Урок «Преодоление отсталости стран мира»
план-конспект урока по географии (11 класс) по теме
Представлен конспект урока с использованием кейс-метода. Урок рассчитан на 2 часа и предполагает большую работу учащихся с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur_2003.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Преодоление отсталости слаборазвитых стран мира –
глобальная проблема человечества»
учиться работать в группах, распределяя обязанности, организовывая совместную деятельность; учиться бесконфликтному общению, готовности вести диалог; формировать коммуникативные компетентности в общении с одноклассниками; формировать осознанное, уважительное отношение к другому человеку и народам мира
развивать критическое мышление; развивать умения работать с текстом, формулировать и обосновывать свою позицию, защищать ее;
определить особенности слаборазвитых стран, место данной проблемы среди глобальных проблем человечества, наметить возможные пути решения данной проблемы.
Оборудование: раздаточный материал со статьей, политическая карта мира, средства для оформления проекта
Тип урока: урок изучения нового
Место урока: урок предлагается учителем к изучению в теме «Африка», т. к. большинство слаборазвитых стран находятся в этом регионе, а количество часов на изучение глобальных проблем слишком мало.
На данном этапе целесообразно пользоваться презентацией «Глобальные проблемы человечества. Проблема преодоления отсталости стран, ее место среди глобальных проблем»
Сегодня, когда глобализация – это состоявшийся факт, все больше мы говорим о глобальных проблемах человечества. Специфика глобальных проблем заключается в том, что они имеют ряд общих признаков:
носят общемировой характер, т.е. затрагивают судьбы и интересы всего человечества;
угрожают человечеству серьезным регрессом в условиях жизни и дальнейшем развитии производительных сил (или даже гибелью человеческой цивилизации как таковой);
нуждаются в срочном и неотложном решении;
взаимосвязаны между собой;
требуют для решения совместных действий всего мирового сообщества.
. вопрос: Какие вы можете выделить глобальные проблемы?
К глобальным стали относить:
проблему сохранения мира, предотвращения ядерной войны, разоружения;
природных ресурсов (рассматриваемую часто как две разные проблемы – энерге-
тическую и сырьевую);
преодоления отсталости и бедности и др.
По мере развития человеческой цивилизации могут возникнуть и уже возникают новые проблемы. Так, к разряду глобальных стали относить проблему освоения и использования ресурсов Мирового океана, проблему мирного освоения космоса, терроризма, урбанизации и т.д.
. вопрос: Назовите регионы мира, которые мы уже изучали?
Какой регион нам предстоит изучить? (Африка)
Почему же начался урок с глобальных проблем человечества? Какая связь между регионом Африка и глобальными проблемами?
О какой из проблем мы сегодня поговорим более подробно?
Итак, тема урока – «Преодоление отсталости стран мира»
Изменения, произошедшие в 90-ые гг позволяют говорить о смене приоритетов в глобальных проблемах. Если в 70-е – 80-е гг главной считалась проблема предотвращения ядерной войны, то сейчас на первое место одни специалисты ставят экологическую проблему, другие – демографическую, а третьи – проблему бедности и отсталости. Вопрос приоритетности проблем имеет не только научное значение, но и практическое. По разным оценкам, ежегодные затраты на решение должны составлять не менее 1 трлн. долларов, или 2,5% мирового ВВП.
. вопрос: Правомерно ли говорить, что проблема бедности и отсталости стран влечет за собой многие другие, свой ответ обоснуйте.
. вопрос: Сформулируйте, какие же цели мы поставим сегодня на урок.
( Рассмотреть особенности бедных и беднейших стран мира, пути преодо-
Группам необходимо определить, по каким направлениям они будут работать:
«Особенности слаборазвитых стран»
1. Рассмотрев текст, определите особенности слаборазвитых стран, сгруппируйте их по общим признакам
2. Приведите аргументы, которые доказывают, что данные особенности характерны для этих районов.
«Пути преодоления отсталости стран»
1. Рассмотрите текст, опишите возможные пути преодоления отсталости.
2. укажите, какие из этих путей реализуются уже сейчас. Какие пути можите предложить Вы.
Группы работают по раздаточному материалу, после предоставляют проект
Проект групп по проблеме «Особенности слаборазвитых стран», где указываются особенности стран и приводятся доказательства (аргументы) по пунктам
задание: сопоставить список особенностей со списком Лакоста «Особенности развивающихся районов», который был составлен в 80-ые годы XX века.
Что из этого списка не соответствует сегодняшней действительности?
Какие особенности мы можем добавить к уже имеющимся, в начале XXI века.
Особенности слаборазвитых стран
(возможные особенности, которые можно выделить по тексту)
1. низкая доля в пр-ве общемирового национального продукта
полное или почти полное отсутствие обрабатывающей промышленности
крайне низкий уровень развития производительных сил
узость отраслевого состава хозяйства
ведущее значение минерально-сырьевых отраслей
доиндустриальная структура энергобаланса и слабость электроэнергетики
слабое развитие инфраструктуры
2. голод, недоедание
3. высокая детская смертность, недостаток медицинской помощи
4. большое число неграмотных
низкий образовательный уровень
5. малое потребление энергоресурсов
6. огромная внешняя финансовая задолженность, которая продолжает расти
7. кризисное состояние с/х
высокая доля экономически активного населения, занятого в с/х
низкий уровень оснащения с/х, недостаточное использование минеральных ре-
8. неконтролируемый рост населения, отсутствие жилья
10. низкий доход на душу населения
11. возрастание экологических проблем
12. милитаризация экономики
13. ограниченное участие этих стран в создании и использовании мирового научно-
14. несоблюдение прав человека
15. негативное отношение стран «третьего мира» к развитым странам, требо-
вание пересмотра существующего миропорядка
Особенности развивающихся районов (список Лакоста)
- недоедание, голод;
- безграмотность, массовые эпидемии, высокая детская смертность;
- истощение или неиспользование природных ресурсов;
- высокий процент рабочих рук, занятых с/х с низкой производительностью труда на одного человека;
- низкий процент населения, живущего в городах;
- раздутый и паразитирующий третичный сектор экономики;
- низкий валовый продукт на душу населения;
- высокий уровень безработицы и неполной занятости, эксплуатация детского труда;
- слабо развития промышленность;
- большая зависимость экономики и общества в целом от иностранного капитала и помощи;
- ярко выраженное социальное неравенство;
- быстрый рост населения;
- слабая структурированность экономики и общества.
Проект группы по проблеме «Преодоление отсталости слаборазвитых стран» и характеристика каждого из направлений.
Возможные направления решения проблемы отсталости по тексту
1. Экономическая помощь развитых стран
внешний долг растет, проценты по кредитам постоянно возрастают
Предоставление адресных инвестиций, частные инвестиции – прямые и портфельные, банковские займы
коррумпированность и просто воровство, неэффективность исполь-
зования получаемых стредств
Списание долга у особенно слаборазвитых стран, который растет постоянно
2. Ошибки экономической политики самих стран
которые не умеют правильно использовать эти кредиты
3. Увеличить долю промышленного потенциала большинства стран, развивать обрабатывающую промышленность – индустриализация, постиндустриализация
4. Ввести современные средства ведения с/х, в том числе и достижения «зеленой революции», преобразование аргарных отношений
не стоит так уж полагаться на «зеленую революцию», т.к. растения и
животные, производство и урожайность которых увеличиваются, не
рассчитаны на страны Африки, Лат Америки и Азии, а являются тради-
цинными для Европы и Сев Америки и не пользуются спросом в выше
названных регионах. Так Индия провела «зеленую революцию» и теперь
является экспортером зерна, тк это не традиционная пища Азии.
5. Разработка эффективных национальных стратегий, опирающихся на внутренние ресурсы
6. Реформа образования, здравоохранения
Подготовка педагогических и научно-технических кадров
7. Проведение рациональной демографической политики, стимулирование проблем занятости.
8. Замена традиционных источников энергии (физической силы животных, сжигание древесины, различного рода органики), которые ввиду низкой их эффективности не позволяют существенно повысить производительность труда в промышленности, на транспорте, в сфере услуг, в с/х.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этот урок проводится в форме семинара -игры. Обучающиеся лучше запоминают учебный материал.
Презентация на тему » Показатели уровня социально — экономического развития стран мира».
Курс “Экономическая и социальная география мира” 10 класса является завершающим этапом в изучении школьной географии. При его прохождении возникают трудности разного характера и некоторые из них можно.
Методическое пособие по географии для 10 класса.
Оценочные практичекие работы по географии 10 класса по темам «Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира», «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира » .
Тесты по географии 10 класс по темам: «Население мира», «Страны мира», «Природные ресурсы».
Цель внеклассного мероприятия- способствовать развитию навыков коммуникативной деятельности обучающихся во внеклассной деятельности. Данное мероприятие способствовало развитию навыков поиска и отбора .
Источник
Глобальная проблема бедности и отсталости и пути ее решения
В современном мире бедность и отсталость характерны, прежде всего, для развивающихся стран, где проживает почти 2/3 населения Земли. Поэтому данную глобальную проблему часто называют проблемой преодоления отсталости развивающихся стран.
Для большинства этих стран, особенно наименее развитых, типична сильная отсталость, если судить по уровню их социально-экономического развития. В результате для многих из этих стран характерны ужасающие масштабы нищеты. Так, 1/4 населения Бразилии, 1/3 жителей Нигерии, 1/2 населения Индии потребляют товаров и услуг менее чем на 1 доллар в день
В результате от недоедания в мире страдает около 800 млн. человек. К тому же значительная часть нищих людей неграмотна. Так, доля неграмотных среди населения старше 15 лет составляет в Бразилии 17%, в Нигерии – около 43% и в Индии – примерно 48%.
Большинство экономистов сходятся в том, что определяющее значение в решении проблемы бедности и отсталости имеет разработка в развивающихся странах эффективных национальных стратегий развития, опирающихся на внутренние экономические ресурсы на основе комплексного подхода. При таком подходе в качестве предпосылок для создания современной экономики и достижения устойчивого экономического роста рассматриваются не только индустриализация и постиндустриализация, либерализация хозяйственной жизни и преобразование аграрных отношений, но и реформа образования, улучшение системы здравоохранения, смягчения неравенства, проведение рациональной демографической политики, стимулирование решения проблем занятости.
Однако многие развивающиеся страны (особенно наименее развитые) не могут полностью изменить свое положение без международного содействия решению проблемы отсталости.
Еще большие возможности для преодоления отсталости обеспечивают привлекаемые иностранные частные инвестиции – прямые и портфельные, а также банковские займы. Приток этих финансовых ресурсов в развивающиеся страны растет особенно быстро и является в настоящее время основой внешнего финансирования стран третьего мира.
Продовольственная проблема в мире и отсталости и пути ее решения
Современная мировая продовольственная ситуация трагична из-за своей противоречивости. С одной стороны, голод является причиной смерти миллионов людей: только во второй половине 1970-х годов от голодной смерти погибло больше народа, чем за последние 150 лет в результате войн и социальных потрясений. От голода и болезней, с ним связанных, в мире ежегодно погибает в несколько раз больше людей, чем погибло во время взрывов атомных бомб над Хиросимой и Нагасаки в 1945 году. С другой стороны, масштабы мирового производства продуктов питания в целом соответствуют продовольственным потребностям населения мира. По различным оценкам, в мире голодает и недоедает от 0,8 до 1,2 миллиарда человек, подавляющее большинство которых проживает в развивающихся странах.
Продовольственная проблема имеет глобальный характер и в силу своей гуманистической значимости, и в силу своей тесной взаимосвязанности со сложной задачей преодоления социально-экономической отсталости бывших колониальных и зависимых государств.
Неудовлетворительное обеспечение продовольствием значительной части населения развивающихся стран является не только тормозом прогресса, но и источником социальной и политической нестабильности в этих государствах.
Глобальность проблемы проявляется и с иной стороны. В мире нет государства, в котором производство, распределение и внешняя торговля продовольствием не были бы заботой правительства. В то время как одни страны страдают от голода и недоедания, другие стремятся достичь гармоничного рациона питания; а некоторые вынуждены даже «бороться» либо с излишками пищевых продуктов, либо с избыточным их потреблением.
× Ясно одно: подлинного решения мировой продовольственной проблемы невозможно добиться изолированными усилиями отдельных государств.
Наконец, к ней нельзя подходить в отрыве от анализа других глобальных проблем человечества – войны и мира, демографической, энергетической и экологической.
Таким образом, продовольственная проблема является актуальной, многоаспектной проблемой, решение которой выходит за рамки собственно сельского хозяйства. Она имеет свои особенности в государствах с различным общественным строем и отличается особой остротой в группе развивающихся стран, где она обусловлена, прежде всего, наследием колониального прошлого. Всё это усугубляется быстрым ростом населения в освободившихся странах, ухудшением условий торговли с промышленно развитыми капиталистическими державами и рядом других причин. В результате аграрные страны Азии, Африки и Латинской Америки, где ½ всей рабочей силы сосредоточено именно в сельском хозяйстве, оказались не в состоянии достигнуть самообеспеченности по продовольствию. Хотя в экономически развитых странах подобная задача решается при 10% и менее населения, занятого в сельском хозяйстве. Выше сказанное не означает, что продовольственный вопрос решен в развитых странах. Но там речь идет, прежде всего, о социальной его стороне, о распределении, о глубоком расслоении общества, где часть населения обречена на неполноценное питание при общем достатке продовольственных ресурсов.
Решение продовольственной проблемы связано не только с увеличением производства продуктов питания, но и с разработкой стратегий рационального использования продовольственных ресурсов, в основе которых должно лежать понимание качественных и количественных аспектов потребности человека в питании.
В настоящее время продовольственной проблемой занялись многие межгосударственные официальные и общественные организации и учреждения ООН, в том числе ФАО (Организация по продовольствию и сельскому хозяйству), созданная уже в 1945 году в рамках ООН.
К этому делу присоединились и влиятельные банки: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), региональные банки развития, специальный фонд ОПЕК (Организация стран–экспортёров нефти), которые финансируют многочисленные проекты подъема сельского хозяйства в развивающихся странах.
Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 3313 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник