Развитие познавательного интереса старших дошкольников средствами экскурсии

из опыта работы «Детский туризм как средство развития физических качест и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»
статья на тему

«Детский туризм как средство развития физических качест и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Буренкова Галина Викторовна

Заместитель заведующего по ВМР

МБДОУ детский сад № 368

г. Нижний Новгород

Детский туризм как средство развития физических качеств и познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу.

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей.

В настоящее время вопросы активизации двигательного режима и познавательного развития на основе использования средств туризма в работе с дошкольниками, привлекают внимание педагогических работников, но изучение практического опыта выявило, что такие формы туризма, как экскурсия, туристская прогулка используются в детском саду пока не достаточно эффективно.

Данный вид деятельности помогает ребенку, растущему в условиях дефицита общения с природой, войти в окружающий мир, сориентироваться в нем, сблизиться с природой, научиться любить и беречь ее, стать физически крепким, выносливым, духовно богатым человеком, а также способствует обогащению знаний образовательных областей «Физическая культура», «Познание», «Безопасность», «Социализация».

На сегодняшний день не разработана методика использования детского туризма, отсутствуют организационно- методические подходы, позволяющие педагогам использовать их в работе с детьми в условиях ДОУ.

Это обстоятельство и явилось причиной проведения специальной работы в нашем ДОУ, целью которой было — раскрыть возможности детской туристической деятельности как средства воспитания личности, совершенствования его двигательных способностей, развития нравственных и интеллектуальных качеств у детей дошкольного возраста.

Для того чтобы повысить интерес детей к туристической деятельности мы использовали разные формы работы с детьми как в непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога и детей, а также в самостоятельной деятельности детей : занятия, дидактические игры, подвижные игры, КВН, развлечения, викторины, создание проблемных ситуаций, походы, экскурсии и др.

Все мероприятия были направлены на подготовку детей к походам, которые проводились по мере освоения детьми практических знаний и умений, необходимых в походе-прогулке .

В основу нашей работы было положено блочно – тематическое планирование. Все занятия по ознакомлению с туризмом и туристической деятельностью представлены занятиями познавательного характера, а также практическими занятиями.

  1. Блок — «Знакомство с туризмом». Первоначально было проведено

познавательное занятие «Мы юные туристы », целью которого было дать первичные представления о туризме, туристах, туристических снаряжениях, его видах, специфике, вызвать интерес к занятию туризмом. Для этого мы использовали художественное слово, иллюстративный материал. Для активизации детей использовались дидактические игры практического характера («Кому, что нужно для похода», «Собери рюкзак»).

  1. Следующий блок занятий «Туристическая символика», был представлен

занятиями ознакомительного характера — а) со знаками — «Туристические знаки» и «Топографические знаки». Цель этих занятий — знакомство с новыми знаками, закрепление их в различных дидактических играх.

б) о видах костра, целью которого было формирование знаний у детей

о видах раскладки кострах, активизации словаря.

3. Блок занятий «Мы- туристы» — это практические занятия «Рюкзак и снаряжение», «Учимся быть туристами», целью которых было формировать знания у дошкольников о видах раскладки кострах, активизации словаря, расширении представлений о туристических знаках.

На этих занятиях детям было предложено использовать различные практические упражнении по сбору костра, сбору рюкзака, ориентирование по туристическим знакам. Особое внимание уделялось правилам безопасного разведения огня (раскладка костра).

Вместе с детьми обсуждались правила поведения человека в природе (лесу), а так же необходимость взаимопомощи между детьми в походе.

4 блок — проведение спортивных развлечений с целью выявления уровня подготовленности детей к походам-прогулкам, а также для развития физических качеств. Для этого использовались различные эстафеты, задания, подвижные и дидактические игры туристической направленности.

Большое внимание нами уделялось формированию культуры поведения на улице, закреплению знаний безопасного поведения на улице. Целью работы в данном направлении это — закрепление правил движения на улице, расширение знаний о дорожных знаках.

Для этого проводились занятия («Волшебный семицветик», «Путешествие в страну дорожных знаков»), развлечение «Улицы нашего города» с целью моделирования опасных ситуаций на дороге, закрепления знаний детей о безопасном движении, экскурсии, КВН «Юные пешеходы».

Для воспитания дружеских отношений между детьми, закрепления умения заботиться друг о друге, были проведены занятия «Вежливые слова или совершаем добрые поступки», «Добрые поступки», «Что такое хорошо – что такое плохо». Занятия носили практический характер: детям предлагались различные вопросы для рассуждения, дидактические игры проблемного характера («Найди правильный поступок»).

Для эффективности работы по вовлечению дошкольников в туристическую деятельность мы пересмотрели предметно – развивающую среду в группе, которая является важнейшим средством формирования личности дошкольника.

Преимущество созданной развивающей среды: доступность, рациональность, эстетичность, открытость. Художественное оформление отвечает назначению, привлекает и заинтересовывает детей.

Нами был создан – «мини- музей туризма». В «мини- музее» подобран дидактический и наглядный материал, который направлен на воспитание у детей потребности использовать свое свободное время для интересных, занимательных занятий. Нами разработаны и оформлены дидактические игры

«Что такое хорошо- что такое плохо», «Береги все живое», «Пора в поход», «Виды туризма», «Виды костра», «Собери рюкзак» и др. Широко представлены экспонаты, которые дети используют в игровой деятельности.

Важнейшим условием эффективной работы в ДОУ – это установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, обеспечивающего возможность корректировать воспитательные позиции родителей и педагогов. С целью эффективного взаимодействия с родителями мы использовали разные формы работы: консультации, круглый стол по вопросам организации похода с детьми в лес, фотовыставки, выставки сотворчества, совместные развлечения и экскурсии и т. д.

Таким образом, обращение к детскому туризму в условиях ДОУ, как к интегративному средству физического и социально- личностного развития не случайно, поскольку его использование как активного средства воспитания личности, позволяет позитивно влиять на формирование жизненно необходимых ребёнку знаний, умений и навыков, совершенствовать его двигательные способности, а также развивать интегративные качества.

  1. Бочарова Н.И. Организация прогулок-походов с детьми старшего дошкольного возраста методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений / Н.И. Бочарова. — Орел, 1988
  2. Бочарова Н. И. Туристские прогулки в детском саду- М:Аркти, 2004.

Источник

Виртуальная экскурсия как средство формирования познавательного интереса дошкольников

Ольга Фомичева
Виртуальная экскурсия как средство формирования познавательного интереса дошкольников

Детей дошкольного возраста можно назвать «почемучками», поскольку их свойства характера отличает повышенная любознательность, заинтересованность в исследовании окружающего мира, ведь они постоянно задают вопросы. Дошкольников отличает желание узнавать что-то новое, стремление к приобретению новых знаний. По мнению многих учёных, если для ребёнка не созданы соответствующие условия, формирующие познавательную активность, которая является природной потребностью ребенка, то через какое-то время он теряет интерес к процессу познания, становится пассивным.

Одним из самых эффективных средств развития познавательных интересов детей в дошкольном учреждении является использование интерактивных технологии. Внедрение подобных технологий способствует созданию единого информационного пространства в детском саду. С их помощью реализуется широкий познавательный интерес современного дошкольника. Одной из форм работы в рамках этого направления являются виртуальные экскурсии.

Организационную форму образовательной деятельности, которая отличается от реальной тем, что реально существующие объекты отображаются в ней виртуально, называют виртуальной экскурсией. К неоспоримым преимуществам виртуальной экскурсии относятся: 1) доступность восприятия рассматриваемого материала для детей, 2) возможность при необходимости неоднократного просмотра фрагментов и объектов, 3) наглядность, 4) включение интерактивных заданий.

Виртуальные экскурсии позволяют дошкольникам получить визуальные сведения о местах, которые являются недоступными для реального посещения, сэкономить время для реальной поездки, затраты на дорогу. Такие экскурсии позволяют воспитателю самому подготавливать и отбирать нужный материал, планировать и составлять нужный маршрут, изменять содержание в соответствии с поставленными целями, учитывая интересы детей.

Во время виртуальной экскурсии ведущая роль отводится в наибольшей степени поисковому методу, активизирующему деятельность воспитанников. Дети могут не только знакомиться с материалами экспозиций, но и проявить с его помощью свою активность в процессе поиска информации. Подобная деятельность активизируется посредством решения проблемных вопросов, которые должны быть поставлены перед экскурсией. Воспитатель также может дать определённые творческие задания для детей. Основной задачей воспитателя в процессе виртуальной экскурсии является постоянное развитие интереса дошкольников к окружающему миру, развитие желания узнавать новое. В рамках такой деятельности воспитатель вместе с детьми ищет решение обозначенных проблем, искренне восхищается увиденным, радуется новым открытиям. Искреннее участие в детской познавательной деятельности, таким образом, стимулирует умственное развитие детей, их интеллект.

Использование виртуальных экскурсий помогает формировать у дошкольников потребность в получении информации, используя доступные средства, увеличивает мотивацию к исследованию, способствует формированию активной личностной позиции.

В процессе проведения виртуальной экскурсии, ведущей является активность воспитанника. Задачей организатора экскурсии является только создание условий для инициативы детей.В результате происходят следующие изменения: воспитанники выступают полноправными участниками, которые проявляют себя, основываясь на собственном опыте, дошкольники настраиваются на активное исследование и самостоятельный поиск.

Таким образом, активное использование технологии «виртуальная экскурсия» активизирует развитие познавательного интереса, интеллектуальной и творческой активности и любознательности. Такая форма работы способствует полноценному развитию детей старшего дошкольного возраста, преодолению их интеллектуальной пассивности, в процессе их умственной деятельности обогащает их социальный опыт, а также дает возможность использовать этот опыт в конкретной деятельности. Всё это способствует увеличению достижений детей в той или иной области, развитию их ключевых компетентностей.

1. «Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 352с.

2. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада / Н. А. Виноградова. – М. : УЦ «Перспектива»,2011. – 208с.

3. Комарова О. А. Взаимодействие педагога и детей в условиях среды дошкольного образовательного учреждения / О. А. Комарова // Дискуссия. – 2011. – № 10 (18). – С. 104-107.

Театр как средство формирования речи дошкольников Отчет по самообразованию воспитателя второй младшей группы Скурихиной О. В. воспитателя ШМДОКУ д/сад «Солнышко» пгт Ленинское Кировской области.

Интеллектуальная игра ДИП «Сонор» как средство познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста Цель: развивать у дошкольников речевых умений и навыков через авторские игры на основе ДИП «Сонор». Задачи: • осуществлять коррекцию недостатков.

Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста Основной целью экологического.

Развитие речи дошкольников посредством формирования познавательного интереса Развитие речи дошкольников через формирование познавательного интереса. Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно.

Сотрудничество с родителями по теме «Эксперимент как возможность развития познавательного интереса старших дошкольников» В дошкольных учреждениях особое внимание уделяется укреплению взаимодействия с родителями. Создание условий для совместной экспериментальной.

Игра как средство формирования любознательности у дошкольников «Игра как средство формирования любознательности у дошкольников» «Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно.

Экспериментирования как средство познавательного развития дошкольников Экспериментирования, как средство познавательного развития дошкольников На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью,.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте «Посткроссинг» еще и.

Консультация для педагогов «Экологическая проектная деятельность как один из способов формирования познавательного интереса» Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Экологическая тропа как средство формирования познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста На сегодняшний день экологическая проблема взаимодействия человека и природы, и воздействия человеческого сообщества на окружающую среду.

Источник

Читайте также:  Цель второго кругосветного путешествия джеймса кука являлось
Оцените статью