Поход – экскурсия в природу
план-конспект урока (5 класс) по теме
Поход-экскурсия в природу – это одна из форм работы педагога, где она учит детей жить в гармонии с природой, беречь красоту родного края, общению в коллективе, взаимопомощи.
Разработка полезна воспитателям, классным руководителям специальных коррекционных школ VIIIвида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pohod-ekskursiya.doc | 349.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат № 6 VIII вида».
Поход – экскурсия в природу
Автор-составитель Пьянзина Татьяна Геннадьевна, воспитатель I категории
Пьянзина Т. Г. Поход-экскурсия в природу [Текст]: разработка
/Т. Г. Пьянзина — Гурьевск: МСКОУ СКОШИ № 6, 2012. — 9 с.
Поход-экскурсия в природу – это одна из форм работы педагога, где она учит детей жить в гармонии с природой, беречь красоту родного края, общению в коллективе, взаимопомощи.
Разработка полезна воспитателям, классным руководителям специальных коррекционных школ VIII вида.
Цель: Обобщить представления о значении природы в жизни людей, об охране природы.
Воспитывать чувство товарищества, коллективизма, доброжелательности, дружелюбия.
Вырабатывать положительные привычки поведения.
Формировать эстетический вкус детей.
Инструктаж по правилам дорожного движения, поведения на остановках, при посадке в автобус, в транспорте, во время сбора сухостоя, при разжигании костра.
Инструктаж по правилам поведения в природе:
- Не ломай ветви деревьев и кустарников.
- Не повреждай кору деревьев.
- Не рви цветов. Пусть красивые растения останутся в природе.
- Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.
- Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
- Не разоряй муравейники.
- Не оставляй в лесу, парке, у реки мусор, никогда не выбрасывай мусор в водоемы.
- Не жги костер рядом с деревьями. После себя не забудь затушить его.
- Береги красоту окружающего мира, чтобы каждый мог ею любоваться.
«Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа.
Давайте же всегда ее беречь!»
— Ребята, как вы думаете, могли бы люди жить без природы ?
— Человек не может жить без воды и воздуха, а ведь воздух и вода – часть природы. Человек не может жить без пищи, а пищу нам дают растения и животные. Люди не могут жить без одежды, жилья, мебели, посуды. Материалы для их изготовления получают в природе.
— Представьте мир без деревьев, цветов, птиц, бабочек. Люди не будут чувствовать себя счастливыми, если не смогут любоваться красотой природы. А будут ли они счастливы без братьев своих меньших?
Бегает среди камней,
Не гонишься за ней,
Ухватил за хвост, но – ах!
Удрала, а хвост в руках.
С цветочка – на травинку,
С листочка – на былинку,
Летает над дорожками.
Летом рыжие они,
В стужу – серебристые.
Есть чудесные у них
Быстрые как стрелочки, —
Природа воспитывала в людях замечательное качество – доброту. Природа дорога людям еще и потому, что в ней мы находимся много интересного. Давайте превратимся в художников и нарисуем картину осенними листьями.
Источник
Методическая разработка урока-экскурсии на тему «Весна в природе»
Методическая разработка урока-экскурсии на тему «Весна в природе» Тихонова Ирина Анатольевна, учитель географии и биологии ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ» г.Няндома Архангельской обл. Цель: обобщение знаний обучающихся о весенних изменениях в природе. — Обобщить знания обучающихся о признаках весенних изменений в природе; — Рассмотреть экологические проблемы, которые возникают весной, способы их решения; — Углубить и расширить знания обучающихся о некоторых видах растений и животных; — Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней; — Развивать внимание, любознательность, речь. — Выбрать место проведения экскурсии, спланировать маршрут экскурсии. — Выбрать способ прибытия на место экскурсии. — Провести беседу с обучающимися об охране природы, о правилах поведения в природе. — Провести беседу с детьми: о маршруте и длительности экскурсии, о правилах поведения во время экскурсии, об одежде, о программном содержании. — Собрать аптечку: йод, зеленка, бинт, спирт или одеколон, жгут. Место проведения экскурсии: экосистема смешанного леса на территории городского парка. Эмоциональный настрой на урок. Сообщение темы и задачи урока. — Урок я хочу начать строками из стихотворения М.Пляцковского: Деньки стоят погожие, — Как вы думаете, о каком времени года говорит поэт? — По каким признакам вы догадались, что речь идёт о весне? — Сегодня на уроке мы будем говорить о весне в природе. -Я желаю всем нам весеннего настроения. И начинаем урок-экскурсию. — Сегодня наша задача провести наблюдения за признаками весны, за весенними изменениями в жизни растений и животных. — Предлагаю вам вспомнить весенние месяцы. В этом вам помогут загадки. — Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает. Что за месяц? Кто узнает? (март) — Яростно река ревет И разламывает лед. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся, В небе жаворонка трель . Месяц к нам пришел. (апрель) — Зеленеет даль полей, В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Угадай, что за месяц это? (май) Наблюдения за объектами неживой природы: — Какая температура воздуха? — Как светит солнце? — Как отличается погода сегодняшнего дня от погоды в день зимней экскурсии? — Что произошло со снегом? — Остался ли где-нибудь снег, где именно? — Почему он там остался, изменился ли он по окраске (тающий снег грязный) и плотности по сравнению с зимой? Физкультминутка «Похлопали – потопали» Если я говорю правду, вы хлопаете, если нет – топаете. – Деревья умеют ходить, бегать и прыгать. – Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю. – Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев. – Внутри деревьев течет сок. – На нашем лесу много разных деревьев. – Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее. Наблюдения за растениями: — Обратите внимание, почки на деревьях и кустарниках набухают, кое-где они лопнули и показались зеленые листочки. — Посмотрите на деревья и кустарники. Они цветут, хотя листья еще не успели распуститься, даже снег еще не полностью растаял. — Рано цветут ива, ольха, орешник, тополь. — Обратите внимание на землю. Появилась зеленая трава, раннецветущее травянистое растение: мать-и-мачеха . Один из первых цветков весны — мать-и-мачеха. Странное название, не правда ли? Странное, но объяснение ему все-таки существует. Если взять в руки (но рвать не нужно!) листочек этого цветка, то почувствуешь, какой он снизу мягкий, а сверху — твердый и холодный. Вот и назвали его «мать-и-мачеха». — Определить, где она растет. — Сухая или влажная здесь земля? — Есть ли у растения в это время листья. — Как растения освещаются солнцем? — Рассмотри выкопанное растение — Определить его части. Запиши их названия. — Где находится запас питательных веществ? Наблюдения за насекомыми: — Каких насекомых заметили? — Что они делают? Как ведут себя? Наблюдения за птицами: — Какие птицы прилетели, чем они заняты? — Как вы можете помочь птицам весной? — Чьё гнездо лучше? — Как одним словом можно описать изменения в природе весной? Природа пробуждается. Источник Урок-экскурсия по природоведению 5 класс коррекционная школа VIII вида.УРОК-ЭКСКУРСИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В 5 КЛАССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА ПО ТЕМЕ “ОСЕНЬ”. Цель: обобщение и усвоение знаний об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями. формирование элементарных представлений о признаках осени, о сезонных изменениях. Установление причинно-следственных связей в природе, воспитывать любовь к природе. Развивать познавательный интерес к предмету, способствовать развитию памяти, внимания, запоминанию. Оборудование: учебные и письменные принадлежности, карточки с сообщениями, дневник наблюдений, звукозапись (П. И. Чайковского “Времена года”) -Ребята, сегодня у нас урок природоведения. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Давайте забудем о своих обидах и волнениях. Вздохните поглубже и выдохните. Вдохните в себя свежесть осеннего воздуха, улыбнитесь солнечным лучам. А теперь закройте глазки и послушайте музыку. (П.И. Чайковского “Времена года”). Ребята красоту природы воспевали певцы, поэты, композиторы и художники. II . Закрепление пройденного. Постановка темы и задач урока. Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас урок – экскурсия. Мы тихонечко, не толкая друг друга, выйдем в школьный парк. У нас есть заранее заготовленный маршрут. Школьники переодеваются в гардеробе и следуют за учителем. III . Проверка домашнего задания . — Ребята, перечислите времена года. -Сколько месяцев длится каждое время года -Какое время года наступило (Осень) IV . Изучение нового материала. — Ребята, мы с вами сейчас надели пальто, курточки, шапки и береты. На ноги-ботинки и сапожки. Кто ответит почему? -Стало холодно, утром моросил мелкий дождик. -Какое время года наступило? -Ответьте, пожалуйста, полным ответом. Я просила Олю выучить стихотворение об осени. Слушаем внимательно стихотворения. Обязательно благодарим чтецов. Рыжий дождик валит с небосвода, Ветер рыжие листья несёт… Смена времени года, Листоход по реке, листоход. У реки подмерзают бока, И от инея некуда деться. Лисьей шубой накрылась река, И не может согреться. (В. Шульжик). Осень — красивое время года. Листья деревьев окрасились в разноцветные оттенки желтого и красных цветов. Начинается листопад. Листочки разноцветным ковром покрывают землю. Ваше первое задание. Я вам раздам карточки с названием деревьев. У кого окажется соответствующая карточка, поднимите ее вверх. Итак, первая остановка ‘‘Дубовая’’. Ребята, найдите в нашем школьном парке дуб (подходят к дубу). Сережа, у тебя карточка № 1. Прочитай нам стих и сообщение о дубе. Листья ветром снесены- В ожидании зимы Все вокруг застыло. Но гляди-ка вот стоят И на их ветвях шумят Крепко рядышком сидят С веток падать не хотят. (Е. Груданов). Могучий и великий дуб привлекает всех. Корни его уходят глубоко в землю. Дубу не страшны никакие бури и ураганы. Раньше из дубовых досок строили корабли. Сейчас делают мебель. Ребята, посмотрите на лист дуба. Опишите их фору, цвет. (Он овальный, резной). Возьмите с собой по одному листочку. Двигаемся дальше. У нас остановка ’’Березовая’’. Школьники подходят к березке. -Иван, у тебя карточка№2? Прочитай нам стих и сообщение о березе. (Из березы делают фанеру, лыжи, мебель, сувениры.) Читает стих о березе. За окном березки -Поднимите листочек, который ветер сорвал с березы. Опишите его (он, заостренный, с мелкими зубцами по краю). Какого цвета на березе листья осенью? Следующая остановка ’’Тополиная’’. -Даша, у тебя карточка №3? Читается стих о тополе . Это, что за Великаны, Словно башенные краны, С высоты на всех глядят, Облака достать хотят? Как-то летом расшалились, Да за облако схватились. Как тряхнули, что вокруг Разлетелся белый пух. А теперь стоят, скучают, Ничего не замечают. Еле кроной шевеля, Тихо дремлют – тополя. Опишите лист тополя (он заостренный, похож на березовый, но крупнее). Двигаемся дальше. Мы пойдем к клену. А пока мы идем по дорожке давайте проведем физминутку на свежем воздухе. По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежали До лужайки добежали На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. Стоп! Немного отдохнем И домой пешком пойдем. Следующая остановка ’’Кленовая’’ Милана, у тебя карточка №4? Читается стих о клене. Солнышком пахнет обновка. А осень заплачет И желтенький плащик Он переоденется ловко. (Я. Миллиз). Сообщение о клёне (у клёна крепкая древесина, из нее делают кларнеты и флейты, а еще клён –желанный гость для парков и скверов, ведь он, так красив! -Опишите лист клёна. -Он похож на ладошку с растопыренными пальцами! -В какие цвета раскрашены листья клёна? (желтые, красные, коричневые) возьмите с собой по одному листочку в класс, мы будем делать гербарий. -Ребята, какие признаки осени мы вспомнили? -Стало холодно, дуют сильные ветра, исчезли насекомые. Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад. -Дни стали короче, а ночи длиннее и холоднее. -Правильно, ребята, я попрошу вас запомнить, что 23 сентября -день осеннего равноденствия: день равен ночи. Солнце поднимается невысоко и поэтому не успевает согреть землю. Ребята, еще об одной примете осени мы забыли. Что бы вспомнить, давайте поиграем в пальчиковую игру ’’птицы’’. Слушаем стих и загибаем пальчики. Эта птица — воробей. Эта птица – совушка, Это – зяблик, это-стриж, Это — развеселый чиж. Ну, а это — злой орлан. Ну-ка, птицы, по домам! (Е. А. Ульева). -Ребята, о ком мы еще не поговорили? — Правильно. Как меняется жизнь птиц осенью? -Они улетают на юг. -А кто знает, какие птицы улетают на юг? Ответы детей: -Зяблики, ласточки, грачи. -Скворцы, чибисы и трясогузки. -Правильно, ребята, например, птицы коростель. Они не только летят, но и бегут в дороге, а вот журавли почти в пути не отдыхают. Стих о журавлях. Сделали над лесом Свой прощальный круг. Первый в ней – вожак. Будут косяком лететь И в этом далёком пути Почти не отдыхают они. Так же готовятся к зиме звери. Они линяют, обрастают более теплой шубкой. Бурый медведь ищет место для зимовки (берлоги). Белочки запасают грибы и орехи. Зайцы меняют “шубку”. С осины молоденькой Уж поздняя осень. Шубку сменить тебя V . Подведение итогов. -Ребята, назовите признаки осени (ответы детей). — А сейчас так же тихонечко возвращаемся в класс. Молодцы, работали дружно, никто не толкался. Все старались быть вежливыми, правильно отвечали на вопросы. VI . Домашнее задание : сделать подписи под рисунками ‘’Труд людей осенью’’. Выполнить задания № 3-6 в тетради. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида : 5 класс. Под редакцией О.А. Хлебосолова, Г.Ю. Ерошена , Москва «Владос2011 г. Дневник наблюдений по природоведению автора О.А. Хлебосолова, Москва “Владос” 2011 Источник |