Глава 1 Развитие государственного устройства Российской Федерации
Содержание
Глава 1 Развитие государственного устройства Российской Федерации
Глава 2 Федеративное устройство России
2.1 Общая теория Федеративного устройства
2.2 Принципы Федеративного устройства современной России
Список использованной литературы
Введение
Когда мы приступаем к изучению государства или права, то, прежде всего сталкиваемся с тем, что они представляют собой сложные образования. Они охватывают различные явления, характеризуются многообразными гранями, сторонами, чертами. Сущность государства включает в себя форму государственного устройства. И прежде, изучить систему законодательства какого-либо государства, необходимо познать вышесказанную особенность формы данного государства, которая оказывает влияние не только на процесс формирования правовой системы, но и на процесс практической реализации законов и формирования правового государства. Поэтому юристу необходимо познание государственно-правовых явлений, что невозможно без изучения понятия формы государственного устройства и ее основных компонентов.
Под формой государственного устройства понимают территориальную или национально – территориальную организацию, т.е. то, как устроена территория данного государства, из каких частей она состоит и каково их правовое положение.[1]
Государства по формам своего устройства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные (приложение №1).
Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства, такого как Российская Федерация. Чтобы называться многонациональным, государству недостаточно иметь среди своих граждан лиц различной национальности (такими являются большинство развитых стран мира). Речь идет об исторически сложившихся национальных группах населения, компактно проживающих на различных частях территории государства. Такие национальные группы обычно носят коренной характер, т. е. проживают на данной территории с далеких времен.
Федеративное устройство — разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США. Канада, ФРГ. Австралия. Бразилия, Аргентина, Мексика. Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства — одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяет правовую базу решения проблем общественного развития.
Ввиду особой важности данной темы она была выбрана для рассмотрения в данной работе.
Глава 1 Развитие государственного устройства Российской Федерации
Федеративных государств в мире меньшинство, не более 26. Однако их число растет, некоторые государства (Италия, Испания и т.д.) находятся на стадии перехода от унитарных к федеративным. Причина очевидна: федеративные государства в силу децентрализации и деконцентрации государственной власти становятся более демократичными.[2]
При этом следует отметить, что в мировой практике отсутствует сколь–нибудь четкий набор факторов, определяющий тип политико-территориального устройства того или иного государства. Как правило, это набор субъективных, исторически сложившихся факторов и событий. Не является исключением в этом ряду и Россия.
Российская империя в силу набора объективных и субъективных причин, несмотря на огромную территорию, полинациональный состав и многоконфессиональность, сформировалось как жестоко централизованное государство. Однако неудачный для России исход первой мировой войны, три сокрушительные социальные революции поставили ее на грань распада. Большевики нашли единственно возможный, с их точки зрения, способ сохранить целостность государства – через спекуляцию на национальных чувствах угнетаемых царизмом народов, т.е. через гипертрофирование принципа самоопределения наций.
В итоге на развалинах Российской империи образовался ряд самостоятельных государств – БССЗ, УССР, Бухарская и Хорезмская Народные Республики, Польша и Финляндия. А на территории центральной России сформировалось уникальное по своей организации государство – Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Уникальность изначального федеративного устройства России состояла в том, что это была федерализация «сверху», осуществляемая по указанию центральной власти, путем так называемой автономизации. В итоге в составе РСФСР были сформированы шесть типов государствоподобных образований: автономные республики, автономные области, национальные (позже — автономные) округа, трудовые коммуны (например, немецкая Трудовая коммуна, преобразованная в 1923 г. В АССР немцев Поволжья), края и области. Из всего перечня образований только автономные республики могли претендовать на статус субъектов Федерации, поскольку имели право на принятие собственной конституции и автономное законодательство. Остальные территории страны находились в административном подчинении центру, т.е. в положении административно-территориальных единиц, присущих унитарному государству. Тем не менее, все государство в целом получило название федеративного. Такая асимметрия могла существовать только в условиях жесткой административной, организационной и политической централизации.
Потом, когда в период так называемой перестройки началось бурное преобразование территориального устройства страны (республики были объявлены суверенными государствами в составе РФ, большинство автономных областей (за исключением Еврейской) были также преобразованы в республики, Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области, были образованы города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, остальные 9 автономных округов, области и края потребовали равноправного статуса субъектов Федерации), был заключен Федеративный договор (точнее три договора) согласно которому каждая из групп субъектов Федерации (суверенные республики; области, края, города федерального значения; автономные округа) получала свою систему взаимоотношений с центральной властью.
Различия в этих отношениях были минимальные. Пожалуй, наиболее существенным отличием было признание со стороны центральной власти республик суверенными государствами в составе Российской Федерации. Это была вынужденная акция, предотвратившая возможный распад Российской Федерации, наметившийся вслед за распадом СССР, произошедшим в декабре 1991г. Однако кризис федеративных отношений миновал, а Федеративный договор, согласно второму разделу Конституции, формально продолжает действовать (во всяком случае, ни одна из сторон не уведомила другую сторону о расторжении заключенного между ними договора).
Одной из проблем государственного устройства, доставшихся Российской Федерации от РСФСР, является наличие автономных округов, входящих в состав края или области. Складывается парадоксальная ситуация, когда один равноправный субъект Федерации входит в состав другого равноправного субъекта. Эта проблема постепенно разрешается посредством объединения нескольких субъектов Федерации в один субъект в соответствии с положениями Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», от 17 декабря 2001г. Так с 1 декабря 2005г. В результате объединения Пермской области и входящего в ее состав Коми-Пермяцкого автономного округа образован новый субъект РФ – Пермский край. С 1 января 2007г. В составе РФ образован новый субъект в результате объединения Красноярского края и входящих в его состав Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов с присвоением новому субъекту наименования – Красноярский край (Федеральный Конституционный Закон №6 – ФКЗ, от 14.10.2005г.). С 1 июля 2007г. В результате объединения Камчатской области и входящего в его состав Камчатского края образован новый субъект РФ – Камчатский край. С 1 января 2008г. В составе РФ образован новый субъект в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с присвоением новому субъекту наименования – Иркутская область (Федеральный Конституционный Закон №6-ФКЗ , от 13.12.2006). С 1 марта 2008г. В результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа образован новый субъект РФ – Забайкальский край.[3] В ст.65 Конституции внесены соответствующие изменения и дополнения.
Как видно из вышесказанного развитие Федеративного государственного устройства Российской Федерации началось после Октябрьской революции 1917 года (образование РСФСР) и продолжается и по сегодняшний день, совершенствуя систему государственного устройства Российской Федерации.
Источник
История государственного устройства России
Российское государство берет свое начало в X в. и с зарождения, государство это — монархическое. В период Киевской Руси политический строй страны — раннефеодальная монархия, затем, в XIII в. — великокняжеская монархия, далее, в XVI в. — царская монархия, которая пережила две фазы жизни — это самодержавие, ограниченное Боярской думой, существовавшее до конца XVII в., и абсолютная монархия. В начале XX в. Настал, конец самодержавия и 1 сентября 1917 года стало, республикой.
Продолжалось это небольшое количество времени и уже в октябре того же года случился большевистский переворот, в результате чего. Россия, а потом и СССР стала полем для реализации полновластия советов, которые со временем менялись. 12 июня 1990 г. Российская федеративная республика, которая тогда еще была частью СССР, объявила о введении у себя института президентства. Через год, 12 декабря, Россия стала независимой, также вскоре прекратило свое существование СССР. Произошло это на встрече глав России Украины и Белоруссии, где было заявлено о возникновении СНГ.
В 1993 году, 31 марта республики и центр РФ заключили Федеративный договор. Принятие Конституции произошло 12 декабря в 1993 году посредствам всенародного голосования, в результате чего, была принята государственная дума.
Конституция прописывает следующее:
• Российская Федерация — это демократическое, федеративное, правовое государство.
• форма государственного устройства — президентская республика.
• президент возглавляет Р. Ф. и вооруженные силы Р. Ф.
• должность президента — выборная, срок, на, который выбирается глава государства — 4 года.
• Федеральное собрание осуществляет представительные законодательные функции.
• Совет Федерации и Государственная дума составляют государственный парламент.
• Правительство является исполнительным органом власти;
• Столица государства — Москва.
• Государственная денежная единица — рубль.
С 1989 г. по 1990г. менялось региональное управление.
Связано это было с тем, что республики, входящие в состав СССР, стремились к своей независимости и оформляли документальную базу для этого. С 2004 по 2006 годы проходило укрупнение субъектов РФ.
В каждом отдельном регионе возможно учреждение собственных законов и каждый регион имеет те же права, что и любой другой по отношению к аппарату государственного управления. Управление республиками осуществляется на основе собственных конституций, а другими регионами — уставов и законодательств. Федеральный аппарат управления не может, так или иначе влиять на границы между регионами, не учитывая мнения органов местного управления.
Каждый регион несет самостоятельную ответственность за организацию внутренней общественной жизни, распределение прав и обязанностей осуществляется посредствам заключения внутренних договоров.
Права национальных меньшинств, у которых нет собственной отдельной территории, прописаны в специальном законе, принятом 19. 06. 1996г. Несмотря на это, все больше и больше народов, являющихся регионами Р. Ф. , стремятся к собственной автономии.
Вследствие чего, регулирование некоторых субъектов становится «больным» вопросом.
В соответствии с конституцией 1993г. управление субъектами осуществляется отдельно от федеральной власти и основывается на базе твердых норм.
• население каждого региона может самостоятельно определять положение дел относительно муниципальной собственности;
• население каждого региона может влиять на проблемы местного значения путем осуществления собственного выбора;
• губернатор, мер — выборные или назначаемые должности, созданные для осуществления контроля над жизнью отдельного региона;
• мнение народа не должно оставаться незамеченным органами власти;
• аппарат федерального управления не может каким-то образом вторгаться в аппарат управления каждого региона или замещать его собой;
• утвержденные Конституцией гарантии перед населением не могут быть не исполнены.
• Население самостоятельно выбирает муниципальные образования путем голосования.
Такие образования в свою очередь становятся самостоятельными субъектами с отдельной материальной основой и символикой. , так как в Р. Ф. образовано 14 000 муниципальных образований, то стала необходимой организация Совета по местному управлению при президенте. Он осуществляет свою деятельность как консультационный орган.
В наше время в стране просматриваются две основные линии развития — государственное управление старается закрепить свои позиции и степень влияния нате или иные вопросы, а управление субъектами федерации становится все более и более самостоятельным и независимым от государственного вмешательства. Центральный аппарат осуществляет выбранное направление развития также благодаря реформе федеральной власти 2003 года. Ее результатом стало образование семи федеральных округов, управляются они представителями президента.
Губернаторы назначаются на должность посредствам голосования, после того как его рекомендует президент. Также, в последнее время, появилась склонность делегировать некоторые полномочия регионов аппарату федерального управления.
Судебная система рф. осуществляет свою деятельность, опираясь на Конституцию. Так же для ее регламентации издавались различные законы в период с 1992 по 2018:
• О прокуратуре Р. Ф.
• О статусе судей в Р. Ф.
• О Конституционном суде Р. Ф.
• Об арбитражных судах.
• О судебной системе Р. Ф.
• О мировых судьях Р. Ф.
• О военных судах Р. Ф.
• Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ.
Целостность этой системы возможна благодаря безоговорочному следованию всех ее составляющих вышеупомянутым регламентам и выполнением всех вердиктов суда.
Источник