Разработка экскурсии 5 класс природоведение

Поход – экскурсия в природу
план-конспект урока (5 класс) по теме

Поход-экскурсия в природу – это одна из форм работы педагога, где она учит детей жить в гармонии с природой, беречь красоту родного края, общению в коллективе, взаимопомощи.

Разработка полезна воспитателям, классным руководителям специальных коррекционных школ VIIIвида.

Скачать:

Вложение Размер
pohod-ekskursiya.doc 349.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат № 6 VIII вида».

Поход – экскурсия в природу

Автор-составитель Пьянзина Татьяна Геннадьевна, воспитатель I категории

Пьянзина Т. Г. Поход-экскурсия в природу [Текст]: разработка

/Т. Г. Пьянзина — Гурьевск: МСКОУ СКОШИ № 6, 2012. — 9 с.

Поход-экскурсия в природу – это одна из форм работы педагога, где она учит детей жить в гармонии с природой, беречь красоту родного края, общению в коллективе, взаимопомощи.

Разработка полезна воспитателям, классным руководителям специальных коррекционных школ VIII вида.

Цель: Обобщить представления о значении природы в жизни людей, об охране природы.

Воспитывать чувство товарищества, коллективизма, доброжелательности, дружелюбия.

Вырабатывать положительные привычки поведения.

Формировать эстетический вкус детей.

Инструктаж по правилам дорожного движения, поведения на остановках, при посадке в автобус, в транспорте, во время сбора сухостоя, при разжигании костра.

Инструктаж по правилам поведения в природе:

  1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.
  2. Не повреждай кору деревьев.
  3. Не рви цветов. Пусть красивые растения останутся в природе.
  4. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.
  5. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
  6. Не разоряй муравейники.
  7. Не оставляй в лесу, парке, у реки мусор, никогда не выбрасывай мусор в водоемы.
  8. Не жги костер рядом с деревьями. После себя не забудь затушить его.
  9. Береги красоту окружающего мира, чтобы каждый мог ею любоваться.

«Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природа.

Давайте же всегда ее беречь!»

— Ребята, как вы думаете, могли бы люди жить без природы ?

— Человек не может жить без воды и воздуха, а ведь воздух и вода – часть природы. Человек не может жить без пищи, а пищу нам дают растения и животные. Люди не могут жить без одежды, жилья, мебели, посуды. Материалы для их изготовления получают в природе.

— Представьте мир без деревьев, цветов, птиц, бабочек. Люди не будут чувствовать себя счастливыми, если не смогут любоваться красотой природы. А будут ли они счастливы без братьев своих меньших?

Бегает среди камней,

Не гонишься за ней,

Ухватил за хвост, но – ах!

Удрала, а хвост в руках.

С цветочка – на травинку,

С листочка – на былинку,

Летает над дорожками.

Летом рыжие они,

В стужу – серебристые.

Есть чудесные у них

Быстрые как стрелочки, —

Природа воспитывала в людях замечательное качество – доброту. Природа дорога людям еще и потому, что в ней мы находимся много интересного. Давайте превратимся в художников и нарисуем картину осенними листьями.

Источник

Методическая разработка урока-экскурсии на тему «Весна в природе»

Методическая разработка урока-экскурсии на тему «Весна в природе»

Тихонова Ирина Анатольевна,

учитель географии и биологии

ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ»

г.Няндома Архангельской обл.

Цель: обобщение знаний обучающихся о весенних изменениях в природе.

— Обобщить знания обучающихся о признаках весенних изменений в природе;

— Рассмотреть экологические проблемы, которые возникают весной, способы их решения;

— Углубить и расширить знания обучающихся о некоторых видах растений и животных;

— Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней;

— Развивать внимание, любознательность, речь.

— Выбрать место проведения экскурсии, спланировать маршрут экскурсии.

— Выбрать способ прибытия на место экскурсии.

— Провести беседу с обучающимися об охране природы, о правилах поведения в природе.

— Провести беседу с детьми: о маршруте и длительности экскурсии, о правилах поведения во время экскурсии, об одежде, о программном содержании.

— Собрать аптечку: йод, зеленка, бинт, спирт или одеколон, жгут.

Место проведения экскурсии: экосистема смешанного леса на территории городского парка.

Эмоциональный настрой на урок. Сообщение темы и задачи урока.

— Урок я хочу начать строками из стихотворения М.Пляцковского:

Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе — солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.

— Как вы думаете, о каком времени года говорит поэт?

— По каким признакам вы догадались, что речь идёт о весне?

— Сегодня на уроке мы будем говорить о весне в природе.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей — весеннее!

-Я желаю всем нам весеннего настроения. И начинаем урок-экскурсию.

— Сегодня наша задача провести наблюдения за признаками весны, за весенними изменениями в жизни растений и животных.

— Предлагаю вам вспомнить весенние месяцы. В этом вам помогут загадки.

— Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

Что за месяц? Кто узнает? (март)

— Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель .

Месяц к нам пришел. (апрель)

— Зеленеет даль полей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Угадай, что за месяц это? (май)

Наблюдения за объектами неживой природы:

— Какая температура воздуха?

— Как светит солнце?

— Как отличается погода сегодняшнего дня от погоды в день зимней экскурсии?

— Что произошло со снегом?

— Остался ли где-нибудь снег, где именно?

— Почему он там остался, изменился ли он по окраске (тающий снег грязный) и плотности по сравнению с зимой?

Физкультминутка «Похлопали – потопали»

Если я говорю правду, вы хлопаете, если нет – топаете.

– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.

– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.

– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.

– Внутри деревьев течет сок.

– На нашем лесу много разных деревьев.

– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.

Наблюдения за растениями:

— Обратите внимание, почки на деревьях и кустарниках набухают, кое-где они лопнули и показались зеленые листочки.

— Посмотрите на деревья и кустарники. Они цветут, хотя листья еще не успели распуститься, даже снег еще не полностью растаял.

— Рано цветут ива, ольха, орешник, тополь.

— Обратите внимание на землю. Появилась зеленая трава, раннецветущее травянистое растение: мать-и-мачеха . Один из первых цветков весны — мать-и-мачеха. Странное название, не правда ли? Странное, но объяснение ему все-таки существует. Если взять в руки (но рвать не нужно!) листочек этого цветка, то почувствуешь, какой он снизу мягкий, а сверху — твердый и холодный. Вот и назвали его «мать-и-мачеха».

— Определить, где она растет.

— Сухая или влажная здесь земля?

— Есть ли у растения в это время листья.

— Как растения освещаются солнцем?

— Рассмотри выкопанное растение

— Определить его части. Запиши их названия.

— Где находится запас питательных веществ?

Наблюдения за насекомыми:

— Каких насекомых заметили?

— Что они делают? Как ведут себя?

Наблюдения за птицами:

— Какие птицы прилетели, чем они заняты?

— Как вы можете помочь птицам весной?

— Чьё гнездо лучше?

— Как одним словом можно описать изменения в природе весной? Природа пробуждается.

Источник

Урок-экскурсия по природоведению 5 класс коррекционная школа VIII вида.

УРОК-ЭКСКУРСИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В 5 КЛАССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА ПО ТЕМЕ “ОСЕНЬ”.

Цель: обобщение и усвоение знаний об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями.

формирование элементарных представлений о признаках осени, о сезонных изменениях.

Установление причинно-следственных связей в природе, воспитывать любовь к природе.

Развивать познавательный интерес к предмету, способствовать развитию памяти, внимания, запоминанию.

Оборудование: учебные и письменные принадлежности, карточки с сообщениями, дневник наблюдений, звукозапись (П. И. Чайковского “Времена года”)

-Ребята, сегодня у нас урок природоведения. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу. Давайте забудем о своих обидах и волнениях. Вздохните поглубже и выдохните. Вдохните в себя свежесть осеннего воздуха, улыбнитесь солнечным лучам. А теперь закройте глазки и послушайте музыку. (П.И. Чайковского “Времена года”). Ребята красоту природы воспевали певцы, поэты, композиторы и художники.

II . Закрепление пройденного. Постановка темы и задач урока.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас урок – экскурсия. Мы тихонечко, не толкая друг друга, выйдем в школьный парк. У нас есть заранее заготовленный маршрут. Школьники переодеваются в гардеробе и следуют за учителем.

III . Проверка домашнего задания .

— Ребята, перечислите времена года.

-Сколько месяцев длится каждое время года

-Какое время года наступило (Осень)

IV . Изучение нового материала.

Ребята, мы с вами сейчас надели пальто, курточки, шапки и береты. На ноги-ботинки и сапожки. Кто ответит почему?

-Стало холодно, утром моросил мелкий дождик.

-Какое время года наступило?

-Ответьте, пожалуйста, полным ответом.

Я просила Олю выучить стихотворение об осени. Слушаем внимательно стихотворения. Обязательно благодарим чтецов.

Рыжий дождик валит с небосвода,

Ветер рыжие листья несёт…

Смена времени года,

Листоход по реке, листоход.

У реки подмерзают бока,

И от инея некуда деться.

Лисьей шубой накрылась река,

И не может согреться. (В. Шульжик).

Осень — красивое время года. Листья деревьев окрасились в разноцветные оттенки желтого и красных цветов. Начинается листопад. Листочки разноцветным ковром покрывают землю. Ваше первое задание. Я вам раздам карточки с названием деревьев. У кого окажется соответствующая карточка, поднимите ее вверх.

Итак, первая остановка ‘‘Дубовая’’. Ребята, найдите в нашем школьном парке дуб (подходят к дубу).

Сережа, у тебя карточка № 1. Прочитай нам стих и сообщение о дубе.

Листья ветром снесены-

В ожидании зимы

Все вокруг застыло.

Но гляди-ка вот стоят

И на их ветвях шумят

Крепко рядышком сидят

С веток падать не хотят. (Е. Груданов).

Могучий и великий дуб привлекает всех. Корни его уходят глубоко в землю. Дубу не страшны никакие бури и ураганы. Раньше из дубовых досок строили корабли. Сейчас делают мебель.

Ребята, посмотрите на лист дуба. Опишите их фору, цвет. (Он овальный, резной). Возьмите с собой по одному листочку.

Двигаемся дальше. У нас остановка ’’Березовая’’.

Школьники подходят к березке.

-Иван, у тебя карточка№2?

Прочитай нам стих и сообщение о березе.

(Из березы делают фанеру, лыжи, мебель, сувениры.)

Читает стих о березе.

За окном березки
В праздничном наряде,
Ветерок колышет
Солнечные пряди.
Опадут листочки,
Лягут покрывалом
И укроют землю
Лёгким одеялом.
А весна настанет —
Вновь висят серёжки,
Ветви украшают,
Как и платье брошки.

-Поднимите листочек, который ветер сорвал с березы. Опишите его (он, заостренный, с мелкими зубцами по краю). Какого цвета на березе листья осенью?

Следующая остановка ’’Тополиная’’.

-Даша, у тебя карточка №3?

Читается стих о тополе .

Это, что за Великаны,

Словно башенные краны,

С высоты на всех глядят,

Облака достать хотят?

Как-то летом расшалились,

Да за облако схватились.

Как тряхнули, что вокруг

Разлетелся белый пух.

А теперь стоят, скучают,

Ничего не замечают.

Еле кроной шевеля,

Тихо дремлют – тополя.

Опишите лист тополя (он заостренный, похож на березовый, но крупнее).

Двигаемся дальше. Мы пойдем к клену. А пока мы идем по дорожке давайте проведем физминутку на свежем воздухе.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежали

До лужайки добежали

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп! Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

Следующая остановка ’’Кленовая’’

Милана, у тебя карточка №4?

Читается стих о клене.

Солнышком пахнет обновка.

А осень заплачет

И желтенький плащик

Он переоденется ловко. (Я. Миллиз).

Сообщение о клёне (у клёна крепкая древесина, из нее делают кларнеты и флейты, а еще клён –желанный гость для парков и скверов, ведь он, так красив!

-Опишите лист клёна.

-Он похож на ладошку с растопыренными пальцами!

-В какие цвета раскрашены листья клёна? (желтые, красные, коричневые) возьмите с собой по одному листочку в класс, мы будем делать гербарий.

-Ребята, какие признаки осени мы вспомнили?

-Стало холодно, дуют сильные ветра, исчезли насекомые. Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад.

-Дни стали короче, а ночи длиннее и холоднее.

-Правильно, ребята, я попрошу вас запомнить, что 23 сентября -день осеннего равноденствия: день равен ночи. Солнце поднимается невысоко и поэтому не успевает согреть землю.

Ребята, еще об одной примете осени мы забыли.

Что бы вспомнить, давайте поиграем в пальчиковую игру ’’птицы’’.

Слушаем стих и загибаем пальчики.

Эта птица — воробей.

Эта птица – совушка,

Это – зяблик, это-стриж,

Это — развеселый чиж.

Ну, а это — злой орлан.

Ну-ка, птицы, по домам! (Е. А. Ульева).

-Ребята, о ком мы еще не поговорили?

— Правильно. Как меняется жизнь птиц осенью?

-Они улетают на юг.

-А кто знает, какие птицы улетают на юг? Ответы детей:

-Зяблики, ласточки, грачи.

-Скворцы, чибисы и трясогузки.

-Правильно, ребята, например, птицы коростель. Они не только летят, но и бегут в дороге, а вот журавли почти в пути не отдыхают.

Стих о журавлях.

Сделали над лесом

Свой прощальный круг.

Первый в ней – вожак.

Будут косяком лететь

И в этом далёком пути

Почти не отдыхают они.

Так же готовятся к зиме звери. Они линяют, обрастают более теплой шубкой. Бурый медведь ищет место для зимовки (берлоги). Белочки запасают грибы и орехи. Зайцы меняют “шубку”.

С осины молоденькой

Уж поздняя осень.

Шубку сменить тебя

V . Подведение итогов.

-Ребята, назовите признаки осени (ответы детей).

— А сейчас так же тихонечко возвращаемся в класс.

Молодцы, работали дружно, никто не толкался. Все старались быть вежливыми, правильно отвечали на вопросы.

VI . Домашнее задание : сделать подписи под рисунками ‘’Труд людей осенью’’.

Выполнить задания № 3-6 в тетради.

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида : 5 класс. Под редакцией О.А. Хлебосолова, Г.Ю. Ерошена , Москва «Владос2011 г.

Дневник наблюдений по природоведению автора О.А. Хлебосолова, Москва “Владос” 2011

Источник

Читайте также:  Путешествия виды путешествий английский
Оцените статью