Разработка урока законы страны

Урок по теме «Основной закон страны»
методическая разработка (2 класс) по теме

Цели и задачи занятия:

1. Познакомить детей с Конституцией Российской Федерации — Основным законом страны;

2. Способствовать осмыслению конституционных принципов

3. Способствовать пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей.

4. Воспитывать терпимость, взаимопонимание и равенство, уважение к правовым документам, развивать чувство человеческого достоинства;

5. Работать над понятиями «права человека», «права ребенка», «государство», «закон».

Оборудование: плакаты; книга Конституции; аудио запись песни «Я, ты, он, она – вместе дружная семья.»

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_teme.docx 16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Основной закон страны»

Цели и задачи занятия :

1. Познакомить детей с Конституцией Российской Федерации — Основным законом страны;

2. Способствовать осмыслению конституционных принципов

3. Способствовать пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей.

4. Воспитывать терпимость, взаимопонимание и равенство, уважение к правовым документам, развивать чувство человеческого достоинства;

5. Работать над понятиями «права человека», «права ребенка», «государство», «закон».

Оборудование: плакаты; книга Конституции; аудио запись песни «Я, ты, он, она – вместе дружная семья.»

  1. Широка страна моя родная.

Много в ней лесов, полей и рек

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

От Москвы до самых до окраин,

С южных гор до северных морей

Человек проходит как хозяин

Необъятной Родины своей.

— Эти замечательные строки о нашей стране написал поэт М. Исаковский.

2. — Как называется страна, в которой мы с вами живем? (Дети отвечают)

— Сейчас я прошу вас, в том числе и себя, ответить на вопрос: “Что вы можете сказать о стране, в которой мы с вами живем?” ( Начинает учитель, по кругу продолжают дети)

— «В некотором царстве, в некотором государстве жил был король». Вы, ребята, наверно знаете, что многие сказки начинаются так. В давние времена почти всеми странами правили царь или король, власть их передавалась по наследству. И были они либо добрыми, либо жестокими и неумными, но всё в государстве делалось так, как они приказывали. Пришло время, и народы многих стран решили отказаться от такой формы правления, свергли монархию и стали выбирать правителей сами. Выбранные правители обязаны были управлять делами государства, исполняя конституцию страны. Конституция – слово латинское и означает «устройство», «установление». Оно определяет принципы устройства государства, какие обязанности несут рядовые граждане и какие права должно им обеспечить государство.

— Вот в такой замечательной стране мы живем. Но каждое государство живет по своим законам. И наше государство, тоже живет по своим законам. (На доске написано слово «закон» и дается его значение). — Что такое закон? (Ученик читает запись на доске).

— Все законы записаны вот в этой книге (показывает ее), которая называется Конституцией Российской Федерации. Это правила, которые устанавливает государство.

— Для чегоже они издаются? (для спокойной и благополучной жизни в стране) — В этой конституции записаны наши с вами права и обязанности.

3. — Как вы понимаете слова «право, обязанность»? Узнайте, о каких правах идёт речь в стихах:

А) Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Вычитать и умножать, малышей не обижать

Учат в школе, учат в школе, учат в школе (право на образование)

Б) На прививку первый класс, 1 класс. — Вы слыхали? Это нас!

– Я уколов не боюсь: если надо – уколюсь! (право на медиц. обслуживание)

В) Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,

Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал.

Дело было вечером, делать было нечего. (право на отдых)

Г) Мама – летчик? Что ж такого! Вот у Коли, например, мама – милиционер.

А у Толи и у Веры обе мамы – инженеры.

А у Левы мама – повар. Мама – летчик? Что ж такого! (право на труд)

4. — А какие обязанности есть у людей в нашей стране? (из книги)

— Как вы поняли, что это за книга такая «Конституция»? Это основной закон нашего государства, по которому мы живём, который закрепляет права и свободы гражданина, столицу государства и государственную символику. По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь (всего 58 прав). Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство.

— Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент. У Конституции даже есть свой праздник! Мы будем отмечать его 12 декабря! (20 лет назад была утверждена Конституция, по которой мы сейчас живём). С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны, за это время в нее не внесена ни одна поправка.

— Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления. (плакаты)

— Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб) Каждый государственный символ имеет свою историю.

5. — А сейчас я прошу вас ответить на следующий вопрос: “Чтобы вы хотели пожелать людям, которые составляют законы, принимают их? (Ответы детей).

— А чтобы вы хотели пожелать народу, живущему в нашей стране? (Ответы ребят).

6. Учитель: — Мои пожелания к вам, ребята. Вы – будущее нашей страны, никогда не останавливайтесь перед трудностями, любите страну, в которой вы живете. Любите так, как любили её ваши предки, защищая её от врага, как любят её ваши дедушки и бабушки, папы и мамы. Гордитесь тем, что вы – россияне, пользуйтесь правами, которые даёт наша Конституция. Девизом вашей жизни пусть будут слова известной песни (Дети образуют большой круг. Слова песни имитируют движениями).

Я, ты, он, она – вместе дружная семья.

В слове «мы» сто тысяч “Я”.

Я, ты, он, она – вместе целая страна.

В слове “Мы” – сто тысяч “Я”.

7. Итог : Конкурс рисунков «Моя ладошка» — обвести и повесить ладошку на доску в виде солнышка = получился наш класс!

Конституция состоит из 2 разделов, которые делятся на главы, главы подразделяются на статьи, они рассматривают права и свободы граждан. По Конституции прав у гражданина – 58, обязанностей – 8.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конституция — основной закон страны классный час для младших школьников.

Цель — формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России.Задачи :- формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Осно.

Конспект проведения первого урока в первом классе по теме «Основной закон страны» в виде путешествия по стране Знаний.

Презентация первого урока в первом классе по теме»Основной закон страны «. Занятие представлено в виде путешествия по стране Знаний. Презентация разбита на 3 части. Часть 1, начало урока.

Презентация первого урока в первом классе по теме»Основной закон страны «. Занятие представлено в виде путешествия по стране Знаний. Презентация разбита на 4 части. Часть 2, продолжение урока, с.

Презентация первого урока в первом классе по теме»Основной закон страны «. Занятие представлено в виде путешествия по стране Знаний. Презентация разбита на 3 части. Часть 3, продолжение урока .С.

Урок по предмету «Окружающий мир» Тема ; «Основной закон страны — Конституция России»На этом уроке дети получат первоначальные представления о своих правах и обязанностях. Узнают о.

Источник

Урок по теме: «Конституция — основной закон страны»
план-конспект урока по обществознанию на тему

Цели:

  1. показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества;
  2. развитие умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;
  3. воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства – Конституции РФ.
  1. обобщение, повторение, закрепление знаний учащихся по теме «Конституция России – основной закон страны»;
  2. воспитание гражданской активности, патриотизма.
  3. формирование умений работать в группе; развитие интереса к предмету.

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Скачать:

Вложение Размер
konstitutsiya_osnovnoy_zakon_strany.doc 68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Конституция России — основной закон страны.

  1. показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества;
  2. развитие умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;
  3. воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства – Конституции РФ.
  1. обобщение, повторение, закрепление знаний учащихся по теме «Конституция России – основной закон страны»;
  2. воспитание гражданской активности, патриотизма.
  3. формирование умений работать в группе; развитие интереса к предмету.

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Учащиеся должны знать:

  1. Конституция обладает высшей юридической силой.
  2. Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
  3. Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – главная цель Основного закона.

Учащиеся должны понимать:

  1. Конституция – закон высшей юридической силы.
  2. Конституция базируется на ценностях нравственных, демократии, патриотизма, международного сотрудничества, социального мира.
  3. Перед Конституцией стоят три задачи:
    а) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;
    б) упорядочить государственную власть;
    в) утвердить правосудие.

Учащиеся должны уметь:

  1. объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
  2. характеризовать смысл основных понятий;
  3. анализировать тексты.

I.Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. Давайте сначала проверим домашнее задание. Вам необходимо решить тест по теме «Исторический процесс». (на слайде, 5-6 минут)

II.Скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность? (Возм. ответ учащегося: паспорт, свидетельство о рождении)

Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении?

(Возм.ответ учащегося: ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).

Скажите, какой документ будет подтверждать ваше положение учащегося?

(Ответ учащегося: дневник)

Какую информацию можно извлечь из дневника?

(Ответ учащегося: расписание, ФИО преподавателей, домашнее задание)

Как вы считаете, у государства может быть подобный документ?

(Ответ учащегося: да, Конституция)

Совершенно верно, таким документом является Конституция.

Что же такое Конституция?

КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).

Конституция – Основной Закон государства,

— Как устроено государство,

— Как образованы органы власти,

— Каковы права и обязанности граждан.

Как вы понимаете слово «Основной» в определении термина «Конституция»?

(Возм. ответ учащегося: главный закон, на его основе разрабатываются все остальные законы страны)

Ребята, мы знаем определение конституции. Как вы думаете, о чем еще мы будем заниматься? (будем повторять главы, статьи, разделы конституции РФ, вспомним вступительную часть- преамбулу).

III.Сколько статей, глав, разделов содержит Конституция РФ? (Преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей).12 декабря 1993 года является днем принятия Конституции РФ.Теперь открываем тетради и записываем тему урока «Конституция РФ- основной закон государства.

Помимо Конст.РФ имеется Конст.ЧР, которая составлена на основе Конст.РФ. Скажите, сколько глав, статей содержит Конст.ЧР?( 105 ст., 10глав)

Согласно Конст.ЧР Чувашия и ЧР равнозначны. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Власть в ЧР принадлежит народу. Государственным языков в ЧР являются чувашский и русский языки. Чувашская Республика является субъектом РФ. Столицей ЧР является г. Чебоксары. Глава ЧР является высшим должностным лицом. Государственный Совет ЧР является законодательным органом государственной власти ЧР. Кабинет Министров является исполнительным органом государственной власти ЧР. 30 ноября 2000 года считается днем принятия Конституции ЧР.

Возвращаемся теме урока. Итак, первая глава Конституции называется «Основы конституционного строя». Согласно 1статье Россия- есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления.

1)Ребята, что означает демократическое государство? (Возм.отв. Это значит, что единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ России, народ может осуществить свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления).Правильно.

2)Что означает федеративное государство?(Возм.отв. То есть состоящее из частей, которые имеют самостоятельность и называются субъектами федерации. В Россию входят республики, края, области, города федерального значения, автономная область , автономные округа.

3) Что означает правовое государство? ( Возм.отв. В государстве верховенство закона, признание прав и свобод человека и гражданина, разделение власти, независимость судей.)

4) Ребята, почему РФ-республика? (Потому что управление государством является коллективным, высшие органы и должностные лица избираются на определенный срок).

Назовите три ветви государственной власти.

(Ответ учащегося: Государственная власть

Законодательная исполнительная судебная)

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную. Они самостоятельны и подчиняются только Конституции. Государственную власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.

Как называется 2 глава Конституции РФ? (Права и свободы человека и гражданина)

Как называется 3 глава Конституции РФ? (Федеративное устройство)

Как называется 4 глава? (Президент)(запись в тетрадях)

IV. Групповая работа. Мы с вами разделились на группы. Каждая группа будет работать отдельно. Первая группа изучает 2 главу и составляет таблицу «Права и свободы человека и гражданина». Вторая группа изучает 3 главу и составляет таблицу «Типы субъектов РФ». Третья группа изучает 4 главу и составляет схему «Полномочия Президента».

V. Найдите ошибки в тексте:

Президент РФ является главой государства. Он избирается на 5 лет гражданами РФ старше 21 года через референдум . Президентом может быть любой гражданин моложе 35 лет , проживающий в РФ не менее 5 лет .

Ребята, скажите как называется 5 глава Конституции? (Федеральное Собрание)

Федеральным собранием или парламентом осуществляется какая власть? (Законодательная)

VI.Изучите статьи 94-97 ( 1 группа)

Статьи 98-101 (2 группа)

Статьи 102-105 ( 3 группа) (работа с документами)

Ответьте на вопросы:

Кто может быть депутатом ГД? (1 группа)

Как заседают СФ и ГД? Кто открывает первое заседание ГД? (2 группа)

Что относится к ведению СФ и ГД?(3 группа)

6 глава Конституции называется «Правительство Российской Федерации».

Какая власть осуществляется Правительством РФ? (Исполнительная власть). Правительство состоит из председателя, заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия ГД.

Кто является Председателем Правительства РФ?

7 глава Конституции называется «Судебная власть». Мы знаем, что в РФ правосудие осуществляется только судом. Согласно статьи 118 судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства.

VII.Изучите главу 7 и ответьте на вопросы.

Ребята, а кто может быть судьей?

(Возм.отв. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации).

Кем назначаются судьи?

(Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации).

Какие дела рассматриваются в Верховном суде РФ? (Возм.отв. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам)

Какие дела рассматриваются в Конституционном суде РФ? (Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации и тд.)

Какие дела рассматривает Высший арбитражный суд РФ? (Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами).

Глава 8 называется “Местное самоуправление” . Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов.

Глава 9 называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

VIII. Второй раздел называется «Заключительные и переходные положения».

1. Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.

День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации.

Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями.

(работа учащихся с синквейном)

Правила написания синквейна

Существительное , обозначающее тему синквейна

Два прилагательных , раскрывающих какие-либо интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна ( российская, важная )

Три глагола , раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету ( обязует, защищает, охраняет )

Фраза , раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки ( закон суров, но это закон )

Существительное , выступающее как итог, вывод, подводящее черту ( необходимость )

  1. Итак,когда была принята Конституция современной России?
  2. О чем идет речь во вступлении?
  3. Из каких частей состоит первый раздел Конституции? О чем идет речь в 1 разделе?
  4. О чем идет речь во 2 разделе?

X. Домашнее задание. Эссе на тему: «Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции» Н. Мальбранш

Что вы узнали на уроке? Какую оценку вы поставили бы своей группе?

Я думаю, что урок был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан! А каждый гражданин должен знать Конституцию своей страны. Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства. Урок окончен.Всем спасибо!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию 6 класс (презентация)Тема: Конституция – основной закон страны.Цель урока:охарактеризовать основные положения Конституции РФ.

тема «Конституция — основной закон страны».Цели урока:Образовательная — сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности.

Цели урока:Образовательная — сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности, парламент и правительство РФ.Развивающая.

Цель: продолжить знакомство с Конституцией Российской Федерации, Всеобщей Декларацией прав человека.Задачи: — вспомнить основные статьи Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека о правах чело.

Цели:познакомить обучающихся с основным законом страны;научить умению классифицировать конституционные права и обязанности граждан;работать над формированием понятийного аппарата;развивать у обучающих.

Внеклассное мероприятие по обществознанию.

Краткое описание темы занятияУрок по теме «Конституция – основной закон страны» проводится в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС, тематическим планом и соответствует теме сам.

Источник

Читайте также:  Учебники по финансовому праву зарубежных стран
Оцените статью