- § 47. Машиностроение России
- Каковы особенности машиностроения в России?
- Какова специфика развития машиностроения в России?
- Развитие машиностроения необходимое условие развития всех отраслей хозяйства страны
- Развитие машиностроения необходимое условие развития всех отраслей хозяйства страны
- Развитие машиностроения в России
- Готовые работы на аналогичную тему
- Факторы развития машиностроения
- Современное состояние росийского машиностроения
§ 47. Машиностроение России
Каковы особенности машиностроения. Какова специфика развития машиностроения в России.
Каковы особенности машиностроения в России?
Машиностроение — ведущая отрасль промышленности как по величине (около 27% всех занятых и около 20% валовой продукции), так и по значению: технический уровень всех отраслей хозяйства, производительность труда в них зависят от того, какими машинами, приборами, оборудованием пользуются их работники. Продукция машиностроения (бытовая техника, автомобили, компьютеры и др.) определяет качество жизни людей. Поэтому развитие и постоянное обновление в машиностроении — необходимое условие прогресса во всём хозяйстве страны.
Особенность машиностроения — широкие производственные связи предприятий.
Машиностроение чрезвычайно сложно по своей структуре (рис. 93). Продукция отрасли насчитывает десятки тысяч наименований изделий. В целом это отрасль свободного размещения, где главный фактор — положение завода по отношению к другим машиностроительным заводам. Ведь невозможно, например, на авиационном заводе выпускать абсолютно все мелкие и крупные детали самолёта. Однако и авиационный, и автомобильный, и другие заводы нуждаются во множестве однотипных деталей и узлов. Поэтому в машиностроении развита специализация. 1) на выпуске отдельных деталей и узлов; 2) на выпуске определённых видов готовых изделий; 3) на выполнении одной или нескольких операций технологического цикла. Обратная сторона этого процесса — кооперирование. Крупные современные заводы связаны с сотнями предприятий, поставляющих отдельные детали, узлы, материалы, а также со смежниками. Главное условие успешной работы — бесперебойное снабжение предприятий всем необходимым, а значит, хорошие транспортные связи (рис. 94).
Важный фактор размещения машиностроения — наличие квалифицированной рабочей силы, инженерных кадров. Для размещения наукоёмкого машиностроения, кроме квалифицированных кадров, важно наличие научного потенциала проектных и научно-исследовательских институтов. Это позволяет создавать самую современную продукцию на основе высоких технологий. Например, появление таких продуктов электронного машиностроения, как электронные компьютерные компоненты, привело к внедрению в производство нового поколения технических систем, высокоэффективных, гибко перестраиваемых, многокоордипатных машин и роботов.
Машиностроение не испытывает жёсткого влияния сырьевого, топливно-энергетического и водного факторов. Однако исторически металлоёмкое машиностроение размещалось вблизи металлургических баз и районов потребления продукции.
НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО РАЗМЕЩАТЬ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЗАВОДЫ В ХОРОШО ОСВОЕННЫХ РАЙОНАХ С ГУСТОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТЬЮ И КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ.
Какова специфика развития машиностроения в России?
Производство оборудования для чёрной металлургии и горнодобывающей промышленности с самого начала сосредотачивалось на Урале, в меньшей степени — в Сибири. Крупнейшим заводом до 1990-х гг. являлся «Уралмаш» в Екатеринбурге, выпускавший прокатные станы, шагающие экскаваторы, гидравлические прессы, буровое оборудование и т. д. Сейчас он разделён на несколько предприятий и выпускает продукцию в гораздо меньших объёмах и менее разнообразную.
Велика роль энергетического машиностроения в Санкт-Петербурге. Большая часть электроэнергии в России производится с помощью турбин и генераторов, изготовленных на его заводах. На Ижорском заводе производят оборудование для атомных электростанций.
Судостроение со времён Петра I также концентрируется в Санкт-Петербурге. там работает несколько судостроительных заводов, выпускающих в основном военные суда. Атомные подводные лодки выпускают в Северодвинске (Архангельской области). Центром речного судостроения остаётся Нижний Новгород.
Менее металлоёмкие отрасли машиностроения размещаются более свободно. Например, локомотивостроение исторически следовало за железнодорожной сетью страны. Производство тепловозов возникло в Центральном районе, а электровозов — в Новочеркасске.
Тракторостроение начало развиваться в начале 1930-х тт. в районах производства зерна. Поэтому первые тракторные заводы в России были построены в степной зоне, но при этом вблизи металлургических баз — в Челябинске и Волгограде. Позже возникли и другие центры тракторостроения: Липецк, Владимир, Петрозаводск (тракторы для лесозаготовок), Чебоксары (тракторы для горнодобывающей промышленности и строительства). Продолжается выпуск тракторов на Кировском заводе в Санкт-Петербурге.
Сельскохозяйственное машиностроение — пример тяготения к местам потребления продукции. Крупнейшим в мире заводом по производству зерноуборочных комбайнов долгое время был завод «Ростсельмаш» в Ростове-на-Дону, выпускавший до 90 тыс. комбайнов в год. Сейчас этот завод выпускает лишь несколько тысяч комбайнов в год.
Источник
Развитие машиностроения необходимое условие развития всех отраслей хозяйства страны
Подробное решение параграф § 47 по географии для учащихся 8 класса, авторов А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина 2016
- Гдз мой тренажер (тетрадь) по Географии за 8 класс можно найти тут
2. Почему развитие машиностроения – необходимое условие прогресса во всем хозяйстве России?
Технический уровень всех отраслей хозяйства, производительность труда в них зависят от того, какими машинами, приборами, оборудованием пользуются их работники. Продукция машиностроения определяет качество жизни людей. Поэтому развитие и постоянное обновление в машиностроении – необходимое условие прогресса во всем хозяйстве страны.
3. Перечислите отрасли машиностроения, являющиеся сегодня приоритетными.
Основные отрасли машиностроения:
4. Машиностроение часто называют отраслью свободного размещения. Тем не менее, при размещении ряда отраслей машиностроения приоритетным является один или несколько факторов. Что это за отрасли, и какие факторы учитываются при их размещении?
При размещении авиационной и автомобильной отраслей приоритетным являются транспортные связи, обеспечивающие специализацию множества предприятий, выпускающих отдельные детали и узлы.
При размещении высокотехнологичного машиностроения (электронного) учитывают фактор наукоемкости, размещая предприятия отрасли вблизи сосредоточенного научного потенциала – проектных и научно-исследовательских институтов.
Металлоёмкое машиностроение учитывает при размещении близость металлургических баз и районы потребления готовой продукции.
5. Выберете верный ответ. Наиболее металлоемкая отрасль машиностроения: а) автомобилестроение; б) энергетическое машиностроение; в) радиоэлектроника.
Верный ответ а) автомобилестроение.
6. Какие трудности в развитии машиностроения существуют, на ваш взгляд, на современном этапе? С чем это связано? Можно ли их преодолеть?
Перед Россией стоит задача повышения конкурентоспособности продукции отечественных отраслей – их модернизации и технологического обновления. Прежде всего это касается высокотехнологичных отраслей: авиационной и ракетно-космической, судостроения, радиоэлектроники, энергетического машиностроения и др. Но решение проблемы еще и в том, чтобы, создавая конкуренцию, заставлять отечественных производителей повышать качество своей продукции. В последние годы в машиностроении происходит процесс усложнение размещения предприятий при уменьшении их размеров. Преимущество мелких предприятий в их гибкости, возможностях быстро перестраиваться в соответствии со спросом потребителей.
7. Наибольшая доля машиностроения сконцентрирована в Поволжье, наименьшая – на Европейском Севере и в восточных районах. В центральном и Северо-Западном районах она несколько выше среднероссийской, а на Урале близка к средней. Составьте список факторов, обусловивших такое размещение машиностроительных предприятий, для каждого региона. Сделайте выводы.
8. На примере автомобильного завода составьте модель, раскрывающую его связи с другими предприятиями. Сделайте вывод: чем обусловлены эти связи?
Данные межотраслевые связи обусловлены межотраслевой кооперацией — взаимовыгодным сотрудничеством на благо общества.
9. Какие машиностроительные предприятия есть в вашей местности? Какую продукцию они выпускают? Поставляется ли эта продукция в другие районы России, за рубеж?
— производственно-техническое предприятие «УРАЛ», г. Миасс (производство полноприводных автомобилей УРАЛ);
— Челябинский тракторный завод – «Уралтрак» (производство промышленных тракторов и двигателей к ним);
— машиностроительный завод «Уралпромтехника», г. Миасс (основной производитель самосвалов, лесовозов, трубовозов, трубоплетевозов, сортиментовозов);
— Златоустовский машиностроительный завод (Производство алюминиевого профиля);
— Кусинский машиностроительный завод (производство топок, котельных, экономайзеров, насосов).
Продукция данных машиностроительных заводов используется как внутри страны, так и поставляется за рубеж.
Источник
Развитие машиностроения необходимое условие развития всех отраслей хозяйства страны
Вы будете перенаправлены на Автор24
Развитие машиностроения в России
Машиностроение является одной из важнейших отраслей промышленности. Она тесно связанна с научно-техническим прогрессом. За годы своего развития эта отрасль претерпела немало реорганизаций и изменений, связанных с нестабильным финансовым положением России (кризис 90-х, санкции США и др).
Не смотря на то, что данная отрасль не настолько наукоемка, как например фармакология, от ее развития зависят остальные отрасли, так как именно машиностроение обеспечивает их оборудованием, техникой и т. п.
В 90-е годы, в период кризиса, машиностроение претерпело спад производства, но уже в 2000-х темп выпуска продукции начал расти и даже занимал лидирующие позиции среди стран (свыше 20%).
В российском машиностроении 80% предприятий являются частными и лишь 20% находятся на государственном попечении.
Готовые работы на аналогичную тему
Ведущие направления развития российского машиностроения:
- Устранение монополий, которые составляют 80% производств России
- Увеличение высокоразвитых производств по выпуску станков, нефтяного оборудования
- Открытие новых и укрепление старых экономических и технологических связей со странами дальнего и ближнего востока
- Стимулирование инвестиций отечественных предприятий
- Государственная поддержка предприятий
Факторы развития машиностроения
Считается, что для лучшего развития машиностроения требуется соблюдение пропорций 1:2:4. Где 1 – это темп развития хозяйства и экономики страны, 2 – состояние машиностроительной сферы, а 4 – уровень развития электроники и приборостроения.
К сожалению, в России это соотношение совсем иное – 1:0,98:1. Именно поэтому наш машиностроительный комплекс не может составить конкуренцию зарубежным странам.
На долю машиностроения приходится более 1/3 объемов производства товарной продукции промышленности России, около 2/5 — промышленно-производственного персонала и почти 1/4 основных промышленных производственных фондов.
Ассортимент, выпускаемый машиностроительной отраслью, отличается большим разнообразием, что обуславливает различные принципы размещения производства. Хотя, порой в одних районах располагаются исключительно профилирующие производства, а в других только те, что будут удовлетворять потребности населения.
Оптимальным вариантом для развития машиностроения является совпадение места производства с местом добычи сырья необходимого для данного производства, что значительно сокращает расходы на транспортные перевозки, оборудование.
Современное состояние росийского машиностроения
Если судить по проблемам и перспективам развития машиностроения, то можно смело сказать, что его нынешнее состояние оценивается как депрессивное. С одной стороны, производство вещей личного пользования (автомобилей, компьютеров и т. п. продукции) возросло, с другой же, наоборот, наметился спад производства крупной техники (комбайны по уборке зерна).
Так в XX веке стремительно начало расти производство такого оборудования как телевизоры, холодильники и прочая бытовая техника.
Особенности развития машиностроения в 2000 годы:
- Ускоренные темпы увеличения производственных мощностей на территории России
- Не столь интенсивное развитие машиностроения на востоке
- Увеличение производства в центральном регионе на 41%, за счет выпуска электропоездов и легковых автомобилей
- Благодаря программе по выпуску нефтегазодобывающего оборудования интенсивно развиваются предприятия Западной Сибири
- Восточная Сибирь не столь развита, скачок производства наблюдается только в тяжелом, транспортном и сельскохозяйственном машиностроении.
В развитии машиностроения можно наметить 2 основных направления, первое – это решение социальных проблем (выпуск машин, медицинской техники, предметов оборудования и т. п.), второе – это развитие электроэнергетической и электротехнической промышленности (выпуск вычислительной техники, танкостроение, приборостроение).
Факторы, влияющие на эффективность развития машиностроения:
- Научно-технический прогресс
- Специализация
- Кооперирование
- Концентрация
- Комбинирование производства
- Наличие трудовых ресурсов
- Близость к источникам сырья, материалов и потребителям
- Объем транспортных работ и затрат на транспортировку.
Среди этих факторов наиболее значимыми по праву можно считать специализацию и кооперацию. Благодаря специализации повышается эффективность развития машиностроения. Например, автомобильный комплекс включает в себя следующие специализации: ремонтно-строительная, литейная, дизельная, прессово-рамная, кузнечнопрессовая, автосборочная. Наличие всех этих специализаций позволяет заводу легко переключиться со сбора одной модели автомобиля на другую.
Кооперирование – это участие в производстве готовой продукции, нескольких предприятий. Например, Волжский автозавод кооперативно связан более чем с 300 смежными странами, в том числе и зарубежными, которые поставляют ему более 500 наименований материалов.
Поддерживать кооперативные связи выгоднее всего с близкими друг к другу предприятиями, особое место выделяется предприятиям внутри экономического района, что существенно сократит расходы на перевозки.
По сравнению с 1990 годом нынешнее положение машиностроения находится в тяжелом состоянии. Доля машиностроения составляет всего 15%.
Больше всего пострадала авиационная, оборонная промышленность, тяжелое машиностроение, электротехническая промышленность, станкостроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение. Несмотря на этот спад, военное машиностроение набирало темп.
Проблемы и перспективы развития российского машиностроения:
- 95% продукции производится в европейской части страны
- Большая доля металлоемких видов машиностроения
- Около 40% предприятий связанно с военно-промышленным комплексом
- Проблема перехода на выпуск гражданской продукции
- Низкое качество гражданской продукции и ее неконкурентоспособность на мировом рынке.
Источник