Рабочий лист культура стран халифата

Конспект и презентация по теме: «Культура стран халифата»
методическая разработка (история, 6 класс) по теме

Помощь при обьяснении темы — «Культура стран халифата»

Скачать:

Вложение Размер
kultura_stran_halifata.docx 22.42 КБ
kultura_stran_halifata.ppt 1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Культура стран халифата»

Материал разработан учителем истории

МОУ «ООШ с.Кувыка»

Цели: — продолжить знакомство учащихся с арабами и их культурой;

— выяснить, какой вклад внесли народы Арабского халифата в развитие мировой культуры;

— показать роль ислама в развитии культуры стран Арабского халифата

— продолжит развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать,
делать выводы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

1. Орг. начало урока.

2. Сообщение темы и целей урока:

( сл. 2 ) План урока:

  1. Образование.
  2. Наука.
  3. Литература.
  4. Искусство.
  5. Значение культура халифата.

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

( сл. 3) В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним — арабский язык. Его называли «латынью Востока». Но в отличие от латинского языка – арабский был живым, на нём говорило огромное количество людей.

( сл. 4) Каждый мусульманин, если он хотел занять какую-либо должность, должен был получить образование. Начальные школы у мусульман были частными. Те, кто мог платить, занимались на дому с наемными учителями. Образование можно
было продолжить, посещая лекции и беседы знатоков Корана, Сунны и шариата. При наиболее известных мечетях в больших городах были открыты высшие
мусульманские школы — медресе.

( сл. 5) Запишем термины

  1. Сунна – собрание рассказов об изречениях и поступках Мухаммеда.
  1. Мечеть – мусульманский храм
  2. Медресе – мусульманская школа

— Каждый знатный человек желал иметь в своем окружении как можно больше выдающихся поэтов, ученых, знатоков Корана, которые чаще всего жили при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения.

— У арабских учёных существовала такая поговорка: « Важнейшее украшение человека – знание». Как вы понимаете такие слова?

— В VIII—IX веках на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых.- Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне. В Багдаде тогда был основан « Дом Мудрости» — хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. Там жили учёные, они получали книги, жильё, денежные средства.

( сл. 8) Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру, стали пользоваться индийскими цифрами. Постепенно эти цифры, стали называться арабскими, и их счет проникли в Европу

( сл. 9) В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории . Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе.

( сл. 10- 11) Великий учёный из Хорезма, автор многочисленных трудов по
истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералоги, фармакологии, геологии и др. аль — Бируни владел почти всеми науками своего времени. Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.

— Ребята, но не только выше названные науки получили распространение в арабском мире. Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей

— А есть ли у вас предположение, какая наука находилась в большом почёте у арабов?

— Это была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей.

— Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн Сина (980— 1037), в Европе его называли Авиценна . Он был очень разносторонним мыслителем — философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. Особенно прославился Ибн Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать.

— Вместе с товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из других стран чудесные сказки. Их рассказывали во дворцах халифа и знати, на базарах, улицах и в домах Багдада. Многие слушатели любили рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. Простой люд передавал смешные истории о хитрецах, которые ловко обманывали судей и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник « Тысяча и одна ночь», вобравший в себя предания и легенды многих народов.

— Еще до ислама у арабов возникла богатая поэзия, отразившая быт и обычаи кочевников. В каждом племени был свой признанный поэт, выступавший на празднествах. Доисламские поэты воспели смелого воина, щедрого и верного данному слову

( сл. 19) Знакомство с культурой покоренных народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь «вечные» вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.

( сл. 20) Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934—1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»). В ней рассказывается о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляются подвиги легендарных героев.

( сл. 21) Из всех видов искусства более всего в халифате была развита архитектура. Строители возводили для халифов великолепные дворцы, гробницы и крепости. Всему миру известна Альгамбра — дворец эмира в испанском городе Гранаде. ( сл. 22 ) — вид дворца

( сл. 23 ) В городах сооружали мечети. Мечеть служила не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем книг, а также денег, собранных для бедных, и просто клубом, где можно было потолковать с друзьями

( сл. 24) Главное здание мечети — четырехугольный молитвенный зал, открытый во двор, который обычно окружала галерея с колоннами, где собравшиеся отдыхали; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн, изящных и легких, заполняли молитвенный зал.

( сл. 25) По сравнению с христианским храмом убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами, на которых рассаживаются посетители, предварительно оставив за дверями обувь; стены расписаны изречениями из Корана.

( сл. 26) Около мечети возводили один или несколько минаретов — высоких башен, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители.

( сл. 27) Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой на стенах и на полу. Стены зданий покрывали арабесками — сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий. Изображение людей и животных мусульманством запрещено.

2) самостоятельная работа

  1. Стр. 89-90 – прочитать и ответить на вопрос « Каково значение культуры халифата?»

1) Европейцы восприняли от арабов много ценных научных знаний.

2) Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы.

3) От арабов европейцы получили не только цифры и новую систему счета, но и знания по астрономии, в том числе названия многих звезд.

4) У арабов они научились чертить более совершенные карты, позднее — пользоваться компасом и глобусом.

5) Сочинение Авиценны по медицине, переведенное на латинский язык, до XVII века было настольной книгой европейских врачей.

6) Мусульманское искусство повлияло на особенности архитектуры, на многие моды и обычаи Испании и Южной Италии, многих стран Африки. С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом через завоеванную арабами Испанию. В Кордове было много высших школ, где лекции читали видные ученые.

7) В огромных библиотеках здесь хранились старинные рукописи. Многие труды древнегреческих ученых и писателей, а также мыслителей из стран халифата стали известны в Европе благодаря арабам.

5. Подведение итога урока.

6. Домашнее задание:

  1. Параграф 10, записи, вопрос 7 — письменно

Источник

Урок «Культура стран халифата»

Задания для самостоятельной работы по истории для 6 класса к учебнику «История средних веков» Е.В.Агибалова, Г.М.Донской по теме «Культура стран халифата»

Содержимое разработки

Культура стран халифата

1.Какой язык стал языком науки и литературы?

2. Как можно было получить начальное образование ?

3. Найдите определение мечети и медресе

1. Чем знаменит Аль-Бируни (973-1048) ?

1.Как называется сборник арабских сказок?

2. Чем знаменит Фирдоуси (934-1020) ?

1.Где находится Альгамбра?

2. Что означает арабеска?

5. Значение культуры халифата

1. Продолжите предложения, опираясь на текст учебника стр. 89

Европейцы восприняли от арабов много _____ _______ _______.

Труды арабских математиков, врачей, астрономов служили _____ ____ _____ _____ ______.

Культура стран халифата

1.Какой язык стал языком науки и литературы? (Арабский)

2. Как можно было получить начальное образование ? ( начальные школы-частные либо занимались на дому с наемными учителями)

3. Найдите определение мечети и медресе(мусульманский храм и высшие мусульманские школы)

1. Чем знаменит Аль-Бируни ? ( ученый, высказал догадку,что центр вселенной –солнце, земля движется вокруг него)

Создали алгебру,стали пользоваться индийсими цифрами, которые позже стали арабскими

Сумели вычислить окружность Земли,описали положение звезд на небе

Появились предания и сообщения о Мухаммеде,его биографии,

историки прославляли завоевания арабов, излагали историю

Изучали сообщения о других странах,совершали путешествия, описывали страны,составляли карты стран и морей

Авиценна –описал признаки многих болезней

1.Как называется сборник арабских сказок? ( Тысяча и одна ночь)

2. Чем знаменит Фирдоуси (934-1020) ? (персидский поэт, автор эпической поэмы «Шахнаме» (Книга царей). За глубину и широту своих знаний получил прозвище «мудрец»)

1.Где находится Альгамбра?( дворец эмира в испанском городе Гранаде)

2. Что означает арабеска?( сложный геометрический узор из линий на стенах зданий)

5. Значение культуры халифата

1. Продолжите предложения, опираясь на текст учебника стр. 89

Европейцы восприняли от арабов много _____ _______ _______.

Труды арабских математиков, врачей, астрономов служили _____ ____ _____ _____ ______.

Источник

Рабочий лист урока «Возникновение ислама. Арабский халифат»

Рабочий лист урока по теме «Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата»

Проблема: «Какую роль сыграл ислам в создании арабской цивилизации?»__________________

1.Место проживания арабов _________________________________________________________

2.Как природа и климат повлияли на занятия населения:

2.Причины образования государства у арабов (работа с текстом стр.69):

3.Составьте кластер «Мухаммед»стр. 70-71

Ислам

религия (Коран) образ жизни (Шариат)

4.Отметьте на «линии времени» все даты, связанные с историей Арабского государства VII XI вв.

Работа с хронологией:

а) Переведите даты с европейского летоисчисления в мусульманское: 1453 г., 630 г., 732 г., 622г.

б) Переведите даты с мусульманского летоисчисления в европейское: 0г., 562 г., 324 г., 753 г.

а)Перечислите территории вошедшие в состав Арабского Халифата:_________________________

б)Объясните причины военных успехов арабов:__________________________________________

в) дайте определение понятий:

Багдадский халифат — ________________________________________________________________

Харун ар-Рашид — ___________________________________________________________________

6.Назовите причины распада Арабского халифата:

Какие крупные государства образовались на месте распавшегося халифата?_________________

7.Задания для работы с контурной картой

1)Напишите на контурной карте название полуострова, на котором первоначально жили арабы.

2)Обозначьте моря, омывающие этот полуостров.

3)Отметьте город, в котором находится Кааба. Напишите на карте его название.

4)Отметьте город, называвшийся до появления Мухаммеда Ясрибом. Напишите его второе название.

Домашнее задание : параграф 9, 10. По теме «Культура стран халифата» — составить кроссворд, тест не менее 15 слов; развернутый план или таблицу

Вывод: значение культуры стран халифата.

* Напишите рассказ от имени участника одного из походов арабов (в рассказе отметьте особенности арабского войска, внешнего вида, поведения мусульман, отноршения к завоеванным народам. Озаглавьте текст)

*Известно, что название пролива Гибралтар арабского происхождения. Выясните, что оно означает. Найдите его и отм етьте на контурной карте.

Номер материала: ДБ-710866

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Средний размер мужского достоинства всех стран
Оцените статью