- Конспект урока на тему «Страны Тропической и Южной Африки»
- Урок в 11 классе на тему: «Южно-Африканская Республика»
- Просмотр содержимого документа «Урок в 11 классе на тему: «Южно-Африканская Республика»»
- Конспект урока по теме «Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика».
- Просмотр содержимого документа «Конспект урока по теме «Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика».»
Конспект урока на тему «Страны Тропической и Южной Африки»
Урок истории для 11 класса «Страны Тропической и Южной Африки»
Цели урока: 1. Познакомить с особенности социально- экономического и политического развития государств
Тропической и Южной Африки;
2. Активизировать навыки работы с дополнительной литературой, с терминологией;
3. Воспитание чувства интернационализма.
Ожидаемые результаты: Смогут выделить особенности развития региона, узнают и закрепят новые понятия по теме, выявят проблемы и предложат пути их решения
Методы и приемы: «мозговой штурм», «джиксо»
Оборудование урока: интерактивная доска, учебные принадлежности
Психологический настрой на урок
— Выявление темы урока в ходе просмотра видеоролика
— Скажут тему урока
Работа с терминами
Трайбализм- культурно-бытовая, культовая и общественно-политическая племенная обособленность. Одно из проявлений межплеменной вражды. Трайбализм играет большую роль в политике африканских государств, где зачастую правительства формируются преимущественно по племенному признаку. Часто это оборачивается межплеменными конфликтами, перерастающими в войны.
Апартеид- наиболее крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Режим апартеида существовал в ЮАР, Южной Родезии, Намибии.
ОАЕ (Организация африканского единства)- региональная межгосударственная политическая организация африканских стран, образована в мае 1963 г. Цель ОАЕ – укрепление единства и солидарности стран Африки, координация их деятельности и развитие сотрудничества. На 37 сессии Ассамблеи глав государств и правительств ОАЕ (2001 г.) принято решение о постепенном преобразовании этой организации в более тесное межгосударственное объединение
1) Нэльсон Манделла (сообщение)
Работа в группах:
1гр.- Общая экономико-географическая характеристика стран Африки
2гр.- Деколонизация Африки
3гр.- Проблемы и трудности африканских государств
— Познакомятся с новыми словами, запишут в тетради
Прослушают сообщение, оценят
Защитят постер (1 из группы)
Оценят работу групп
Проблемы стран Африки
Обсудят в группе
Предложат пути решения
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности.
Заполнят рефлексивную мишень
Затем проведут её краткий анализ.
Наблюдение деятельности учащихся. Оценивание спикера
Выучить термины по теме, подготовить реферат об одной из стран
Запишут задания в дневниках
Конспект урока по всемирной истории для 11 класса составлен в соответствии с рабочей программой. Тема «Страны Тропической и Южной Африки» является одной из тем раздела «Страны Азии и Африки во втором периоде новейшей истории». Конспект урока составлен таким образом, что предполагаются разные формы работы учащихся: индивидуальная и групповая. На стадии вызова предлагается просмотр видеоролика об африканских странах, который подведет к выявлению темы урока. Это проявит интерес к уроку, даст правильный эмоциональный настрой.
План урока включает работу с терминами. Она должна проводиться в начале урока, так как в ходе урока учащиеся будут использовать их. Даются три термина: трайбализм, апартеид, ОЕА. Термины записываются в тетрадях.
О роли личности в странах Африки узнают из сообщения учащегося. Это опережающее задание о Нэльсоне Манделле.
Далее предусмотрена групповая работа, целью которой является самостоятельное изучение материала учебника и дополнительного материала. Изучение материала, составление постера и их защита выявят общие проблемы, с которыми сталкиваются страны Тропической и Южной Африки. Поиск путей решения этих проблем будет закреплением материала урока.
Из семи модулей обучения в конспекте использованы три: информационно- коммуникативные технологии, критическое мышление, оценивание для обучения. В частности предусмотрены такие виды оценивания как взаимооценивание учащихся и оценивание учителем деятельности учащихся. Рефлексия в конце урока необходима, чтобы знать насколько эффективным был урок и для планирования следующего урока.
В целом конспект урока предусматривает развитие критического мышления, познавательных способностей учащихся, умение анализировать.
Источник
Урок в 11 классе на тему: «Южно-Африканская Республика»
На уроке рассматривается самое развитое государство Африканского региона — ЮАР. Необходимо сформировать знания о географическом положении, климате, природно-ресурсном потенциале хозяйстве ЮАР.
Просмотр содержимого документа
«Урок в 11 классе на тему: «Южно-Африканская Республика»»
Тема урока: Южно-Африканская Республика. (11 КЛАСС)
Цель урока: 1.Сформировать знания о географическом положении, рельефе, климате, природно-ресурсном потенциале и хозяйстве Южно-Африканской республики. 2. Совершенствовать умение работать с картами.
Проверка домашнего задания
Сегодня мы с вами сделаем ознакомление с удивительным и загадочным регионом на юге материка Африка. На предыдущем уроке мы уже начали изучать регионы Африки. 1.Почему Африку относят к Старому Свету? 2.Какие страны Африки смогли сохранить независимость в начале прошлого столетия? (Эфиопия, Либерия, Египет и Южно-Африканский Союз) 3.Почему в Северной Африке преобладают однонациональные страны? 4.Какова средняя плотность населения Африки? ( =30 чел.\км2). 5.Почему Африка является мировым лидером по темпам роста городского населения? 6.На какие субрегионы можно разделить территорию Африки? ( Субрегионы Африки.:Южная Африка; Северная Африка; Восточная Африка ; Тропическая Африка; Северная Африка; Западная Африка;Центральная Африка) 7. Какая страна Африки имеет самую большую площадь? (Судан =2506 тыс.км2) 8. Какая страна Африки имеет самое большое количество населения? (Нигерия = 117 млн.человек)
Изучение нового материала
—Сегодня мы продолжим изучения регионов Африки.
Я предлагаю вам узнать регион и страну Африки, которую мы будем сегодня характеризовать, по ее краткому описанию и сформулировать тему урока.
«Эта страна расположена на юге материка. Она омывается водами двух океанов. На юге страны расположены древние горы . В её пределах находится одна из крайних точек этого материка».
Регион — Южная Африка. Страна — ЮАР.
-А как будет называться тема?
Страны Южной Африки. ЮАР.
— А как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
-Сегодня мы остановимся на самом развитом государстве Африки – Южно-Африканской республике.
Изучения нового материала:
Географическое положение: Страна находится на юге материка Африка. ЮАР занимает южную окраину Южно-Африканского плоскогорья, приподнятого по краям (Драконовы горы на востоке, отдельные вершины свыше 3000 м) и ограниченного крутыми склонами Б. Уступа. На юге – Капские горы. ЮАР – единственное на континенте экономически развитое государство. Граничит с развивающимися странами: Намибией, Ботсваной, Зимбабве, Мозамбиком, Свазилендом. На территории ЮАР находится анклав Лесото. ЮАР омывается водами Атлантического и Индийского океанов, расположена на пересечении морских путей из Азии, Австралии в Европу и Америку, что чрезвычайно выгодно. Природные условия: На востоке – саванна, южнее 30°ю.ш. – субтропические леса и жестколистные вечнозеленые кустарники, на склонах гор – субтропические и муссонные леса; во внутренних районах -опустыненная саванна, степи, кустарниковые полупустыни и пустыня Карру. Рельеф — Канские и Драконовы горы, на севере – равнины. Климат -тропический и субтропический. Средняя температура января +18-27°С, июля +7-10°С. Осадков 1000-100 мм. Минеральные ресурсы очень богаты и разнообразны – запасы каменного угля, медной руды, золота, алмазов, урановой, марганцевой, хромовых руд, платины. Агроклиматические ресурсы благоприятны для выращивания хлопчатника, кукурузы, табака, винограда, сахарного тростника. Водные ресурсы: размещены неравномерно, обеспеченность ресурсами полного речного стока на душу населения невелика – 0,5-2,5 тыс. кубометров за год. Главные реки – Оранжевая, Лимпопо, Вааль. Земельные ресурсы: большая часть земель занята под пастбища, лишь на юге и востоке страны – обрабатываемые земли. Почвы коричневые, серо-коричневые, желтозёмы, краснозёмы, красновато-бурые.
Лесные ресурсы: леса занимают очень малую площадь и сильно вырублены, т.е. страна плохо обеспечена. Естественные леса занимают 180 тыс. га, то есть всего 0,14 % территории страны. Большая часть деловой древесины поступает с лесопосадок, площадь которых составляет лишь 1 % территории ЮАР. Примерно половина лесных «плантаций» засажена сосной, 40 % — эвкалиптом и 10 % — мимозой. Выращиваются также жёлтое и чёрное дерево.
Население : Численность – 48.6 млн. человек; Плотность населения – средняя 41 чел./км² (на юге – до 100 чел/км²); Тип воспроизводства – II; рождаемость – 30-35, смертность – 5-10, естественный прирост – 25 человек на 1000 жителей; Большое количество зрелых (средних) возрастов, но велика доля и детей; Женщин больше, чем мужчин; Национальный состав – африканцы (79%; зулу, коса и др.), мулаты и метисы (11,2%), выходцы из Европы (14,6%), главным образом африканеры (буры) и англичане. Городское население 55,4% (1996). Официальный язык – африкаанс и английский. Религии – протестантизм, приверженцы местных традиционных верований; Уровень урбанизации – до 60 %; Уровень квалификации трудовых ресурсов – высокий (среди белого населения) и низкий (среди коренных жителей).
ЮАР – индустриально-аграрная страна с высоким уровнем развития хозяйства, наиболее развитое в экономическом отношении государство Африки. ЮАР можно назвать страной с двойственной экономикой. Ей присущи черты отчасти экономически развитого государства и в тоже время развивающейся страны (наследие колониального прошлого).
На долю ЮАР приходится только 4% территории, около 6% населения, но 2/5 промышленной продукции, 4/5 выплавки стали, 1/3 длины железных дорог, 1/2 автомобильного парка континента. ЮАР занимает одно из первых мест в мире по добыче золота, платины, хромитов, марганцевой руды, сурьмы, алмазов. Добывают уран, железную руду, медь, асбест и др. Горнодобывающая промышленность, продукция которой интенсивно вывозится на мировой рынок; 4-е место в мире по добыче нетопливных минералов, первое место в мире по добыче золота (295 т в год). Чёрная металлургия, работающая на собственном сырье. Машиностроение – производство горного оборудования, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение. Химическая промышленность хорошо развита.
ЮАР – единственная страна в Африке, хорошо обеспеченная транспортными путями. Протяжённость железных дорог – свыше 30 тыс. км. Протяжённость автодорог с твёрдым покрытием составляет 60 тыс. км. Автопарк насчитывает около 9 млн. машин. Морской транспорт обеспечивает внешние связи ЮАР. Важнейшие морские порты – Дурбан и Кейптаун. Важную роль играет авиационный транспорт.
Сельское хозяйство: Поскольку на большей части территории страны засушливый климат, только 15 % её площади пригодно для ведения сельского хозяйства. В сельском хозяйстве товарную продукцию дают крупные фермерские хозяйства. Основа сельского хозяйства – животноводство; овцы (30 млн.) и козы, крупный рогатый скот (12 млн.), свиней около 1,5 млн. Основные сельскохозяйственные культуры: кукуруза (9,9 млн. т), пшеница (2,5 млн. т), сахарный тростник (2 млн. т сахара-сырца в год). Возделывают также арахис (100 тыс. т), подсолнечник (600 тыс. т), табак, сорго, цитрусовые и др. В ЮАР выделяют три зоны для виноделия. В последние годы — в основном в провинции Фри-Стейт — активно развивается страусоводство. Постепенно увеличивается экспорт из ЮАР мяса, кожи и перьев этой птицы. По улову рыбы (около 1 млн. тонн в год) ЮАР занимает ведущее место в Африке. Основные объекты промысла — сардины, сельдь, хек, анчоус, морской окунь, скумбрия, треска. Кроме того, добываются креветки, омары, тунцовые, лангусты, устрицы, осьминоги, акулы.
Внешние экономические связи: С 1994 г. ЮАР входит в состав ОАЕ (Организации африканского единства). Страна активно сотрудничает не только с развивающимися странами Африки, но и имеет крепкие контакты с государствами Европы, Азии и Америки. Внешнеторговый оборот в 2007 г. составил 148,11 млрд. долларов США. Состав экспорта – золото – 20%, минералы и полезные ископаемые – 20-25%, продовольствие – 5%, продукция химической промышленности – 3%. В импорте преобладают машины и оборудование, нефтепродукты, готовые промышленные изделия. Основные торговые партнёры по экспорту – Япония, США и Великобритания, по импорту – ФРГ, США и Китай.
Творческое задание: Разработать туристический маршрут «что бы вы хотели посетить в ЮАР?» Йоханнесбург — самый крупный по численности жителей город в ЮАР. Население муниципалитета на конец 2011 года составляло 4 434 827 жителей. Центр города застроен небоскрёбами, в которых размещены офисы крупнейших банков, национальных промышленных компаний, транснациональных корпораций, фондовая биржа, крупные отели и т. п. А районы Хилброу и Берея вошли в список самых криминальных городских районов в мире. Колыбель человечества — памятник всемирного наследия ЮНЕСКО. Он располагается в 25 километрах на северо-запад от города. Закрепление. Продолжить предложение: — ЮАР расположена. -Столица.. -Омывается водами. -На территории ЮАР протекают реки. — Недра богаты полезными ископаемыми. -На юго востоке возвышаюся горы. — Климат в ЮАР. — Большую часть страны занимает природная зона. — Самый большой город .
Домашнее задание: подготовить презентацию о регионах Африки.
Источник
Конспект урока по теме «Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика».
Данная разработка поможет сформировать у обучающихся представление о своеобразии природы, населения и хозяйства стран Южной Африки, сформировать умение составлять комплексную характеристику государства.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика».»
УРОК ПО ТЕМЕ: «СТРАНЫ ЮЖНОЙ АФРИКИ.
Цель: Познакомить обучающихся со своеобразием природы, населения и хозяйства стран региона.
Расширить и углубить знания учащихся об особенностях природы Южной Африки.
Раскрыть основные черты природы и населения ЮАР.
Рассмотреть с обучающимися виды хозяйственной деятельности в ЮАР, выявить их связь с природными богатствами страны и с историей заселения ее европейцами.
Продолжить формировать у них умение составлять комплексную характеристику государства; продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными географическими картами и другими источниками информации.
Разнообразие природы Южной Африки, ее изменение при движении с севера на юг и с запада на восток. Страны региона, их колониальное прошлое, современное состояние. Особенности расового и этнического состава населения, быт и культура народов Южной Африки. ЮАР — экономически развитое государство.
Основные термины и понятия.
Комплексная характеристика государства, широтная зональность, коренное и пришлое население.
Ботсвана, Зимбабве, Лесото, Мадагаскар, Мозамбик, Намибия, Свазиленд, ЮАР, Претория, Кейптаун, Йоханнесбург.
Политическая, физическая карты Африки, карта провинций ЮАР, тематические карты атласа, настенная контурная карта, иллюстрации, план комплексной характеристики государства, подборка журналов «Эхо планеты», «Азия и Африка сегодня», «Вокруг света», мультимедиа учебник по географии для 7 класса.
Методы и формы учебной деятельности.
Объяснение причин разнообразия природы региона, проявления широтной зональности, ее нарушения.
Индивидуальная работа с текстом учебника.
Рассказ учителя о приемах составления комплексной характеристики страны; беседы с учащимися о странах Африки, выбор страны для комплексного описания
Беседа по результатам анализа карт различного содержания.
Составление наиболее интересного описания природы, населения и хозяйства ЮАР по плану.
Составление на контуре ЮАР картографической модели, отражающей виды хозяйственной деятельности населения.
Составление комплексной характеристики ЮАР.
Считаю, что урок целесообразно провести в форме практического занятия.
1. Ознакомление с целями и задачами урока.
2. Ознакомление учащихся с порядком проведения практического занятия.
Порядок проведения практического занятия.
1. Индивидуальная работа с картами и другими источниками географической информации по плану.
2. Составление комплексной характеристики государства.
3. Коллективное обсуждение итогов работы.
3. Подготовительный этап.
Вспомнить с учащимися местоположение географических объектов
Африки. Обобщить ответы обучающихся.
4. Изучение нового материала.
План изучения нового материала:
1. Особенности природы Южной Африки.
2. Страны Южной Африки.
3. Южно-Африканская республика.
План комплексной характеристики государства
1. Название и столица.
2. Географическое положение:
а) в какой части материка расположено;
б) между какими градусами широты и долготы лежит;
в) примерная протяженность;
г) размеры в сравнении с другими государствами.
3. Особенности рельефа:
а) общая характеристика поверхности;
б) основные формы рельефа;
в) высшая точка (если возможно определить).
4. Полезные ископаемые.
5. Особенности климата:
а) климатические пояса;
б) средняя температура января и июля;
в) осадки (количество и режим).
6. Крупные реки и озера.
7. Природные зоны, их особенности:
а) типичные растения;
б) типичные животные.
8. Народы, населяющие страну.
9. Основные занятия людей:
а) в сельском хозяйстве;
б) в промышленности.
Выполнение заданий, фиксация результатов в форме, оговоренной
заранее (в виде комплексной характеристики государства – ЮАР и картографической модели, отражающей виды хозяйственной деятельности населения этой страны.).
Беседа по вопросам.
Вопросы для закрепления.
1. Как изменяется природа Южной Африки при движении от побережья Индийского океана к Атлантическому? Почему?
2. Назовите страны Южной Африки.
3. Почему ЮАР — единственная промышленно развитая страна континента? Что способствовало развитию ее хозяйства?
6. Подведение итогов работы. Рефлексия.
Кратко охарактеризовать работу класса на уроке, выставить оценки.
7. Домашнее задание: § 27, конспект в рабочей тетради.
Источник