Работа журналистом по путешествиям

» . $title . «

Трэвел-журналистика сегодня и завтра: как писать о путешествиях и стоит ли за это браться

Ольга Чередниченко: «Конкуренция будет все жестче»

Со стороны работа трэвел-журналиста выглядит как бесконечные поездки по миру с остановками в пятизвездочных отелях, обедами в ресторанах Мишлен и нетривиальными развлечениями. Сплошное удовольствие, за которое еще и платят. Автор десятков статей о путешествиях и 25 путеводителей для издательства «Эксмо» Ольга Чередниченко рассказала ЖУРНАЛИСТУ , как все происходит в реальности.

— Ольга, давайте начнем с простого вопроса. Что такое трэвел-журналистика: о чем и для кого пишет трэвел-журналист?

— Трэвел-журналистика — это создание контента о путешествиях, о городах и странах: достопримечательностях, кухне, отелях и т. д. У таких материалов две категории читателей. Первая — туристы, которые готовятся к поездке и нуждаются в практической информации. А вторая — люди, которые просто любят читать о мире, те, кого вдохновляют тексты о путешествиях.

— Современный читатель, в отличие, скажем, от читателя СССР, многое повидал, многое знает. О чем писать сегодня, чтобы быть интересным?

— Я думаю, самое важное — то, что затронуло струны твоей души во время путешествия. Например, в Будапеште есть экскурсионный автобус-амфибия, который заезжает в Дунай. Если такой опыт впечатлил, можно оттолкнуться от него и сделать подборку необычных видов транспорта Венгрии. Если ты был вовлечен в события, достойные внимания, можно написать репортаж.

Читайте также:  Косметичка для путешествий как называется

— То есть трэвел-журналисту нужно уметь рассказывать истории? Часто ли вы встречаете материалы, где используются приемы сторителлинга?

— Девяносто процентов репортажей из путешествий, которые я читаю, не имеют сценарной структуры. И, на мой взгляд, сильно проигрывают историям: нить повествования быстро теряется, я вязну в тексте и не хочу дочитывать его до конца. Поэтому трэвел-журналисту желательно изучать сторителлинг, брать оттуда элементы, которые подходят для рассказа о путешествии, и использовать их в своих материалах, чтобы удерживать внимание читателя.

— А какой формат хорош для коротких материалов о путешествиях?

— Мой любимый формат — топ-5. Хотя он и набил оскомину, по-прежнему везде появляется и актуальности не теряет. Он позволяет сделать обзор, на который не надо тратить много времени и сил, но который способен «зацепить» — если не всеми, то хотя бы одним из пунктов. В сжатых текстах есть какая-то энергия, потому что в короткое описание стараешься вложить самое важное. За это они мне и нравятся.

— Где трэвел-журналист может публиковаться? Жив ли рынок печатных туристических СМИ?

— Мой профессиональный опыт показывает, что лучше идти в онлайн- СМИ. У печатных изданий дела сейчас не очень: рекламодатели предпочитают вкладывать деньги в интернет. С путеводителями ситуация тоже непростая. Новые гиды на русском языке в нашей стране публикует всего одно издательство — «Бомбора», да и то очень редко — все, что нужно аудитории на данный момент, уже выпустили.

— Со стороны журналистика путешествий кажется романтической и легкой профессией: катайся по миру и получай за это деньги. Действительно ли все так просто? С какими сложностями сталкивается трэвел-журналист?

— Во-первых, в этой сфере трудно много заработать. Главный доход трэвел-журналиста — пресс-туры, и многие идут в профессию ради них. Во-вторых, это физически сложная работа. Тот же пресс-тур — не обычное путешествие, где можно делать что вздумается. У поездки есть программа, и за минимальный срок тебе стараются показать всё.

— Давайте продолжим тему денег: все-таки как заработать в трэвел-журналистике?

— Первый вариант — развивать свой блог. Сегодня особенно популярен YouTube. Блог на отдельном сайте (standalone) тоже приносит достаточный доход, если заниматься им каждый день. Второй вариант — работать за зарплату в штате СМИ: младшим, старшим, выпускающим редактором и т. д. Третий — жесткий фриланс, когда все время строчишь статьи для разных изданий. Но это сложно, так как за статьи платят мало и можно очень быстро «выгореть».

— А какова конкуренция в этой сфере? Существует ли такая проблема, как дефицит кадров?

— Конкуренция высокая. Трэвел-журналистов много, желающих ими стать еще больше. Но именно благодаря конкуренции направление развивается: мы больше не читаем всех подряд, мы выбираем лучших.

— Какие навыки нужно «прокачивать» трэвел-журналисту и блогеру, чтобы быть конкурентоспособным?

— Если занимаешься блогом, нужно уметь делать фото, снимать видео, одеваться так, чтобы нравиться аудитории, нужно уметь пиарить себя, находить рекламодателей. А самое главное, и блогерам, и журналистам необходимо грамотно писать. Грамотно — не в смысле без ошибок (их всегда можно исправить), а в смысле так, чтобы «цеплять» аудиторию. И должна быть особая система мышления: важно видеть структуру текста.

Источник

Трэвэл-журналистика: плюсы и минусы профессии

Тревел – журналистика – это относительно новая профессиональная сфера, которая образовалась на стыке двух сфер – туризма и журналистики.

Со стороны все выглядит более, чем привлекательно. Вы путешествуете, пишите статьи о своих путешествиях, за это получаете деньги. Многие мечтают о такой работе.

В этой статье предлагаю присмотреться к этой профессии поближе. Возможно, кто-то из читателей решит себя попробовать именно в этой профессии.

Работа эта действительно яркая и увлекательная

Путешествуешь по всему миру, останавливаешься в роскошных отелях, обедаешь в мишленовских ресторанах, пишешь про все это под пальмами на солнечном пляже.

Тревел-журналистика – это создание информационных статей о путешествия в разные города и страны на собственном опыте. Тревел- журналисты рассказывают о достопримечательностях, особенностях национальной кухни, отелях и гостиницах.

Такой контент ориентирован на две категории читателей:

  • Туристы, планирующие путешествие в определенную страну или место, которые хотят узнать как можно больше до начала путешествия, чтобы спланировать свой маршрут.
  • Люди, которые интересуются миром, любят путешествовать через тексты и картинки, вдохновляются именно рассказами.

Большая часть таких статей – это личные истории авторов

Поэтому для тревел-журналиста очень важно владеть навыками сторитейллинга. Тогда статьи получаются действительно увлекательными и надолго остаются в памяти читателей. Еще один популярный формат для заметок о путешествиях – это разнообразные списки и рейтинги. Топ-5 мест, которые стоит посетить Вене,

Топ-10 площадок для фотографирования в Париже и так далее. Такой формат используется уже давно, но по-прежнему не теряет свое актуальности. Это краткий обзор, который не занимает большого количества времени ни у автора, ни у читателя, но дает информацию и цепляет, как раз за счет сжатости текста он получается очень энергичными и захватывающим.

Тревел-журналисты чаще всего печатают свои рассказы и заметки на онлайн-ресурсах, печатные журналы постепенно уходят в прошлое, так как все больше людей ищет информацию в интернете, да и рекламодатели охотнее размещают рекламу именно в виртуальном пространстве. Путеводители так же издаются не часто, так как основная часть уже давно выпушена, а существенно новое, естественно, не появляется с большой скоростью.

Преимущества работы тревел-журналистом:

  • Возможность путешествий. Это самое очевидное и значимое преимущество этой профессии. Чтобы рассказывать о путешествиях, необходимо самому побывать в том месте, о котором планируешь написать. Путешествовать можно за свой счет или за счет других людей, например, организаторов пресс-туров, туристических компаний, турагенств, авиакомпаний, отелей и гостиниц. Это уже, как правило, групповые поездки для нескольких журналистов разных изданий, с целью получить несколько материалов от каждого. Попасть в такую поездку не просто, чаще всего туда приглашают штатных журналистов. Организаторы пресс-тура напрямую связываются с редакциями журналов, а там уже решают, кого стоит отправить в ту или иную поездку. Фрилансеров к такой работе привлекают тогда, когда штатные журналисты по той или иной причине не могут отправиться в путешествие.

  • Возможность побывать там, где бы вы сами не побывали. Участие в пресс-турах дает возможность пожить в шикарных отелях, который вы сами себе не могли бы позволить, обедать в дорогих ресторанах.
  • Расширение кругозора и представления о мире. Путешествия расширяют наши знания географии, культуры, истории других стран и народов.
  • Профессиональное развитие. Тревел-журналисты не только пишут статьи, но и снимают фото и видео, обрабатывают, берут интервью, ведут социальные сети, учатся продвигать себя. Это те навыки, которые могут пригодиться в разных сферах жизни.
  • Возможности познакомиться с интересными людьми и побывать в таких местах, которые для большинства людей закрыты.

Сложности профессии:

  • Сложно зарабатывать много. Хорошо зарабатывать возможно только на пресс-турах, которые и привлекают в профессию основную массу журналистов. Да, сами путешествия могут быть бесплатными, но оплата за статьи обычно не большая, в среднем один рубль за один знак, при среднем объеме статьи в 10 000 знаков, это совсем не большие деньги. Кроме того, многие издания в России за подобные статьи платят еще меньше, особенно если это онлайн-площадка. Времени на подготовку большой статьи уходит довольно много: изучение информации, поездка, написание статьи, расшифровка интервью, проверка фактов. Часто статьи переписываются не по разу. Кроме того, гонорар авторам выплачивается чаще после публикации, а это может произойти и через месяц, и через три, и через год, а может вообще не произойти. Тогда работа не будет оплачена.
  • Физически сложная работа. Если говорить о пресс-турах, то это не просто путешествия, где можно делать все, что тебе хочется. Каждая поездка имеет собственную программу, которую необходимо изучить в очень сжатые сроки. За несколько дней тебе показывают все, что можно вместить в отведенное время. Кроме того, в таком путешествии ты очень сильно зависишь от организаторов. У тебя не будет остаться подольше в том или ином городе, потому что нашлась интересна тема для статьи, вы той же группой отправитесь дальше. Кроме того, пресс-туры предполагают написание позитивного образа путешествия, поэтому если что-то не понравилось, рассказать об этом не будет возможности.

  • Высокая конкуренция. Тревел-журналистов сегодня много, а желающих перейти в профессию еще больше. С другой стороны, конкуренция, как и везде, оставляет только лучших, которых действительно интересно читать.
  • Дополнительные расходы. Самые интересные статьи можно написать при самостоятельных путешествиях, а не в рамках пресс-туров. А на подготовку и проведение самостоятельного путешествия требуется деньги. Часто затраты просто не сопоставимы с конечным гонораром за полученную статью.

Сложности на начальном этапе. Так как конкуренция довольно высокая, то редакторы выбирают из тех журналистов, которые уже имеют определенное портфолио работ для известных изданий. Поэтому первое время начинающие тревел-журналисты могут даже бесплатно предлагать свои работы в крупные издательства и интернет-порталы, чтобы сформировать портфолио работ.

Как можно заработать тревел-журналисту?

Основных вариантов получения дохода в этой профессии всего три:

  • Создание собственного блога. Сегодня большой популярностью пользуется Ю-туб, можно вести письменный блог на отдельном сайте, но тогда работать над ним необходимо ежедневно, чтобы он начал приносить существенный доход.
  • Работа в штате какого-то средства массовой информации, например, в качестве журналиста или редактора.
  • Фриланс – постоянное написание статей на тему путешествий. Это довольно сложный путь, так как необходимо писать очень много, сами статьи оплачиваются не очень высоко, поэтому можно быстро эмоционально выгореть от такой работы.

Что нужно знать и уметь, чтобы стать успешным тревел-журналистом?

Если говорить о ведении блога, то важно уметь делать хорошие и качественный фотографии, снимать видео, стильно одеваться, чтобы нравиться читателям, уметь себя продавать, находить рекламодателей, грамотно писать тексты, чтобы цеплять аудиторию.

Сегодня тревел-журналистике можно научиться в ВУЗах. Такой курс есть для магистров в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения, в МГУ им. Ломоносова. Есть много курсов от самих тревел-журналистов, которые кратко и емко рассказывают об особенностях профессии и делятся необходимыми знаниями и умениями.

Если вы захотели стать тревел-журналистом, то начать можно со следующих шагов:

  • Создайте себе портфолио и напишите резюме, которое не должно занимать больше пары страниц и полностью отражать ваши текущие интересы. В портфолио можно разместить свои лучшие статьи и фотоистории. Если у вас еще нет публикаций, то приложите готовый текст, чтобы редактор мог ознакомиться с вашим стилем.
  • До того, как отравлять свои статьи в то или иное издание, внимательно изучите темы, которые были уже освещены в нем в течение прошлых 6-12 месяцев, они не должны повторять вашу. Писать лучше стати или идеи под конкретную рубрику, так редактор поймет, что вы заинтересованы именно в этом журнале и уже с ним ознакомились.
  • Контакты редакторов можно найти в социальных сетях, самом журнале или на сайте. Общаясь в социальных сетях, стоит помнить, что это личное пространство, и не все готовы здесь обсуждать рабочие вопросы. Достаточно просто представиться обозначить суть запроса и спросить, куда можно отправить портфолио и резюме.

Если вы не получили ответа в течение недели, то можете позвонить в редакцию и уточнить, получено ли письмо. Часто письма попадают в «спам» по абсолютно разным причинам.

Источник

Оцените статью