- Земельный фонд Российской Федерации: его состав и объем на 2021 год
- Понятие и характеристики земельного фонда России
- Состав земельного фонда РФ
- Система управления фондом
- Категорирование земель и его принципы
- Использование ресурсов
- Выводы
- Отзывы о “Земельный фонд Российской Федерации: его состав и объем на 2021 год”
- 8.1. Российская Федерация
- Структура земельных угодий в субъектах Российской Федерации
- Формы собственности на землю в субъектах Российской Федерации
Земельный фонд Российской Федерации: его состав и объем на 2021 год
Земля – важнейший природный ресурс. Это один из компонентов окружающей среды, издавна используемый человеком для размещения производственных и жилых объектов, ведения сельского хозяйства, получения доступа к лесам и недрам. Как и во всем мире, в России земля служит источником удовлетворения жизненно важных потребностей населения. О том, что такое земельный фонд РФ, подробно сказано в российском законодательстве.
Понятие и характеристики земельного фонда России
Вся российская территория, совокупность земель, находящихся в пределах государственных границ Российской Федерации и разделенных на категории согласно целевому назначению, в том числе укрытые лесами и находящиеся под водой, составляют ее собственность и входят в понятие земельного фонда.
Располагая обширным фондом земли в 1709,8 млн. га, Россия является мировым лидером по площади территории.
Географическим положением страны и ее природно-климатическими условиями объясняется неравномерность распределения используемых в народном хозяйстве ресурсов. Например, распахано лишь 8,9% земель (190,3 млн. га), а 62% (1046,3 млн. га) покрыто лесами.
Тем не менее, земельный фонд Российской Федерации – это все ресурсы земли, расположенные в ее границах и составляющие территориальную основу государства.
Состав земельного фонда РФ
Земельные ресурсы России представляют собой единый природный объект, невзирая на то, что в разные моменты времени отдельные его части могут находиться в чьей-то собственности и эксплуатироваться разными субъектами права.
В состав земельного фонда России входят ресурсы, которые:
- выполняют рекреационные, природно-заповедные, оздоровительные функции;
- используются в качестве средства производства, пространственного экономического базиса.
Согласно положениям Земельного кодекса РФ , все земли, входящие в фонд, подразделяются на категории в соответствии с целевым назначением. Самая большая из них – земли сельскохозяйственного назначения. Они, в свою очередь, тоже делятся на группы в согласии с основной и вспомогательной задачами, которые на них возложены.
Это же относится и к другим категориям. Так, например, структура земельного фонда города включает земли:
Под влиянием экономических, социальных, экологических и политических факторов структура фонда в целом иногда изменяется. Такие трансформации могут затронуть и отдельные категории земельного фонда. Это происходит:
- при переводе земель из одной категории в другую;
- в случае приватизации участка;
- в связи с развитием предпринимательской деятельности в области использования земельных ресурсов;
- по иным значимым причинам.
Состав таких ресурсов, принадлежащих субъектам федерации или другим административно-территориальным единицам, например, структура земельного фонда области, подвергается постоянному анализу. Все изменения в долевом соотношении фиксируются.
Система управления фондом
Отдельную сферу государственного управления составляет руководство земельным фондом РФ. Областью его полномочий выступают земли в широком смысле этого слова.
Предметом правового регулирования является система правоотношений в сфере охраны и рационального задействования ресурсов земли в качестве объекта экономического хозяйствования.
Органы управления земельным фондом Российской Федерации объединены в целостную систему.
В зависимости от полномочий, получаемых этими структурами, предусмотрено подразделение на органы общей и специальной компетенции.
Первые осуществляют общее руководство и регулируют все существующие в государстве земельно-правовые отношения. Вторые наделены ограниченным кругом полномочий в сфере руководства земельным фондом, выполняют функции государственного управления, которые относятся к конкретной области координирования: ведение государственного земельного кадастра, мониторинг, землеустройство и прочие.
В первую группу входят государственные органы РФ:
- Президент и главы субъектов;
- Федеральное собрание и законодательные собрания субъектов;
- Правительство и власти субъектов;
- органы местного самоуправления.
Органы специальной компетенции, входящие во вторую группу, определены Указом Президента РФ и включают министерства, федеральные службы и агентства.
Государственное управление земельным фондом в 2021 году осуществляется на нескольких уровнях:
Категорирование земель и его принципы
Как объект хозяйствования земельный фонд характеризуется определенными показателями, такими как распределение земель по:
- видам и формам собственности;
- целевому назначению (категориям);
- землепользованиям, землевладениям и земельным участкам;
- угодьям.
Распределение земельного фонда по категориям земель является важнейшей формой организации их использования. Осуществляется на основании установления доминирующих факторов производительных возможностей и зонирования территории. Каждый участок относят к определенной категории, что устанавливает в отношении него правовой режим хозяйственного использования, охраны, его цели и задачи.
Земельным Кодексом РФ определены 7 категорий, в которые входят земли:
- поселений (населенных пунктов);
- сельскохозяйственного назначения;
- водного фонда;
- энергетики, промышленности, радиовещания, транспорта, земли для обеспечения обороны, космической деятельности безопасности и иного специального назначения;
- запаса;
- особо охраняемых объектов и территорий;
- лесного фонда.
Использование ресурсов
Принципы использования земельного фонда основаны на отнесении конкретного надела к одной из установленных законодательством категорий. Так, например, земли сельхозназначения могут быть использованы только в учебных, научно-исследовательских и целях сельскохозяйственного производства.
Отдельные граждане могут пользоваться такими землями в следующих целях:
- ведение личного подсобного или фермерского (крестьянского) хозяйства;
- животноводство;
- огородничество;
- сенокошение;
- выпас скота;
- садоводство.
Законодательно запрещено нецелевое использование земель определенных категорий.
Выводы
Земельный фонд РФ – совокупность всех земель на территории страны в пределах государственных границ, основа ее территориального суверенитета и главное достояние. Его категорирование осуществляется для установления правового режима использования и охраны. Управление и контроль эксплуатации земель отдельных категорий и природного объекта в целом осуществляют уполномоченные государственные органы.
Отзывы о “Земельный фонд Российской Федерации: его состав и объем на 2021 год”
Иные значимые причины перевода земли в другую форму собственности и назначения это желание богатенького олигарха жить на чистом воздухе. Так появляться коттеджи в природных зонах.
Источник
8.1. Российская Федерация
Россия — страна, обладающая самой большой территорией в мире (около 13% поверхности суши) и огромными земельными ресурсами, которые должны обеспечить ей устойчивое развитие. Земля всегда выступает как источник богатства любого общества, так как она является и пространственным базисом всех видов общественного производства, размещения и жизни людей, и средством производства в ряде отраслей народного хозяйства.
Структура земельных угодий в субъектах Российской Федерации
На территории Российской Федерации земельные ресурсы классифицируются по категориям земель (целевому назначению) и по видам угодий (современному хозяйственному использованию).
Земли подразделяются на семь основных категорий (Земельный кодекс РФ 2001 г., ст.7): 1) земли cельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса
Согласно данным Государственного доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации [62], на земли сельскохозяйственного назначения на 1 января 2010 г. приходилось 23,4%. Большая часть территории страны, почти 65%, — это земли лесного фонда. Под особо охраняемыми территориями и объектами занято 2% площади России.
По современному хозяйственному использованию, прежде всего, выделяют: 1) сельскохозяйственные угодья, т.е. земли, фактически или потенциально используемые для производства сельскохозяйственной продукции; 2) несельскохозяйственные — другие виды угодий, не используемые в сельском хозяйстве.
В группу сельскохозяйственных угодий входят следующие виды угодий: пашня; залежь; многолетние насаждения; сенокосы; пастбища. Несельскохозяйственные угодья подразделяются на земли, находящиеся в стадии восстановления плодородия и мелиоративного строительства; земли под лесами; под древесно-кустарниковой растительностью; под водными объектами; под болотами; под застройкой; под дорогами; нарушенные земли; прочие земли.
Под сельскохозяйственными угодьями в стране занято всего около 13% территории [62]. Более половины площади России представлены лесными землями. Пятая часть земельного фонда — прочие земли, или различные неудобья, не используемые в сельском хозяйстве. Это, главным образом, ледники, земли, занятые оползнями, осыпями и оврагами, тундры, развеваемые пески, полигоны отходов и свалки.
Представленная на картограмме структура основных групп земельных угодий в субъектах РФ отражает географию использования земельного фонда страны, демонстрируя расположение главных сельскохозяйственных регионов.
Категории земель | Тыс. га | % от общей площади |
---|---|---|
Земли сельскохозяйственного назначения | 399984,0 | 23,4 |
Земли населенных пунктов | 19486,2 | 1,2 |
Земли промышленности и иного специального назначения | 16775,8 | 1,0 |
Земли особо охраняемых территорий и объектов | 34838,3 | 2,0 |
Земли лесного фонда | 1108452,5 | 64,8 |
Земли водного фонда | 28018,5 | 1,6 |
Земли запаса | 102268,9 | 6,0 |
Всего: | 1709824,2 | 100 |
Земельные угодья | Тыс. га | % от общей площади |
---|---|---|
Сельскохозяйственные угодья, в том числе | 220461,6 | 12,9 |
пашня | 121648,7 | |
залежь | 4965,2 | |
многолетние насаждения | 1794,7 | |
сенокосы | 23998,6 | |
пастбища | 68054,47 | |
Лесные земли | 870806,5 | 50,9 |
Лесные насаждения, не входящие в лесной фонд | 26527,5 | 1,6 |
Под водой | 72223,9 | 4,2 |
Земли застройки | 5693,2 | 0,3 |
Под дорогами | 7950,8 | 0,5 |
Болота | 152831,2 | 8,9 |
Нарушенные земли | 995,0 | 0,1 |
Прочие земли | 352334,5 | 20,6 |
Всего: | 1709824,2 | 100 |
Формы собственности на землю в субъектах Российской Федерации
Согласно Земельному кодексу РФ (Ст. 5) участниками земельных отношений в нашей стране являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные на законных основаниях гражданами и юридическими лицами. Государственная собственность на землю в соответствии с законом разграничивается на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).
Владение земельными участками может осуществляться:
- на праве собственности;
- на праве пожизненного наследуемого владения;
- на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- на праве безвозмездного срочного пользования;
- по договору аренды, договору субаренды;
- на праве ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Согласно данным Государственного доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации [62], по формам собственности земли РФ на 1 января 2010 г. распределялись следующим образом:
- в собственности граждан — 7,2% (123,2 млн га)
- в собственности юридических лиц — 0,6% (10,3 млн га)
- в государственной и муниципальной собственности — 92,2% (1576,3 млн га).
Земли, находящиеся в частной собственности по России расположены крайне неравномерно. Наиболее высока доля приватизированных земель в Южном (45,6%), Центральном (37,7%), Приволжском (34,5%) и Северо-Кавказском (27,1%) федеральных округах. В Сибирском федеральном округе на них приходится 6,2% территории, в Уральском — 5,4%, в Северо-Западном — 2,9%, а в Дальневосточном — всего 0,4%.
Учет земельного фонда России в пределах каждой категории (за исключением земель запаса) проводится по различным классам земельной собственности, владения и пользования.
По данным на 1 января 2010 года значительная часть земель сельскохозяйственного назначения находилась в государственной и муниципальной собственности — 270,7 млн га, или 67,7% земель категории, в собственности граждан — 119,5 млн га (29,9% площади категории), в собственности юридических лиц — 9,8 млн га (2,4%). В общей сложности площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, начиная с 2002 г., выросла более чем на 4,4 млн га.
Вместе с тем необходимо учитывать, что из 96,9% всех приватизированных земель России, что приходится на земли сельскохозяйственного назначения, 81,0% составляют так называемые земельные доли (или 78,1% земель, находящихся в частной собственности в целом по стране). В 1990 г. в стране были приняты законы, позволяющие членам cельскохозяйственного коллектива выйти из его состава и получить в собственность соответствующий земельный надел. Были определены, а позже и расширены права собственников земельных долей, признанных объектом права. Однако до настоящего времени земельные доли, по большей части, не выделены в натуре, а долевое участие не имеет твердой экономической и юридической основы. После вступления в силу Федерального закона РФ № 101–ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002 г.) стала возможной смена собственника земельной доли в пользу юридического лица или государства, в результате чего наблюдается сокращение площади земель, находившихся в собственности граждан, и увеличение собственности юридических лиц, в первую очередь, за счет долевой собственности [62].
Источник