Эволюция парламентаризма в различных странах
В Нидерландах избирательное право по конституциям 1798 г. и 1848 г. было обусловлено высоким налоговым цензом. Он был снижен конституцией 1887 г. и законами 90-х гг. Перед первой мировой войной количество избирателей составляло около 65% от общего числа граждан, соответствующих возрастному цензу.
В Италии по конституции 1848 г. избирательным правом пользовалось менее 3% населения. Необходимым условием для участия в выборах было умение читать и писать. Сохранялся прямой имущественный ценз, а для пассивного права – ценз образования. Только в 1912 г. был принят закон о всеобщем избирательном праве.
В Японии в 1889 г. был установлен однолетний ценз оседлости, и достаточно высокий налоговый ценз. В США избирательное право в большинстве штатов связывалось с владением недвижимым имуществом, либо с уплатой налогов.
Интересной была эволюция избирательного права Австрии. Тут, в отличие от большинства других европейских стран, где представительство носило территориальный характер, было введено и существовало до 1907 г. так называемое реальное представительство. Иногда такое представительство называют также куриальным. По австрийскому закону 1873 г. избиратели делились на четыре курии – землевладельцев, торговых и промышленных палат, городов, а также сельских общин. В конце XIX в. Была предусмотрена пятая курия – всеобщего избирательного права. Каждая курия самостоятельно избирала в имперский рейхстаг определенное количество представителей. Наравне с всеобщими цензами для активного избирательного права были установлены также специальные цензы для каждой группы избирателей отдельно.
Так, для участия в выборах от курии землевладельцев необходимо было владеть недвижимым имуществом, от курий городов и сельских общин – выплачивать установленный прямой налог, от курии торговых и промышленных палат – быть членами этих палат и наконец, от курии всеобщего избирательного права – соответствовать требованию шестимесячного ценза оседлости в избирательном округе. Избиратели, имевшие право участвовать в выборах от одной из первых четырех курий, не лишались права делать это от курии всеобщего избирательного права.
Такой порядок был установлен и в августе 1905 г. во время выборов в Государственную Думу России. Однако куриальное представительство не получило распространения в европейских странах.
Свои особенности имела и эволюция избирательного права Германии. С 1848 г. в Пруссии избирательное право было признано за всеми правоспособными 24-летними мужчинами при условии 6-месячного ценза оседлости. Однако сами выборы были непрямыми: избиратели выбирали выборщиков, а те – членов ландтага. При этом избиратели были неравны. К первому классу относились плательщики, в сумме оплачивавшие треть общей суммы налогов в избирательном округе. Второй класс составляли плательщики, оплачивавшие в совокупности вторую треть соответствующей суммы. Избирателями третьего класса были остальные, включая и тех, кто вообще не платил прямых налогов. Каждый класс выбирал одну треть выборщиков от округа. Уже на первых выборах в ландтаг Пруссии голос избирателя первого класса «весил» почти в двадцать раз больше, чем голос избирателя третьего класса.
В большинстве европейских стран возрастной ценз был установлен в пределах 21-25 лет. Только во второй половине ХХ века динамика общественно-политической жизни привела к снижению возрастного ценза для активного избирательного права. В большинстве стран – это 18 лет. Но, скажем, в Швейцарии и Японии он и сейчас равен 20 годам. Сохраняется разница между возрастом активного и пассивного избирательного права. В разных странах это соотношение – 18 к 21, 23, 25 годам. В Финляндии и Швейцарии они совпадают.
Эволюция избирательного права привела к отмене гендерного ценза. Если в США избирательные права были предоставлены женщинам в 1920 г., то в целом ряде европейских стран и Японии это было сделано после второй мировой войны, а в Швейцарии – лишь в 1971 г.
Во многих государствах введен ценз оседлости. Он варьируется от одного месяца в США, до двенадцати месяцев в Финляндии. Обычно речь идет о проживании на территории конкретного избирательного округа.
Иногда ограничением избирательного права признается так называемый избирательный залог, установленный законами Великобритании, Франции, Канады и др. Каждый, баллотирующийся в парламент, должен внести определенную сумму, возвращаемую только в случае получения установленного количества голосов.
3. Гражданское общество – результат и условие парламентаризма
Гражданское общество – совокупность социальных отношений и институтов, функционирующих независимо от политической власти и способных на неё воздействовать, общество автономных индивидов и автономных социальных субъектов.
Опираясь на данное определение, можно выделить следующую структуру гражданского общества. Она включает, во-первых, всю совокупность негосударственных взаимоотношений в обществе. Это может быть: современный бизнес, общие занятия в клубах по интересам, деятельность в политических партиях, общественных организациях, движениях, семейные, религиозные, творческие взаимоотношения, частная жизнь людей. Во-вторых, гражданское общество состоит из социальных институтов — таких, как семья и брак, частная собственность, хозяйственные корпорации, творческие союзы, наука, церковь, международные неправительственные организации. В сфере частногражданской жизни действия и взаимоотношения людей свободны и определяются их личными желаниями и интересами, а прямое государственное вмешательство в эту сферу ограждено законами.
Главным действующим лицом гражданского общества является личность, свободно ставящая цели своей деятельности и определяющая способы их достижения. Гражданское общество – это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов. Для устойчивых структур государства характерно преобладание иерархических связей, вертикальных отношений, для гражданского общества – горизонтальных невластных связей. Эти последние весьма разнообразны и образуют как бы несколько слоёв.
Их фундамент составляют отношения, связанные с обеспечением жизнедеятельности общества. Это, прежде всего, экономические отношения, основанные на многообразии форм собственности (частная, государственная, муниципальная, коллективная и др.). Наличие собственности является основой экономической свободы личности в любом обществе. Надёжно защищённая законом собственность придаёт человеку определённую степень самостоятельности и независимости от власти государства. Личный интерес субъекта – собственность — является мощным стимулом повседневной деятельности для свободного гражданина. Второй слой – это социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи. Гражданское общество основывается на разветвлённой социальной структуре, отражающей всё богатство и разнообразие интересов множества социальных групп.
Третий слой – это отношения, связанные с индивидуальным выбором, политическими и культурными предпочтениями. Это различные добровольные организации граждан, их ассоциации, муниципальные коммуны, благотворительные фонды, творческие, кооперативные объединения, спортивные общества, политические партии и союзы. Они критикуют различные стороны политики, проводимой на государственном и региональном уровне, ставят перед руководителями различные вопросы, которые поднимают граждане, защищают перед государственными органами интересы и права своих членов, стремятся удовлетворить их запросы и потребности.
Гражданское общество выполняет ряд важных функций:
1. Защита частных сфер жизни человека от необоснованной жёсткой регламентации государства.
2. Создание механизмов общественного самоуправления на базе ассоциаций гражданского общества.
3. Защита граждан и их объединений от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и влияние на формирование и развитие демократических органов государственной власти. Для выполнения этой функции используются такие средства, как акции протеста или поддержки тех или иных требований, активное участие в избирательных кампаниях, независимые средства массовой информации.
4. С помощью своих институтов и организаций гражданское общество обеспечивает реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.
5. Коммуникационная функция гражданского общества проявляется в информировании государства о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.
6. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию, создавая прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. Когда государство начинает «шататься» (кризисы, депрессии), его поддерживают структуры гражданского общества.
Таким образом, развитое гражданское общество имеет для страны большое значение, так как, во-первых, оно создаёт условия для свободной самореализации индивидов, их различных объединений и групп, и во — вторых, оно удерживает государство от подавления индивидов, делая его более демократичным и правовым.
Существует ли гражданское общество в современной Украине? В настоящее время сложилась определённая структура гражданского общества; многие институты и организации, составляющие его основу, существуют реально. Основа создания гражданских союзов была заложена Конституцией Украины 1996 года.
Процесс становления системы общественных объединений (хозяйственных корпораций, творческих союзов, промышленных, земледельческих, просветительских ассоциаций, политических партий, молодёжных, жилищных, благотворительных обществ) в 90-е гг. ХХ века шёл достаточно активно. Однако, по сравнению с западными негосударственными организациями, они отличаются не столько малочисленностью, сколько несравненно меньшим влиянием на государство и общественную жизнь, преимущественно негражданской ориентацией.
В процессе модернизации украинского общества институциализировался средний класс рыночного типа, который обладает ощутимыми ресурсами, способствует развитию конкурентной экономики.
За истекшее десятилетие так и не была демократизирована судебная система, и население чувствует себя незащищённым от государственного вмешательства. Сохраняется всевластие бюрократического аппарата. В стране по-прежнему правит не закон, а чиновник от имени закона.
При столкновении с государством люди нередко терпят притеснения, произвол чиновников и мирятся с этим, часто не зная, и не стремясь узнать, как защитить свои права, не видя и не создавая общественных групп, способных призвать власть к порядку.
Для удовлетворения постоянно развивающихся материальных и духовных потребностей необходим довольно высокий уровень развития экономики, а экономика современной Украины находится в кризисе.
Всё это свидетельствует о том, что гражданское общество в Украине находится только на начальной стадии своего развития. Доминирование государства над обществом продолжается. В то же время опыт структуризации элементов гражданского общества в Украине постепенно приобретается и накапливается, следовательно, движение к современному гражданскому обществу будет продолжаться.
Государство возникло позже общества, но намного раньше гражданского общества. Причинами его возникновения стало развитие хозяйства, сопровождавшееся разделением труда, что потребовало регулирования отношений между социальными структурами; рост населения и усложнение территориальной организации; имущественное расслоение и необходимость защиты собственности.
Современное государство выполняет многообразные функции – как внутренние, так и внешние. К основным внутренним функциям относятся защита конституционного строя и территориальной целостности государства, охрана общественного порядка, регулирование экономических отношений, обеспечение развития здравоохранения, образования, культуры. К внешним – обеспечение безопасности государства и его граждан от внешней агрессии, организация внешнеполитического и внешнеэкономического сотрудничества.
К основным формам государственного правления относятся монархия – абсолютная и ограниченная, и республика – парламентская и президентская; к формам государственного устройства – унитарное и федеративное государства.
Гражданское общество – совокупность свободных собственников, пользующихся всем спектром экономических, политических, социальных, культурных прав и свобод. Такое общество состоит из множества неправительственных, негосударственных организаций. Государство в отношении к гражданскому обществу занимает подчиненное, обслуживающее положение. К сожалению, Украина находится в самом начале пути к построению правового государства и гражданского общества.
ВЫВОДЫ
Парламентаризм возник как результат и условие формирования сословной монархии, как наглядное выражение компромисса между различными социальными группами. Главной функцией первых парламентов было утверждение новых налогов. На протяжении столетий шла борьба за расширение избирательных прав граждан. Результатом этой борьбы становилась прежде всего отмена различных цензов. Кстати, реставрация старых порядков сопровождалась, как правило, восстановлением прежних цензовых ограничений. Подобная ситуация наблюдается в истории большинства развитых государств.
Одним из следствий развития парламентаризма стало складывание гражданского общества. Гражданское общество, с одной стороны, обязано парламентской демократии самим своим возникновением, с другой стороны, оно превратило парламентскую трибуну всего лишь в один из инструментов общественного контроля за государственной властью и влияния на нее.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
1. Какие факторы способствовали возникновению первых европейских парламентов?
2. Какую роль сыграл парламентаризм в истории Европы?
3. Охарактеризуйте основные этапы борьбы за избирательные права во Франции и Англии.
4. С чем, на ваш взгляд, связаны различия и совпадения в развитии парламентаризма в основных странах мира?
5. Какое значение имеет гражданское общество для укрепления парламентаризма?
Источник
История парламентаризма в зарубежных странах
18 сентября 2016 года в Ленинградской области и по всей России пройдут парламентские выборы. От них во многом зависит дальнейшая жизнь – по крайней мере, в ближайшие несколько лет — как регионов, так и всей страны, избравшей парламентаризм как наиболее совершенный тип государственного устройства власти.
В преддверии выборов не лишне вспомнить, что такое в принципе парламентаризм и чем он отличается от других форм государственного управления. История российского парламентаризма берет свое начало с революции 1905 года. Мы же решили окунуться в прошлое поглубже и рассказать о том, как изначально возник парламентаризм и как он развивался за рубежом, где его история исчисляется столетиями.
РОДОСЛОВНАЯ ДЕМОКРАТИИ
Современное представительное правление относительно молодо по сравнению с тысячелетней историей прямого правления народа, идущего корнями к общеплеменным сборам первобытных людей. Прямая демократия – удобный инструмент обсуждения актуальных проблем, когда решение по ним проводится на основании мнения большинства проголосовавших членов общества. Такая система форумов существовала в древнегреческих городах-государствах – полисах. Очевидный недостаток подобной формы управления – ее малый территориальный охват. Физически невозможно собрать в одном месте всех обладающих правом голоса, если государство размерами больше, чем один город или сельская община. Отсюда зародилась идея представительной демократии – организации управления обществом, когда текущие вопросы решались бы избранным на голосовании собранием народных представителей.
По мере роста населения и усложнения социальной структуры постепенно утверждалась форма, получившая название «представительное правление». Чаще всего она реализуется в виде парламентской системы. Представительная демократия основывается на собрании представителей, избираемых обладающими правом голоса членами общества. Представители получают право от своих избирателей выражать их волю в течение определенного срока.
ЧТО ТАКОЕ ПАРЛАМЕНТ?
Слово «парламент» (parliament) – французского происхождения, но при этом родилось в средневековой Англии – колыбели парламентаризма, где вся правящая верхушка того времени была франкоговорящей. Корень слова кроется во французском parler — говорить. Таким образом, парламент – «говорящий орган», своего рода голос общества.
Парламентаризм — система организации верховной государственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при привилегированном положении парламента.
Парламент — общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции; высший выборный законодательный орган. В разных странах этот орган носит разное имя, имея при этом одну и ту же суть. В Великобритании он называется Парламент, в США — Конгресс, в Норвегии — Стортинг, в арабских странах — Меджлис и т.д.
РОЖДЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА
Общепризнано, что новая политическая эпоха парламентаризма началась с английского парламента, ставшего ее символом. Между тем, он отнюдь не был первым представительным органом в западных государствах.
О народных собраниях, ограничивающих власть конунгов у древних германцев, писал еще римский историк Тацит. В самом Риме интересы простого народа перед аристократическим сенатом представляли трибутные комиции – разновидность народного собрания.
Древние корни имеют тинги – собрания свободных скандинавских землевладельцев. Работой тингов руководили правители — конунги, но итоговое решение принимали все участники собрания. В 930 году представители со всей Исландии впервые собрались на альтинг (всеобщее собрание), который можно назвать первым парламентом Европы. Сословно-региональные представительства с 1137 года существовали и в Испании и назывались кортесами.
Парламент в Англии возник в результате длительной борьбы и ряда компромиссов между королями, знатью и городскими общинами, добивавшимися прав самоуправления. Итогом этой борьбы стало принятие королем Иоанном Безземельным в 1215 году Великой хартии вольностей, ставшей своего рода символом политической свободы для всех грядущих поколений. Однако еще почти век борьбы понадобился на то, чтобы английская монархия пошла на союз с обществом и уступила ему часть своих полномочий. С 1295 года начинает свою работу Парламент, в который вошли представители рыцарства и городских коммун. В Парламенте выделяются палата лордов и палата общин. Появляется должность спикера (англ. to speak — говорить), в чьи обязанности входило ведение заседаний нижней палаты. Парламент имел три важнейших полномочия, ограничивающих королевскую власть: право на участие в издании законов, право решать вопросы о налогах и право контролировать деятельность должностных лиц.
В XVII веке острая политическая борьба монархии и парламента вылилась в Английскую революцию. В ходе гражданской войны Англия раскололась надвое, король Карл I лишился головы, а парламентский принцип безоговорочно утвердился в политической системе страны. С того времени каждое свое решение английская монархия принимает с оглядкой на свой парламент.
СТАНОВЛЕНИЕ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА
Практически одновременно с Англией парламент возникает во Франции. Сословно-представительный орган — Генеральные штаты — был созван в 1302 году королем Филиппом IV Красивым для обсуждения налогообложения. Поначалу депутаты собирались по мере необходимости, но с 1357 года стали заседать дважды в год без особого на то указа.
Конечно, Генеральные штаты были менее заметным институтом, нежели английский Парламент, степень их влияния на жизнь общества была существенно ниже. Во многом это происходило из-за территориально-сословного принципа организации: представители регионов не желали делиться с центром прерогативой определять свою налоговую систему. Это привело к снижению эффективности Генеральных штатов, и с 1614 года они перестали собираться вплоть до Великой французской революции. Однако ей предшествовала революция американская, заложившая главные принципы современного парламентаризма во всем мире.
Если на Европейском континенте парламенты возникали на основе политико-правовой традиции, то Конгресс США обязан своим появлением прежде всего революционной идеологии. Колониальная британская власть не поспевала за социально-экономическими изменениями в американских колониях и сознательно их тормозила. В 1775 году началась война за независимость Соединенных Штатов, 13 штатов приняли «Декларацию независимости». Особое внимание молодое государство уделяло политическому строительству, а поскольку большинство держав того периода были монархиями, то надо было обосновать необходимость республиканского строя новой страны.
На помощь пришла Библия: каждый человек греховен по природе, поэтому нельзя отдавать власть в одни руки, должна быть создана система, где законодательная, исполнительная и судебная власти были бы разделены и сдерживали бы монархические аппетиты друг друга. Также новое государство должно быть федеративным, где штаты ограничивали бы экономические и политические аппетиты центра. В основе соблюдения прав всех и каждого в этой стране должна лежать писаная Конституция.
Создание двухпалатного американского Конгресса называется также «великим компромиссом». Были удовлетворены интересы малых штатов: каждый штат в верхней палате — Сенате — отныне был представлен двумя сенаторами, избирающимися на шесть лет, а в Палату представителей конгрессмены избирались пропорционально количеству населения.
Конгрессменов переизбирают каждые два года. Американская парламентская система доказала свою надежность, просуществовав практически в неизменном виде до наших дней, и оказала существенное влияние на формирование новых парламентов в различных уголках Земли.
НОВАЯ ЭПОХА
В 1789 году французский король Людовик XVI созвал основательно подзабытые на тот момент Генеральные штаты для решения финансовых проблем государства. Однако пример успешной Американской революции и неспособность монарха отказаться от сословных принципов устройства Генеральных штатов позволили французским парламентариям открыто поставить вопрос об изменении полномочий и организации представительной власти. Было создано Национальное собрание, пошедшее на усиление конфронтации с королевской властью, что в итоге обернулось Великой французской революцией. Королевская власть была свергнута, монарх казнен, а вся Европа погрузилась в череду революционных войн.
Под руководством Наполеона французская армия прокатилась по Европе, сокрушая на своем пути консервативные режимы и распространяя новые принципы общественного устройства. Несмотря на поражение в битве при Ватерлоо в 1815 году и предпринятую европейскими монархами консервацию своих режимов, необходимость преобразований была ясно осознана передовой общественностью Европы.
Новая политическая эпоха началась с так называемой «Весны народов» — череды антифеодальных и национально-освободительных революций 1848 года, выведших общественное устройство Европы на новый уровень. К концу XIX века принципы парламентаризма стойко утвердились в политической жизни Европы. Так появился германский парламент — Рейхстаг, просуществовавший до конца Второй мировой войны. Его депутаты избирались на основе всеобщего избирательного права. Орган имел право законодательной инициативы, но при этом его компетенция ограничивалась общеимперскими делами. Внутренними делами отдельных немецких государств (королевств, княжеств и герцогств) занимался Союзный совет – Бундесрат, члены которого назначались непосредственно суверенами союзных государств. Заложенные в XIX веке принципы федерализма прослеживаются и в современном устройстве однопалатного парламента ФРГ — общереспубликанского Бундестага. Помимо него существует совещательный орган представительства отдельных земель – Бундесрат, в котором депутаты представлены пропорционально численности населения разных земель Германии.
СОВРЕМЕННЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ
Успешный опыт парламентских систем Европы и Америки послужил сигналом для демократических преобразований по всему миру. Принципы представительной демократии уверенно шествовали по планете. В Южной Америке отличилась Бразилия, в 1888 году учредившая собственный парламент – Национальный конгресс. С тех пор двухпалатный бразильский парламент включает в себя Федеральный сенат и Палату депутатов, которые делят между собой полномочия по управлению государством.
В Азии триумфальное шествие парламентаризма возглавила Япония. В 1889 году здесь был созван Коккай – двухпалатный парламент, состоящий из палаты пэров, членов которой назначал император, и палаты представителей, которых выбирали на ограниченных сословных выборах. С 1947 года право голоса получило все население страны, включая женщин.
Окончание Второй мировой войны ознаменовалось разрушением колониальной системы и появлением целой плеяды новых независимых государств. В подавляющем большинстве они выбирали республиканский строй правления с широким применением принципов парламентаризма. Однопалатные и двухпалатные парламенты начинали свою работу в странах Азии, Африки и Южной Америки.
Примечательно, что в условиях современного мира некоторые государства предпочли отдать больше полномочий своим парламентам в противовес исполнительной власти. Так на политическую арену вышли парламентские республики, в которых правительство подотчетно не президенту, а парламенту. Видным примером парламентской республики является Италия. Парламент Италии с 1947 года состоит из Палаты депутатов и Сената, которые по конституции страны являются равными по статусу. Отличительная особенность Италии в том, что бывшие президенты этой республики являются пожизненными членами Сената.
Новый уровень истории парламентаризма видится в международной интеграции и создании межгосударственных законодательных органов. Начало этому процессу положило создание Европарламента. Очевидно, что общемировые тенденции сводятся к тому, что мировое сообщество и дальше будет интегрироваться на принципах демократии и парламентаризма.
Андрей ГАЛИЕВ (газета «Вести» по заказу Избирательной комиссии Ленинградской области)
Источник