- Конспект урока географии на тему: «Многообразие и типология стран современного мира» план-конспект урока по географии (10 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Многообразие стран современного мира. 10 класс. план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока географии на тему: «Многообразие и типология стран современного мира»
план-конспект урока по географии (10 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Многообразие и типология стран | 14.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Многообразие и типология стран современного мира
Цели: 1) познакомиться с критериями группировок стран;
2) рассмотреть деление стран по уровню социально-экономического развития;
3) ввести понятия «суверенное государство» и «ВВП»
Оборудование: — Политическая карта мира;
Страна, государство – главный объект политической карты мира
Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах.
Группы стран по площади территории:
1 страна S больше 10 млн. км2 (Россия)
5 стран S от 5 до10 млн. км2 (Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия)
8 стран S от 2 до 5 млн. км2 (Индия, Аргентина, Казахстан, Судан и др.)
16 стран S от 1 до 2 млн. км2 ( Колумбия, Мексика и др.)
Микрогосударства (Андорра, Ватикан, Монако, Мальдивские острова и др.)
Группы стран по численности населения:
2 страны численностью населения больше 1 млрд чел. (Китай, Индия)
2 страны от 200 млн.до 1 млрд чел. (США и Индонезия)
7 стран от 100 до 200 млн. чел. (Бразилия, Россия, Япония и др.)
13 стран от 50 до 100 млн. чел (Германия)
28 стран от 20 до 50 млн. чел. (Ирак)
Группы стран по особенностям географического положения:
Страны приморские(Россия), страны-архипелаги(Япония)
полуостровные(Испания), страны, не имеющие выход к морю (Монголия, Непал)
Группы стран по формам правления:
Республиканская (Россия, США,Корея)
Монархическая ( Великобритания, ОАЭ)
Теократические государства (Ватикан, Саудовская Аравия)
Типология стран по уровню социально-экономического развития:
Развитые страны – страны, достигшие высокого уровня соц.-экономического развития и играющие ведущую роль в экономике и международных отношениях
1 группа – страны «Большой семерки»(США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада
На долю стран «Большой семерки» приходится ок. 50% мирового валового продукта и ВВП на душу населения составляет от 20-40 тыс. долларов.
валовой внутренний продукт(ВВП) — это общая рыночная стоимость всех готовых товаров и услуг, произведённых на территории страны в течение года (все товары, произведенные на территории нашей страны, в денежном эквиваленте).
2 группа – менее крупные страны Западной Европы(Австрия,Бельгия,Дания)
3 группа- внеевропейские страны (Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканская Республика (ЮАР), Израиль
4 группа – азиатские страны (Респ. Корея, Китайская Респ., Сингапур
Развивающиеся страны, кот. отстали в социально-экономическом развитии:
1 группа – страны крупного потенциала (Китай, Индия и др.)
2 группа – новые индустриальные страны (Тайланд, Вьетнам и др.)
3 группа – страны-экспортеры нефти и газа (ОАЭ, Саудовская Аравия и др.)
4 группа – страны плантационного хозяйства (Эквадор и др.)
5 группа – страны с оффшорными зонами (Кипр и др.)
6 группа – беднейшие страны (Афганистан, Лаос)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изучения нового материала, первичное закрепление знаний в игровой форме, работа с тестом. Изучение нового материала организовано с использованием учебника и дополнительной литературы. Обучающиеся.
Задания в формате ЕГЭ для тематического контроля по экономической и социальной географии мира.
План урока биологии 7 кл к учебнику Н.И. Сонина Многообразие живых организмов».
конспект урока в 7 классе по биологии.
Разработка открытого урока для конкурса «Педагог года».
Разработка урока для 10 класса базового уровня изучения географии с решением демографических задач олимпиадного уровня.
Источник
Многообразие стран современного мира. 10 класс.
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
Урок изучения новой темы в профильном классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogoobrazie_stran_sovremennogo_mira.docx | 32.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.К.Нестеренко муниципального образования Каневской район
Тема урока: «МНОГООБРАЗИЕ СТРАН СОВРЕМЕННОГО МИРА»
10 класс (профильный уровень)
учителем географии МБОУ СОШ №1
ст.Каневской Краснодарского края
Макаренко Ангелина Владимировна
Учитель географии МБОУ СОШ№1
МНОГООБРАЗИЕ СТРАН СОВРЕМЕННОГО МИРА
10 класс (география, профильный уровень)
Цель урока : формирование представления о современной политической
Задачи урока : — сформировать представление о разнообразии стран
— выяснить основные критерии классификации стран мира;
-дать понятие «суверенное государство», «валовый
внутренний продукт», «индекс человеческого развития»;
-продолжить формирование навыков работы с различными
источниками географической информации и контурными
-выяснить значение политико-географического
положения для страны
Оборудование : политическая карта мира, атласы, контурные карты, тестовые задания, интерактивная доска
Тип урока : изучение нового материала
I. Изучение нового материала .
Учитель : Сегодня на уроке мы познакомимся с этапами формирования политической карты мира, выясним критерии классификации стран мира и определим положение этих стран на политической карте.
ЗАДАНИЕ . В процессе изучения темы записать в тетрадь основные группы стран мира.
Учитель : Какую информацию можно узнать, используя политическую карту мира?
Учащиеся : По политической карте можно узнать положение стран, их столицы и государственные границы.
Учитель : Политическая карта изменяется во времени. Выделяют пять этапов формирования политической карты мира, которые отражают ход развития человеческого общества:
1 этап – древний (до 5 в.н.э) – возникновение и крушение таких государств как Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет;
2 этап – средневековый (5-16в.в.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии;
3 этап – новый (16-19 в.в.) – эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире;
4 этап – новейший – формирование политической карты связано с первой и второй мировыми войнами
5 этап – современный – появление социалистических государств в Восточной Европе, Азии и Латинской Америке; крушение социалистической системы; распад СССР, Югославии, Чехословакии; объединение ГДР и ФРГ; прекращение деятельности Организации Варшавского Договора; обретение независимости рада государств.
Если в 1900 году в мире было 57 суверенных государств, то к 2002 году из 230 государств их уже 192. Остальные государства – несамоуправляющиеся территории — преимущественно «осколки» бывших колониальных империй Великобритании, Франции. Нидерландов, США.
ВОПРОС : А какое государство называется «суверенным»?
ЗАДАНИЕ . Откройте учебник на стр.9. Прочитайте определение и запишите его в словарь. (Учитель проговаривает определение, а учащиеся его читают и записывают в словарь.)
Суверенное государство – политически независимое государство, обладающее независимостью во внешних и внутренних делах.
Учитель : Так, как стран в мире очень много, то возникла необходимость в их группировке, которая проводится на основе разных количественных критериев и качественных показателей. На основе количественных критериев наиболее распространена группировка стран по величине (площади) территории (7 стран с S территории > 3млн. км² каждая). Вместе они составляют ½ всей суши.
ЗАДАНИЕ. По «визитной карточке» форзаца учебника выпишите семь самых крупных стран по S территории. (Учащиеся записывают в тетрадь: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия. Один из учеников зачитывает, а учитель показывает государства на политической карте.)
Учитель : По численности населения выделяются 11 самых крупных стран, с числом жителей более 100млн.чел в каждой: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Япония, Нигерия, Мексика. (Учитель показывает страны на карте, а учащиеся поочередно, с помощью атласа называют столицы.)
Учитель : Нередко применяется группировка стран по особенностям ГП. Различают: приморские (имеют выход в море или океан), полуостровные (расположены на полуостровах), островные (расположены на островах), страны-архипелаги (расположены на архипелаге), лишенные выхода к морю (не имеют выхода в море).
ЗАДАНИЕ . Приведите примеры стран этой группы. (Учащиеся выходят к карте и показывают примеры стран этой группы)
Учитель : На основе качественных показателей страны подразделяют на:
- Экономически развитые
- Развивающиеся
- Страны с переходной экономикой
Основным критерием такой типологии служит уровень социально-экономического развития, который определяется показателем валового внутреннего продукта (ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США. В последнее время стали применять новый показатель социально-экономического развития стран мира – индекс человеческого развития (ИЧР) – учитывает не только ВВП, но и среднюю продолжительность жизни, уровень образованности.
ЗАДАНИЕ . Откройте учебник на стр.11. Прочитайте определения и запишите их в словарь. (Учитель проговаривает определение, а учащиеся его читают и записывают в словарь.)
ВОПРОС : Как вы думаете, в каких странах и регионах показатель ИЧР самый высокий?
Учащиеся : В США, Канаде, странах Северной Европы, Японии. (Если учащиеся допускают неточности в названии стран и регионов, учитель помогает.)
ВОПРОС : А в странах какого региона ИЧР самый низкий?
Учащиеся : Самый низкий показатель ИЧР будет у стран Африканского региона. (Учитель уточняет: Бурунди, Сьерра-Леоне, Нигер.)
Учитель : Россия в этом перечне находится в начале группы стран со средним уровнем ИЧР.
К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Эта группа стран отличается значительной внутренней неоднородностью и в её составе можно выделить четыре подгруппы.
К числу развивающихся стран (страны «третьего мира») относится около 150 стран и территорий, которые можно разделить на шесть подгрупп.
И, наконец, выделяется группа стран с переходной экономикой.
ЗАДАНИЕ . С помощью текста учебника определить ( самостоятельное добывание знаний ):
1 ряд – подгруппы экономически развитых стран (стр.11 п.3)
2 ряд – подгруппы развивающихся стран (стр.12 п.4)
3 ряд – страны с переходной экономикой (стр.13 п.5)
Учащиеся : Подгруппы экономически развитых стран :
- «Большая семерка» стран Запада: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада – отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности
- Менее крупные страны Западной Европы – играют большую роль в мировых делах, ВВП на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах «большой семерки»
- Внеевропейские страны: Австралия, Новая Зеландия, ЮАР – бывшие переселенческие колонии (доминионы) Великобритании, которые не знали феодализма. Обычно к этой группе причисляют и Израиль
- Образовалась в 1997 году: Республика Корея, Сингапур, Тайвань – приблизились по показателю ВВП на душу населения к другим экономически развитым странам
Подгруппы развивающихся стран:
- Ключевые страны: Индия, Бразилия, Мексика, Китай – лидеры развивающегося мира, обладающие большим природным, людским и экономическим потенциалом
- Страны, имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1-2, а иногда и 5 тыс. долларов: Аргентина, Уругвай, Венесуэла и др. (Латинская Америка), есть такие страны и в Азии и в Северной Америке
- Новые индустриальные страны (НИС): «азиатские тигры» (1 эшелон: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, который в 1997году вошел в состав Китая под названием Сянган; 2 эшелон: Малайзия, Таиланд, Индонезия)
- Нефтеэкспортирующие страны: Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия, Бруней и др.
- Отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год: некоторые страны Африки, Азии, Латинской Америки
- Наименее развитые страны: около 50 стран с ВВП от 50 до 300 долларов в год
Страны с переходной экономикой : постсоциалистические страны, многие из них можно отнести к развитым странам: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония и др. Особое место в этой группе занимают – Россия, Украина, Китай.
ЗАДАНИЕ. (работа на интерактивной доске и контурных картах )
Подписать страны «большой семерки» на интерактивной карте.
Все остальные учащиеся подписывают страны «большой
семерки» на контурных картах.
Учитель : Давайте вспомним определение политико-географического положения (ПГП) и определим его роль для страны.
Учащиеся : ПГП – положение какого-либо объекта по отношению к другим объектам, имеющим политическое значение: государственным границам, дружественным или враждебным странам, к военным союзам стран, к очагам конфликтов и т.д.
Политико-географическое положение – одно из основополагающих понятий в географии, которое оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое развитие любой страны.
Учитель : Подведем итог. Назовите основные группы стран мира, которые вы записали в тетрадь при изучении новой темы.
Учащиеся : Основные группы стран:
- По площади территории
- По численности населения
- По особенностям ГП
- По уровню социально-экономического развития
II. Закрепление. Готовимся к ЕГЭ .
1.В настоящее время общее количество стран в мире составляет:
2.В мировую десятку по показателю площади территории входят:
1)Бразилия и Индия
2)ЮАР и Саудовская Аравия
3)Китай и Мексика
3.В мировую десятку по численности населения входят:
1) Пакистан и Индонезия
2)Аргентина и США
3)Канада и Индия
4) Япония и Австралия
4. В Азии находятся:
1) Индия и Китай
2) Мексика и Бразилия
3) Нигер и Алжир
4) Франция и Италия
5. К экономически развитым государствам относятся:
1) Индия и Китай
2) Мексика и Бразилия
3) Нигер и Алжир
4) Франция и Италия
1. К ключевым странам развивающегося мира относятся:
1) Индия и Китай
2) Мексика и Боливия
3) Нигер и Алжир
4) Франция и Италия
2. Полуостровными странами являются:
1) Израиль и Парагвай
2) Иран и Филиппины
3) Индонезия и Перу
4) Италия и Турция
3. Островными странами являются:
1) Великобритания и Шри-Ланка
2) Индия и Мадагаскар
3) Аргентина и Перу
4) Исландия и Индия
4. Не имеет выхода в море:
5. В «большую семерку» входят:
1) Мексика и Индия
3) Мексика и Бразилия
4) Австрия и Дания
III. Домашнее задание.
Записать в тетрадь десять самых маленьких по площади государств
Подписать на контурной карте одиннадцать крупнейших стран по численности населения
Составить презентацию об одной из стран мира, изученных в ходе урока
(1-3 учащихся по желанию)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная презентация обобщает материал по теме «Многообразие стран мира».
Задания в формате ЕГЭ для тематического контроля по экономической и социальной географии мира.
Цели урока: 1) познакомиться с критериями группировок стран; 2) рассмотреть деление стран по уровню социально-экономического развития; 3) ввести понятия «суверенное государство» и «ВВП». При рассмотре.
Презентация расскрывает основные аспекты данной темы.
Источник