- Западная культура: история, ценности и развитие
- Характеристика
- Развитие
- Основное понятие
- Особенности западной культуры
- Древний мир
- Средневековье
- Ренессанс
- Эпоха Нового времени
- Современность
- Проблемы западной культуры
- Культура Европы. Основные этапы развития.
- Первобытное общество.
- Античность.
- Средневековье.
- Эпоха Возрождения.
- Эпоха Просвещения и промышленная революция.
- Культура Европы Нового времени.
Западная культура: история, ценности и развитие
Западная культура, иногда приравниваемая к одноименной цивилизации, образу жизни, является очень широко используемым термином для обозначения наследия социальных норм, этических ценностей, традиционных обычаев, систем убеждений, политических систем и конкретных артефактов и технологий, которые имеют некоторые ассоциации с Европой.
Этот термин применим к странам, чья история тесно связана с европейской иммиграцией. Например, странам Северной и Южной Америки, Австралии, и не ограничивается континентом Европы.
Характеристика
Западная культура характеризуется множеством художественных, философских, литературных и юридических тем и традиций. Наследие кельтской, германской, греческой, еврейской, славянской, латинской и других этнических и языковых групп, а также христианство, которое сыграло важную роль в формировании западной цивилизации, по крайней мере, с 4-го века.
Также она внесла вклад в западную мысль, в древности, а затем в средние века и в эпоху Возрождения, традицию рационализма в различных сферах жизни, разработанную эллинистической философией, схоластикой, гуманизмом, научной революцией и Просвещением.
Ценности западной культуры на протяжении всей истории основывались на политической мысли, широком применении рациональных аргументов. А также в пользу свободы мысли, усвоения прав человека, необходимости равенства и демократии.
Развитие
Исторические записи западной культуры в Европе начинаются с Древней Греции и Рима. Она продолжала развиваться с христианизации в средние века, прошла период реформ и модернизации эпохи Возрождения, глобализацию европейских империй, которые распространяли западный образ жизни и образовательные методы во всем мире между XVI и XX веками.
Европейская культура развивалась параллельно со сложным спектром философии, средневековой схоластикой и мистикой, христианским и светским гуманизмом. Рациональное мышление развивалось в течение долгих лет перемен, развития образования, и сопровождалось экспериментами Просвещения и прорывами в науках.
Благодаря своим глобальным связям европейская культура развивалась вкупе с всеохватывающим стремлением принять, адаптировать и в конечном итоге повлиять на другие культурные тенденции во всем мире.
Тенденции, которые пришли к определению современных западных обществ, включают в себя существование политического плюрализма, выдающихся субкультур или контркультур и усиления культурного синкретизма — в результате глобализации и миграции людей.
Основное понятие
Западная культура – это невероятно широкий термин, используемый для описания социальных норм, систем убеждений, традиций, обычаев, ценностей и т. д., которые сформировались в Европе или основаны на европейской культуре. Например, Америка является частью этой культуры. Восточное побережье Соединенных Штатов было первоначально британской колонией, и по мере того как Америка превратилась в независимое государство, она вбирала в себя множество элементов европейской культуры.
Французская, испанская и британская – все это подкатегории более широкого понятия западной культуры.
Таким образом, Европа и большая часть западного полушария представляют эту культуру. В отличие от Азии, которая относится к восточной культуре, и Африки — она имеет свои уникальные ценности .
Некоторые из основных характеристик западной культуры включают:
- рациональное мышление;
- индивидуализм;
- христианство;
- капитализм;
- современные технологии;
- права человека;
- научное мышление.
Большинство историков согласно с тем, что данная концепция возникла у древних греков. Они первыми построили то, что стало называться западной цивилизацией. Они развивали демократию и добились значительных успехов в науке, философии и архитектуре. Греки и римляне фактически были ее основателями. От них она начала распространяться по Европе, а затем и по всему Западному полушарию.
Особенности западной культуры
Она считается индивидуалистичной. Ее представители гордятся тем, что каждый из них – особенная, уникальная личность. Они ценят индивидуализм. Это одно из главных различий западной и восточной культуры, которая, напротив, более коллективистская. На Западе же больше ценятся индивидуальность и личные права. Именно здесь была сформулирована концепция о том, что каждый человек должен быть свободен:
- Иметь свободный политический голос.
- Свободно выражать себя
- Свободно жить по своему усмотрению.
Христианство – важный компонент западной культуры. Невероятное количество великих произведений западного искусства основано на христианстве, таких как роспись Сикстинской капеллы Микеланджело или «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Хотя не каждый сегодня является верующим христианином, влияние религии проходит сквозь многие слои культурной и общественной жизни.
Одним из важных событий в истории христианства, оказавших глубокое влияние на западную культуру, была протестантская Реформация. По сути, это была европейская антикатолическая революция, спровоцированная в 1517 году монахом Мартином Лютером. Начатое им движение имело колоссальные культурные и социальные последствия. Протестантская реформация привела к новому восприятию мира и, в конечном счете, ускорила рост капитализма и индивидуализма.
Еще одним ключевым моментом в развитии западной культуры было Просвещение. Это было идейное движение, к появлению которого привели многочисленные противоречия. Эпоха Просвещения началась в конце XVII в. в Англии, а наивысшего расцвета достигла во Франции в XVIII в. Этот период считается одним из наиболее значимых в развитии общества.
В целом этапы истории западной культуры повторяют стадии развития общества.
Древний мир
Этот период включает в себя великие ранние цивилизации древнего Ближнего Востока, Грецию и Рим. Именно в этот период произошло зарождение западной философии, математики, театра, науки и демократии. Римляне, в свою очередь, создали империю, которая распространилась по большей части Европы и на все земли, окружающие Средиземное море. Они были экспертами-администраторами и инженерами, считали себя наследниками великих цивилизаций, которые были перед ними, в частности, Греции и Египта.
Средневековье
В первую половину этого тысячелетнего периода в Западной Европе происходили политические и экономические потрясения, поскольку волны вторжений мигрирующих народов дестабилизировали Римскую империю. Христианство распространилось по территории Римской империи и даже среди мигрирующих племен. Христианская церковь, возглавляемая Папой Римским, стала самым мощным институтом в Западной Европе.
Петрарка, живший в XIV веке, описывал раннее средневековье как «темные века», особенно в сравнении с древними греками и римлянами. Ученые эпохи Возрождения считали Средние века варварским периодом, который отделял их от великих цивилизаций Древней Греции и Рима.
В этот период были созданы многие великие произведения искусства и литературы, но они в основном были сосредоточены на учении церкви, что является одной из характерных черт западной культуры Средних веков.
К XI веку Западная Европа становится все более стабильной, и этот период иногда называют поздним (или высоким) средневековьем. В это время возобновилось масштабное строительство и восстановление городов. Монастыри стали важными центрами обучения.
Ренессанс
В это время происходило возрождение интереса к древнегреческой и римской культуре. Это был также период экономического процветания Европы. В это время формируется новый взгляд на мир, получивший название гуманизм, который в своей наиболее фундаментальной обновленной ценности для человеческого знания и опыта этого мира (в отличие от сосредоточения в основном на небесном царстве) использовал древнегреческую и римскую литературу и искусство в качестве модели.
Благодаря изобретению печатного станка и распространению книг, уровень грамотности в Европе резко возрос. В 1517 году немецкий богослов и монах Мартин Лютер бросил вызов авторитету Папы. Идеи Реформации быстро распространились, заложив фундамент ценностей, основой которых был человек.
Именно в этот период началась научная революция, произошло замещение религиозной доктрины, что стало источником понимания вселенной и места человека в ней.
Эпоха Нового времени
В этот период развитие западной культуры и общества происходило под влиянием научных, политических и экономических революций XVII и XVIII веков. В XVII веке в искусстве господствующим был стиль барокко. Это было время конфликта между католиками и протестантами, рост власти великих монархий Европы. Это был также период колонизации и формирования национальных границ крупных европейских держав. 1700-е годы часто называют Просвещением. В искусстве появились стили рококо и неоклассики.
В это время в Америке и Франции произошли революции. Формирующиеся средний и рабочий классы начали многовековую кампанию по завоеванию политической власти, оспаривая контроль, находившийся в руках аристократии и монархий.
В XIX веке капитализм стал доминирующей экономической системой. Разделение политической власти было подкреплено общим повышением уровня жизни и первыми экспериментами в области народного образования, новыми достижениями западной культуры.
Паровые машины и неквалифицированные рабочие на фабриках начали заменять квалифицированных мастеров. Наблюдался рост населения городов, в первую очередь за счет миграции из сельской местности.
Современность
ХХ век был самым жестоким в истории. В этот период произошли две мировые войны, «холодная», ликвидация колониальной системы, появились тоталитарные государства. В то же время XX век был отмечен борьбой за права человека и ростом глобального капитализма.
В этот период искусство стало частью рыночной экономики, начало рассматриваться как способ личного самовыражения.
Проблемы западной культуры
В настоящее время ситуация складывается таким образом, что многие ее достижения могут быть просто сведены на нет. Это обусловлено появление глобальных проблем, несущих угрозу всему человечеству. В частности, речь идет об экологической проблеме, которую вызвало разрушительное влияние технического прогресса. Негативно сказывается также и образ жизни так называемого общества потребления, когда духовные ценности утрачивают свое значение.
Все труднее становится воспитывать детей, преодолевать асоциальные тенденции поведения молодого поколения. Кроме того, современную западную цивилизацию отличает высокий уровень конфликтности.
Источник
Культура Европы. Основные этапы развития.
Становление европейской культуры прочно связано с ее историей: войны и захваты, тесная торговая связь с другими государствами, возникновение религии. Однако, несмотря на то что история человека с момента появления на территории Европы и до наших дней насчитывает более 2 млн лет, письменные источники охватывают период лишь последних трех тысячелетий. Археологические же изыскания чуть приоткрывают завесу тайны культурного наследия.
Первобытное общество.
С периодом каменного века связано становление современного человека и расселение его по европейской территории. Усовершенствование оружия, жилищ — были первыми достижениями человека. К этому периоду, в плане культурного развития, относят изготовление посуды и тканей, а также наскальные рисунки.
Более поздний период характеризуется появлением первых крупных поселений. Человек занимается изготовлением оружия с элементами декора, появляются украшения из серебра и золота.
Античность.
К III тысячелетию до н. э. особенно выдвигаются вперед достижения Греции и Рима (чуть позднее). Сложение общинного строя, укрупнение поселений, развитие земледелия, а также формирование религиозной мифологической системы — все это повлияло на культурное развитие, которое впоследствии стало родоначальником всего последующего искусства Европы. Такое стремительное развитие опередило свое время на целое тысячелетие, об этом говорят как о «греческом чуде».
Это период возникновения и развития науки: математики, философии, астрономии. Своих классических форм достигают области архитектуры, скульптуры, художественного творчества. Впоследствии в эпоху «Возрождения» они рассматривались как недостижимый идеал совершенства.
Окончанием эпохи принято считать год падения Рима, V век н. э.
Средневековье.
Падение Римской цивилизации привело к некоторому непродолжительному периоду упадка культуры Европы в целом. Однако, в первую очередь благодаря возникновению Христианства, наступил новый виток расцвета искусства.
Карл Великий, император франков, считается одним из тех правителей, который в большей степени повлиял на возрождение культуры. По его указам открывались церковные школы, был разработан единый текст Библии, фолианты которой украшались драгоценными камнями и пластинами из драгоценных металлов, а также содержали в себе красочные миниатюры.
Изменились и философские взгляды, приобретающие все более религиозную манеру изложения и размышления. Многие ученые-философы этого периода задумывались о существовании Бытия, спорили о способе познания окружающего мира.
Средневековые школы подразделялись на светские и церковные. Изучали 7 основных предметов, так называемых свободных наук. В конце XII века в Италии появился первый университет. Значимые открытия были сделаны во многих областях науки, медицине.
В художественной литературе большую популярность завоевали рыцарские романы.
Значительному влиянию церкви подверглась архитектура. Средневековые соборы романского, а затем готического стиля, до сих пор поражают своим величием.
Эпоха Возрождения.
Период эпохи Возрождения считается переходным от Средневековья к Новому времени. Политические события, объединение стран, изменения уклада жизни повлекли за собой изменения и культурного плана. В разных странах возникали изменения церковного режима, что означало переход от влияния христианских идей в искусстве к возвращению к классической эпохе Античности.
Литературные изменения были связаны, прежде всего, с появлением печатного станка и первых типографий. Отклонение от рукописного текста в пользу печатного повлекло за собой широкое распространение художественных произведений. Новым направлением в литературе стал гуманизм, который впоследствии трансформировался в жанр утопии. В поэзии активно развивается такая форма, как сонет.
В скульптуре и изобразительном искусстве главную роль сыграло возвращение к античности. Понимание красоты и гармонии в изображении идеала человека и наделение его духовными, христианскими свойствами положило начало своеобразному синтезу культур. Сюжетами чаще всего становились отрывки из мифологии и истории.
Музыка также претерпела существенные изменения. Происходит формирование собственных национальных школ. Инструментальная музыка получила самостоятельность как направление искусства.
Эпоха Просвещения и промышленная революция.
Период эпохи Просвещения стал продолжением идей Возрождения. Однако, роль науки в жизни человека была возвышена над религиозной, что в большей мере сказалось и в искусстве.
Философия в этот период стала более прогрессивна и цельна. Была разработана стройная концепция прошлого и настоящего человечества и наибольший упор был сделан на обретение «светлого будущего».
Художественное искусство явилось продолжением прошлой эпохи. Основным направлением остался классицизм, но возникли и новые, такие как барокко и рококо.
Особый расцвет в этот период приобретают музыкальные жанры. Музыка эпохи Просвещения практически вытеснила другие направления в искусстве.
Культура Европы Нового времени.
С конца XIX века активную роль в искусстве играет технический прогресс. Развитие предприятий, достижения науки, новые изобретения помещают жизнь человека в искусственные рамки. Героями этого времени можно назвать тех, кто активно занимался предпринимательством.
В философии основными течениями стали фрейдизм и экзистенциализм, основной задачей которых представлялось изучение человеческой личности, ее адаптации к современным реалиям.
Художественная культура этого периода очень разнообразна. Основными жанрами были модернизм и постмодернизм, с характерными чертами ответвления от классической художественной школы. Декадентство и авангард, основные подтипы модернистской культуры, стали направлениями, изменяющими представление о цвете, пространстве и композиции в целом.
Культура Европы, со своими особенностями развития, этапами становления, оказала большое влияние на жизнь современного человека, формирование его личности и реализации творческого потенциала.
Источник