Разработка урока страны южной африки

Конспект урока на тему «Страны Тропической и Южной Африки»

Урок истории для 11 класса «Страны Тропической и Южной Африки»

Цели урока: 1. Познакомить с особенности социально- экономического и политического развития государств

Тропической и Южной Африки;

2. Активизировать навыки работы с дополнительной литературой, с терминологией;

3. Воспитание чувства интернационализма.

Ожидаемые результаты: Смогут выделить особенности развития региона, узнают и закрепят новые понятия по теме, выявят проблемы и предложат пути их решения

Методы и приемы: «мозговой штурм», «джиксо»

Оборудование урока: интерактивная доска, учебные принадлежности

Психологический настрой на урок

— Выявление темы урока в ходе просмотра видеоролика

— Скажут тему урока

Работа с терминами

Трайбализм- культурно-бытовая, культовая и общественно-политическая племенная обособленность. Одно из проявлений межплеменной вражды. Трайбализм играет большую роль в политике африканских государств, где зачастую правительства формируются преимущественно по племенному признаку. Часто это оборачивается межплеменными конфликтами, перерастающими в войны.

Апартеид- наиболее крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Режим апартеида существовал в ЮАР, Южной Родезии, Намибии.

ОАЕ (Организация африканского единства)- региональная межгосударственная политическая организация африканских стран, образована в мае 1963 г. Цель ОАЕ – укрепление единства и солидарности стран Африки, координация их деятельности и развитие сотрудничества. На 37 сессии Ассамблеи глав государств и правительств ОАЕ (2001 г.) принято решение о постепенном преобразовании этой организации в более тесное межгосударственное объединение

1) Нэльсон Манделла (сообщение)

Работа в группах:

1гр.- Общая экономико-географическая характеристика стран Африки

2гр.- Деколонизация Африки

3гр.- Проблемы и трудности африканских государств

— Познакомятся с новыми словами, запишут в тетради

Прослушают сообщение, оценят

Защитят постер (1 из группы)

Оценят работу групп

Проблемы стран Африки

Обсудят в группе

Предложат пути решения

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности.

Заполнят рефлексивную мишень

Затем проведут её краткий анализ.

Наблюдение деятельности учащихся. Оценивание спикера

Выучить термины по теме, подготовить реферат об одной из стран

Запишут задания в дневниках

Конспект урока по всемирной истории для 11 класса составлен в соответствии с рабочей программой. Тема «Страны Тропической и Южной Африки» является одной из тем раздела «Страны Азии и Африки во втором периоде новейшей истории». Конспект урока составлен таким образом, что предполагаются разные формы работы учащихся: индивидуальная и групповая. На стадии вызова предлагается просмотр видеоролика об африканских странах, который подведет к выявлению темы урока. Это проявит интерес к уроку, даст правильный эмоциональный настрой.

План урока включает работу с терминами. Она должна проводиться в начале урока, так как в ходе урока учащиеся будут использовать их. Даются три термина: трайбализм, апартеид, ОЕА. Термины записываются в тетрадях.

О роли личности в странах Африки узнают из сообщения учащегося. Это опережающее задание о Нэльсоне Манделле.

Далее предусмотрена групповая работа, целью которой является самостоятельное изучение материала учебника и дополнительного материала. Изучение материала, составление постера и их защита выявят общие проблемы, с которыми сталкиваются страны Тропической и Южной Африки. Поиск путей решения этих проблем будет закреплением материала урока.

Из семи модулей обучения в конспекте использованы три: информационно- коммуникативные технологии, критическое мышление, оценивание для обучения. В частности предусмотрены такие виды оценивания как взаимооценивание учащихся и оценивание учителем деятельности учащихся. Рефлексия в конце урока необходима, чтобы знать насколько эффективным был урок и для планирования следующего урока.

В целом конспект урока предусматривает развитие критического мышления, познавательных способностей учащихся, умение анализировать.

Источник

Урок в 11 классе на тему: «Южно-Африканская Республика»

На уроке рассматривается самое развитое государство Африканского региона — ЮАР. Необходимо сформировать знания о географическом положении, климате, природно-ресурсном потенциале хозяйстве ЮАР.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 11 классе на тему: «Южно-Африканская Республика»»

Тема урока: Южно-Африканская Республика. (11 КЛАСС)

Цель урока: 1.Сформировать знания о географическом положении, рельефе, климате, природно-ресурсном потенциале и хозяйстве Южно-Африканской республики. 2. Совершенствовать умение работать с картами.

Проверка домашнего задания

Сегодня мы с вами сделаем ознакомление с удивительным и загадочным регионом на юге материка Африка. На предыдущем уроке мы уже начали изучать регионы Африки. 1.Почему Африку относят к Старому Свету? 2.Какие страны Африки смогли сохранить независимость в начале прошлого столетия? (Эфиопия, Либерия, Египет и Южно-Африканский Союз) 3.Почему в Северной Африке преобладают однонациональные страны? 4.Какова средняя плотность населения Африки? ( =30 чел.\км2). 5.Почему Африка является мировым лидером по темпам роста городского населения? 6.На какие субрегионы можно разделить территорию Африки? ( Субрегионы Африки.:Южная Африка; Северная Африка; Восточная Африка ; Тропическая Африка; Северная Африка; Западная Африка;Центральная Африка) 7. Какая страна Африки имеет самую большую площадь? (Судан =2506 тыс.км2) 8. Какая страна Африки имеет самое большое количество населения? (Нигерия = 117 млн.человек)

Изучение нового материала

Сегодня мы продолжим изучения регионов Африки.

Я предлагаю вам узнать регион и страну Африки, которую мы будем сегодня характеризовать, по ее краткому описанию и сформулировать тему урока.
«Эта страна расположена на юге материка. Она омывается водами двух океанов. На юге страны расположены древние горы . В её пределах находится одна из крайних точек этого материка».

Регион — Южная Африка. Страна — ЮАР.

-А как будет называться тема?

Страны Южной Африки. ЮАР.

— А как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Сегодня мы остановимся на самом развитом государстве Африки – Южно-Африканской республике.

Изучения нового материала:

Географическое положение: Страна находится на юге материка Африка. ЮАР занимает южную окраину Южно-Африканского плоскогорья, приподнятого по краям (Драконовы горы на востоке, отдельные вершины свыше 3000 м) и ограниченного крутыми склонами Б. Уступа. На юге – Капские горы. ЮАР – единственное на континенте экономически развитое государство. Граничит с развивающимися странами: Намибией, Ботсваной, Зимбабве, Мозамбиком, Свазилендом. На территории ЮАР находится анклав Лесото. ЮАР омывается водами Атлантического и Индийского океанов, расположена на пересечении морских путей из Азии, Австралии в Европу и Америку, что чрезвычайно выгодно. Природные условия: На востоке – саванна, южнее 30°ю.ш. – субтропические леса и жестколистные вечнозеленые кустарники, на склонах гор – субтропические и муссонные леса; во внутренних районах -опустыненная саванна, степи, кустарниковые полупустыни и пустыня Карру. Рельеф — Канские и Драконовы горы, на севере – равнины. Климат -тропический и субтропический. Средняя температура января +18-27°С, июля +7-10°С. Осадков 1000-100 мм. Минеральные ресурсы очень богаты и разнообразны – запасы каменного угля, медной руды, золота, алмазов, урановой, марганцевой, хромовых руд, платины. Агроклиматические ресурсы благоприятны для выращивания хлопчатника, кукурузы, табака, винограда, сахарного тростника. Водные ресурсы: размещены неравномерно, обеспеченность ресурсами полного речного стока на душу населения невелика – 0,5-2,5 тыс. кубометров за год. Главные реки – Оранжевая, Лимпопо, Вааль. Земельные ресурсы: большая часть земель занята под пастбища, лишь на юге и востоке страны – обрабатываемые земли. Почвы коричневые, серо-коричневые, желтозёмы, краснозёмы, красновато-бурые.

Лесные ресурсы: леса занимают очень малую площадь и сильно вырублены, т.е. страна плохо обеспечена. Естественные леса занимают 180 тыс. га, то есть всего 0,14 % территории страны. Большая часть деловой древесины поступает с лесопосадок, площадь которых составляет лишь 1 % территории ЮАР. Примерно половина лесных «плантаций» засажена сосной, 40 % — эвкалиптом и 10 % — мимозой. Выращиваются также жёлтое и чёрное дерево.

Население : Численность – 48.6 млн. человек; Плотность населения – средняя 41 чел./км² (на юге – до 100 чел/км²); Тип воспроизводства – II; рождаемость – 30-35, смертность – 5-10, естественный прирост – 25 человек на 1000 жителей; Большое количество зрелых (средних) возрастов, но велика доля и детей; Женщин больше, чем мужчин; Национальный состав – африканцы (79%; зулу, коса и др.), мулаты и метисы (11,2%), выходцы из Европы (14,6%), главным образом африканеры (буры) и англичане. Городское население 55,4% (1996). Официальный язык – африкаанс и английский. Религии – протестантизм, приверженцы местных традиционных верований; Уровень урбанизации – до 60 %; Уровень квалификации трудовых ресурсов – высокий (среди белого населения) и низкий (среди коренных жителей).

ЮАР – индустриально-аграрная страна с высоким уровнем развития хозяйства, наиболее развитое в экономическом отношении государство Африки. ЮАР можно назвать страной с двойственной экономикой. Ей присущи черты отчасти экономически развитого государства и в тоже время развивающейся страны (наследие колониального прошлого).

На долю ЮАР приходится только 4% территории, около 6% населения, но 2/5 промышленной продукции, 4/5 выплавки стали, 1/3 длины железных дорог, 1/2 автомобильного парка континента. ЮАР занимает одно из первых мест в мире по добыче золота, платины, хромитов, марганцевой руды, сурьмы, алмазов. Добывают уран, железную руду, медь, асбест и др. Горнодобывающая промышленность, продукция которой интенсивно вывозится на мировой рынок; 4-е место в мире по добыче нетопливных минералов, первое место в мире по добыче золота (295 т в год). Чёрная металлургия, работающая на собственном сырье. Машиностроение – производство горного оборудования, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение. Химическая промышленность хорошо развита.

ЮАР – единственная страна в Африке, хорошо обеспеченная транспортными путями. Протяжённость железных дорог – свыше 30 тыс. км. Протяжённость автодорог с твёрдым покрытием составляет 60 тыс. км. Автопарк насчитывает около 9 млн. машин. Морской транспорт обеспечивает внешние связи ЮАР. Важнейшие морские порты – Дурбан и Кейптаун. Важную роль играет авиационный транспорт.

Сельское хозяйство: Поскольку на большей части территории страны засушливый климат, только 15 % её площади пригодно для ведения сельского хозяйства. В сельском хозяйстве товарную продукцию дают крупные фермерские хозяйства. Основа сельского хозяйства – животноводство; овцы (30 млн.) и козы, крупный рогатый скот (12 млн.), свиней около 1,5 млн. Основные сельскохозяйственные культуры: кукуруза (9,9 млн. т), пшеница (2,5 млн. т), сахарный тростник (2 млн. т сахара-сырца в год). Возделывают также арахис (100 тыс. т), подсолнечник (600 тыс. т), табак, сорго, цитрусовые и др. В ЮАР выделяют три зоны для виноделия. В последние годы — в основном в провинции Фри-Стейт — активно развивается страусоводство. Постепенно увеличивается экспорт из ЮАР мяса, кожи и перьев этой птицы. По улову рыбы (около 1 млн. тонн в год) ЮАР занимает ведущее место в Африке. Основные объекты промысла — сардины, сельдь, хек, анчоус, морской окунь, скумбрия, треска. Кроме того, добываются креветки, омары, тунцовые, лангусты, устрицы, осьминоги, акулы.

Внешние экономические связи: С 1994 г. ЮАР входит в состав ОАЕ (Организации африканского единства). Страна активно сотрудничает не только с развивающимися странами Африки, но и имеет крепкие контакты с государствами Европы, Азии и Америки. Внешнеторговый оборот в 2007 г. составил 148,11 млрд. долларов США. Состав экспорта – золото – 20%, минералы и полезные ископаемые – 20-25%, продовольствие – 5%, продукция химической промышленности – 3%. В импорте преобладают машины и оборудование, нефтепродукты, готовые промышленные изделия. Основные торговые партнёры по экспорту – Япония, США и Великобритания, по импорту – ФРГ, США и Китай.

Творческое задание: Разработать туристический маршрут «что бы вы хотели посетить в ЮАР?» Йоханнесбург — самый крупный по численности жителей город в ЮАР. Население муниципалитета на конец 2011 года составляло 4 434 827 жителей. Центр города застроен небоскрёбами, в которых размещены офисы крупнейших банков, национальных промышленных компаний, транснациональных корпораций, фондовая биржа, крупные отели и т. п. А районы Хилброу и Берея вошли в список самых криминальных городских районов в мире. Колыбель человечества — памятник всемирного наследия ЮНЕСКО. Он располагается в 25 километрах на северо-запад от города. Закрепление. Продолжить предложение: — ЮАР расположена. -Столица.. -Омывается водами. -На территории ЮАР протекают реки. — Недра богаты полезными ископаемыми. -На юго востоке возвышаюся горы. — Климат в ЮАР. — Большую часть страны занимает природная зона. — Самый большой город .

Домашнее задание: подготовить презентацию о регионах Африки.

Источник

Конспект урока по теме «Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика».

Данная разработка поможет сформировать у обучающихся представление о своеобразии природы, населения и хозяйства стран Южной Африки, сформировать умение составлять комплексную характеристику государства.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика».»

УРОК ПО ТЕМЕ: «СТРАНЫ ЮЖНОЙ АФРИКИ.

Цель: Познакомить обучающихся со своеобразием природы, населения и хозяйства стран региона.

Расширить и углубить знания учащихся об осо­бенностях природы Южной Африки.

Раскрыть основные черты природы и населе­ния ЮАР.

Рассмотреть с обучающимися виды хозяйственной деятель­ности в ЮАР, выявить их связь с природными богатст­вами страны и с историей заселения ее европейцами.

Продолжить формировать у них умение составлять комплексную характеристику государства; продол­жить формирование умения устанавливать причин­но-следственные связи, работая с различными гео­графическими картами и другими источниками информации.

Разнообразие природы Южной Африки, ее изменение при движении с севера на юг и с запада на восток. Страны региона, их колониальное прошлое, современное состояние. Особенности расового и этнического состава населения, быт и культура наро­дов Южной Африки. ЮАР — экономически развитое государство.

Основные термины и понятия.

Комплексная характеристика государства, широтная зональность, коренное и пришлое население.

Ботсвана, Зимбабве, Лесото, Мадагаскар, Мозамбик, Намибия, Свазиленд, ЮАР, Претория, Кейптаун, Йоханнес­бург.

Политическая, физическая карты Африки, карта провинций ЮАР, тематические карты атласа, настенная контурная карта, иллюстрации, план комплексной характеристики государства, подборка журналов «Эхо планеты», «Азия и Африка сегодня», «Вокруг света», мультимедиа учебник по географии для 7 класса.

Методы и формы учебной деятельности.

Объяснение при­чин разнообразия природы региона, проявления ши­ротной зональности, ее нарушения.

Индивидуальная работа с текстом учебника.

Рассказ учителя о приемах составления комплек­сной характеристики страны; беседы с учащимися о странах Африки, выбор страны для комплексного описания

Беседа по результатам анализа карт различного со­держания.

Составление наиболее инте­ресного описания природы, населения и хозяйства ЮАР по плану.

Составление на контуре ЮАР картографической модели, отражающей виды хозяйст­венной деятельности населения.

Составление комплексной характеристики ЮАР.

Считаю, что урок целесообразно провести в форме практического занятия.

1. Ознакомление с целями и задачами урока.

2. Ознакомление учащихся с порядком проведения практического занятия.

Порядок проведения практического занятия.

1. Индивидуальная работа с картами и другими источниками географической информации по плану.

2. Составление комплексной характеристики государства.

3. Коллективное обсуждение итогов работы.

3. Подготовительный этап.

Вспомнить с учащимися местоположение географических объектов

Африки. Обобщить ответы обучающихся.

4. Изучение нового материала.

План изучения нового материала:

1. Особенности природы Южной Африки.

2. Страны Южной Африки.

3. Южно-Африканская республика.

План комплексной характеристики государства

1. Название и столица.

2. Географическое положение:

а) в какой части материка расположено;

б) между какими градусами широты и долготы лежит;

в) примерная протяженность;

г) размеры в сравнении с другими государст­вами.

3. Особенности рельефа:

а) общая характеристика поверхности;

б) основные формы рельефа;

в) высшая точка (если возможно определить).

4. Полезные ископаемые.

5. Особенности климата:

а) климатические пояса;

б) средняя температура января и июля;

в) осадки (количество и режим).

6. Крупные реки и озера.

7. Природные зоны, их особенности:

а) типичные растения;

б) типичные животные.

8. Народы, населяющие страну.

9. Основные занятия людей:

а) в сельском хозяйстве;

б) в промышленности.

Выполнение заданий, фиксация результатов в форме, огово­ренной

заранее (в виде комплексной характеристики государства – ЮАР и картографической модели, отражающей виды хозяйст­венной деятельности населения этой страны.).

Беседа по вопросам.

Вопросы для закрепления.

1. Как изменяется природа Южной Африки при дви­жении от побережья Индийского океана к Атлантиче­скому? Почему?

2. Назовите страны Южной Африки.

3. Почему ЮАР — единственная промышленно раз­витая страна континента? Что способствовало разви­тию ее хозяйства?

6. Подведение итогов работы. Рефлексия.

Кратко охарактеризовать работу класса на уроке, выставить оценки.

7. Домашнее задание: § 27, конспект в рабочей тетради.

Источник

Читайте также:  Банкноты монеты стран мира
Оцените статью