 1973 году. Радикально изменилась ситуация, когда президентом стал Джимми Картер, заявивший о недопустимости нарушения прав человека. Потеря поддержки США сделала уход военных с политической арены вопросом времени.

Демократическая волна 80-х годов

В 80-х годах, как цепная реакция, началось восстановление демократических режимов: в 1980 году — в Перу, в 1982 — в Боливии, в 1985 — в Бразилии, Гватемале, Гондурасе, Уругвае, в 1989 — в Сальвадоре и Парагвае, в 1990 — в Чили. В настоящее время во всех странах Латинской Америки, кроме Кубы, установился демократический строй, это произошло впервые за всю ее историю. Приход к власти новых демократически избранных правительств не привел, однако, к изменению экономической политики. Они сохранили курс на активное участие своих стран в международном разделении труда, курс на интеграцию в мировую экономику. Новым, пожалуй, является больший упор на развитие рыночных структур экономики, приватизацию государственного сектора. Эта экономическая политика очень напоминает консервативную волну в странах Запада. Причем масштабы приватизации не уступают по масштабам тэтчеровской. Мексика в 1989-1992 годах приватизировала государственную собственность стоимостью 20,2 миллиарда долларов, Аргентина — 9,3, Бразилия — 4,6.

Страны Карибского бассейна

Деколонизация не прошла мимо Америки. Напомним, что почти все острова Карибского моря, кроме Кубы и острова Гаити, были колониальными владениями Англии, Франции и Нидерландов. Большая их часть получила независимость. Это — крошечные, по-преимуществу, островные, государства, население которых состоит из потомков ввезенных сюда негров-рабов. Главные отрасли их экономики — туризм и рыболовство. В отличие от стран Латинской Америки, большая их часть англоязычна, они входят в Британское содружество и продолжают поддерживать традиционные политические и экономические связи с Великобританией.

Кредер А.А. Новейшая история зарубежных стран. 1914-1997

Источник

Тема 2.8.

Латинская Америка. Проблемы развития во второй половине ХХ – начала ХХI века.

План

1. Особенности социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки во второй половине ХХ века. Борьба за демократические преобразования.

2.Два пути развития латиноамериканских стран: «строительство социализма» (Куба, Чили, Никарагуа) или интеграция в мировую экономику (Мексика, Бразилия, Боливия).

1. Латинская Америка — регион, располагающийся в Западном полушарии и простирающийся от границы США и Мексики на севере, до Огненной Земли и Антарктиды на юге, и по протяженности растянувшийся на более чем 12 000 километров. Он включает южную часть материка Северная Америка, Центральную Америку, острова Вест-Индии и материк Южная Америка. С запада омывается Тихим океаном, с востока — Атлантическим. Страны Латинской Америки подразделяются на 33 государства и 13 колоний и зависимых территорий, а общая площадь этого региона, составляет 21 млн. кв. км, что является более 15% суши земного шара.

Название «Латинская Америка» было введено французским императором Наполеоном III как политический термин.

Страны Латинской Америки объединяли общие проблемы в отношениях с мировым сообществом. В послевоенные годы продолжали сосуществовать, бороться и сменять друг друга консервативная, реформистская и революционная модели развития, зачастую чередовавшиеся в одной стране. Специфика политической традиции, большая роль личности лидера (каудильо, вождя), увлекающего за собой массы.

Наиболее развитые страны взяли курс на «им-портзамещающую индустриализацию», стремясь создать собственную промышленность. Процесс индустриализации, рост городов и городского населения не решили проблем зависимости от импорта высокотехнологичных машин и оборудования. Сохранялось невыгодное для Латинской Америки международное разделение труда, при котором регион рассматривался, прежде всего, как поставщик сырья и сельскохозяйственной продукции. Ведущие державы монопольно устанавливали соотношение цен на сырье и промышленную продукцию в свою пользу. До сегодняшнего дня велика внешняя задолженность латиноамериканских стран, вовлеченность населения в производство наркотиков.

Перед лицом ухудшающейся экономической конъюнктуры, инфляции и роста социальной напряженности Латинская Америка в 60-е гг. ощутила необходимость коренных реформ. Многие страны провели аграрную реформу, покончившую с засильем латифундизма. Основной реакцией на экономические трудности стало изменение политических режимов.

Социальные меры Перона:

1) разработано законодательство (пенсии, отпуска, дома отдыха для рабочих, повышена зарплата, запрещен детский труд);

2) национализированы (за выкуп) принадлежавшие иностранному капиталу железные дороги, телефонные линии, Центральный банк;

3) разработан 5-летний план экономического развития;

4) поощрялись национальные промышленность и капитал;

5) попытки колонизации пустующих земель;

6) новая конституция в духе

В июне 1943 г. в Аргентине произошел военный переворот. Его главным организатором стал полковник Хуан Доминго Перон (1895 — 1974), занявший посты военного министра и вице-президента. Он стремился создать национальное аргентинское правительство для ускорения промышленного развития, сплотить общество, усилить роль государства. Перон выдвинул концепцию «хустисиализма» (справедливости) — процветающего общества с активным участием всех слоев населения в экономической и политической жизни под руководством «внеклассового» государства. Это был вариант «третьего пути» между социализмом и капитализмом. В феврале 1946 г. Перон был избран большинством населения на пост президента и занимал его до сентября 1955 г. Его правление отличалось, с одной стороны, авторитарными чертами, а с другой — комплексом социальных преобразований. Падение цен на традиционные виды латиноамериканского экспорта в начале 50-х гг. ухудшило экономическую конъюнктуру, усилило инфляцию и обострило социальные отношения. В сентябре 1955 г., после очередного военного переворота, Перон бежал в Парагвай.

Куба. Фидель Алеха́ндро Кастро — кубинский революционный, государственный, политический и партийный деятель, команданте, председатель Госсовета Кубы с 1976 по 2008 год. Герой Советского Союза (1963).

Кастро национализировал американскую собственность и установил контакты с СССР. Госсектор занял монопольное положение. Значительные экономические трудности начались в 60-е гг. (карточки на продукты питания и товары существуют и поныне). Курс на ускоренное «строительство коммунизма», индустриализацию в отрыве от реальных возможностей, монополия партии Кастро в политической сфере, копирование советского образца общественного развития привели к установлению на Кубе командно-административной экономики со всеми негативными последствиями, проявившимися со временем.

С 1952 г. на Куба зависела от американского капитала, занимавшего командные позиции в производстве сахара — основной статьи национального экспорта. На Кубе практически не было влиятельной оппозиционной силы. За смену режима взялись молодые патриоты-демократы во главе с обаятельным адвокатом Фиделем Кастро.

Поначалу Кастро придерживался демократических убеждений. По мере продвижения к власти взгляды Кастро приобретали все более «левый», радикальный характер.

Он склонялся к революционной диктатуре (идея для Латинской Америки не новая), но с условием поддержки ее трудящимся населением.

В 1960 г. США объявили экономическую блокаду Кубы, а в 1961 г. произошла неудачная попытка прямой военной интервенции. Для прежней Кубы закрытие американского рынка было равносильно катастрофе. Из страны в США бежала довольно значительная часть населения. В 90-е гг. экономические трудности на Кубе, объявлявшиеся происками врагов и мирового империализма, резко возросли. Не изменяя сущности режима, Ф. Кастро с трудом согласился на частичные реформы в сфере либерализации экономики.

Чили. Военный переворот, тщательно спланированный и квалифицированно организованный, произошел в стране 11 сентября 1973 г.: были расстреляны все нелояльные офицеры, убит президент-социалист Альенде.

Правительство — военную хунту — с чрезвычайными полномочиями на неопределенный срок возглавил генерал А. Пиночет. В Чили начались широкомасштабные преследования инакомыслящих. Против террора выступили ООН и все мировое сообщество, социалистические страны разорвали с Чили отношения.

Пиночет предложил стране наиболее оптимальный, по его мнению, путь развития: запрет политических партий, контроль над профсоюзами, ограничение прав человека. Негативные тенденции немного смягчились

в 80-е гг. В начале 90-х экономика Чили переживала стремительный подъем, что способствовало снижению социальной напряженности и стабильности в обществе.

1) поощрение частного предпринимательства, денационализация значительной части госсектора;

2) привлечение иностранного капитала;

3) возвращение частной собственности на землю, поощрение фермерских хозяйств;

4) модернизация и техническое переоснащение традиционных отраслей промышленности (прежде всего медной);

5) защита идей национализма, католичества и испанских традиций — «органической демократии».

Национал-реформистский курс политики проводили правительства Мексики.

Демократический режим отличался рядом особенностей: сильная власть, политика уступок рабочему движению. В Мексике продолжалась аграрная реформа, создание в ряде сфер хозяйства государственного сектора. Рост экономических связей на североамериканском континенте и экспансия в страну иностранного капитала впоследствии подвели Мексику к участию в интеграционной системе Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА).

Сходные черты имела политика Ж.Варгаса в Бразилии в период «нового государства» и его президентства в 1951-1954 гг. В отличие от национал-реформизма под влиянием кубинской революции в ряде стран в 60е и первой половине 70х гг. пришли к власти революционные, левонационалистицеские режимы, часто опиравшиеся на революционное офицерство. После победы кубинской революции в 1959 г. революционерам в Латинской Америке казалось, что перспективен путь вооруженных революций и партизанских битв. Подогревала подобные идеи и маоистская пропаганда.

В результате военных переворотов в 60е гг. в целом ряде стран пришли к власти левонационалистические режимы. Это было новым явлением в регионе.

До середины 70х годов политика модернизации означала курс на создание государственного сектора и усиление г. регулирования, защиту национального рынка, социальные преобразования. Политическое направление этого курса получило наименование национал-реформизм и экономический национализм. С середины 70х гг. в мировой экономике обозначился крутой поворот. Новая фаза научно-технической революции в развитых капиталистических странах и экономических кризисы ускорили процесс обновления производства.

В таких условиях гигантские монопольные государственные компании, сросшиеся с бюрократическим аппаратом, превращались в тормоз экономического развития. Приватизация части государственного сектора стала экономической необходимостью.

Новый уровень глобализации, иначе говоря, огромная роль мировых хозяйственных связей, привлечение современной технологии и иностранного капитала, стал частью стратегии латиноамериканских стран.

Суть новой стратегии модернизации состояла в разгосударствлении собственности и поощрении механизмов свободной рыночной экономики.

Таким образом, в странах региона произошло кардинальное переосмысление места государства в жизни общества. Ушло в прошлое крайнее преувеличение роли государства.

Основным источником накопления капиталов и модернизации стали широкое привлечение иностранного капитала в форме инвестиций, займов кредитов, развитие экспортных отраслей. Эта политика привела к развитию производства в области энергетики, электронной промышленности, к ускорению научно-технического прогресса. В 1980 г. валовой национальный продукт региона превзошёл уровень 1960 г. в 3,5 раза. Но эти процессы имели и негативные стороны: поражение левых сил в целом ряде стран и установление авторитарных режимов, громадный рост внешней задолженности, колоссальные выплаты по внешним долгам, рост инфляции. Хотя в ряде отраслей занятость увеличилась, в целом число безработных выросло. Увеличился слой бедных, и оказавшихся на обочине жизни групп населения.

Важной особенностью межамериканских экономических отношений явилось развитие региональной экономической интеграции. Для Латинской Америки оказалась привлекательной идея создания свободной торговле на континенте. Поэтому в ряде стран получила поддержку идея присоединения к соглашению о создании североамериканской зоны свободной торговли в составе США, Канады и Мексики (НАФТА). В 1991 г. Бразилия, Аргентина и другие страны подписали соглашение о создании Общего рынка стран юга континента. В 2001 г. в Квебеке все страны 2х американских континентов (кроме Кубы) подписали Декларацию о создании с 2005 г. панамериканской зоны свободной торговли.

Политика военных режимов и негативные последствия модернизации, её издержки усилили напряженность в обществе. Недовольство вызывало и отсутствие демократических свобод и прав человека. В странах континента стали нарастать забастовки, развертывалась борьба за демократические права, в неё включились средние слои, мелкие и средние предприниматели. Господствующие классы укрепили свое положение и не нуждались в репрессивных режимах. Изменилась социальная структура латиноамериканского общества. Оно стало городским и индустриальным. Повысился уровень образования населения. В итоге в Латинской Америке начался процесс демократизации. С политической карты страны исчезла последняя диктатура. Потерпели поражение попытки создания общества, альтернативного капиталистическому. Сандинистская революция в Никарагуа привела к установлению революционного режима 1979-1990 гг. однако, она примирением враждующих сторон. Никарагуанская революция замкнула круг революций, начатый в 19010 г. мексиканской революцией. Разрушительные насильственные формы политической борьбы, столь характерные для латиноамериканской истории, стали сменяться конструктивными, демократическими.

Впервые в своей истории в концу ХХ в. Латинская Америка развивается без диктатур и революций.

Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 28 ; Нарушение авторских прав

Источник

Оцените статью