Распределите перечисленные страны по группировкам ес снг

Страны ЕС, НАФТА, ОПЕК, ШОС (штаб квартиры, интеграционные объединения)

1 ответ

ЕС расшифровывается как Европейский Союз.

ЕС – это объединение 28 государств Европы, куда входят Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.

В ЕС создан общий рынок, гарантирующий свободное передвижение людей и товаров, а также имеются свои органы власти.

19 стран, входящих в ЕС имеют общую валюту – евро. Штаб-квартира ЕС находится в Брюсселе.

НАФТА от англ. North American Free Trade Agreement – соглашение о свободной торговле между странами Северной Америки.

Страны, входящие в интеграционные объединения – США, Канада, Мексика.

ОПЕК – организация стран-экспортеров нефти. В организацию входят 14 стран. Это: Алжир, Ангола, Венесуэла, Габон, Иран, Ирак, Конго, Кувейт, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Нигерия, Саудовская Аравия, Экваториальная Гвинея и Эквадор.

Штаб-квартира ОПЕК находится в Вене (столице Австрии).

ШОС – Шанхайская организация сотрудничества. Она была основана в 2001 году представителями России, Китая, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и Киргизии. Позже в организацию вступили Индия и Пакистан. ШОС ставит перед собой цель обеспечение безопасности региона, а также развитие экономического, научного и культурного сотрудничества. Штаб-квартира ШОС находится в Пекине (столица Китая).

Источник

Основные экономические группировки стран современного мира

Региональные экономические группировки:

— ЕС – Европейское сообщество

— НАФТА – Североамериканское соглашение о свободной торговле

— АСЕАН – Ассоция государств Юго-Восточной Азии

— Латиноамериканская ассоциация интеграции

— Карибское содружество и общий рынок (КАРИКАМ)

— Содружество Независимых государств

Отраслевые экономические группировки:

— Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)

— Европейское объединение угля и стали (ЕОУС)

— Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ)

3.1. Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС)

Объединение ряда европейских государств, которые стремятся к экономической интеграции при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Европейское экономическое сообщество было юридически оформлено Римским договором 1957 г. и первоначально включало в себя шесть стран: ФРГ. Францию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Италию. В 1973 г. в него вошли Англия, Дания и Ирландия, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия. В основе экономической политики ЕЭС лежат следующие принципы: свободный торговый обмен, свободная миграция рабочей силы, свобода выбора местожительства, свобода предоставления услуг, свободное перемещение капиталов и свободный платежный оборот.

Первым шагом к реализации этих принципов явилось создание зоны свободной торговли, что предполагало взаимную отмену таможенных пошлин, экспортных и импортных квот и других внешнеторговых ограничений. Одновременно с этим начала проводиться единая таможенная политика по отношению к третьим странам, не являющимся членами ЕЭС (так называемый «таможенный союз»). Главным препятствием на пути к этому является наличие различных налоговых систем с неодинаковыми налоговыми ставками, прежде всего в сфере налогов косвенных. Важным этапом в развитии «Общего рынка» явилось создание Европейской валютной системы. Хотя в этом случае наиболее очевидно стремление большинства стран-членов ЕЭС проводить свою собственную независимую валютную политику.

Кроме ЕЭС существует европейское объединение угля, и стали, а также Европейское объединение по атомной энергии. Эти три объединения известны под названием Европейские сообщества (ЕС). Существует ряд наднациональных органов, которые осуществляют руководство Европейским экономическим сообществом: Совет министров (законодательный орган); Комиссия Европейских сообществ (исполнительный орган); Европейский парламент (осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет); Суд Европейских сообществ (высший судебный орган); Европейский совет (в его состав входят главы правительств стран-членов ЕЭС); Европейское политическое сотрудничество (комитет, в составе которого насчитывается 15 министров иностранных дел и один член Комиссии Европейских сообществ). Усиление роли последнего органа свидетельствует о стремлении стран-участниц не только к экономической, но и к политической интеграции. В настоящее время в состав Европейского Сообщества входят 15 стран.

Различия в уровнях экономического развития стран ЕС и в степени их желания участвовать в интегрированных областях привели еще в 80-е годы к появлению идеи Европы «концентрических кругов» и Европы с “изменяемой геометрией», и в дальнейшем обсуждавшихся и развивавшихся. Однако наибольшую актуальность они приобрели тогда, когда встал вопрос о присоединении к ЕС Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).

На сессии Европейского совета в Копенгагене в июне 1993г. было принято решение о том, что имеющие статус ассоциированных членов государства ЦВЕ, которые пожелают войти в ЕС, смогут сделать это, как только будут в состоянии выполнить соответствующие требования.

Наиболее настойчиво за скорейшее включение центрально- и восточноевропейских стран в ЕС ратует Германия, быстро расширяющая свое влияние в этих странах и активно осваивающая их рынки. Эксперты из семи научных институтов, в том числе из немецкого общества по внешней политике, пришли к выводу, что нестабильным странам в восточной части континента, если их вовремя не принять в ЕС, могут потребоваться чрезвычайные меры помощи в миллиарды долларов, кроме того, может произойти новый раскол между Востоком и Западом, сопровождаемый угрозой усиления националистических тенденций с обеих сторон и возникновения этнических и идеологических конфликтов.

Многие европейские политики считают, что сам Европейский Союз получит от расширения своих границ в восточном направлении гарантию от экономического коллапса и установления в этой зоне авторитарных режимов, которые явились бы угрозой не только непосредственно ряду европейских политиков, большему равновесию внутри самого союза, прежде всего, учитывая растущую силу Германии. Это особенно важно, поскольку франко-германский тандем в последнее время начинает давать сбои. Кроме того, таким путем не только Германия, но и другие страны-члены ЕС закрепили бы свое влияние в этой части Европы, хотя уже сейчас 50% торговли центрально- и восточноевропейских стран приходится на страны Запада. В связи с этим следует иметь в виду, что, по расчетам западных экономистов, Центральная Европа в скором времени может превратиться в одну из наиболее быстро развивающихся частей континента.

Существуют так называемые интегрированные программы, которые были начаты в качестве эксперимента с 1979г. Основными целями интегрированных программ являетсяскоординированный подход к решению сходных проблем в различных регионах. Так примером могут служить программы по Средиземноморью. Страны с прилегающими регионами согласовывают свои действия по развитию этих регионов, привлекались средства структурных фондов ЕЭС, таких как фонд на перестройку промышленности

Основными источниками финансирования программ ЕС являются:

1. Европейский фонд валютного сотрудничества

2. Взаимное кредитование национальных ЦБ

Основными кредитными инструментами ЕС являются:

1. Валютные интервенции.

2. Краткосрочная валютная поддержка (срок до 75 дней, можно повторять через короткие промежутки времени).

3. Среднесрочное кредитование.

4. Долгосрочная помощь сроком до 5 лет.

3.2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФ­ТА)

Дей­ст­ву­ет с 1984 го­да и яв­ля­ет­ся са­мым круп­ным ре­гио­наль­ным объ­е­ди­не­ни­ем. Чис­лен­ность на­се­ле­ния 373 млн. чел., в ЕС — око­ло 345 млн. Сум­мар­ный объ­ем ВВП НАФ­ТА при­бли­зи­тель­но 7 трон. USD.

НАФ­ТА базируется на принципах, отличных от ЕС, основными из которых являются:

· по­этап­ное, в те­че­ние 15 лет, уст­ра­не­ние та­мо­жен­ных по­шлин и не­тор­го­вых ог­ра­ни­че­ний;

· ли­бе­ра­ли­за­ция ин­ве­сти­ци­он­но­го ре­жи­ма;

· обес­пе­че­ние вы­со­ко­го уров­ня за­щи­ты ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ст­вен­но­сти;

· раз­ра­бот­ка со­вме­ст­ной про­грам­мы по борь­бе с за­гряз­не­ни­ем ок­ру­жаю­щей сре­ды.

Без­ус­лов­ная ини­циа­ти­ва и ли­дер­ст­во в соз­да­нии НАФ­ТА принадлежит США (экономический потенциал ВВП 100%). Так же в соглашение входят Канада (экономический потенциал ВВП 9,4%) и Мексика (экономический потенциал ВВП 5,5%).

Стремление США к интеграции с партнерами по соглашению обусловлено следующими обстоятельствами:

а) Со­еди­не­ние вы­со­ко­го на­уч­но-тех­ни­че­ско­го по­тен­циа­ла с низ­ки­ми из­держ­ка­ми на заработную пла­ту (так в Мек­си­ке сред­няя зарплата в 1985 го­ду со­став­ля­ла 14% от сред­ней зарплаты в США).

б) Ин­те­гра­ция США и Ка­на­ды осу­ще­ст­в­ля­ет­ся при от­сут­ст­вии спе­ци­аль­ных ин­сти­ту­цио­наль­ных струк­тур. 20% ВНП Ка­на­ды реа­ли­зу­ет­ся в США, т.е. 60-70% экс­пор­та Ка­на­ды. Ка­на­да — круп­ней­ший тор­го­вый парт­нер США (око­ло 25% экс­пор­та США или око­ло 1% ВНП). Для аме­ри­кан­ских кор­по­ра­ций Канада — глав­ный объ­ект ин­ве­сти­ро­ва­ния, объ­ем ин­ве­сти­ций со­ста­вив­ший в 1992 году 56 млрд. USD в 1992 го­ду.

Развитием интеграции явилось подписание в 1988 г. со­гла­ше­ния о соз­да­нии зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли ме­ж­ду США и Ка­на­дой — CAFTA, ко­то­рое под­ра­зу­ме­ва­ет пол­ную ли­к­ви­да­цию барь­е­ров при тор­гов­ле США и Ка­на­ды, раз­ра­бо­тку со­вме­ст­ных ме­ха­низ­мов, ре­гу­ли­рую­щих со­вме­ст­ную кон­ку­рен­цию, соз­да­ние над­на­цио­наль­ных су­деб­ных и ар­бит­раж­ных ор­га­нов, при­ня­тие зна­чи­тель­ных ос­лаб­ле­ний ог­ра­ни­че­ний на аме­ри­кан­ские ин­ве­сти­ции в Ка­на­де.

Масштабное сближение США и Мексики началось в 1989 году и харктеризовалось процессами при­ва­ти­за­ции, шо­ко­вой те­ра­пии, при­вле­че­ния ино­стран­ных ин­ве­сто­ров, ли­бе­ра­ли­за­ции внешней торговли. 80% всех ино­стран­ных ин­ве­сти­ций в экономику Мексики составляли вложения из США.

Таким образом НАФТА характеризуется следующими признаками:

1. Асим­мет­рич­ный ха­рак­тер, про­ис­те­каю­щий из то­го, что на США при­хо­дит­ся око­ло 85% ВВП и промышленного про­из­вод­ст­ва трех стран.

2. Асим­мет­рия уров­ней раз­ви­тия ме­ж­ду вы­со­ко раз­ви­ты­ми стра­на­ми (США и Ка­на­да) и раз­ви­ваю­щей­ся Мек­си­кой.

3. Асим­мет­рия ин­тен­сив­но­сти дву­сто­рон­них экономических от­но­ше­ний (США — Ка­на­да, США — Мек­си­ка), от­сут­ст­вие зре­лых эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний ме­ж­ду Ка­на­дой и Мек­си­кой. Так до­ля Мек­си­ки во ВТО Ка­на­ды в 1993 году составила чуть бо­лее 1% .

Экономический эффект НАФТА основан на рез­ком уве­ли­че­ние аме­ри­кан­ско­го экс­пор­та, а от­сю­да уве­ли­че­ние за­ня­то­сти (в 1994 го­ду аме­ри­кан­ский экс­порт воз­рос на 17.5% лишь от соз­да­ния НАФ­ТА). Пе­ре­носе тру­до­ем­ких, нау­ко­ем­ких и гряз­ных про­из­водств в Мек­си­ку позволит сни­зить из­дер­жки про­из­вод­ст­ва и по­высить кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сть товаров (GM, FORD, Crysler на­ме­ре­ны по­вы­сить ка­пи­та­ло­вло­же­ния в Мек­си­ку, тем са­мым по­вы­сить при­быль бо­лее чем на 10%). По­лу­че­ние боль­ших фи­нан­со­вых вли­ва­ний ожидается за счет ли­бе­ра­ли­за­ции ми­гра­ции ка­пи­та­ла (до 8% ВВП Мек­си­ки).

3.3. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

Создана в 1967 году как договор 5 стран — Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия. В 1984 году в ассоциацию вступила Бруней, а в 1995 году – Вьетнам.

АСЕАН является самой влиятельной группировкой среди развивающихся стран. Серьезное эко­но­ми­че­ское со­труд­ни­че­ст­во на­ча­ло раз­ви­вать­ся с 1976 го­да, с момента принятия Дек­ла­ра­ции со­гла­сия и про­грам­мы дей­ст­вий и подразумевало 4 сфе­ры вза­им­но­го эко­но­ми­че­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва:

— Пре­фе­рен­ци­аль­ный дос­туп то­ва­ров в ра­мах вза­им­ной тор­гов­ли то­п­ли­во и про­до­воль­ст­вие;

— Со­труд­ни­че­ст­во в сфе­ре тор­гов­ли (при со­вме­ст­ном вы­хо­де на внеш­ние рын­ки и рын­ки треть­их стран);

Эко­но­ми­че­ские свя­зи вы­ра­бот­ка об­щей по­зи­ции по эко­но­ми­че­ским про­бле­мам, пред­став­ляю­щим об­щий ин­те­рес для всех чле­нов.

В ходе работы Ассоциации в 1977 году соз­да­на зо­на пре­фе­рен­ци­аль­ной тор­гов­ли на 20 то­ва­ров. Че­рез год количество товаров было доведено до 70 при раз­мере пре­фе­рен­ций в сред­нем — 20-25%. По­сле 1989 го­да пре­фе­рен­ции до­ве­де­ны до 50% на 12700 то­вар­ных по­зи­ций. Пер­вый про­ект соз­да­ния зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли осуществлен в 1987 году, а в 1989 году была создана кон­цеп­ция соз­да­ния тре­уголь­ни­ков эко­но­ми­че­ско­го рос­та (по пред­ло­же­нию ми­ни­ст­ра эко­но­ми­ки Син­га­пу­ра). В пер­вый “тре­уголь­ник” во­шли: Син­га­пур, Ма­лай­зия, Ин­до­не­зия (у по­след­них двух — ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-эко­но­ми­че­ские рай­оны). Он по­лу­чил на­зва­ние “Юж­ный тре­уголь­ник”.

В 1992 году состоялся Син­га­пур­ский сам­мит стран уча­ст­ниц АСЕ­АН, на ко­то­ром при­ня­то ре­ше­ние о соз­да­нии зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли АВ­ТА. Она долж­на быть соз­да­на к 2008 го­ду (за 15 лет) че­рез ли­к­ви­да­цию по­шлин во вза­им­ной тор­гов­ле про­из­вод­ст­вен­ны­ми и пе­ре­ра­бо­тан­ны­ми сельскохозяйственными про­дук­та­ми (по­шли­ны на не­ко­то­рые то­ва­ры до 5%). В рамках про­из­вод­ст­вен­но­го со­труд­ни­че­ст­ва был осу­ще­ст­в­лен толь­ко один проект — строи­тель­ст­во за­во­да по про­из­вод­ст­ву хи­ми­че­ско­го удоб­ре­ния.

В рамках АВ­ТА пла­ни­ру­ет­ся осу­ще­ст­вить от­ме­ну по­шлин, уст­ра­не­ние ко­ли­че­ст­вен­ных ог­ра­ни­че­ний, гар­мо­ни­за­цию на­цио­наль­ных стан­дар­тов, вза­им­ное при­зна­ние сер­ти­фи­ка­тов ка­че­ст­ва, уст­ра­не­ние ог­ра­ни­че­ний на дви­же­ние ка­пи­та­ла, про­ве­де­ние кон­суль­та­ций по осу­ще­ст­в­ле­нию мак­ро­эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки с це­лью ко­ор­ди­на­ции по­след­ней. К на­стоя­ще­му мо­мен­ту Ма­лай­зия со­кра­ти­ла или от­ме­ни­ла по­шли­ны на 2600 то­ва­ров во вза­им­ной тор­гов­ле. Ин­до­не­зия и Фи­лип­пи­ны сня­ли ог­ра­ни­че­ния на ино­стран­ные ка­пи­та­ло­вло­же­ния в энер­ге­ти­ку и те­ле­ком­му­ни­ка­ци­он­ные ус­лу­ги. Таи­ланд снял ог­ра­ни­че­ния на ввоз ав­то­мо­би­лей.

Ос­нов­ной эко­но­ми­че­ский эф­фект ассоциации основан на соз­да­нии круп­но­го объ­е­ди­нен­но­го рын­ка с об­щей чис­лен­но­стью на­се­ле­ния в 330 млн. че­ло­век и еже­год­ным со­во­куп­ным ВНП — 300 млрд.USD, а так же сти­му­ли­ро­ва­нии ин­ве­сто­ров треть­их стран вкла­ды­вать ка­пи­тал в АСЕ­АН (бес­по­шлин­ное вне­дре­ние ка­пи­та­ла).

3.4. Латино-американская ассоциация интеграции (ЛАИ)

Круп­ная ин­те­гра­ци­он­ная груп­пи­ров­ка, соз­дан­ная в 1980 го­ду, за­ме­ни­ла су­ще­ст­во­вав­шую до это­го ЛАСТ, ко­то­рая про­су­ще­ст­во­ва­ла с 1961 по 1980 год.

Цель ЛАИ — соз­да­ние ла­ти­но­аме­ри­кан­ско­го об­ще­го рын­ка на ба­зе уже сло­жив­ше­го­ся в го­ды су­ще­ст­во­ва­ния ЛАСТ (ЗСТ).

Чле­на­ми ор­га­ни­за­ции яв­ля­ют­ся 11 стран, под­раз­де­ляю­щие­ся на 3 груп­пи­ров­ки:

· бо­лее раз­ви­тые (Ар­ген­ти­на, Бра­зи­лия, Мек­си­ка);

· сред­ний уро­вень (Ве­не­су­эла, Ко­лум­бия, Пе­ру, Уруг­вай, Чи­ли);

· наи­ме­нее раз­ви­тые (Бо­ли­вия, Па­ра­гвай, Эк­ва­дор).

Чле­ны ЛАИ за­клю­чи­ли ме­ж­ду со­бой со­гла­ше­ние о пре­фе­рен­ци­аль­ной тор­гов­ле и ме­нее раз­ви­тым стра­нам со сто­ро­ны бо­лее раз­ви­тых пре­дос­тав­ля­ют­ся пре­фе­рен­ции.

Выс­шим ор­га­ном ЛАИ яв­ля­ет­ся Со­вет ми­ни­ст­ров ино­стран­ных дел, ис­пол­ни­тель­ный ор­ган — Кон­фе­рен­ция оце­нок и сбли­же­ния — изу­ча­ет уров­ни эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия , воз­мож­ные на­прав­ле­ния ин­те­гра­ции, ее воз­дей­ст­вие на эко­но­ми­ку, раз­ра­ба­ты­ва­ет ста­дии и за­да­чи ин­те­гра­ци­он­ных про­цес­сов; со­би­ра­ет­ся 1 раз в год. По­сто­ян­ный ор­ган — Ко­ми­тет пред­ста­ви­те­лей. Штаб-квар­ти­ра — в Мон­те­ви­део (Уруг­вай).

3.5. Карибское содружество и общий рынок (КА­РИ­КОМ)

Является наи­бо­лее ус­той­чи­вой груп­пи­ров­кой. Соз­дан­ный в 1973 го­ду, на ос­но­ве до­го­во­ра, под­пи­сан­но­го в Три­ни­дад и То­ба­го, он вклю­ча­ет 16 стран Ка­риб­ско­го бас­сей­на и в от­ли­чие от всех ин­те­гра­ци­он­ных груп­пи­ро­вок объ­е­ди­ня­ет не толь­ко не­за­ви­си­мые го­су­дар­ст­ва, но и за­ви­си­мые тер­ри­то­рии.

КА­РИ­КОМ ос­но­ван на ра­нее соз­дан­ной ЗСТ. В нем су­ще­ст­ву­ют раз­лич­ные суб­ре­гио­наль­ные от­де­ле­ния; наи­бо­лее про­дви­ну­ты­ми с точ­ки зре­ния ре­гио­наль­ной ин­те­гра­ции яв­ля­ют­ся:

— Ка­риб­ский об­щий ры­нок в рам­ках КА­РИ­КОМ, где пол­но­стью ли­к­ви­ди­ро­ва­ны тор­го­вые ог­ра­ни­че­ния ме­ж­ду Бар­ба­до­сом, Три­ни­да­дом и То­ба­го, Гай­а­ной, Ямай­кой и Ан­ти­гуа. Эти стра­ны одоб­ри­ли еди­ный та­мо­жен­ный та­риф по от­но­ше­нию к то­ва­рам треть­их стран, т.е. это фак­ти­че­ски та­мо­жен­ный со­юз, в ос­но­ве ко­то­ро­го ле­жат про­мыш­лен­но-сырь­е­вые то­ва­ры. Треть вза­им­ной тор­гов­ли со­став­ля­ют неф­те­про­дук­ты.

— Вос­точ­но-ка­риб­ский об­щий ры­нок, вклю­чаю­щий в се­бя наи­ме­нее раз­ви­тые стра­ны; в нем на­блю­да­ет­ся тен­ден­ция к соз­да­нию об­щей ва­лю­ты и со­вме­ст­но­го ЦБ.

В 1970-80-е го­ды КА­РИ­КОМ ис­пы­ты­вал кри­зис­ные яв­ле­ния, свя­зан­ные с неф­тя­ным и об­ще­эко­но­ми­че­ским кри­зи­са­ми, уве­ли­чив­ши­ми внеш­нюю за­дол­жен­ность. В на­стоя­щий мо­мент про­ис­хо­дят по­зи­тив­ные пе­ре­ме­ны.

В 1992 году участники содружества добились рез­кого па­де­ния та­мо­жен­ных по­шлин (при­бли­зи­тель­но на 70%). Осо­бен­но удач­но идет ин­те­гра­ция в об­лас­ти ре­гу­ли­ро­ва­ния сельскохозяйственного про­из­вод­ст­ва (до­ку­мент “Вре­мя дей­ст­во­вать”). Бы­ла пред­ло­же­на но­вая мо­дель ин­те­гра­ции на ос­но­ве тен­ден­ции к ос­лаб­ле­нию го­су­дар­ст­вен­но­го вме­ша­тель­ст­ва. С 1995 года на территории содружества введено сво­бод­ное пе­ре­ме­ще­ние гра­ж­дан и от­ме­на пас­порт­но­го ре­жи­ма.

3.6. Содружество независимых государств (СНГ)

Создано 8 декабря 1991 года. Соглашение о его создании подписали руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии) подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств.

Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия. Содружество Независимых Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года.

Содружество Независимых Государств не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий. В основе Договора лежит понимание его участниками необходимости формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.

На заседании в Бишкеке (1998) главы правительств утвердили программу первоочередных действий по формированию единого экономического пространства, в которой оговариваются действия по сближению законодательств, таможенных и транспортных тарифов, взаимодействие отраслей и предприятий трех республик.

Также, разрабатываются конкретные проекты по созданию новых консорциумов в области нефти и газа, геологоразведки, агропромышленного комплекса

На начало 2000 года на территории СНГ проживало 283 млн. человек, в основном, жителей пяти государств — России (146 млн.), Украины (50 млн.), Казахстана (15 млн.), Узбекистана (24 млн.) и Беларуси (10 млн.). На остальные семь стран — Азербайджан, Армению, Грузию, Киргизию, Молдову, Таджикистан и Туркменистан — припадает чуть более 36 миллионов человек.

Страны альянса в последнее время выкачивают из своих недр более 400 млн. тонн нефти в год. Это свыше 10% мировых объемов ее годовой добычи. Газа в СНГ добывается почти треть от мировых объемов, угля 500 млн.тонн, или почти 12% мировой добычи. В государствах Содружества производят 11% мировых объемов электроэнергии, 15% — первичного алюминия, около 30% — никеля, свыше 10% — меди, более 11% — минеральных удобрений, выплавляют без малого 11% стали, поставки которой в третьи страны составляют 16% мирового стального экспорта. Около 20% рынка вооружений припадает на государства СНГ, а в исследовательских центрах Содружества трудится 12% ученых мира, что говорит о том что у Содружества есть научная база достаточная для развития в должной мере.

Таким образом, государства СНГ располагают мощнейшим природным, производственным и научно-техническим потенциалом. По оценкам зарубежных экспертов, потенциально возможная емкость рынков стран СНГ составляет примерно 1600 млрд. долларов, а достигнутый уровень производства они определяют в пределах 500 млрд. долларов.

Рост ВВП и промышленного производства на территории СНГ, являются важными тенденциями развития стран-участников, их отношений и соответственно экономической интеграции стран Содружества. Так, например, за десять месяцев 2000 года ВВП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в большинстве государств на 4-10 %, в Азербайджане и Казахстане он поднялся на 10,5 %, в Армении и Кыргызстане — на 4, в Беларуси и Украине — на 5 %, в Таджикистане — на 8,3%, а в Грузии составил 99,8 % от ранее достигнутого уровня. Промышленное производство увеличилось в среднем на 9,7 % (полюса — Казахстан — 15,3 % и Молдова — 2,3 %). В Украине этот показатель равен 11,9 %, в Таджикистане — 10,4 %, в России — 9,8 %, в Беларуси — 8,6 %, в Кыргызстане — 7,9 %, в Азербайджане — 6,3 %, в Грузии — 6,2 %.

Правда, высокий уровень этих и некоторых других показателей во многом обусловлен низкой базой сравнения. Общий объем взаимной торговли стран СНГ за 9 месяцев 2000 года перешагнул за 43 млрд. долларов, что на 39 % превышает стоимостные показатели 1999 года, в т.ч. экспорта на 41 %, импорта — на 38 %. Случился этот стремительный прирост во многом из-за непомерного роста цен производителей промышленной продукции. В Беларуси они поднялись почти втрое, в Узбекистане — на 57 %, в Таджикистане и Казахстане — на 45-47 %, в остальных странах (кроме Армении и Грузии, где рост выразился соответственно в 0,9 % и 6 %) цены увеличились на 30-39 %.

3.7. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)

Добровольная межправительственная экономическая организация, задачей и главной целью которой является координация и унификация нефтяной политики своих государств-членов.

ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на мировом и международных рынках нефти с целью избежания колебаний цен на нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением прибыли.

В 1960 году в Багдаде главные постав­щики нефти на мировой рынок — Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия— основали Организацию стран—экспортеров нефти (ОПЕК). ОПЕК был зарегистрирован в Организации Объединенных Наций 6 сентября 1962 года (резолюция ООН №6363). Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года. В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения. На долю ОПЕК сейчас приходится около 40% мирового производства нефти. Первоначально штаб квартира ОПЕК находилась в Женеве (Швейцария), но затем перебралась в Вену (Австрия).

Позже, после создания организации в нее вошли Катар (1961 г.), Индонезия и Ливия (1962 г.), ОАЭ (1967 г.), Алжир (1969 г.), Нигерия (1971 г.), Эквадор (1973 г.) и Габон (1975г.).

Кроме стремления увеличить доходы от нефти, а в ко­нечном итоге установить национальный контроль над не­фтяным хозяйством, членов ОПЕК объединяло также то, что они — развивающиеся страны, экономика которых фи­нансировалась в основном за счет нефти, и были объек­тами эксплуатации со стороны нефтяного картеля в прин­ципе на основе одинаковых неравноправных концессионных соглашений. |

В настоящее время в ОПЕК состоят 11 государств (Габон прекратил свое членство в 1995 году, а Эквадор в 1992 году).

ОПЕК декларируются следующие основные цели:

1. Координация и унификация нефтяной политики государств-членов. Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.

2. Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.

3. Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения:

· устойчивых доходов стран-производителей нефти,

· эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей,

· справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность,

· охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений,

· сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.

Высшим органом ОПЕК является Конференция, состоящая из делегаций (до двух делегатов, советники, наблюдатели), представляющих государства-члены. Совет управляющих может быть сравнен с советом директоров в коммерческом предприятии или корпорации. Экономическая комиссия – специализированное структурное подразделение ОПЕК, действующее внутри Секретариата, задачей которого является оказание содействия организации в стабилизации нефтяного рынка. Межминистерский комитет по мониторингу мониторингом (ежегодной статистикой) ситуации и предлагает конференции действия по решению соответствующих проблем. Секретариат ОПЕК функционирует как штаб-квартира. Он отвечает за выполнение исполнительных функций организации в соответствии с положениями Устава ОПЕК и распоряжениями Совета Управляющих.

В 1976 году ОПЕК организовала Фонд международного развития ОПЕК (штаб-квартира в Вене, первоначально эта организация называлась Специальный фонд ОПЕК). Это многосторонний финансовый институт в области развития, который содействует сотрудничеству между государствами — членами ОПЕК и другими развивающимися странами.

Особое место в экспорте капитала из стран — членов ОПЕК занимает помощь и кредиты другим развивающим­ся государствам. В отличие от средств, рециклированных на Запад, помощь стран ОПЕК является инструментом независимой национальной политики в сфере вывоза капи­тала.

Страны — члены ОПЕК предоставляют помощь главным образом в рамках двусторонних или региональных отно­шений. Некоторая часть средств поступает в развивающие­ся страны при посредничестве МВФ и МБРР.

Источник

Читайте также:  Оценка предпринимательской деятельности стран
Оцените статью