Разрыв дипломатических отношений ссср с западными странами

Внешняя политика СССР в 20е годы. Преодоление дипломатической изоляции.

Стремление к преодолению политической изоляции СССР в 20-е годы. Первые мирные договоры со странами Европы. Генуэзская конференция 1922 года. Рапалльский договор СССР и Германии. Соглашения СССР со странами Азии политические и экономические преференции для стран Востока. Обострение отношений с Европейскими странами в конце 20-х. Создание Коминтерна его цели и задачи.

Преодоление дипломатической изоляции.

В 20-е годы РСФСР, а затем и СССР проводили двойственную внешнюю политику. С одной стороны, она была направлена на защиту государственных интересов страны, а с другой – отражала курс правящей коммунистической партии на мировую войну.

Первые международные акты – мирные договоры – были подписаны РСФСР лишь в 1920 году с Эстонией, Литвой, Латвией и Финляндией, входившими ранее в состав Российской империи.

В контакты с Советским государством были вынуждены вступить и ведущие державы мира. Теорию и практику большевизма они категорически отрицали, но экономические интересы оказались превыше всего.

Заключено торговое соглашение с Великобританией.

В договор включили политические обязательства – воздержаться от враждебных действий друг против друга.

Советско – Германское торговое соглашение.

Фактически это означало юридическое признание Советского Союза Германией

Торговые соглашения с Норвегией и Италией.

Всего заключено 11 торговых договоров с ведущими странами Европы.

Генуэзская конференция. Рапалльский договор.

Весной 1922 года в Генуе для решения европейских экономических и финансовых проблем была созвана международная конференция. Приглашение участвовать в ней получило и Советское правительство. Было решено использовать конференцию для формирования положительного образа пролетарского государства – борца за мир и всеобщее разоружение. Этим проблемам был посвящен доклад наркома иностранных дел Г.В. Чичерина.

Однако руководители стран Антанты потребовали от советского правительства выплаты всех государственных долгов царской России – 18,5 млрд. золотых рублей. Возвращения иностранцам национализированной собственности или возмещения нанесенного ущерба. Советская делегация выдвинула странам Антанты встречные претензии: возместить 39 млрд. золотых рублей как потери от интервенции и экономической блокады молодого государства. Достичь согласия не удалось.

В ночь на 16 апреля 1922 года в предместье Генуи в Рапалло советская делегация заключила с представителями Германии договор о восстановлении дипломатических отношений и широких экономических контактов.

Полоса признания.

1924 – 1925 годы вошли в историю международных отношений как период дипломатического признания Советского государства. В феврале 1924 года были установлены дипломатические отношения с Великобританией. В этом же году СССР признали Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, Франция. Летом 1924 года советско – японская конвенция, на основании этого договора с северного Сахалина были эвакуированы японские войска, и там была установлена советская власть.

Униженная Версальским договором, Германия руководствовалась в отношениях с Россией не столько политическим, сколько экономическим расчетом. Взаимовыгодная торговля дополнялась большой технической помощью России, военно – техническим сотрудничеством. К 1929 году Советский Союз имел технические соглашения с 27 германскими фирмами.

Соглашения со странами Востока.

Иначе строились отношения Советской республики со странами Востока, где набирало силу освободительное движение и к власти приходили национальные правительства. Советское правительство оказывало им существенную материальную помощь.

В 1921 году были подписаны равноправные договоры с Персией (Ираном), Афганистаном, Турцией, и Монголией.

Советское правительство подтвердило отмену всех неравноправных договоров и соглашений с Ираном, аннулировало все иранские долги, возвратило концессии и имущество, приобретенные в Иране царской Россией. В договоре содержалось важное положение: если другие страны попытаются захватить территорию Ирана, то советское правительство «будет иметь право ввести свои войска на территорию Ирана».

По договору с Афганистаном стороны признавали независимость друг друга, и обязывались «не вступать с третьей державой в военное или политическое соглашение, которое доставило бы ущерб одной из договаривающихся сторон. Советское правительство выразило готовность оказать Афганистану материальную помощь.

По договору с Турцией РСФСР отказалась от всех привилегий, которые имела царская Россия, и предоставила Турции крупную финансовую помощь.

В мае 1924 года были установлены дипломатические отношения с Китаем. Советская сторона объявляла утратившими силу все договоры, которые ущемляли права Китая.

Дипломатические конфликты с западными странами.

Активность советской внешней политики на Востоке вызвала недовольство стран, привыкших здесь хозяйничать. 8 мая 1923 года министр иностранных дел Великобритании лорд Д. Керзон обвинил СССР в антибританской политике на Востоке. Он потребовал в 10-и дневный срок прекратить подрывную деятельность в Иране и Афганистане и религиозные преследования в Советском Союзе. Конфликт усугубился убийством в Лозанне советского дипломата Вацлава Воровского.

СССР расценило «ультиматум Керзона» как грубую попытку вмешательства в дела СССР. Особенно напряженным был 1927 год. Между СССР и Великобританией разгорелся конфликт по поводу значительной финансовой помощи, оказанной советскими профсоюзами английским горнякам, объявившим в 1926 году всеобщую забастовку. Английское правительство разорвало дипломатические и торговые отношения с СССР.

В 1927 году Франция потребовала отзыва советского посла Х. Раковского. В Варшаве был убит советский полпред П.Л. Войков. Все эти события советское руководство расценивало как звенья единого заговора «империалистических держав» против СССР, целью которого является война.

Создание и деятельность Коминтерна.

Направлением советской внешней политики являлся контроль за мировым революционным движением. С этой целью была создана международная революционная пролетарская организация, объединившая компартии разных стран, — Коммунистический Интернационал (Коминтерн).

Первый конгресс Коминтерна состоялся в марте 1919 года в Москве. На нем был принят манифест, который призывал рабочих всех стран объединиться в революционной борьбе. За свержение буржуазии и диктатуру пролетариата. Руководящим органом Коминтерна стал Исполнительный комитет (ИККИ). Его возглавил видный большевистский деятель Г.Е. Зиновьев.

II конгресс Коминтерна, работавший в Петрограде, а затем в Москве летом 1920 года констатировал: «Коммунистический Интернационал есть партия революционного восстания международного пролетариата… Дело Советской России Коммунистический Интернационал объявил своим делом». Коминтерн заявил о возможности объединения Советской России и советской Германии как первого шага на пути создания «федерации советских республик всего мира».

Отказаться то политики активного разжигания мировой революции Коминтерн решился только в конце 1926 ода, когда очевидным стал её авантюристический характер.

Коминтерн стал создавать коммунистические партии и прокоммунистические общественные организации, оказывал им материальную помощь, ставил во главе послушных Москве руководителей. Коминтерн ориентировался теперь не на разжигание мировой революции, а на формирование положительного образа СССР в общественном мнении своих стран.

С одной стороны, советская дипломатия прилагала все усилия для установления экономических и дипломатических отношений с капиталистическими странами. С другой стороны, руководство Коминтерна стремилось разжечь в этих странах революции.

1. Какие принципы определяли характер советской внешней политики в 20-е годы?

2. Как складывались экономические отношения СССР с капиталистическими державами?

3. Охарактеризуйте итоги Генуэзской конференции. Каково значение Рапалльского договора?

4. В чем состояли особенности договоров, заключенных советским правительством со странами Востока?

5. Какова была, в разное врем, цель создания Коммунистического Интернационала?

Источник

Прибалтика оказалась на грани разрыва дипотношений с Россией

Литва, Латвия и Эстония объявили о высылке российских дипломатов в знак солидарности с Чехией. В ответ на это официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что посольства Прибалтийских республик уже могут выбирать сотрудников, которым придется паковать чемоданы. В это же время Кремль отказался от участия России и лично Владимира Путина в Форуме финно-угорских народов в Эстонии. Не исключено, что большая дипломатическая война с Западом заставит российское руководство задуматься о разрыве дипломатических отношений со странами Балтии.

«Застрельщиком» большой дипломатической войны с Россией выступила Чехия, которая заявила о причастности российских спецслужб к подрыву военных складов в Врбетице в 2014 году. За этим последовали взаимная высылка дипломатов и воззвания Праги к проявлению «трансатлантической солидарности».

«Мы призовем к коллективным действиям стран Европейского союза и НАТО, которые будут направлены на высылку определенных членов российской разведывательной службы из государств — членов ЕС и НАТО в знак солидарности», — заявил первый вице-премьер, глава МВД и временно исполняющий обязанности главы МИД Чехии Ян Гамачек.

Какие страны просто не могли не откликнуться? Первой голос подала Литва. «В настоящее время по дипломатическим каналам обсуждаем с нашими союзниками, как лучше всего выразить солидарность с Прагой. Президент полностью поддерживает действия Чехии», — сообщила Аста Скайсгирите, советник президента Гитанаса Науседы.

К обсуждению подключились Латвия и Эстония.

В итоге все три Прибалтийские республики, не вдаваясь в подробности дипломатического скандала между Москвой и Прагой, решили указать на дверь российским дипломатам.

«В знак солидарности с нашими чешскими союзниками и из-за нарушения Венской конвенции Латвия решила выслать российского дипломата. Латвия не потерпит подрывной деятельности на своей территории, а также на территории своих партнеров и союзников», — говорится в сообщении министра иностранных дел Латвии Эдгара Ринкевича. Эстония также высылает одного дипломата, а Литва — сразу двух.

Дабы придать этому шагу дополнительную аргументацию, Вильнюс обвинил Россию в серии «скоординированных атак и провокаций» против Прибалтийских республик.

О каких именно инцидентах идет речь, можно лишь догадываться. На ум приходит только одна новость: некие пранкеры от имени соратника Алексея Навального Леонида Волкова общались с главами Комитетов по иностранным делам Литвы, Латвии и Эстонии.

Обман раскрылся только после того, как телеканал LTV опубликовал интервью с «фейковым» Волковым. Чем не повод для высылки российских дипломатов?

«В нашем ответе власти этих стран могут не сомневаться. Их дипломаты уже могут начать прикидывать, кому из них придется паковать вещи», — заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Российское посольство в Риге добавляет, что решение Латвии присоединиться к чешской истерии самым негативным образом скажется на развитии отношений между двумя странами.

Впрочем, о каком развитии идет речь? Глава Комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий дал самую точную и лаконичную характеристику этим отношениям: «Хуже некуда».

О своем опыте работы аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказывал бывший посол РФ в Литве Александр Удальцов.

Из его слов становится понятно, что официальный Вильнюс создает для российских дипломатов невыносимые условия.

Самого Удальцова фактически изолировали, представители местной интеллигенции боялись встречаться с ним, чтобы не прослыть «агентами Кремля». Разве может иностранное посольство нормально работать в таких условиях?

Главная задача дипломатического представительства — способствовать укреплению политических, культурных, торгово-экономических связей между двумя странами.

В случае с Прибалтикой и Россией никакого развития нет и быть не может.

По этой причине Министерство промышленности и торговли РФ в прошлом году решило ликвидировать торговое представительство в Литве. Подобные учреждения должны реализовывать внешнеэкономические интересы Москвы в стране пребывания. Нет интересов — нет смысла содержать целый штат торговых представителей.

В Латвии и Эстонии российские торгпредства были ликвидированы еще в 2006 году. Литва в этот список почему-то не попала. Возможно, Москва хотела взаимодействовать с ней в контексте развития Калининградской области. И это один из аргументов в пользу сохранения между ними полноценных дипломатических отношений.

«Единственное, что сегодня всерьез связывает Россию с Литвой, это сухопутный транзит в Калининградскую область. Литва уже проявляла склонность шантажировать Москву калининградским транзитом, поэтому новых неприятностей можно ожидать именно на этом направлении», — отмечает белорусский политолог Всеволод Шимов.

Однако для решения вопросов снабжения Калининградской области совершенно не обязательно держать в Литве целое посольство.

Можно найти отдельный канал коммуникации по линии Министерств иностранных дел или других ведомств.

В Латвии российское дипломатическое представительство выполняет функцию «раздражителя» для местной элиты. Оно «подсвечивает» русофобские выходки властей, привлекает внимание международного сообщества к происходящему в Латвии, поддерживает борьбу местного русскоязычного населения за свои права. Насколько успешно — вопрос отдельный.

Некоторые представители русской общины Латвии убеждены, что в 1990-е годы Москва на них «забила», и с тех пор ничего не изменилось (такого мнения, к примеру, придерживается известный журналист Юрий Алексеев). Если же посольство РФ в Риге прекратит работу, то эта позиция станет еще более распространенной. Москва оставит русскоязычных жителей Латвии без поддержки. Для националистических партий это будет настоящий подарок.

Не стоит также забывать о вопросах практического характера, которые решаются на уровне посольств. Главными жертвами дипломатической войны могут стать простые люди: латыши в России, россияне в Латвии. В этом контексте окончательный «развод» Москвы с Ригой, Вильнюсом и Таллином кажется чересчур радикальным сценарием.

Едва ли Кремль будет руководствоваться политической логикой, рассматривая вероятность разрыва дипломатических отношений со странами Балтии.

Но это решение может быть принято с целью оптимизации работы Министерства иностранных дел России. Проще говоря, Москва решит, что овчинка не стоит выделки — содержать посольства в Риге, Вильнюсе и Таллине нецелесообразно.

Достаточно одного посольства на все три страны с офисом в любой из трех прибалтийских столиц. И посла, который курсирует между Латвией, Литвой и Эстонией.

Такая схема действует по отношению к некоторым островным государствам Океании. Дипломаты других государств направляются сразу в несколько бантустанов и посещают их поочередно на катере.

Прибалтийские бантустаны для Москвы, конечно, важнее тихоокеанских, хотя бы потому, что имеют общую границу с Россией и значительный процент русскоязычного населения. Но ведь политика, которую проводят эти три государства в отношении России, практически идентична… Хватит и с них одной посольской машины.

Или одного катера.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

Источник

Читайте также:  Является абсолютным показателем экономического развития страны
Оцените статью