Роль предпринимательства в экономике страны
Развитие предпринимательства является одним из самых точных показателей экономического и социального уровня государства.
1. Создание новых рабочих мест, обеспечение занятости трудоспособного населения и, как следствие, сокращение числа людей, нуждающихся в социальной помощи.
Эта роль представляется значимой при нестабильности функционировании рынка труда, при наличии значительного количества безработных и других подобных социальных проблем. Предпринимательство влечет за собой распространение вторичной занятости. В целом распространение вторичных форм занятости более характерно для сферы услуг (за исключением торговли и общественного питания), особенно высока доля вторичной занятости на предприятиях финансово-кредитной сферы и социально-культурного комплекса.
2. Обеспечение социальной стабильности и снижение уровня бедности.
Вопрос социальной стабильности всегда актуален при росте социальной напряженности в обществе. Развитие предпринимательства способствует росту денежных поступлений в бюджет, некоторому снижению безработицы и т.д.
3. Возможность энергичным и предприимчивым людям открыть своё дело в производственной, научной и другой деятельности, реализуя в ней свои способности.
4. Увеличение налоговых поступлений.
5. Рост доли ВВП, создаваемой организациями, занятыми в сфере предпринимательства.
6. Увеличение численности среднего класса, следовательно, улучшение социальной и политической стабильности.
7. Взаимодействие малого и крупного бизнеса, способствующее выжить в современных рыночных условиях предприятиям-гигантам, и встать на ноги вновь созданным частным и малым предприятиям. Предпринимательство построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются не на подавление малого бизнеса, а, наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтому крупные и малые предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.
Малые предприятия и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия выступают в качестве поставщиков комплектующих изделий, что позволяет им использовать специализацию и кооперирование не только в области производства, но и в сфере сбыта продукции и ее технического обслуживания. Мелкие и средние предприятия — субподрядчики крупных компаний работают на основе подетальной, поузловой, модульной или иной специализации, где они достигают высоких результатов за счет эффекта технологического разделения труда. Они часто берут на себя выполнение одной — двух операций в сложном технологическом процессе, который в комплексе осуществляется крупной компанией. В рамках технического сотрудничества крупные фирмы-заказчики, выпускающие дорогостоящую готовую продукцию на базе комплектующих изделий, предоставляют своим субпоставщикам-исполнителям в аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на льготных условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей части комплектующей продукции на своих сборочных заводах, дают разрешение на использование своей торговой марки.
Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий получила в современных условиях система контрактных отношений на основе франчайзинга. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет также кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий.
8. Участие в развитии инфраструктуры городов и районов.
9. Благотворительная деятельность.
10. Повышение уровня знаний, квалификации, переобучение кадров
11. Охрана окружающей среды (установление очистных сооружений, утилизация токсичных отходов, облагораживание прилежащих территорий).
Предпринимательство построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются не на подавление малого бизнеса, а, наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтому крупные и малые предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.
Малые предприятия и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия выступают в качестве поставщиков комплектующих изделий, что позволяет им использовать специализацию и кооперирование не только в области производства, но и в сфере сбыта продукции и ее технического обслуживания. Мелкие и средние предприятия — субподрядчики крупных компаний работают на основе подетальной, поузловой, модульной или иной специализации, где они достигают высоких результатов за счет эффекта технологического разделения труда. Они часто берут на себя выполнение одной — двух операций в сложном технологическом процессе, который в комплексе осуществляется крупной компанией. В рамках технического сотрудничества крупные фирмы-заказчики, выпускающие дорогостоящую готовую продукцию на базе комплектующих изделий, предоставляют своим субпоставщикам-исполнителям в аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на льготных условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей части комплектующей продукции на своих сборочных заводах, дают разрешение на использование своей торговой марки.
Сотрудничество малых предпринимательских структур с крупным бизнесом, организованных таким образом осуществляется в рамках предпринимательских системам.
Ранее предпринимательская деятельность осуществлялась без системы, без четких целевых установок, а, следовательно, недостаточно эффективно. Предпринимательские системы способствуют инновационному развитию, как крупных предприятий, так и малы. С одной стороны крупное предприятие, общаясь непосредственно с малыми строительными организациями, непосредственно определяют ту неудовлетворенную потребность, которая существует на рынке в настоящее время и удовлетворение которой потребует создание нового инновационного продукта. С другой стороны малые предприятия, входящие в состав такой предпринимательской системы будут работать более стабильно и уверенно.
Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий получила в современных условиях система контрактных отношений на основе франчайзинга. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет также кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий.
8. Участие в развитии инфраструктуры городов и районов.
9. Благотворительная деятельность.
10. Повышение уровня знаний, квалификации, переобучение кадров
11. Охрана окружающей среды (установление очистных сооружений, утилизация токсичных отходов, облагораживание прилежащих территорий).
12. Глобализация национальной и международной экономики, стабильность экономических отношений между ними.
Предприятия в целях расширения рынка сбыта и завоевания новых территорий для осуществления предпринимательской деятельности создают свои филиалы и представительства в соседних, а также удаленных регионах, тем самым начинают участвовать в развитии этих регионов.
13. Предпринимательство выполняет стимулирующую функцию, то есть улучшая экономическую и социальную обстановку на одной территории предприятия вызывают желание близлежащих районов последовать их примеру.
Предпринимательство занимает свое особое место в экономических отношениях, внедряя в них, прежде всего нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно, воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.
Таким образом, предпринимательство выполняет не только экономические функции, оно теснейшим образом связано со всеми сферами жизнедеятельности общества. Знание состояния и тенденций развития предпринимательства, выявление его связей и зависимостей с другими структурными элементами общества, позволяет более четко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления гражданского общества в России.
Источник
Роль предпринимательства в экономике страны
Малое и среднее предпринимательство играет весомую роль в народнохозяйственном комплексе любого страны и всей страны в целом. Оно представляет собой сложное социально-экономическое явление и обладает количественными и качественными характеристиками. Субъекты малого и среднего предпринимательства присутствуют и успешно во множестве отраслей экономики.
Малый бизнес определяет темпы экономического роста, а также структуру и качество валового национального продукта. В большинство развитых странах, процент ВВП приходящего на долю малого бизнеса составляет 60-70%.Стоит отметить, что дело не только в высоких показателях. Сектор малого бизнеса является основой современной рыночной инфраструктуры, который обеспечивает конкурентную среду экономики. Правительственная поддержка малого предпринимательства зачастую неспособна оказать должный результат из-за ряда проблем, которые ограничивают деятельность малого предпринимательства. Количественные показатели в РФ значительно уступают показателям развитых стран. Российский малый бизнес сформировался и начал свое развитие сравнительно недавно, но уже успел пройти сложный путь [7, с. 153].
С момента перехода к рыночной экономике вся страна в целом в своем сознание продолжает меняться. Стремительное развитие к переходу ведет за собой глобальное появление малого бизнеса. Развиваются новые структуры промышленности, предприниматели малого бизнеса, научились использовать вторичный материал производства, при этом развиваться и получать неплохую прибыль. Ведь крупный бизнес держится на основе малых предприятий. Предприниматели создают дополнительные места для рабочих, развивают инновации. Такие предприятия более гибкие в отношение изменений ситуаций на рынке [17, с. 153].
Малый бизнес — наиболее важный элемент рыночной экономики. Без него невозможно создание рыночной структуры экономики. Малый бизнес не только участвует в развитии экономики страны в целом, но и содействует научно-техническому прогрессу и выполняет большую социально-экономическую роль. Преимущества малого бизнеса перед крупным заключается в его гибкости и адаптивности к внешним постоянно изменяющимся условиям рынка, за счет небольшого масштаба. Малое предприятие в большей степени способно ориентироваться на потребителя.
Значение малого бизнеса для рыночной экономики невозможно преувеличить. Во-первых, субъекты малого предпринимательства участвуют в создании ВВП страны. Так, например, в России доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 20 %, в то время как в США вклад малого и среднего бизнеса в ВВП составляет около 35 % [11. ]При том малые предприятия участвуют в создании ВВП как напрямую, так и косвенно- в качестве «помощника»крупного предприятия.
Во-вторых, увеличение субъектов малого предпринимательства способствует усилению конкуренции на рынке, что стимулирует работу всех предприятий на рынке и ведет к научно-техническому прогрессу, за счет создания новых изобретений, и развитию экономики в целом.
В-третьих, малый бизнес является одним из источников формирования бюджетов всех уровней. Он является одним из источников налоговых поступлений. Предприниматели совершают налоговые отчисления в бюджет с прибыли своих организаций, а также малый бизнес является источником доходов для физических лиц — работников предприятий.
В-четвёртых, малый бизнес играет большую социально-экономическую роль, путём создания новых рабочих мест, тем самым сокращая уровень безработицы в стране.
В-пятых, малый бизнес способствует развитию денежно-кредитной системы страны. Ведь основным источником финансирования деятельности малых предприятий являются банки и небанковские кредитные учреждения. Спрос на кредитные деньги со стороны малого бизнеса стимулирует движение денежных потоков и увеличение денежной массы с помощью эффекта денежного мультипликатора.
Таким образом, малое и среднее предпринимательство, несомненно, важная, даже неотъемлемая часть структуры области или страны, как социальной, так и экономической. Сегодня доля малого предпринимательства в экономике субъекта РФ очень значительна. Малый и средний бизнес выказывает ярко выраженную ориентацию в силу своих специфических особенностей. Его субъекты ориентируются на потребности местного рынка, а также на существующие возможности, и уже исходя из этого, строят свою предпринимательскую деятельность.
Первым, и самым важным, аспектом является повышение уровня занятости и самозанятости в стране. Человек получает возможность реализовать свои предпринимательские способности. Все, кто хочет работать – имеют такую возможность. Развитие предпринимательства позитивно сказывается на состоянии рынка труда. Это объясняется в первую очередь тем, что создаются новые рабочие места, а это в свою очередь значит, что увеличиться и спрос на рабочую силу. Одним из показателей, характеризующих эффективность хозяйственную деятельности страны, является уровень безработицы [5, с. 67]. Таким образом, участие в экономике страны субъектов малого и среднего предпринимательства очевидно.
Во-вторых – малое и среднее предпринимательство создает комфортную среду для жизни населения. Оно помогает ослабить тенденции к социальной дифференциации, которые присущи рыночной экономике.
Третье проявление роли выражается в удовлетворении локального спроса и специфических потребностей в специализированной продукции и услугах, так как только малые предприятий способны обеспечить индивидуальный подход к клиенту и в полной мере удовлетворить спрос за счет узкой специализации. Лучше всего представление о конъюнктуре рынка дает именно малый бизнес, учитывает все детали [5, с.68]. Благодаря субъектам малого и среднего предпринимательства удается обеспечивать индивидуальный подход к каждому клиенту, что никогда не удастся крупному бизнесу, с его направленностью на удовлетворение спроса широких слоев населения.
Также, малое и среднее предпринимательство способствует развитию рынков, так как оно отвечает и за формирование местной инфраструктуры. Благодаря ему, есть возможность снижения транспортных расходов и других факторов. К сожалению, в настоящее время наблюдается большой отток рабочей силы с периферии страны в центр. Поддержка и развитие малого и среднего бизнеса уменьшает отток рабочей силы и формирует экономику страны.
Что касается обеспечения налоговых поступлений в бюджет страны – бюджет страны получает большую часть поступлений именно от налоговых отчислений субъектов МСП и прочих поступлений от них же.
Таким образом, малое и среднее предпринимательство, несомненно, способствует экономическому развитию страны. Это выражается и в создании значительной части ВВП, и в инновационной деятельности малых предприятий. Именно малый бизнес является «проводником» инноваций, активно осваивает новые технологии, а также создает инновационные продукты. Таким образом, мы видим, что роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике любого страны крайне велика.
Источник