Разработка урока по населению страны

Разработка урока географии в 10 классе по теме:» Состав (структура) населения мира».
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Вашему вниманию представляется разработка урока географии по теме » Состав (структура) населения мира». Данная тема входит в раздел «Население мира». Сложность при изучении данной темы состоит в том, что урок очень насыщен новым материалом. Я постаралась соединить в один урок разнообразные формы работы, что не даёт уставать ученикам. Надеюсь, что данная разработка поможет Вам в вашей работе!

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_geografii_v_10_klasse._sostav_struktura_naseleniya_mira.docx 21.8 КБ
karta_uroka.docx 1.23 МБ
test.docx 18.31 КБ
prezentatsiya_k_uroku_geografii_v_10_klasse_sostav_naseleniya_mira.pptx 2.84 МБ
razminka_dlya_glaz.pptx 387.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № ___ 26.11.2013 г.

Тема. Состав (структура) населения мира.

Цели урока: 1. Сформировать знания основных понятий темы.

2. Продолжить формирование умений анализировать, делать выводы,

3. Совершенствовать навык сопоставления карт, сопоставлять и

анализировать поло-возрастные пирамиды.

Оборудование: компьютер, телевизор, презентация, карточки, карты урока, атласы.

Тип урока : комбинированный.

Б) Терминологическая разминка «Кто такой? Что такое?»

Раздаю распечатанные карточки с тестом

Задаю вопросы , показывая карточки

— Ученики 9 класса приготовили видео-вопрос. Смотрим внимательно и определяем в каком государстве мог произойти данный диалог.

В течении 5 минут выполняют тест

(после выполнения один из учеников проверяет и анализирует)

Дают определения понятий

Анализируют ситуации, примеры стран, тип демографической политики.

III.Изучение нового материала

А) постановка темы и цели урока.

Б) 1 вопрос – Половозрастной состав

— Назовите основные вопросы темы «Население»

(вывешиваю на доске)

— Что уже знаем? (перевешиваю на другую сторону)

— Что изучим сегодня?

(перевешиваю на место темы)

— Почему важно знать состав населения?

— У вас карты урока, в которых вы будете работать в течение всего урока, чтобы к его концу получился опорный конспект всего материала изученного сегодня.

— Первый вопрос темы (вешаю на доску)

Половозрастной состав населения мира.

— Используем графичекий метод, анализируем половозрастные пирамиды.

— Рассмотрите пирамиду, характеризующую положение в мире. Сделайте выводы.

  1. Динамика численности
  2. Состав населения
  3. Размещение и миграции
  4. Городское и сельское население

— Численность населения больше 7 млн. , но все должны жить в мире и согласии, чтобы общение было толерантным.

Анализируют пирамиды в карте урока, используя приём «Незаконченные предложения»

Выступают с анализом.

— Пирамида устойчива, но основную долю ЕП дают развивающиеся страны.

Это интересно. Половозрастная пирамида Китая.

— Анализ диаграмм полового соотношения в мире, по странам

— Анализируют и заполняют карту

(примеры стран с преобладанием мужчин и преобладанием женщин и причины этого)

В) 2 вопрос – Этнолингвистичекий состав

— В мире 4-5 тысяч народов или по-другому этносов. Что такое «этнос»?

— Главные показатели – численность и язык. Примеры самых многочисленных этносов и языковых семей.

— По национальному составу государства бывают

Многонациональные, двунациональные, однонациональные. Примеры (слайд)

— Какая проблема может возникнуть в многонациональных государствах

Этнос- это исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, объединённая языком, хозяйством, культурой, национальным самосознанием.

(работа с атласом)

— Межнациональные конфликты (примеры)

Физминутка (для глаз)

Г) 3 вопрос – Религиозный состав

«Горячие точки» что это такое, их причины? Примеры?

Выступление учеников с подготовленной презентацией, остальные заполняют карту

IV.Закрепление изученного материала. Рефлекция.

— Чтобы подвести урок, проанализируйте свою деятельность сегодня и заполните последний пункт карты.

Заполняют таблицу, а затем выступают по ней

Те кто выполнил тест на «5» и не получил затруднений при изучении нового материала – просмотреть карту урока и выучить новые понятия

Те кто выполнил тест на «4» и не получил затруднений при изучении нового материала – просмотреть карту урока и выучить параграф 3.2.

Те, кто выполнил тест на «4» или «3» и получил затруднения при изучении нового материала – выучить карту урока выучить параграф 3.2. и повторить параграф 3.1.

Когда будете выходить с урока, прикрепите на лист человечка зелёного, жёлтого или красного цвета.

Зелёный – ухожу с хорошим настроением, урок понравился, всё понятно.

Жёлтый – есть сомнения и некоторые трудности с изученной темой.

Красный – ничего не понятно, нужна дополнительная помощь.

  1. Понятие «Русский крест»
  2. Понятие «Кривая дожития»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

  1. Какое из определений понятия «демография» верно?

а) наука о жизни и экономической деятельности людей;

б) наука о закономерностях воспроизводства населения;

в) наука о населении;

г) наука о миграциях.

2. Для какого типа воспроизводства населения характерно сохранение высокой рождаемости, смертность меньше чем рождаемость и большое увеличение естественного прироста?

а) для второго типа (традиционного);

б) для нулевого прироста;

в) для первого типа(современного);

г) для демографического взрыва.

3. Система государственных мер, предпринимаемых с целью воздействия на естественное движение населения, для решения специфических для данной страны социально-экономических проблем называется…

а) демографическим взрывом;

б) демографической политикой;

в) государственным заказом;

г) демографическим переходом.

4. Из предложенных стран выберите страну- гиганта по численности?

5. Совокупность процессов рождаемости, смертности, естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений, называют…

а) сохранением фамилии;

б) воспроизводством населения;

в) преемственностью поколений;

г) сохранением генофонда человека.

6. Из предложенных стран выберите страну с первым (современным)типом воспроизводства?

1. Резкое увеличение прироста населения в результате сохранения высокой рождаемости и быстрого снижения смертности называется…

а) нулевым приростом населения;

б) демографической политикой;

в) демографическим взрывом;

г) демографическим переходом.

2. Система государственных мер, предпринимаемых с целью воздействия на естественное движение населения, для решения специфических для данной страны социально-экономических проблем называется…

а) демографическим взрывом;

б) демографической политикой;

в) государственным заказом;

г) демографическим переходом.

3. Для какого типа воспроизводства населения характерны низкая смертность, превышающая низкую рождаемость, сокращение численности населении?

а) для второго типа (традиционного);

б) для нулевого прироста;

в) для первого типа(современного);

г) для демографического взрыва.

4. Из предложенных стран выберите страну- гиганта по численности?

4. Совокупность процессов рождаемости, смертности, естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений, называют…

а) сохранением фамилии;

б) воспроизводством населения;

в) преемственностью поколений;

г) сохранением генофонда человека.

6. Из предложенных стран выберите страну со вторым (традиционным) типом воспроизводства?

Оценивание 6 баллов – «5»

Всего в классе получено:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Состав (структура) населения мира.

1. Половозрастной состав

Преобладание мужского населения

Преобладание женского населения

2 . Этнолингвистический состав

Одно- и многонациональные государства. с резким преобладанием одной нации (Великобритания, Франция, Испания, Китай, Монголия, Турция, Алжир, Марокко, США, Австралия); двунациональные (Канада, Бельгия); со сложным, но этнически однородным (Иран, Афганистан, Пакистан, Лаос); со сложным и разнообразным национальным составом (Россия, Индия, Швейцария, Индонезия). Одно- национальные Много- национальные основная национальность составляет 90% всего населения . Дания, Швеция, Германия, Польша, Италия, Япония, Саудовская Аравия, Египет, большинство стран Латинской Америки . это страны, в пределах государственных границ которых проживают несколько этносов.

3. Религиозный состав

Главные очаги этнорелигиозных конфликтов баски в Испании, корсиканцы во Франции, шотландцы в Великобритании, франко-канадцы в Канаде, Индия, Индонезия, Нигерия, Заир, Судан , индейцы, эскимосы, аборигены Австралии , ЮАР, США , на территориях бывшего СССР и социалистических стран Восточной Европы.

Рефлексия урока Узнал Понял Научился Вызвало затруднения

Домашнее задание Те кто выполнил тест на «5» и не получил затруднений при изучении нового материала – просмотреть карту урока и выучить новые понятия Те кто выполнил тест на «4» и не получил затруднений при изучении нового материала – просмотреть карту урока и выучить параграф 3.2 . Те, кто выполнил тест на «4» или «3» и получил затруднения при изучении нового материала – выучить карту урока выучить параграф 3.2. и повторить параграф 3.1.

Источник

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» 10 класс
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Пе­реписи населения».

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_po_geografii.doc 96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения».

Пластинина Ю.Л., учитель географии МАОУ «Лицей № 11 г. Благовещенска»

  1. образовательные: дать понятие «численность населения», «перепись населения»; сформировать представление об основных закономерностях размещения населения мира;
  2. воспитательные: формировать умение определять по таблицам и картам численность стран и регионов мира;
  3. развивающие: развивать умения и навыки работы с картами и текстом, статистическими данными.

Оборудование: карта мира, таблицы, атласы.

Ход урока (40 мин.)

  1. Оргмомент (1 мин.)
  2. Проверка знаний и умений (4 мин.)

фронтальный опрос по пройденной теме

  1. Актуализация знаний и умений (2 мин.)

В мире издавна существовал интерес к численности населения. Необходимо было знать численность рабочей силы, возможности для формирования армии, сбора налогов и т.д. Впервые учет численности населения проводился 4 тыс. лет назад в государствах Востока — Египте, Китае, Индии. Позднее учет проводили в Древней Греции и Древнем Риме. Текущий учет постоянно проводится практически во всех странах мира, за исключением Катара и Омана. 200 лет назад в конце XVIII — начале XIX в., в США, Англии, Франции и странах Северной Европы были проведены всеобщие переписи населения. Сейчас переписями охвачено практически все население мира. Переписи проводятся в большинстве стран мира каждые 10 лет в отличие от учета численности населения, которые несут функцию лишь узнать численность населения. Переписи включают много вопросов и поэтому дают более подробную демографическую картину.

4. Изучение нового материала (25 мин.)

Население вплоть до XVII-XVIII веков росло медленно и к тому же неравномерно (анализ рис. 10 в учебнике).

В чем причины небольшого роста населения до XX века? (Эпидемии, частые войны, нехватки продовольствия, низкий уровень жизни, недостаточно развитая медицина.)

О численности мирового населения и темпах его роста дает представление таблица:

населения (млн чел.)

Среднегодовые темпы прироста

7 тыс. лет до н.э.

2 тыс. лет до н.э.

Начало нашей эры

Начало XVI века

Середина XVII века

Начало XIX века

Середина XX века

Как видно из таблицы, в начале XX века произошел «демографический взрыв». (Подумайте, в каких регионах мира произошел демографический взрыв?)

В различных регионах мира население увеличивалось разными темпами.
Задание: Анализ таблицы 2 в учебнике. Просчитать темпы прироста населения в разных регионах и средние показатели в мире в целом. Какие регионы имеют показатели темпа прироста выше, чем в среднем по миру?

В 90 годах XX века темпы прироста стабилизировались, но остаются достаточно высокими. В мире в целом они составили около 1,5 % в год, в Африке — 3%, в Зарубежной Азии и Латинской Америке — 2%. Высокие темпы прироста вызывают целый ряд проблем:

  1. Продовольственную — нехватка продуктов питания в некоторых регионах (в основном в тех, где наблюдаются высокие темпы прироста населения). В целом по миру недоедают 500 млн человек.
  1. Истощение земель — из-за нерационального их использования.

3) Сведение лесов — вследствие вырубки на топливо и на увеличение новых земель под пашню.

4) Загрязнение окружающей среды — результат урбанизации, в виде большого количества свалок вокруг крупных городов, повышение востребованности в огромном материальном бытовом обеспечении.

5) Проблема нехватки чистой воды и т.д.

Страны — рекордсмены по среднегодовым темпам прироста населения (прирост населения в % на конец XX века).

  1. Французская Гвиана — 5,4.
  2. Джибути — 4,8.
  3. Иордания — 4,7.
  4. Сьерра-Леоне — 4,5.
  5. Эритрея — 4,2.
  6. Сомали — 4.2.
  7. Йемен — 4,1.

П. Афганистан — 3,7.

  1. Нигер — 3,6.
  2. Маршалловы острова — 3,5.
  3. Оман — 3.3.
  4. Соломоновы острова — 3,3.

Страны с минимальными показателями темпа прироста:

  1. Россия — 0,6
  2. Латвия — 0,6
  3. Украина — 0,9
  4. Болгария — 1
  5. Эстония — 1,1

Страны — рекордсмены по численности населения на конец 90-х годов (на долю десяти крупнейших стран мира приходится более половины всего мирового населения).

  1. Китай — 1133682560.
  2. Индия — 846302720.
  3. США — 248709872.
  1. Индонезия — 179378944.
  2. Бразилия — 146825472.
  3. Россия- 145118904.
  4. Япония- 125570248.
  5. Бангладеш — 111455184.
  6. Нигерия — 88514504.

10. Пакистан-84253648.
Прогноз изменения лидеров стран по численности к 2050 году.

  1. Индия- 1572055000.
  2. Китай — 1462058000.
  3. США — 397063000.
  4. Пакистан — 344170000.

5 Индонезия — 311335000.

  1. Нигерия — 278788000.
  2. Бангладеш — 265432000.
  3. Бразилия — 247244000.
  4. Конго — 203527000.
  5. Эфиопия — 186452.
    Россия будет по прогнозам занимать 17 место, уступая Мексике, Филиппинам, Вьетнаму, Ирану, Египту, Японии.

Страны с самой маленькой численностью населения в мире (тыс. чел на 2017 год):

  1. Ватикан — 0,8.
  2. Антилья — 7.
  3. Тувалу — 10.
  4. Сан-Марино — 24.
  5. Лихтенштейн — 31.
  6. Монако — 32.
  7. Сент-Китс и Невис — 41.
  8. Антигуа и Барбуда — 65.
  9. Андорра — 66.

Естественный прирост населения мира

Естественный прирост вычисляется по формуле: ЕП = Рождаемость — Смертность.

Учащимся предлагается по данным карт атласа заполнить таблицу «Естественный прирост населения»:

Очень высокий (30/1000)

После проверки качества заполнения таблицы учащиеся делают анализ таблицы.

Высокий уровень естественного прироста характерен для стран с низким уровнем экономики, развивающимся странам. Для стран с высоким уровнем развития экономики характерен средний и низкий уровень прироста населения.

Естественный прирост зависит от типа воспроизводства населения. Он различен в разных странах. Хотя рождаемость, смертность — процессы биологические, но влияют на них социально-экономические факторы. Почему?

На уровень смертности влияют такие процессы, как питание, санитарно-гигиенические условия труда и быта людей, уровень развития и доступности здравоохранения.

Учащиеся знакомятся с интересными фактами на с. 73 № 4, затем анализируют таблицу «Показатели смертности по странам мира», если в атласах есть карта смертности по миру, таблицу можно составить самим ученикам, а затем ее проверить.

Ежегодно в мире рождается около 140 млн чел. (Интересные факты № 3). Каждую секунду появляются 3 человека, каждую минуту — 175, каждый час — 10,4 тыс., каждые сутки — 250 тыс. новых землян. Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург, каждый месяц — население такой страны, как Австрия или Тунис.

Рождаемость также зависит от уровня социально-экономической структуры общества и от условий жизни людей. Но неправильно было бы определить прямую зависимость уровня рождаемости от уровня жизни в стране. Например, в США уровень естественного прироста средний, а в ФРГ он намного ниже. Россия переживает экономический кризис и, следовательно, рождаемость низкая, а в ФРГ и Италии экономическая жизнь стабильная, но рождаемость такая же низкая и естественный прирост отрицательный. Как правило, по мере роста благосостояния и роста уровня образования, женщины вовлекаются в экономическую жизнь общества, на производство, увеличивается срок образования детей, увеличивается возраст вступления в брак, общее возрастание затрат на ребенка, также рост урбанизации влияет на уменьшение рождаемости. Следовательно, в развитых странах уровень рождаемости, как правило, падает. В странах с переходной экономикой повышение уровня жизни вызывает, наоборот, рост рождаемости.

Учащиеся записывают в тетрадь причины, повышающие рост рождаемости и причины, снижающие ее. (Вариант I рассматривает причины, ведущие к повышению уровня рождаемости, а вариант II — наоборот, к снижению ее.)

Социально-экономические причины, вызывающие низкие показатели рождаемости:

  1. Высокий уровень урбанизации (выше 75%).
  2. Высокий уровень жизни.
  3. Высокий уровень образования и возрастание лет затраченных на учебу.
  4. Увеличение расходов на содержание ребенка.
  5. Изменение статуса женщины, эмансипация, появление у женщин новых ценностей, таких как независимость, желание сделать карьеру и т.д.

6. Увеличение доли пожилых людей и, следовательно, уменьшение доли работоспособных людей.

  1. Последствия войн, конфликтов, терроризма.
  1. Увеличение возраста вступления в брак, например, в Швеции и Дании доля населения вступающих в брак в возрасте 30 лет в первый раз близка к 50%.

Социально-экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости:

  1. Низкий уровень жизни.
  2. Преобладание сельского образа жизни.
  3. Религиозные обычаи, поощряющие многодетность.
  4. Традиции многодетности.
  5. Подневольное положение женщин, ранние браки.
  6. Рост уровня медицины.

7. Улучшение санитарной культуры.

Затем учитель предлагает учащимся проанализировать таблицу, или просто ознакомиться с ней. Если учащиеся работают с атласом, где есть карта рождаемости по миру, можно таблицу составить самим.

В упрощенном виде все страны можно разделить на страны двух типов воспроизводства населения. По данным текста, таблиц, графиков в учебнике учащимся предлагается заполнить таблицу

Источник

Читайте также:  Рейтинг стран по развитости транспорта
Оцените статью