Разработать экскурсию для ознакомления детей с окружающим миром

Планирование и организация тематических и целевых экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya.docx 20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование и организация тематических и целевых экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Бочарникова Э.В.

Одной из самых эффективных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с ближайшим окружением, характерными признаками предметов и явлений, трудом взрослых является экскурсия .

Для детей экскурсия – это путешествие . Оно создает своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Дети становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляется чувство свободы и желание без всякого принуждения усваивать знания.

По данным статистики 70% информации усваивается визуальным каналом восприятия. Во время экскурсии идет восприятие информации сразу по трем каналам: визуальный ( «смотри) , аудиальный ( «слушай») , кинетический (тактильный) . Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Наблюдения дополняются рассказом и пояснением воспитателя.

Задачи, которые реализуются во время проведения экскурсий :

— удовлетворение познавательных потребностей детей;

— развитие способности к анализу, синтезу, самоконтролю;

— развитие пространственной ориентации;

— совершенствуются двигательные навыки;

— развиваются навыки коммуникативного общения;

— осваиваются основы безопасности;

— развивается связная речь;

— воспитывается любовь к труженикам и уважение к результатам труда;

— воспитывается уважительное отношение к природе.

При разработке планов экскурсий необходимо учитывать следующие принципы:

— принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех участников воспитательно-образовательного процесса;

— принцип учета региональных условий;

— принцип последовательности и систематичности;

Чтобы экскурсии были эффективными нужно соблюдать следующие условия:

— учитывать возрастные особенности;

— выбирать благоприятное время для проведения экскурсии;

— соблюдать меры безопасности;

— готовить детей к экскурсии;

— в ходе экскурсии активизировать умственную деятельность (поисковые вопросы, сравнения, обследование) .

По содержанию экскурсии условно делят на два вида:

— природоведческие – в парк, лес, на реку ит. д., а также в зоопарк, ботанический сад;

— экскурсии на хозяйственные объекты – в магазин, на фабрику, в музей, на почту и т. д. в целях ознакомления детей с трудом взрослых.

Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой экскурсии определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.

Природоведческие экскурсии проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на один и тот же объект в разное время года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в осенний сезон с детьми старшего возраста следует провести 3 экскурсии в парк с постепенным усложнением задач. Цель таких экскурсий – знакомить детей с осенними изменениями, развивать умение видеть их, понимать причину происходящего в природе.

Хозяйственные экскурсии проводят эпизодически, для ознакомления с отдельными видами труда взрослых.

Организовать экскурсию труднее, чем занятие в группе, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки к ней воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя к экскурсии .

Воспитатель, планирую экскурсию, определяет тему и цель экскурсии, программное содержание, намечает место экскурсии, наилучший к нему путь – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. Определяя место экскурсии, надо учитывать физические возможности детей (пешеходные допустимы на маленькое расстояние, сезон, особенности дороги, состояние погоды).

Воспитателю необходимо за день или два провести осмотр места, уточнить маршрут, найти нужные объекты. После этого наметить последовательность наблюдений, содержание и объем знаний, которые должны получить дети о данном объекте; установить, где дети могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать. Чтобы экскурсия была интересной, воспитатель подбирает стихи, загадки, пословицы, готовит активизирующие внимание детей вопросы.

Подготовка детей к экскурсии .

За несколько дней до экскурсии педагог проводит с детьми беседу, для того чтобы вызвать у них интерес к предстоящей экскурсии, оживить представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщить цель. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать.

При подготовке к экскурсии надо обратить внимание на одежду детей. Она должна быть легкой, с учетом погоды и сезона.

Побеседовать о правилах поведения во время экскурсии.

Природоведческая экскурсия. Такая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, заключительная часть, где подводится итог. Количество частей и последовательность их проведения изменяется в зависимости от цели экскурсии и сезона.

Приведя детей к месту экскурсии, педагог в краткой беседе напоминает цель занятия, дает детям осмотреться, затем приступают к наблюдению намеченных объектов.

Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Тут решаются программные задачи занятия. Воспитатель помогает подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, заставляющих детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между предметами. По окончании основной части нужно дать детям индивидуально рассмотреть объект.

Хозяйственные экскурсии . Эти экскурсии дают возможность рассмотреть, как человек воздействует на природу, дети знакомятся с трудовыми операциями, узнают что и для какой цели делают люди, как и какие машины, используют, как строят, заботятся о хороших взаимоотношениях, результатах труда, показать значимость труда людей.

Экскурсия на хозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. Ее задача — вызвать интерес к людям труда, желание наблюдать за трудом взрослых, участвовать в беседе со взрослыми, работающими на данном объекте и самим выполнить какие — либо дело (например, покормить животных в зоопарке) .

Работа после экскурсии .

Знания, полученные в ходе экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, наблюдениях в уголке природы.

Через 2-3 дня после экскурсии проводят занятия (рисование, лепка, аппликация, сюжетно — ролевые игры, заслушивают рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение – обобщающая беседа.

Планируя беседу, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии. Можно организовать выставки детских работ по тематическим экскурсиям.

Экскурсия как одна из форм реализации парциальной образовательной программы «Здравствуй, мир Белогорья!»

Экскурсия – это одна из форм изучения местного края, его истории и современного состояния. Изучаемый в ходе занятий материал дополняется конкретными наблюдениями на экскурсиях, которые помогают выработать правильное представление об окружающей действительности, способствуют расширению кругозора дошкольников. Краеведческие экскурсии закладывают основы патриотического воспитания. Дети получают нравственные уроки поведения в социальном обществе. Прямой контакт с достопримечательностями города формирует в детях личность с собственным мнением, уважение к памятникам истории, археологии, архитектуры, природы. Дети начинают осознавать понятие «уникальности» своего родного края. Ребята, любуясь красотой природы, пополняют лексический запас слов, развивают чувство вкуса, обогащают эмоциональную сферу. У дошкольников расширяется кругозор, развивается воображение, фантазия.

В подготовительной группе стало традицией создавать совместно с детьми игры-ходилки по краеведению (в качестве работы после экскурсии). Такие игры дети используют в самостоятельной деятельности, тем самым информация, полученная в ходе экскурсии, закрепляется.

Работа с родителями.

Родители группы привлекаются не только к организации экскурсий, но и к составлению «Маршрутов выходного дня», в которых отражаются достопримечательности родного края, которые они посетили вместе с детьми в свободное время.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста к культурно-историческому и духовно-нравственному наследию района.

Данная методическая разработка посвящена знакомству с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в логике ФГОС ДО.Федеральный Государственный Образовате.

Совместная продуктивная деятельность педагога с детьми и закрепление правил ППД на экскурсии.

Воспитание гражданских чувств у ребенка начинается с самого малого – с создания условий для его самоидентификации как части Малой Родины, своего города. Для этого необходимо дать ребенку возможн.

Знакомство с космическим пространством, транспортом.

Данная экскурсия способствует развитию доброго отношения ко всему живому, желание стремиться сохранить природу родного края.

Источник

Проект по ознакомлению с окружающим миром для детей 5–7 лет через организацию экскурсий по родному городу

Светлана Денисенко
Проект по ознакомлению с окружающим миром для детей 5–7 лет через организацию экскурсий по родному городу

Проект направлен на ознакомление с окружающим детей старшего дошкольного возраста через организацию экскурсий по родному городу. Экскурсия – наиболее эффективный воспитатель от видов деятельности, поскольку сочетает в себе слово и наглядность, т. е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, экскурсия станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов. Древние мудрецы утверждали: «Поучая, развлекай!». Формирование личности человека начинается в раннем детстве, и путешествие является одним из средств, влияния на развитие детей дошкольного возраста. Экскурсия, как один из самых любимых видов деятельности детей, очень востребована в процессе восприятия мира дошкольниками. Экскурсии несут не маловажную воспитательную, познавательную и развивающую функции. Сегодня почти для каждого ребенка правильно организованная прогулка практически замещает игрушки, формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и экскурсии. Экскурсионные прогулки не только способ времяпровождения, но и средство воспитания и познания. Участвуя в экскурсиях, дети приобретают социальный нравственный и культурный опыт, познают мир, учатся общению с другими людьми, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. При проведении экскурсии очень важно показать детям правильную модель поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.

Актуальность проблемы и обоснование проекта.

В современном обществе снизилась мотивация детей к процессу приобретения знаний. В связи с этим, происходит поиск новых технологий, методов и приёмов, которые бы не снижали интерес к познанию. Актуальным становится использование активных методов развития и воспитания детей. Проблемы развития познавательных способностей у детей являются наиболее актуальными в педагогическом процессе. При реализации данного долгосрочного проекта, у детей расширятся знания о своей малой Родине-городе Тереке, будут сформированы понятия о профессиях, о единстве человеческого сообщества. расширятся представления детей об окружающем мире, дети познакомятся с новыми словами, явлениями, ситуациями, последуют примерам поведения в обществе, что поспособствует социализации, поскольку дети учатся, подражая.

Сроки выполнения проекта: 1 год

Целевая группа – дети старшего дошкольного возраста.

Цель – развитие познавательной активности и создание условий для ознакомления с окружающим детей дошкольного возраста через организацию экскурсий

1. Развивать познавательные и творческие способности детей посредством вовлечения в деятельность и использованием различных форм проведения коллективных мероприятий.

2. Повышать интерес детей к экскурсиям.

3. Формировать культуру поведения в быту и в общественных местах

4. Проанализировать эффективность мероприятий проекта для детей дошкольного возраста.

Формы работы и методы работы

Источник

Экскурсии и целевые прогулки по знакомству с окружающим миром
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Примерное планирование экскурсий

Скачать:

Вложение Размер
Экскурсии и прогулки 17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсии и целевые прогулки – календарно – тематическое планирование.

Время проведения, тема.

Цели и место проведения.

Интеграция с другими областями.

Целевая прогулка «Мы едем в общественном транспорте»

Рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить правила поведения в общественных местах. Предложить рассказать. Почему важно быть вежливым, проявлять уважение к взрослым и сверстникам.

Художественная лит – ра

Экскурсия в лес.

Рассмотреть с детьми осенний лес. Определить какие деревья носят листья, закрепить понятия лиственные и хвойные; определить какие деревья изменили свою окраску. Организовать составление коллективного сравнительного рассказа по результатам наблюдений об изменениях, произошедших с деревьями.

Художественная лит – ра

Целевая прогулка на стадион «Спорт нам поможет силы умножить»

Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, закреплять представления о том, что полезно и что вредно для здоровья. Формировать основы здоровьесберегающих компетенций: владение элементарными способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоконтроля, умение применять правила личной гигиены, заботиться о собственном здоровье и безопасности. Дать знания о спортивных сооружениях нашего города и их характеристики.

Художественная лит – ра

Экскурсия в краеведческий музей.

Посетить с детьми музей, расширить представления детей об источниках информации, помочь им больше узнать о прошлом родного города, его культуре и быте. Рассказать детям о назначении музеев.

Художественная лит – ра

Целевая прогулка «Улицы нашего города»

Экскурсия в соседнюю группу

«Мы идём в гости»

Продолжать знакомить детей с понятиями «улица», «переулок», «площадь», «сквер», с улицами нашего города. Формировать представление детей о себе, как о жителях нашего города. Воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивы, чистым.

Художественная лит – ра

Продолжать знакомить детей с правилами поведения в гостях. Предложить рассмотреть различные ситуации, обсудить, как нужно поступать. Обогащать позитивный опыт общения, расширять представления о моделях поведения в определённых ситуациях.

Провести сравнительную экскурсию по расположению в группе.

Художественная лит – ра

Продолжать знакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с праздником Масленица, характерными для него обрядами. Пробуждать интерес к истории русского народа.

Художественная лит – ра

Экскурсия в музей детского сада «Русская изба»

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами, учить детей находить различия между керамической и берестяной посудой, проводить сравнительный анализ по фотоиллюстрациям и представленным образцам. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, обогащать словарный запас детей.

Художественная лит – ра

Экскурсия в парковую зону.

Предложить детям охарактеризовать погоду, рассказать о наблюдениях, проводившихся месяц назад; помочь составить коллективный рассказ о том, что изменилось в природе. Предложить детям рассказать пословицы, поговорки, стихотворения о весне. Послушать с детьми птичьи голоса. Полюбоваться пробуждением весны.

Художественная лит – ра

Экскурсия в библиотеку.

Познакомить детей с новым способом размещения книг; дать определение помещению, познакомить с функциями.

Развивать желание читать, получать информацию. Познакомить детей с многообразием книжного мира и особыми правилами посещения библиотек.

Источник

Читайте также:  Самые крутые чемоданы для путешествий
Оцените статью