- Азербайджан. Экономическое и политическое развитие с 1991 г. по наши дни
- Нормативные акты, заложившие основы государственного, политического и экономического устройства независимого Азербайджана. Вооруженный конфликт за контроль над Нагорным Карабахом. Основные направления внутренней и внешней политики Азербайджана.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
- Нужен ли аграрной промышленности Азербайджана ЕАЭС
Азербайджан. Экономическое и политическое развитие с 1991 г. по наши дни
Нормативные акты, заложившие основы государственного, политического и экономического устройства независимого Азербайджана. Вооруженный конфликт за контроль над Нагорным Карабахом. Основные направления внутренней и внешней политики Азербайджана.
Рубрика | Государство и право |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 03.05.2015 |
Размер файла | 22,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Азербайджан. Экономическое и политическое развитие с 1991 г по наши дни.
Азербайджамн — государство, расположенное в восточной части Закавказья, в Передней Азии и на Ближнем Востоке.Население, на январь 2013 года, составляет более 9 миллионов человек, территория — 86 600 кмІ. Занимает девяносто первое место в мире по численности населения и сто двенадцатое по территории.
Столица — Баку. Государственный язык — азербайджанский.
Азербайджан многонациональное государство. Большинство населения республики исповедует ислам,меньшинство христианство.
Унитарное государство, президентская республика.
Омывается водами Каспийского моря. Имеет сухопутную границу с Россией, Грузией, Арменией и Ираном. Нахичеванская Автономная Республика —эксклав Азербайджана — граничит с Арменией на северо-востоке, Ираном на юго-западе, Турцией на северо-западе.
Денежная единица — азербайджанский манат.
30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял декларацию «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики», а 18 октября был принят конституционный акт «О государственной независимости Азербайджанской Республики», которым были заложены основы государственного, политического и экономического устройства независимого Азербайджана.
Первым президентом стал представитель партийной номенклатуры Аяз Муталибов.
В июне 1992 года Аяза Муталибова сменил руководитель националистического Народного фронта Азербайджана Абульфаз Эльчибей. Временно исполняющими обязанности президента Азербайджана были также председатели Парламента Азербайджана Ягуб Мамедов и Иса Гамбар.Неудачи в ходе военного противостояния и некомпетентность правительства, сформированного НФА, вызвали кризис власти, в результате которого 4 июня 1993 года в Гяндже вспыхнул мятеж полковника Сурета Гусейнова.
Чтобы избежать гражданской войны, Эльчибей пригласил в Баку Гейдара Алиева, который в то время жил в Нахичевани. Таким образом к власти пришёл Гейдар Алиев.
В ходе этих событий группа офицеров-талышей во главе с полковником Альакрамом Гумматовым провозгласила в Ленкорани Талыш-Муганскую автономную республику в составе Азербайджана. Алиев не признал талышской автономии, 23 августа мятеж был подавлен.
В конце 1991 — начале 1992 годов между Азербайджанской Республикой и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой начался вооружённый конфликт за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими районами. В то же время часть территории Армении (эксклав Арцвашен) перешла под контроль Азербайджана, часть территории Азербайджана (эксклавы Кярки, Бархударлы, Верхняя Аскипара) — под контроль Армении.
В мае 1994 года при посредничестве группы государств СНГ Азербайджан, Армения и Нагорно-Карабахская Республика подписали соглашение о прекращении огня. В ходе Карабахской войны азербайджанцы вытеснили армян с ряда территорий бывшей Азербайджанской ССР, где ранее они составляли большинство. Преимущественно армянские вооружённые силы НКР, а также поддержавшие их вооружённые силы Армении, в свою очередь, установили контроль над рядом районов, расположенных за пределами заявленной в 1991 году территории НКР и ранее имевших преимущественно азербайджанское население, что было квалифицировано в1993 году Советом безопасности ООН как оккупация территории Азербайджана армянскими силами.Впоследствии продолжающие сохранять контроль над этими территориями до настоящего момента власти Нагорно-Карабахской Республики включили их в административно-территориальную структуру НКР.
В 2003 году скончавшегося Гейдара Алиева на посту президента Азербайджана в результате выборов сменил его сын, Ильхам Алиев.
С течением времени Ильхам Алиев стал избавляться от представителей старой гвардии — соратников своего отца. В частности, в конце 2005, незадолго до очередных парламентских выборов, несколько высокопоставленных чиновников лишились своих постов и были арестованы по подозрению в подготовке государственного переворота.
Политика в наше время
Главой государства является президент. Азербайджан — президентская республика. Президент избирается всенародным голосованием на 5 лет и назначает всех правительственных чиновников.
В случае, если ведение военных операций в условиях войны не позволяет провести выборы Президента Азербайджанской Республики, то срок полномочий Президента Азербайджанской Республики продлевается до окончания военных операций. Решение об этом принимается Конституционным судом Азербайджанской Республики на основании обращения государственного органа, обеспечивающего проведение выборов (референдума).
Высший законодательный орган Азербайджана — однопалатное Национальное Собрание (Милли меджлис Азербайджана — азерб. Milli M?clis) (125 депутатов), избираемое всенародным голосованием на пятилетний срок по одномандатным округам.
Первые парламентские выборы в истории независимого Азербайджана состоялись в 1995 году. Нынешний состав парламента избран в ноябре 2010 года. Большинство депутатов являются беспартийными или представляют пропрезидентскую партию «Новый Азербайджан». Оппозиционные партии представлены в парламенте, но их массовые акции, демонстрации и митинги, как правило, не приветствуются властями, как и во многих странах региона.
азербайджан политика карабах государственный
Азербайджан поддерживает дипломатические отношения со многими странами. Основными странами-партнёрами являются: Италия,Россия, Германия, США, Турция, Израиль. Дипломатические отношения отсутствуют с Арменией из-за её участия в Карабахской войне. Азербайджан участвует во многих мировых и региональных международных организациях:
ћ Движение неприсоединения
ћ Организация черноморского экономического сотрудничества
ћ Организация Исламская конференция
ћ Тюркский совет
Азербайджан участвует в программе НАТО Партнёрство во имя мира.
Азербайджан — индустриально-аграрная страна с высокоразвитой промышленностью и многоотраслевым сельским хозяйством. Важнейшее место в хозяйстве Азербайджана занимают нефте- и газодобывающая, нефтеперерабатывающая, химическая (минеральные удобрения, синтетический каучук, автомобильные шины и др.), машиностроительная, горнорудная промышленность (добыча железной руды и алунита) и цветная металлургия, разнообразные отрасли пищевой (консервная, чайная, табачная, винодельческая) и лёгкой (хлопкоочистительная, хлопчатобумажная, шёлковая, шерстяная, ковроткацкая) промышленности.
Азербайджан в последние годы лидирует среди стран СНГ по темпам экономического роста.В 2003—2008 годах ВВП Азербайджана вырос в 2,6 раза; уровень бедности в государстве, с 2003 года, снизился с 45 до 11 %. В 2006 году ВВП страны вырос на 36,6 % до $20,4 млрд. Экономический рост продолжается непрерывно с1996 года; в течение десяти лет экономика Азербайджана в среднем прибавляла по 13,6 % ежегодно (по сравнению с1995 годом размер ВВП увеличился в 8,4 раза)
Азербайджан поставляет в другие страны продукцию химической и топливной промышленности, цветной и чёрной металлургии, машиностроения и металлообработки (передвижные буровые установки, подъёмные агрегаты, передвижные вышки, фонтанную арматуру, глубинные насосы, электродвигатели, геофизические приборы), лёгкой промышленности и т. д. Из других стран в Азербайджан ввозится в основном готовая продукция: станки, различные сельскохозяйственные машины, автомобили, одежда, продовольственные товары. Рост ВВП Азербайджана по большей части обеспечивается за счёт увеличения добычи и экспорта углеводородного сырья (что обусловлено, в частности, пуском в 2005 году нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан и началом добычи газа на месторождении Шах-Дениз в конце 2006 года), а также повышения мировых цен на нефть. По итогам первых трёх кварталов 2006 г., на сырую нефть приходилось 60,7 % объёма азербайджанского экспорта, на нефтепродукты — ещё 24,5 %. Часть доходов от экспорта нефти аккумулируется в Государственном нефтяном фонде (в декабре 2006 г. он составил $1,6 млрд). Инвестиции в основном осуществляются в топливно-энергетический комплекс. С недавних пор в стране добывается золото
20 сентября 1994 года во дворце Гюлистан, в Баку было заключено соглашение, которое ввиду его огромной значимости получило название «Контракт века». Контракт века вошёл в список самых крупных соглашений, как по количеству углеводородных запасов, так и по общему объёму предполагаемых инвестиций. Соглашение о долевом распределении продукции глубоководных месторождений Азери, Чыраг и Гюнешли нашло свое отражение на 400 страницах и 4 языках.
ћ В Контракте века были представлены 13 компаний (Амоко, BP, МакДермотт, Юникал, SOCAR, Лукойл, Статойл, Эксон, Туркиш петролиум,Пеннзойл, Иточу, Ремко, Делта) из 8 стран мира (Азербайджан, Турция, США, Япония, Великобритания, Норвегия, Россия и Саудовская Аравия).
ћ По предварительным расчётам, предполагаемые запасы нефти вначале составляли 511 млн тонн, однако, последовавшее затем оценочное бурение и уточненные данные показали наличие 730 млн тонн нефти и в связи с этим объём инвестиций, необходимых для разработки месторождений, был установлен в размере 11,5 млрд долларов США. В рамках Контракта века 80 % от общей чистой прибыли достаётся Азербайджану, а оставшиеся 20 % — инвестиционным компаниям.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Дефиниции уголовно-процессуальных терминов, определение преследования по Конституции Азербайджана и исключающие его обстоятельства. Уголовное судопроизводство и полномочия суда, показания свидетелей, задержание и возбуждение досудебного производства.
реферат [22,5 K], добавлен 12.06.2009
Роль государственного бюджета в социально-экономическом состоянии РФ. Анализ расходов бюджета РФ на социально-культурные мероприятия и на экономическое развитие. Оценка перспектив бюджетной политики в области социально-экономического развития страны.
курсовая работа [306,6 K], добавлен 08.10.2012
Обобщающий анализ социальных условий развития института прокуратуры, всей системы факторов, определяющих направление и темпы его реформирования. Обстоятельства его определения. Пути усиления правозащитного потенциала прокуратуры Азербайджана и Казахстана.
статья [29,9 K], добавлен 10.04.2009
Правовые основы принципов государственного управления охраной государственной границы Российской Федерации. Основные нормативные акты. Общественные отношения, возникающие в процессе реализации принципов государственного управления в пограничной сфере.
курсовая работа [38,5 K], добавлен 25.04.2010
Политическое право в трудах мыслителей античной эпохи. Системы политического права Нового времени. Современное политическое право. Политическое право и проблемы построения гражданского общества. Будущее политического права в Российской Федерации.
дипломная работа [83,6 K], добавлен 10.01.2010
Источник
Нужен ли аграрной промышленности Азербайджана ЕАЭС
Рассматривая ожидаемую выгоду Азербайджана от интеграции в Евразийский экономический союз, надо учесть и перспективы повышения качества экспортно-импортных операций сельхозпродукции.
БАКУ, 26 апр — Sputnik, Айгюль Тагиева. Одним из основных направлений сотрудничества между странами-участниками Евразийского экономического союза (ЕАЭС), несомненно, является аграрная промышленность. Если присмотреться к членам союза, можно заметить, что тут объединены и крупнейшие экспортеры агропромышленности, и зависимые от импорта страны, и нередко участники ведут взаимовыгодные экспортно-импортные операции, в которых одни страны приобретают категории товаров, которые не производятся у них, и взамен экспортируют другую продукцию.
Так, например, Беларусь является страной, основная доля экспорта которой приходится на сельскохозяйственные продукты. Поставляя, в том числе в страны ЕАЭС, широкий перечень продуктов сельского хозяйства, страна в то же время зависима от импорта в категории овощебахчевых культур, ягод и фруктов. К примеру, персики, виноград, арбузы, хурма и другие фрукты поставляются в эту страну в основном из Азербайджана.
Согласно последним отчетам агропромышленного сектора Азербайджана, доля сельхозпродукции в общем экспорте страны составляет около 5%, однако если учесть, что в экспортных операциях республики львиная доля приходится на нефтегазовую продукцию (около 87%), то можно сказать, что поставки агропромышленных товаров для Азербайджана являются важной частью внешнеторговой деятельности — в том числе, чтобы диверсифицировать ассортимент поставок и снизить зависимость экономики от экспорта энергоресурсов.
При взгляде на динамику экспорта сельхозпродукции Азербайджана в последние годы можно заметить, что экспорт некоторой номенклатуры, к примеру, томатов, яблок и других фруктов, которые в основном поставляются в Россию, идет на спад. Так, РФ существенно снизила импорт томатов (в том числе из Азербайджана) благодаря тому, что в стране произошел скачок производства парниковых томатов. Благодаря новым технологиям тепличных хозяйств, даже в самом, казалось бы, неблагоприятном климате можно выращивать любые виды овощей и фруктов.
Таким образом, согласно информации СМИ, производство овощей в российских теплицах выросло на 80%, что позволит РФ если и не полностью снять, но понизить зависимость страны от импорта ряда номенклатуры овощей и фруктов.
Для Азербайджана это не лучшая новость, так как страна может потерять в лице России основной рынок, а альтернативы ему пока нет – соседние Иран и Турция не нуждаются в импорте фруктов и овощей, а с более далекими рынками аграрные экспортно-импортные отношения находятся на невысоком уровне.
Тут нужно отметить и роль ЕАЭС, гипотетическое вступление в который сулит Азербайджану новые рынки для поставок сельхозпродукции. В рамках Союза Казахстан и Кыргызстан, которые в некоторый степени зависимы от поставок ряда продукции сельского хозяйства, могли бы оказаться для азербайджанского агросектора незаменимым рынком сбыта.
Кроме того, теоретически в ЕАЭС, в рамках соглашений по льготному товарообороту между странами-участниками союза и отмене ряда пошлинных сборов, Азербайджан мог бы получить дополнительный стимул сельскохозяйственному экспорту и импорту.
Наряду с этим, в рамках ЕАЭС Азербайджан мог бы также реализовать проекты по развитию сельского хозяйства. Такие проекты сейчас рассматривают Баку и Минск: посол Беларуси в Баку Андрей Равков ранее рассказывал про планы двух стран по строительству в сельской местности поселений по аналогии с белорусскими агрогородками со всей необходимой инфраструктурой: промышленной, социальной и транспортной.
Интеграция в ЕАЭС для аграрной промышленности Азербайджана имела бы положительные результаты, как в виде диверсификации рынков сбыта сельхозпродукции и упрощения некоторых бюрократических процедур, так и снижения торговых пошлин.
Однако эксперты по аграрной промышленности в Азербайджане считают, что Азербайджану для развития аграрного сектора нет нужды вступать в ЕАЭС, так как страна уже имеет некоторые соглашения о льготной торговле со всеми странами СНГ (за исключением Армении).
Эксперт-экономист Анар Азизов считает, что если говорить о развитии аграрного сектора в Азербайджане, то здесь республика предпочитает развитие двухсторонних отношений формату союза.
«Дело в том, что на двухстороннем уровне легче договориться. Если нужно получить преференции, обговорить условия поставок и согласовать другие детали, это быстрее происходит на двустороннем уровне. Это более эффективная форма сотрудничества», — сказал экономист Sputnik Азербайджан.
У Азербайджана уже есть соглашение о беспошлинной торговле со странами СНГ, напомнил Азизов. По этому соглашению как страна-член СНГ Азербайджан может поставлять товары в любую страну на беспошлинной основе, либо в режиме льготного налогообложения.
«Один из основных внешнеторговых партнеров Азербайджана — это Россия и соответственно, экспорт сельхозпродукции в РФ активно осуществляется и в первичной форме, и в форме переработки на упрощенных условиях. Для этого не нужно вступать в союз», — отметил эксперт.
По мнению же руководителя Общественного союза поддержки аграрных реформ Азербайджана Вахида Магеррамова, агропромышленный рынок Евразийского экономического союза переполнен и сложен по своей структуре.
«На аграрном рынке ЕАЭС важными игроками являются Россия, Беларусь, Казахстан. В этих странах в последние несколько лет ведутся реформы по модернизации и усовершенствованию аграрной промышленности. В результате этого рынок ЕАЭС переполнен многими товарами, в том числе мясом и молочными продуктами», — сказал Sputnik Азербайджан эксперт по агропромышленности.
Кроме того, по мнению Магеррамова, покупательская способность в странах ЕАЭС в последнее время существенно снизилась, поэтому рынок сбыта союза не так перспективен для Азербайджана.
«Азербайджану на самом деле нечего предложить аграрному рынку ЕАЭС. У нас нет какой-то особой продукции, которая могла бы конкурировать на нем», — считает эксперт.
Что же касается того, что Азербайджан мог бы импортировать товары из стран-участников ЕАЭС на льготной основе, то по мнению Магеррамова, льготы в рамках Евразийского экономического союза для импортной политики Азербайджана не являются ощутимыми.
Источник