§ 3. Британская колониальная империя
§ 3. Британская колониальная империя
Управление колониями. Крупнейшей колониальной империей к середине XIX в. стала британская, включавшая колониальные владения во всех частях света (Ирландию, Гибралтар и Мальту в Европе; Индию, Цейлон, Южную Америку и т. д.).
Великобритания создала довольно гибкую систему управления, позволившую действовать по принципу «разделяй и властвуй» и во многих случаях поддерживать колониальный режим без громоздкого аппарата, опираясь на местную верхушку (система косвенного управления).
Высшая законодательная власть в Британской империи принадлежала британскому парламенту, а также правительству, которое могло издавать нормативные акты для колоний путем «приказов короля в Совете». Система центрального управления колониями до середины XIX в. не была упорядоченной. Специальная должность государственного секретаря по делам колоний появилась в 1768 г., но лишь в 1854 г. было создано министерство колоний. Высшей апелляционной инстанцией для судов колоний являлся Судебный комитет Тайного совета Великобритании.
Начиная с XVIII в. сложилось общее деление всех колоний на «завоеванные» и «переселенческие», применительно к которым постепенно выработались два типа британского колониального управления. «Завоеванные» колонии, как правило с «цветным» населением, не обладали политической автономией и управлялись от имени короны через органы метрополии британским правительством. Законодательные и исполнительные функции в таких колониях сосредоточивались непосредственно в руках высшего правительственного чиновника — губернатора (генерал-губернатора). Создаваемые представительные органы в этих колониях реально представляли лишь незначительную прослойку местных жителей, но и в этом случае они играли роль совещательного органа при губернаторах. Как правило, в «завоеванных» колониях устанавливался режим национальной, расовой дискриминации. Об этом свидетельствует, в частности, пример Индии — «завоеванной» колонии, занимавшей особое место в колониальной политике метрополии.
Захват и подчинение Индии осуществлялись с XVII в. Ост-Индской торговой компанией, получившей от британской короны многочисленные привилегии. Торговый аппарат компании фактически превратился в аппарат управления захваченными индийскими территориями (Бенгалией, Бомбеем, Мадрасом). В течение всего XVIII в. компания осуществляла неприкрытый грабеж местного населения, который привел к катастрофическим последствиям и вынудил английский парламент вмешаться в деятельность Ост-Индской компании. В 1773 г. был издан первый парламентский акт об управлении Индией. По этому акту все дела компании отныне переходили в ведение Совета директоров, часть из которых должна была периодически сменяться. Губернатор Бенгалии получал должность генерал-губернатора всех английских владений в Индии. Кроме того, актом 1773 г. было предусмотрено создание в Индии Высшего суда, формально отделенного от исполнительной власти в колонии. По акту 1784 г. деятельность компании была подчинена специальному контрольному совету во главе с председателем, который впоследствии стал министром по делам Индии. Тем не менее до конца 50-х — начала 60-х гг. XIX в. в Индии сохранялась двойная система управления и судопроизводства — через органы британской короны и Ост-Индской компании.
Новый этап в развитии британского управления Индией наступил в 1858 г., после восстания индийских солдат, находившихся на британской службе (сипаев). Индия была передана в непосредственное подчинение английской короне и провозглашена империей. Английская королева стала императрицей Индии, а центральный аппарат управления возглавил государственный секретарь по делам Индии, пост которого учреждался в составе британского правительства. При госсекретаре был создан Совет по делам Индии, имевший совещательные функции. В самой Индии вся полнота власти сосредоточивалась в руках генерал-губернатора, получившего титул вице-короля и осуществлявшего свои полномочия совместно с Исполнительным советом. В своем широком составе, включая назначенных генерал-губернатором лиц, этот орган именовался Законодательным советом и мог исполнять законодательные функции. Отдельные провинции Индии управлялись губернаторами и имели свои законодательные советы, а целый ряд индийских княжеств формально выступал в роли суверенных государств.
В конце XIX — начале XX в. в результате подъема освободительного движения британский парламент принял ряд законов об индийских советах (1861, 1892 гг. и др.), которые, однако, лишь несколько расширили представительство коренных жителей в совещательных органах при колониальной администрации.
Другой тип управления сложился в колониях, где большинство или значительную часть населения составляли белые переселенцы из Британии и других европейских стран (североамериканские колонии, Австралия, Новая Зеландия, Капская земля). Долгое время эти территории по форме управления мало чем отличались от любых других колоний, однако постепенно приобрели политическую автономию.
Создание представительных органов самоуправления началось в переселенческих колониях в середине XVIII в. Однако, колониальные парламенты не имели реальной политической власти, ибо высшая законодательная, исполнительная и судебная власть оставалась в руках британских генерал-губернаторов. В середине XIX в. в ряде провинций на территории Канады был учрежден институт «ответственного правительства». В результате вотума недоверия, вынесенного местной ассамблеей, назначаемый Совет при губернаторе, игравший роль колониального правительства, мог быть распущен. Важнейшие уступки переселенческим колониям были сделаны во второй половине XIX — начале XX в., когда они одна за другой добились дальнейшего расширения самоуправления и получили в результате особый статус доминионов. В 1865 г. был принят Акт о действительности колониальных законов, по которому акты колониальных законодательных органов признавались недействительными в двух случаях: а) если они в каком-либо отношении противоречили актам британского парламента, распространенным на эту колонию; б) если они противоречили каким-либо приказам и положениям, изданным на основании такого акта или имеющим в колонии силу такого рода акта. В то же время законы колониальных легислатур не могли признаваться недействительными, если они не соответствовали нормам английского «общего права». Законодательные органы колоний получили право учреждать суды и издавать акты, регламентирующие их деятельность.
В 1867 году британский парламент принял Акт о Британской Северной Америке — конституцию Канады, послужившую образцом для последующих конституций британских доминионов. Этот акт оформил объединение ряда провинций и территорий (Квебек, Онтарио, Новая Шотландия и Нью-Брансуик) в единый федеральный доминион под названием «Канада».
Акт о Британской Северной Америке воплотил в себе основные черты британской конституционной практики в сочетании с опытом построения федерации в США. По форме правления Канада являлась своеобразной монархией, поскольку главой государства провозглашался британский монарх, представленный в самом доминионе генерал-губернатором. Законодательная власть вручалась федеральному парламенту Канады, состоящему из двух палат: сената, назначаемого генерал-губернатором, и избираемой палаты общин. Парламент имел право издавать новые законы по всем важнейшим вопросам жизни федерации, а также принимать поправки к конституции, касающиеся деятельности федерального правительства. Другие поправки к конституции могли осуществляться только британским парламентом по требованию парламента Канады.
Исполнительная власть в канадской федерации принадлежала представителю британской короны — генерал-губернатору, наделенному очень широкими правами, в том числе правом назначения и роспуска в любое время палаты общин, отмены любого закона, принятого парламентом отдельной провинции. Кроме того, генерал-губернатор мог не утвердить законопроект, принятый федеральным парламентом, и представить его на усмотрение британской короне. Однако такое соотношение законодательной и исполнительной власти вскоре перестало соответствовать политической практике развития доминиона. Как и в самой Великобритании, неписаные конституционные обычаи значительно изменили реальное распределение прерогатив основных государственных органов. Уже с конца XIX в. генерал-губернатор мог осуществлять свои полномочия лишь после консультаций со своим правительственным Советом; внутри Совета выделился кабинет министров, возглавляемый и формируемый премьер-министром при условии доверия со стороны палаты общин («ответственное правительство»).
В провинциях Канады — субъектах федерации — создавались провинциальные законодательные органы с весьма широкой компетенцией.
В 1901 году подобным же образом был создан Австралийский Союз — федеративное государство, объединившее несколько самоуправляющихся колоний на территории Австралии. Двухпалатный федеральный парламент состоял из сената и палаты представителей, избираемых населением каждого штата. При этом избирательных прав лишались австралийские аборигены и лица афро-азиатского происхождения. В 1907 и 1909 гг. доминионами стали соответственно Новая Зеландия и Южноафриканский Союз.
После образования доминионов их внешняя политика и «вопросы обороны» оставались в компетенции британского правительства. Начиная с конца XIX в. одной из форм взаимоотношений с доминионами стали так называемые колониальные (имперские) конференции, проводившиеся под эгидой министерства колоний. На конференции 1907 г. по требованию представителей доминионов были выработаны новые организационные формы их проведения. Имперские конференции отныне должны были проводиться под председательством премьер-министра Великобритании с участием премьер-министров доминионов.
В конце XIX — начале XX в. одновременно с захватом огромных территорий в Африке (Нигерия, Гана, Кения, Сомали и др.) усилилась английская экспансия в Азии и на арабском Востоке. Существовавшие здесь суверенные государства были фактически превращены в полуколонии-протектораты (Афганистан, Кувейт, Иран и др.), их суверенитет был ограничен навязанными Англией договорами и присутствием британских войск.
Колониальное право в британских владениях складывалось из актов британского парламента («статутное право»), «общего права», «права справедливости», а также постановлений и распоряжений министерства колоний и нормативных актов, принятых в самой колонии. Широкое внедрение норм английского права в колонии началось со второй половины XIX в., когда колонии стали торговыми «партнерами» метрополии и потребовалось, обеспечить устойчивость товарообмена, безопасность личности и собственности британских подданных.
Переплетаясь с традиционными институтами, местного права завоеванных стран, отражая как собственные, так и навязанные извне общественные отношения, колониальное право было сложным и противоречивым явлением. В Индии, например, правотворческая практика британских судов и колониальное законодательство создали крайне усложненные системы англо-индусского и англо-мусульманского права, которые распространялись на местных жителей. Эти системы отличались электическим смешением норм английского, традиционного, религиозного права и судебных толкований. В колониальном праве Африки также искусственно совмещались мало согласующиеся между собой нормы европейского права, местного обычного права и колониальных законов, копирующих колониальные кодексы Индии. В отношении английских поселенцев в любых частях света действовало английское право. При этом в переселенческих колониях применялось в первую очередь «общее право», а английское законодательство могло не применяться, если об этом не содержалось специального указания в акте британского парламента.
Читайте также
43. Римская империя
43. Римская империя Начало принципата как сложившейся формы власти и управления связывают с правлением преемника Юлия Цезаря, императора Октавиана Августа (27 г. до н. э.-14 г. н. э.). Период империи принято делить на два этапа: 1) принципат (I в. до н. э.-III в. н. э.), от
Ликвидация империя и создание Германского союза
Ликвидация империя и создание Германского союза К началу XIX в. многочисленные германские государства номинально составляли Священную Римскую империю. Реально империя распадалась на почти 300 монархий и автономных политических образований, среди которых уже с XVII в.
§ 6. Французская колониальная империя (до XX в.)
§ 6. Французская колониальная империя (до XX в.) Становление колониальной империи. Возникновение первых колоний относится еще к эпохе абсолютизма, когда Франция захватила ряд владений в Северной Америке (Канада, Луизиана), в Вест-Индии (Гваделупа, Мартиника и др.) и в Индии.В
6. Британская увертюра к сравнительному микроскопу
6. Британская увертюра к сравнительному микроскопу Из Каира сравнительный микроскоп проделал свой путь в Европу. Однако и теперь он не нашел прямого применения на континенте, а проник сначала в Лондон.В 1925 году, когда в Каире закончился процесс над убийцами сирдара, в
Источник
История формирования и развития латиноамериканского права.
У истоков латиноамериканского права стояли взгляды и обычаи коренного населения — индейцев, проживавших на территории Латинской Америки, отразившиеся на его правовых процессах.
В большинстве государств Латинской Америки правовые системы сформировались на основе четырех правовых культур: индейской, испанской, французской и англо-американской. Великий аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес писал: «Сами аргентинцы признают, что находят свое подобие, скорее в гаучо (этническая группа, создавшаяся в XVI—XVII вв., занимающаяся скотоводством [18] ), чем в военном, и этим отличаются от североамериканцев и многих европейцев. Для аргентинцев государство — абстракция, оно безлично, они чувствуют себя индивидами, а не гражданами, несущими обязанности. Нередко кража общественного даже не кажется преступлением, ибо оно ничье» [19] .
Основатель философии «латиноамериканской сущности» Л. Сеа, стремясь осмыслить специфику латиноамериканской цивилизации в общемировом контексте и в ряду родственных ей цивилизаций, выделяет проблему идентичности как центральную для народов, осознающих свое маргинальное положение. Мексиканский философ видит определяющие черты этого цивилизационного типа в том, что относящиеся к нему социокультурные общности, занимая периферийное положение в структуре «мировой» истории, представленной западным миром, всячески стремятся отстоять свою самобытность и право на историческое творчество перед лицом «центров» этого мира [20] . Порождением этой цивилизации и является латиноамериканское право.
В истории становления и эволюции права в Латинской Америке необходимо выделить три периода:
— первый период связан с формированием правовых начал, заложивших основы латиноамериканского права (X—XV вв.);
— второй период связан с колонизацией территории Латинской Америки (XV — начала XIX вв.);
— третий период связан с формированием национальных правовых систем после завоевания независимости (начало XIX в. — до настоящего времени).
Первый период формирования латиноамериканского права связан с зарождением правовых начал, основой которых выступила соционормативная система коренного населения — индейцев, сохранившаяся отчасти до сих пор, особенно в сфере организации и деятельности сельских общин.
Темп развития социальных отношений у племен, проживавших на территории Латинской Америки, был более медленным, чем в Европе. Общество и соответственно и право у племен майя, инков, ацтеков и некоторых других народов, проживавших на территории Латинской Америки до колониального завоевания европейцами, напоминало раннерабовладельческое, где большую роль играла община и общинное производство. К XVI в. процесс отмирания родоплеменного строя в некоторых обществах еще не завершился, например, испанские колонизаторы застали на Юкатане глубокую социальную дифференциацию. Но в целом, общественное развитие разных племен, например, расположенных в долине Мехико, шло крайне неравномерно, и многие из них сохраняли в основном родоплеменное устройство. К моменту своего появления в долине Мехико во второй половине XIII в. ацтеки сохраняли еще такое устройство. В 1325 г. во время основания Теночтитлана, ставшего впоследствии столицей ацтекского государства, у ацтеков были многочисленные роды, которые объединялись в четыре фратрии и составили одно племя. То есть к моменту колонизации у этих племен сложилось раннерабовладельческое общество, в котором сохранялись пережитки родоплеменных отношений.
После X в. на Юкатане существовали отдельные города-государства. Некоторые из них (Майяпан, Уксмал, Чичен-Ица) смогли добиться господства над другими городами-государствами, но эта власть была непрочной. Междоусобные войны, усилившиеся в XV в., привели к ее распаду.
Система управления в различных городах-государствах, в основном, была однотипной. Во главе каждого государства у майя стоял вождь (халачвиник), у инков — верховный инка (сапа-инка), у ацтеков — правитель (тлакатекухтли), в 1 руках которых была сосредоточена вся верховная власть, которая была наследственной и после смерти вождя переходила к старшему сыну (если у умершего не было сына или он был молод, то правление в государстве осуществлял его брат. Если же у него не было брата, то жрецы и знать избирали нового правителя).
Государство инков, расположенное на огромной территории и подчинившее множество различных племен, при слабых экономических связях между отдельными его частями представляло собой чисто политическое объединение. Само государство инков называлось Тауантинсуйу, что в переводе означает: четыре соединенных вместе области.
Важнейшим источником права у этих племен в период становления их государственных начал были правовые обычаи. Вместе с тем, развитие общества требовало также закрепления новых отношений с помощью государственных установлений. В частности, формирование монархической власти сопровождалось постепенным развитием законодательных полномочий верховного правителя, а также правотворчеством других, подчиненных ему должностных лиц.
Для понимания сущности древнейшего права Латинской Америки наибольший интерес представляют нормы, регулирующие собственность, договорные и брачно-семейные отношения. Развитие частной собственности и имущественного неравенства у майя, ацтеков и инков было закреплено в праве. В этих обществах, помимо частной собственности, существовала государственная, общинная собственность на землю.
Договорные отношения, связанные с развитием обмена и имущественного неравенства, также нашли закрепление в правовых нормах. Меновая торговля свидетельствует о значительной распространенности договора мены и купли-продажи. В качестве единицы обмена часто выступали зерна какао, перья и т.д. У ацтеков при продаже раба требовалось присутствие двух свидетелей и согласие самого раба, если он не имел особого ошейника за бегство или неповиновение.
Регулирование брачно-семейных отношений в этих обществах не было единообразным. Семья в этих обществах была преимущественно моногамной. У ацтеков мужчина мог иметь несколько жен и наложниц, но первая жена считалась старшей. У инков многоженство допускалось только для верховного правителя и знати.
Брак заключался после достижения определенного возраста (у ацтеков 20 лет для мужчин, 16 — для женщин) в виде торжественной процедуры, имевшей и юридическое, и религиозное значение. При заключении брака определялось приданое невесты, а жених делал подарки будущему тестю.
Уголовно-правовые отношения в древних государственных образованих Латинской Америки отличались простотой и суровостью, выражавшиеся в том, что за правонарушение следовало определенное и весьма строгое наказание. Наказания тесно переплетались с нравственно-религиозными санкциями.
Основными видами преступлений у ацтеков были: богохульство, колдовство, предательство, бунт против власти, присвоение отличительных знаков должностных лиц, похищение свободных людей, пьянство, клевета и т.д. У инков преступлениями (помимо указанных выше) считались восстания, измена, неподчинение администрации, в частности, приказаниям старосты, уничтожение мостов, путешествие без разрешения, аборт, лжесвидетельство, пьянство и др.
В следующий период развитие латиноамериканского права был связан с колонизацией Латинской Америки Португалией и Испанией. Этот процесс сопровождался уничтожением их правовых начал и правовых обычаев. Основу колониального права в Латинской Америке составило феодальное право Испании и Португалии.
После открытия Америки в 1492 г. Испания и Португалия стали сильнейшими державами Западной Европы и вплоть до XVII в. удерживали первенство в колониальных захватах этого континента. В соперничестве между этими двумя католическими монархиями сферы влияния в мире делились при посредничестве Ватикана и закреплялись серией договоров. Для судеб Нового Света решающее значение имел Тордесильясский договор 1494 г., установивший границу между будущими испанскими и португальскими владениями таким образом, что открытая позднее Бразилия досталась Португалии. Остальная часть Южной Америки, вся Центральная Америка и Карибский бассейн, значительная часть южных штатов современных США оказались под властью Испании. В XVII в. окрепшие Голландия, Франция и Англия начали теснить испанских и португальских колонизаторов 1 .
Таким образом, в течение четырех веков с XV до начала XIX вв. территория Латинской Америки была колонией Испании, Португалии и частично Франции, и, соответственно, на этой территории действовало колониальное право. В частности, с 1537 г. в Испанской Америке было распространено законодательство Кастилии — крупнейшей исторической области Испании, включавшее множество сборников, большей частью происходивших из римского права и законодательства вестготов. Тай, королевская седула 1530 г. указала, что на Испанскую Америку распространяются законы Кастильи.
В 1567 г. было издано собрание законов в девяти томах — «Новый свод», регулировавший основные отрасли права в Испании и на территории колоний. Колониальные судебные органы часто выносили решения, ссылаясь на доктрины римского и канонического права.
На территории Бразилии, колонизированной Португалией, действовали сборники законов португальских королей — Ордонансы королей Альфонсов III и IV конца XIV — начала XV вв., Ордонансы Филиппа 1603 г.
Установив в Латинской Америке новый социальный и правовой порядок, колонизаторы столкнулись с устойчивостью некоторых традиционных институтов (община и общинное землепользование и т.д.). В результате они были вынуждены санкционировать действие индейских правовых и доправовых норм. Некоторые из них были включены в колониальное право. Например, была узаконена подушная подать с индейцев — трибуто.
В специальном акте испанского короля 1555 г. предписывалось соблюдать законы и добрые обычаи, которые с древних времен индейцы использовали для своего хорошего управления, но при непременном условии, что они не противоречат священной религии и законам. В колониальной Мексике нормы, действовавшие в этот период — испанское и новоиспанское законодательство, «индийское право» и право индейцев постепенно составили единый правовой корпус 1 . Это было характерно для всей Латинской Америки.
В XVI в. в связи с накоплением в колониях огромного правового материала стали появляться компиляции законов, носившие неофициальный характер. В 1556 г. был подготовлен сборник законов, действовавших в Новой Испании.
Таким образом, в колониальный период постепенно существовавшие ранее обычаи и традиции древних народов, населявших Латинскую Америку, видоизменялись и ограничивались колониальным правом.
Следующий этап развития латиноамериканского права связан с формированием самостоятельных национальных правовых систем, обусловленный провозглашением независимости государств. Так, Чили стала независимой в 1810 г.; Бразилия была провозглашена независимой империей в 1822 г., а в 1889 г. — независимой республикой. После освободительной войны против колонизаторов в 1889 г. была образована Федеративная Республика Аргентина.
В этот период колониальное право с помощью кодификации заменялось национальным правом. Кодексы составлялись на основе европейских моделей, с одной стороны, а с другой учитывались особенности латиноамериканского общества. Процесс кодификации длился достаточно долго, но его исходные моменты связаны с двумя важнейшими документами нормативного и доктринального характера.
Во-первых, это Гражданский кодекс Чили, который был подготовлен по поручению правительства известным венесуэльским юристом А. Белло. Работа над этим документом началась в 1846 г. и завершилась в 1855 г. Его автор разработал уникальную модель кодификации, которая заключалась в том, что за основу были взяты положения римского права, испанской средневековой кодификации 1263 г. и Французского гражданского кодекса, а также были учтены национальные особенности политической, экономической и культурной жизни не только Чили, но всей Латинской Америки.
Во-вторых, это классический труд бразильского ученого-юриста Тексейра де Фрейтаса о кодификации и систематизации права, в котором была изложена латиноамериканская концепция кодификации, построенная, с одной стороны, на основе восприятия европейской основы кодификации, а с другой — на восприятии собственных правовых традиций.
Вышеуказанные разработки законодательного и доктринального характера послужили классической моделью дальнейшей кодификации на латиноамериканском континенте. В частности, были приняты Гражданские кодексы Аргентины, Эквадора, Колумбии, Панамы, Никарагуа и др.
Вслед за кодификацией гражданского права последовало принятие кодексов в других отраслях права. Так, в 1874 г. был принят Уголовный кодекс Чили по образцу Уголовного кодекса Испании 1870 г. с максимальным учетом национальных особенностей. В 1859 г. в Аргентине был принят Торговый кодекс, а в 1886 г. — Уголовный кодекс.
Сильное влияние на формирование правовых систем государств Латинской Америки в XX в. оказало становление военных диктаторских режимов. Это характеризуется, прежде всего, ослаблением процесса кодификации и усилением роли делегированного законодательства, которым сильно ограничивается правотворческая деятельность парламентов, происходит ограничение основных прав и свобод человека, и, наконец, устанавливается жесткий государственный контроль над политической, экономической и социальной сферой жизни общества.
Принципы построения и функционирования судебной системы государств Латинской Америки также заимствованы из правовой системы США, что особо проявляется в деятельности и структуре верховных судов этих государств. Однако, судебный прецедент в системе источников права в правовых системах этих государств не выступает в качестве основного источника, аналогично американскому праву.
В латиноамериканских государствах функционирует институт судебного контроля конституционности законодательства, заимствованный у романо-германского права, и отличается от американской модели судебного конституционного контроля.
Правовые системы государств Латинской Америки традиционно находятся под влиянием католической церкви. Это находит свое проявление на конституционном уровне. В частности, в Конституции Аргентины признается приоритет конкордатов [21] над национальным законом [22] . Это объясняется, прежде всего, тем, что абсолютное большинство населения этих государств (свыше 90%) исповедует католицизм. Отсутствует единая система взаимоотношений церкви и государства. Они строятся по-разному: если в одних государствах провозглашается нейтралитет в отношении между ними, то в других существует официальный союз церкви с публичной властью; а в-третьих — государство ограничивает деятельность церкви с помощью специальных законов, вплоть до ее подконтрольности специальному законодательству.
Рассматривая тенденции развития латиноамериканского права, необходимо отметить, что Латинская Америка сегодня освобождается от пассивного подражания иностранным политико-правовым моделям. Набирает силу тенденция учреждения и развития государственно-правовых и общественно-политических институтов национального происхождения. Тексты конституций стали более конкретны и учитывают социально-экономические условия, а также политическую обстановку в мире вообще, и в Латинской Америке в частности 1 .
Таким образом, современные правовые системы латиноамериканских государств характеризуются двумя тенденциями:
— усиление интеграции в рамках латиноамериканского континента, т.е. выработка общих подходов в решении различных проблем;
— включение государств этого региона в формирование единого политического, экономического, торгового и правового пространства в масштабах всего американского континента, которое раньше охватывало только США, Канаду и Мексику.
В системе законодательства конституционные нормы занимают главенствующее место. В латиноамериканских государствах уже давно (с начала XIX в.) сложилась практика и традиция конституционного строительства. Несмотря на конституционную нестабильность в этих государствах, именно конституции принадлежало и принадлежит главенствующее место в системе источников права.
Во всех государствах приняты и действуют писаные конституции, среди которых самой старой на латиноамериканском континенте является Конституция Боливии 1826 г., Конституция Аргентины была принята в 1853 г. и действует в новой редакции 1994 г., Конституция Мексики была принята в 1917 г., Конституция Бразилии — в 1934 г. (новая редакция 1988 г.), Конституция Чили — 1980 г.
В государствах Латинской Америки широко распространено делегированное законодательство. Это обусловлено как президентской формой правления, так и существованием на определенных этапах истории этих государств диктаторских режимов, при которых многие функции, принадлежавшие законодательной власти, переходили к президентам и военным диктаторам. Например, в период существования военного режима в Аргентине Верховный суд признал силу закона за декретами, принимавшимися правительством.
Судебная практика играет вспомогательную роль в системе источников права. Ее роль как источника права в разных национальных правовых системах государств Латинской Америки различна. Например, в Мексике существует так называемый институт обязательного прецедентного права, который означает, что решение некоторых высших судов, в частности Верховного суда и коллегиальных окружных судов, является обязательным для применения в дальнейшем, как для них самих, так и для нижестоящих судебных инстанций [23] .
В Аргентине пленарные решения апелляционных судов являются обязательными для нижестоящих судебных органов. Что касается Бразилии, то за судебными органами признается возможность применения права, а не его создания. Верховный суд выступает в качестве источника единообразного толкования формулировок правовых норм. Таким образом, в Бразилии судебная практика не является источником права.
Обычай как источник латиноамериканского права является вспомогательным, второстепенным и носит субсидиарный характер.
Роль обычая как источника латиноамериканского права варьируется от страны к стране. В одних странах, например, в Аргентине и Бразилии, роль обычая как источника права болеет значительна, чем в других государствах.
Характеризуя обычай как источник латиноамериканского права, необходимо обратить внимание на специфику регулирования отношений с коренным населением — индейцами. В частности, Конституция Бразилии 1988 г. признает их социальную организацию, обычаи, языки, верования и традиции, а также первоначальное право на землю, традиционно ими занимаемую. Индейцы, их сообщества и организации являются законной стороной в суде при защите своих прав и интересов, причем в этих случаях прокуратура участвует в рассмотрении дела на всех стадиях процесса [24] .
Доктрина как система различных правовых теорий и учений также является источником латиноамериканского права. Большинство правовых понятий и терминов, а также методов исследования и толкования права, формировались и модернизировались в рамках правовой доктрины, оказывающей определенное влияние на законотворческую и правоприменительную деятельность в этих государствах.
Общеправовые принципы также являются источниками латиноамериканского права. Такие принципы, как принцип суверенитета, защиты основных прав и свобод, равенства всех граждан перед законом, получившие конституционное закрепление, оказывают свое воздействие в качестве источника права в различных сферах правовой жизни этих государств.
Кроме вышеназванных источников, особая роль в этой системе принадлежит международно-правовым нормам. В условиях интеграции Латинской Америки с другими государствами мира признание этого источника в качестве основного является необходимым условием. Так, в Конституции Аргентины провозглашается, что Конституция, законы и договоры с иностранными государствами являются высшими законами нации. Более того, закрепляется приоритет международных договоров над законом 1 .
В-третьих, структура латиноамериканского права признает деление права на публичное и частное.
В-четвертых, латиноамериканское право признает дуализм частного права, т.е. параллельное существование двух отраслей права: гражданского и торгового, которые регулируются отдельными кодексами.
Структура латиноамериканского права характеризуется четкой отраслевой классификацией. Практически во всех национальных правовых системах существуют такие отрасли частного права, как гражданское, торговое и др., а также отрасли публичного права — конституционное, административное, уголовное и уголовно-процессуальное право.
Многие латиноамериканские государства давно уже имеют кодифицированное законодательство, регулирующее гражданско-правовые отношения. Например, как уже отмечалось, первым гражданским кодексом на территории Латинской Америки был Гражданский кодекс Чили 1855 г., который стал образцом для принятия аналогичных кодексов в латиноамериканских государствах. Первый Гражданский кодекс Аргентины был принят в 1869 г. и вступил в силу в 1871 г. В 1998 г. был опубликован новый проект Гражданского кодекса, который был утвержден в 2001 г. В Боливии в 1975 г. также был принят новый Гражданский кодекс.
Особенности регулирования института права собственности в
этих государствах заключается в том, что право частной собственности тесно связано с социальной функцией собственности, в силу чего частная собственность в соответствии с конституционными нормами может быть ограничена, включая экспроприацию ее в целях «социального благосостояния». Данная концепция собственности содержится во многих действующих латиноамериканских законодательствах.
Правовое регулирование сферы торговых отношений осуществляется самостоятельно. Под влиянием французского законодательства в Латинской Америке еще до завоевания независимости была воспринята идея деления частного права на гражданское и торговое. Эта идея получила дальнейшее развитие и закрепление в период кодификации права, во время которого, наряду с гражданскими, принимались и торговые кодексы. Дуализм частного права нашел отражение в одном из первых торговых кодексов Латинской Америки — Торговом кодексе Бразилии 1850 г. В торговых кодексах регламентировались специфические торговые институты и операции: векселя, морская торговля, страхование, банкротство и т.д.
Однако, в последнее время встречается практика регулирования торгово-правовых отношений гражданским кодексом. В частности, Аргентина пошла по пути объединения гражданского и торгового кодексов. По мнению цивилистов, такое объединение вызвано тем, что происходит «коммерциализация» гражданского права. В Гражданский кодекс Аргентины были включены коммерческие контракты. Он состоит из 7 книг и дополнительных статей. Книга делится на титулы, титулы на главы, главы на секции, секции на параграфы, параграфы на статьи: 1. Книга первая «О праве», 2. Книга вторая «Общая часть», 3. Книга третья «О семейных отношениях», 4. Книга четвертая «Об обязательственных правах», 5. Книга пятая «О вещных правах», 6. Книга шестая «О переходе прав после смерти», 7. Книга седьмая «Об общих положениях личных и вещных прав», дополнительные статьи.
Конституционное право в государствах Латинской Америки имеет богатую историю, которая началась после завоевания национальной независимости. Так, разработанная в качестве «идеального образца» Конституция Боливии 1826 г. закрепляла принцип разделения властей. Наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью, она выделяла «избирательную власть».
За период независимости все государства Латинской Америки приняли и отменили по нескольку конституций. Это положение характеризируется как конституционная нестабильность. Например, в Эквадоре только в XIX в. сменилось 12 конституций, в Боливии — 9, в Колумбии — 11, в Доминиканской Республике — 15, в Венесуэле — Ии т.д. 1
Во всех правовых системах государств Латинской Америки особое место занимает экономическое законодательство, которое отражает особый путь экономического развития государств этого региона. Важнейшим фактором, определяющим государственную и экономическую политику латиноамериканских государств, является прямая зависимость латиноамериканской экономики от иностранного капитала. Доля американского капиталовложения в экономику этих государств составляет примерно 4/5 всех иностранных капиталовложений.
Начиная с 30-х годов XX в. происходит активное вмешательство государства в экономику. Это выразилось в процессе национализации промышленности, жестком протекционизме -и государственном контроле за распределением продуктов. Затем наступило время новой политики — неолиберализма, главной чертой которого является ограничение вмешательства государства в экономическую сферу путем денационализации государственных предприятий, интернационализации экономики и стимулировании равной доли экспорта и импорта.
Начиная с 1930-х годов разрабатывается законодательство о труде. Так, в 1943 г. был принят Трудовой кодекс Бразилии, где кодексы подробнейшим образом расписывают социальные гарантии работников.Административное право в государствах Латинской Америки как самостоятельная отрасль национального права начала складываться с середины XIX в. и в настоящее время оно достигло высокого уровня развития, сопоставимого с уровнем административного права западных государств. Хотя ведущие правовые принципы и были импортированы в латиноамериканский регион из стран Западной Европы и Северной Америки, в результате длительной эволюции они существенным образом изменились 1 .
Первые конституции независимых латиноамериканских государств, принятые в 20-е годы XIX в., уделяли внимание многим административным вопросам, но прежде всего регулировали работу министерств и определяли ответственность министров. Постепенно во всех государствах стало формироваться особое законодательство, посвященное проблемам исполнительной власти.
Практика деятельности латиноамериканских государств показала характерную для управления закономерность: управление развивается эволюционно, любые быстрые и скачкообразные перестройки затрагивают администрацию лишь поверхностным образом.
Для проведения реорганизации государственного аппарата в качестве экспертов приглашались специалисты из США и-стран Западной Европы. Ныне административное право государств Латинской Америки, как и в самом начале своего развития, стремится использовать зарубежный опыт. Но теперь это уже не слепое копирование, а серьезные попытки улучшить функционирование самобытных административных институтов. Поэтому современный этап характеризуется созданием специфических для государств Латинской Америки моделей административно-правового регулирования, стремлением осмыслить и творчески использовать мировой опыт развития административного права.
В последнее время особое место в структуре современного латиноамериканского права занимают вопросы регулирования охраны окружающей природной среды. Например, Конституция Бразилии содержит нормы об охране окружающей среды. Она устанавливает следующий основной принцип: каждый человек
имеет право на баланс экологического окружения, защита которого в равной мере должна осуществляться государственными органами и гражданским обществом. Конституция предусматривает серию мер, которые должны проводиться государственными органами для реализации этого права 1 .
Регулирование уголовно-правовых отношений в латиноамериканских государствах испытало на* себе большое влияние испанского права (в частности, Уголовного кодекса Испании 1822 г.), также Уголовного кодекса Франции 1810 г. На основе заимствования правовых положений первые уголовные кодексы государств Латинской Америки закрепляли формальное равенство граждан перед уголовным законом, учитывалось также соответствие тяжести преступления и наказания, отменялись наиболее варварские наказания феодальной эпохи. Уголовный кодекс Гаити 1835 г. и Уголовный кодекс Доминиканской Республики 1884 г. были составлены именно на основе УК Франции.
В XX в., в связи с развитием национальных правовых систем в Латинской Америке уголовное право претерпевало дальнейшие изменения. Старые феодальные или полуфеодальные уголовноправовые институты под влиянием новых условий преобразовывались, некоторые из них были постепенно отменены. Например, в Боливии в 1997 г. была одобрена новая редакция УК 1834 г., во многом отражающая новую уголовно-правовую политику в соответствии с требованием времени.
В последнее время усиливаются тенденции формирования надгосударственного регионального права, которое обосновало бы самобытность и автономность латиноамериканского права. С этой целью отдельные государства, в частности Бразилия, стремятся к координации политики латиноамериканских государств с тем, чтобы объединить и интегрировать их усилия для решения стоящих перед ними задач. Согласно Конституции Бразилии, она стремится к экономической, политической, социальной и культурной интеграции с народами Латинской Америки с целью образования Латиноамериканского содружества наций.
На современном этапе латиноамериканские государства координируют свою деятельность в различных сферах. С этой целью проводится, как уже отмечалось, общая правовая политика, направленная на гармонизацию законодательства и унификацию правовых норм. Достижение этой цели во многом зависит от формирования общего правового пространства латиноамериканских государств, которое обуславливает сближение правовых систем этих государств. Интеграционные процессы в Латинской Америке происходят по нескольким направлениям.
Прежде всего, они происходят в политической сфере, осуществляемые через соответствующие структуры. На саммитах латиноамериканских государств, -происходящих на постоянной основе, принимаются основные решения, направленные на выработку общей интеграционной политики и принятие мер по ее реализации. Кроме того, создана совместная Парламентская комиссия, как орган, представляющий парламенты государств-членов. Ее функция состоит в ускорении внутренних процессов, направленных на скорейшее и эффективное вступление в силу решений, принимаемых органами Общего рынка стран Южного конуса — МЕРКОСУР. Комиссия также принимает меры по гармонизации законодательства государств-членов.
Интеграционные процессы происходят в экономической сфере. Благоприятные перспективы этому создает Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР), который все в большей степени трансформируется в политико-экономическое объединение по аналогии с моделью Евросоюза.
Источник