- Развитие равноправного сотрудничества со странами народной демократии
- Договоры о дружбе и взаимопомощи между СССР и странами народной демократии (стр. 128—134)
- Развитие равноправного сотрудничества со странами народной демократии
- Глава 4. Становление мировой социалистической системы (1945—1949 гг.). Новый тип международных отношений (стр. 120—135)
- Укрепление братской дружбы и сотрудничества со странами народной демократии — первостепенная задача внешней политики Советского Союза (стр. 120—128)
Развитие равноправного сотрудничества со странами народной демократии
2. Договоры о дружбе и взаимопомощи между СССР и странами народной демократии (стр. 128—134)
Договоры о дружбе и взаимопомощи между СССР и странами народной демократии (стр. 128—134)
В становлении мирового социалистического содружества, в защите национального и государственного суверенитета молодых народно-демократических стран важную роль сыграли договоры о дружбе и взаимной помощи, заключенные Советским Союзом с этими государствами. В них нашли свое выражение и политическое закрепление новые принципы братской дружбы и взаимопомощи, которые стали определять основное содержание взаимоотношений стран социалистического содружества. Вместе с тем в договорах нашло свое отражение положение, существовавшее в Европе к моменту их подписания, расстановка классовых и политических сил на международной арене.
Сам факт заключения подобных договоров между СССР и народно-демократическими государствами означал не что иное, как конец отчужденности и вражды, существовавших между ними при буржуазных режимах в странах Восточной Европы, конец историческому этапу, когда эти государства использовались международным империализмом как орудие в борьбе против первой страны социализма.
Договоры о дружбе и взаимопомощи были заключены в различные периоды, в разных исторических условиях. Договоры между СССР и Чехословакией, между СССР и Польшей были подписаны еще в годы второй мировой войны, и поэтому [стр. 128] основное внимание в них уделялось вопросам военного союза в вооруженной борьбе против фашистской Германии. Так, договор между СССР и Чехословацкой республикой был подписан в 1943 г. Ему предшествовало подписание по инициативе Советского правительства советско-чехословацкого соглашения о союзе в войне против гитлеровской Германии (июль 1941 г.), по которому Советский Союз признал Чехословакию как государство в домюнхенских границах. Характерно, что английское правительство, на которое опиралось в своей деятельности чехословацкое эмигрантское правительство в Лондоне, не пошло на признание Чехословакии в этих границах. На просьбу правительства Э. Бенеша оно дало отрицательный ответ, сославшись на позицию правительства Великобритании, изложенную в письме лорда Галифакса от 18 июля 1940 г. В письме Галифакса говорилось, что английское правительство, приступая к акту о признании, «не имеет в виду тем самым заранее взять на себя обязательство, что оно признает или будет поддерживать установление каких-либо будущих границ в Средней Европе» 1.
1. Цит. по: Б. Лаштовичка. В Лондоне во время войны. М., 1966, стр. 55.
После длительных переговоров и преодоления сопротивления Бенеша, руководствовавшегося узкоклассовыми интересами чешской буржуазии, 12 декабря 1943 г. был подписан советско-чехословацкий договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве. Он отмечал необходимость «взаимно объединиться в политике постоянной дружбы и дружественного послевоенного сотрудничества, так же, как и взаимной помощи» 2. Стороны обязались оказывать друг другу военную и другую помощь и поддержку всякого рода в войне против фашистской Германии и всех ее союзников (ст. 1), не заключать какого-либо союза и не принимать участия в какой-либо коалиции, направленной против другой стороны (ст. 5). Договор предусматривал тесное послевоенное сотрудничество на основе принципов равноправия и уважения суверенитета, оказания взаимной военной и другой помощи в случае агрессии против одной из договаривающихся сторон (ст. 3 и 4).
2. «Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной воины», т. I. М., 1946, стр. 430.
Этот договор сыграл большую роль в совместных усилиях двух народов в борьбе против фашистской Германии, в оказании Советским Союзом необходимой военной, материальной и политической помощи и поддержки народам Чехословакии в их тяжелой борьбе за освобождение от гитлеровских оккупантов и заложил прочный фундамент послевоенного сотрудничества обеих стран. [стр. 129]
На завершающем этапе войны, 21 апреля 1945 г., был заключен Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между СССР и Польской Республикой 3. Он закрепил сложившиеся в ходе освободительной борьбы против гитлеровской Германии союзнические отношения и дружественное сотрудничество между обоими народами в соответствии с принципами взаимного уважения их независимости и суверенитета, а также невмешательства во внутренние дела друг друга. Взяв на себя обязательство и по окончании войны с Германией принимать совместно все меры, находящиеся в их распоряжении, для устранения любой угрозы повторения агрессии со стороны Германии или какого-либо другого государства, которое объединилось бы с Германией в агрессии непосредственно или в какой-либо иной форме, стороны подчеркнули, что они будут участвовать в духе самого искреннего сотрудничества во всех международных мероприятиях, направленных к тому, чтобы обеспечить мир и безопасность народов, и полностью вносить свой вклад в дело осуществления этих высоких целей. В случае вовлечения одной из сторон в послевоенный период в военные действия с Германией, которая возобновила бы свою агрессивную политику, или с другим государством, которое объединилось бы с ней в агрессии, договор предусматривал оказание взаимной военной и иной помощи и поддержки всеми доступными средствами. Предусматривались сотрудничество в духе дружбы в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей и взаимная помощь в восстановлении хозяйства.
3. См. «Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны», т. III. М., 1947, стр. 197.
11 апреля 1945 г. был подписан Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между Советским Союзом и Югославией.
Сразу же после окончания войны правящие круги США провозгласили откровенно экспансионистский курс на обострение обстановки в Европе и в мире, на разжигание антисоветизма и антикоммунизма. Выражением агрессивных планов Соединенных Штатов Америки явились «доктрина Трумэна» и «план Маршалла», провозглашенные в первой половине 1947 г. Озабоченные подъемом революционного движения в Европе, провалом попыток империалистических сил предотвратить победу народно-демократического строя в странах Восточной Европы, правящие круги США под видом помощи разоренным войной европейским странам оказывали всемерную поддержку — материальную и политическую — всем реакционным силам в европейских странах, активно выступавшим против СССР, [стр. 130] народно-демократических государств, против революционного прогрессивного движения.
Воспользовавшись тяжелым экономическим положением европейских стран, США стремились обосноваться в Европе, превратить ее в бастион американской монополистической буржуазии, создать не только барьер против СССР и всего революционного и демократического движения, но и базу для подрывной деятельности против них.
Именно поэтому империалистические круги поощряли в Западной Германии возрождение милитаризма, вынашивали планы создания агрессивных блоков, в которых важное место отводилось западногерманским реваншистским силам. Это привело «к политическому расколу Европы и к образованию двух лагерей европейских стран» 4.
4. «Внешняя политика Советского Союза, 1948 год», ч. I, М., 1950, стр. 146.
Естественно, при сложившихся новых условиях в Европе Советский Союз и народно-демократические государства должны были позаботиться об укреплении системы своей обороны, о защите своих революционных завоеваний и государственного суверенитета. Дальнейшее развитие получили союзнические отношения между СССР и европейскими народно-демократическими странами.
Договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи были подписаны в 1948 г.: с Румынией — 4 февраля, Венгрией — 18 февраля и Болгарией — 18 марта. Заключение этих договоров европейскими социалистическими странами означало создание надежного барьера на пути агрессивных империалистических планов, обеспечило необходимые условия для дальнейшего равноправного и дружественного сотрудничества, мирного развития, упрочило их международные позиции.
Договоры, по сути дела, преследовали те же цели, что и советско-чехословацкий и советско-польский договоры,— создание прочного союза против возможной агрессии со стороны германского империализма и укрепление экономического, культурного и политического сотрудничества братских стран. Содержание этих договоров обусловлено также международной обстановкой, сложившейся вскоре после окончания второй мировой войны.
Дальнейшее развитие и укрепление дружественных отношений, сотрудничество в интересах всеобщего мира и безопасности в соответствии с целями и принципами ООН — вот основные цели, которыми руководствовались стороны при подписании союзнических договоров. Для осуществления этих задач, отвечающих жизненным интересам народов социалистических государств, стороны, как гласит, например, советско-болгарский [стр. 131] договор, обязались «предпринимать совместно все зависящие от них меры к устранению любой угрозы возобновления агрессии со стороны Германии или какого-либо другого государства, которое объединилось бы с Германией непосредственно или в какой-либо иной форме» 5. В случае возобновления такой агрессии стороны обязались немедленно оказать друг другу военную и всяческую иную помощь всеми имеющимися в их распоряжении средствами. Сходные положения содержатся и в договорах, заключенных СССР с другими европейскими странами народной демократии.
5. «Внешняя политика Советского Союза. 1948 год», ч. I, стр. 159.
В договорах нашли свое отражение не только вопросы обороны. В них включены статьи, предусматривающие развитие и укрепление экономических и культурных связей между договаривающимися сторонами в духе дружбы и сотрудничества, следуя принципам взаимного уважения, независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга 6.
Определяя значение советско-болгарского договора, в своей речи при его подписании Г. М. Димитров подчеркнул, что он, несомненно, является новым вкладом в общие усилия обеих стран, направленные к установлению прочного мира и нормального международного сотрудничества. «Этот Договор,— подчеркнул Димитров,— отвечает полностью жизненным интересам нашего народа и отражает его сокровеннейшие чаяния. Проведение в жизнь постановлений Договора вдохнет еще большую уверенность нашему народу в справедливость его дела и удвоит его творческие усилия в деле строительства Народной Республики Болгарии, как здорового элемента демократии и мира на Балканах, и ее всестороннего развития на пути социализма» 7.
Г. Димитров подчеркивал, что дружба с Советским Союзом является краеугольным камнем внешней политики, могучим фактором и движущей силой общественного, экономического и культурного развития по пути к социализму 8.
8. См. Георгий Димитров. Биографический очерк. М., 1973, стр. 216.
«Трудящиеся нашей страны,—говорил Генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Чехословакии Г. Гусак,— в лице Советского Союза обрели бескорыстного друга, с которым их связывает единство идей и целей, надежного партнера для сотрудничества в экономической, культурной и других областях, а главное — несокрушимую опору своей национальной и государственной безопасности. Лозунг выдающегося деятеля чехословацкого и международного коммунистического движения [стр. 132] Клемента Готвальда: «С Советским Союзом —на вечные времена» — стал жизненным кредо всех наших трудящихся» 9.
9. Г. Гусак. Избранные статьи и речи. М., 1973, стр. 866.
Договоры о дружбе и взаимопомощи между СССР и другими социалистическими государствами отразили принципиально новые межгосударственные отношения социалистического типа. Они составили основу коллективной безопасности стран мирового социалистического содружества, превратились в важные инструменты обеспечения международного сотрудничества и упрочения мира во всем мире, в барьер на пути осуществления агрессивных планов империализма. Эти договоры способствовали сплочению социалистических стран в единую семью, укреплению могущества социалистического содружества, созданию необходимых международных условий для строительства социализма и коммунизма.
Заключение договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и другими европейскими социалистическими государствами явилось важной вехой в развитии братского сотрудничества стран социализма, в становлении мировой социалистической системы.
В 1947—1949 гг. были заключены договоры о дружбе, взаимной помощи и сотрудничестве между европейскими странами народной демократии: Польшей и Чехословакией (10 марта 1947 г.), Албанией и Болгарией (16 декабря 1947 г.), Болгарией и Румынией (16 января 1948 г.), Венгрией и Румынией (24 января 1948 г.), Болгарией и Чехословакией (23 апреля 1948 г.), Болгарией и Польшей (29 мая 1948 г.), Венгрией и Польшей (18 июня 1948 г.), Болгарией и Венгрией (16 июля 1948 г.), Румынией и Чехословакией (21 июля 1948 г.), Польшей и Румынией (26 января 1949 г.), Венгрией и Чехословакией (16 апреля 1949 г.).
К концу 40-х годов между европейскими социалистическими государствами было заключено 35 таких союзнических договоров. Эти договоры сыграли огромную роль в стабилизации политического положения в Европе. Они имели неоценимое значение для укрепления международных позиций СССР и молодых народно-демократических государств, для упрочения независимости и государственного суверенитета последних и объединения усилий стран социалистического содружества в борьбе за сохранение всеобщего мира. Широкая система равноправных межгосударственных договорных отношений братских стран знаменовала углубление их сотрудничества, укрепление могущества и международного авторитета социалистического содружества.
Историческое значение имело образование в октябре 1949 г. Германской Демократической Республики — первого в истории [стр. 133] немецкого народа государства рабочих и крестьян. С победой в нем народно-демократического строя существенно сузилась база германского империализма и милитаризма. ГДР вступила на путь социалистического развития, в ней были полностью ликвидированы корни милитаризма и империализма. Между ГДР и социалистическими государствами установились братские отношения дружбы и сотрудничества. [стр. 134]
Источник
Развитие равноправного сотрудничества со странами народной демократии
История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 120—128
Глава 4. Становление мировой социалистической системы (1945—1949 гг.). Новый тип международных отношений (стр. 120—135)
1. Укрепление братской дружбы и сотрудничества со странами народной демократии — первостепенная задача внешней политики Советского Союза (стр. 120—128)
Укрепление братской дружбы и сотрудничества со странами народной демократии — первостепенная задача внешней политики Советского Союза (стр. 120—128)
Победа народно-демократических революций в ряде стран Европы и Азии была подготовлена всем ходом предшествующего исторического развития. Влияние Великой Октябрьской социалистической революции и всемирно-исторических успехов первой в мире страны социализма, деятельности Коминтерна, подъем революционного и национально-освободительного движения особенно в годы второй мировой войны против иноземных захватчиков — все это вместе с великими победами Советских Вооруженных Сил и войск других стран антигитлеровской коалиции в войне против фашистской Германии и империалистической Японии создало благоприятные условия для того, чтобы большая группа стран отпала от мировой капиталистической системы, для победы народно-демократических революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, на севере Кореи, во Вьетнаме и Китае 1. В 1949 г. провозглашена ГДР 2.
Процесс становления и развития народно-демократических государств, перерастание народно-демократических революций в социалистические в каждой стране имели свои особенности. Этот сложный процесс характеризовался обострением классовой борьбы как в каждой отдельной стране, так и па международной арене в целом. И если дело не дошло до открытой гражданской войны в каждой из них, до открытой империалистической интервенции, то здесь решающая роль принадлежит интернационалистской помощи и поддержке Советского Союза, его военно-политической мощи, тесному сотрудничеству с прогрессивными силами в этих странах при осуществлении коренных социально-экономических преобразований. Благодаря этим факторам провалились все планы внутренней контрреволюции и империалистических сил извне в отношении народно-демократических государств. С помощью СССР народы этих стран отразили все наскоки международного империализма, приступили к созданию нового типа государств, ставших на путь социализма. [стр. 120]
Г. М. Димитров на V съезде Болгарской рабочей партии (коммунистов) в 1948 г. подчеркивал, что если наступление внутренней и международной реакции в Болгарии в первые годы существования народно-демократической власти не приняло формы открытых вооруженных действий, то это объясняется не только решительными мерами народной власти, бдительностью и энергией Болгарской коммунистической партии, но и «наличием в стране частей Советской Армии — освободительницы, которые самим фактом своего присутствия в известной степени сковывали действия реакции» 3.
3. Г. Димитров. Избранные произведения, т. II. М., 1957, стр. 622.
В период подготовки и заключения мирных договоров с бывшими союзниками гитлеровской Германии Советский Союз решительно отстоял интересы молодых народно-демократических государств. С Болгарией, Венгрией и Румынией были заключены мирные договоры (10 февраля 1947 г.), которые отвечали интересам народов этих стран, интересам их прогрессивного развития 4.
Диктатура пролетариата в странах Центральной и Юго-Восточной Европы «отразила своеобразие развития социалистической революции в условиях ослабления империализма и изменения соотношения сил в пользу социализма. В пей нашли также свое отражение исторические и национальные особенности отдельных стран» 5. Она утвердилась в форме народной демократии, которая явилась новой формой политической организации общества.
5. «Программа Коммунистической партии Советского Союза». М., 1974, стр. 19—20.
1947—1949 годы — важный этап в развитии народно-демократических государств. Этот этап совпал с проведением коренных преобразований как в области экономики и социальных отношений, так и в области политики, в результате чего утвердились социалистические производственные отношения, укрепилась власть рабочих и крестьян.
На первый план в тот период выдвинулась национализация крупной промышленности — важнейшее революционное мероприятие, нанесшее тягчайший удар по крупной монополистической и средней буржуазии. Оно было осуществлено в Болгарии в 1947 г., в Румынии — в середине 1948 г., в Польше — в начале 1946 г., в Чехословакии — двумя этапами: в 1945 и в 1948 гг., в Венгрии — в 1946—1949 гг., в ГДР — в 1946 и 1949 гг., в Албании — к началу 1947 г. и т. д.
Разрешение коренных задач социалистической революции в экономической жизни стран народной демократии привело к изоляции и вытеснению опиравшихся на поддержку внешних [стр. 121] империалистических сил буржуазных элементов и буржуазно-националистических и коллаборационистских политических партий, подрыву их политических позиций.
Решающее значение имело преодоление раскола рабочего класса, объединение на принципах марксизма-ленинизма коммунистических и социал-демократических партий. Происходила консолидация патриотических и демократических сил.
В ходе ожесточенных классовых битв рабочий класс и его авангард по мере развития народно-демократических революций привлек на свою сторону трудящиеся классы, укрепил и развил подлинно народную власть. Несмотря на то что эта борьба в каждой стране носила острый характер, рабочий класс, возглавивший все национальные и патриотические силы, одержал победу в целом относительно мирным путем.
В феврале 1948 г. трудящиеся Чехословакии под руководством Коммунистической партии нанесли решительное поражение буржуазии, пытавшейся с помощью внутренней и внешней реакции совершить контрреволюционный переворот 6.
6. В феврале 1948 г. министры — представители правых сил подали в отставку и вызвали глубокий политический кризис, который перерос в решающую битву за власть в Чехословакии. В результате выступления подавляющего большинства народа заговор правого, антикоммунистического блока потерпел провал, и правительственный кризис был разрешен конституционным путем.
В ходе развития революции в странах народной демократии создавались экономические и военно-политические предпосылки для образования мировой системы социалистических государств. Однако процесс становления мировой системы социализма — это не единовременный акт. Он был непосредственно связан с развитием сотрудничества СССР и народно-демократических государств, сотрудничества принципиально нового типа во всех областях жизни — экономической, военно-политической и культурной. Огромную роль сыграли тесные контакты между КПСС и другими братскими партиями, которые своей интернационалистской политикой способствовали воспитанию трудящихся в духе интернационализма и патриотизма, помогали вести борьбу за преодоление пережитков буржуазного национализма и шовинизма.
Межпартийные отношения на первом этапе явились одним из решающих факторов для развития всестороннего сотрудничества СССР и народно-демократических стран, выработки общей линии и политики в решении важнейших внутренних и внешнеполитических проблем стран социалистического содружества.
Немаловажное значение имел выход народно-демократических государств из внешнеполитической изоляции. Дипломатические акции СССР, политическая поддержка Страны Советов сыграли большую роль в упрочении международных позиций [стр. 122] всех стран народной демократии. В борьбе против происков империалистических держав, открыто вмешивавшихся в их внутренние дела, они опирались на морально-политическую и экономическую помощь СССР, на поддержку всего прогрессивного человечества.
Конкретным проявлением помощи Советского Союза на этом этапе было, бесспорно, дипломатическое признание Советским правительством первых правительств народно-демократических государств. Эта акция имела не формальное значение. Она послужила серьезным предупреждением для внутренней контрреволюции и империалистической реакции, стремившихся совместными усилиями изменить весь ход развития в свою пользу. Советский Союз первым признал демократическое польское правительство и установил с ним дипломатические отношения (2—5 января 1945 г.). Этот акт предопределял прочность международного положения новой, народной власти в Польше и означал крушение всех планов правящих кругов Англии и США относительно возвращения в Польшу реакционной эмигрантской клики. Советское правительство первым из великих держав установило дипломатические отношения и с сформированными после свержения реакционных, фашистских режимов правительствами Румынии (6 августа 1945 г.), Болгарии (14— 16 августа 1945 г.) и Венгрии (25 сентября 1945 г.). Как известно, эти страны в период войны являлись союзниками фашистской Германии. Однако на завершающем этапе войны народы Румынии, Болгарии и Венгрии приняли участие в разгроме гитлеровской Германии, создали демократические правительства, которые последовательно проводили в жизнь условия перемирия.
10 ноября 1945 г. СССР установил дипломатические отношения с Албанией. Причем Советский Союз в данном случае был первой великой державой, признавшей албанское демократическое правительство. С Чехословакией СССР восстановил дипломатические отношения еще в самом начале Великой Отечественной войны — 18 июля 1941 г.
Характерно, что вопрос о дипломатическом признании правительств народно-демократических государств правящие круги западных держав превратили в предмет всякого рода политических спекуляций. Они пытались использовать этот вопрос в своих корыстных целях, для оказания политического давления, вмешательства во внутренние дела народно-демократических стран.
Весьма показательно поведение англо-американской дипломатии в вопросе признания, например, Венгрии. После того как Советское правительство сообщило венгерскому правительству о решении установить дипломатические отношения с Венгрией, представитель США также заявил о готовности его [стр. 123] правительства установить с ней дипломатические отношения, но при условии, если венгерское правительство гарантирует «свободные и беспрепятственные выборы». В таком же духе было сделано заявление английским правительством. Оно дало понять, что установит дипломатические отношения с Венгрией только при выполнении ряда условий, направленных на поддержку внутренних реакционных сил, на предотвращение подлинно демократического развития Венгрии и других восточноевропейских стран.
Установив дипломатические отношения с народно-демократическими странами, Советский Союз внес большой вклад в дело укрепления их независимости и суверенитета. «Этим актом Советский Союз,—писала венгерская газета «Сабад неп» по поводу решения Советского правительства об установлении дипломатических отношений с Венгрией,— не только помогает Венгрии выйти из дипломатической изоляции, но и способствует укреплению международного положения венгерской демократии. Советское правительство устанавливает дипломатические отношения с Венгрией без всяких условий; мы рассматриваем это как самое важное обстоятельство».
Реакционные круги США и Англии открыто вмешивались во внутренние дела молодых народно-демократических государств в период подготовки и проведения первых послевоенных выборов, поддерживали правые политические партии и группировки, стремились оказать влияние на расстановку классовых и политических сил. Они даже пытались использовать в этих целях союзные контрольные комиссии (СКК). Так, представитель США генерал-майор В. Робертсон пытался использовать СКК для грубого вмешательства во внутренние дела Болгарии, для оказания прямой помощи реакционным политическим силам в борьбе против демократического строя в стране, в частности в связи с выборами в Болгарское народное собрание 27 октябри 1946 г. Однако благодаря действиям советских представителей эти планы были сорваны.
Советский представитель в СКК в своем письме Робертсону от 4 октября заявил, что «обеспечение свободных выборов является прерогативой Болгарского правительства, которое в этом отношении сделало все необходимое. Следовательно, обсуждение поставленных Вами вопросов в СКК и, тем более, принятие каких-либо мер с ее стороны явилось бы нарушением этих прерогатив и грубым вмешательством во внутренние дела Болгарии. С другой стороны, СКК не может обсуждать эти вопросы, поскольку они не входят в ее компетенцию, определяемую Соглашением о перемирии с Болгарией» 7. [стр. 124]
По мере становления народно-демократических государств, проведения социалистических преобразований происходил процесс экономического, культурного и политического сближения этих государств и Советского Союза и вместе с тем вырабатывались формы и методы межгосударственных отношений социалистического типа. Складывалось мировое содружество стран социализма.
Надо иметь в виду, что эти страны вступали на путь социализма с различными уровнями экономического и политического развития, с разными историческим прошлым и национальными особенностями, с неодинаковыми традициями революционной борьбы и т. д. Прежде всего большинство этих стран были в экономическом отношении отсталыми странами. В них отсутствовала тяжелая промышленность. Длительное господство иностранных монополий, фашистская оккупация, военные действия привели к тому, что страны Центральной и Юго-Восточной Европы вышли из войны с разрушенным и подорванным народным хозяйством. Некоторые из них были поставлены фашизмом и собственной буржуазией и помещиками на грань экономической катастрофы. Так, в Румынии к началу 1947 г. объем промышленной продукции достигал лишь 48% по сравнению с 1938 г. Промышленное производство в Болгарии после войны составляло 64% довоенного уровня, а производство продуктов сельского хозяйства — около 70%. Огромный урон был нанесен немецкими оккупантами народному хозяйству Польши. Военные разрушения, хозяйничанье гитлеровцев уменьшили национальное богатство страны на 38%, основательно подорвали производительные силы и значительно снизили жизненный уровень трудящихся даже по сравнению с низким уровнем довоенной Польши. Мощности промышленных предприятий Венгрии в 1945 г. составляли всего 60%, а промышленное производство — 1/3 уровня 1938 г.
Сложные проблемы стояли перед КПСС и другими братскими партиями в деле налаживания сотрудничества народно-демократических государств и СССР. Требовалось не только решение многих принципиальных политических проблем, но и оказание Советским Союзом огромной материальной помощи всем народно-демократическим странам.
Советская помощь сыграла важнейшую роль не только в преодолении послевоенных трудностей, она имела большое значение для защиты экономической, а следовательно, и национальной независимости государств народной демократии от посягательств западных держав.
О братской помощи Советского Союза странам народной демократии ярко свидетельствуют первые торговые соглашения и последовавшие за ними советские поставки необходимого сырья, [стр. 125] оборудования и продовольственных товаров. По этим соглашениям Советский Союз поставлял большое количество сельскохозяйственной продукции, нефтепродуктов, металла и металлоизделий, машин, оборудования и др. Финансово-экономическая помощь Советского Союза во многом способствовала быстрейшему восстановлению народного хозяйства, преодолению серьезных трудностей в экономическом и политическом развитии стран народной демократии. Так, первое торговое соглашение между СССР и Болгарией было подписано 14 марта 1945 г., 15 декабря 1945 г. заключено соглашение о поставке из Советского Союза в Болгарию 30 тыс. т кукурузы и 20 тыс. т пшеницы. 15 апреля 1946 г. МИД СССР сообщил болгарскому правительству, что по его просьбе дополнительно в течение 3— 4 месяцев будет поставлено 40 тыс. т зерна. 27 апреля 1946 г. в Москве было подписано новое болгаро-советское торговое соглашение, которое предусматривало увеличение импорта из СССР в 2,5 раза по сравнению с поставками по соглашению 1945 г. В 1945—1947 гг. Болгария получила от СССР 229 тыс. т нефтепродуктов и масел, 217 тыс. т металла и металлоизделий, 33 тыс. г хлопка, 72 тыс. комплектов автомобильных покрышек, 2020 грузовиков и тракторов и т. д. Румынии СССР предоставил в 1945 г. в порядке займа 300 тыс. т зерна, в 1946 г. (в связи с повторившимся неурожаем) — 50 тыс. т (в обмен на нефтепродукты), по соглашению 25 июня 1947 г.—80 тыс. г. В 1946 г. был подписан протокол об оказании Советским Союзом Чехословакии чрезвычайной помощи зерном (с возмещением поставками чехословацкого происхождения), в июле 1947 г.— советско-чехословацкое соглашение о взаимных поставках товаров сроком на 5 лет, 14 декабря 1948 г.—о займе Чехословакии в золоте (слитках) на сумму 132,5 млн. руб.
Помощь Советского Союза, развитие экономического сотрудничества между европейскими странами народной демократии способствовали претворению в жизнь планов восстановления их хозяйства, осуществлению коренных преобразований в экономической и политической жизни, приведших к утверждению социалистических производственных отношений, дали возможность перейти к долгосрочному хозяйственному планированию.
Это, в свою очередь, создало базу для заключения долгосрочных двусторонних экономических соглашений, для дальнейшего развития хозяйственного сотрудничества на основе новых принципов — принципов дружбы и взаимной помощи.
Важную роль сыграли договоры о торговле и мореплавании и другие долгосрочные соглашения. 20 февраля 1947 г. в Москве был заключен договор о торговле и мореплавании между СССР и Румынией. Стороны договорились о том, что «предоставят взаимно друг другу безусловный и неограниченный режим [стр. 126] наиболее благоприятствуемой нации в отношении всех вопросов, касающихся торговли между обеими странами и мореплавания, а также в отношении промышленности и других видов хозяйственной деятельности на их территориях» 8. Подобные договоры Советский Союз заключил и с другими странами народной демократии: с Венгрией (15 июля 1947 г.), с Чехословакией (11 декабря 1947 г.), с Болгарией (1 апреля 1948 г.). Советско-болгарский договор предусматривал, что правительства обеих стран «будут время от времени заключать соглашения, определяющие объем и состав взаимных поставок товаров как на годовые, так и на длительные периоды, а также другие условия, обеспечивающие бесперебойный и возрастающий товарооборот между обеими странами в соответствии с потребностями развития народного хозяйства каждой из них» 9. 26 января 1948 г. было подписано соглашение между СССР и Польской республикой о взаимных поставках товаров в 1948—1952 гг. Оно определяло основные контингенты взаимных товарных поставок общей стоимостью свыше 1 млрд. долл. Кроме того, было подписано соглашение о поставках Польше промышленного оборудования в кредит в 1948—1956 гг. 10 апреля 1949 г. было заключено соглашение с Албанией о поставке Советским Союзом в кредит оборудования и материалов.
8. «Внешняя политика Советского Союза. 1947 год», ч. I. М., 1952, стр. 361.
9. «Внешняя политика Советского Союза. 1948 год», ч. I. М., 1950, стр. 165.
Торгово-экономические соглашения между СССР и странами народной демократии, заключенные в 1947—1950 гг., Явились выражением тех новых экономических отношений, которые складывались между социалистическими государствами.
Достигнутый уровень экономического сотрудничества социалистических стран создал предпосылки для новых организационных форм и методов в углублении и расширении их хозяйственных связей. В январе 1949 г. в Москве состоялось экономическое совещание представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии, на котором обсуждался вопрос об организации более широкого экономического сотрудничества братских стран. Было признано целесообразным и своевременным создание общего экономического органа — Совета Экономической Взаимопомощи — на принципах равноправного представительства участвующих в совещании стран. Основная задача Совета Экономической Взаимопомощи — обмен хозяйственным опытом, оказание друг другу технической помощи, взаимной помощи сырьем, продовольствием, машинами, оборудованием и т. д. Совещание подчеркнуло, что «Совет Экономической Взаимопомощи является открытой организацией, в [стр. 127] которую могут вступить и другие страны Европы, разделяющие принципы Совета Экономической Взаимопомощи и желающие участвовать в широком экономическом сотрудничестве с вышеназванными странами». В феврале того же года в СЭВ вступила Албания, в сентябре 1950 г.— ГДР, в июне 1962 г.— Монгольская Народная Республика, в 1972 г.— Куба.
Создание СЭВ ознаменовало новый этан в укреплении экономического сотрудничества стран социализма, развитии социалистического международного разделения труда и экономической интеграции 10. [стр. 128]
10. Входящие в состав СЭВ страны, в которых проживает 10% населения всего мира (370 млн. человек), производят ныне уже около 1/3 мировой промышленной продукции. За период с 1949 по 1973 год объем совокупного национального дохода стран — членов СЭВ увеличился примерно в 8 раз, а общий объем промышленной продукции в 12 раз. Для сравнения укажем, что за этот же период национальный доход и промышленная продукция экономически развитых капиталистических стран возросли соответственно лишь в 3,2 и 4 раза.
Источник