Западноевропейская культура XIX века
Культуру XIX века принято считать культурой буржуазной. Развитие капитализма сопровождалось формированием мощного рабочего движения, возникновением первой в мире рабочей партии (Англия). Идеологией рабочего движения стал марксизм, который оказал огромное влияние на специально-политическую жизнь Европы и всего мира. В 1871 году рабочие Парижа на несколько месяцев установили свою власть — Парижскую Коммуну. Под руководством К.Маркса и Ф.Энгельса создается 1-й Интернационал — Международное товарищество рабочих. После его роспуска в европейских странах стали возникать социально-демократические партии, которые руководствовались идеями марксизма. Марксизм занимает ведущее место в общественном сознании XX века.
В XIX веке возникает новая концепция развития культуры — «Элитарная концепция», согласно которой производителем и потребителем культуры является привилегированный класс общества — элита. Концепцию элитарной культуры обосновали Шопенгауэр и Ницше. Элита — это лучшее, отборное, избранное: что есть в каждом общественном классе, социальной группе. Элита представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими творческими задатками. Именно элита, по мнению этих философов, обеспечивает общественный прогресс. Следовательно, и культура должна быть ориентирована не на запросы «массы», «толпы», а на удовлетворение запросов и потребностей этого слоя общества — людей, способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности. (Работа Шопенгауэра «мир как воля и представление» и Ф.Ницше «Человеческое, слишком человеческое» и «Так говорил Заратустра»).
XIX век — век окончательного утверждения капиталистической формы хозяйствования, век интенсивного развития промышленного производства, таких его отраслей, как металлургия, машиностроение, энергетика и др. Это и век полного востребования науки, которая поднимается на небывалую раннее высоту. Потребности промышленности диктуют формирование в Европе системы школьного и профессионального образования. Растет число студентов в университетах. Англия становится страной всеобщей грамотности. Вот лишь некоторые из научных достижений этого времени:
• обоснование Чарльзом Дарвином основных факторов процесса эволюции органического мира от обезьяны к человеку;
• создание физиком Майклом Фарадеем учения об электрическом поле;
• разработка микробиологом Луи Пастером метода профилактики против сибирской язвы;
• описание ботаником Робертом Броуном ядра растительной клетки и открытие беспорядочного движения мельчайших частиц (броуновское движение).
В практику культурной жизни XIX века входит проведение научных конференций, симпозиумов, всемирных выставок и т.п. Расширяется техническое оснащение художественной культуры; в конце XIX века появляется киноисскуство, возникает дизайн (художественное конструирование), как следствие бурного развития техники, массовизации производства и расширения границ эстетической деятельности. Проводятся эксперименты по соединению музыки и цвета. (А.Скрябин, М.Чюрленис).
В художественной культуре XIX века нет единой доминанты. Формируются и функционируют различные общеевропейские стили и направления.
Романтизм (первая треть XIX века) представляет собой широкое идейное и художественное движение в духовной жизни европейского и американского общества. Зародившись в Германии (Шиллер, Гете, братья Шлегель) романтизм расширился по всему миру:
• в поэзии его представителями были Д.Байрон, В.Гюго, В.Жуковский;
• в романтической философии и эстетике — Ф.Шеллинг, С.Кьеркегор;
• в музыке — Ф.Шопен, Г.Берлиоз, Ф.Шуберт;
• в живописи — Э.Делакруа, Т.Жерико, Д.Констебл, О.Кипренский;
• в художественной литературе — В.Скотт, А.Дюма, Э.Гофман, Ф.Купер.
В основе романтизма лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности. Художники, приверженные к этому направлению, изображали драматически неразрешимые противоречия между низменной действительностью и высоким идеалом. Отсюда уход романтического в мир иллюзий, в фантастические страны и т.п. В романтизме главное — не показ индивидуализма, а героико-патетическое прославление одиночества.
Произведения художников (роман) наполнены чувствами восторга и отчаяния, ощущением вечной загадки мира, непостижимости его полного познания. Как правило, художник создает в произведении искусства свой мир, более прекрасный, чем реальная жизнь. Романтизм был реакцией передовых людей Европы на крушение идеалов Великой Французской революции. С наибольшей силой романтизм проявился в художественной поэзии Германии, Франции, Англии.
Он нашел отражение и в музыке. Это музыкальное творчество Шопена, Берлиоза, Шуберта, Листа.
Реализм XIX века — это творческий процесс и метод, свойственный художественной культуре европейских стран, согласно которому задача искусства — правдивое изображение жизни. В трудах Лессинга и Дидро еще в XVIII веке была развита идея реалистического «свободного подражания» природе. Реализм XIX века получил название критического реализма. Ему присущи следующие черты:
• глубинное постижение жизни;
• широкий охват действительности;
• художественное осмысление противоречий жизни.
Характер человека трактуется в реалистических произведениях как противоречивое и развивающееся единство. Он может меняться в зависимости от обстоятельств жизни. Для писателей-реалистов (Н.Гоголь, Ф.Стендаль, О.Бальзак, А.Пушкин, Ф.Достоевский, А.Чехов, Л.Толстой и др.) характерен обостренный интерес к социальному началу действительности.
В последней трети XIX века в западноевропейской и американской культуре сложился натурализм — художественный метод, согласно которому природа искусства объяснялась посредством представлений, заимствованных у естествознания. Художник-натуралист стремится к внешнему правдоподобию деталей, изображению единичных явлений, вследствие чего явно преуменьшается влияние социального фактора. Художник дает «Куски жизни», считая такое подробное описание условием правдивости в искусстве. (Э.Золя, Г. де Мопассан, Г.Гауптман, Д.Мамин-Сибиряк).
В 60-70-е годы XIX века во Франции возникло художественное направление, получившее название импрессионизм. Импрессионизм наиболее ярко воплотился в изобразительном искусстве. Стилистическими признаками импрессионизма являются:
• отказ от замкнутости и стабильности изображения объектов;
• фиксация мгновенных, как бы случайных ситуаций, фрагментарность;
• неожиданные ракурсы фигур и предметов.
В живописи наиболее ярко импрессионизм проявился в тиорчестве О.Ренуара, Э.Дега, Э.Мане, К.Моне, К.Писсаро. Эти художники стремились передать красоту мимолетных состояний природы, подвижность и изменчивость человеческой жизни. Пейзажные работы они писали на открытом воздухе (на пленэре), чтобы передать ощущение сверкающего солнечного света. Это породило новую живописную технику, которая особенно проявилась в цветовом решении полотен: локальный цвет, тончайшее ощущение цветовой гаммы, ее зависимости от освещения и состояния воздушной среды.
Природа понималась импрессионистами, как объективная действительность, которой можно доверять. Художник в их понимании — посредник между людьми и природой, призванный раскрыть людям красоту этого мира, свое впечатление от него.
На рубеже XIX—XX вв. импрессионизм проник в другие виды искусства. Этот стиль использовали скульпторы О.Роден и П.Трубецкой, писатели М.Пруст, К.Гамсун и А.Анненский, а также П.Верлен, русские художники К.Коровин и И.Грабарь.
Литература:
Афонин В.А., Афонин Ю.В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. — Луганск: Элтон-2, 2008. — 296 с.
Источник
Европейская культура 19 века.
Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании). Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов — буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени.
19 век продемонстрировал устойчивость и благополучие. 19 век – век окончательной секуляризации(снижении роли религии в сознании людей) сознания. Религии не было. Пик секуляризации – Великая французская революция. Завершена секуляризация культуры. Человек соотносит себя с природой. Человек считает себя венцом природы (Дарвин). Вся деятельность соотносилась с законосообразностью мира. Антропоцентризм – вера.
Человек 19 века – воздействовать на природу и взять от нее как можно больше. Складывается общество потребления. На первый план выходит гедонизм. Культ индивидуализма. Наступила буржуазная культура после 1915 года. Мода прекратила быть аристократичной, а стала простой. На фоне растущей культурной однородности начинается неслыханная поляризация общества. В 19 веке появляется пролетариат, а к середине 19 века – большинство населения стран.
Буржуазия и пролетариат носители одной культуры. Пролетариат – обездоленные люди, придаток машины, юридически свободные рабы. Он подчиненный слой общества. В 19 веке существование пролетариата совершенно противоречило представлениям общества. Человек 19 века усвоил идею свободы, прав человека. На фоне этого появляются социалистические идеи. Ошибка Маркса заключалась в том, что он не понял единства буржуазии и пролетариата (Герцен — первый). Буржуазность – состояние души.
В 19 веке люди готовые совершенствоваться, непрерывно улучшать свою жизнь. Век науки и техники. Философия становится в тени науки. Рационализм отразился в художественной культуре – реализм (Стендаль, Бальзак). В литературе противостояние романтизма и реализма. Появление фотографии. Реалист пропагандирует непредвзятость. Цель – действительность.
Европейская культура ХХ века.
Главное достижение этого периода — успешное развитие художественной культуры. Главным направлением в искусстве Франции выступает реализм. В литературе его представляют такие великие имена: А.Франс, Р.Роллан, Р.Мартен дю Гар. Значительным явлением духовной жизни стало творчество писателей — экзистенциалистов А.Камю. Основные темы их произведений — свобода и ответственность, абсурдность бытия, одиночество. Значительных успехов достигла немецкая литература, благодаря творчеству Т.Манна, Э.М.Ремарка. Настоящий подъем переживает английская литература. На высоком уровне остается американская литература . Хотя традиционное реалистическое искусство занимало в духовной жизни западного общества значительное место, все-таки оно не находилось в центре общественного внимания. В этом отношении оно уступало модернизму и нарождавшемуся авангарду, которые все больше выходили на передний план. Модернизм при этом все больше трансформируется в авангард. Авангард явился прямым продолжением модернизма. Авангард — это модернизм, обращенный к обществу и науке, устремленный в будущее. Стиль “модерн” явился переходным течением от модернизма к авангарду. Экспрессионизм возник под влиянием предшествующих течений модернизма, и авангарда, а также восточного искусства. Первым произведением, написанным в духе экспрессионизма, можно считать картину норвежского художника Э.Мунка “Крик”.Кубизм — одно из главных течений авангардизма — возник под влиянием постимпрессионизма П.Сезанна и фовизма, а также африканской скульптуры. Его представители — П.Пикассо. Футуризм стал одним из самых радикальных вариантов авангардизма. Наибольшее распространение он получил в Италии его представителями были Ф.Маринетти; в России его представляли В.Маяковский. Сюрреализм (1924-1940) — последнее значительное течение европейского авангарда — возник под влиянием символизма, экспрессионизма и дадизма. Он получил широкое международное распространение. Сюрреализм опирается на иррационализм, концепцию бессознательного З.Фрейда. В целом первая половина XIX в. была отмечена дальнейшим усилением цивилизационного начала. Положение духовной культуры при этом становилось все более сложным.
Модернизм и постмодернизм.
Модерни́зм — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернизм был одним и з лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй половине века он был подвергнут критике.
Модернизм в изобразительном искусстве
Модернизм — совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого — середины двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. В узком смысле модернизм рассматривается как начало пересмотра классических традиций. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.
Модернизм в архитектуре
Выражение «модернизм в архитектуре» употребляется часто как синоним термина «современная архитектура», но последний термин всё же шире. Модернизм в архитектуре охватывает творчество современной архитектуры и их последователей во временно́м промежутке с начала 1920-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.
Основные представители архитектурного модернизма Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Алвар Аалто, а также некоторые другие.
Постмодернизм
Постмодернизм – культурология отрицает поиск каких-либо фундаментальных оснований отрицает стремление к некому тотальному смыслу. Отрицание концептуальности Тяготеют к изучению понятий: повседневность, языковые игры, реальность, дискурс
Постмодернизм — направление в архитектуре и искусстве развитых стран 2-й половины 1970-х — 1990-х гг. противопоставившее себя модернизму и претендующее на его замену, что отличает постмодернизм от существующего одновременно с ним «неоавангардизма» или «позднего модернизма». Постмодернизм усилил критику модернизма. Провозгласив идею возвращения искусства в рамки искусства, постмодернизм в поисках средств художественного языка открыто ориентируется на обыденные вкусы, взгляды и настроения массового сознания. Наиболее ярко постмодернизм выразил себя в архитектуре. С конца 1970-х гг. были построены общественные центры, окруженные ярко раскрашенными аркадами и колоннами введены новые, нетрадиционные материалы: анодированный алюминий, нержавеющая сталь, неоновые трубки и т. Интерьеры зданий обставляются громоздкой старомодной мебелью. В изобразительном искусстве с постмодернизмом обычно связывают направления, тяготеющие к предметно-натуральному художественному восприятию жизни.
Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения. Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу. Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие минимализма. самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве, а также нарастане активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп.
36. Русские мыслители о противоречиях русской культуры и менталитета (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, И.А. Ильин, Г.П. Федотов)
Национальным менталитетом культуры называются такие глубинные структуры, которые определяют на протяжении длительного времени ее этническое или национальное своеобразие. Более того, менталитет национальной культуры, даже претерпевая некоторые изменения в ходе историй, все же остается в своей основе постоянным. Так, национальное своеобразие русской культуры узнаваемо и на стадии Крещения Руси, и в период монголо-татарского ига, и в царствование Ивана Грозного, и во время петровских реформ, и при жизни Пушкина, и в «серебряный век», и при советской власти, и в эмиграции, и на современном этапе развития России.
Определенную роль в формировании менталитета национальной культуры играют природные факторы. Стабильная противоречивость русской культуры, порождающая, с одной стороны, повышенный динамизм ее саморазвития, с другой, — периодически обостряющуюся конфликтность. внутренне присущую самой культуре; составляет ее органическое своеобразие, типологическую особенность и называется исследователями бинарностыо (с лат. двойственность). Бинарность в строении русской культуры — несомненный результат «пограничного» геополитического положения Руси-России между Востоком и Западом и приобретенного в течение многих веков столкновения и взаимопроникновения черт той и другой «суперцивилизаций». Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное».
Прав был Бердяев, выделяя в российской история «пять разных России» — как пять разных культурно-исторических типов или стилей культуры: Киевская Русь,- монголо-татарская Русь, московское царство,петербургско-императорская (послепетровская) Россия и Россия советская. Однако сегодня очевидно, что и эти пять не исчерпывают российской истории: наряду с советской Россией была и русская эмиграция (русское зарубежье); начиная с 1991 г., мы ведем отсчет посттоталитарной истории России; да и эпоха «серебряного века» (рубежа XIX — начала XX вв.) — в том числе и по представлениям самого Бердяева, составляла особый тип культуры, отличный от культуры императорской России. Если же добавить к перечисленным Россиям еще Русь дохристианскую, языческую, существовавшую, пусть и весьма аморфно, до Киевской Руси, то мы насчитаем уже девять разных культурно-исторических парадигм в истории отечественной культуры, что чрезвычайно много для одной культуры, даже прожившей более 11 веков (истоки языческой Руси теряются в доисторической глубине и не могут быть датированы с какой-либо определенностью).
Менталитет русской культуры исторически закономерно складывался как сложный, дисгармоничный, неустойчивый баланс сил интеграции и дифференциации противоречивых тенденций национально-исторического бытия русского народа, как то социокультурное равновесие (нередко на грани национальной катастрофы или в связи с приближающейся ее опасностью), которое заявляло о себе в наиболее решающие, кризисные моменты истории России и способствовало выживанию русской культуры в предельно трудных для нее, а подчас, казалось бы, просто невозможных общественно-исторических условиях и обыденных обстоятельствах как высокая адаптивность русской культуры к любым, в том числе прямо «антикультурным»‘ факторам ее более чем тысячелетней истории.
Характерной особенностью русской культуры с её «двоецентрием» является то обстоятельство, что ее основу суть, глубинный смысл составляют не отдельно два противоположно заряженных «ядра», сопряженных между собой в одно неразрывное целое, а самое их сопряжение, непрерывно меняющееся, как бы «мерцающее» отношение двух «центров», «полюсов», являющих собой абсолютные смысловые противоположности. В этом отношении чрезвычайно красноречивы символические заглавия известных произведений русской литературы, объединяющих в едином целом взаимоисключающие понятия: «Мёртвые души», «Живые мощи», «Отцы и дети», «Преступление и наказание». «Война и мир». «Былое и думы», «Живой труп», «Христос и Антихрист», «Поэт и толпа», «Поэт и гражданин», «Поднятая целина», «Жизнь и судьба».
Источник