Прекращение и приостановление международного договора
Прекращение международного договора означает, что он утратил свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестал порождать для них права и обязанности.
Однако приобретенные по договору права, обязательства или юридическое положение его участников, возникшее в результате выполнения договора, сохраняются и после его прекращения, если, конечно, эти права или положение не были отменены впоследствии другими договорами или новой императивной нормой международного права (jus cogens).
Исполнение договора также является основанием его прекращения.
Последующий договор может отменить предшествующий, если они заключены по одному и тому же вопросу, а также в том случае, когда оба договора несовместимы друг с другом, либо участники намерены регулировать свои отношения этим последующим договором.
Если произошло существенное нарушение двустороннего договора одним из его участников, другой участник имеет право прекратить или приостановить действие этого договора. Существенное нарушение многостороннего договора одним из его участников дает право другим участникам приостановить действие договора в отношениях с государством, нарушившим договор, либо со всеми участниками.
Государство может также прекратить действие договора, если произошло коренное изменение обстоятельств (клаузула rebus sic stantibus). На коренные изменения обстоятельств можно ссылаться, когда наличие таких обстоятельств составляло существенное основание соглашения участников и когда изменение обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств. Однако клаузула о неизменности обстоятельств не может применяться в отношении договоров, устанавливающих границу, а также в случаях, когда коренное изменение обстоятельств произошло в результате нарушения своих обязательств государством, которое ссылается на эту клаузулу.
Вопрос о времени, условиях и порядке прекращения договора решается самими договаривающимися сторонами и фиксируется в договоре.
Срочные договоры прекращают свое действие по истечении указанного в них срока. Договор может быть прекращен также: а) в связи с исполнением обязательств; б) с согласия всех договаривающихся государств (отмена); в) в связи с заключением нового договора по тем же вопросам и между теми же государствами (замена). Прекращение договора возможно посредством денонсации и аннулирования.
Если такое прекращение касается какого — либо участника многостороннего договора, то говорят о его выходе из договора. В отношениях между остальными участниками договор остается в силе. Однако в некоторых многосторонних договорах предусмотрен минимум их участников, отсутствие которого ведет к полному прекращению договора. Например, в Конвенции о борьбе с геноцидом 1948 г. этот минимум составляет 16 государств (ст. XV). Все способы прекращения международных договоров можно разделить на волевые (расторжение) и автоматические.
К волевым относятся отмена, денонсация, новация н аннулирование.
Договор может быть отменен в любое время по общему соглашению его участников. Яркий последний пример, 1 июля1991 г. государства — участники Организации Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 1955 г. подписали протокол о прекращении действия этого Договора и протокола о его пролонгации, тем самым прекратил своё существование военно — политический союз, противостоящий НАТО, которое продолжает успешно действовать.
Денонсация — это отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором. Под денонсацией понимается прекращение государством действия договора на предусмотренных в нем условиях. Таким образом, в основе денонсации тоже лежит соглашение сторон договора.
В частности, в договоре могут определяться: а) срок, когда государство вправе заявить о денонсации (например, по истечении определенного периода после вступления в силу); б) срок, когда договор утрачивает силу для заявившего о денонсации государства (например, по истечении шести или двенадцати месяцев и т.д.); в) условия или обстоятельства, при которых возможна денонсация (например, если относящиеся к договору исключительные обстоятельства ставят под угрозу высшие интересы государства); г) форма и содержание уведомления о денонсации.
Иногда право государств на денонсацию ограничивается. По Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. денонсация во время войны не будет иметь силы до заключения мира или до тех пор, пока не будут закончены операции по освобождению и репатриации лиц, пользующихся покровительством конвенций.
Практика даёт бесчисленное разнообразие случаев применения и использования права прекращения и приостановки международных договоров. Последний пример: в июле 2000 г. Конституционный суд Украины признал принятый Верховной Радой Закон «О ратификации Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств» не соответствующим Конституции Украины. Это первый случай в истории этой страны признания неконституционности закона о ратификации международного договора. Тем самым на Украине был создан механизм внепарламентской денонсации международных договоров. Дополнительную пикантность придаёт тот факт, что подписание и ратификация этой Хартии — одно из условий пребывания Украины в авторитетнейшей региональной международной организации — Совете Европы.
Международный договор может прекратиться вследствие заключения его участниками нового договора по тому же вопросу из — за пересмотра или ревизии прежнего договора (новация). Пересмотр должен осуществляться в соответствии с процедурой, установленной в договоре, которая обычно предусматривает срок возможного пересмотра, число государств, необходимое для пересмотра, и т.д. Эта процедура должна строго соблюдаться.
Два или несколько участников многостороннего договора могут заключить между собой соглашение об изменении отдельных положений договора в своих взаимоотношениях, если это не противоречит его целям и принципам и не сказывается на правах и законных интересах других участников данного договора, который сохраняет свою силу.
Аннулирование — это отказ государства от договора, когда есть к тому достаточные, строго определенные нормами международного права основания. Аннулирование, как и денонсация, представляет собой односторонний отказ от договора. При реализации права на денонсацию договора государство, за редким исключением, не обязано объяснять причины выхода из договора. Поскольку обстоятельства, на которые государство может ссылаться, как на основания для аннулирования договора, заранее согласованы и закреплены нормами международного права, государство при выходе посредством аннулирования должно указать эти обстоятельства (причины).
Венской конвенцией о праве международных договоров предусмотрены следующие обстоятельства — основания аннулирования договора: 1) существенное нарушение договора другими участниками; 2) невозможность исполнения договора (уничтожение его объекта); 3) коренное изменение обстоятельств.
Аннулирован при наличии указанных «чрезвычайных» обстоятельств может быть любой договор, в том числе тот, в котором определены иные (нормальные) условия его прекращения (исполнение обязательств, истечение срока, денонсация и т.д.). Конкретные договоры в отличие от денонсации не устанавливают порядок аннулирования, если даже возможность аннулирования договоров допускается.
Например, п. 2 ст. 19 Договора об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г. посвящен денонсации. В нем говорится, что каждое государство имеет право выйти из договора, если относящиеся к договору исключительные обстоятельства поставят под угрозу его высшие интересы. «Государство — участник, намеревающееся выйти из договора, уведомляет депозитария и все другие государства — участники о своем решении поступить таким образом. Такое уведомление дается по меньшей мере за 150 дней до предполагаемого выхода из настоящего договора. Оно включает заявление об исключительных обстоятельствах, которые это государство — участник рассматривает как поставившие под угрозу его высшие интересы». В соответствии с п. 3 ст. 19 каждое государство — участник имеет право выйти из договора, если другое государство — участник выйдет по количеству вооружений за пределы ограничений, предусмотренных договором, в пропорциях, представляющих угрозу балансу сил в районе применения договора.
Процедура прекращения договора в связи с существенным его нарушением предусмотрена в Венской конвенции о праве международных договоров. Потерпевшее от нарушения государство обязано уведомить государство — нарушителя о своем намерении прекратить договор. Если в течение трех месяцев не будет высказано возражений, то двусторонний договор прекращается (ст. 65). Если последует возражение со стороны других государств, то участники договора должны добиваться урегулирования с помощью средств, предназначенных для мирного разрешения споров (переговоры, добрые услуги, посредничество и др.). Многосторонний договор прекращает свое действие, если существенное нарушение одним государством коренным образом меняет положение других (ст. 60). Это относится к договорам, которые по самой своей природе зависят от одновременного их выполнения всеми договаривающимися сторонами. В других случаях международный договор не прекращается, а лишь приостанавливает свое действие в отношениях между государством, существенно его нарушившим, и потерпевшим государством.
Возникновение войны приводит к прекращению большинства двусторонних договоров между воюющими. Многосторонние договоры, как правило, приостанавливаются. Продолжают действовать договоры (многосторонние и двусторонние), заключенные специально на случай войны, например, конвенции о режиме военнопленных, раненых и больных, защите гражданского населения. Некоторые из прекращенных или приостановленных войной договоров после войны могут возобновлять свое действие автоматически или восстанавливаться соглашением сторон в мирных договорах либо специально.
Что касается разрыва дипломатических и консульских отношений между участниками договора, то он не влияет на правовые отношения, установленные этим договором, за исключением случаев, когда наличие дипломатических или консульских отношений необходимо для его выполнения.
Территориальные изменения влияют на действие международных договоров в соответствии с правилами правопреемства и подвижности договорных границ
Приостановление означает временный перерыв в действии и применении международного договора. В этот период его участники освобождаются в отношениях между собой от обязательства выполнять договор. В остальном приостановление не влияет на правовые взаимоотношения участников, определенные договором. В частности, в период приостановления договора они должны воздерживаться от действий, которые могли бы помешать восстановлению действия договора.
Встречаются, хотя и редко, так называемые «забытые» или «угасшие» договоры. Формально они не прекращены, а фактически давно не применяются. Однако не исключено, что любая сторона в любой момент может «вспомнить» о них и снова применять. Так произошло, например, с англо — португальским Договором о торгово — политическом союзе 1353 г. Заключенный на 50 лет, он после их истечения неоднократно продлевался на неопределенный срок. Формально этот Договор никогда не был расторгнут. Во время Второй мировой войны, т.е. почти через 600 лет, Англия, ссылаясь на него, получила право на проведение военно — морских и воздушных операций на португальских Азорских островах. Есть и другие примеры такого же рода. В 1953 г. Международный Суд ООН, рассматривая англо — французский спор о принадлежности некоторых островов в проливе Ла — Манша, ссылался на договоры, заключенные между Англией и Францией в 1259, 1360 и 1420 годах!
Международное право не знает давности погашения договоров. При сомнении в действии международного договора вопрос в каждом отдельном случае должен решаться соглашением сторон или их правопреемников.
Российский Закон о международных договорах 1995 г. содержит положения, касающиеся порядка прекращения и приостановления действия договоров (ст. 35 — 40). Закон, например, предусматривает, что прекращение и приостановление действия международного договора осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права тем органом, который принимал решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации. Если решение о согласии на обязательность договора принималось в форме федерального закона, то и прекращение либо приостановление действия договора также осуществляется в форме федерального закона. В частности, Конституция РФ предусматривает, что федеральные законы о денонсации подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации.
Источник
Прекращение и приостановление действия международных договоров
Прекращение договора, то есть окончание его действия, возможно как для всех участников, так и для одного (нескольких) участников данного договора. Поэтому следует различать собственно прекращение договора и выход из него отдельных участников: в последнем случае договор прекращает действовать только для соответствующих государств. Односторонний отказ государства от выполнения обязательств по международному договору и выход из него называется денонсацией. Денонсация и выход из договора допускаются только в том случае, если такая возможность предусмотрена самим договором или характер договора подразумевает право денонсации (выхода) у его участников. Если договором не предусмотрено иное, о своем намерении денонсировать договор или выйти из него участник обязан уведомить других участников не менее чем за 12 месяцев.
По общему правилу, прекращение договора или выход из него участника могут иметь место либо в соответствии с положениями самого договора, либо в любое время с согласия всех его участников по консультации с прочими договаривающимися сторонами. Кроме того, основаниями прекращения договоров могут быть:
-заключение последующего договора;
-существенное нарушение данного договора;
-невозможность выполнения данного договора;
-коренное изменение обстоятельств;
-возникновение новой императивной нормы общего международного права (jus cogens).
Примером прекращения действия международного договора по общему согласию его участников может являться Протокол от 1 декабря 2000 года о прекращении многосторонних договоров, заключенных в рамках СНГ (утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2003 года). Согласно Протоколу, государства-участники целого ряда соглашений констатировали прекращение 12 договоров в связи с истечением срока действия и заключения последующих договоров, а также договорились о прекращении еще 29 соглашений (в основном касающихся военного сотрудничества).
Заключение нового договора влечет прекращение предыдущего, если все участники предыдущего договора являются участниками нового, и оба договора относятся к одному и тому же вопросу. При этом также необходимо, чтобы положения последующего договора были настолько несовместимы с положениями предыдущего, что оба договора невозможно было применять одновременно.
Под существенным нарушением договора понимается, во-первых, отказ от договора, который не допускается Венской конвенцией 1969 года, во-вторых — нарушение такого положения, которое имеет существенное значение для осуществления объекта и целей договора. Если существенное нарушение допущено участником двустороннего договора, то второй участник вправе ссылаться на данное нарушение как на основание прекращения договора. Если же существенное нарушение допущено участником многостороннего договора, то другие участники могут по единогласному соглашению между собой либо прекратить договор в целом, либо прекратить его только в отношениях между собой и государством, нарушившим договор.
Невозможность выполнения договора как основание для его прекращения или выхода из него кого-либо из участников должна быть следствием безвозвратного исчезновения или уничтожения объекта, необходимого для выполнения договора. Вместе с тем, государство не вправе ссылаться на это основание, если исчезновение (уничтожение) объекта стало результатом нарушения этим же участником любого своего международного обязательства по отношению к любому другому участнику договора.
Коренное изменение обстоятельств влечет прекращение договора при наличии следующих условий. Во-первых, это изменение должно касаться обстоятельств, существовавших при заключения договора, то есть произойти после того, как договор был заключен. Во-вторых, данное коренное изменение обстоятельств должно быть непредвиденным для участников соглашения. В-третьих, прежние обстоятельства составляли существенное основание согласия участников на обязательность для них договора либо изменившиеся обстоятельства коренным образом изменяют сферу действия все еще подлежащих выполнению обязательств. Участник договора не вправе ссылаться на коренное изменение обстоятельств как на основание прекращения договора, если это изменение стало результатом противоправного поведения самого этого участника. Кроме того, данное основание никогда не прекращает действие договоров, устанавливающих государственные границы. Одним из наиболее известных случаев выхода государства из договора со ссылкой на коренное изменение обстоятельств было решение Франции о выходе из военной организации НАТО в 1966 году. В настоящее время коренное изменение обстоятельств упоминается дипломатией США как возможная причина для аннулирования ряда советско-американских соглашений (например, 13 июня 2002 года США в одностороннем порядке вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года).
Согласно статье 64 Венской конвенции 1969 года, если возникает новая императивная норма общего международного права, то любой существующий договор, который оказывается в противоречии с этой нормой, становится недействительным и прекращается.
Кроме того, как показывает практика, международный договор может прекратиться с исчезновением субъекта международного права — стороны данного договора, а также в связи с наступлением отменительного условия, непосредственно предусмотренного договором.
Что касается таких случаев, как разрыв дипломатических или консульских отношений между участниками договора и сокращение числа участников международного договора, в результате которого оно становится меньше числа, необходимого для вступления договора в силу, то данные основания сами по себе не влекут прекращения международного договора. Однако если для выполнения договора необходимо наличие дипломатических или консульских отношений или в договоре установлено минимальное число его участников, указанные обстоятельства являются основанием для прекращения соответствующих соглашений.
Прекращение международного договора влечет следующее последствие: все участники договора освобождаются от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем. При этом прекращение договора не влияет на права, обязательства и юридическое положение участников, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения. Если государство денонсирует многосторонний договор или выходит из него, то освобождение от обязательств по договору наступает только в отношениях между этим государством и другими участниками, не затрагивая соответствующих обязательств остальных участников друг перед другом.
Порядок денонсации международных договоров Республики Казахстан регулируется статьями 29-30 Закона 2005 года. В соответствии с ними, государственные органы Республики Казахстан, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту, по согласованию с Министерством иностранных дел представляют по вопросам своей компетенции Президенту Республики Казахстан предложения о денонсации международных договоров, заключенных от имени Республики Казахстан. Указанные органы представляют в Правительство Республики Казахстан предложения о денонсации международных договоров, заключенных от имени Правительства. Центральные исполнительные органы Республики Казахстан по вопросам своей компетенции по согласованию с Министерством иностранных дел представляют в Правительство предложения о приостановлении действия или денонсации международных договоров, заключенных от имени Республики Казахстан или Правительства Республики Казахстан. Правительство рассматривает предложения о денонсации международных договоров Республики Казахстан и вносит Президенту Республики Казахстан предложения о приостановлении действия или денонсации международных договоров, заключенных от имени Республики Казахстан. Кроме того, Правительство по согласованию с Президентом вносит в Парламент Республики Казахстан предложения о денонсации ратифицированных международных договоров, заключенных от имени Республики Казахстан, и предложения о денонсации ратифицированных международных договоров, заключенных от имени Правительства Республики Казахстан.
Законы о денонсации ратифицированных международных договоров Республики Казахстан принимаются Парламентом Республики Казахстан в соответствии со статьей 62 Конституции Республики Казахстан.
Решения о денонсации утвержденных, принятых международных договоров Республики Казахстан в отношении международных договоров, заключенных от имени Республики Казахстан, принимаются Президентом Республики Казахстан. В отношении международных договоров, заключенных от имени Правительства Республики Казахстан, решения о денонсации принимаются Правительством Республики Казахстан, а в отношении международных договоров, заключенных от имени центральных государственных органов Республики Казахстан — первыми руководителями центральных государственных органов Республики Казахстан или лицами, их замещающими.
Приостановление действия международного договора означает временное прекращение его выполнения. Приостановление действия договора возможно как в отношении всех участников, так и в отношении какого-либо отдельного участника. Как правило, действие договора может быть приостановлено либо в соответствии с положениями самого договора, либо с согласия всех его участников. Возможно приостановление действия многостороннего договора только в отношениях между двумя или несколькими участниками, если указанное приостановление совместимо с объектом и целями договора, не запрещается договором и не влияет на осуществление прав и обязанностей других участников.
Венская конвенция 1969 года допускает возможность приостановления действия международных договоров по ряду оснований. Во-первых, заключение нового договора по тому же вопросу (объекту) между теми же участниками может не прекратить, а лишь приостановить действие предыдущего договора, если таково будет намерение заинтересованных государств. Во-вторых, существенное нарушение договора одним из участников дает другим участникам право приостановить его действие в целом или в части, а участнику, особо пострадавшему в результате нарушения — право приостановить действие договора в отношениях между ним и государством-нарушителем. Кроме того, любое другое государство (кроме государства-нарушителя) может приостановить действие договора в отношении самого себя, если это не противоречит характеру договора.
Главным последствием приостановления действия договора является освобождение соответствующих его участников от обязательства выполнять договор в своих взаимоотношениях в течение всего периода приостановления. При этом сам факт приостановления действия договора не влияет на остальные правовые отношения между его участниками. Последние в период приостановления должны воздерживаться от действий, которые могли бы помешать возобновлению действия договора.
В Республике Казахстан решение о приостановлении действия международных договоров, подлежащих ратификации, принимает Парламент. Президент Республики Казахстан принимает решение о приостановлении действия договоров межгосударственного характера, не подлежащих ратификации, а Правительство — договоров, относящихся к его ведению, в том числе договоров межведомственного характера.
Источник