Экскурсия как одна из форм работы над ученическим проектом
Экскурсия всегда была одной из форм досуга, но в то же время любая экскурсия предполагает освоение нового культурного материала, обогащает и развивает человека. Поэтому мы обратились к экскурсии как одному из источников получения информации для наших школьных проектов.
Первые сведения о проведении экскурсий для детей относятся ко 2-й половине XVIII века. Этому способствовали переведенные на русский язык произведения известного чешского педагога Яна Амоса Каменского, который отводил важное место наглядности и предметности в системе обучения и воспитания. “Школьный устав” 1804 года рекомендовал не только устраивать прогулки на природу, но и посещать мануфактуры, мастерские ремесленников и другие предприятия. К. Д. Ушинский отверг схоластические приемы преподавания, разработав основы научной педагогики и предложив наиболее активный метод обучения – экскурсию. Появление “родиноведения” дало толчок развитию мысли о предметности и наглядности изучения родного края.
В современной экскурсии можно выделить три функциональные составляющие: информационно-познавательную, развлекательную и воспитательную.
В разные исторические периоды развития нашей страны экскурсии выполняли различные задачи, но неизменной всегда оставалась одна – приобщение подрастающего поколения к отечественной культуре.
Со дня основания нашей школы (1966 г.) педагогический коллектив всегда уделял особое внимание взаимосвязи между программным и внепрограммным материалом. Учитывая то, что экскурсия – один из способов предметного освоения мира, что она коллективная и является методом социального воспитания, методическое объединение учителей русского языка и литературы разработало экскурсионные программы, которые позволили ученикам нашей школы познакомиться с историей и культурой нашей огромной страны. Среди них экскурсии в различные города России: Санкт-Петербург, Смоленск, Новгород, Валдай, Тулу, Углич и т.д. Конечно же, мы посещаем и такие литературные усадьбы, как Мураново, Абрамцево, Мелихово и др. Долгие годы мы мечтали посетить Болдино осенью, и только в 2005 г. наша мечта осуществилась – был разработан трехдневный маршрут Москва – Дивеево – Болдино – Муром – Москва.
Но наш самый любимый экскурсионный маршрут – Москва – Наумово – Пушкинские Горы – Печеры – Изборск – Великий Новгород – Москва. Он разрабатывался в 1991 году при участии директора школы Теплицкого А. С. и экскурсовода БП г. Москвы Ершовой А. Г.
Во время этой экскурсии мы собираем материал для ученических проектов и творческих работ. Так, для работы над проектом “Приют задумчивых дриад” перед началом экскурсии школьникам были поставлены следующие задачи:
- Изучить документальные источники о жизни А. С. Пушкина в Михайловском.
- Проследить, как пушкиногорские пейзажи отразились в произведениях поэта.
- Выяснить, что вдохновляло Пушкина на создание произведений этого периода, и помогла ли экскурсия учащимся в восприятии лирики поэта.
- Составить литературную карту Пушкиногорья, сделать фотоальбом, сопроводив фотографии отрывками из произведений А. С. Пушкина.
Цель нашей экскурсии – изучить и понять, как Пушкиногорье находит отражение в произведениях Пушкина.
Понимая, что эти задачи нагляднее решить, побывав на Псковщине, мы обратились к экскурсионной форме работы.
Маршрут нашей экскурсии начинается от школы. Проезжая по территории Северного округа г.Москвы, мы говорим о творчестве М. Ф. Казакова, истории создания Петровского подъездного дворца, вспоминаем отрывки из “Евгения Онегина”; минуя г. Истру, беседуем о жизни и творчестве А. П. Чехова и И. И. Левитана, а также о реформаторе русской Церкви патриархе Никоне, стрелецком бунте, любуясь при этом красотой величественного Воскресенского монастыря.
В ходе экскурсии мы вспоминает о жестоких сражениях, которые шли в годы войны под Волоколамском, Ржевом, Великими Луками.
Наша первая экскурсионная остановка в селе Наумово. В усадьбе деда М. П. Мусоргского создана экспозиция, посвященная творческой деятельности композитора. Во время экскурсии ребята знакомятся с историей создания оперы “Борис Годунов”, слушают отрывки из музыкальных произведений М. П. Мусоргского. На территории усадьбы расположена экспозиция, рассказывающая о крестьянском быте псковитян XIX века. (Собранный материал помогает в работе над другими проектами учащихся.)
Утро следующего дня начинается с посещения Святогорского монастыря. В нашей школе стало традицией почти каждый год, начиная с 1991 г., возлагать цветы на могилу величайшего поэта А. С. Пушкина. Надо отметить, что ребята очень трепетно относятся к этому ритуалу.
Затем мы посещаем Савкину Горку, где продолжается рассказ о работе над созданием драмы “Борис Годунов”, начатый в Святогорском монастыре, об истории нашей родины, о защите русских земель от войска Стефана Батория.
Затем мимо трех сосен, воспетых Пушкиным, мимо озера Маленец, неоднократно упоминающегося в произведениях поэта, проходим по заповеднику и посещаем усадебный дом поэта, домик Арины Родионовны и экспозицию в хозяйственных постройках. Именно здесь, при непосредственном контакте с окружающей природой, ребята начинают по-другому – более эмоционально – воспринимать поэзию Пушкина.
Не случайно после поездки многие пишут в творческих работах о том, что жить в Михайловском, видеть псковские просторы, Сороть, озера и не писать стихи – нельзя. При анкетировании на вопрос “Что, по вашему мнению, помогало Пушкину создавать произведения во время Михайловской ссылки?” 48 из 57 опрошенных ответили: “Красота окружающей природы”.
По окончании экскурсии через усадебный парк мы выходим к деревне Бугрово. Сейчас здесь отрыт музейный комплекс “Псковская деревня”. Во время последней экскурсии восьмиклассники заинтересовались экспозицией “Мельница”. Собранный во время экскурсии материал использован в проекте “Мельницы”.
Во второй половине дня мы посещаем Тригорское, где любил бывать “отшельник” в гостях у Осиповых-Вульф, и Петровское – родовое имение А. П. Ганнибала, прадеда поэта. Здесь ребята видят неповторимую обстановку усадеб, личные вещи поэта и окружавших его людей, их портреты, документы – то, что знакомо им по художественным произведениям.
На третий день мы отправляемся в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Этот единственный в своем роде архитектурный ансамбль расположен в котловане. Неповторимая красота и уникальное местоположение усиливают впечатление от рассказа экскурсовода об истории этого монастыря, посещении его Иваном Грозным, о злодеяниях, совершенных этим царем, невзирая на святость мест, о Ливонской войне.
Продолжая рассказ об истории России, мы переезжаем в древний Изборск, где ребята видят Труворов крест, живописнейшие Словенские ключи (или ключи Двенадцати апостолов), древнюю крепость. Так же, как и в Пушкинских Горах, мы даем ребятам возможность погулять по ландшафтному заповеднику (за это огромное спасибо экскурсоводу Гороховой Т. В., которая долгие годы работает с нашими группами и прекрасно понимает, что многие не смогут посетить эти места еще раз).
Во второй половине дня предусмотрены экскурсии по псковскому кремлю и обзорная – по городу, в программе которых – рассказ об истории Пскова и особенностях псковской архитектуры.
Вечером мы переезжаем в Великий Новгород. Утром четвертого экскурсионного дня – обзорная экскурсия по Новгороду, посещение новгородского кремля, Ярославова городища. Здесь продолжается рассказ о русской истории и архитектуре, мы знакомимся с памятником “Тысячелетия России” и, выезжая из Новгорода, посещаем церковь Архистратига Михаила, которую расписывал Феофан Грек. Ребята наглядно могут увидеть разницу между художественными приемами иконописи разных мастеров.
Возвращаемся в Москву по трассе Петербург – Москва. По повести А. Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” многим знакомы дорожные указатели. Проезжая Валдай, Торжок, Тверь, мы вспоминаем историю этих городов, народные промыслы, фамилии знаменитых людей, чьи судьбы связаны с этими местами.
Если есть возможность, заезжаем в село Раек Тверской области, где находится путевой дворец, построенный по проекту архитектора Львова.
Эта экскурсия построена таким образом, что включает в себя информацию не только по литературе, но и по истории, географии, музыке, мировой художественной культуре (в частности, по архитектуре, иконописи, живописи – в Изборске работал Н. К. Рерих) и даже по математике (во Пскове родился известный математик В. М. Брадис – создатель “Четырехзначных математических таблиц”). В ходе этой экскурсии ребята также приобретают знания по христианской культуре. Наша экскурсия политематическая, в ней можно выделить следующие направления:
- Искусствоведческое (творчество Мусоргского и др.);
- Историческое (Великая Отечественная война 1941–1945 гг. и др.);
- Литературное (творчество А. С. Пушкина и др.);
- Архитектурно-градостроительное (Псков и др.);
- Природоведческое/экологическое (Изборск и др.).
Это четырехдневное путешествие знакомит учащихся с уникальными уголками нашей Родины, расширяет кругозор.
Как правило, группы бывают смешанными, что позволяет решать одну из важнейших задач воспитания – сплочение школьного коллектива. Ученики разных классов собирают материал на заданную тему, но есть и общие задания.
После каждой экскурсии выполняются различные творческие работы: сочинения, эссе, стенгазеты, журналы и др. Учащихся 6 “Б” и 8 “А” классов подготовили фотовыставку “Псковская земля”, которую затем показали в специализированной школе-интернате г.Москвы. Позже самые удачные фотоработы, представленные на фотовыставке, ребята подарили учащимся средней общеобразовательной школы им. А.С. Пушкина села Большое Болдино Нижегородской области. А итогом экскурсии стала проектная работа “Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…”
Если в работе над этим проектом не было никаких изменений, то в проекте “Культурные и бытовые традиции славян” мы внесли существенные поправки. Материал, собранный после посещения города Мышкина и села Мартынова, мы решили дополнить после поездки в Смоленск, в Музей льна: оказалось, что льняные куклы-обереги, которые делали в Ярославской области, практически не отличаются от смоленских. Неожиданно мы вышли на новую микротему – “Этимология слов, связанных с историей русского национального костюма”. По-другому для ребят зазвучали привычные слова “рубаха”, “кокошник”, “пояс”, “полотно” и др. Учащиеся решили заняться историей происхождения слов и дополнить этим материалом свой проект.
Быть в Смоленске и не заехать в Талашкино, где все пропитано духом славянских символов и традиций, было невозможно.
По дороге в Смоленск находится Вязьма, где нам рассказали о славянском племени весьми и его традициях.
Таким образом, наш проект вышел за намеченные рамки, а собранный материал был разделен на два самостоятельных проекта.
Около Вязьмы находится Хмелита – усадьба дяди А. С. Грибоедова, в которой поэт и дипломат провел детские и юношеские годы. Узнав, что Грибоедов состоял в масонской ложе, увидев символы масонства, девятиклассники заинтересовались этой темой. Во время уроков литературы по комедии “Горе от ума” были созданы групповые проекты.
Результатом экскурсии в Константиново стали фильм о родине поэта и книга “Растения в творчестве С. А. Есенина”.
А рассказ о необычных музеях России (все музеи посетили учащиеся в составе наших экскурсионных групп) был оформлен в виде альбома “Необычные музеи России”, к которому была приложена электронная версия.
Все проектные работы используются во время уроков или во внеурочной работе школы.
Работа над школьными проектами, разработанными на материалах наших экскурсий, является для ребят одной из наглядных форм обучения, где сочетаются приемы наблюдения, беседы, интервьюирования.
Мы понимаем, что экскурсии возможны только в том случае, если семья поддерживает эту форму обучения и образования, и благодарны тем родителям, которые являются нашими единомышленниками, а нередко и путешествуют с нами и помогают своим детям в работе над проектами.
Не останавливаясь на достигнутом, мы каждый год стараемся готовить новый экскурсионный маршрут, понимая, что экскурсия – один из способов синтетического изучения окружающего мира и его предметного освоения.
Источник
Индивидуальный проект по географии на тему «Экскурсия по городу»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 36»
Тема проекта: Экскурсия по городу
Автор проекта: Илья Андреев, обучающийся 7 А класса
МОУ «СОШ № 36» г. Магнитогорска
Наставник проекта : Арина Юрьевна Жигайлова,
г. Магнитогорск, 2019
1. Теоретическая часть
1.1.Достопримечательности исторического Магнитогорска………….стр.5
1.2.Достопримечательности современного Магнитогорска…………..стр.10
2. Практическая часть
2.1. Создание наглядного пособия и викторины «Знай и люби Магнитогорск»…………………………………………………………..стр.13
Индивидуальный проект «Экскурсия по городу» знакомит с достопримечательностями родного для нас города Магнитогорска, позволяет узнать интересные исторические и культурные места, их расположение на карте города. Автор систематизировал материал, расширив свои знания по географии, истории, литературе, краеведению своей малой Родины. Созданная настенная карта Магнитогорска имеет практическое применение на уроках, во внеурочной деятельности, классных и школьных мероприятия. Проект позволил качественно подготовиться к викторине «Знай и люби Магнитогорск». Данная работа способствует развитию навыков взаимного сотрудничества, развивает творческие и коммуникативные способности детей, учит получать информацию из различных источников. Социальная значимость проекта: развитие чувства патриотизма и любви к малой Родине посредством знакомства в игровой форме с достопримечательностями Магнитогорска.
Актуальность проекта состоит в том, что у каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые и светлые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть любимый город, улицу, парк или сквер, дворовую площадку и дом . Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, небольшим городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтобы мои сверстники знали историю нашего города, в частности его достопримечательности. Этот индивидуальный проект посвящается Магнитогорску – металлургической столице России.
Цель проекта: Привить бережное отношение к культурному наследию и любовь к родному городу посредством знакомства с достопримечательностями Магнитогорска.
Сбор и обработка информации о памятных местах города.
Подготовка настенной карты города с указаниями месторасположения объектов культурного наследия
Подготовка и проведение викторины «Знай и люби Магнитогорск»
Проблема: Проблема проведения экскурсии по нашему городу состоит в том, что нет достаточной информации, яркой рекламы об организациях, которые занимаются историей нашего города, которые доступно рассказали бы о достопримечательностях Магнитогорска
Практическая ценность проекта: более пристальное знакомство с достопримечательностями города Магнитогорска способствует развитию бережного отношения к историческим местам, воспитанию чувства патриотизма и любви к Родине. Важно привлечь внимание сверстников к истории родного края.
1.1.Достопримечательности исторического Магнитогорска
Магнитогорск был основан в июне 1929 года на месте казачьей станицы Магнитной. Эта дата так же связана со строительством Магнитогорского Металлургического комбината. Сегодня Магнитогорский металлургический комбинат входит в число крупнейших мировых производителей стали и занимает лидирующие позиции среди предприятий чёрной металлургии России. Производство ММК представляет собой полный комплекс от подготовки железорудного сырья до глубокой переработки чёрных металлов. Это крупнейший экспортёр города и Челябинской области (3).
Наш город уникальный. Он расположен по обоим берегам Урала. Правый Берег- Европа, Левый – Азия. Обелиск «Европа-Азия» в Магнитогорске – один из памятников, символизирующих границу между Европой и Азией на Урале. Его открытие в 1979 году было приурочено к 50-летней годовщине города. Автор проекта — архитектор В. Н. Богун. Памятный знак расположен на правом берегу реки Урал, при въезде на Центральный мост. Представляет собой два массивных блока с буквами «Е» и «А», символизирующими названия частей света. Помимо самого обелиска, в центре моста установлен дорожный знак «Европа-Азия». Памятник «Первый паровоз». Прогулку по городу мы начинаем с Привокзальной площади, а именно — с Памятника паровозу, который 30 июня 1929 года доставил первый поезд на станцию Магнитогорск — именно этот день и стали впоследствии считать официальной датой основания города. В канун 50-летнего юбилея Магнитогорска было решено разыскать тот самый «первый паровоз» и отправить его на вечную стоянку у вокзала. Мероприятие увенчалось успехом, и в 1979 году памятник был торжественно открыт. Теперь мощный локомотив красуется на площади, напоминая о важном историческом событии в жизни города. Памятник «Металлург». Напротив здания вокзала располагается еще одни значимый памятник — скульптура «Металлург». Зная историю его создания, очень хочется назвать его «металлургом-путешественником», потому что скульптура предназначалась вовсе не Магнитогорску и место окончательной прописки приобрела только через двенадцать лет после странствий по свету. «Металлург» был изготовлен в 1958 году для Брюссельской выставки, где в павильоне СССР в паре с колхозницей составлял композицию, символизирующую рабоче-крестьянское государство. В следующем году пятиметровая статуя опять-таки со своей спутницей была представлена в Нью-Йорке на выставке достижений Советского Союза, спустя год в том же составе композиция оказалась в Вене, затем — в Москве на ВДНХ. Только в 1967 году «Металлург» прибыл в Магнитогорск, где до 1970 года простоял на территории металлургического комбината и наконец-таки занял постоянное место на Привокзальной площади, став символом главной профессии города
Железнодорожный вокзал. Железнодорожный вокзал станции Магнитогорск является одним из ключевых вокзалов на Южно-Уральской железной дороге, и расположен на удалении около двух тысяч километров от Москвы. Железнодорожный вокзал Магнитогорска, который был сдан в эксплуатацию1962 году и функционирующий до сих пор, представляет собой двухэтажное здание с цокольными помещениями. В здании железнодорожного вокзала есть просторные и светлые залы ожидания, билетные кассы, справочное бюро, камеры хранения, комнаты матери и ребенка, комнаты длительного отдых, ресторан и другие помещения. Ежечасно железнодорожный вокзал обслуживает до 50 пассажиров.
«Немецкий квартал». Немецкий квартал (квартал 14-а), расположенный в старой части Ленинского района города Магнитогорска, находится между улицами Уральской, Менделеева и Строителей. После окончания войны в этом районе был построен лагерь для немцев-военнопленных. Несмотря на свой статус, немцы строили очень качественно, как для себя, не допуская никаких отклонений от технологии. Первая же суровая уральская зима стала испытанием для домов немецкого квартала, которую они с достоинством выдержали.
Немецкий квартал возводили военнопленные под руководством ведущих специалистов треста «Магнитострой» по проектам советских архитекторов Г. А. Симонова, Е. А. Левинсона и А. А. Оля, удостоенных за разработку проекта 14-а квартала Сталинской премии.
Каждый дом создан по индивидуальному проекту и не похож на другой. В основе квартала — двухэтажная застройка, но встречаются и трехэтажные дома. Отделка камнем, арочные переходы и архитектурные детали навеяны западноевропейскими мотивами. Очень эффектно и живописно смотрятся отделка домов плитняком, небольшие балконы и своеобразные карнизы. Дизайн Немецкого квартала уникален. Дома, которые, как кажется, сошли со старинных картин, очень органично пережили замену деревянных окон на современный пластик и ничуть от этого не потеряли. Можно сказать, что эти дома являются настоящими архитектурными шедеврам (1).
Памятник «Первая палатка» посвящен первостроителям Магнитогорска. Тогда, в далекие 30-е жилищная проблема стояла очень остро, но это никого не пугало — строители крупнейшего центра металлургической промышленности жили в обычных палатках, в этом даже была некая романтика. Быт первостроителей великолепно отражен местным поэтом Борисом Ручьевым в «Песне о брезентовой палатке»:
«Мы жили в палатке с зеленым оконцем,
Промытой дождями, просушенной солнцем,
Да жгли у дверей золотые костры
На рыжих каменьях Магнитной горы».
Именно эти строки высечены на ребре бетонной плиты, служащей основанием памятнику, над которым возвышается символическое изображение палатки. Композицию дополняет раскрытая ладонь, в которой лежит кусок железной руды. Памятник, выполненный по проекту Л. Головницкого и Е. Александрова, был открыт в 1966 году и стал символом Магнитогорска. Это единственный объект Магнитогорска, имеющий статус памятника архитектуры федерального значения. Один из символов Магнитогорска.
«Парк Металлургов» . Буквально в десяти минутах ходьбы от памятного знака «Европа-Азия» располагается один из самых больших парков Магнитогорска — Парк Металлургов, который считается визитной карточкой города. Сквер был основан при строительстве проспекта Металлургов в 50-х годах и разделял полосы одностороннего движения, со временем он стал очень популярным местом отдыха горожан, но по-настоящему новая жизнь для него началась в 2010 году, когда идея обустройства местного Арбата реализовалась на его территории. Здесь можно покататься на аттракционах, купить картины, сувениры, увидеть интересные памятники, полюбоваться фонтанами, для маленьких посетителей установлен игровой комплекс с горками, качелями и батутом, а уличные артисты создают праздничное настроение.
Напротив Парка Металлургов расположен сквер им. Чапаева, где установлен памятник « Первым комсомольцам — строителям Магнитки». Скульптурная композиция изображает юношу и девушку из далеких 30-х годов, прибывших на Урал отстраивать новый город. Памятник был открыт в 1966 году в день слета первых строителей Магнитки. Интересно, что на его создание государство не выделило ни копейки — деньги, заработанные на субботниках, собирали сами комсомольцы.
«Тыл-фронт». В Парк Победы, где располагается знаменитый монумент «Тыл — фронту», являющийся первой частью триптиха «Меч Победы». Второй памятник — «Родина-мать» — находится в Волгограде, третий — «Воин-освободитель» — в Берлине. По задумке авторов, меч был выкован на берегу Урала, поднят в Сталинграде и опущен в Германии после победы. Бронзовый монумент изображает рабочего, передающего победный меч воину, их расположение весьма символично — лицо рабочего повернуто в сторону металлургических заводов, а солдат смотрит на Запад, туда, где громыхали бои Великой Отечественной. Перед монументом в оригинальном обрамлении в виде гранитного цветка пылает Вечный огонь. Примечательно, что из металла, добытого в Магнитогорске, в военные годы была сделана половина танков и треть всех снарядов, поставляемых на фронт, именно поэтому местом для установки монумента «Тыл — фронту» был выбран Магнитогорск.
Куранты. Куранты установлены в 1979 году в честь 50-летия Магнитогорска. Были созданы местным архитектором Пономаревым. Это четырехгранная башня высотой почти в 30 метров, облицованная белым мрамором и красным туфом, на вершине, которой укреплены черные круги циферблатов, стрелки и цифры покрыты сусальным золотом. Куранты громко оповещают окрестности о времени перезвоном и громким боем.
Цирк. Первое здание Цирка было построено на левом берегу в 1931 году и примыкало оно к парку культуры, и представляло собой деревянное двухэтажное здание. В сентябре 1970 года приказом по Министерству культуры цирк на левом берегу был окончательно закрыт. Новое здание цирка построено и введено в строй 6 ноября 1975 года (9).
1.2 Достопримечательности современного Магнитогорска
«Памятник Родителям». Памятник Родителям относится к городской скульптуре нового поколения, скульптурная композиция изображает немолодую супружескую пару, присевшую отдохнуть на скамью, на коленях у женщины сидит голубь, символизирующий детей, упорхнувших из семейного гнезда. Автор данного произведения Константин Гилев, молодой художник из город Златоуст. Идея создания такого памятника принадлежит бывшему главе города Магнитогорска Евгению Карпову. Формально этот памятник стал одним из знаков уважения к старшему поколению, а неофициально он просто еще раз говорит о том, что нужно всегда помнить о самых дорогих людях на земле — своих родителях. Аквапарк «Водопад чудес». Аквапарк «Водопад чудес» находится на улице Набережная. Это единственный в Южно-уральском регионе водноспортивный комплекс с европейским уровнем, который был построен специалистами из Польши, Англии и Германии. У его посетителей есть возможность, вне зависимости от времени года приятно разнообразить свой досуг. Оборудованы горки и аттракционы различной сложности, для детей разного возраста. Температура воды и воздуха аквапарка поддерживается на постоянном, комфортном для человека уровне.
На берегу реки Урал, на территории «Спортивного клуба «Металлург-Магнитогорск», расположился парк «Лукоморье». Этот парк является зоной активного отдыха, где жители и гости города могут интересно провести свой досуг. Вход на территорию бесплатный. Время работы парка с 10 до 22 часов. Посетителей встречают сказочные персонажи. Этот пар особенно интересен детям. На территории парка оборудованы песочные площадки для пляжного волейбола и футбола. Парк отлично приспособлен для семейного отдыха. Здесь можно посидеть на лавочках на аллее у реки или перекусить в летнем кафе со специальным меню для самых маленьких. Летом можно провести время на пляже, покататься на катамаранах и лодках (5).
Храм «Вознесения Господня». Он входит в число наиболее значимых святынь, созданных в нашей стране в последние десятилетия. Его возведение было начато в 1989 году, но из-за финансовых трудностей приостановлено, возобновилась строительство спустя десять лет. Самую солидную помощь при этом оказывал металлургический комбинат. Вместе с храмом появился еще целый комплекс церковных строений, но все они как-то теряются на фоне собора высотой с 15-тиэтажный дом. Его архитектура подражает традициям крестово-купольных храмов Древней Руси XIV-XV столетий, интересно оформление собора — главный фасад украшают изображения святых, остальные же фасады практически лишены декора, но именно это придает храму особую величественность и благородство (4).
Поющие фонтаны. Площади народных гуляний, расположенной перед зданием городской администрации. Как уже понятно из названия, именно здесь горожане собираются в праздники, в новогодние дни устанавливается елка, и вырастает городок из чудных ледовых фигур.
В летнее время на площади радует глаз еще одно прекрасное творение архитекторов — светомузыкальный фонтан. Поющие фонтаны (или Танцующие фонтаны) – комплекс фонтанов с музыкальным сопровождением и вечерней подсветкой. Впервые фонтаны открыты в 2009 г. И сразу стали одним из любимых мест отдыха горожан. Среди композиций здесь можно услышать классические произведения таких мировых авторов как: Штраус, Чайковский, Вивальди и др.
Гигантские граффити на магнитогорских «панельках»
Уже несколько лет в Магнитогорске реализуется уникальный граффити-проект «Музей городов Европы и Азии» под открытым небом. Суть его в том, что местные и приезжие художники рисуют на фасадах зданий невероятных размеров картины, каждая из которых символизируют город или страну, откуда они приехали.
Русско-германский самолетик. Именно с этой работы все началось. Первыми в Магнитку приехали немцы. Шесть дней художники — граффисты Марксус Генесиус и Андрес Шразовски из Франкуфурта писали изображение дружбы между Россией и Германией. На фасаде дома красуются две руки (видимо русская и немецкая), поймавшие белый бумажный самолет, который в представлении немцев является символом мира и содружества, подобно голубю.
Читающий Лис. На стене медицинского колледжа нашего города красуется читающий Лис. Авторами рисунка стали молодые художники из Сургута – Борис Карасев и Александр Марков. По их словам, Лисенок, изображенный на стене здания — символ их малой родины. Шапка, варежки и шарф напоминают о суровом климате города, а учебник с законами электричества – о том, что Сургут – город энергетиков.
Европа и Азия. Это одно из последних граффити в рамках проекта «Музей городов Европы и Азии под открытым небом». Собственно вот изображена Европа и Азия- две подружки русская и казашка. Авторы работы – магнитогорские художники. Дмитрий Платонов (Снорк) и Михаил Котлованов.
Из выше изученного можно сделать вывод: Магнитогорск один из крупнейших центров металлургической промышленности России. В городе множество памятных мест, по которым можно судить о героическом прошлом нашего города.
О значении культурного наследия для России говорит включение Магнитогорска в список исторических населенных мест Челябинской области (10).
Источник