Разработать концепцию экономического развития страны

Концепция социально-экономического развития страны

Стратегический анализ развития национальной экономики и национальное прогнозирование являются основой формирования концепции развития национальной экономики.

Концепцию развития национальной экономики, или концепцию социально-экономического развития страны, следует рассматривать в качестве одного из важнейших документов стратегического характера. Она призвана выразить общий замысел, включающий определение стратегических целей развития национальной экономики и средств их реализации исходя из учета и обеспечения сочетания государственных, региональных и местных интересов.

Главная цель формирования концепции — определение стратегических ориентиров и целей развития национальной экономики, основных направлений и механизмов их реализации.

Разработка концепции базируется на следующих важнейших принципах:

Структура концепции социально-экономического развития страны определяется ее сущностью и назначением, общими требованиями, предъявляемыми к документам прогнозно-аналитического характера. Основные разделы концепции социально-экономического развития страны представлены на рис. 37.

Технология разработки концепции как последовательность выполнения определенных видов работ представлена на рис. 38.

Структура концепции социально-экономического развития страны (основные разделы) Раздел I. Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации
Раздел II. Стратегические цели и приоритеты развития национальной экономики
Раздел III. Основные направления реализации стратегических целей
Раздел IV. Механизм реализации концепции развития национальной экономики

Рис. 37. Основные разделы концепции социально-экономического развития страны

Рис. 38. Последовательность разработки концепции социально-экономического развития страны

Особую роль в процессе разработки концепции играет научная экспертиза, которая проводится с целью обеспечения научной обоснованности и высокого качества. В процессе проведения экспертизы решаются следующие основные задачи:

• проверка обоснованности выбранных приоритетов и целей социально-экономического развития страны;

• оценка принятых направлений социально-экономической политики страны;

• уточнение величины ресурсов, необходимых для реализации намеченных целей и источников их покрытия.

Решение названных выше задач предполагает сочетание профессиональной и общественной экспертизы разрабатываемой концепции.

Главной задачей анализа и оценки исходной, или стартовой, социально-экономической ситуации в стране является определение уровня социально-экономического развития (в том числе в разрезе основных отраслей и сфер жизнедеятельности), выявление важнейших тенденций и факторов, обусловивших определенный характер протекания социально-экономических процессов.

В качестве важнейших принципов анализа и оценки стартовых условий социально-экономического развития страны следует назвать:

Последовательность проведения анализа и оценки социально-экономической ситуации в стране представлена на рис. 39.

Рис. 39. Принципиальная схема последовательности анализа и оценки стартовых условий социально-экономического развития страны

Выбор стратегии развития страны в значительной степени определяется состоянием ее социально-экономического потенциала. Стартовый социально-экономический потенциал страны может условно характеризоваться тремя основными составляющими (см. рис. 40).

Рис. 40. Структура стартового социально-экономического потенциала страны

Следует отметить, что при анализе стартового потенциала страны важное место занимает оценка эффективности его использования. Представляется, что в общем случае критерий эффективности использования стартового социально-экономического потенциала страны может определяться как отношение результата (эффекта) от реализации социально-экономического потенциала к затратам, которые потребовались для его достижения.

Во II разделе концепции социально-экономического развития страны формируются стратегические цели ее социально-экономического развития.

Целеполагание является очень важным и достаточно сложным этапом формирования концепции стратегического плана. Оно предполагает описание желаемого состояния национальной экономики и общества в целом к определенному сроку с учетом важнейших аспектов их функционирования. Главная задача ее разработки состоит в обеспечении комплексности развития национальной экономики и сбалансированности ее основных элементов. В национальной экономике должна соблюдаться сбалансированность макропотоков по конечным целям развития и ресурсам. В противном случае возникают диспропорции в функционировании и развитии национальной экономики, что приводит к снижению ее эффективности и повышению вероятности возникновения социальных конфликтов.

Многофункциональность национальной экономики предполагает многоуровневую систему целей, которую целесообразно оформить в виде «дерева целей». Каждая из целей должна быть увязана с количественными показателями деятельности соответствующих объектов национальной экономики, которые позволяют ее количественно измерить.

Цели социально-экономического развития страны могут выражаться с помощью совокупности качественных и количественных характеристик — целевых установок (ориентиров), целевых показателей и нормативов. Количественная определенность цели может обеспечиваться разработкой целевых показателей — количественных характеристик объекта целеполагания на определенный момент времени и целевых нормативов — значений целевых показателей, которые соответствуют требуемому научно обоснованному уровню конечного (желаемого) состояния социально-экономического развития страны.

В качестве главных целевых установок в социально-экономическом развитии страны могут применяться: во-первых, обеспечение качества жизни населения страны (общегосударственные социальные стандарты); во-вторых, обеспечение необходимых темпов экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики.

Принципиальная схема формирования стратегических целей социально-экономического развития страны представлена на рис. 41.

Рис. 41. Алгоритм действий по разработке системы целей социально-экономического развития страны

Необходимо отметить, что в процессе обоснования и разработки системы целевых установок особое значение приобретает типология, обобщение, ранжирование и уточнение проблем (проблемных ситуаций) социально-экономического развития страны.

В качестве основных методов, которые применяются в процессе целеполагания, можно назвать теорию графов, экспертные оценки и аппарат математической статистики.

На основе концепции разрабатывается собственно стратегия социально-экономического развития страны, или государственный стратегический план. Он представляет собой документ, в котором отражается представление о будущем состоянии и тенденциях развития национальной экономики и дается характеристика системы мер для реализации выбранной стратегии развития национальной экономики.

Следует отметить, что в условиях России в отличие от стран с развитыми формами рыночных отношений стратегическое планирование должно сочетаться с административными методами регулирования. Это касается прежде всего предприятий государственного сектора, а также фирм частного сектора, вовлеченных в орбиту разработки и реализации государственных программ.

Учитывая неполноту и недостоверность информации, стратегические планы должны разрабатываться на трехлетний период на основе прогнозирования основных направлений развития науки и техники на десятилетний период и производства на пятилетний период. Данные прогнозы могут включать прогнозный баланс по базовым товарам (нефть, газ, металл и т.п.), сводный баланс рабочей силы и баланс специалистов по важнейшим направлениям экономики. Такого рода планово-прогнозные разработки государственные органы должны готовить совместно с представителями как государственного, так и частного секторов национальной экономики. Следовательно, государственное стратегическое планирование должно стать процессом общественного обсуждения путей развития национальной экономики и общества в целом.

Кроме того, необходимо предусмотреть возможность постоянной корректировки стратегического плана по мере необходимости. В этих условиях бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, научно-техническая и т.п. политика государства будет вытекать из логики стратегического плана.

Содержание механизма реализации государственного стратегического плана заключается в целенаправленном воздействии организационных структур представительной и исполнительной власти на субъекты хозяйствования всех форм собственности в интересах достижения намеченных целей стратегического плана. Последний должен предусматривать разработку специального инструментария его реализации в виде государственных программ, контрактной системы и экономических стимулов. Конкретная система может включать государственные задания и заказы, объем которых ограничивается возможностями государственного бюджета.

В процессе разработки государственного стратегического плана необходимо решить ряд достаточно сложных проблем методологического и методического характера. К числу важнейших из них можно отнести:

• выявление и установление рационального соотношения между финансированием развития национальной экономики из различных источников, включая государственные централизованные и целевые капитальные вложения (в том числе средства из региональных бюджетов), собственные средства предприятий государственного и частного секторов экономики;

• выявление и достижение рационального соотношения между необходимостью развития национальной экономики и решением социальных, экологических и научно-технических задач в условиях ограниченности ресурсов;

• обеспечение сопряжения между государственным стратегическим планированием и стратегическим планированием на региональном уровне национальной экономики.

В качестве важного инструмента реализации государственного стратегического плана следует рассматривать государственные программы. Последние целесообразно формировать исходя из прогнозов по ограниченному кругу особо важных государственных задач, а их финансирование должно осуществляться из госбюджета и внебюджетных фондов. По договоренности к их реализации могут привлекаться предприятия, население и иностранные инвесторы. Материально-техническое обеспечение таких программ должно осуществляться за счет поставок по типу госзаказа через государственную контрактную систему.

Ключевые понятия и положения:

ü макроэкономическое планирование,

ü предпосылки макроэкономического планирования,

ü субъект макроэкономического планирования,

ü объект макроэкономического планирования,

ü функции макроэкономического планирования,

ü стратегические цели макроэкономического планирования,

ü государственный стратегический план,

ü процесс разработки государственного стратегического плана,

ü стратегический анализ развития национальной экономики,

ü прогноз развития национальной экономики,

ü классификация национальных прогнозов,

ü трендовый подход в национальном прогнозировании,

ü факторный подход в национальном прогнозировании,

ü сочетание генетического и нормативного подходов в национальном прогнозировании,

ü система национального прогнозирования,

ü концепция социально-экономического развития страны,

ü механизм реализации государственного стратегического плана.

Вопросы для повторения и контроля

1. Какие основные предпосылки обусловливают необходимость макроэкономического планирования в современных условиях?

2. Какие факторы определяют возможность макроэкономического планирования?

3. Что выступает субъектом макроэкономического планирования?

4. Какие основные функции выполняет макроэкономическое планирование?

5. Дайте характеристику объекта макроэкономического планирования.

6. Что выступает стратегической целью макроэкономического планирования?

7. Раскройте содержание макроэкономического планирования в современных условиях.

8. В чем заключаются особенности макроэкономического планирования в условиях переходной экономики?

9. Что является основной функцией государственного стратегического плана?

10. Раскройте содержание процесса обоснования и разработки государственного стратегического плана.

11. В чем заключается назначение и содержание стратегического анализа развития национальной экономики?

12. Какие основные стадии включает стратегический анализ развития национальной экономики?

13. В чем заключается сущность национального прогнозирования?

14. Что лежит в основе классификации национальных прогнозов?

15. В чем состоит содержание трендового подхода в национальном прогнозировании?

16. В чем заключается содержание факторного подхода в национальном прогнозировании?

17. В чем состоит проблема сочетания генетического и нормативного подходов в процессе разработки национальных прогнозов?

18. Что Вы вкладываете в понятие «целостная система национального прогнозирования » ?

19. Дайте характеристику современной системы национального прогнозирования.

20. В чем состоит основное содержание концепции развития национальной экономики?

21. Назовите основные принципы разработки концепции социально-экономического развития страны.

22. Какие основные разделы содержит концепция социально-экономического развития страны?

23. Какова последовательность разработки концепции социально-экономического развития страны?

24. Какие основные стадии включает анализ и оценка социально-экономической ситуации в стране?

25. Что Вы понимаете под «социально-экономическим потенциалом страны»? Какие факторы его определяют?

26. Что лежит в основе формирования стратегических целей социально-экономического развития страны?

27. Что Вы понимаете под механизмом реализации стратегического плана?

Глава 6. Стратегическое планирование регионального развития

В процессе изучения данной темы курса студенты должны уяснить специфику стратегического планирования на региональном уровне управления национальной экономикой.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующие основные вопросы:

1. Региональное планирование как важнейший элемент системы регионального управления.

2. Концепция комплексного социально-экономического развития региона.

3. Региональная инвестиционная политика как инструмент реализации стратегических целей развития региона.

6.1. Региональное планирование – важнейший элемент системы регионального управления

Децентрализация хозяйственной жизни и управления в России выдвинула на первый план необходимость проведения конструктивной региональной политики, которая рассматривается как органическая часть общей социально-экономической политики государства. Проведение такой политики предполагает рассмотрение хозяйств региона как подсистемы национальной экономики, функционирующей в соответствии с общими требованиями российской экономики и учитывающей специфические региональные особенности. Такой подход к региональной политике дает возможность достаточно четко разделить полномочия между федеральным центром и регионами, обосновать важнейшие принципы их хозяйствования.

Регион любого уровня, рассматриваемый в качестве хозяйственной системы, представляет собой часть территории страны, на которой формируется и развивается система связей и зависимостей между предприятиями и организациями. В качестве основных объектов хозяйственного регулирования выступают регионы областного уровня (край, республика, автономная область, область), они являются субъектами Федерации и обладают определенными полномочиями в экономической, финансовой, правовой сфере, которыми не располагают звенья более низкого уровня иерархии города, районы, сельские населенные пункты. Вследствие этого именно этим звеньям региональной экономики присущи все признаки социально-экономической системы.

Следует заметить, что региональная экономика как мезоуровень национальной экономики обладает рядом характерных признаков:

1. Региональная экономика, являясь элементом (подсистемой) национальной экономики, не может рассматриваться как изолированная ее часть.

2. Функционирование и развитие региональной экономики в значительной мере определяется природно-климатическими факторами, что предполагает более сильную зависимость уровня развития региона от природных факторов и состояния окружающей среды.

3. Хозяйство региона, являясь по сути комплексным, т. е. имея различные отрасли и производства, которые определенным образом взаимосвязаны между собой, вместе с тем специализируется на тех или иных сферах деятельности.

В регионах как низовой сфере жизнедеятельности непосредственно реализуется социально-экономическая политика государства, в них находит воплощение государственная стратегия. В этой связи региональное управление следует рассматривать в качестве проводника общероссийских интересов, но с учетом специфики региона. Представляется целесообразным выделение следующих основных аспектов регионального управления:

• взаимоотношения региона и федерального центра;

• взаимоотношения региона и местного самоуправления (городов, районов и т. д.);

• обеспечение комплексности развития региона (собственно региональное управление).

В основу взаимоотношений между регионами и федеральными органами управления должен быть положен принцип разделения предметов ведения и делегирования полномочий, который закрепляется нормативными актами.

Проблема регионального управления должна рассматриваться во взаимосвязи с концепцией местного самоуправления в целом. Последнее не сводится только к поиску оптимальных форм и методов взаимодействия региональных и муниципальных органов. Важным аспектом организации самоуправления является определение функций территориальных органов различных уровней исходя из целей и задач всего региона. В соответствии с соответствующим федеральным законодательством им принадлежат основные функции регулирования рыночных отношений в пределах территории, бюджетно-финансовой политики и оперативного управления хозяйством. Представляется целесообразным, чтобы управление народнохозяйственным комплексом региона любого уровня не ограничивалось лишь организацией взаимодействия видов собственности разного уровня. В качестве главной задачи и критерия эффективности должно рассматриваться повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей проживающего на данной территории населения на основе комплексного развития региона. В этой связи структура хозяйства любого региона (муниципального образования) должна быть достаточно разнообразной и включать различные хозяйственные и социальные комплексы, необходимые для его всестороннего развития (промышленный, строительный, жилищно-коммунальный и т. п.). Основа этого хозяйства — муниципальная собственность. Организация управления социально-экономическим развитием региона как единой системой должна предусматривать необходимую степень согласования деятельности федеральных и муниципальных владельцев имущества.

Исключительно важной задачей является обеспечение комплексности развития региона. В современных условиях, когда региональные субъекты Федерации обладают большей самостоятельностью, требуется разработка принципиально новой концепции регионального управления в условиях определенной модели рыночных отношений с учетом опыта других стран. В рамках региональных образований должна решаться задача жизнеобеспечения населения. В этой связи региональные органы управления должны нести основную ответственность перед населением и федеральным центром за социально-экономическую ситуацию, которая складывается в регионе.

По мере обретения регионами реальной самостоятельности будет формироваться новая региональная сфера интересов и ответственности, под которыми следует понимать главным образом потребность в стабильном характере воспроизводства и постоянном сохранении и приумножении потенциала региона.

Состав наиболее значимых индикаторов региональных интересов представлен на рис. 42.

Региональные интересы Степень соответствия образа и уровня жизни населения определенным стандартам (например, государственным)
Природоресурсный и экологический потенциал региона
Потенциальные возможности для использования ресурсов (природных, материальных, интеллектуальных и пр.)
Наличие региональных бюджетно-финансовых и материальных источников
Наличие инфраструктуры для развития внутри- и межрегиональных связей
Стабильность общественно-политической ситуации

Рис. 42. Состав индикаторов региональных интересов

Следует заметить, что задачи регионального реформирования должны быть адекватными государственным интересам, по крайней мере им не противоречить.

Цели социально-экономического развития региона можно условно разделить на две группы:

• стратегические цели комплексного развития региона;

• стратегические цели развития отдельных сфер и отраслей хозяйства региона.

Для практической реализации региональных целей необходимо формирование принципиально новой системы регионального управления, важное место в которой принадлежит стратегическому региональному планированию. В этой связи особую актуальность приобретает разработка целого комплекса теоретических и методических проблем социально-экономического развития регионов.

Возникает вполне закономерный вопрос: какова сущность регионального планирования в современных условиях российских экономических реформ?

Региональное планирование следует рассматривать как важнейшую составляющую деятельности региональных представительных и исполнительных органов по реализации централизованного начала управления, обеспечивающего баланс отраслевых и региональных интересов в решении совокупности проблем региона. Приоритетное место среди этих проблем отводится проблемам улучшения качества жизни населения.

Субъектом регионального планирования являются региональные властные структуры, а объектом — все сферы и отрасли жизнедеятельности региона, протекающие в его рамках экономические и социальные процессы.

Источник

Читайте также:  Все страны с населением более 100 миллионов человек
Оцените статью