- Период правления Брежнева
- Внутренняя политика
- Новые принципы управления
- Экономические реформы 1960-х годов
- Проблема экономического застоя
- Внешняя политика СССР при Брежневе
- Отношения с союзниками
- Политика разрядки
- Особенности духовной жизни
- Правление Леонида Брежнева: период «застоя» или «золотая эпоха» в истории СССР?
- Политическое развитие
- Идеология, диссидентство
- Развитие экономики
- Образование и наука
- Социальная сфера
- Внешняя политика
- Страны социалистического лагеря
- Разрядка напряженности с Западом
Период правления Брежнева
Правление Леонида Брежнева — период в истории СССР, продолжавшийся с 14 октября 1966 года по 10 ноября 1982 года (дата смерти Брежнева). В течение этого времени советский лидер занимал сразу несколько высших партийных и государственных должностей, в том числе пост Генерального секретаря ЦК КПСС.
Это период глубоких контрастов в развитии Советского Союза, в котором уместился экономический подъем VIII пятилетки (1966-1970), превращение страны в военную и экономическую сверхдержаву, завоевание лидерских позиций в космосе, смягчение отношений с Западом. Сформировалась одна из лучших систем образования на планете, венцом которой стало обучение в вузах более 5 млн студентов.
С другой стороны, брежневский период оказался застоем в политической системе, управлявшейся узкой группой неуклонно стареющих вождей. Страна окончательно села на нефтяную иглу и пошла по откровенно экстенсивному пути развития с опорой на продажу углеводородов. Втягивание СССР в Афганскую войну стоило ухудшения отношений с Западом, а в перспективе потери международного влияния.
Внутренняя политика
Новые принципы управления
Брежнев был в числе инициаторов отречения экс-первого Секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева от власти осенью 1964 года. Фактически сразу была восстановлена привычная схема управления:
- Центральный комитет.
- Обкомы.
- Райкомы.
Вместо ранее созданных Совнархозов воссоздаются министерства, работавшие по отраслевому признаку. Новый лидер быстро перешел к принципу стабильности кадров, поэтому после расстановки своих людей изменения на руководящих постах в правление Брежнева стали крайне редки. Вводится принцип коллективного руководства, когда решения по главным вопросам принимались после детальной проработки профильными ведомствами, рассмотрения Секретариатом и при поддержке членов Политбюро ЦК КПСС.
Элита партии увидела в Брежневе лидера, способного отстаивать ее интересы, часто идти на компромиссы, что сильно контрастировало с волюнтаризмом и импульсивной политикой предшественников. При этом региональная и местная элита со временем больше напоминала никому неподвластных царьков, чья личная преданность Брежневу перевешивала очевидные факты коррупции. Вспомним «хлопковое дело» в Узбекистане, где в совокупности приговоры получили свыше 4 тысяч фигурантов.
Экономические реформы 1960-х годов
Новая программа КПСС предусматривала достижение амбициозной цели — «догнать и перегнать США по ключевым показателям развития», продемонстрировав преимущества социалистической системы. Несмотря на бесплатное образование, медицину, социальные выплаты средний реальный доход советских рабочих на начальном периоде правления Брежнева уступал показателям американцев в среднем на 230%. Это предопределило изменение экономической политики.
В марте 1965 года прошел Пленум ЦК, где Брежнев назвал новые ориентиры сельскохозяйственной политики:
- введение твердого плана госзакупок у колхозов;
- увеличение закупочных цен на колхозную продукцию;
- сокращение налоговых ставок на денежный доход колхозов;
- трудодни заменялись денежными окладами;
- колхозникам разрешалось вести личное подсобное хозяйство.
Государство ассигновало большие сумы на развитие сельскохозяйственной отрасли. Инициативы были связаны с именем нового Председателя Совета Министров Косыгина (1964-1980). В результате часть колхозов перестала быть убыточной, а введение экономических стимулов заставляла председателей работать более эффективно.
В сентябре 1965 года были намечены меры реформирования промышленности. Они предусматривали снижение плановых показателей, введение хозрасчета, предприятиям давалось право изменять установленные планы. Запускалось материальное стимулирование производителей — руководителям предприятий давали возможность распоряжаться частью прибыли и направлять ее на модернизацию производства, социальные программы (строительство жилья, детских садов, объектов инфраструктуры) и материальное поощрение лучших сотрудников.
За время реформ Брежнева-Косыгина было запущено порядка 2000 новых предприятий. В их числе Тюменский нефтегазовый комплекс, Красноярская ГЭС, приступила к телевещанию Останкинская башня (1967 г.).
План на VIII пятилетку (1966-1970) предусматривал сокращение вложений в промышленность группы «А» за счет увеличения инвестиций в группу «Б» до 5,2% (+0,4% относительно предыдущего периода). Период правления Брежнева характеризовался ростом благосостояния граждан. Многим стали доступны товары бытового назначения — холодильники, телевизоры, стиральные машины. После запуска АВТОВАЗа в 1970 году появились массовые автомобили. Поступательно стала расти заработная плата:
Год | Средняя з/п в месяц (руб.) |
---|---|
1960 | 80,6 |
1970 | 122 |
1980 | 168,9 |
Жителям СССР в годы нахождения у власти Брежнева продолжили предоставлять бесплатные квартиры, земли под обустройство приусадебных участков. В 1967 году официально введена пятидневная рабочая неделя, выросли ежегодные отпуска. Многие советские жители начали ездить отдыхать на курорты, активно развивалась система летнего отдыха детей.
Проблема экономического застоя
Однако эффект от реформ в итоге оказался погашен и все заявленные цели достигнуты не были. Становилось очевидным, что экономика нерентабельна — издержки ресурсов на производство единицы товара были очень высокими. Количество образцов новой техники и оборудования постоянно падало и к середине 1970-х годов уже не превышало 3,5 тыс. единиц, хотя на момент начала реформ показатель был 4,6 тысячи.
Отсутствие конкуренции лишало производителей интереса к росту качества изделий. Кадры зачастую использовались неэффективно, и работники высокой квалификации выполняли простейшие физические операции. Чиновники центральных ведомств проявляли интерес, в основном к крупным проектам (здесь осваивалось больше денег). Во второй половине 1970-х годов акцент в развитии вновь был сделан в пользу промышленности группы «А».
Ключевым ресурсом для поддержания стабильности при правлении Брежнева стали выступать углеводороды. В период с 1960 по 1985 год их доля в объеме экспорта СССР возросла на 38,2% до 54,4%. Благодаря резкому увеличению глобальных цен на нефть СССР сумел заработать в 1975-1985 годах 180 млрд USD.
Внешняя политика СССР при Брежневе
Отношения с союзниками
Руководство СССР стремилось избежать остроты напряженности во внешней политике. Это требовало анализа и переосмысления сложившихся реалий, что не всегда удавалось. Серьезной проблемой стали отношения с Китаем, где оценили экономические реформы в СССР как путь к восстановлению капитализма. Также у КНР возникли территориальные претензии к нашей стране. Стали происходить пограничные конфликты, крупнейший из которых на острове Даманский в 1969 году сопровождался применением реактивной артиллерии и привел к гибели со стороны СССР 58 человек.
В 1968 году СССР пошел на прямое обострение отношений с Чехословакией в ответ на попытку ее руководства обновить модель социализма («социализм с человеческим лицом»), с разрешением действия оппозиции, расширением демократических свобод и прав. Советское руководство увидело в этом угрозу социализму и приняло решение ввести в страну 500-тысячный контингент войск ОВД. Вместо оппозиционного лидера А. Дубчека новым руководителем Чехословакии назначается Г. Гусак, а руководство СССР закрепил за собой миссию защитника социализма в рамках доктрины Брежнева, предусматривающей возможность вмешиваться во внутренние дела союзников. Как следствие, вновь обострились отношения со странами, не поддержавшими ввод войск в ЧССР, среди которых:
Политика разрядки
В начале 1970-х годов в правлении Брежнева наступает период разрядки в отношениях в Западом, который характеризовался сокращением напряженности и стабилизацией отношений с западными странами, главным образом с США. В это время удалось договориться с США о сдерживании распространения ядерного оружия. Было подписано несколько важнейших договоров.
Договор | Год | Основные условия |
---|---|---|
ОСВ-1 + Договор по ПРО | 1972 | уменьшение и остановка наращивания стратегического ядерного вооружения (но не ограничивало число боеголовок на МБР и БРПЛ) |
Об основах взаимоотношений СССР и США | 1972 | стороны заверили, что будут избегать военных противостояний, а различие идеологий не является преградой для развития мирных отношений |
Соглашение о предотвращении ядерной войны | 1973 | Проведение срочных межгосударственных консультаций при появлении угрозы ядерного конфликта, в том числе с участием третьих стран |
Разрядка способствовала взаимному признанию ФРГ и ГДР в 1972 году и включению обеих государств в ООН.
В 1975 году состоялся первый совместный космический полет «Союз-Аполлон» советских космонавтов (А. Леонов, В. Кубасов) и американских астронавтов (Т. Стаффорд, В. Бранд, Д. Слейтон). Апогеем разрядки стало подписание Хельсинского заключительного акта 1975 года в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе с участием европейских государств, Соединенных Штатов, Канады и Советского Союза. Стороны соглашения обязывались:
- уважать сложившиеся границы и независимость друг друга;
- развивать мирное сотрудничество;
- способствовать укреплению безопасности.
Провал политики разрядки был связан с введением советских войск в Афганистан. За 10 лет участия в конфликте погибло свыше 14 тыс. военнослужащих, еще 50 тыс. получили ранения, большинство стран-членов ООН осудили решение руководства СССР. В США вновь стали называть нашу страну «империей зла». Это заставило увеличить расходы на обороноспособность и помощь дружественным режимам, что еще больше усугубило экономический кризис.
Особенности духовной жизни
Сомнения части советских граждан в правильности политики правящей партии заставляли удерживать контроль над СМИ с целью избегания неприятных дискуссий. Официальная пропаганда основывалась на идее строительства самого прогрессивного социалистического государства на планете, правда, не лишенного отдельных просчетов. С 1968 году в УК СССР появилась статья, предусматривавшая ответственность за распространение лживых измышлений, которые порочат общественный и государственный строй. В период с 1967 по 1974 по политическим статьям было наказано 729 человек.
Одновременно КГБ осуществлял различные профилактические действия от помещения в психбольницу до бесед и общественных проработок. Таких эпизодов в период правления Брежнева насчитывается более 121 тысячи. При этом подавление инакомыслия имело ограниченный характер — руководство СССР не желало представать перед международным сообществом, как борец с собственным народом. Впрочем, это не мешало отправлять цвет оппозиции за рубеж.
В 70-е и 80-е годы прошлого века стали популярны кухонные разговоры, темой которых были как частные проблемы, так в целом перспективы развития страны. Советская интеллигенция читала самиздат — машинописные издания оппозиционных авторов, которых не разрешали издаваться официально. Очень популярными были материалы, публиковавшиеся в журнале «Новый мир», «Литературной газете».
В среде инакомыслящих стала культивироваться идея ограничения монопольного права партийной верхушки на управление обществом во избежание нового витка массовых репрессий. В стране формируется состоящий из ученых, писателей, поэтов Комитет защиты прав человека (один из лидеров создатель водородной бомбы А. Сахаров). Он олицетворял появление диссидентского движения, члены которого не поддерживали господствующую коммунистическую идеологию.
В 1977 году была принята Конституция СССР, которая отразила статьи Заключительного акта в части гарантий свобод и прав советского населения. Одновременно была утверждена 6-я статья, наделявшая КПСС монопольным правом на руководство советским обществом.
Системный кризис способствовал формированию критического отношения к достижениям советского социализма даже в верхушке партии. На окраинах (Прибалтика, Средняя Азия, Закавказье) усилились националистические настроения. В составе руководства КПСС появились силы, выступающие за необходимость реформирования социализма и даже переход к либерально-демократической модели.
Леонид Брежнев вместе с тогдашним руководством не пошел на открытый диалог по поводу оценки ситуации в советском обществе, предпочитая абстрагироваться от негативных оценок действующего курса, число которых стало достигать критической массы к началу 1980-х годов.
Источник
Правление Леонида Брежнева: период «застоя» или «золотая эпоха» в истории СССР?
После свержения Хрущева на октябрьском пленуме ЦК КПСС в 1964 году, пост первого секретаря занял Леонид Брежнев. Он возглавлял Советский Союз на протяжении 18 лет, вплоть до самой своей смерти в ноябре 1982 года.
Политическое развитие
Основным политическим курсом в брежневскую эпоху стала стабильность. Страна устала от суровых условий и напряженности последних десятилетий. Война, репрессии, разруха – все было в прошлом.
Управление государством осуществлялось не единолично товарищем Брежневым, а совместно с «малым» Политбюро, в которое входили:
- Дмитрий Федорович Устинов (министр обороны);
- Андрей Андреевич Громыко (министр иностранных дел);
- Михаил Андреевич Суслов (секретарь ЦК КПСС);
- Юрий Владимирович Андропов (председатель КГБ).
Именно эти люди определяли внешнюю и внутреннюю политику СССР, особенно в последние годы правления Брежнева. Управленческий аппарат со второй половины 60-х до середины 80-х годов характеризуется централизацией и бюрократизацией. Это поистине золотое время для партийной номенклатуры. Если сталинская эпоха для членов КПСС – это постоянный страх ареста, то при Хрущеве боялись кадровых перестановок и реорганизаций. При Леониде Ильиче для партийной элиты настала, наконец, спокойная жизнь и уверенность в завтрашнем дне. Он, как никто, был идеальным выразителем интересов чиновничества.
Партийные ряды стремительно росли, к середине 80-х в КПСС числилось около 19 миллионов человек, в аппарате работали более 500 тысяч. На 7 работающих человек приходился 1 управленец. Содержание такого раздутого аппарата обходилось стране в 40 миллиардов рублей (10% от общего бюджета).
Рядовых коммунистов практически не допускали до участия в управлении страной и определении политики партии. По карьерной лестнице продвигались тщательно отобранные кадры – выпускники элитных партийных школ. Процветала коррупция, кумовство, клановость. Среди власть имущих было нормальным пристроить родственников на высокооплачиваемые должности, замолвить слово для поступления в ведущие ВУЗы.
Время правления Брежнева характеризуется также ростом номенклатурных привилегий, таких как спецпайки и государственные дачи. Однако имущество нельзя было присвоить или передать по наследству.
Пункт о смене кадров был исключен из Устава КПСС, контроль над партийной номенклатурой был ослаблен. К началу 80-х годов правительство Советского Союза представляло собой классическую геронтократию. Страной управляли люди, средний возраст которых перевалил за 70 лет. Важнейшие вопросы на заседаниях Политбюро решались за четверть часа, больше, как правило, собрания не длились. Сам Брежнев под конец жизни мог работать от силы час в день, остальное время он отдыхал. В конце 70-х он хотел отойти от власти, но его упросили остаться – он был гарантом стабильности для партийного аппарата.
Политическими нововведениями времен правления Леонида Брежнева стали:
- восстановление должности Генерального секретаря ЦК КПСС (1966 год);
- переименование Президиума ЦК КПСС в Политбюро ЦК КПСС (1966 год);
- принятие Конституции СССР (1977 год).
Основной концепцией развития страны стал «развитый социализм» – необходимый шаг на пути построения коммунизма.
Идеология, диссидентство
С приходом к власти Брежнева вновь заговорили о Сталине, как о выдающемся вожде советского народа. Развенчивание культа личности, которым так рьяно занимался Хрущев, утихло. Информация о репрессиях, лагерях, арестах и других нюансах сталинского режима старательно умалчивалась. Любое проявление инакомыслия резко пресекалось.
Однако в середине 60-х годов в Советском Союзе начало формироваться движение диссидентов (несогласных). Главным их требованием было неукоснительное соблюдение прав человека. На территории страны нелегально распространялась литература, отпечатанная на Западе и запрещенная в СССР. Диссиденты подвергались гонениям: их увольняли с работы, исключали из партии, арестовывали, ссылали, помещали в психиатрические клиники. Наиболее яркими и выдающимися фигурами советского диссидентства были академик АН СССР Андрей Дмитриевич Сахаров и писатель Александр Исаевич Солженицын. Оба, кстати, являлись лауреатами Нобелевской премии.
Развитие экономики
Восьмая пятилетка (1966-1970 годы) стала лучшей за весь послевоенный период. Впечатляющие экономические показатели были как в области промышленности, так и в сельском хозяйстве. Упор по-прежнему делался на военно-промышленный и топливно-энергетический комплекс. Форсированными темпами осваивалась территория Западной Сибири. В «золотую пятилетку» вступили в строй:
- Приднепровская ГРЕС;
- Братская ГЭС;
- Красноярская ГЭС;
- Саратовская ГЭС;
- Волжский автомобильный завод;
- Карагандинский металлургический комбинат;
- Западно-Сибирский металлургический комбинат;
- Донецкая прядильная фабрика;
- трикотажные и обувные фабрики в Волгограде и других городах.
Начиная с 1965 года в СССР начала проводиться экономическая реформа, инициатором и идейным вдохновителем которой был Алексей Косыгин. В рамках экономических преобразований сельскохозяйственные предприятия переходили на полный хозрасчет, советы народного хозяйства были ликвидированы. Предприятиям предоставлялась расширенная хозяйственная самостоятельность. Руководство на местах смогло решать ряд важных вопросов, таких как:
- размер инвестиций в производство;
- заключение долгосрочных контрактов с поставщиками;
- определение численности персонала;
- размер материального поощрения сотрудникам.
В течение первых лет реформа Косыгина принесла стране невиданный экономический прирост, однако уже в начале 70-х стал наблюдаться некоторый спад. Это было спровоцировано многими факторами, неучтенными при разработке программы:
- технологический застой;
- дотирование неэффективных предприятий;
- социальные программы;
- затраты на развитие Дальнего Востока и Сибири;
- колоссальные вложения в военно-промышленный комплекс;
- кредиты странам третьего мира.
Бедой народного хозяйства в те годы было привлечение к уборке урожая более 20% активного населения страны. Аграрии теряли до 30-40% выращиваемых культур. Сельское хозяйство уже не могло обеспечить продовольственные потребности огромного государства. Все чаще в число дефицитных товаров попадали мясо, колбаса, сыр и молочные продукты.
Образование и наука
Начиная с 1966 года в средних школах начался переход на новые учебные программы и планы. С 4 класса вводилось системное преподавание наук (предметное обучение). Для всех образовательных учреждений были отпечатаны новые высококачественные учебные пособия и методические материалы. С середины 60-х годов страна перешла на всеобщее обязательное 8-летнее обучение, а через десяток лет – на всеобщее среднее образование.
В научной сфере СССР достиг огромных успехов. В рамках лунной программы удалось сфотографировать обратную сторону Луны и взять образцы грунта для дальнейшего изучения на Земле. Советские космические аппараты запускались на Венеру для исследования атмосферы планеты. Параллельно со стремительным освоением космоса были сделаны важные открытия в области квантовой физики и теории плазмы.
Социальная сфера
Социальная политика при Брежневе была нацелена на рост благосостояния народа. С середины 60-х всего за 10 лет доходы на душу населения выросли на 46%. Далее рост продолжился, но не такими быстрыми темпами. Улучшение материального положения граждан неминуемо влекло повышение их потребностей. Советская промышленность была не в силах обеспечить страну всем необходимым, поэтому недостаток приходилось восполнять импортом. На экспорт шла нефть, причем в очень больших количествах. Любой недостаток в продовольствии и товарах народного потребления компенсировался за счет нефтедолларов.
Постепенно Советский Союз подсел на так называемую «нефтяную иглу», что привело к ужасающим для страны последствиям. Вместо вложения средств в технологическую модернизацию и построения индустриальной модели развития, СССР формировал ресурсную экономику, тем самым сделав себя зависимым от запасов углеводородов и мировых цен на нефть.
Однако граждане СССР не ощущали на себе экономических проблем, которых с каждым годом становилось все больше и больше. Для населения годы правления Брежнева охарактеризовались рядом положительных изменений:
- переход на 5-дневную рабочую неделю с двумя выходными;
- оплачиваемые отпуска;
- бесплатное образование и медицинское обслуживание;
- содержание жилого фонда практически полностью за счет государства.
С начала 70-х годов в стране ежегодно возводилось более 100 миллионов м² жилья. К началу 80-х отдельные квартиры получили около 80% советских семей, причем выдавались они на безвозмездной основе.
Внешняя политика
Леониду Брежневу досталась страна со множеством нерешенных внешнеполитических вопросов:
- натянутые отношения с Западом в результате Карибского кризиса;
- разногласия с Румынией;
- раскол с Китаем;
- безрезультатные отношения со странами третьего мира.
Исходя из ситуации внешняя политика в брежневскую эпоху была направлена на сплочение стран социалистического лагеря по всем вопросам развития, налаживание отношений с Западом, поддержка прогрессивных движений по всему миру.
Страны социалистического лагеря
В эпоху «застоя» сформировалась так называемая доктрина Брежнева. Курс заключался в ограничении независимости социалистических стран. При угрозе со стороны империалистических держав, государства соцлагеря должны были выступать единым фронтом, оказывая ущемляемой стороне всяческую поддержку, в том числе и военную. Классическим примером такой помощи являются события в Чехословакии 1968 года. Ввод советских войск спровоцировал смещение генерального секретаря.
Советский Союз планировал введение военного контингента и в Польшу, где возросли антисоветские настроения. Однако до этого не дошло, и конфликт сам собой утих, конечно не без влияния со стороны СССР.
Китай упорно обвинял Советский Союз в империализме и не желал потепления отношений. В марте 1968 года произошел вооруженный конфликт, причиной которого стали претензии на остров Даманский. После 3-недельных вооруженных столкновений советская граница была восстановлена.
Разрядка напряженности с Западом
В 1971 году Советский Союз выдвинул Программу мира, в которой предлагалось отказаться от биологического, химического и ядерного оружия, ликвидировать региональные конфликты, признать послевоенные границы ФРГ и ГДР, обеспечить коллективную безопасность в Европе.
Налаживание отношений с США стало возможно в 1972 году после начала вывода войск из Вьетнама. В ходе двухсторонних визитов лидеры сверхдержав подписали более 20 соглашений в разных сферах, в том числе по программе «Союз-Аполлон». Обсуждалось использование энергии атома только в мирных целях, впервые была озвучена мысль о том, что в ядерной войне не может быть победителя. В то же самое время Советский Союз налаживал отношения с рядом капиталистических стран, таких как Великобритания, Франция и Италия.
Вся дипломатическая работа пошла прахом, когда СССР ввел войска в Афганистан. США разорвало отношения на 6 лет, призывало остальные государства бойкотировать Олимпийские игры в Москве. Война в Афганистане, унесшая жизни более 15 тысяч советских солдат и офицеров, не имела никакой выгоды и никакого смысла для СССР. После вывода войск моджахеды быстро ликвидировали демократический строй, ввергнув страну в полнейший хаос. Зато каждому взрослому советскому человеку было известно, какое страшное понятие кроется в словосочетании «груз-200», и почему самолет АН-12 прозвали «черным тюльпаном».
Наряду с Афганистаном присутствие Москвы ощущалось практически во всех конфликтах на Ближнем Востоке и в Африке:
- помощь Палестине в борьбе против Израиля (самолеты и вертолеты);
- предложение об оказании военной поддержки Египту против Израиля (любое количество войск);
- вооружение партии Арабского социалистического возрождения во главе с Саддамом Хусейном;
- договор о дружбе и сотрудничестве с Ливией (Каддафи получал советское оружие практически даром);
- поставки военной техники и оружия в Алжир.
Косвенное участие СССР в национально-освободительных движениях стран третьего мира осложнило отношения с капиталистическими странами и стало причиной обострения холодной войны. Советский Союз втягивали в новую гонку вооружений, к чему не в коей мере не была готова экономика СССР.
Как и в любом периоде истории, в эпохе Брежнева есть как положительные, так и отрицательные моменты. Взвешивая все «за» и «против», нельзя не согласиться, что в данный период население ощутило стабильность и уверенность в завтрашнем дне. А именно этого не хватало советскому обществу в предыдущие годы.
Источник