Расчет ресурсообеспеченности стран минеральными ресурсами

Практическая работа по теме «Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

(Тема урока «Ресурсообеспеченность стран мира», 10 класс).

Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику «География. Современный мир» (Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина) издательства «Просвещение» (2012 г.) к теме «Человек и ресурсы Земли». Программой предусмотрено проведение практической работы по определению ресурсообеспеченности стран мира различными видами ресурсов. Данная практическая работа проводится на этапе контроля за результатами обучения, тем самым носит обобщающий характер, а, следовательно, помогает выявить уровень усвоения материала по теме «Человек и природные ресурсы» для дальнейшей коррекции и ликвидации пробелов в ЗУН.

Цель практической работы: Актуализация, активизация и совершенствование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся чувствовать себя уверенно, реализовать свои возможности и быть готовым к самостоятельной деятельности.

Для реализации цели урока избрано сочетание проблемного и частично-поискового методов, так как это способствует лучшей активизации памяти, мышления, восприятия учебного материала.

Задачи , решаемые в ходе проведения практической работы:

обучающая – обеспечить условия для закрепления и систематизации знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме;

развивающая — способствовать выработке умений применять знания в решении учебных и практических задач; способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления и самостоятельности.

воспитывающая – продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда.

В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности страны ресурсами на определенное количество лет и на душу населения, умения анализировать полученные результаты, находить необходимые данные в различных источниках географической информации (справочные материалы Приложения учебника, соответствующие карты атласа), сопоставлять, делать вывод. Каждое предложенное задание предполагает выявление уровня определенных знаний, практических умений и навыков учащихся, развивает логическое мышление и самостоятельность.

На первом этапе урока (организационный момент) проведено устное инструктирование, акцентировано внимание учащихся на цель работы и те конечные результаты, к которым они должны прийти.

В ходе проведения практической работы учащиеся последовательно выполняют задания, самостоятельно вырабатывают выводы на основе анализа статистических материалов.

Для составления заданий практической работы мной были использованы следующие источники:

Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир.10 – 11 классы (учебник для общеобразовательных учреждений) – М., «Просвещение», 2012.

В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.

О.В. Чичерина. География в таблицах и диаграммах. – М.,АСТ: Астрель: Хранитель,2007

Работа выполняется по вариантам. Время выполнения работы – 35-40 мин.

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

1. Рассчитать обеспеченность нефтью следующих стран:

Сопоставив полученные данные, сделать вывод — какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства?

2. Рассчитать обеспеченность лесными ресурсами населения следующих стран:

Лесопокрытая площадь, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Сопоставить данные таблицы. Почему Австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами, чем страны с гораздо большими показателями лесопокрытой площади?

3. Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (источник – FAO ). От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями в регионах мира? Сделать вывод.

Азия и Тихоокеанский регион

Латинская Америка и Карибский регион

«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»

1. Рассчитать обеспеченность железной рудой следующих стран:

Сопоставив полученные данные, сделать вывод — какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства?

2. Рассчитать обеспеченность почвенными ресурсами населения следующих стран:

Площадь пашни, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Сопоставить данные таблицы. Какая из стран имеет более высокие душевые показатели обеспеченности пашней? Почему?

3. Используя карту атласа «Водные ресурсы», выписать не менее 5 стран, имеющих наибольший и наименьший показатели обеспеченности водными ресурсами на душу населения. Равномерно ли размещены водные ресурсы на планете? Почему?

Выполнение практической работы

1. Рассчитав ресурсообеспеченность, учащиеся получают следующие данные:

Ресурсобеспеченность вычисляют по формуле Р = .

В ходе выполнения данного задания возникает несоответствие: Ирак, который имеет гораздо меньшие разведанные запасы нефти по сравнению с Саудовской Аравией и Россией, оказался обеспечен этими ресурсами на большее количество лет. Учащиеся должны проанализировать возникшее противоречие и сделать вывод — ресурсообеспеченность стран зависит не только от количества ресурсов, но и от масштабов их потребления .

2. . Для того, чтобы выполнить задание, учащиеся должны самостоятельно найти величину численности населения для стран ( по данным Приложения учебника) и вычислить обеспеченность лесными ресурсами по формуле Р = . Они получают следующие данные:

Лесопокрытая площадь, млн га

Численность населения, млн человек

Обеспеченность на душу населения

Сопоставив полученные результаты, учащиеся определяют, что в предложенной группе стран именно пустынная Австралия с малой лесопокрытой площадью гораздо больше обеспечена лесными ресурсами в расчете на душу населения, чем Россия с ее безграничной тайгой и Бразилия с огромными массивами тропического леса. Возникает проблемная ситуация. В ходе ее решения учащиеся должны прийти к выводу, что обеспеченность на душу населения зависит не только от количества ресурсов, но и от численности населения данной страны или региона.

3. а) Работая с картой «Водные ресурсы» учащиеся определяют страны с наибольшими и наименьшими показателями обеспеченности водными ресурсами на душу населения, делают вывод об их неравномерности и зависимости от природных условий . В ходе выполнения этого задания отрабатывается навык сопоставления карт атласа («Водные ресурсы» и политической карты мира).

б). Анализируя данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» учащиеся должны прийти к следующему выводу: объем потребляемой воды зависит от природных условий и уровня развития региона. Потребление воды промышленностью зависит от экономического развития данного региона. В регионах, где сосредоточены развитые страны мира (Европа и Северная Америка, а также и Россия) водопотребление в промышленности заметно больше, чем в регионах со значительной долей развивающихся стран. Особенно это заметно на примере Африки. Наоборот, в данных регионах одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство. Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд населения. Народонаселение Земли увеличивается, особенно в городах, а вместе с ним — и расход воды на коммунально-бытовые нужды. В структуре водопотребления России заметно меньше ресурсов уходит на сельское хозяйство и больше – на остальное. Это связано со спецификой и природных условий, и структуры экономики.

Таким образом, в ходе выполнения практической работы учащиеся актуализируют полученные знания о природных ресурсах мира, вырабатывают умения применять знания в учебной ситуации, учатся логически мыслить, анализировать, работать с различными источниками географической информации. Отрабатывается понятие «ресурсообеспеченность». Учащиеся выясняют, что на показатели ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и размеры их потребления, поэтому само понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения.

Источник

Расчет ресурсообеспеченности стран минеральными ресурсами

РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ

Запасы угля (в млрд т)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

Вывод: Страны обеспечены углем неодинаково. Ресурсообеспечен­ ность углем в целом значительна, так как угля в странах хватит на сотни лет. Большая часть стран, имеющая запасы угля — развитые страны. Са­ мые большие запасы угля имеет США, но при больших объемах добычи, ресурсообеспеченность этой страны не самая высокая.

Запасы газа (в трлн м 3 )

Добыча газа (в млрд м 3 )

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

Вывод: Ресурсообеспеченность газом в целом в мире невысока. Стра­ ны имеют неодинаковую ресурсообеспеченность газом. Самая высокая обеспеченность газом у ОАЭ, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Из стран, имеющих значительные запасы газа, наименьшую обеспеченность дан­ ным ресурсом имеет США. Россия имеет самые большие запасы газа, но и очень большие объемы добычи, поэтому газа в России хватит на 87 лет. Наибольшая ресурсообеспеченность газом в развивающихся странах.

Вывод: Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже, чем углем. Страны имеют неодинаковую ресурсообелеченность нефтью. Среди богатых нефтью стран выделяются страны развивающиеся (ОП ЕК, страны Персидского зали­ ва). Самая высокая обеспеченность нефтью у Ирака, ОАЭ, Кувейта. Для раз­ витых стран характерны большие объемы добычи, но постепенно исчерпыва­ ющиеся запасы нефти, поэтому степень ресурсообеспеченности их невысока.

Запасы нефти (в млрд т)

Ресурсообеспеченность (на сколько лет хватит ресурса)

Источник

Ресурсообеспеченность. Минеральные ресурсы

Урок 6. География 11 класс ФГОС

Конспект урока «Ресурсообеспеченность. Минеральные ресурсы»

Географическая оболочка Земли обладает огромными и разнообразными природными ресурсами. Однако запасы разных их видов далеко не одинаковы, да и распределены они неравномерно. В результате отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность. Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчёта на душу населения. Конечно, на показатель pecypсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Ресурсообеспеченность стран зависит не только от количества природных ресурсов, но и от масштабов их потребления.

По ресурсообеспеченности страны делятся на четыре группы. Первая группа – это страны, располагающие значительными запасами разнообразных ресурсов (минеральных, земельных, лесных, водных и так далее). К таким странам относятся Россия, США, Китай, Бразилия, Индия, Канада, ЮАР.

Cтраны, располагающие значительными запасами разнообразных ресурсов

При этом Россия, США и Китай полностью обеспечены всеми важнейшими видами ресурсов. Фактически эти страны могут полностью существовать на собственных запасах, даже если весь остальной мир откажет им в поставке всех видов природных ресурсов. Легко заметить, что все страны этой группы имеют большую территорию. Действительно, чем больше размер страны, тем, как правило, больше и разнообразнее ресурсы. Ко второй группе относятся страны средней ресурсообеспеченности – это самый распространённый тип стран. Ситуация с ресурсами у них средняя: что-то есть, чего-то нет.

Третью группу составляют специализированные страны – это страны, богатые каким-либо одним важным видом ресурсов (страны — экспортёры нефти, хотя возможна специализация на других видах ресурсов). К этой группе также относятся страны, располагающие значительными запасами ограниченного набора ресурсов. Среди стран Западной Европы Франция занимает ведущее место по запасам урана, железной руды. Чили обладает крупными запасами медных руд и селитры. И, наконец, четвёртая группа – это страны, бедные природными ресурсами. В этой группе преобладают небольшие по площади страны. И это логично. Ведь на маленькой по площади территории трудно ожидать значительных запасов каких-либо природных богатств. В этот список можно добавить Кувейт и Бруней с их огромными запасами нефти. И всё же среди бедных стран преобладают те, которые расположены на маленькой территории. А вот кому действительно не повезло, так это тем странам, которые обладают хорошей площадью, однако имеют весьма ограниченные природные ресурсы. Так, например, Япония. Развитая страна с очень высоким уровнем жизни. Входит в число стран – членов «Большой семёрки». Оказывается, высокая ресурсообеспеченность – это не главное условие для экономического развития страны. Согласитесь, мировая торговля природным сырьём развита очень хорошо и недостающие ресурсы можно импортировать. А вот умение грамотно, с наибольшей выгодой и эффективностью распоряжаться имеющимися богатствами – это не менее важная вещь, чем сами богатства.

Уровень обеспеченности ресурсами стран зависит от того, к какому классу природных ресурсов относится тот или иной вид.

Общепринятые классификации природных ресурсов

Минеральные ресурсы – это совокупность запасов полезных ископаемых в недрах Земли, пригодных для использования в различных отраслях хозяйства. Минералы могут образовываться как эндогенным путём, так и экзогенным. Минералы эндогенного происхождения образуются из магмы путём её кристаллизации в процессе остывания внутри земной коры или на её поверхности, если магма в виде лавы изливается при вулканических процессах. Минералы экзогенного происхождения образуются на земной поверхности – на суше или в водных бассейнах. Всего из земной коры человек добывает более двухсот видов ископаемых. Полезные ископаемые не рассеяны по земной коре, а концентрируются на определённых её участках, которые называются месторождениями. В свою очередь, районы, в пределах которых встречается большое количество месторождений однотипных полезных ископаемых, называются бассейнами. Например, каменноугольный бассейн, железорудный, нефтегазовый.

Многообразие условий формирования, длительный период геологической истории определили большое количество разнообразных минеральных соединений, различную их встречаемость (есть редкие – алмаз, есть распространённые – гранит). Как правило, в природе минералы встречаются в виде смесей, которые называют горными породами.

Магматические и метаморфические породы, как правило, образуются на значительной глубине, в толще земной коры, при активных тектонических процессах. Осадочные горные породы формируются на поверхности земной коры или на определённой глубине, но обязательно на кристаллическом фундаменте.

Минеральные ресурсы также подразделяются на топливные, рудные и нерудные.

Топливные полезные ископаемые имеют осадочное происхождение. Поэтому их залежи чаще всего располагаются на равнинных участках нашей планеты. Наиболее важными видами энергетического сырья являются нефть, газ и уголь. Нефтью называют горючую маслянистую жидкость красно-коричневого или чёрного цвета со специфическим запахом. Говорить о том, что нефть – это важнейший вид топлива, недостаточно. На основе нефти изготавливается синтетический каучук, пластмассы, синтетические волокна и многое другое. Следовательно, нефть является ещё и исключительно ценным химическим сырьём.

Обычно нефть образуется вместе с другим, не менее важным полезным ископаемым – природным газом. Поэтому зачастую эти два вида полезных ископаемых добываются в одном и том же месте. Нефть и природный газ возникают в морских условиях. Поэтому главные нефтегазоносные бассейны располагаются на приморских равнинах, которые в прошлом были морем. Рассмотрим топ-5 стран мира по добыче нефти за 2016 год по данным ОПЕК. Итак, первое место занимает Саудовская Аравия. Далее идут Россия, США, Ирак, Китай.

Топ-5 стран мира по добыче нефти

Распространение по миру газовых месторождений в большей степени повторяет распределение месторождений нефти. Запасы газа истощены гораздо меньше, чем нефти. Поэтому ресурсообеспеченность этим видом топлива гораздо выше и оценивается приблизительно в 100 лет. Страны-лидеры по добыче природного газа в 2016 году, по данным ОПЕК, являются США, Россия, Иран, Катар, Канада.

Страны-лидеры по добыче природного газа

Уголь – это широко распространённое полезное ископаемое осадочного происхождения. В отличие от нефти и газа, угленакопление происходит на суше, все угольные месторождения находятся на значительном удалении от берегов морей и даже в горах. Такие страны, как Китай, США, Индия, Австралия, Индонезия, а также Россия являются лидерами по добыче угля в мире.

Страны-лидеры по добыче угля

Ресурсообеспеченность мировой экономики углём по некоторым данным составляет около 3 тысяч лет.

Помимо этих трёх видов топливных ресурсов, существуют так называемые местные виды топлива. К ним относятся торф, горючие сланцы. Запасы этих полезных ископаемых весьма велики, однако они имеют небольшую теплоту сгорания и высокую зольность. Их сгорание сопровождается выделением большого объёма опасных газов. Поэтому это топливо используется только в районах, где отсутствуют другие источники энергии. В целом добыча местных видов топлива очень мала.

Другой вид минеральных ресурсов – рудные. Из них получают все необходимые металлы. Рудные полезные ископаемые обычно сопутствуют фундаментам и выступам (щитам) древних платформ, а также складчатым областям.

Складчатые области Земли

В таких областях они нередко образуют огромные по протяжённости рудные пояса, связанные своим происхождением с глубинными разломами в земной коре. Территории подобных поясов (Альпийско-Гималайского, Тихоокеанского) служат сырьевыми базами горнодобывающей и металлургической промышленности, зачастую определяя хозяйственную специализацию отдельных районов и даже целых стран.

Широкое распространение имеют и нерудные полезные ископаемые, месторождения которых встречаются как в платформенных, так и в складчатых областях. Это большая группа горных пород и минералов, которую делят на строительные материалы (глина, песок), а также химическое (фосфориты, калийная соль) и техническое сырьё (графит, алмаз).

К ресурсам литосферы следует отнести также энергию глубинного тепла Земли, или геотермальную энергию. Её ресурсы разведаны в 50 странах. Особенно велики они в районах с повышенной сейсмической и вулканической активностью (Исландия, Италия, Новая Зеландия, Филиппины, Мексика, Россия, США).

Страны-лидеры в геотермальной энергетике

Стоит отметить, что поиски полезных ископаемых идут по двум главным направлениям: «вглубь» и «вширь». Направление «вглубь» характерно для зарубежной Европы, европейской части России, США, где многие месторождения и бассейны, находящиеся в верхних слоях земной коры, уже сильно выработаны. В них происходит ухудшение горно-геологических условий добычи, возрастает глубина разработок. Направление «вширь» преобладает в азиатской части России, Канаде, Австралии, Бразилии, где освоение минеральных ресурсов началось относительно недавно. Горно-геологические условия добычи здесь, как правило, более благоприятны, глубина разработок сравнительно невелика.

Источник

Читайте также:  Экономическая интеграция стран южной америки
Оцените статью