Развитие социальной политике стран северной европы

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Ташибеков Т.Ч. Опыт стран северной Европы в области социального обеспечения // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №6. – С. 116-118

ОПЫТ СТРАН СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО ГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Т.Ч. Ташибеков , аспирант

Ошский технологический униве рситет

( Кыргызская Республика, г . Ош )

Аннотация. В статье рассмотрен опыт зарубежных стан, в частности стран с е верной Европы в области социально го обеспечения . Объектом исследования являются с о циальные сферы стран северной Европы . На основе изучения опыта данных стран пре д ложены направления применения их на практик е социально го обеспечения в К ыргызской Р еспублик е .

Ключевые слова: социальная сфера, социальная политика, эффективность социальн о го обеспечения, система социального обеспечения, регулирование социальной сферы.

Эффективная экономика и широкома с штабная социально-культурная политика создают для населения стран северной Е в ропы благоприятные условия существов а ния «от колыбели до могилы». Эта крыл а тая фраза особенно популярна в Швеции. Проводимая здесь политика предусматр и вает широкий диапазон мероприятий: от общих структурных мер по улучшению социальных условий по месту жительства до так называемым «ориентировочных мер», адресованных отдельным группам и лицам. Одна из целей – сокращение ра з рыва в доходах между низшими и высш и ми категориями. Но и в других странах региона объем услуг, предоставляемых государством и местными властями гра ж данам, больше, чем в прочих странах З а падной Европы [ 2 , с. 190] .

Социально-культурная политика севе р ной Европы имеет характерные черты, о т личающие их от других развитых гос у дарств Запада.

Во-первых, ее отличает универсал ь ность, всеобщность. Системой социальн о го страхования охвачено все население, а не только ее беднейшая часть, как во мн о гих других странах.

Во-вторых, доминирующую роль в з а щите населения играет государства в лице центрального правительства и местных органов власти. Отсюда – высокий удел ь ный вес социальных расходов государства в ВВП и госбюджете.

В-третьих, социально-культурная пол и тика тесно связана с государственным р е гулированием экономики, которое имеет явную социальную направленность.

В-четвертых, особую роль играет обе с печение занятости. В Швеции, например, полная занятость считается главной и н е изменной целью экономической политики.

В-пятых, социально-культурная пол и тика пронизана идеей равенства, филос о фией солидарности, поэтому финансовая поддержка оказывается пенсионерам, семьях с детьми и с низкими доходами, инвалидам и т.д.

И, наконец, социальная политика сев е роевропейских стран имеет свои особе н ности финансирования.

Прежде всего, это – целенаправленное регулирование социальных и культурных процессов преимущественно на государс т венном уровне путем перераспределения наци о нального доход. Доля госрасходов в ВВП за последние годы значительно во з росла . В Финляндии она составляет 41 % Норв егии – 52, Дании – 62, в Швеции – 70% (в других развитых странах Западной Европы – примерно 50%). При этом ра с ходы на социальные цели росли особенно быстрыми темпами. Главные направления социальной политики и социальной и н фраструктуры (образование, здравоохр а нение, отчасти – социальное стр а хование и др.) финансируются через механизм нал о гообложения, уровень которого в странах Северной Европы весьма высок, например, в Швеции в начале 90-х годов – 56- 57% ВВП [1] .

Социальные фонды складываются не только из средств государства. Система соц и ального страхования финансируется из государственных и местных налогов, взносов наемных работников и предпр и нимателей. Соотношение этих источников в различных стр а нах неодинаково. Оно определяется характером и спецификой национальной системы социального стр а хования, масштабами государственного вмешательства. Основной источник во всех странах, кроме Дании и Исландии, – взносы предпринимателей, исчисляемые с суммы фонда заработной платы. В Шв е ции эти взносы составляют: на ст рахов а ние по болезни – свыше 10 % фонда зар а ботной платы, на народные пенсии – около 10% , на д о полнительные пенсии – 11 %, в Норвегии доля взносов трудящихся выше, чем в других странах.

Что касается комплекса мер по подде р жанию занятости, то основной упор дел а ется на изменение инвестиционной пол и тики, изыскание новых источников кап и таловложений, создание дополнительных рабочих м ест, в том числе и в госсекторе [ 3 , с. 260] .

Краткий обзор некоторых положений достигнутого уровня в социальной сфере из практики некоторых стран северной Е в ропы свидетельствует о наличии разноо б разных подходов в социальном обеспеч е нии. Безусловно, эти примеры оказываю т ся полезными и для нашей республики.

Конкретно для Кыргызской Республики это означает необходимость осуществл е ния политики, направленной на достиж е ние международных стандартов в области заработной платы, пенсии, пособий, соц и ального страхования, медицинского о б служивания, поддержки работников с с е мейными обязанностями, трудовых м и грантов и т.п.

Таким образом, система управления с о циально-культурной сферой постоянно развиваются адекватно политическим и социально-экономическим условиям своих стран. И поэтому в нашей стране необх о димо выстроить новую модель отношений субъектов управления социально-культурной сферой, основанную как на перераспределении доходов для предо т вращения бедности среди населения, так и на механизмах и технологиях реального государственного регулирования, что п о зволит повысить уровень жизни граждан, а также финансовую устойчивость всей с о циально-культурной сферы.

Вместе с тем, достижение междунаро д ных стандартов потребление продуктов социально-культурной сферы для жителей республики в ближайшей перспективе весьма проблематично и прежде всего из-за низкого уровня экономического разв и тия. Понятно, что чем выше уровень ра з вития, тем больше уровень социально-культурных благ. Однако дело не только в этом, значительная часть социально-культурных благ потребляется исходя из традиций, сложившихся привычек людей, религиозных и других убеждений и соо б ражений .

Естественно глобализация обществе н ного процесса сближает процесс потре б ления благ, но это довольно длительный процесс. Кроме этого играет роль проце с са, как регулирования потребления соц и ально-культурных благ, так и объекти в ность распределения благ, финансируемых из государственного бюджета среди ра з личных категорий насел е ния.

Рассматривая возможности влияния опыта зарубежных стран в области соц и альной сферы в теоретическом плане мо ж но отметить некоторые моменты статист и ческого характера. Например , в больши н стве стран мира резкое расслоение людей по доходно-имущественным признакам рассматривается как отрицательные фа к торы развития. Поэтому старается не д о пускать более многократного превышения уровня доходов между 10% бедных и 10% богатого населения.

Несмотря на то, что такая мера свобо д ной экономике выглядит неправдоподо б ным, тем не менее, через различные рыч а ги (налоги, представление льгот и др.) д о биваться, чтобы в реальной жизни собл ю дались соответствующие пропорции.

Безусловно, Кыргызстану полезно пр и нять во внимание и такие аспекты пр о блем. Кроме этого на уровень социальной сферы влияет масса неизученных и трудно поддающихся количественно му измер е нию факторов. Например, местные об ы чаи, традиции, кланство и др. В свою оч е редь процесс инвестирования должен уч и тывать любые общес т венные индикаторы, которые в той или иной мере оказывают влияние не только на ур о вень социальный сферы, но и сами инвестиционные проце с сы.

1. Койчуев Т. К экономической политике государства / Т. Койчуев , К. Гусев // Реформа. – 2006. – №1. – С. 4-16.

2. Горбунов А.А. финансовая устойчивость социально-экономической системы. – СП б : ДЕКА, 20 14. – 259 с .

3. Глазьев С. Критические Замечания по фундаментальным вопросам денежной пол и тики // Вопросы экономики. – 2016 . – №2. – С. 40-52.

EXPERIENCE OF THE NORTHERN EUROPEAN COUNTRIES

IN THE FIELD OF SOCIAL SECURITY

T.Ch. Tashibekov, postgraduate

Osh technological university

(Kyrgyz Republic, Osh)

Abstract. The article examines the experience of foreign countries, in particular the countries of northern Europe in the field of social security. The subject of the study are the social spheres of the countries of northern Europe. On the basis of studying the experience of these countries, the directions of their application in the practice of social security in the Kyrgyz Republic are pr o posed.

Keywords: Social sphere, social policy, social security effectiveness, social security system, social sphere regulation.

Источник

Развитие социальной политике стран северной европы

ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

В статье рассматриваются особенности социальной политики государств Северной Европы, а также приоритетные направления социального развития таких стран как Швеция, Дания, Исландия, Финляндия и Норвегия.

90-е годы ХХ столетия ознаменовались для России глубоким кризисом, который со всей остротой охватил все сферы жизнедеятельности общества, вследствие чего в тяжелейшем положении оказалась в частности социальная сфера, здравоохранение, культура, наука и образование.

В не менее тяжелом состоянии оказалась экономика России, следствием чего стало резкое сокращение доходов населения – доходы 24% не превышали 40 долларов США, в связи, с чем из 148 миллионов человек за чертой бедности оказалось 32 миллиона, а количество безработных согласно данным Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 1994 год достигло 5,7 миллионов человек.

Вышеизложенные обстоятельства остро поставили проблему социальной защищенности наиболее уязвимых слоев населения, в связи, с чем представляет интерес опыт стран Северной Европы, где даже самые неблагополучные слои обеспечиваются высоким уровнем экономической защиты и социального обслуживания.

В странах Северной Европы имеет место быть своеобразная модель государственного устройства социал-демократического типа, где преобладает принцип универсальности социального обеспечения [1;С.46], согласно которому все граждане, вне зависимости от собственного положения в общественной иерархии при наступлении конкретных обстоятельств имеют право на тот или иной вид социального обслуживания.

Второй принцип – налоговое финансирование — отчисления на социальную сферу финансируются преимущественно за счет средств государственного бюджета, что обеспечивается высоким уровнем налогообложения.

Третий принцип, характерный для большинства государств Северной Европы – принцип социальной солидарности, состоящий в том, что все граждане равным образом и вне зависимости от их социального статуса принимают участие в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный своим доходам вклад (к примеру, в Швеции уровень налогообложения составляет 67% и является одним из самых высоких в мире) [4;С.79].

Из этого следует, что жизнеспособность такой модели социальной политики возможно только при высокой степени концентрации в руках государственной власти огромных финансовых ресурсов и высоком уровне налогообложения, при котором состоятельные социальные группы несут большие расходы, иными словами происходит перераспределение средств от обеспеченных граждан к социально уязвимым категориям населения.

Эту модель государственного устройства принято называть «Welfare state» (государство всеобщего благосостояния), которая до настоящего времени так и не получила общепринятой интерпретации — выдающийся комментатор послевоенной социальной политики, изучавший ее на протяжение всей своей жизни, Ричард Титмус не без смущения пришел к такому выводу: «Не поддающаяся определению абстракция «государство благосостояния» вызывает у меня и сейчас не больше восторга, чем лет двадцать ньность жизни (Норвегия – 81,0; Швеция – 81,3;

Финляндия – 80,1; Исландия — 82,1; Дания – 78,7);

2. средняя продолжительность обучения (Норвегия – 12,6; Швеция – 11,6;

Финляндия – 10,3; Исландия – 10,4; Дания – 10,3);

3. валовой национальный доход (ВНД) на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США (Норвегия – 58,810; Швеция

– 36 936; Финляндия – 33 872; Исландия – 22, 917; Дания – 36,404).

Важнейшим компонентом социальной политики стран Северной Европы и стержневым звеном «государства всеобщего благосостояния» является система социальной защиты, для которой характерны, как уже отмечалось, перераспределение средств от обеспеченных к малообеспеченным гражданам, что осуществляется посредством системы прогрессивного налогообложения.

Это позволяет избежать того шокирующего контраста имущественного расслоения, который сегодня наблюдается в Российской Федерации – 43% всех денежных доходов принадлежат 20% наиболее обеспеченным гражданам России.

Доля государственных расходов в ВВП, включающих социальные гарантии, трансфертные платежи, благодаря которым происходит перераспределение национального продукта в сторону наименее обеспеченных слоев населения, составляет в Швеции 66%, в Дании – 61%, в Финляндии – 56% [6].

Такие сферы как здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение относятся в странах Северной Европы к приоритетным направлениям деятельности органов государственной власти. К примеру, Швеция занимает передовые позиции по многим показателям развития здравоохранения, которое согласно Закону «О здравоохранении» является общедоступным и на 95% государственным.

Младенческая смертность в странах Северной Европы очень низкая – согласно данным CIA World Factbook (Всемирная книга фактов), этот показатель в Швеции составляет 2,7 (на 1000 рождений); Исландии – 3,2; Финляндии – 3,4; Норвегии – 3,5%; Дании – 3,4.

Показатель ожидаемой продолжительности жизни, в некоторых странах

Северной Европы, один из самых высоких в мире – в Исландии – 82,3; Швеции –

81,3 и в Норвегии – 81.

Доля государственных расходов на здравоохранение в странах Северной Европы [7;С.63]

Общие расходы на

здравоохранение (в % к ВВП)

Исландия

Норвегия

Финляндия

Немало внимания в сфере социального обеспечения в странах Северной Европы уделяется пенсионному страхованию (обеспечению), для которого в последнее время характерно увеличение возраста выхода на пенсию, что связано, прежде всего, с увеличением показателя ожидаемой продолжительности жизни населения.

Итак, рассмотрев некоторые аспекты социальной политики стран Северной Европы на современном этапе, можно констатировать, что эти государства относятся к тем, которые обладают очень высоким уровнем развития человеческого потенциала, способны обеспечить высокий уровень социальных гарантий и качества жизни и, в конечном счете, благосостояние населения.

Возраст выхода на пенсию в странах Северной Европы:

Источник

Читайте также:  Главные факторы развития мрт между странами
Оцените статью